Николо-Кузнецкий храм : оригинал иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Храм Воскресения в Сокольниках : иконы Божией Матери «Страстная», «Целительница», «Иверская», «Грузинская» и «Боголюбская». Храм Воскресения Словущего (Апостола Филиппа) на Арбате : иконы Божией Матери «Иерусалимская», «Скоропослушница», «Казанская» и «Ахтырская». Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке : иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и «Коневская», икона свт. Спиридона Тримифунтского. Ильинский храм : оригинал иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Спасо-Преображенский храм на Большой Ордынке : икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», икона св. Лонгина Сотника. Знаменский (Петропавловский) храм : «Московская-Боголюбская» икона Божией Матери. Петропавловский храм в Лефортово : благ. кн. Михаил Тверской и преп. Нил Сорский (частицы мощей), «Почаевская» икона Божией Матери, икона св. Иоанна Предтечи. Храм Св. Иоанна Воина на Большой Якиманке : иконы «Господь Вседержитель» и свт. Николая (с ворот Кремля). Успенский храм «в Гончарах» : икона Божией Матери «Троеручица». Знаменский храм в Аксиньино: «Казанская» икона Божией Матери. Рождественский храм в Измайлове : «Иерусалимская» и «Владимирская» иконы Божией Матери. Благовещенский храм в Федосьино : «Феодоровская» икона Божией Матери. Рождество-Богородицкий храм в Крылатском : «Рудненская» икона Божией Матери. Сергиевский храм в Бусиново : «Молченская» икона Божией Матери. Покровский храм в Медведкове : икона «Покров Пресвятой Богородицы». Успенский храм в Косино: оригинал «Косинской» («Моденской») иконы Божией Матери. Владимирский храм в Патриарших Палатах : оригинал иконы Божией Матери «Серафимово Умиление» (келейный образ преп. Серафима Саровского). Единоверческий храм Свт. Николая «на студенце» : икона «Свт. Николай в житии». Старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище : икона «Покров Пресвятой Богородицы». Свято-Данилов монастырь : благ. кн. Даниил Московский (XIII в.) (часть мощей), преп. исп. Георгий Даниловский (ХХ в.), иконы Божией Матери «Троеручица» и «Владимирская», икона преп. Иоанна Кассиана Римлянина .

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

Соб. инф. ИЗ ИСТОРИИ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ " ПОЧАЕВСКАЯ " " Почаевская " икона Божией Матери находится в Успенской Почаевской Лавре. Свое название икона получила от местечка Почаева; по этому же селу называется и сама Почаевская гора, на которой находится Лавра. Гора эта значительно выше всех окружающих ее гор и в особенности замечательна своей пещерой, образовавшейся естественным образом. В этой пещере некогда поселились два монаха, которые посвятили себя подвигам молитвы и воздержания и пребывали в смирении, покрытые благодатью Божиею. Однажды один из этих подвижников взошел ночью на самую вершину горы для совершения обычной молитвы и внезапно увидел в огненном столпе Пресвятую Богородицу, стоящую на камне. Старец известил о дивном видении своего сподвижника, и оба с благоговейным трепетом взирали на божественное явление. В то же время увидел это и пастух с мальчиками, пасшими под горою стадо, и, поспешив на гору, встретил там двух монахов, прославлявших Богородицу за явление и за благодеяние, оставленное Ею на месте явления: Пресвятая Дева на поверхности камня оставила оттиск правой стопы своей, наполненный с тех пор прозрачною водою. Под стопою Владычицы нашей твердый камень растаял, как воск, и источил воду живую. В этой стопе никогда не убавляется вода, несмотря на то что неисчислимые паломники постоянно берут ее для исцеления от недугов. Явление Божией Матери на горе Почаевской и отпечаток Ее стопы на камне были около 1340 года. С того времени гора Почаевская сделалась селением божественной славы, а след стопы Преблагословенной Марии - неоскудевающим источником великих чудотворений. В 1595 году Константинопольский митрополит Неофит, путешествовавший по России, в благодарность за оказанное ему гостеприимство помещицею Анною Гойскою благословил ее иконою Пресвятой Богородицы, привезенною им из Константинополя. Сначала эта святыня не многим была известна; но вскоре от иконы стали истекать чудеса, и сама Анна Гойская стала оказывать особенное благоговение к иконе и теплить пред нею неугасимую лампаду с тех пор, как увидела Пресвятую Богородицу, явившуюся ей в сиянии света. Анна Гойская удивлялась силе благодати от иконы Богоматери; но, когда ее брат Филипп Козинский, слепой от рождения, повергся со слезами и молитвою пред святою иконою и тут же получил зрение, тогда она устрашилась такую благодатную святыню держать в своем доме и потому в 1597 году при стечении многочисленного народа препроводила ее со свечами и молебным пением в Почаевскую обитель и отдала на вечное хранение инокам, обитавшим в пещере. Вскоре на скале выстроена была и церковь в честь Успения Богоматери.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=185...

