В 1812 году освящена существующая доныне церковь во имя святителя Николая Чудотворца, а в 1820 году окончено построение каменной ограды вокруг монастыря и заложен храм в честь святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Расположение обители близ залива Прорва с его морским портом являлось до середины XIX столетия причиной ее посещения многими известными государственными и общественными деятелями на их пути из Прибайкалья в Забайкалье, Китай и Монголию и обратно. Особое внимание уделяли монастырю с его некрополем убиенных послов российские дипломатические миссии, которые принимали здесь послов из других государств. С 1862 года в обители находился центр Забайкальской Духовной Миссии и епископская кафедра Селингинского викарства, перенесенные в 1880 году в областной город Читу. В 1901 году монастырь преобразован из мужского в женский. После революции 1917 года обитель закрыли, все ее сооружения кроме двух храмов, в 1930-е годы разобрали и вывезли. В конце 1950-х был разрушен световой этаж и купола Спасо-Преображенского собора. До времени регистрации здесь в 1995 году православного прихода монастырь использовали под клуб, школу и больницу психически больных детей. 19 апреля 2000 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение возродить Спасо-Преображенский Посольский мужской монастырь на Байкале. 12 июля 2002 года в монастыре зазвонили новые колокола. С 18 июля 2002 года ведутся ремонтно-реставрационные работы на главном храме обители. В ходе археологических исследований, проведенных летом 2002 года, были определены места захоронения убиенных послов, расположение часовен, каменной ограды со святыми вратами и башнями. Планируется восстановление всего монастырского комплекса. Источник: сайт Улан-Удэнской и Бурятской епархии Посольский Спасо-Преображенский монастырь, 2 класса, общежительный, в 150 верстах от города Селенгинска, при селе Посольском, на южном берегу озера Байкала. Основан в 1681 году на месте убиения в 1650 году бурятами московского посла Заболоцкого. Сначала был мужским; в 1902 году обращен в женский. Над могилой содействовавшего первоначальному устроению обители купца Григория Осколкова (скончавшегося 10 декабря 1714 года) устроена часовня. При монастыре школа.

http://sobory.ru/article/?object=20852

Николая Чудотворца. Так была основана обитель, которая впоследствии получит имя Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Первое время монастырь именовался Свято-Никольской пустынью, затем – Посольским Знаменским монастырем по имени построенного деревянного храма во имя иконы Божьей Матери " Знамение " . В дальнейшем была построена церковь во имя Преображения Господня, и монастырь стал именоваться Спасо-Преображенским. В 1684 году принял крещение тунгусский князь Гантимур со всем своим семейством. В 1707 году митрополит Филофей назначил в Иркутск викарного епископа Варлаама (Коссовского), бывшего архимандрита-наместника Пустынно-Николаевского монастыря в Киеве, ставшего первым епископом Иркутским и Нерчинским. Он был первым православным епископом, посетившим Забайкалье. В 1713 году Посольский Спасо-Преображенский мужской монастырь приобрел самостоятельный статус. В 1721 году в сане епископа Переяславского был отправлен с миссией в Пекин Иннокентий (Кульчицкий); китайцы не допустили его, и в ожидании разрешения он провел три года в Селенгинском Троицком монастыре (1722-1725). В 1727 году была учреждена самостоятельная Иркутская епархия, первым правящим епископом которой стал Преосвященный Иннокентий (Кульчицкий). Епископ Иркутский и Нерчинский Иннокентий скончался в Иркутске в 1731 году. Мощи его были обретены в 1764 году, а в 1804 году Иннокентий (Кульчицкий) был причислен Церковью к лику святых. В 1773 году был упразднен старейший в Забайкалье Нерчинский мужской Успенский монастырь. В 1805 году было открыто Нерчинское духовное училище. В течение всего XIX века оно обеспечивало Забайкалье священно- и церковнослужителями. В 1820 году на границе Троицкосавского и Верхнеудинского округов, недалеко от монгольской границы, в глухой тайге пустынником Василием Надеждиным ( св. преп. Варлаамом Чикойским) был основан скит, который в 1831 году был преобразован в мужской общежительный Иоанно-Предтеченский монастырь. В 1862 году «в целях лучшей постановки миссионерского дела» состоялось учреждение Селенгинского викариатства Иркутской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Чита

