12. Утверждение Постановлений Архиерейского Собора. 13. Утверждение Послания Архиерейского Собора. 14. Торжественное заседание Архиерейского Собора, посвященное столетию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви, при участии глав и делегаций Поместных Православных Церквей. Регламент Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября - 2 декабря 2017 года). Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5072619.html 1. В соответствии со статьей 2 главы III Устава Русской Православной Церкви все епархиальные и викарные архиереи составляют Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. На заседания Архиерейского Собора могут приглашаться без права решающего голоса богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия в работе Собора определяется в каждом отдельным случае президиумом Архиерейского Собора. 2. Руководство Архиерейским Собором осуществляет его председатель и президиум Собора. 3. Председателем Архиерейского Собора является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Председатель Архиерейского Собора: 4. Президиум Архиерейского Собора состоит из членов Священного Синода. По предложению Священного Синода в состав президиума могут включаться другие члены Архиерейского Собора. Президиум Архиерейского Собора: 5. Архиерейский Собор осуществляет свою работу на пленарных заседаниях и, при необходимости, в рабочих группах, состав которых утверждается Архиерейским Собором по представлению президиума. В составе Архиерейского Собора действуют мандатная, редакционная и, при необходимости, счетная комиссии, избираемые из числа членов Архиерейского Собора. Архиерейским Собором избирается его секретарь, который возглавляет аппарат Архиерейского Собора. 6. Пленарные заседания Архиерейского Собора возглавляет председатель или, по его предложению, один из членов Президиума. На пленарных заседаниях: 7. Отдельные разделы доклада Патриарха и других представляемых на Архиерейский Собор докладов могут обсуждаться в рабочих группах. 8. Секретарь Архиерейского Собора избирается из членов президиума.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

В связи с этим докладом Святейший Владыка внес на рассмотрение Освященного Архиерейского Собора предложение о внесении изменения в статью 1 главы III Устава Русской Православной Церкви, дабы все викарные архиереи являлись членами Архиерейского Собора с решающим правом голоса. Архиерейский Собор единогласно поддержал эту поправку. Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что согласно статье 15 главы III Устава Русской Православной Церкви «постановления Архиерейского Собора входят в силу сразу после их принятия». Далее Его Святейшество продолжил чтение доклада, а по его окончании митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви: «Благодарим Вас, Ваше Святейшество, за многочисленные труды, понесенные Вами по управлению Русской Православной Церковью. Мы свидетели того, как церковная жизнь преображается, как в связи с открытием новых епархий и многими другими Вашими начинаниями проповедь Евангелия Христова усиливается и достигает самых далеких сел и весей». «С Вашего позволения я предлагаю членам Освященного Собора в своих постановлениях выразить Вам слова благодарности за Ваши труды», — сказал владыка Владимир. Члены Архиерейского Собора единогласно поддержали предложения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил с десятилетием архиерейской хиротонии митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия и с днем рождения епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима. Для представления членам Собора доклада Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира о жизни Украинской Православной Церкви со времени Собора 2011 года был приглашен управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский Антоний. В завершение третьего заседания Предстоятель Русской Церкви рассказал собратьям о распорядке работы на следующий день. Информационная служба Архиерейского Собора Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница 17 апреля 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2770906.ht...