Соборная Успенская церковь лавры принадлежит к лучшим произведениям строительного искусства в России. Здесь находится знаменитая Почаевская икона Божией Матери, чествуемая как православными, так униатами и католиками у нас в России и заграницей. Эта святая икона была привезена из Царьграда греческим митрополитом Неофитом в имение Анны Гойской (на Волыни) в 1559 году. Проезжая через Волынь, митрополит Неофит остановился для отдыха в имении Орля (ныне Урля), в 9 верстах от Почаева. Владелица этого имения, русская православная помещица Анна Тихоновна Гойская, пригласила к себе митрополита. Пробыв здесь несколько дней, митрополит, перед отъездом своим, благословил гостеприимную хозяйку иконой Божией Матери. Гойская поместила икону в своей домашней часовне. Первые явления чудодейственной силы иконы были обнаружены домашними Гойской, замечавшими неоднократно необыкновенное сияние вокруг иконы. Вскоре и сама Гойская сделалась свидетельницей чуда, когда, по молитве перед иконой, совершенно прозрел ее родной брат, бывший слепым от рождения. Считая себя недостойной обладать чудотворной иконой, Гойская в 1597 году передала ее Почаевской обители. Икона написана в византийском стиле на липовой доске, в высоту 6 и одна четверть и в ширину 5 и одна восьмая вершков. Богоматерь изображена на этой иконе, склонившейся своей головой к Богомладенцу, сидящему на Ее правой руке; левая же рука Ее держит плащ, обвивающий ноги и спину Богомладенца,Который левую руку положил на правое плечо Богоматери, а правою рукою благословляет. Кругом иконы, на ее раме, помещены изображения святых: пророка Ильи и святого Мины — с левой стороны, первомученика архидиакона Стефана и преподобного Авраамия — с правой стороны, святых Параскевы, Екатерины и Ирины — внизу иконы; имена эти написаны по-славянски. В 1675 году (20 июля) молитвами перед этой святой иконой Почаевская обитель была чудесно избавлена от турок. Во время владения обителью униатов икона была коронована (в 1773 году) венцами, присланными от папы Климента XIV.