Недавно также в Чите было построено здание духовного училища. На заседании Священного Синода 27 мая этого года было благословлено его открытие, так что, Бог даст, осенью начнут учиться первые учащиеся. Обучение в училище будет трехгодичным. – Есть ли в епархии монастыри? – В епархии пять монастырей: два мужских и один женский в Бурятии, один мужской и один женский в Забайкальском крае. Все они новые – им «от роду» девять лет. Насельников в наших монастырях в среднем по 14–15 человек. Старинные монастырские здания сохранялись в советское время как архитектурные ансамбли, но были заняты разными ведомствами. В двух из них: Посольском Спасо-Преображенском, что на Байкале, и Троицком Селенгинском монастырях – размещались психиатрические лечебницы. Женский монастырь в Бурятии был преобразован из приходского храма в честь Сретения Господня. Этот храм в 2000 году был отреставрирован нашими местными благодетелями, которые сами в то время воцерковлялись. Они полностью обустроили обитель. В пригороде Читы построен новый женский монастырь во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. А также мужской в честь Успения Божией Матери; он пока не зарегистрирован, поскольку епархии документально еще не передали монастырскую территорию, ранее принадлежавшую пионерскому лагерю «Юный ленинец». Пока мы пользуемся помещениями этого лагеря, приспособив их под храм и братские кельи. – Вероятно, есть особые сложности со становлением монашеских обителей там, где духовная жизнь долгие годы была под запретом? – Проблемы с правильным устроением монашеской жизни не решаются быстро. Эта проблема вечная, ведь задача монастырей – воспитать святых, что совершается в течение всей жизни. Конечно, созидать заново непросто. Не скажу, что у нас сейчас все гладко. Помогает небольшой опыт, приобретенный в бытность мою наместником ростовского Спасо-Яковлевского монастыря. Вижу, что те наши земляки, кто избрал узкий и тернистый путь монашеского подвига, искренне и с полной отдачей готовы нести все трудности.

http://pravoslavie.ru/32354.html

Свято-Троицкая обитель расположена в 80 км к северо-западу от города Улан-Удэ на левом берегу реки Селенги и является первым православным монастырем в Забайкалье. Обитель основана в 1681 году. В ходе встречи в Свято-Троицком монастыре рассматривались вопросы организации работы курсов на образовательных площадках. Председатель выездной комиссии игумен Адриан (Пашин) ознакомил преподавателей с единой программой курсов и рассказал о проведении богословских курсов в других митрополиях, епархиях и монастырях Русской Православной Церкви. На встрече обсуждались также цели и задачи курсов для насельников и насельниц монастырей, не получивших иного базового богословского образования, организация учебного процесса, методики преподавания всех предметов для монашествующих. На встрече присутствовали: наместник Свято-Троицкого Селенгинского мужского монастыря игумен Алексий (Ермолаев); иерей Роман Хлыбов, руководитель курсов для монашествующих Улан-Удэнской епархии, преподаватель основ богослужебного устава и литургики; иеромонах Николай (Щербаков), преподаватель истории монашества и аскетики (дистанционно); иерей Дионисий Чернявский, преподаватель Священного Писания Ветхого Завета, а также православного вероучения и Основ социальной концепции Русской Православной Церкви; иерей Петр Шестаков, преподаватель общей церковной истории и истории Русской Православной Церкви; М.А. Федоров, преподаватель Священного Писания Нового Завета; Е.В. Чернявская, преподаватель церковнославянского языка. В завершение заседания комиссии были предоставлены документы курсов для монашествующих Улан-Удэнской епархии. В Свято-Троицком Селенгинском монастыре комиссия осмотрела учебный класс, оборудованный аппаратурой для проведения занятий дистанционно, проверила основную литературу курсов из утвержденного Священным Синодом списка. Члены комиссии посетили монастырский храм. Также в обители председателем выездной экспертной комиссии была проведена беседа с насельниками монастыря об открывающихся курсах. В тот же день выездная экспертная группа посетила Посольский Спасо-Преображенский мужской монастырь, основанный в 1682 году на восточном берегу озера Байкал, один из старейших архитектурных памятников Забайкалья. Монастырь расположен в селе Посольском Кабанского района Республики Бурятии. Комиссию встречал наместник обители игумен Августин (Неводничек) с братией. В монастыре игумен Адриан (Пашин) представил братии обители общие сведения о курсах, озвучил основные требования и ознакомил с единой программой курсов, включающей восемь базовых предметов, а также ответил на их вопросы. В ходе рабочего визита члены экспертной группы посетили аудиторию, проверили возможности технического обеспечения учебного процесса и наличие основной литературы для курсов. Члены комиссии посетили монастырский храм, осмотрели территорию монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/6064754.ht...

