Здравствуйте, Инна! Дело в том, что созерцание красоты природы, ее мудрого устроения, смыслов, заложенных в нее, является для христианина формой молитвы. То есть, глядя на совершенное устройство того или иного творения, человек возносит свой ум к Богу. А возношение ума к Богу является молитвой, которая может не сопровождаться никакими вербальными действиями. Таким образом, созерцание окружающего мира может помочь человеку на его пути к соединению с Богом. Оккультная доктрина обожествляет природу, ставя между ней и Творцом знак равенства. Поэтому, по убеждениям некоторых оккультистов природа – не средство, а цель, к которой должно быть направлено религиозное чувство человека. Христианству подобная мысль представляется недопустимой. С уважением, священник Николай Гулейко. Поделиться Читайте также Вопросы и ответы в рубриках: Православие Похожие вопросы: Популярные вопросы Почему рождаются у здоровых родителей дети-инвалиды или становятся таковыми в раннем возрасте? Можно ли вышивать в воскресенье или в праздник? Я стала крестной мамой сыну своей родной сестры. Может ли она теперь стать крестной матерью моему сыну? Что в нашей жизни значат сны? Могут ли они приносить плохие вести? Подскажите, как найти духовника? Как правильно батюшку попросить об этом? Помогите, пожалуйста, понять смысл слов молитвы «Отче наш»: «…и не введи нас во искушение». Разве Господь может нас искусить? Правда ли, что в пост нельзя начинать важных дел? Все вопросы Вопросы с некорректным обратным адресом Как правильно читать дома тропари и кондаки? Как избавиться от сонного паралича? Можно ли присутствовать на литургии и не причащаться? Как поститься, если у меня синдром Жильбера? Что мне делать, если дочь будет регистрировать брак в Страстную субботу? Все вопросы Метки Бог Великий пост Венчание Ветхий Завет Духовная жизнь Имена Ислам Исповедь Крещение Литература Молитва Молитва об усопших Нательный крест Неверующие близкие Новый Завет Пасха Поиск супруга Поминовение усопших Пост Причастие Псалтирь Психология Работа Святые Суеверия Церковная свеча аборт богослужение болезнь воспитание детей грех друзья иконы интернет крестные надгробный памятник отношения между супругами отношения с окружающими отношения с родителями поведение в храме покаяние священство смена вероисповедания спасение толкования Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter Все вопросы Письмо в редакцию © 2003-2024 АНО «Православие и Мир» Лицензия Минпечати Эл ФС77-44847 Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/pravda-li...

«Беседы об отношении Церкви к христианам». – Возможен ли в наше время текст с таким заглавием? – Конечно, сейчас возможно все, но выглядеть будет это не совсем уместно. – В какой ситуации естественна и законна такая фраза? – Когда Церковь мыслится отдельно от сообщества христиан. Ведь мы привыкли считать, что христиане – это и есть Церковь. Однако если мы исследуем современное словоупотребление, обнаружим, что даже в языке людей религиозных слово «церковь» означает клерикальную структуру, иерархию или корпорацию священнослужителей. Проще говоря, Церковь – это попы, а люди – это люди, верующие или неверующие – всё одно. Поэтому, когда журналисты задают дежурные вопросы: как Церковь относится к Булгакову, к отстрелу жирафов, к веганским продуктам, – хотят услышать мнение клерикальных кругов. Для людей «внешних», как и для большинства верующих, христианство – это религия, конечно, мировая и влиятельная, но именно религия, одна из множества. У термина «религия» более двухсот определений, но для рядового человека совершенно ясно, что в большинстве случаев имеется в виду определенное мировоззрение, вера в нечто сверхъестественное и, обязательно, система поведения, включающая культ, то есть конкретные символические действия. Создал ли Христос религию? Является ли христианство религией? Возможны разные ответы, и каждый зависит от выбранной «системы координат». Уютный мир религии Некто Чацкий, помнится, говорил: «Блажен, кто верует! Тепло ему на свете». Религия помогает человеку объяснить мир, понять его, принять и оправдать. Верующий человек комфортнее чувствует себя, чем безбожник, ему, действительно, тепло на белом свете, ведь он живет в понятном мире. Религия управляет его временем и организует ритм жизни, обосновывает мораль и право, примиряет с болью, объясняет таинственное, утешает перед неизбежным. В центре религиозной жизни православного человека – Пасха. К ней ведет Великий пост. Это время, когда нужно обязательно исповедоваться и причаститься, посетить красивейшие службы, подготовиться к празднику, а потом уж и правильно разговеться. А за Пасхой будет Радоница – поедем к нашим покойничкам. Потом – Вознесение, Троица, Петров пост, Успенский пост – будем святить яблочки на Спаса, молиться перед Плащаницей Божьей Матери, а там уж и осенние праздники и снова пост – Рождественский с его предпраздничными хлопотами, а за ним уж Богоявление со святой водичкой и Сретение с освящением свечей. Стройный и веками освященный календарь.