http://sobory.ru/article/?object=07437

Несмотря на свою стойкость в борьбе, Почаевская лавра с 1713 по 1831 годы находилась под властью униатов. Как-то в 1759 году лошади ехавшего мимо Почаева графа-католика Николая Потоцкого перевернули коляску. В ярости граф выхватил пистолет, чтобы убить не справившегося с управлением кучера. Поняв, что настал последний миг, тот повернулся в сторону видневшейся обители с молитвой к Божией Матери. Пистолет трижды дал осечку. Ошарашенный Потоцкий заметил в глазах кучера огонек какой-то безумной надежды и, выяснив, в чем дело, немедля отправился в монастырь. Увидев образ, который молитвенно вспоминал кучер, граф принес покаяние и все свои материальные средства направил на благоустройство обители и прославление Почаевской иконы (добился признания ее в 1773 году католической церковью чудотворной с возложением на изображение Божией Матери корон). Соборный храм Успения Божией Матери – главное украшение Почаевской лавры – построен этим благотворителем обители, графом Николаем Потоцким в 1780 году. Впоследствии в нем были воздвигнуты два придела: один в 1842 году во имя святого Николая Чудотворца и другой в 1859 году в честь святого Александра Невского. В соборном храме над царскими вратами в звездчатом киоте помещалась известная чудотворная Почаевская икона Богоматери. В пещерном храме Святой Троицы в серебряной раке, устроенной в 1842 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, почивали мощи преподобного Иова Почаевского . Святыней лавры была Стопа Богоматери (отпечаток ноги на плотном известковом туфе). Чудотворный источник, огражденный железной решеткой и покрытый ковчегом, находится внутри церкви Успения Пресвятой Богородицы. Внутри скалы, под стопой, находится пещера, в которой вода стекает по каплям в сосуды и раздается богомольцам. Наверху ковчега находится изображение Стопы. В 1831 году монастырь вернулся в лоно православия. В 1834 году обитель «по многочисленности стекающихся в оную богомольцев, по великолепию ее церквей, обширности и огромности зданий» четвертой по счету среди русских монастырей получила титул лавры. Название это утвердилось еще при униатах и, вероятнее всего, издавна бытовало среди людей, считавших Почаевскую обитель лаврой по важности ее святынь. Во второй половине XIX b. лавра стала крупным религиозно-просветительным центром. Важное значение в этом отношении имели издания здешней типографии.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В 1825 году, сразу после окончания строительства Александро-Невской церкви, в неё из прежней Живоносно-Источницкой церкви поступило несколько сохранившихся (в городской ратуше) от пожара икон и часть утвари. Эти иконы теперь расставлены впереди клиросов на алтарных перегородках: с правой стороны – иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник» и Иоанна Предтечи; с левой стороны – иконы свт. Николая Чудотворца, иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» и иконы свв. вмцц. Екатерины и Варвары (вместе); также сохранилась ещё одна икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», которая ныне располагается во внутреннем зале храма с правой стороны. Все эти иконы, а равно и другие, расположенные в иконостасе и на всех основных колоннах, имели серебрянные оклады с украшениями, которые, вместе с паникадилом, утварью и драгоценными облачениями, поступавшими в храм в течение 90 лет, в ночь под 19 июля (по ст. ст.) 1915 года, по распоряжению военных властей на церковные средства, были эвакуированы в г. Псков, а оттуда в сентябре 1915 года в г. Нижний Новгород, где они вместе с имуществом других церквей г. Риги, в полной сохранности и под охраной, находились в летнем Всехсвятском храме Десятинного женского монастыря до 1918 года, когда подверглись разгрому со стороны советской власти. Всего, кроме лучших облачений, из храма было эвакуировано около 110 кг серебра и 500 кг меди. Такой же участи подверглись и капиталы церкви в процентных бумагах в общей сумме 60 000 золотых рублей, предназначавшихся на постройку нового каменного, взамен настоящего деревянного, храма. Ввиду всего этого Александро-Невский храм после I Мировой войны долго не имел ни ценной утвари, ни хороших облачений, ни капиталов. Лишь в 20-е гг. XX века в Александро-Невскую церковь были перенесены 2 иконы из домового храма Александровской мужской гимназии – св. мц. Татианы и «Христос благословляет детей» (которые ныне располагаются с правой и левой сторон внутреннего зала церкви), и икона Рождества Пресвятой Богородицы из церкви 116-го Малоярославского пехотного полка. Только к концу XX века, благодаря долголетним неустанным трудам настоятеля храма митрофорного протоиерея Петра Смыковского, храм стал приобретать благолепие. Так к своему 180-летнему юбилею церковь украсилась двумя святынями – иконой св. сщмч. Иоанна, Архиепископа Рижского, подаренной Высокопреосвященнейшим Александром, Митрополитом Рижским и всея Латвии, и списком с чудотворной Почаевской иконы Божией Матери, принесённой в дар о. протоиереем Петром Смыковским.