5. Положительной оценки заслуживают труды Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, благодаря работе которого актуальные вопросы внутренней жизни и внешней деятельности Московского Патриархата всесторонне обсуждаются прежде представления их на каноническое решение Священноначалия. Важно, чтобы в обсуждении тем, выносимых на общецерковную и общественную дискуссию, принимали активное участие епархии Русской Православной Церкви. 6. Освященный Собор, поддерживая намерение Святейшего Патриарха Кирилла проводить регулярные совещания глав Синодальных учреждений, определяет придать этим совещаниям формальный статус с именованием их Высшим Церковным Советом, по аналогии с органом, учрежденным Всероссийским Церковным Собором в 1917 году и прекратившим работу в годы гонений. Священному Синоду поручается принять решение об образовании Высшего Церковного Совета после того, как будут разработаны соответствующие нормативные документы. Решение Священного Синода и необходимые поправки к Уставу Русской Православной Церкви следует представить на утверждение очередного Архиерейского Собора. 7. С сожалением отметив, что отдельные определения Архиерейских Соборов, Архиерейских Совещаний и Священного Синода не получают должного исполнения, Освященный Собор полагает особо важным, чтобы управляющие епархиями, а также председатели Синодальных отделов, комитетов и комиссий озаботились тщательным ознакомлением епархиальных клириков и сотрудников Синодальных и епархиальных учреждений с решениями Священноначалия. Каждому правящему архиерею и руководителю Синодального учреждения надлежит разработать порядок исполнения подлежащих его ведению решений органов управления Русской Православной Церкви с тем, чтобы к 1 декабря каждого года Предстоятелю Русской Православной Церкви направлялись окончательные или промежуточные отчеты о реализации данных постановлений. 8. Собор благодарит Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира и архипастырей Украинской Православной Церкви за усилия, направленные на укрепление церковного единства и уврачевание пагубных расколов, и выражает надежду на окончательное их преодоление посредством возвращения отделившихся братьев и сестер в спасительное лоно Церкви. Члены Освященного Собора поддерживают Обращение Священного Синода Русской Православной Церкви к православным христианам Украины, пребывающим вне единства со Святой Церковью, принятое на заседании 26 июля 2010 года в Успенской Киево-Печерской Лавре, и выражают удовлетворение в связи с состоявшимися посещениями Украины Предстоятелем Московского Патриархата, чем особо подчеркивается непреходящее значение древнейшей Киевской кафедры в жизни всей Русской Православной Церкви. Собор положительно оценивает новый этап развития церковно-государственных отношений в Украине и выражает уверенность, что их гармонизация будет способствовать благу народа и укреплению духовных начал в жизни общества.

http://patriarchia.ru/db/text/1402551.ht...

«Принимая во внимание важность участия в руководстве работой Архиерейского Собора предстоятелей автономных и самоуправляемых частей Московского Патриархата, членами Священного Синода было принято решение включить в состав Священного Синода на время работы Собора митрополита Токийского и всея Японии Даниила, митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, митрополита Рижского и всея Латвии Александра, митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия», — добавил В.Р. Легойда. Также было заслушано сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о деятельности Высшего Церковного Совета. Священный Синод счел важным отметить, что работа Высшего Церковного Совета, в значительной части его заседаний посвященная духовному образованию, религиозному воспитанию детей и молодежи, способствовала принятию важных решений и достижению положительных результатов в этих областях. Другим важным вопросом, рассмотренным в рамках сегодняшнего заседания Священного Синода, стало включение в общецерковный месяцеслов имен святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилевского, и праведного Иоанна Кормянского (протоиерея Иоанна Ивановича Гашкевича), ранее прославленных в лике местночтимых святых Белорусского Экзархата. «Заслушав рапорт Преосвященного митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, и рапорт Преосвященного епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, Священный Синод постановил включить в повестку дня грядущего Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении вышеназванных святых», — заявил В.Р. Легойда. Важным назвал Председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ решение представить выводы, сделанные Синодальной библейско-богословской комиссией по документам Критского Собора, на рассмотрение предстоящего Освященного Архиерейского Собора. По словам В.Р. Легойды, такое постановление было принято Священным Синодом после доклада Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона.

http://sinfo-mp.ru/zasedanie-svyashhenno...