30 янв. 2000 г. Е. хиротонисан во епископа Читинского и Забайкальского. Хиротонию в Москве в Богоявления соборе в Елохове возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . По инициативе Е. 19 апр. 2000 г. решением Свящ. Синода был открыт Сретенский жен. мон-рь в с. Батурине (Бурятия), а также возрожден Посольский в честь Преображения Господня мужской монастырь в Кабанском р-не Бурятии, в мон-ре ведутся реставрационные работы. 6 дек. 2000 г. Е. учредил Православный благотворительный фонд им. св. блгв. кн. Александра Невского для сбора средств и организации сопутствующих мероприятий во время строительства Казанского кафедрального собора в Чите. В июне 2001 г. был заложен, а в 2003 г. освящен во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, жен. мон-рь в пос. Атамановка Читинского р-на Читинской обл. 26 сент. 2004 г. Е. освятил кафедральный собор Читы. В 2004 г. по инициативе Читинского гос. ун-та и с благословения Е. при ун-те был заложен храм-часовня во имя прп. Сергия Радонежского . 1 окт. 2005 г. в вахтовом поселке Чинейского месторождения был освящен храм-часовня в честь Рождества Иоанна Крестителя. 13 дек. 2006 г. на территории Читинской гос. медицинской академии был заложен храм во имя свт. Луки (Войно-Ясенецкого) . Е. много внимания уделял развитию духовного образования в епархии. В 2003 г. при Спасо-Преображенском храме Читы открылась 1-я в Забайкалье правосл. школа - прогимназия во имя свт. Иннокентия (Кульчицкого) Иркутского. В сент. 2006 г. при филологическом фак-те Забайкальского гос. гуманитарно-педагогического ун-та им. Н. Г. Чернышевского была открыта специальность для дополнительного образования «русская православная культура». Решением Свящ. Синода от 27 мая 2009 г. назначен ректором Читинского духовного училища. Решением Свящ. Синода от 10 окт. 2009 г. присвоен титул «Читинский и Краснокаменский». 3 фев. 2013 г. возведен в сан архиепископа. Решением Свящ. Синода от 30 мая 2014 г. назначен архиепископом Александровским и Юрьев-Польским ( Владимирская митрополия ).