http://pravmir.ru/duhovnyie-uprazhneniya...

– Возможен ли в наше время текст с таким заглавием? – Конечно, сейчас возможно всё, но выглядеть это будет не совсем уместно. – В какой ситуации естественна и законна такая фраза? – Когда Церковь мыслится отдельно от сообщества христиан. Ведь мы привыкли считать, что христиане – это и есть Церковь . Однако если мы исследуем современное словоупотребление, обнаружим, что даже в языке людей религиозных слово «Церковь» означает клерикальную структуру, иерархию или корпорацию священнослужителей. Проще говоря, Церковь  – это попы, а люди – это люди, верующие или неверующие – всё одно. Поэтому когда журналисты задают дежурные вопросы: как Церковь относится к Булгакову, к отстрелу жирафов, к веганским продуктам, – они хотят услышать мнение клерикальных кругов. Для людей «внешних», как и для большинства верующих, христианство  – это религия, конечно, мировая и влиятельная, но именно религия, одна из множества. У термина «религия» более двухсот определений, но для рядового человека совершенно ясно, что в большинстве случаев имеется в виду определённое мировоззрение, вера в нечто сверхъестественное и, обязательно, система поведения, включающая культ, то есть конкретные символические действия. Создал ли Христос религию? Является ли христианство религией? Возможны разные ответы, и каждый зависит от выбранной «системы координат». Уютный мир религии Некто Чацкий, помнится, говорил: «Блажен, кто верует! Тепло ему на свете». Религия помогает человеку объяснить мир, понять его, принять и оправдать. Верующий человек комфортнее чувствует себя, чем безбожник, ему действительно тепло на белом свете, ведь он живёт в понятном мире. Религия управляет его временем и организует ритм жизни, обосновывает мораль и право, примиряет с болью, объясняет таинственное, утешает перед неизбежным. В центре религиозной жизни православного человека – Пасха. К ней ведёт Великий пост . Это время, когда нужно обязательно исповедоваться и причаститься, посетить красивейшие службы, подготовиться к празднику, а потом уж и правильно разговеться. А за Пасхой будет Радоница – поедем к нашим покойничкам. Потом – Вознесение, Троица, Петров пост, Успенский пост – будем святить яблочки на Спаса, молиться перед Плащаницей Божьей Матери, а там и осенние праздники, и снова пост – Рождественский с его предпраздничными хлопотами, а за ним уже Богоявление со святой водичкой и Сретение с освящением свечей. Стройный и веками осящённый календарь.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

