Значительную часть публикаций в РА составляют материалы по рус. церковной истории (более 190 названий). Многие из них посвящены митр. Московскому свт. Филарету (Дроздову) , с к-рым Б. был хорошо знаком. В журнале широко представлена переписка святителя с обер-прокурорами Святейшего Синода, архиереями, настоятелями мон-рей, миссионерами, светскими лицами (1874. Кн. 1; 1876. Кн. 3; 1877. Кн. 3; 1878. Кн. 3; 1881. Кн. 2; 1882. Кн. 1; 1883. Кн. 1; 1885. Кн. 2; 1886. Кн. 2; 1887. Кн. 2; 1889. Кн. 2, 4; 1890. Кн. 3; 1891. Кн. 1; 1893. Кн. 1-2; 1894. Кн. 2-3; 1895. Кн. 2; 1896. Кн. 2; 1899. Кн. 1; 1904. Кн. 1; 1905. Кн. 1, 3; 1906. Кн. 1; 1908. Кн. 3; 1909. Кн. 1; 1912. Кн. 2). Интересны мемуары митр. Филарета и записанные разными лицами его рассказы: «Рассказы митр. Филарета, записанные А. В. Горским» (1897. Кн. 1), «Воспоминания и отзывы Филарета, записанные его викарием преосв. Леонидом» (1901. Кн. 1), «Из воспоминаний митр. Филарета» (1906. Кн. 3). В РА увидели свет письма Патриархов Московских Никона (1873. Кн. 2) и Адриана (1903. Кн. 3), Ростовского митр. свт. Димитрия (Туптало) (1872. Кн. 1), архиеп. Феофана (Прокоповича) (1863. Кн. 2; 1865. Кн. 1), Московского митр. Платона (Левшина) (1897. Кн. 2), Киевского митр. Евгения (Болховитинова) (1873. Кн. 1), архим. Фотия (Спасского) (1863. Кн. 3; 1869. Кн. 2; 1870. Кн. 1; 1871. Кн. 3; 1878. Кн. 2; 1895. Кн. 3; 1896. Кн. 1) и др. Среди мемуаров духовных лиц, напечатанных Б.,- «Записки первоприсутствующего в Св. Синоде» Херсонского архиеп. Никанора (Бровковича) (1906. Кн. 1-4; 1908. Кн. 1-3; 1909. Кн. 1), «Из записок» Тверского архиеп. Саввы (Тихомирова) (1908. Кн. 3; 1914. Кн. 3), «Книга бытия моего» Чигиринского еп. Порфирия (Успенского) (1910. Кн. 3-4) и др. В РА были напечатаны биографические исследования «Ириней, архиеп. Псковский» Н. И. Григоровича (1869. Кн. 2), «Филарет, архиеп. Черниговский» (1887. Кн. 2-3), «Митрополит Амвросий (Подобедов)» К. Я. Лаврова (1904. Кн. 1), «Биографический очерк» обер-прокурора Святейшего Синода гр. Д. А. Толстого о ректоре МДА прот. А. В. Горском (1875. Кн. 3). |
Постан[овили]: поручить В. П. Соколову обратиться в [Казанский губернский] исполком. Постан[овили]: учредить дежурство членов коллегии в подотделе [по делам музеев и охране памятников]: четв[ерг] – А. М. Миронов, пятн[ица] – Михаил Иванович Лопаткин субб[ота] – В. П. Соколов, воскр[есенье] – П. М. Дульский, вторник… – К. В. Харлампович, среда – В. В. Перцов, четв[ерг] – Алексей Михайлович Рухлядев, пятн[ица] – Павел Александрович Радимов П. М. Дульский доложил, что по сообщению о. Иоасафа в Зилант[овом] монастыре снаряды. Постан[овили]: Просить… [d] П. М. [Дульский] доложил о поручении Моск[овского] отдела [по делам музеев и охране памятников] организовать съемку планов фасадов некотор[ых] зданий и церквей. Постан[овили]: поручить разобраться вообще А. М. Рухлядеву… 2 30 сентября 1919 г. – Телеграмма Вне очереди. Срочно. Москва, Мертвый, 9. Всероссийская Коллегия охраны памятников искусства. Председательнице Троцкой. Вскрыта ризница кафедрального собора. Местная власть конфискует жемчужное шитье и другие редкие памятники шестнадцатого– восемнадцатого веков. Необходима срочная защита, о чем просит казанский подотдел. Телеграфируйте. Заведующий подотделом П. Дульский. 