Григорий, Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский (Постников Григорий Петрович) Родился в 1784 году в селе Михайловском Никитского уезда Московской губернии в семье диакона. Первоначальное образование получил в Перервинской и Троице-Сергиевской духовных семинариях, а затем окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. 25 августа 1814 года пострижен в монашество; 27 августа рукоположен во иеродиакона; 28 августа – во иеромонаха. 19 марта 1816 года назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. 18 июля 1817 года удостоен степени доктора богословия и 29 июля того же года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря. С 1 октября 1817 года – экстраординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Со 2 мая 1819 года – ректор Санкт-Петербургской духовной академии и ординарный профессор. С 21 августа 1821 года – член комиссии духовных училищ. 7 мая 1822 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 4 января 1825 года (по другим источникам – с 1826 года)-епископ Калужский и Боровский. С 3 марта 1828 года – архиепископ Рязанский и Зарайский. Со 2 марта 1829 года – член Святейшего Синода. С 28 июля 1829 года (по другим источникам – с 25 июля 1831 года) – архиепископ Тверской и Кашинский. С 1 марта 1848 года – архиепископ Казанский и Свияжский. 26 августа 1856 года возведен в сан митрополита. С 1 октября 1856 года – митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Скончался 17 июля 1860 года. Погребен в Александро-Невской лавре в Свято-Духовской церкви, под алтарем. В студенческие годы Григорий был любимым учеником великого святителя митрополита Московского Филарета (Дроздова) , а впоследствии стал единомысленным с ним архипастырем. Преосвященный Григорий отличался всесторонним образованием. Это был ревнитель чистоты веры и нравственности. Строго соблюдал церковный устав, в догматических убеждениях относительно веры и Православия был стоек, непреклонен и неуступчив. Почти за каждым богослужением преосвященный Григорий говорил поучения простые, краткие и общедоступные.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Журналу " Христианское чтение " - 200 лет января 2021 Журнал был основан по инициативе ректора академии архимандрита Григория (Постникова) (1784-1860), ученика и преемника святителя Филарета (Дроздова). В состав редакции помимо ректора вошел ректор духовной семинарии архимандрит Поликарп (Гойтанников). После утверждения проекта Комиссией духовных училищ в январе 1821 года в свет вышел первый номер издания под названием " Христианское чтение " . С 1848 по 1917 годы журнал выходил с приложениями, в которых публиковались переводы святоотеческих творений, " Лекции по истории древней Церкви " профессора Василия Болотова, " Журналы (протоколы) заседаний совета Санкт-Петербургской духовной академии " . В 1918 году редакция прекратила свою деятельность в связи с закрытием Петроградской духовной академии и из-за отсутствия средств. Издание под названием " Вестник Ленинградской духовной академии " было возобновлено в 1990 году. Номер открывался благословением митрополита Алексия (Ридигера) , вскоре избранного Патриархом Московским и всея Руси. В 1991 году, в связи с возвращением Ленинграду исторического названия, духовная академия и семинария стали Санкт-Петербургскими, а журналу вернули название " Христианское чтение " . Новый этап начался в 2009 году, когда главным редактором журнала стал ректор епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков), ныне митрополит Тверской и Кашинский , а ответственным редактором - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич (ныне завкафедрой библеистики СПбДА). Журнал стал выходить в новом формате, с учетом требований ВАК. Периодичность выхода удалось довести до шести выпусков в год. Появились тематические номера: " Богословие - библеистика " , " История Русской Православной Церкви " , " История Церкви " и другие. 29 декабря 2015 года трудами ответственного редактора, проректора по научно-богословской работе иерея Игоря Иванова (ныне завкафедрой иностранных языков СПбДА) журнал был включен в перечень ВАК по специальностям " Теология " , " История " и " Философия " .