— Вы неоднократно говорили, что курс ОПК будет светским. Почему же тогда Церковь так настаивает на введении этого курса? В чем вы видите миссионерскую выгоду? — Светскость предполагает, что разговор ведется не от имени Церкви. Он о Церкви, но не от ее имени. Все призывы, которые встречаются в тексте учебника, касаются только этических и общечеловеческих норм. Когда же речь идет об изложении православного, профессионального компонента, то он ведется уже отстраненно, т.е. «Библия пишет»,  «христиане верят». Но мы полагаем, что даже так поданное знание о мире православия может помочь хотя бы некоторым детям. — Вы написали замечательный учебник по основам ОПК, но я думаю, что его никогда не допустят к преподаванию в светских школах, потому что это не светский учебник. И это хорошо. Принудительное насаждение православной культуры повсюду, а школа — это принудиловка, приведет к девальвации нашей веры и к формальному отношению к православию. Пускай школа остается светской. Кто ищет для себя духовного пути, найдет и литературу и учителей. — Но мы говорим о малышах. У них еще нет отчуждения от школы, от учебника. Напротив, это возраст еще готов просто воспринимать. Конечно, то, что мы им расскажем, быстро забудется, когда начнутся бури  переходного возраста. Но я надеюсь, что останется послевкусие: ощущение того, что мир православия, мир Церкви, храма, иконы — это что-то свое, родное, к чему можно обратиться, если  «тусовки» и уроки уже перестали греть твое сердце. Даже поповичи переживают подростковый кризис веры и ее новое пост-подростковое обретение. После 15-ти ребята начинают приходить в себя, заново открывать самих себя. Главное, чтобы «блудному сыну» было что вспомнить, чтобы у него был родной дом. — По себе знаю, что главная проблема в русских семьях как раз состоит в том, что существует страх, что если научить ребенка креститься, молиться, то он сразу же уйдет в монастырь и семья, и без того небольшая, может потерять кормильца в будущем. Вот проблема, не видно радости в семьях, а при таком отношении и подавно не будет. Отсюда и шанс у директрисс найти союзников в противодействии ОПК, легко внушить идею. Светская культура — сын юрист, программист, экономист, дальше будут дети, внуки, а ОПК — сын монах без права переписки. Что делать с этой проблемой?

http://pravmir.ru/otvety-o-andreya-kurae...

Использование изменённых форм сознания присуще и другим религиям. Так, авторы относят к психотехникам пост, молитвы, сенсорную депривацию (затворничество), чтение мантр, ритуальные пляски и др. В рамках европейской науки линия работы с изменённым сознанием проходит от Парацельса, Ф.А. Месмера, аббата Фария, Ж. Шарко, Г. Бернгейма, В.М. Бехтерева к Эриксону. Если в классическом гипнозе цель достигается монотонностью речи, фиксацией глаз пациента на зрительном раздражителе, в результате чего из-за утомления рецепторов происходит торможение второй сигнальной системы, то Эриксон работает с вторичными образами. Через включение вторичного образа пациент отключается от раздражителей внешнего мира, и требуется незначительный толчок, чтобы перевести его в полностью воображаемый мир. Аналогично в буддизме внешний мир удаляется из сознания путём сужения последнего через концентрацию на монотонных действиях: дыхании, действиях мышц при ходьбе и т. д. Концентрация внимания ведёт к остановке потока сознания, и пациент, как правило, воспринимает однородно окрашенное пространство, цвет которого определяется его эмоциональным состоянием. Авторы отмечают, что в православном исихазме используется сходная практика «трезвения», когда для достижения определённого состояния ума рекомендуется внимательно наблюдать за дыханием, чуть задерживая его. Концентрация внимания на сердце вызывала поток белого света, который исихасты толкуют как эманацию Божественной энергии («Фаворский свет»). Следует отметить, что в тантрическом буддизме концентрация часто направлена на конкретный объект (йидан). Идентификации способствуют мантры (звуковые символы сакрального смысла) и мудры (ритуальные символические жесты). Причём мантры лишены личностной составляющей, присущей христианству. Для понимания природы буддизма важно отметить природу существ, являющихся йиданами для практикующих. Если в христианстве явление образа Богоматери или святого Николая Угодника воспринимаются как экстраординарные события, где реальность этих фигур несомненна, то для буддиста медитация над йидам – каждодневная практика, а вопрос о форме существования йидама имеет разные ответы для буддистов разных степеней постижения. Таким образом принцип иллюзорности бытия распостраняется и на образы божества. Нет такой вещественной субстанции как йидам. Настоящие миры Будд также не обладают реальным существованием. Авторы считают, что такая трактовка йидама перекликается с понятием интроекта в психоанализе. Согласно теории Фрейда образ значимого другого выступает эталоном (своеобразным йидамом) в процессе социализации ребёнка. В этом случае идентификация идёт на неосознанном уровне, в отличие от целенаправленной практики буддиста.