3 Всероссийской Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины 24-го сентября с/г в Казанский епархиальный совет явились представители местной губ[ернской] Чрезв[ычайной] Комиссии и предъявили ордер на совершение обыска во всех кремлевских храмах. С 21-го сентября 1918 года храмы Казанского кремля, кафедрального собора и Спасский монастырь опечатаны и богослужение в них не совершается, при чем до мая 1919 года храмы [были] опечатаны печатью военных властей, в мае же месяце они были переданы под охрану Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, коему было разрешено опечатать их печатью Общества и поместить при кафедральном соборе сторожей и в Спасском монастыре 4 монахов, коим Общество и поручило ближайший надзор за храмами. По предъявлении ордера на совершение обыска немедленно таковой был произведен в Спасском монастыре, причем ничего предосудительного найдено не было. |
38 Такой монограммой называются буквы X и Р, выписанные таким образом, что первая покрывает вторую. 39 Manso. Op. cit. S. 321—322. 40 Евсевий. Церков. история. Кн. 10, гл. 5 и др. 41 Там же. Кн. 10, гл. 1, 3. 42 Там же. 43 Цитаты в тексте без обозначения сочинения указывают на Евсевиеву Жизнь Константина 44 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 5. 45 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 18. 46 Сократ. Церковная история. I, 10. 47 Феодорит. Церковная история. I, 11. 48 Там же. 49 Афанасий Великий. Защитительное слово против ариан/Творения. Т. I. С. 278—280. 50 Созомен. Церковная история. Кн. I, гл. 13; Афанасий Великий. Жизнь Антония/Творения. Т. III. С. 273. 51 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 10. 52 Он же. Жизнь Константина. Кн. IV, гл. 18; Похвальное слово Константину, гл. 9. 53 Евсевий. Церковная история. Кн. X, гл. 6. 54 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 11. 55 Constantini Oratio ad sanctorum coeturn (Константин Великий. Речь к обществу верных), гл. 9. 56 Там же. 57 Там же, гл. 10. 58 Там же, гл. 19—20. 59 Там же, гл. 18. 60 Там же, гл. 11—13. 61 Константин Великий. Речь к обществу верных, гл. 16. 62 Евсевий. Жизнь Константина. Кн. IV, гл. 29; Константин Великий. Речь к обществу верных, гл. 2. 63 Лебедев А. П. Очерки внутренней истории Византийско-Восточной церкви. М., 1878. С. 75—78. 64 Константин Великий. Речь к обществу верных, гл. 2. 65 Там же, гл. 10. 66 Иероним. О знаменитых мужах, гл. 80. 67 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 5. 68 Лактанций. О смерти гонителей, гл. 18. 69 Сократ. Церков. история. Кн. I, гл. 13. 70 Лактанций. О смертях гонителей, гл. 24. 71 Иные западные, как светские, так и церковные историки, не сочувствующие деятельности Константина, проникнутые рационалистическими наклонностями, желая поставить в неловкое положение Православную Церковь, причислившую Константина клику святых, останавливаются с особенным вниманием на том факте, что император был крещен в Никомидии; а так как известно, что в это время Никомидийским епископом был Евсевий, человек арианского образа мыслей, то указанные историки с торжеством объявляют, что, значит, Константин крещен арианином и сам есть арианин. |
193. Тогда же, на Господи, воззвах, и ныне, гл. 6. 194. Тогда же, на Господи, воззвах, гл. 2. 195. Тогда же, утро, припев на 9 песни канона. 196. Тогда же, утро, на хвалитех, гл. 1. 197. Октоих, гл. 4. вторник утро, канон Предтече песнь 6. 198. Там же, гл. 6, песнь 8, (о том же гл.4, песнь 8). 199. там же, гл. 6, песнь 5. 200. 29 августа, 1 канон, гл. 8, песнь 6, Иоанна монаха. 201. Тогда же, ин канон, гл. 8, песнь 4, Андрея Критского. 202. Тогда же, вечерня, на литии, гл. 4, Германа Патриарха. 203. 7 января, утро, канон Феофанов, гл. 2, песнь 7. 204. 29 августа, на Господи, воззвах, гл. 6, Иоанна монаха. 205. Тогда же, утро, ин канон, гл. 8, песнь 1. 206. 29 августа, утро, на хвалитех, гл. 8. 207. Тогда же, ин канон, гл. 8, песнь 1. 208. Тогда же, там же, песнь 9. 