http://sobory.ru/article/?object=06105

1) См. о построении нынешней соборной церкви и братского корпуса там же, стр. 114–125, г) «Оказание о Почаевской лавре», арх. Амвросия; «Потоцкий, как фундатор Почаевского монастыря», стр. 82–87. Архива Почаевской лавры дело 697. 2) Там же А: 872. Домашевскими Свято-Троицкая церковь была сломана и вошла в состав новой церкви 1). Здесь же, в той же временной церкви, в братской трапезе, находилась св. икона и до 1791 года, пока в новом храме не окончены были все работы и не воздвигнут великолепный киот на горнем месте для ее помещения, куда в том же 1791 году она торжественно и была перенесена 8-го сентября в праздник Рождества Пресв. Богородицы, и затем оставалась до последних времен, до получения нового царского иконостаса в Почаевской лавре (1861 года2). Что касается до коронации Чудотворной иконы Почаевской, то мысль об этом, главным образом, принадлежит фундатору Почаевской лавры графу Николаю Потоцкому, который, питая особенное уважение к этой иконе, «умыслил в житии своем сицево достопамятное совершили дело, Матери Божией в почесть и прислугу, якового дела, яковой прислуги, никтоже ин чрез толь долгое время на Горе Почаевской исполнили помыслил бяше»3). Поводом к этому, как говорит предание, между прочим, послужило следующее чудесное событие в жизни Потоцкого. В молодости вообще он вел жизнь разгульную и своевольную. Предаваясь самым уродливым причудам, Потоцкий, но одной прихоти, умерщвлял своих крестьян и находил приятнейшее удовольствие в преследовании евреев, которых стрелял, как дичь. Однажды, в разгаре неистовства, он ехал в коляске, по ровной дороге, и вдруг был опрокинут на пол, в виду Почаевской обители. Лошади с коляской умчались, а упавший с козел кучер остался на месте со своим паном. Взбешенный оплошностью кучера, Потоцкий выхватил из-за пояса пистолет и с словом: умри злодей, опустил курок к груди его. «Сказание о Почаевской лавре», арх. Амвросия, стр. 114, прим. 1-е. 2) «Преславная Гора Почаевская», стр. 17. 3) «Гора Почаевская», стр. 153 на обор. Сравн. также «Сказание о Почаевской лавре» архиман. Амвросия, стр. 103. «Преславная Гора Почаевская», стр. 49.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Кто из вас не слышал от своих отцов и дедов про нашествие французов в 1812 году, когда «двадесять язык с языком», разоривши и опустошивши почти половину России, дошли уже до самой столицы России – Москвы и опустошили её? И, однако же, Россия вышла победительницей над всеми этими и другими многочисленными своими врагами, дерзая единственно о имени Избранной Воеводы – Царицы Небесной, Которая нередко даже видимым для врагов образом поборала за православную Россию вместе с православным христолюбивым русским воинством. Далее, кому не известны многочисленные чудотворные иконы Божией Матери, сияющие, подобно звёздам на небе, по лицу земли русской, многочисленными своими чудесами: окинем и измерим мысленным взором обширную православную Россию от севера до юга, от востока до запада, и мы везде найдём чудотворные Её иконы. Кто не знает Казанской иконы Божией Матери, кому не известна Смоленская икона Богоматери или Одигитрия, кто не слышал про Тихвинскую икону и многие другие? Да, наконец, самая эта обитель и эта местность, в которой вы живёте, разве не под покровительством Божией Матери находится? Далеко ли от вас сияют своими многочисленными чудесами св. и чудотворные иконы Якобштадской Божией Матери, Виленской, Почаевской, Киево-Печерской и другие?.. А ваши дома, ваши семейства, вы сами и всё ваше благосостояние – разве не находится под покровом Божией Матери? Найдётся ли у вас хоть один христианский дом, в котором бы не было иконы Пресвятой Богородицы? Если же мы имеем столько видимых доказательств того, что не только всё наше обширное православное отечество, но и каждая отдельная часть России, каждая местность, каждый дом и семья православная – находятся под покровом Матери