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Письма к митрополиту Григорию  Григорий (Г. П. Постников, 1784–1860), в период переписки сначала архиепископ Казанский и Свияжский (1848–1856), а затем митрополит С.-Петербургский и Новгородский (1856–1860). В студенческие годы Григорий был любимым учеником митрополита Филарета. В казанский период жизни вел энергичную работу по переводу Священного Писания на татарский язык, проектировал учредить миссионерское высшее учебное заведение. Был искренним сторонником митрополита Филарета в вопросе о пользе перевода на русский язык книг Священного Писания. Из книги Святитель Филарет Московский. " Призовите Бога в помощь " , изданной в серии «Письма о духовной жизни» , выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г. Григорий (Постников), митрополит С.-Петербургский и Новгородский Если в положении Церкви не все по желанию, по моему мнению полезнее жаловаться на себя, нежели на других. Много ли уважения оказал Василию Великому епарх? Но сие не препятствовало столпу Церкви поддерживать ее свод. Смиримся пред Тем, Который и малую имущим силу, но соблюдающим слово Его дает двери отверсты . […] 23 апреля 18 45 года Вот сомнение, которое тесно было бы написать на рукописи. 14 статей велите Вы учить на память крестьянскому мальчику от 8 (если в сем возрасте вступить в училище) до 11 лет. Сомневаюсь в удобности. Одна статья: церковные заповеди, в книге Православного исповедания наполняет пять листов, и так изложены, что мальчику не удобно выучить. При последнем пересмотре Катехизиса от меня требовали было, чтобы внести в него сии заповеди, и я написал было статью о сем, сократив их по возможности, но митрополиты Серафим и Филарет решили не вносить оный в Катехизис, потому что церковных заповедей не девять, а вся Кормчая книга заключает церковные заповеди; потому что девяти заповедей Церковь никаким постановлением не определила, а взяты они в книгу Православного исповедания из подражания латинским книгам; наконец, потому, что из десяти заповедей Божиих с большим убеждением для совести выводится то, что заключается в так называемых девяти заповедях церковных. Примечайте и в книге Православного исповедания, как они поставлены, в виде члена, не вошедшего в правильную организацию. Это заповеди, но поставлены не в статье о заповедях, а в Символе веры.

http://pravoslavie.ru/2409.html

К 200-летию научного журнала Санкт-Петербургской духовной академии «Христианское чтение» 26 января 2021 г. 09:00 Научному журналу  Санкт-Петербургской духовной академии   «Христианское чтение» исполнилось 200 лет. Журнал по праву считается старейшим научно-богословским периодическим печатным изданием России. В октябре 1820 года на одном из заседаний конференции академии ректор архимандрит Григорий (Постников) (1784-1860), ученик и преемник святителя Филарета (Дроздова), обратился к профессорской корпорации: «Не полезно бы было с будущего года начать при академии повременное христианское издание?». Это предложение было единодушно принято. В состав редакции журнала, помимо ректора академии, вошел также ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии архимандрит Поликарп (Гойтанников). После утверждения проекта Комиссией духовных училищ в январе 1821 года в свет вышел первый номер академического журнала, получившего название «Христианское чтение». С 1848 по 1917 годы «Христианское чтение» выходило с приложениями. Это были переводы святоотеческих творений, но и не только они. Так, начиная с 1906 года в качестве приложения к журналу публиковались отредактированные профессором А.И. Бриллиантовым «Лекции по истории древней Церкви» профессора В.В. Болотова. В 1870-1915 годах в виде приложения выходили «Журналы (протоколы) заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии». В 1918 году редакция «Христианского чтения» была вынуждена прекратить свою деятельность в связи с закрытием Петроградской духовной академии и из-за отсутствия средств. Издание журнала под названием «Вестник Ленинградской духовной академии» было возобновлено в 1990 году ЛДАиС. Номер открывался благословением  митрополита Алексия (Ридигера)  (вскоре избранного Патриархом Московским и всея Руси): «Божие благословение на издание ежеквартального журнала " Вестник Ленинградской духовной академии " , который должен стать преемником издававшегося Санкт-Петербургской духовной академией " Христианского чтения " , публиковавшего серьезные богословские исследования, осуществлявшиеся профессорами академии».

