Христианские поэты составили подражания этому акафисту, а в российской традиции Православия такие гимны принято писать каждому святому, которого Церковь начинает прославлять. В рассказе А. П. Чехова « Святою ночью» можно встретить художественный рассказ о том, как люди сочиняли акафист Богородице. Подобные молитвы продолжили традицию жанра. Великий акафист Богородице стал образцом хвалебной песни. Обычно хвалебную песню пишет акафистограф – православный поэт— христианин. Сейчас есть не только классические акафисты, которые мы могли встретить в древности, поэтому акафист стал отдельным особым жанром хвалебной песни Иисусу Христу, Богородице, святому, а иногда и церковному празднику. В России акафист, особый вид молитвы, появился около 916— го года. Первый русский гимн посвящался святому Сергию Радонежскому. Во времена гонений на Церковь жанр торжественной молитвы был в расцвете. Именно в это время было написано много новых акафистов, потому что в пении акафиста не участвовал церковный хор, он читался келейно, без священника. Верующие могли молиться дома. Новые акафисты пишутся и сейчас. Существует около 1800 хвалебных песен на разных языках мира. Зачастую остаются неизвестными авторы музыки акафиста, так как многие распевы рождались в народе. Акафист Пресвятой Богородице Хвалебная песня Пресвятой Богородице, который называют « великим акафистом» и считают образцом хвалебной песни, состоит из 25 строф. Это —  13 кондаков и 12 икосов. Икосы принято начинать с греческих букв.  Этот акафист поют в богослужебное последование Утрени. Текст акафиста содержится в нескольких книгах, но считается, что изначально он появился в  Триоди Постной. Его поют только один раз в году. Субботу пятой седмицы Великого Поста именно поэтому называют « Похвала Богородице» или « Суббота акафиста«. Существует около 30 различных редакций акафиста. В нашей стране широко известен не афонский вариант акафиста начала XIV столетия ( старца по имени Иоанн), а киевская версия 1627 года. Эту версию молитвы составил архимандрит Плетенецкий ( Елисей), автор перевода « Триоди постной» О том, что греческие гимны были известны еще отечественным монахам XV века, говорит книга « Канонник» Кирилла Белозерского, которая вышла в 1407 году.

http://pravmir.ru/akafist/

24 марта (воскресенье): Неделя 1-я. Торжество Православия. Воспоминание победы Православия над ересью иконоборчества в 843 году. После Литургии совершается Чин торжества Православия. 2-ая седмица 25—30 марта 30 марта: Родительская суббота — особое поминовение усопших. 31 марта (воскресенье): Неделя 2-я. Святителя Григория Паламы. Церковь вспоминает святителя — выразителя учения о нетварных Божественных энергиях. 3-ая седмица 1—6 апреля 7 апреля (воскресенье): Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля (воскресенье): Неделя 3-я Крестопоклонная. Поклонение Кресту Господню. Середина поста. 4-ая седмица 8—13 апреля 13 апреля: Родительская суббота — особое поминовение усопших. 14 апреля (воскресенье): Неделя 4-я. Преподобного Иоанна Лествичника. Церковь вспоминает автора «Лествицы» — знаменитой христианской книги о духовной жизни. 5-ая седмица 15—20 апреля 18 апреля (четверг): Мариино стояние. Чтение Великого канона свт. Андрея Критского и жития Марии Египетской. Чтение совершается накануне — 17 апреля, в среду вечером. 20 апреля (суббота): Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Чтение Акафиста совершается накануне. 21 апреля (воскресенье): Неделя 5-я. Преподобной Марии Египетской. Церковь вспоминает Память святой Марии Египетской — грешницы, которая ушла в пустыню, прожила там многие годы и победила свои страсти. 6-ая седмица 22—27 апреля 27 апреля: Лазарева суббота. Воспоминание о чуде воскрешения Христом праведного Лазаря. 28 апреля (воскресенье): Неделя 6-я. Вербное воскресенье (Неделя ваий). Церковь вспоминает события входа Господня в Иерусалим. Страстная седмица 29 апреля — 4 мая Воспоминание последних дней земной жизни Спасителя 29 апреля: Великий понедельник. Воспоминание ветхозаветной истории Иосифа, проданного братьями в Египет. 30 апреля: Великий вторник. Воспоминание обличения Христом книжников и фарисеев, а также Его притчей и бесед в Иерусалимском храме. 1 мая: Великая среда. Воспоминание предательства Христа Иудой. 2 мая: Великий четверг. Воспоминание Тайной Вечери.