Божией; то поэтому и каждый православный христианин, в частности, достойно чтущий Царицу Небесную, может с дерзновением и верой приникать под покров Божией Матери, прося Её помощи и заступления, и иметь несомненное основание приникать под Её покров. В частности, к ней могут обращаться с просьбой православные цари и архиереи, и Она несомненно поможет им: ибо Она сама есть Царица Небесная и пречистая Матерь Владыки земли и неба, Царя царствующих и Господа господствующих и Великого Архиерея во век по чину Мельхиседекову, и потому кто лучше Её может знать нужды царей и владык земных и более довлеет силами и средствами помочь им в их трудном бремени правления вверенным им народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Достаточно одного простого взгляда на эту икону, чтобы понять сразу, что это была домашняя икона, принадлежащая какому-либо благочестивому семейству, в котором предки или члены оного носили имена святых, окружающих лик Богоматери. Но что еще замечательнее, во всех надписях, сохранившихся на этой иконе, – письмо и язык славянские. Уже «Преславная гора Почаевская» замечает по этому поводу, что «образ Почаевский писан рукою русскою». И действительно, нельзя не признать, что чудотворная икона Почаевская происхождением своим обязана исключительно какому-либо племени славянскому. На эту мысль еще более наводит нас известный и доселе почти исключительно существующий у южных Славян благочестивый обычай, в силу которого у них каждый род избирает себе в покровители особых патронов из святых угодников и затем с особенною торжественностью отправляет их память, как главных родовых праздников. Обыкновенно святые эти изображаются на особых иконах, которые потом переходят из рода в род, или же, по благочестивому усердию желающих, воспроизводятся на других иконах, нередко, как и на иконе Почаевской, с присовокуплением святых, известных по именам, носимым представителями рода или членами того или другого семейства и т. п. Вследствие этого, хотя митрополит Неофит, которому первоначально принадлежала чудотворная икона Почаевская, и именуется митрополитом греческим, но, по своему происхождению, он, без сомнения, был родовой славянин особенно из Сербов или Болгар, искони подведомых управлению патриарха Константинопольского. Это тем вероятнее, что в Сербии долгое время, а в Болгарии и до последних времён, и вообще во всем составе патриархата Константинопольского не только святители происхождения греческого в славянских странах, но и самые даже славянские архиереи происхождения чисто славянского именовались всегда епископами из Греции и греческими, как в исторических сказаниях лавры Почаевской именуется и Неофит, владетель иконы Почаевской. Как говорит предание, преосвященный Неофит привёз с собою святую икону из Константинополя 14 , куда он, может быть, ездил для получения благословения от патриарха на путешествие, а еще вероятнее, что сам патриарх вызывал его к себе туда для сообщения разных поручении. И как родовую заветную святыню, он взял с собою благодатную икону Пресвятыя Богородицы, в благословение на дальний путь в пределы России, и затем всегда хранил ее при себе, пока наконец Промыслу Божию не благоугодно было, чтобы за радушное гостеприимство «богобойной благодетельницы», она была оставлена на Волыни в благословение родам грядущим 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Принесение в Москву Почаевской иконы Божией Матери в День народного единства можно рассматривать как важный объединяющий момент, один из шагов по укреплению связей с украинским народом. В последнее время велось много разговоров о том, что мы и украинцы едины, но реальных контактов с Украиной, особенно с Западной Украиной, было очень мало. И вот 4 ноября в Москву пребывает первейшая для западных украинцев святыня, которая и для русских христиан – очень почитаемый образ. В этом году я был свидетелем, как 40 тысяч человек собрались в день празднования