http://pravenc.ru/text/187462.html

Улан-Удэ Святыни Бурятии [ править править код ] Свято-Одигитриевский собор (Улан-Удэ) : Храм пророка Божия Илии (Улан-Удэ) : Монастыри Бурятии [ править править код ] Список всех монастырей Республики Бурятии смотрите ЗДЕСЬ . Посольский Спасо-Преображенский монастырь [ править править код ] Посольский Спасо-Преображенский монастырь — действующий мужской монастырь Улан-Удэнской епархии Бурятской митрополии Русской Православной Церкви. Основан в 1682 году на восточном берегу озера Байкал. Один из старейших архитектурных памятников Забайкалья. Является объектом культурного наследия народов России — охраняется государством. При монастыре имеется гостиница для паломников. Адрес: 671206, Россия, Республика Бурятия, Кабанский район, село Посольское, улица Кольцевая Проезд: Телефон: +7 301 389-10-69 Подробнее... Сретенский женский монастырь (Батурино) [ править править код ] Сретенский монастырь — первый и на данный момент единственный женский монастырь в Бурятии. Расположен в селе Батурино Прибайкальского района в 64 километрах от Улан-Удэ. При обители действует монастырская гостиница. Адрес: 671265, Республика Бурятия, Прибайкальский район, село Батурино «Сретенский женский монастырь» Проезд: Добраться до кассово-диспетчерского пункта можно на автобусе (номера маршрутов 3, 4, 23, 29, 40, 54, 100, 133; остановка «Стрелка») или на такси. Маршрут «Улан-Удэ-Нестерово», автобус отходит обычно в 10:15 и 16:15. Информация по поводу билетов уточняется по телефону +7 (3012) 57–57–24 . Билет можно приобрести в кассе прямо перед выездом, но лучше заранее купить через сайт http://biletavto.ru , а перед отправлением автобуса в кассе получить билет. Телефон: +7 8 (30144) 58-1-50 Электронная почта: baturino2000@bk.ru Подробнее... Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь [ править править код ] Первый в Забайкалье Свято-Троицкий Селенгинский монастырь по архивным сведениям возник не позже 1675 года. Его именуют Свято-Троицким Селенгинским Старым. На его месте была основана в 1681 году по указу царя Федора Алексеевича Романова членами Даурской духовной миссии ныне существующая Свято-Троицкая Селенгинская обитель. В состав духовной миссии входили игумен Феодосий, его помощник – иеромонах Макарий и с ними 10 монахов. Главной задачей вновь образованного монастыря была проповедь христианства среди местных народов, а также духовное окормление переселенцев из России. Первое время он был деревянным, имел крепкие защитные стены и представлял собою мощное острожное укрепление. Позже деревянные постройки были заменены каменными. В 1684 году был возведен монастырский храм в честь Живоначальной Троицы. В дальнейшем, по мере развития обители, в ней были воздвигнуты храмы святаго Архистратига Михаила, Всех Святых, святителя Николая Чудотворца.

http://azbyka.ru/palomnik/Бурятия

Новый кафедральный собор во имя Казанской иконы Божией Матери в процессе возведения. 2004 г. Отправляясь в путь, мы уже многое знали. Знали о том, что с приездом в Забайкалье нового владыки (февраль 2000 г .) церковная жизнь в епархии необыкновенно оживилась. Уже в марте 2000 года были открыты мужской Посольский Спасо-Преображенский монастырь и вновь учрежденная женская Сретенская обитель в селе Батурино. А 17 июня 2001 года, в день празднования памяти Всех Российских Святых в 20 км от Читы, в поселке Атамановка было освящено место под строительство Всехсвятского женского монастыря, основные постройки которого были возведены уже к лету следующего года! В самой Чите, на одной из господствующих высот (Титовская сопка) возведена красивейшая часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского, напоминающая читинцам, что они живут в православном городе. А главное – на одной из центральных площадей началось сооружение городского соборного храма в честь иконы Казанской Божией Матери. Знали мы и о том, что в епархии строятся все новые и новые церкви, происходят массовые крещения жителей, возрождаются, казалось бы, прочно забытые традиции крестных ходов, расширяется деятельность православного молодежного движения, работают Пастырские курсы, проводятся Иннокентьевские чтения. Всехсвятский женский монастырь в пос. Атамановка. 2003 г. Знали и не удивлялись. Как в годы войны на самые тяжелые участки фронта направляют способнейших полководцев, так и Святая Церковь назначает лучших своих чад на самые трудные, ответственные послушания. Крест дается тому, кто может его понести. Весь жизненный путь владыки Евстафия – это путь служения Церкви, а значит, народу. Восстановление из руин первого из возвращенных Православной Церкви мужского московского Свято-Данилова монастыря, духовничество и восстановление первой в России из возвращенных Церкви женской Толгской обители, десятилетний подвиг возрождения из небытия ростовского Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря – и везде труд, труд, труд и молитва. И еще сотни людей – монахов и мирян, его духовных чад и всех, кто просит наставления, помощи, молитвы, и которые, благодаря Владыке, пришли к вере и покаянию.