http://foma.ru/kalendar-velikogo-posta.h...

Воспоминанию такого чудесного события, и даже не одного, а сразу трех, и посвящен нынешний день — пятая Суббота Великого Поста, получившая оттого наименование Субботы Акафиста или Похвалы Божией Матери. В начале VII века, в 626 году, в царствование императора Ираклия Византия переживала тяжелые дни. Константинополь был стеснен от врагов со всех сторон. С востока к нему подступали персы, с запада — авары. Положение греков казалось безнадежным, падение столицы, гибель ее защитников и мирных жителей казались неотвратимыми. Но вот Патриарх Константинопольский Сергий благословил совершить крестный ход вокруг осажденного города, сам взяв притом чудотворную икону Божией Матери Одигитрии. Взята была и величайшая святыня — риза Пресвятой Богородицы, хранившаяся в знаменитом Влахернском Ее храме. И вот, когда обнесена была риза вокруг города по стенам его и погружена была затем в воды Босфора, то произошло чудо, радостное для греков и поистине страшное для их врагов. Море, пред тем спокойное, закипело, разразилась ужасная буря, и неприятельские корабли были потоплены вздымавшимися волнами. Целую ночь провел тогда народ в молитве во Влахернской церкви, воспевая Божией Матери благодарственное пение. И дважды еще сподобился Константинополь такой дивной милости от Царицы Небесной, дважды еще так же избавлялся чудесным образом от осаждавших его врагов. Потому и установилось нынешнее празднование в память об этих удивительных делах любви Богоматери к христианскому роду. И поется в день праздника похвальное пение Богородице, получившее наименование акафиста, во всех православных церквях, по всей земле. Действительно, братия и сестры, удивительно скора Матерь Божия на помощь к призывающим Ее. Точно нежная мать, спешащая к своему чаду, спешит Она откликнуться на зов скорбящего человеческого сердца, помочь, заступить, спасти погибающего. И потому от самых древних лет спасаются христиане Ее заступлением, у Нее находят защиту и покров, отраду и утешение. Она — Святейшая Святых — неизглаголанно любит всех, посвятивших себя благочестию, всех, кто совершенно предал свою жизнь и самого себя Возлюбленному Ее Сыну. Но, дивное чудо, глубина милосердия! Любит Она также и грешников, погибающих в своих беззакониях, милосердует о них, ежечасно простирает к ним руку помощи. И сколько их восстало, исправилось, уцеломудрилось Ею — Царицей горних и дольних, восстало из бездны падения к вершинам святости, вошло в светлейшие чертоги Небесного Владыки!