9. Собором утверждаются принятые Священным Синодом Положение о митрополиях Русской Православной Церкви и Положение о епархиальных викариатствах Русской Православной Церкви. Собором одобряются утвержденные Священным Синодом типовые уставы ставропигиального монастыря, епархиального монастыря и подворья ставропигиального монастыря. 10. Выражая удовлетворение в связи с ростом числа приходов и духовенства в Русской Православной Церкви, члены Собора считают необходимым приступить к новому этапу реализации решения Архиерейского Собора 2011 года об увеличении числа храмов и других приспособленных для молитвы помещений. Каждый сельский населенный пункт, где не может быть открыт храм и назначен постоянно пребывающий при нем настоятель, должен быть приписан к определенному храму и священнику. При этом, в случае малочисленности населенного пункта, его община может быть приписана к приходу, где служит ответственный за нее священник, а при необходимых условиях может быть и зарегистрирована. Подобным общинам необходимо иметь приспособленное для молитвы помещение. Священник должен посещать населенные пункты, за которые он несет ответственность, с регулярностью, определенной епархиальным архиереем или благочинным. 11. Епархиям следует также продолжить труды по строительству храмов и созданию церковных общин в городах с тем, чтобы места молитвы были максимально доступны для жителей. Хозяйственные и юридические вопросы 12. Члены Собора считают полезной работу по формированию реестра церковного имущества. Финансово-хозяйственному управлению надлежит продолжить труды в этом направлении. 13. Собор одобряет проект формирования бесплатной базы проектно-сметной документации по строительству храмов для использования всеми епархиями Русской Православной Церкви. Финансово-хозяйственному управлению поручается ускорить приобретение типовых проектов, разработанных для города Москвы, и открыть к ним доступ для всех епархиальных управлений. Епархиям следует направлять доступные им строительные проекты в Финансово-хозяйственное управление для включения в упомянутую базу. После предоставления епархиальным управлениям доступа к базе Финансово-хозяйственного управления надлежит вести учет использования каждого проекта.

http://religare.ru/2_99566.html

ПОСТАНОВИЛИ: По ознакомлении с докладом Преосвященного митрополита Псковского и Порховского Тихона относительно генетических экспертиз «екатеринбургских останков», а также с информацией, предоставленной Следственным комитетом России относительно различных экспертиз (молекулярно-генетических, физико-химических, трасологической, баллистической, почерковедческой, автороведческой, историко-архивных, почвоведческих, судебно-медицинских антропологических, криминалистической), назначенных в рамках расследования уголовного дела об убийстве членов царской семьи: 1. Выразить благодарность всем трудящимся над установлением истины в вопросе идентификации «екатеринбургских останков». 2. В соответствии с поручениями Архиерейских Соборов 2016 и 2017 годов опубликовать информацию о результатах экспертиз после их завершения. 3. Вынести результаты экспертиз на рассмотрение очередного Архиерейского Собора. Для полноты приведём и соответствующие моменты из постановлений Архиерейских Соборов 2016 и 2017 годов. Постановление Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-3 февраля 2016 года): « 10. Члены Собора ознакомились с работой действующей по благословению Патриарха Кирилла церковной комиссии по исследованию «екатеринбургских останков». Собор выражает удовлетворение в связи с тем, что в ответ на обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла государственными властями было принято решение о проведении комплексной исторической, антропологической, генетической и криминалистической экспертизы этих останков и всестороннего исследования обстоятельств убиения Царской семьи. Решение о признании или непризнании «екатеринбургских останков» святыми мощами Царственных страстотерпцев может быть принято Архиерейским Собором по представлению Священного Синода, исходя из оценок итоговых материалов комплексной экспертизы, которые должны быть предварительно опубликованы для общественной дискуссии. Сроки завершения экспертизы не должны зависеть от каких-либо внешних обстоятельств, но определяться временем, требуемым для научных исследований».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/01/pr...