http://bogoslov.ru/article/322758

У меня есть один приятель, с которым произошло нечто подобное. Он уверовал во Христа совсем молодым студентом в 90-е годы, стал членом общины, у которой были ответы буквально на все вопросы, православная жизнь представлялась им законченной моделью. Если ходишь в церковь, значит, ты за самодержавную монархию, значит, считаешь, что мир был сотворен за шесть календарных суток, и не может быть иначе. Сам он был историком, и на университетских лекциях его учили анализировать источники, понимать всю сложность и глубину разнообразных исторических процессов. А в общине всё было просто: вот список духовных книг, а всё остальное — от лукавого. Начался его первый Великий пост, он проводил его строго по уставу почти до самого конца, а в Великий Четверг причастился. Это было суровое испытание, и он убедился, что выдержать его может, но… он все же не был готов полностью согласиться с этой законченной черно-белой картинкой, которая называлась «истинное Православие». Значит, решил он, Православие — совершенно не его путь. Придя домой после причастия, он съел хороший мясной обед и зажил обыкновенной нецерковной жизнью. Мы с ним много спорили о том, насколько казарменно-единообразной должна быть православная жизнь: я доказывал, что в Церкви возможны очень разные взгляды и образы жизни, но он убеждал меня, что любое отступление от той самой «чистоты», которой он вдоволь хлебнул, будет уже непозволительным компромиссом. Кстати, недавно он защитил хорошую историческую диссертацию по одной из книг Нового Завета, только теперь он говорит об этом тексте на языке современной науки, а не Святых Отцов. Впрочем, защитная реакция на фундаментализм — это только часть проблемы расцерковления. Еще один мой приятель вырос в православной семье: с самого рождения все посты и праздники, молитвы и богослужения были для детей чем-то само собой разумеющимся. Мама могла не приготовить ужин, но всенощную под праздник пропустить она не могла. Он знал, что их семья отличается от обычной, что это хорошо и правильно. А потом он поступил в университет, и оказалось, что вокруг него множество парней и девушек, которые совершенно не заморачиваются всеми этими правилами, живут свободно и вполне счастливо, и при этом они ничуть не хуже православных. А главное, они не ходят на исповедь, с которой у него были связаны довольно неприятные воспоминания подростковых лет. И тогда он тоже перестал это делать. В церковь иногда заходит, с большим уважением относится к Православию, но бережет свою новообретенную свободу и никогда не подходит к священнику.

http://pravmir.ru/rascerkovlenie/

Радости Вам о Господе милующем! Свящ.Алексий Колосов Здравствуйте! Мама на меня все время ругается, что вот мол опять в среду постишься, тебе нужно нормально питаться и вообще это все выдумки дураков что нужно не есть… Ну и все в таком духе. Причем он сама верующая, но в церковь почти не ходит, считает что достаточно лишь быть хорошим человеком. Но ведь я от нее завишу, как же мне пост соблюдать? Анастасия Анастасия! Первое, что приходит в голову – готовьте сами на себя и на близких: этим Вы послужите своим родным, приобретёте опыт домоводства, столь полезный в семейной жизни, и избежите поводов для   размолвок. Если же это по каким-либо причинам невозможно, подумайте   о том, что Ваша мама побуждаема к таким упрёкам искренней заботой и беспокойством о Вас – будучи нецерковным человеком, она пока не может понять истинных мотивов Ваших действий и это её раздражает: утешьте её любовью, знаками внимания, добрым словом. Будьте хорошей дочерью, как то и подобает православной христианке. Скажите ей, что «всё позволительно, но не всё полезно» — объясните ей настоящий смысл поста, как укрепления   воли в малом, чтобы оказаться достойным Господа в большом. Больше же всего заботьтесь о кротости – вспомните заповедь о почитании родителей: хоть мы их и не выбираем, но почтением обязаны! Мир Вам и благословение Божие! Свящ.Алексий Колосов Здравствуйте. Что церковь понимает под словом «грех»? Я не могу понять, что же такое грех — если это поступок человека, расцененный неправильным по каким-то взглядам. У Бога есть свои взгляды на правильно и неправильно? Или же он абсолютное всепрощающее существо? В одних культурах грешно убивать людей, в других — свято… Где здесь истинная грань и как человеку не поддаться влиянию окружающих его с детства людей… Я не могу согласиться с религией в понятиях добра и зла. Как их можно разделять? Помогите разобраться. Уважаемый Станислав, под словом «грех» Церковь обычно понимает нарушение человеком духовных законов, как следствие, приводящее к болезни души и тела, а иногда   потере разума и даже жизни. Так, что Ваш «слишком» философский   взгляд на грех разделить никак не могу. Дело не в том, есть ли у Бога те или иные взгляды, а в том, что в мире действуют Им установленные определенные законы духовной жизни, пренебрегать которыми также опасно, как и законами природы. Если Вы, к примеру, по какой-то фантазии прыгните из самолета не с парашютом, а с пудовой гирей, то кого придется винить в случившейся смерти? Закон всемирного тяготения или самого себя?