http://patriarchia.ru/db/text/5758001.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ Григорий (Постников), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Ксилография. После 1855 г. (ГИМ) Григорий (Постников), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Ксилография. После 1855 г. (ГИМ) (Постников Георгий Петрович; 1.11.1784, с. Михайловское Никитского у. Московской губ.- 17.06.1860, С.-Петербург), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Род. в семье диак. Петра Фёдорова. В 1805 г. окончил Перервинскую ДС, в 1809 г.- Троицкую ДС, в 1814 г.- СПбДА со степенью магистра богословия, во время учебы получил фамилию Постников. 25 авг. 1814 г. принял монашеский постриг, 27 авг. был рукоположен во диакона, 28 авг.- во иерея. Одним из наставников Г. был свт. архим. Филарет (Дроздов ; впосл. митрополит Московский), оказавший на него большое влияние. По предложению митр. Филарета в 1814 г. Г. занял место академического библиотекаря, пополнил б-ку мн. ценными изданиями. С 17 авг. 1814 г. бакалавр академии, с 13 окт. того же года действительный член конференции СПбДА, с 19 марта 1816 г. инспектор. 29 марта 1817 г. Г. была присвоена степень д-ра богословия за соч. о пророках «Commentatio de prophetis in genere». 29 июля 1817 г. посвящен в сан архимандрита и назначен настоятелем Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . 1 окт. того же года стал экстраординарным профессором СПбДА, а 2 мая 1819 г.- ректором и ординарным профессором. Продолжая традиции свт. Филарета (Дроздова), Г. поддерживал в академии строгий порядок, усовершенствовал учебные программы, методы обучения, улучшил материальное положение студентов. Преподавал богословские науки, Свящ. Писание, англ. язык. Еще в 1816 г. Г. был назначен вице-президентом Российского библейского общества , участвовал в переводе Свящ. Писания на рус. язык; став ректором, возглавил переводческий процесс в СПбДА. Впосл. выступал против закрытия Российского библейского об-ва. Г. первым начал преподавать богословие на рус. языке. Тексты Свящ. Писания также цитировал и разбирал на занятиях со студентами на рус. языке, что было тогда новым явлением. Лекции Г. в печатном или рукописном виде расходились по мн. духовным академиям и семинариям. Для распространения в обществе богословских знаний предлагал разрешить всем независимо от пола, возраста и сословия присутствовать на публичных лекциях в академии, хотя этот проект не был осуществлен. С 21 авг. 1821 г. состоял членом Комиссии духовных уч-щ, отстаивал лекционную систему преподавания в Духовных академиях, оспаривая сторонников обучения по классическим книгам.