http://pravoslavie.ru/45791.html

  Подробней о церемонии освящения можно узнать из фотоальбома ОСВЯЩЕНИЕ КРЕСТА   Клир Троицкого Измайловского собора 31 декабря 2008 года.   Мы вступаем в Новый, 2009-й, год.   Морозное утро перед Рождеством.   Накануне Рождества Христова была открыта отреставрированная сень над главным алтарем собора.   Великолепная сень украшена искусным позолоченным орнаментом.   Снизу кажется, что все это небольшой величины, на самом деле все – подстать собору, титаническое и роскошное.   Несмотря на размеры, все сделано с ювелирным изяществом и качеством.   Позолотчики работают с раннего утра до позднего вечера, потому что объем работ очень большой.   Великий пост 2009 года прошел в молитвах и трудах. Каждую неделю совершалось Таинство Соборования.   Еженедельно соборовалось больше ста человек.   Проверить свои знания о Таинстве Соборования можно в тесте Тест – Таинство Елеосвящения   А это будничная служба Великого поста. Священник читает Евангелие, но большинство прихожан стоит в очереди на исповедь.   Тайная молитва в алтаре…   Суббота Акафиста, Похвала Пресвятой Богородице. Так называется суббота 5-й седмицы Великого поста.   В пятницу вечером перед этим торжественным днем совершается торжественное пение Первоакафиста перед иконой Божией Матери.   «Радуйся, Невесто Неневестная!» – поют священнослужители и все верующие.   Икона, которая перед вами, является одной из святынь Троицкого Измайловского собора г. Санкт-Петербурга. Казалось бы, икона ничем не примечательная с точки зрения художественного искусства. Просто иллюстрация, наклеенная на дощечку. Но именно через эту икону Господь подал великие милости и знаки Своей любви нам грешным. Но расскажу по порядку… В конце 1990-х годов, когда возвращенный Церкви собор постепенно приходил в себя после разрухи и запустения, сотрудницы собора решили приобрести икону Божией Матери «Скоропослушница». Они купили ее в магазинчике Софрино, вставили в пустой старинный киот и повесили на стену. А чтобы украсить эту икону, женщины купили золотой крестик и подвесили его к лику Богоматери.

http://azbyka.ru/parkhomenko/sobor-v-200...

Заступи спаси помилуй сохрани нас БОЖЕ ТВОЕЮ Благодатью Матушка Мария Богородице Родимая любимая единственная надежда наша благодарим благословим поем и величаем Тя Царице Небесная покрый нас Своим Омофором мы как птенцы под ТВОИМ Крылом Аллилуйя Патрикий 4 апреля 2014, 13:12 По поводу " творения Божиего " мне понятно, а " Матерь Творца " что значит? Творец - это Бог - Отец, Пресвятая Владычица наша Богородица - Матерь Бога-Сына. Вы ошибаетесь. Творец - это Бог: Отец, Сын и Дух Святой. У Бога одно действие, которое присуще всем Лицам Св. Троицы. Поэтому и Отец Творец и Сын Творец и Дух Св. тоже Творец. Поэтому нет ничего удивительного в том, что о. Александр назвал Богородицу матерью Творца. Мария 27 апреля 2013, 15:54 Антоний, благодарю ответ! По поводу " творения Божиего " мне понятно, а " Матерь Творца " что значит? Творец - это Бог - Отец, Пресвятая Владычица наша Богородица - Матерь Бога-Сына. Для того,чтобы люди правильно понимали, возможно, нужно яснее и точнее выражаться. Некоторые фразы красиво звучат, но очень сложны для понимания, и неоднозначно истолковываются, отсюда и возникают указанные Вами разночтения и ложные представления! Богородице Дево, радуйся, благодатная Мария! Антоний 22 апреля 2013, 01:35 Марии: " Матерь Творца остается Его творением " означает лишь то, что Божия Матерь -- Творение Божие, что Она сотворена Богом, как и все мы. Несотворенным является только Сам Бог. Всё остальное сотворено. Говоря об этом, о. Александр напоминает, что обожествлять Богородицу, ставить Ее почитание наравне с почитанием Бога, хоть Она и Честнейшая Херувим, нельзя. А попытки такие, к сожалению, случаются (есть известная шутка про малоцерковных людей, которые считают, что Троица -- это Иисус Христос, Богородица и Николай Угодник). Такие представления, конечно же, недопустимы. Иными словами, Православие есть Царский путь, который не должен знать уклонений ни вправо, ни влево -- ни в обожествление Богородицы (что нередко встречается у католиков), ни в умаление Ее исключительного положения среди творений Божиих (что характерно для протестантизма).