209. Богослужебный материал образа Предтечи Иоанна слагается из следующих служб: а) Зачатие св. Иоанна Крестителя — 23 сентября. б) Рождество св. Иоанна Крестителя — 24 июня. в) Собор его — 7 января. г) Усекновение честныя главы — 29 августа. д) Служба всякого вторника в Октоихе, то есть 8 служб и отчасти дополнительно: е) Богоявление — 6 января. ж) 1 и 2 обретение главы — 24 февраля. з) 3 обретение главы — 25 мая. 210. Неделя сырная, вечер на литии, слава, гл. 6. 211. Там же, на Господи, воззвах, слава, гл. 6. 212. Тогда же, утреня, икос, гл. 6. 213. Святой и Великий пяток утро, блаженны, стих I, гл. 4. 214. Октоих, гл. 2, пяток утро, канон, песнь 9. 215. Предпразднество Воздвижения, 13 сентября утро, канон, гл. 4. п. 7. 216. Октоих, гл. 6. пяток утро, канон, п. 6. 217. Там же, гл. 2. среда утро, канон, п.6. 218. Воздвижение, 14 сентября, вечер на литии, гл. 1. Андрея Иерусалимского. 219. Предпразднество Воздвижения, 13 сентября утро, канон, п. 5. 220. Воздвижение, утро, канон, п. 9. 221. Предпраздн. Воздвижения, 13 сентября утро, седален по 3 п., гл. 4. 222. Воздвижение, 14 сентября утро, канон, гл. 8, п. 1. 223. Октоих, глас 3, среда утро, на стиховне. 224. Там же, гл. 2, среда утро, канон, п. 5. |
260. «О кладбище и Кресте» М. Р. G. t. 49 col. 396. 261. Постная Триодь, неделя 3, утро, канон, икос, гл. 7. 262. Предпразднество Воздвижения 13 сентября, утро, седален по 3 песни, гл. 4. 263. Воздвижение утро, по 1 стихословии седален, гл. 6. 264. Октоих, гл. 5, среда утро, на стиховне. 265. Воздвижение 14 сентября, малая вечерня, на Господи, воззвах, гл. 1. 266. Завеса. 267. Хождение игумена Даниила на Святую Землю (1106 — 1108). 268. Октоих, гл. 2, среда утро, канон, п. 3. 269. Там же, гл. 5, среда утро, канон, п. 3. 270. Постная Триодь, неделя 3-я, вечер на Господи, воззвах, гл. 5. 271. С греческого слово «уничтожение» переведено как «соуз». 272. Постная Триодь, неделя 3-я утро, канон, кондак, гл. 7. 273. Воздвижение 14 сентября, утро, канон, гл. 8, п. 5. 274. «О кресте и разбойнике» М. Р. 49 col. 400. 275. Молитва Херувимской песни на литургии Иоанна Златоуста. 276. Октоих, гл. 2, пяток утро, канон, п. 8. 277. «О кладбище и кресте». М. Р. 49 col. 396. 278. О Честном и Животворящем Кресте. M. P. G. t. 49 col. 820. 279. Постная Триодь, неделя 3-я, утро, канон, гл. 1, п. 9. 280. Происхождение честных древ I августа, утро, канон, гл. 6, п. 4. 281. Воздвижение 14 сентября, утро, канон, гл. 8, п. 9. 282. Напр. царю Мануилу в борьбе против сарацин. Праздник I августа. 283. Воздвижение 14 сентября, утро, канон, гл. 8, п. 8. 284. Точное изложение Веры Православной кн. 4, гл. 11. 285. Предпразднество Воздвижения, вечерня, на стих., гл. 5. 286. Воздвижение, великая вечерня на Господи, воззвах. гл. 6. 287. Постная Триодь, неделя 3-я, малая вечерня на Господи, воззвах, гл. 6. 288. Четья-Минея на 1 августа. 289. Воздвижение 14сентября, вечер, на литии, стих., гл. 1. 290. Октоих, гл. 5, среда утро, по 3 стихословии седален. 291. Там же, гл. 7, среда утро, канон, п. 7. 292. Триодь, неделя 3-я, утро, канон, гл. 1, п. 3. 293. Воздвижение 14 сентября, утро, канон, гл. 8, п. 5. 294. Октоих, гл. 2, среда утро, краегранесие канона. 295. Посстная Триодь, Великая Среда, повечерие, трипеснец, гл. 6, п. 4. |
