В 1812 году освящена существующая доныне церковь во имя святителя Николая Чудотворца, а в 1820 году окончено построение каменной ограды вокруг монастыря и заложен храм в честь святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Расположение обители близ залива Прорва с его морским портом являлось до середины XIX столетия причиной ее посещения многими известными государственными и общественными деятелями на их пути из Прибайкалья в Забайкалье, Китай и Монголию и обратно. Особое внимание уделяли монастырю с его некрополем убиенных послов российские дипломатические миссии, которые принимали здесь послов из других государств. С 1862 года в обители находился центр Забайкальской Духовной Миссии и епископская кафедра Селингинского викарства, перенесенные в 1880 году в областной город Читу. В 1901 году монастырь преобразован из мужского в женский. После революции 1917 года обитель закрыли, все ее сооружения кроме двух храмов, в 1930-е годы разобрали и вывезли. В конце 1950-х был разрушен световой этаж и купола Спасо-Преображенского собора. До времени регистрации здесь в 1995 году православного прихода монастырь использовали под клуб, школу и больницу психически больных детей. 19 апреля 2000 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение возродить Спасо-Преображенский Посольский мужской монастырь на Байкале. 12 июля 2002 года в монастыре зазвонили новые колокола. С 18 июля 2002 года ведутся ремонтно-реставрационные работы на главном храме обители. В ходе археологических исследований, проведенных летом 2002 года, были определены места захоронения убиенных послов, расположение часовен, каменной ограды со святыми вратами и башнями. Планируется восстановление всего монастырского комплекса. Источник: сайт Улан-Удэнской и Бурятской епархии Посольский Спасо-Преображенский монастырь, 2 класса, общежительный, в 150 верстах от города Селенгинска, при селе Посольском, на южном берегу озера Байкала. Основан в 1681 году на месте убиения в 1650 году бурятами московского посла Заболоцкого. Сначала был мужским; в 1902 году обращен в женский. Над могилой содействовавшего первоначальному устроению обители купца Григория Осколкова (скончавшегося 10 декабря 1714 года) устроена часовня. При монастыре школа.

http://sobory.ru/article/?object=20852

Николая Чудотворца. Так была основана обитель, которая впоследствии получит имя Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Первое время монастырь именовался Свято-Никольской пустынью, затем – Посольским Знаменским монастырем по имени построенного деревянного храма во имя иконы Божьей Матери " Знамение " . В дальнейшем была построена церковь во имя Преображения Господня, и монастырь стал именоваться Спасо-Преображенским. В 1684 году принял крещение тунгусский князь Гантимур со всем своим семейством. В 1707 году митрополит Филофей назначил в Иркутск викарного епископа Варлаама (Коссовского), бывшего архимандрита-наместника Пустынно-Николаевского монастыря в Киеве, ставшего первым епископом Иркутским и Нерчинским. Он был первым православным епископом, посетившим Забайкалье. В 1713 году Посольский Спасо-Преображенский мужской монастырь приобрел самостоятельный статус. В 1721 году в сане епископа Переяславского был отправлен с миссией в Пекин Иннокентий (Кульчицкий); китайцы не допустили его, и в ожидании разрешения он провел три года в Селенгинском Троицком монастыре (1722-1725). В 1727 году была учреждена самостоятельная Иркутская епархия, первым правящим епископом которой стал Преосвященный Иннокентий (Кульчицкий). Епископ Иркутский и Нерчинский Иннокентий скончался в Иркутске в 1731 году. Мощи его были обретены в 1764 году, а в 1804 году Иннокентий (Кульчицкий) был причислен Церковью к лику святых. В 1773 году был упразднен старейший в Забайкалье Нерчинский мужской Успенский монастырь. В 1805 году было открыто Нерчинское духовное училище. В течение всего XIX века оно обеспечивало Забайкалье священно- и церковнослужителями. В 1820 году на границе Троицкосавского и Верхнеудинского округов, недалеко от монгольской границы, в глухой тайге пустынником Василием Надеждиным ( св. преп. Варлаамом Чикойским) был основан скит, который в 1831 году был преобразован в мужской общежительный Иоанно-Предтеченский монастырь. В 1862 году «в целях лучшей постановки миссионерского дела» состоялось учреждение Селенгинского викариатства Иркутской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Чита