http://pravoslavie.ru/1823.html

Осенью 1652 г. самый крупный за историю 17 в. казачий отряд первопроходцев в 300 человек на тридцати суднах-дощаниках высадился в заливе Прорва близ места захоронения убиенных послов. Бекетов планировал после высадки дойти до устья Селенги и там основать острог. Но отсутствие строевого леса в том месте и некоторые другие причины помешали исполнить этот план. Из-за неясности дальнейшего пути и приближения холодов было принято решение зазимовать в Прорве, заложив здесь острожное поселение. В своих сообщениях енисейскому воеводе Петр Бекетов называл его «острожком» и «новым государевым зимовьем на Усть-Прорве реке», как тогда называлась река Большая Речка. Острожек явился первым пунктом этой экспедиции первопроходцев. Перезимовав, ранней весной 1653 г., отряд казаков ушел на восток и основал город Читу и несколько острогов, закрепивших за Россией территорию Забайкалья. Православная часовня над могилами убиенных послов и жилища, поставленные казаками, использовались три десятилетия приплывавшими сюда рыбопромышленниками, а затем перешли в собственность Посольской обители. Таким образом, 350 лет назад было положено начало Российского Забайкалья. В 1681 г. Поместный Собор Русской Православной Церкви под председательством царя Феодора Алексеевича и патриарха Иоакима принял решение об отправке в Забайкалье Даурской духовной миссии во главе с игуменом Феодосием и иеромонахом Макарием для просвещения моногльских народов светом православной веры и поддержания ее в русских переселенцах. От Собора миссия получила такое наставление: «Приехав в Даурию, в Селенгинске и других городах и острогах приглашать всяких иноверцев к христианской вере православной, поучать со всем тщанием и ревностью из Божественного Писания и крестить. Опасаться, чтобы какими-нибудь строптивыми словами не отдалить иноверцев от святого дела». В этом же году, прибыв в Забайкалье, члены миссии основали Селенгинский Свято-Троицкий мужской монастырь и в память убиенных послов - Николаевскую Пустынь на Посольском мысу. В дальнейшем эта пустынь была преобразована в Спасо-Преображенский Посольский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=20852