Библиография работ о персоне: Житие святаго отца нашего Афанасия, архиепископа Александрийского//Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996. – Кн. 5. – Ч. 2. – Месяц январь, дни 15–31. Иероним. О знаменитых мужах//Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2. ( Гл. 87) Сократ Схоластик. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1996. (Кн. I, гл. 8, 13, 27–35. Кн. II, гл. 1–3, 8–15, 22–26. Кн. III, гл. 3–8. Кн. IV, гл. 1, 134, 20, 21, 23. Кн. VI, гл. 9, 13, 18). Феодорит Кирский. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1993. (Кн. I, гл. 8, 14, 26–32. Кн. II, гл. 1–8, 11–16, 23, 24. Кн. III, гл. 4, 9. Кн. IV, гл. 2, 3, 20, 27. Кн. V, гл. 7, 8, 22, 40). Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и его сына Феофилакта/Пер. В.И.Оболенского и Ф.А.Терновского. – М., 1887. (Год от Р.Х 327). Руфин. Церковная история//Тюленев В.М. Рождение латинской христианской историографии (с приложением перевода " Церковной истории " Руфина Аквилейского). – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2004. (Кн. I(X), гл. 14–19, 33–34). Сульпиций Север. Хроника (Гл. XXXVI – XXXIX)//Сульпиций Север. Сочинения. – М: РОССПЭН, 1999. Григорий Богослов. Слово 21. Похвальное слово Афанасию великому, архиепископу Александрийскому//Восточные отцы и учители Церкви IV века: В трех томах. – Б.м. и б.г. – Т. I. Григорий Богослов. Слово 21. Похвальное слово Афанасию великому, архиепископу Александрийскому//Журнал Московской патриархии. – 1973. – 5. Деяния вселенских соборов. – СПб.: Воскресение, 1996. – Т. 2 – 3. Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли//Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984. С.96–103. Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. – Т. I. Александр Шмеман, прот. Исторический путь православия. – М.: Паломник, 1993. С.117–132. Андреев И.Д. Афанасий Великий// Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. I. |
Совместно с Памфилом (учеником которого он был и которого очень почитал) Е.К. написал труд в защиту Оригена " Апология " , до наших дней сохранившийся во фрагментах – патриарх Фотий в IX веке сделал из этого труда подробные выписки для своей " Библиотеки " . Е.К. – автор жизнеописания Константина Великого. Библиография работ о персоне: Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях/Пер. с лат. М.Ф.Высокого//Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. (Гл.XVII, LXXXVIII, LXXXIX). Иероним. О знаменитых мужах//Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2. (Гл. 81). То же: Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. Сократ Схоластик. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1996. (Кн. I, гл. 7–10, 16, 18, 20–24. Кн. II, гл. 4, 9, 11, 17, 20, 21, 23. Кн. III, гл. 7, 23. Кн. V, гл. 22. Кн. VI, гл. 6, 36. Кн. VII, гл. 32). Евагрий Схоластик. Церковная история. – СПб.: Алетейя, 2002. (Кн. III, гл. 41. Кн. IV, гл. 27, Кн. V, гл. 24). Феодорит Кирский. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1993. (Кн. I, гл. 5, 8, 12, 13, 21, 23. Кн. II, гл. 8, 26. Деяния вселенских соборов. – СПб.: Воскресение, 1996. – Т. 1. Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли//Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984. Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. – Т. I. Андреев И.Д. Евсевий Кесарийский// Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. I. Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999. Афанасьев А.Ю. Эволюция образа: от язычества к христианству//Вопросы философии. – М., 1996. – Бибиков М.В. Историческая литература Византии. – СПб.: Алетейя, 1998. С.48–51. Бокщанин А.Г. Источниковедение древнего Рима. – М.: МГУ, 1981. С.143–144. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М.: Спасо–Преображенский Ставропигиальный монастырь, 1994. – Т. I. С.139–160. Брагинская Н.В. Эон в " Похвальном слове " Евсевия Кесарийского//Античность и Византия. – М.: Наука, 1975. |