Вскоре отца Мелетия ждали суровые испытания. Он был послан миссионером в Иркутскую епархию, в Посольский Спасо-Преображенский монастырь на Байкале. Сразу же по прибытии в Посольский монастырь в 1862 году отец Мелетий был определен миссионером в Селенгинское бурятское ведомство. В декабре 1862 года иеродиакон Мелетий был рукоположен во иеромонаха. С 1862 по 1867 год отец Мелетий с одним сотрудником и одним послушником обратил и окрестил более 500 человек, в основном, глав семейств, в том числе и шаманов. Среди миссионерских трудов он написал сочинение «О переводной церковно-канонической литературе в древней России», за которое в 1865 году был удостоен степени кандидата богословия. Для православных Кударинского стана о. Мелетий построил храм, освященный во имя св. Апостолов Петра и Павла. 1 июня 1867 года он переехал в Тунгуйскую степь, населенную ламаитами и окруженную поселениями раскольников. И здесь для новокрещеного населения им устраивается несколько храмов по р. Хилке. Усердные труды отца Мелетия были отмечены: он был награжден набедренником, через два года – получил благословение Святейшего Синода за обращение в Православную веру из язычества 200 человек. С сентября 1872 года иеромонах Мелетий получил новое назначение: проповедовать среди бурят и тунгусов – на границе Монголии, в Цаган-Усунском стане и Цакире. 30 августа 1873 года отец Мелетий стал начальником Иркутского отдела духовной миссии и настоятелем Ниловой пустыни в Саянских горах. Занимался активно он и вопросами церковно-приходских школ на окраинах империи. Главной же заботой отца Мелетия оставалась миссионерская деятельность. Ей он отдавал все свои силы, все свое время: за 5-летнее управление отца Мелетия в Иркутской миссии было обращено в православную веру 11695 язычников. Несомненно, что в этом деле были велики его личные заслуги. Успехи Церкви на востоке Российской Империи не остались без внимания: 5 ноября 1878 того же года был хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии, со званием начальника Забайкальской духовной миссии. В 1882 году Владыка организовал и открыл в Чите церковное Братство св. Кирилла и Мефодия и святителя Иннокентия, что способствовало увеличению числа церковно-приходских школ. За время управления епископом Мелетием Забайкальской миссией было обращено и просвещено святым крещением более трех тысяч язычников-шаманистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

С этого времени Забайкальская Духовная Миссия получает свою организацию и средства из казны. Первым епископом Селенгинским был Вениамин (Благонравов), выпускник Казанской духовной академии, рукоположенный 20 мая 1862 года. Он управлял Забайкальской Православной Миссией до 1868 года. Вторым епископом Селенгинским был Мартиниан (Муратовский) (1869-1877), третьим – епископ Мелетий (Якимов) (1878-1888) , четвертым – епископ Макарий (Дарский) (1889-1892). Местопребыванием Селенгинскому епископу был назначен Посольский Спасо-Преображенский монастырь. 3 июня 1879 года был издан указ Императора Александра II о перенесении викарной кафедры из Посольского монастыря в областной город Читу. В 1886 году на окраине Читы был заложен каменный фундамент под постройку первого корпуса будущего женского монастыря; 30 мая 1889 года был освящен монастырский храм Святой мученицы Александры и семи дев; в 1887 году Читинская женская Богородицкая община была высочайше утверждена, а 16 марта 1893 года указом Святейшего синода была преобразована в женский общежительный монастырь. 24 октября 1892 г. архимандрит Георгий (Орлов) был назначен епископом Селингинским, викарием Иркутской епархии. 22 января 1893 г. состоялось его наречение епископом Селенгинским. 24 января 1894 г. Георгий (Орлов) был рукоположен в епископский сан в Иркутском Вознесенском монастыре. На место своего служения в г. Читу как епископ Селенгинский, он прибыл 11 февраля 1893 г. 12 марта 1894 г. преосвященнейший Георгий был назначен на Забайкальскую кафедру с именем епископа Забайкальского и Нерчинского. 24 декабря 1898 г. епископом Забайкальским и Нерчинским был назначен Мефодий (Герасимов), который возглавлял Забайкальскую епископскую кафедру до 1912 г. В 1902 г. был открыт второй женский монастырь в бывшем мужском Посольском Спасо-Преображенском монастыре, опустевшем к концу XIX века. 20 декабря 1912 г. епископом Забайкальским и Нерчинским был назначен Иоанн (Смирнов) . 21 января 1916 г. за заслуги перед Церковью владыка Иоанн (Смирнов) был возведен в сан архиепископа и назначен на Иркутскую и Верхоленскую кафедру.