http://pravenc.ru/text/166676.html

митрополит Григорий (Постников) (01.11.1784–17.06.1860) Догматико-полемические труды Жития святых Нравственно-аскетические труды Письма митрополит Григорий (Постников) Митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский, член Святейшего Синода. Проповедник, богослов, исследователь и борец со старообрядчеством. Основоположник церковной периодической печати в России. Биография В миру Георгий Петрович Постников родился в семье диакона. Первоначальное образование получил в Перервинской и Троицкой семинариях; затем окончил Петербургскую духовную академию. 13 августа 1814 года был удостоен звания магистра и 17 августа определён бакалавром академии. Был любимым учеником епископа Филарета (Дроздова). 25 августа 1814 года был пострижен в монашество; 27 августа рукоположён во иеродиакона; 28 августа — во иеромонаха. 19 марта 1816 года назначен инспектором Санкт-Петербургской академии; в том же году — вице-президентом Российского библейского общества. Участвовал в переводе Священного Писания на русский язык. Первым начал преподавать богословие на русском языке. 18 июля 1817 года удостоен степени доктора богословия и 29 июля того же года возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Волоколамского Иосифова монастыря. С 1 октября 1817 года экстраординарный профессор Петербургской академии; со 2 мая 1819 года — ректор академии и ординарный профессор. По его предложению Синод принял решение о начале издания в 1821 году журнала «Христианское — первого русского печатного церковно-богословского органа. 11 июня 1820 года избран членом Российской академии. С 21 августа 1821 года член комиссии духовных училищ. 7 мая 1822 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии; настоятель Сергиевой пустыни. С 4 января 1826 года епископ Калужский и Боровский; с 3 марта 1828 года архиепископ Рязанский и Зарайский; с 28 июля 1829 года архиепископ Тверской и Кашинский. С 2 марта 1829 года член Святейшего Синода. С 1 марта 1848 года архиепископ Казанский и Свияжский. По его инициативе в 1855 году в Казани начал выходить журнал «Православный Собесдникъ», ставивший задачу борьбы с расколом. За восемь лет пребывания на Казанской кафедре провёл в епархии в общей сложности не более трёх лет, по большей части находился в столице, исполняя обязанности синодального члена. Высочайшим рескриптом, данным в Москве 26 августа 1856 года Александром II, был возведён в сан митрополита. Рескриптом от 1 октября 1856 года назначен на столичную кафедру. 30 мая 1858 года освятил Исаакиевский собор в Петербурге. Скончался 17 июня 1860 года, после трехнедельной болезни. Погребён в Александро-Невской Лавре в Свято-Духовой церкви, под алтарём.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

В настоящее время (1876 г.) священствует о.Тринитатов. Источник: Известия по Казанской Епархии за 1876 г. Домовый храм находился на втором этаже бывшей адмиралтейской конторы, а в то время земской больницы. Алтарь церкви и сам храм вдавались во двор больницы, а не по фасаду здания. Престол в церкви был один. Архиепископ Казанский и Свияжский Григорий (Постников) (1784-I860) поручил освящать церковь ректору Казанской Духовной академии архимандриту Парфению (Попову) (1811 – 1873). Церковь была освящена не позднее марта 1854 г., т.к. с 14 марта архимандрит Парфений был хиротонисан во епископа Иркутского и Нерчинского. Иконостас, ризница и утварь были приобретены на средства казанского купца-благотворителя, бывшего в то время городским головой Сергеем Евсеевичем Александровым (1792-1870). Он пожертвовал в храм также два серебряных сосуда и ризы. Иконы были написаны в мастерской иконописца из Владимирской губернии Тимофея Терентьевича Гагаева (1836 – 25 октября 1889). Серебряная риза на местной иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» была устроена из разных серебряных вещей, пожертвованных во время строительства церкви 7 апреля 1853 года Анной Андреевной Базилевичевой. В киотах за клиросами были поставлены разные иконы небольших размеров, частью купленные, а частью пожертвованные разными лицами. В числе таких икон, в киоте за правым клиросом, помещалась маленькая