Настоящее воспоминание тоже не претендует на полноту освещения прошедшего события и является, скорее, внутренней потребностью автора — участника Собора — проанализировать его работу с точки зрения личной духовной пользы для всех его участников. Конечно же, мера участия в работе Собора была многогранна: от простого присутствия в зале и наблюдения за активностью коллег-архиереев до многолетней, весьма непростой, по обстоятельствам нашего сложного времени, подготовки конкретных материалов для последующего их обсуждения и принятия соборным решением. Несомненно, все должно познаваться в сравнении и оцениваться с точки зрения конкретной исторической обстановки. Как известно, соборы являются высшим органом церковной власти и авторитетность их решений напрямую зависит от свободы принятия членами собора тех или иных определений, решений и постановлений. Архиереи, являясь преемниками апостольского служения в Церкви, то есть обладая полнотой благодати Святого Духа, данной Церкви Христовой во Святую Пятидесятницу, традиционно предваряют свою работу чтением Символа веры, а постановления начинают словами: «Изволися Святому Духу и нам…». Однако история знает и лжесоборы, когда архиереи были не свободны в своих решениях и зависели от светской власти, заинтересованной, чтобы жизнь Церкви проходила по сценарию, написанному безблагодатным светским чиновником, и целиком контролировалась государством. Примеры подобных лжесоборов можно найти как в древней, так и новой истории Церкви. Вопрос этот очень сложен и не потерял своей актуальности и сегодня. Историческое участие в работе собора царя или императора, пусть даже весьма благочестивого и позже канонизированного Церковью как святой, сразу ставит вопрос о принципиальном участии мирян в работе собора. Поэтому сложилась определенная точка зрения, что миряне непременно должны принимать участие в работе соборов. Такие соборы стали называться Поместными. Несмотря на все вышесказанное, полнотой власти, по учению святой Церкви, обладает только епископ. Даже священник совершает богослужения и таинства только с благословения архиерея, на полученном от него антиминсе и используя освященное им святое миро. Поэтому, забегая вперед, отметим, что юбилейный Архиерейский Собор 2000-го года акцентировал внимание на этом каноническом вопросе и призвал Церковь вернуться к практике апостольских времен, то есть считать высшим органом церковной власти Архиерейский собор. Что же касается Поместных соборов с участием мирян, монахов и других клириков вместе с архиереями, то он может иметь место в жизни Церкви, и будет собираться решением Архиерейского собора.

http://pravmir.ru/mysli-vslux-o-prosheds...

11. Архиерейский Собор, заслушав доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла об основных направлениях церковной жизни в межсоборный период, одобряет деятельность Предстоятеля Русской Православной Церкви, Священного Синода, Высшего Церковного Совета, Межсоборного Присутствия, синодальных учреждений и комиссий. 12. Собор выражает удовлетворение в связи с решениями Священного Синода и Высшего Церковного Совета, касающимися совершенствования системы высшего духовного образования и деятельности воскресных школ. Отдельного внимания заслуживает разработка учебных пособий для бакалавриата духовных школ и учебно-методического комплекса для воскресных школ. 13. Собор подтверждает своевременность решений Архиерейских Соборов 2011 года и 2013 года, а также Священного Синода и Высшего Церковного Совета о введении и развитии института помощников благочинных и настоятелей крупных городских храмов в области миссии и катехизации, социально-благотворительной деятельности, молодежной работы. Епархиальным архиереям и, под их руководством, благочинным и настоятелям следует и далее активно привлекать мирян к организации перечисленных направлений церковного служения. С удовлетворением отмечая становление системы обучения упомянутых сотрудников, члены Архиерейского Собора считают важным, чтобы при ее организации учитывались практические возможности епархий и использовались уже существующие на уровне епархий формы получения квалификации. 14. Архиерейский Собор призывает Божие благословение на всех тех молодых людей, которые сегодня участвуют не только в литургической жизни, но и в различных видах служения на приходском, благочинническом, епархиальном и общецерковном уровне. Собор призывает епархиальных архиереев со вниманием отнестись к молодым православным добровольцам. Необходимо особо заботиться о создании и дальнейшем развитии добровольческих молодежных движений, активно участвующих в епархиальной и приходской деятельности. 15. Собор считает необходимым переосмысление и совершенствование миссионерской деятельности, осуществляемой как на уровне помощников благочинных и настоятелей, так и, особенно, на уровне епархиальных отделов.

http://patriarchia.ru/db/text/4367700.ht...