http://pravmir.ru/za-sovetom-k-batyushke...

Здравствуйте, Анна! Я не могу заочно помочь Вашей подруге. Пусть пойдет сама в храм и поговорит со священником лично. С уважением, священник Дионисий Свечников. Поделиться Читайте также Вопросы и ответы в рубриках: Беснование , Вопросы с некорректным обратным адресом Похожие вопросы: Популярные вопросы Почему рождаются у здоровых родителей дети-инвалиды или становятся таковыми в раннем возрасте? Можно ли вышивать в воскресенье или в праздник? Я стала крестной мамой сыну своей родной сестры. Может ли она теперь стать крестной матерью моему сыну? Что в нашей жизни значат сны? Могут ли они приносить плохие вести? Подскажите, как найти духовника? Как правильно батюшку попросить об этом? Помогите, пожалуйста, понять смысл слов молитвы «Отче наш»: «…и не введи нас во искушение». Разве Господь может нас искусить? Правда ли, что в пост нельзя начинать важных дел? Все вопросы Вопросы с некорректным обратным адресом Как правильно читать дома тропари и кондаки? Как избавиться от сонного паралича? Можно ли присутствовать на литургии и не причащаться? Как поститься, если у меня синдром Жильбера? Что мне делать, если дочь будет регистрировать брак в Страстную субботу? Все вопросы Метки Бог Великий пост Венчание Ветхий Завет Духовная жизнь Имена Ислам Исповедь Крещение Литература Молитва Молитва об усопших Нательный крест Неверующие близкие Новый Завет Пасха Поиск супруга Поминовение усопших Пост Причастие Псалтирь Психология Работа Святые Суеверия Церковная свеча аборт богослужение болезнь воспитание детей грех друзья иконы интернет крестные надгробный памятник отношения между супругами отношения с окружающими отношения с родителями поведение в храме покаяние священство смена вероисповедания спасение толкования Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter Все вопросы Письмо в редакцию © 2003-2024 АНО «Православие и Мир» Лицензия Минпечати Эл ФС77-44847 Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.  

http://pravmir.ru/vopros-otvet/mozhno-li...