икона святителя Митрофания Воронежского, чудотворца с мощами этого святителя. Она была пожертвована в эту домовую церковь ктитором церкви Таршиным в 1859 году. Отдельной колокольни при храме не было. Колокола висели около восточной стены храма. Всего их было четыре. Один из них был пожертвован казанским купцом Дмитрием Сосипатровичем Борковым (1802-1860), весил этот колокол 2 пуда и 8 фунтов (35,2 кг). Со дня освящения храма служить в нем стал протоиерей Сергиевской церкви Гавриил Николаевич Спасский (1825 – 31 декабря 1906), который совершал поочередно богослужения в Сергиевской церкви Ложкинской богадельни и во вновь устроенной при больнице Богородицкой церкви. Но первым постоянным священником этой домовой церкви был Иван Иванович Пылаев (1825-1861), кандидат богословия, получивший образование в Казанской Духовной академии. Домовой храм при земской больнице был закрыт в первые годы советской власти. К церкви больницы была приписана каменная часовня-усыпальница для отпевания усопших. Часовня постройки второй половины XVIII века (возможно, архитектор Кафтырев В.И.) с тремя окнами и четырехскатной крышей сохранилась до наших дней и фасадом выходит на улицу Большая Красная. В 1965 году у нее упразднили маковку с крестом. Ныне в ней одно из медицинских подразделений. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=35879

Голицын Николай Борисович (08.11.1794 – 22.10.1866), князь, русский музыкант, музыкальный критик, один из основателей русской школы виолончелистов, меценат. Брат Т.Б. Потемкиной. В 1858 в Берлине, Париже и Лондоне опубликовал работу «О возможном соединении Российской Церкви с Западною без изменения обрядов православного богослужения», проникнутую идеями филокатолицизма, за что на некоторое время попал под домашний арест. – 171,189, 203. Горчаков Александр Михайлович (04.06.1798 – 27.02.1883), князь, дипломат. С 27.04.1856 по 09.04.1882 министр иностранных дел. – 109, 115, 141. Григорий (Миткевич)(14.05.1807– 13.04.1881), архиепископ. 09.12.1851 хиротонисан во епископа Калужского. 20.04.1869 возведен в сан архиепископа. 07.09.1870 рукоположил о. Климента (Зедергольма) в иеродиакона, а 08.11.1873 – в иеромонаха. – 84, 130, 136, 144. Григорий (Постников) (01.11.1784 – 17.07.1860), митрополит, проповедник, богослов, борец со старообрядческим расколом. В 1855 по его инициативе в Казани начал выходить журнал «Православный собеседник». С 1856 по 1860 – митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. Первоприсутствующий член Святейшего Синода. 30.05.1858 освятил Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. – 73, 82, 96, 132, 142, 183, 203. Григорий Палама (1296 – 14.11.1359), святитель, архиепископ Фессалоникийский, отец и учитель Церкви. – 56, 83, 85, 86. Григорий Синаит (1268–1346), преподобный, основоположник учения исихазма, один из авторов сборника «Добротолюбие». – 86. Григорий 6 (Фуртуниадис) (01.03.1798 – 08.06.1881), Константинопольский Патриарх, дважды занимал патриарший престол – с 24.09.1835 по 20.02.1840 и с 10.02.1867 по 10.06.1871. Его важнейшей заботой было улаживание греко-болгарского противостояния внутри Греческой Церкви. – 88, 89. Димитрий (Муретов) (11.02.1811 – 14.11.1883), архиепископ. 04.03.1851 хиротонисан во епископа Тульского. С 11.06.1857 епископ Херсонский, пребывал на кафедре до 02.10.1874. Впоследствии занимал Ярославскую, Волынскую кафедры. С 1882 архиепископ Херсонский и Одесский. В 1859 был вызван в Санкт-Петербург, где председательствовал в комиссиях по сокращению переписки по духовному ведомству, по улучшению быта сельского духовенства; по преобразованию духовных семинарий и училищ. 03.04.1860 возведен в сан архиепископа. – 115,129.