Почаевской иконы в Почаевской Лавре. Как мне сказали лаврские священнослужители, присутствие Святейшего добавило только несколько тысяч. Остальные 30 или 35 тысяч верующих пришли просто на праздник, и это на Украине считается нормальным. Если нам передастся хотя бы часть такого отношения к святыне, это будет прекрасно! Храм Знамения, в котором состоится панихида по жертвам октября 1917 г. и Гражданской войны Панихида по жертвам 1917 года: акт примирения – 4 ноября в храме Знамения в Романовом переулке состоится панихида по жертвам Октября 1917 г. и Гражданской войны. Потомки тех, кто тогда был по разные стороны баррикад – " белых " и " красных " , будут молиться вместе. После периода СССР коммунистические взгляды с трудом можно объединить с Православием! – Сегодня среди потомков сторонников революции и членов компартии много православных христиан. Не думаю, что при входе в церковь надо спрашивать партбилет. То, что панихида была официально определена как акт примирения, соответствует празднику народного единства. Что касается Октябрьской революции и Гражданской войны, они больше не являются разделяющим фактором. Как показали недавние события, сегодня линия разделения проходит в области отношения ко Второй Мировой войне и связанным с ней обстоятельствам. Молитва за погибших в ходе революционных событий начала прошлого века – показатель того, что по этому поводу было достигнуто определенное согласие.

http://religare.ru/2_69851.html

— Успенская церковь (ставропигиальная Церковь Успения Пресвятой Богородицы), Львов, под юрисдикцией УАПЦ. Построена в 1591-1629 гг. Успенским братством. Сейчас — один из главных памятников архитектуры в стиле итальянского Ренессанса. — Манявский скит (Манявский Кресто-Воздвиженский мужской монастырь) с. Манява, Ивано-Франковская обл, УПЦ КП. Основан в 1611 году — но действующий монастырь открыт лишь в 1990-х. Скит известен «Блаженным камнем» — по преданиям, место молитвы и очищения (на самом деле, это ниша в скале размером 10Х3 метра, в котором в древности жили монахи). — Свято-Троицкий Корецкий ставропигиальный женский монастырь, г. Корец, Ровенская обл, РПЦ. Известен святынями: Корецкой иконой Божией Матери «Споручница грешных», Плащаница Успения Божией Матери, написанная на кипарисе, Плащаница Спасителя, список Почаевской иконы Божией Матери, икона Божией Матери «Скоропослушница», «Геронтисса» и др. иконы, а также крест с частицей Креста Господня и частицами мощей святых. — Спасо-Преображенский монастырь — православный мужской монастырь, г. Новгород-Северский, УПЦ. Предположительно, построен в XVI-XVIII вв., по преданиям — один из древнейших в Киевской Руси. Восстановлен и отреставрирован в 1990-е. Главная святыня чудотворная икона Божией Матери «Спасительница утопающих» («Леньковская»). — Молченский Рождество-Богородицкий женский монастырь, г. Глухов, Сумская обл., сейчас в ведении УПЦ. Построен в XVII—XIX вв., главная святыня — Молченская икона Божией Матери. — Рождества Пресвятой Богородицы Глинская пустынь в с. Сосновка Сумской области, УПЦ. Ставропигиальный мужской монастырь в паре километров от границы с РФ. Исторически сложилось, что его монахи живут по чиноположению Афонской горы. — Кресто-Воздвиженский женский монастырь, г. Полтава, УПЦ. Основан в 1650 году, в мае 1709-го был резиденцией Карла XII. На колокольне, имитирующей лаврскую в Киеве, находилась стенописная чудотворная икона Скорбящей Богоматери «Упование всех концов земли». — Свято-Ильинский мужской монастырь в Одессе, УПЦ. Основан в 1884 году для оказания помощи паломникам через Одессу на Афон и в Палестину (помощь в получении загранпаспортов, пристанище и т.п.) Главные святыни: чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница», крестовидная часть древа Животворящего Креста Господня, левая стопа святого апостола Андрея Первозванного.

http://pravoslavie.ru/118224.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010