Как же причащаться, если на Причастие надо идти с " чистой душей??? А грех " невенчанности " остаётся!! Спасибо! И извините, что так напутано, сути не могу уловить... Ирина. Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко: Здравствуйте, Ирина! Если брак зарегистрирован в ЗАГСе, то Церковь признает этот брак законным, даже если супруги не венчались. В таком случае греха нет, и причащаться можно. Если же речь идет о внебрачном сожительстве, то это тяжкий грех, который называется блудом. В этом грехе надо каяться, а незаконную связь либо узаконить, либо прекратить. О возможности причастия необходимо спросить священника, который принимает Вашу исповедь. С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко. Поделиться Читайте также Вопросы и ответы в рубриках: Брак и семья , Венчание , Причастие , Что считать грехом? Похожие вопросы: Популярные вопросы Почему рождаются у здоровых родителей дети-инвалиды или становятся таковыми в раннем возрасте? Можно ли вышивать в воскресенье или в праздник? Я стала крестной мамой сыну своей родной сестры. Может ли она теперь стать крестной матерью моему сыну? Что в нашей жизни значат сны? Могут ли они приносить плохие вести? Подскажите, как найти духовника? Как правильно батюшку попросить об этом? Помогите, пожалуйста, понять смысл слов молитвы «Отче наш»: «…и не введи нас во искушение». Разве Господь может нас искусить? Правда ли, что в пост нельзя начинать важных дел? Все вопросы Вопросы с некорректным обратным адресом Как правильно читать дома тропари и кондаки? Как избавиться от сонного паралича? Можно ли присутствовать на литургии и не причащаться? Как поститься, если у меня синдром Жильбера? Что мне делать, если дочь будет регистрировать брак в Страстную субботу? Все вопросы Метки Бог Великий пост Венчание Ветхий Завет Духовная жизнь Имена Ислам Исповедь Крещение Литература Молитва Молитва об усопших Нательный крест Неверующие близкие Новый Завет Пасха Поиск супруга Поминовение усопших Пост Причастие Псалтирь Психология Работа Святые Суеверия Церковная свеча аборт богослужение болезнь воспитание детей грех друзья иконы интернет крестные надгробный памятник отношения между супругами отношения с окружающими отношения с родителями поведение в храме покаяние священство смена вероисповедания спасение толкования Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter Все вопросы Письмо в редакцию © 2003-2024 АНО «Православие и Мир» Лицензия Минпечати Эл ФС77-44847 Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/mozhet-li...

Нет, об отмене постов не идёт речи. Однако в субботу и воскресенье сама Церковь запрещает пост во всех смыслах, если читать правило непредвзято (см.: Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 88). Здравствуйте, Валерия. Согласно Типикону, во все дни, когда можно употреблять масло. До предпразднства Рождества — все дни, кроме среды и пятницы (если в эти дни нет славословного праздника). В течение предпразднства — лишь в субботы и воскресенья, а также при средних и больших праздниках (славословных и выше). Спаси Бог за ясный и полезный ответ, отец Евгений! Тоже искал ответ на данный вопрос. Зашел, смотрю, второй ответ написал человек, который, вместо того, чтобы жить жизнью Церкви согласно установлениям Святого Духа, считает, что он лучше Святых Отцов знает, как надо, и хочет реформировать Церковь. Ваш ответ очень порадовал. Слава Богу, что у нас есть пастыри, которые учат и объясняют, как жить в Церкви согласно тем правилам, которые установил пребывающий в ней вечно Святой Дух! Крайнее недоумение вызывает, что в настоящее время появились лиди, относящие себя к Православной Церкви, которые заявляют, что надо возвращаться к какой-то древней традиции, что каждый сам себе устанавливает “индивидульный” пост (видимо, каждый из них “спасается” в своей индивидуальной “церкви”). Такое ощущение, что читаю какую-то протестантщину (да, да, идея, что практика Церкви и Святых Отцов может быть несовершенна и что надо возвращаться к якобы лучшей “апостольской” практике — это протестантщина в чистейшем виде). При более подробном разговоре с очень многими такими реформаторами (проверено опытом) оказывается, что бог, в которого они веруют, считая его Богом Церкви, тоже достаточно “индивидуальный” — он, оказывается, сотворил мир через эволюцию, сопровождавшуюся смертью, а не так как Бог Церкви рассказал в Писании, он не отправит грешников на вечные муки в ад, как это сделает Бог Церкви, он с пониманием относится к греху и учит толерантности к грехам и ложным религиозным мнениям (ересям, ложным религиям), в отличие от Бога Церкви, который ненавидит грех и ложные религии/ереси, посылает своих учеников проповедовать истинную веру для спасения погибающих, и учит ненавидеть грех и, из любви к грешникам, увещевать их к покаянию и принятию веры, без которого нет спасения. Бог Церкви для таких людей оказывается “токсичным” и крайне “ограниченным”. Да сохранит и очистит Господь Свою Церковь от таких волков в овечьих шкурах.

http://azbyka.ru/vopros/v-kakie-dni-post...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010