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Д. Ростовцев Я. И. (1803–1860) генерал-адъютант, один из руководителей Комитета по подготовке крестьянской реформы. Е. Троице-Сергиева пустынь, основанная в 1734 г., находится под Петербургом неподалеку от Стрельны; 4 декабря 1993 г. в ней возобновлено богослужение. Ж. Фотий — патриарх Константинопольский в 858–867 и 878–886 гг. Угрозы и насилие его противников не смогли заставить его добровольно отречься от сана. З. В данном примечании 2, как и в примечаниях 1, 3, 6, имеются в виду события, происшедшие после написания основного текста «Замечаний» (в феврале 1860 г.), — крестьянские волнения после обнародования Манифеста 1861 г. Усмирение выступления крестьян в селе Бездна 7 апреля 1861 г. сопровождалось жертвами, что повлекло протесты оппозиционной общественности и ряд ответных мер со стороны властей- Заметной фигурой в этих событиях был профессор А. П. Щапов (см. с. 460 настоящего издания). И. Письмо к Герцену анонимного корреспондента из России — «В гимназиях древние языки заменили маршировкой, в корпусах учат по-славянски, в университетах попы под именем философии разбирают бредни Василия Великого и других византийских растлителей ума» — опубликовано вместе с сочувственным ответом Герцена в «Полярной звезде» (Лондон, 1856. Кн. 2. С. 244). К. Искандер Герцен/Вступ. статья, сост. Н. В. Елагин. Берлин, 1859. Об этой книге см. с. 457–458 настоящего издания. Л. Цитата из статьи русского публициста, эмигранта В. А. Энгельсона «Что такое государство?», опубликованной без подписи в «Полярной звезде» (1855. Кн. 1. С. 28–29). М. Филарет (Дроздов, 1782–1867) — Митрополит Московский и Коломенский в 1826–1867 гг. В 1993 г. причислен к лику святых, день памяти 19 ноября/2 декабря. Григорий (Постников, 1784–1860) — Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский в 1856–1860 гг.   Тексты и комментарии на с. 393–445 подготовил А. М. Любомудров. А. Μ. Любомудров Святитель Игнатий Брянчанинов в полемике с либеральной интеллигенцией о христианском понимании свободы В то время как русское образованное общество находилось под влиянием идей западного рационализма и неправославной мистики, святитель Игнатий противопоставил соблазнам расцерковленной мирской культуры коренные традиции русской духовности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1305. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 235–235 об. Опубликовано также в издании: Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов: Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения: В 2 ч. Киев, 1915. Ч. 1. С. 228–229. (Далее — Соколов…). Пропуск слов в домы чиновников восстанавливается по этому изданию. 1306.  Соколов… Ч. 1. С. 237–239. 1307. ОР РНБ ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 237 об-239. Речь была произнесена Владыкой Игнатием при освящении им Георгиевского знамени, пожалованного Государем казачьему Линейному войску, в станице Михайловской под Ставрополем. 1308.  Соколов… Ч. 1. С. 253–254. 1309. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 253 об.–257 об. 1310. Соколов… Ч. 1. С. 220. Подробнее о деле протоиерея Крастилевского см.: Соколов… Ч. 1. С. 217–224. 1311. РГИА. Ф. 1661. On. 1. Дело 1098. Л. 4–4 об. 1312. РГИА. Ф. 832. Оп. 1. Дело 15. Л. 111–112 об. Алексий (Ржаницын Руфин Иванович; 1812–1877), Епископ Тульский и Белевский (с 1857), в 1859 — Епископ Дмитровский с управлением Саввиным-Сторожевским монастырем. Позже (1860) переведен в Таврическую епархию. 1313. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 247–251 об. Митрополит Григорий (Георгий Петрович Постников; 1784–1860), видный церковный деятель; с 1856 года и до конца жизни возглавлял Санкт-Петербургскую кафедру. 1314. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 251–251 об. Граф Александр Петрович Толстой (1801–1873), церковный и культурный деятель, с 20.IX.1856 по 28.11.1862 — Обер-прокурор Святейшего Синода. 1315. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 258–259. 1316. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 319–320 об. Настоящее представление является ответом Святителя на требование Синода сообщить мнение Семинарского правления и самого Епископа об образовательном благоустройстве Семинарии. 1317. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 325–326 об. Князь Сергей Николаевич Урусов (1816–1883), действительный статский советник; в период с 1859 по 1863 годы временно исполнял обязанности Обер-прокурора Святейшего Синода. Не раз командировался в различные губернии для обзора духовно-учебных заведений (1860–1861).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010