Среди статей о памятниках древнеславянской письменности были напечатаны энциклопедические своды заметок и наблюдений: «Мелкие тексты и заметки по старинной славянской и русской литературе» А. И. Яцимирского (90 заметок в томах 2-5, 7, 11, 13, 16, 21 и 22) и «Материалы и заметки по древнерусской литературе» А. И. Соболевского (1912. Т. 17. Кн. 3. С. 77-96; 1915. Т. 20. Кн. 1. С. 261-290; 1916. Т. 21. Кн. 2. С. 206-214). Выходили обзоры рус. и зарубежных собраний рукописей и старопечатных книг: «Заметки о славянских и русских рукописях в Bodleian library в Оксфорде» П. А. Сырку (1902. Т. 7. Кн. 4. С. 325-345; 1908. Т. 12. Кн. 4. С. 87-140), «Заметка о рукописях Седмиозерной пустыни» (1902. Т. 7. Кн. 4. С. 358-365) и «Опись рукописей Тихвинского Успенского монастыря» (1908. Т. 12. Кн. 4. С. 346-357) Кунцевича, «Церковно- и русско-славянские рукописи Публичной библиотеки Народного дома во Львове» И. С. Свенцицкого (1904. Т. 9. Кн. 3. С. 350-414), «Печорская старина: Рукописи и архивы церквей низовой Печоры» Н. Е. Ончукова (1905. Т. 10. Кн. 2. С. 339-363; Кн. 3. С. 210-238), «Описание рукописей и старопечатных книг в Слуцком (Минской губ.) Тройчанском монастыре» А. К. Снитко (1911. Т. 16. Кн. 1. С. 210-231), «Славяно-русские старопечатные книги древнехранилищ г. Житомира» А. А. Требина (1912. Т. 17. Кн. 4. С. 305-332), «Описание рукописей Киевского художественно-промышленного и научного музея» С. А. Щегловой (1916. Т. 21. Кн. 1. С. 143-191; Кн. 2. С. 13-64), «Славянская письменность XI-XIV вв. на Синае и в Палестине» М. Н. Сперанского (1927. Т. 32. С. 43-118). Ряд статей был посвящен слав. переводам Библии: «В. Н. Тяпинский, переводчик Евангелия на белорусское наречие» М. В. Довнар-Запольского (1899. Т. 4. Кн. 3. С. 1031-1064), «Заметки по древнеславянскому переводу Св. Писания» И. Е. Евсеева (1900. Т. 5. Кн. 3. С. 788-823), «К вопросу о редакциях Толковой Палеи» К. К. Истомина (1905. Т. 10. Кн. 1. С. 147-184; 1906. Т. 11. Кн. 1. С. 337-374; 1909. Т. 13. Кн. 4. С. 290-343), «К вопросу о древнейших переводах на старославянский язык библейских текстов: Супрасльская рукопись» Н. Н. Дурново (1926. Т. 30. С. 353-429). Еще больше было публикаций, посвященных библейским апокрифам и «отреченной» лит-ре: «Критические заметки к славянскому переводу двух апокрифических сказаний» И. В. Ягича (1898. Т. 3. Кн. 2. С. 315-338; Кн. 3. С. 793-822), «К истории южнославянской и древнерусской апокрифической литературы» А. С. Архангельского (1899. Т. 4. Кн. 1. С. 101-147), «Охридский список первоевангелия Иакова» П. А. Лаврова (1901. Т. 6. Кн. 1. С. 9-36), «Евангелие Фомы в старинной украинской литературе» В. П. Адриановой-Перетц (1909. Т. 14. Кн. 2. С. 1-47), «К истории апокрифов и легенд в южнославянской письменности» (Там же. С. 267-322; 1910. Кн. 3. С. 103-159; Т. 15. Кн. 1. С. 1-62) и «К истории ложных молитв в южнославянской письменности» (1913. Т. 18. Кн. 3. С. 1-102; 1914. Кн. 4. С. 16-126) Яцимирского. |
441. Канон о Распятии, п. 8. 442. Тогда же, там же. 443. Похвала 125. 444. Канон о Распятии, п. 7. 445. Понедельник, 4 седмица, утро, трипеснец господина Иосифа, гл. 8, п. 9. 446. Святой Великий Пяток, вечер на Господи, воззвах, гл. 2. 447. Канон о Распятии, п. 9. 448. Канон о Распятии, п. 9. 449. Похвала 85. 450. Похвала 161. 451. Канон Великой Субботы на утрени, п. 9, ирмос. 452. Канон о Распятии, п. 9. 453. Добротолюбие, том 3, стр. 420, 19. 454. Канон молебный при разлучении души.., гл. 6, п. 1. 455. Там же, песнь 6. 456. Последование погребения мирских человек, на целование, подобны, гл. 2. 457. Там же. 458. Последование погребения священников. Самогласен Дамаскинов, гл. 2. 