http://azbyka.ru/palomnik/Чита

Недавно также в Чите было построено здание духовного училища. На заседании Священного Синода 27 мая этого года было благословлено его открытие, так что, Бог даст, осенью начнут учиться первые учащиеся. Обучение в училище будет трехгодичным. – Есть ли в епархии монастыри? – В епархии пять монастырей: два мужских и один женский в Бурятии, один мужской и один женский в Забайкальском крае. Все они новые – им «от роду» девять лет. Насельников в наших монастырях в среднем по 14–15 человек. Старинные монастырские здания сохранялись в советское время как архитектурные ансамбли, но были заняты разными ведомствами. В двух из них: Посольском Спасо-Преображенском, что на Байкале, и Троицком Селенгинском монастырях – размещались психиатрические лечебницы. Женский монастырь в Бурятии был преобразован из приходского храма в честь Сретения Господня. Этот храм в 2000 году был отреставрирован нашими местными благодетелями, которые сами в то время воцерковлялись. Они полностью обустроили обитель. В пригороде Читы построен новый женский монастырь во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. А также мужской в честь Успения Божией Матери; он пока не зарегистрирован, поскольку епархии документально еще не передали монастырскую территорию, ранее принадлежавшую пионерскому лагерю «Юный ленинец». Пока мы пользуемся помещениями этого лагеря, приспособив их под храм и братские кельи. – Вероятно, есть особые сложности со становлением монашеских обителей там, где духовная жизнь долгие годы была под запретом? – Проблемы с правильным устроением монашеской жизни не решаются быстро. Эта проблема вечная, ведь задача монастырей – воспитать святых, что совершается в течение всей жизни. Конечно, созидать заново непросто. Не скажу, что у нас сейчас все гладко. Помогает небольшой опыт, приобретенный в бытность мою наместником ростовского Спасо-Яковлевского монастыря. Вижу, что те наши земляки, кто избрал узкий и тернистый путь монашеского подвига, искренне и с полной отдачей готовы нести все трудности.