http://pravoslavie.ru/60963.html

Божия Матерь не есть некая богиня, которой мы поклоняемся, как говорят иногда наши недоброжелатели. Ее совершенное смирение не имеет ничего общего с языческими богами, олицетворяющими силы природы и особенно плодородия. Исключаются все искушения околоцерковного богословия приписать Ей то, что принадлежит одному Богу. Ибо Матерь Творца остается Его творением. Она более, чем кто-либо из всех творений, самым глубочайшим образом сознает Свое «ничто» без Бога. Ту тайну, о которой святитель Филарет Московский говорит, что тварь поставлена Богом над бездною небытия под бездною милосердия Божия. Матерь Спасителя мира, Она более всех открыта присутствию и действию Своего Творца. Мы называем Ее Царицей неба и земли, потому что Она — Мать Царя, Творца и Владыки мира видимого и невидимого. И чем больше Ее смирение, тем больше возвышает Ее Господь. Чем больше Она раба Господня, тем больше Царица. Благодаря Ее исключительному участию в деле спасения всего человечества, совершенного Ее Божественным Сыном, Она первая получает дар спасения. Она первая в роде человеческом, искупленная Кровью Христовой. Но и каждый из нас, и все мы вместе призваны стать самыми верными причастниками Благой Вести. В обращении Архангела и в нашей постоянной молитве к Божией Матери: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» — вдохновение Духа Святаго. «Господь с Тобою» — значит, с нами. Не таково ли благословение священника за Божественной литургией, раскрывающей чудо Воплощения: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». Это начало нашего Нового Завета с Богом. «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся», — воспеваем мы на великом повечерии. И Младенец в Вифлеемских яслях — «Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог». И по Воскресении Господь скажет Своим ученикам: «Вот, Я с вами во все дни до скончания века». скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Пушкин 4 апреля 2017, 02:15 Спаси Господи!!! Lyudmila Toll 16 апреля 2016, 03:42 Господи Спасибо ТЕБЕ за все что посылаешь смиренно преклоняемся под крепкую ТВОЮ РУКУ

http://pravoslavie.ru/60963.html

Дух Святой научает всех верных, что самый легкий доступ ко Господу — через Божию Матерь. Вот почему мы исполняемся такого великого доверия к Ней, и к Ней прибегаем. Это самый прямой наш путь ко Христу. Кто хочет сохранить любовь к Богу, говорят святые отцы, тот да следует свято древнему обычаю Церкви: на всякое время и на всякий час приносить Ей ангельское приветствие и соединять свое обращение ко Господу, к имени Иисусову, с Ее пречистым именем. А тем, кто носит Ее образок на себе вместе с нательным крестиком или в нагрудном кармане имеет Ее бумажную иконочку, или сокровенно окружает себя Ее изображениями в комнате, в автомобиле, за рабочим столом — так естественно им обращаться к Ней даже без слов. Если мы решимся с сегодняшнего дня часто молиться Божией Матери, нам будет дано узнать, почему святая Церковь говорит, что Божия Матерь — упокоение труждающихся, утешение плачущих, больных исцеление, обуреваемых пристанище, грешных прощение, скорбящих радость, прибежище всех молящихся Ей. И мы поймем, почему святые и поэты не находят слов, вместе с ангелами пытаясь проникнуть в тайну Ее бесконечного смирения: «Той, Которая бесконечная высота, потому что Она бесконечно нисходит к нам. Той, Которая бесконечная чистота, потому что Она бесконечно смиренная. Той, Которая бесконечная красота, потому что Она бесконечно милостивая. Той, Которая бесконечно богатая, потому что Она бесконечно нищая. Той, Которая бесконечно великая, потому что Она бесконечно малая. Той, Которая бесконечно небесная, потому что Она бесконечно земная. Той, Которая бесконечно в вечности, потому что Она бесконечно во времени. Той, Которая бесконечно выше нас, потому что Она бесконечно среди нас. Той, Которая Мать и Царица ангелов, потому что Она Мать и Царица людей. Той, Которая бесконечно Царица, потому что Она самая смиренная из всех созданий. Той, Которая единственная Царица, потому что Она — самая смиренная раба. Той, Которая самая близкая к Богу, потому что Она самая близкая к людям. Той, Которая бесконечно спасает всех, потому что Она бесконечно спасена Сама. Той, Которая с нами, потому что Господь с Ней. Той, Которая Заступница наша, потому что Она благословенна в женах и благословен плод чрева Ее — Христос. Той, Которая бесконечно радостная, потому что Она бесконечно скорбящая. Той, Которая не отступает ни от кого, Единственная, кто может говорить со властью Матери».