459. Там же, блаженны, гл. 2. 460. Суббота мясопустная, утро, эксапостиларий. 461. Постная Триодь. Суббота мясопустная, утро, канон господина Феодора, гл. 8, п. 1. 462. Триодь, Суббота мясопустная, утро, синаксарь. 463. Последование погребения священников, канон, гл. 6, п. 9. 464. Там же, самогласны Дамаскиновы, гл. 3. 465. Последование погребения священников, икосы, гл. 8. 466. Там же. 467. Там же. 468. Суббота мясопустная, утро, синаксарь. 469. Последование погребения священников, блаженны, гл. 2. 470. Канон при разлучении души от тела, гл. 6, п. 6. 471. Суббота мясопустная, утро, на хвалитех, слава, гл. 2. 472. Последование погребения мирских человек, самогласен Иоанна монаха, гл. 8. 473. Там же, блаженны, гл. 6. 474. Суббота мясопустная, утро, на хвалитех, гл. 8. 475. Последование погребения священников, икосы, гл. 8. 476. Там же, на халитех, гл. 6. 477. Канон покаяный, гл. 6, п. 7 (из правильника). 478. Постная Триодь, 3 седмица, четверток утро, трипеснец господина Феодора, гл. 6, п. 9. 479. Последование погребения мирских человек, подобен на целование, гл. 2. 480. Там же. 481. Суббота мясопустная, утро, на хвалитех, слава, гл. 2. 482. Там же, гл.8 483. «О началах», II cap. X. I. 100–101 484. Там же, III cap. VI. 5. 154. 485. Последование погребения священников, блаженны, гл.2. |
1055 Место это у св. Иринея (кн. I гл. 3. § 3; гл. 13, § 5) чрезвычайно замечательно и доказывает, что снова обращавшиеся в Церкви, обязаны были исповедать вину свою, а если не исповедали, то в общение церковное не принимались. Исповедь была, следственно, во втором столетии в обычае. Была ли она публичной или частной, важности то не составляет; форма исповеди могла изменяться с обстоятельствами, но самая исповедь–установления апостольского, что замечено было еще при разборе послания ап. Иакова. Видно также из примера жены диакона, о которой говорит св. Ириней, что грешники подвергались покаянию. Монтан считался еретиком за то, что утверждал, будто грешников к покаянию допускать не следует; это служит новым доказательством, что в практике церковной грешников к покаянию допускали. Последующие писатели еще лучше объяснят нам о покаянии и как оно совершалось со времен апостольских. 1059 Относительно гностических нечестий можно справиться у св. Епифания о ересях XXXI и к еретикам XL. 1061 Можно заметить, что Церковь находилась в цветущем положении этом в начале второго столетия, то есть в царствование Адриана, начавшего правление свое в 116 г. по Р. Хр. Последние из Апостолов Иоанн и Филипп умерли только за несколько лет пред сим. 1062 Ирин. Пр. ерес. кн. II гл. 27.– Климент. александр. Stromal кн. III гл. 3. Philosophumena кн. VII §§ 29 и 37.–Феодорит. Ерет. басн. кн. I; гл. 24.–Епифан. О ерес. XLI. XLII–Tepmyл. Adv. Магс Praescript § 51. 1063 Philosophumena кн. VII § 38. –Тертул. Praescr. §§ 6 и 30.–Епиф О ересс. XLIV.– Евссв. Ц. И. кн. IV; 14.–Феодор. Ерит. басн. кн. I, гл. 25. 1064 Philosophumena кн. VII § 16. Климент. александр. Stromal кн. III гл. 12,13–Тертул. Praescr. § 52.–Епиф О ересс. XLIV.– Евссв. Ц. И. кн. IV; 29.–Феодор. Ерит. басн. кн. I, гл. 20. 1065 Philosophumena кн. VIII § 2,8. и послед., кн. Х § 16. Климент. александр. Stromal кн. III гл. 1067 Сказанное о сем у Евсевия несколько сбивчиво; но должно заметить, что творение, которое он приводит, именуется: Против катафригийцев, но в другом месте (кн. IV; 27) он приписывает св. Аполлинарию творение под названием; Против ереси катафригийцев. Это заставляет предполагать, что выписки, произведенные Евсевием (кн. V, 16), заимствованы из творений св. Аполлинария. |
| |