11. Архиерейский Собор, заслушав доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла об основных направлениях церковной жизни в межсоборный период, одобряет деятельность Предстоятеля Русской Православной Церкви, Священного Синода, Высшего Церковного Совета, Межсоборного Присутствия, синодальных учреждений и комиссий. 12. Собор выражает удовлетворение в связи с решениями Священного Синода и Высшего Церковного Совета, касающимися совершенствования системы высшего духовного образования и деятельности воскресных школ. Отдельного внимания заслуживает разработка учебных пособий для бакалавриата духовных школ и учебно-методического комплекса для воскресных школ. 13. Собор подтверждает своевременность решений Архиерейских Соборов 2011 года и 2013 года, а также Священного Синода и Высшего Церковного Совета о введении и развитии института помощников благочинных и настоятелей крупных городских храмов в области миссии и катехизации, социально-благотворительной деятельности, молодежной работы. Епархиальным архиереям и, под их руководством, благочинным и настоятелям следует и далее активно привлекать мирян к организации перечисленных направлений церковного служения. С удовлетворением отмечая становление системы обучения упомянутых сотрудников, члены Архиерейского Собора считают важным, чтобы при ее организации учитывались практические возможности епархий и использовались уже существующие на уровне епархий формы получения квалификации. 14. Архиерейский Собор призывает Божие благословение на всех тех молодых людей, которые сегодня участвуют не только в литургической жизни, но и в различных видах служения на приходском, благочинническом, епархиальном и общецерковном уровне. Собор призывает епархиальных архиереев со вниманием отнестись к молодым православным добровольцам. Необходимо особо заботиться о создании и дальнейшем развитии добровольческих молодежных движений, активно участвующих в епархиальной и приходской деятельности. 15. Собор считает необходимым переосмысление и совершенствование миссионерской деятельности, осуществляемой как на уровне помощников благочинных и настоятелей, так и, особенно, на уровне епархиальных отделов.

http://pravoslavie.ru/90333.html

В Православной Церкви причисление к лику святых в настоящее время отмечается торжественной службой в честь новопрославленного святого. Какой срок должен пройти после земной кончины подвижника? Формального срока в настоящее время не установлено. История причисления подвижников к лику святых В I–IV вв. почитание святых определялось общиной и узаконивалось епископом. Позднее почитание святых и общецерковное распространение такого почитания определялось внесением имени усопшего члена общины в список мучеников (мартиролог). Когда почитание принимало повсеместный, т.е. общецерковный характер, оно подтверждалось главой Поместной Церкви. В Русской Православной Церкви причисление к лику святых совершали на местах епархиальные архиереи. Первый пример соборного решения о канонизации – постановления церковных соборов 1547 и 1549 гг. В наше время на местное почитание подвижника святым требуется разрешение патриарха, для общецерковного признания святого – решение Архиерейского собора. Если святой канонизирован в одной из Поместных Православных Церквей, его имя сообщают главам всех остальных. В этих Церквях может быть принято решение о включении новопрославленного святого в церковный календарь . Так, в Русской Православной Церкви почитают святого Иоанна Русского Исповедника, преподобных Германа Аляскинского и Силуана Афонского , хотя Иоанна Русского и Силуана Афонского канонизировала Константинопольская Православная Церковь , а Германа Аляскинского прославила Американская Православная Церковь. Возможна ли в Православии деканонизация некоторых святых (прекращение их почитания)? С канонической точки зрения деканонизация невозможна, однако может быть признание канонизации ошибочной, если она была осуществлена органом или лицом, не имевшим на это права, либо решение о канонизации было принято с нарушением канонической процедуры. «Деканонизации» некоторых святых, имевшие место в Русской Церкви, были явлением неканоническим и позднее были интерпретированы как «приостановление почитания» некоторых святых до соборного рассмотрения в связи с наличием сомнений в том, была ли осуществлена их канонизация. Также Архиерейский собор 2016 года определил, «что в отдельных случаях выявляемые при исследовании новые архивные данные настоятельно требуют дальнейшего изучения, до получения результатов которого может оказаться целесообразным временное приостановление общецерковного почитания некоторых лиц. В необходимых случаях имена вышеупомянутых лиц до завершения изучения не помещать в общецерковном месяцеслове, при возможном сохранении сложившейся традиции местного почитания, где таковая имеется» ( Определение Освященного Архиерейского Собора об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых ). Цитаты о канонизации

http://azbyka.ru/kanonizaciya

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010