http://moral.ru/похвала-пресвятой-богоро...

Радуйся, глубина неисследимая и ангельским очами!» «Высота» и «глубина» — противоположности, но они приравнены. А люди и ангелы хоть и противопоставлены друг другу, но объединены в единый образ, и недоумение ангелов ничуть не меньше недоумения людей. Впрочем, пересказывать своими словами поэму — занятие неблагодарное. Ученые до сих пор спорят о том, кто написал этот текст. Версии самые разные, особенно если учитывать, что знаменитый начальный кондак «Взбранной Воеводе победительная» — позднейшее добавление, да и многие припевы, начинающиеся словом «радуйся», появились не сразу. Некоторые исследователи доказывают даже, что наиболее древняя часть акафиста была посвящена не Благовещению, а Рождеству. Но какое все это имеет значение для тех, кто просто по зову сердца никогда не пропускают службу Похвалы Пресвятой Богородицы. «Похвала Пресвятой Богородицы» (новгородская икона, XV век) А есть еще и икона «Похвала Богородице», довольно редкая. Ее тоже можно читать как книгу. В центре Божия Матерь, склонившая голову и словно заслоняющаяся от чего-то рукой. Вокруг Нее пророки, предсказавшие Ее судьбу, в руках у них либо свитки, либо символы их пророчеств: у Аввакума кусок горы, у Осии прозябший жезл, у Гедеона орошенное руно, у Давида домик, у Иезекииля врата, у Моисея горящий куст, у Иакова лестница, у Исаии клещи. Над Богородицей младенец Христос, а у Ее ног пророк Валаам, единственный без нимба, и над ним горящая звезда. Почему так трогает это богослужение, почему так восхищает эта икона? Откуда вообще такая любовь к Царице Небесной? Может, это у нас тоска по утраченной праотцами небесной чистоте? И мы всю жизнь ищем ее, что-то выдумываем, обманываемся, а она — рядом, готовая напитать и излечить наши души. И хотя голос вечности нам почти не слышен, шум нашей жизни с ее суетой заглушает его, но по милости Божией спасение есть и сегодня. И Пречистая Дева по сей день не оставляет нас, как обещала скорбящим о Ее успении апостолам. Читайте также: Похвала Богородицы Что такое Суббота Акафиста?

http://foma.ru/pohvala-presvjatoj-bogoro...