Основан был этот монастырь в 1820 году пустынножителем Варлаамом и первоначально существовал как скит, который в 1835 году был преобразован в заштатный общежительный монастырь. В обители три храма и школа. Управление игуменское. Пантелеимоновский скит при Чикойском Иоанно-Предтеченском монастыре. Скит расположен при Ямаровских минеральных водах, в 200 верстах от своей обители. Женские обители Посольский Спасо-Преображенский монастырь в Селенгинском округе. Этот, первоначально мужской, монастырь находится на южном берегу озера Байкала, при селе Посольском, и отстоит от своего окружного города Селенгинска на 150 верст. Основана была обитель в 1681 г. на месте убиения бурятами московского посла Заболоцкого, а основателями ее были игумен Феодосий и иеромонах Макарий, которым деятельно помогал купец Григорий Афанасьевич Осколков. С 1724 по 1727 год обитель была приписана к Иркутскому Вознесенскому монастырю; в 1764 году ее зачислили в 3 класс; в 1836 году перевели во 2-ой. С 1861 по 1879 год здесь имели свое пребывание викарные епископы селенгинские. Наконец, с 1902 года обитель эта была преобразована в женскую. В ней два храма и часовня над могилой купца Осколкова. Управление игуменское. Читинский Богородицкий монастырь. Обитель находится в самом городе Чите. Основана она в 1886 г. в виде общины, которая в 1893 г. была обращена в монастырь, при котором теперь есть один храм и церковноприходская школа. Управляет монастырем игуменья. Иркутская губерния Обителей мужских 5, женских 1. Мужские обители Иркутский Вознесенско-Иннокентиевский монастырь в Иркутском округе. Первоклассный общежительный Вознесенско-Иннокентиевский монастырь находится на левом берегу р. Ангары, верстах в 5–6 против г. Иркутска, на главном старо-сибирском тракте, и в 2-х верстах от ст. «Иннокентьевской» Сибирской железной дороги. Обитель основана в 1669–72 г.г. старцем о. Герасимом, при содействии разных людей и с благословения сибирского митрополита Корнилия. Земельные и другие угодья для обеспечения новой обители отведены были грамотами царя Алексея Михайловича, а затем, после истребления обители пожаром в 1679 году, царей Иоанна и Петра Алексеевичей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В XIX столетии православное миссионерство в Забайкалье вновь оживает, однако теперь центром новой миссии, именуемой теперь уже Забайкальской, стал Спасо-Преображенский Посольский монастырь. Бывшее подворье Свято-Троицкого Селенгинского монастыряПосольская обитель стала к этому времени уже одним из самых развитых забайкальских монастырей (что, среди прочего, было вызвано и его особым положением на пересечении транспортных путей из Прибайкалья в Забайкалье и далее). Тем не менее викарные епископы, возглавлявшие миссию, имели титул Селенгинских. Обитель продолжала действовать до 1920 года. История ее закрытия не вполне ясна; известно лишь, что после ликвидации монастыря какое-то время Свято-Троицкий храм продолжал действовать как приходской (закрыт, судя по имеющимся данным, в конце 20-х гг.) После того как монастырь был разорен, там была размещена исправительная колония, находившаяся в монастырских стенах до 1926 года, после чего ее сменила психиатрическая больница, остававшаяся там де-факто до 2005 года. В 1961 году монастырский комплекс получил статус исторического и архитектурного памятника. Это помогло сохранить то, что к тому моменту еще не было разрушено. И лишь в середине 1990-х годов в селе Троицком был зарегистрирован приход, и верующим была передана часть надвратного Михайло-Архангельского храма. Богослужение совершалось периодически приезжавшими священниками. 25 декабря 2000 года президент Республики Бурятии подписал распоряжение о переводе психиатрической лечебницы за пределы монастырского комплекса. Решение это выполнялось на протяжении пяти лет; постепенно один за другим передавались монастырские здания в ведение Забайкальской епархии. Охраняли и поддерживали в порядке их послушники, посылавшиеся для этой цели из Посольского Спасо-Преображенского монастыря, возрожденного в апреле 2000 года. Рождество 2007 г. Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь в Бурятии Осенью 2005 года в Свято-Троицкий монастырь прибыл иеромонах Николай (Кривенко), ранее бывший наместником Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Он принимал оставшиеся здания монастырского комплекса до июля 2006 года, когда указом правящего архиерея Читинской и Забайкальской епархии епископа Евстафия исполняющим обязанности наместника был назначен иеромонах Алексий (Ермолаев). Это событие стало значимой вехой в истории обители: впервые после разорения монастыря в 20-х гг. прошлого века в нем появилась собственная братия и свой наместник (до этого временно проживавшие в нем послушники были приписаны к Посольскому Спасо-Преображенскому монастырю).

http://pravoslavie.ru/3420.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010