Ничто естественное не могло утвердить Ее в надежде, что о Ней не только узнают, но и будут прославлять «все роды»! Ничто земное не могло Ее подвигнуть на подобное пророчество! Сам Дух Божий, деяние Которого Она благословляла в молитве, просветил Ее разум, открыл Ее сердце и подвигнул Ее уста изречь то, что о Ней предопределено на Небе и что, согласно этому предопределению, с радостью приняла святая Вселенская Церковь. Сама Пресвятая Дева во время Своей земной жизни чуждалась славы и избегала ее. Даже в тот момент, когда Она славила Бога за то, что Он избрал Ее стать Матерью Господа, Она видит Себя, считает Себя смиренной рабой. И потом, когда народ восхищался Божественными глаголами Ее Сына, когда прославлял Его за творимые Им чудеса, когда торжественно встречали Его, Божия Матерь находилась в эти дни славы как бы в стороне. Она не приходила разделить славу со Своим Божественным Сыном. Но когда над Ним совершали поругание, когда распинали Его, бесславили, тогда Божия Матерь была рядом с Ним. Славу Владычицы мира явила сама Божественная благодать. Святое Евангелие рассказывает нам об одном волнующем событии. Спаситель, окруженный народом, учил стяжанию Царствия Божия. Слушавшие Его люди жадно впитывали глаголы жизни, как впитывает в себя иссохшая земля падающую на нее живительную влагу. И вот, словно молнии из облака, из уст неизвестной женщины внезапно в эти минуты раздалось восклицание: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк. 11, 27). Неизвестная женщина, конечно, ничего не знала о том, что более тридцати лет тому назад Пресвятая Дева сказала только одной Елизавете: «Ублажат Меня все роды», когда Елизавета возвестила: «Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего». Но как точно эта женщина выразила и подтвердила исполняющееся пророчество, и выразила не только в мысли, но даже в слове: «Блаженно чрево». Неизвестная женщина ублажила Божью Матерь, ублажила чрево, носившее Божественного Учителя, и сосцы, которые Его питали. Фото: eparhia-tmb

http://pravmir.ru/subbota-akafista-poxva...

И еще. Идут, например, диаконы перед Плащаницей и совершают каждение перед собой. Сколько я себя помню, в этот момент диакон, выходя из алтаря, шел спиной и совершал каждение именно Плащанице… – И я совсем недавно наблюдал подобный случай. Это было в Богоявленском монастыре (в нынешнем храме Богоявления в Китай-городе). Была Акафистная суббота, пятая седмица Великого поста. Никто из прихожан не зажигал свечи, хотя этот праздник, Похвала Пресвятой Богородицы – торжественное чтение акафиста с пением, – предусматривает зажженные свечи в руках у прихожан. И было ощущение, что торжество как бы неполное. – Да-да… Знаете, батюшки наши должны больше читать, наверное, слушать более старших людей, проникаться сами смыслом богослужения. Надо людей воспитывать, надо им объяснять, говорить… Много всего сложного, много, казалось бы, мелочей. Но у нас нет ничего случайного – все имеет свой, глубокий смысл. И этот смысл – он не всем знаком, он не всем понятен, но его надо постигать. – Недавно много разговоров было о том, что людям непонятен церковнославянский язык, и даже была целая церковная комиссия, которая вроде бы собиралась осуществить перевод богослужебных книг. Слава Богу, это все-таки не состоялось, церковнославянский язык оставлен. – В отношении языка я, безусловно, с вами согласна. Я воспитывалась на церковнославянском языке. С глубокого детства помню, как моя тетя перед каждым двунадесятым праздником говорила мне: «Верусенька, давай-ка учить тропарь!» Я из молитвослова на славянском языке, славянскими буквами переписывала этот тропарь, учила на память – и так в течение всего года. Это осталось со мной на всю жизнь. И я не представляю себе Евангелия в храме на русском языке. Например, такую фразу, как: «Камо грядеши?» – разве можно сравнить с современным: «Куда идешь?» Храм Ильи Пророка в Обыденском переулке.      – Вера Николаевна, мы тоже жили в советское время, но, конечно, в отличие от вас не застали настоящих гонений на Церковь. Тем не менее, всегда чувствовалось, что храм – это совсем другой мир, другая территория. И когда ты попадал в храм, ты попадал к «своим», в свой мир. А сегодня, когда приходишь в храм, то бывает, что оказываешься там чужим. Ты видишь, насколько народ (присутствующий в храме за богослужением или просто заходящий) чуждается друг друга. У нас как-то нет любви – не только приходской, даже христианской любви. Когда, например, наши прихожане подходят к помазанию, они толкают друг друга, каждый стремится опередить другого, то же самое можно наблюдать и во время крестных ходов. Бывало раньше такое?

http://pravoslavie.ru/65173.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010