http://pravoslavie.ru/32354.html

Свято-Троицкая обитель расположена в 80 км к северо-западу от города Улан-Удэ на левом берегу реки Селенги и является первым православным монастырем в Забайкалье. Обитель основана в 1681 году. В ходе встречи в Свято-Троицком монастыре рассматривались вопросы организации работы курсов на образовательных площадках. Председатель выездной комиссии игумен Адриан (Пашин) ознакомил преподавателей с единой программой курсов и рассказал о проведении богословских курсов в других митрополиях, епархиях и монастырях Русской Православной Церкви. На встрече обсуждались также цели и задачи курсов для насельников и насельниц монастырей, не получивших иного базового богословского образования, организация учебного процесса, методики преподавания всех предметов для монашествующих. На встрече присутствовали: наместник Свято-Троицкого Селенгинского мужского монастыря игумен Алексий (Ермолаев); иерей Роман Хлыбов, руководитель курсов для монашествующих Улан-Удэнской епархии, преподаватель основ богослужебного устава и литургики; иеромонах Николай (Щербаков), преподаватель истории монашества и аскетики (дистанционно); иерей Дионисий Чернявский, преподаватель Священного Писания Ветхого Завета, а также православного вероучения и Основ социальной концепции Русской Православной Церкви; иерей Петр Шестаков, преподаватель общей церковной истории и истории Русской Православной Церкви; М.А. Федоров, преподаватель Священного Писания Нового Завета; Е.В. Чернявская, преподаватель церковнославянского языка. В завершение заседания комиссии были предоставлены документы курсов для монашествующих Улан-Удэнской епархии. В Свято-Троицком Селенгинском монастыре комиссия осмотрела учебный класс, оборудованный аппаратурой для проведения занятий дистанционно, проверила основную литературу курсов из утвержденного Священным Синодом списка. Члены комиссии посетили монастырский храм. Также в обители председателем выездной экспертной комиссии была проведена беседа с насельниками монастыря об открывающихся курсах. В тот же день выездная экспертная группа посетила Посольский Спасо-Преображенский мужской монастырь, основанный в 1682 году на восточном берегу озера Байкал, один из старейших архитектурных памятников Забайкалья. Монастырь расположен в селе Посольском Кабанского района Республики Бурятии. Комиссию встречал наместник обители игумен Августин (Неводничек) с братией. В монастыре игумен Адриан (Пашин) представил братии обители общие сведения о курсах, озвучил основные требования и ознакомил с единой программой курсов, включающей восемь базовых предметов, а также ответил на их вопросы. В ходе рабочего визита члены экспертной группы посетили аудиторию, проверили возможности технического обеспечения учебного процесса и наличие основной литературы для курсов. Члены комиссии посетили монастырский храм, осмотрели территорию монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/6064754.ht...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». В начале 1648 г. монгольский хан Цысан, ставка которого располагалась около реки Керулен, а поданные кочевали на территориях северной Монголии и Забайкалья, отправил в Москву к Русскому царю посольство во главе со своим помощником Седиком. Целью посольства было просить русского царя принять хана и его народ в подданство России. Прибывшие к царю Алексию Михайловичу монгольские посланники были приняты с большим почетом и долгое время гостили в Москве и других городах. Ответное посольство, возглавляемое Тобольским боярином Ерофеем Заболоцким, было отправлено в Монголию с ответом согласия русского царя о принятии в подданство. Переплыв через Байкал, Ерофей Заболоцкий с товарищами, а также монгольский посол Седик со спутниками, остановившись в заливе Прорва и отправив в ставку к хану казаков за подводами, стали ждать их возвращения. 7 октября 1650 г. Ерофей Заболоцкий, его сын Кирилл, подьячий Василий Чаплин, казаки Василий Бессонов, Терентий Соснин, Яков Скороходов и Афанасий Сергеев, и промышленный человек Сергей Михайлов вышли из судна-дощаника и отошли от берега сажен на сто, развели огонь и грелись. Их товарищи остались на судне охранять государеву казну. Неожиданно на гревшихся у костра налетело около ста мунгальских разбойников, и несчастные российские посланники, не успев схватиться за оружие, были убиты и ограблены. Напавшие хотели захватить судно, надеясь на богатую добычу. Но казаки с корабля начали отстреливаться из огнестрельного оружия и отогнали грабителей. Тела убитых были погребены на холме, причем отец и сын Заболоцкие в одной могиле. Так погибли члены первого российского посольства в Монголию, пришедшие в эти земли для установления дружеских взаимоотношений между русским и монгольским народами. Но их гибель все же не была напрасной. Она явилась причиной возникновения здесь Посольского монастыря и его села, а главное - значительно ускорила процесс освоения Россией Забайкалья. Царь Алексей Михайлович болезненно воспринял донесение об убийстве членов его посольства на берегах Байкала. Им было принято решение отправить отряд казаков во главе с енисейским боярином Петром Бекетовым, для строительства острожных крепостей в Забайкалье. И при этом Бекетову было заповедано «приводить здешних людей под государеву царскую высокую руку, и привет к ним и ласку держать...». До этой экспедиции Петр Бекетов уже ходил с отрядами в Якутию, на север Забайкалья, к Охотскому побережью. И вот теперь, как и все русские первопроходцы, шедшие в новые земли для расширения границ России для славы ее и просвещения местных народов светом православной веры, Бекетов направился на восток и пересек Байкал.

http://sobory.ru/article/?object=20852

На близость автора путевых записок к купеческому миру указывает и характер сравнений: увиденные за границей реки (важнейшие торговые магистрали) он сравнивает с русскими и, видимо, хорошо ему известными Москвой, Окой и Волгой, например: Нил-река будет с Волгу шириною, а бежит быстра и мутна (л. 35 об.). Восстановить географию жизни создателя «Хождения в Святую землю» помогает сравнение Адрианополя с одним из самых известных и богатых купеческих городов России XVII в. Ярославлем (Град Адринопол стоить в степи... окладом и жильем поболши Ярославля – л. 33) и обилие московских реалий в тексте произведения (улицы Арбат и Петровка, Коломенские и Воробьевы горы, Красная площадь, Успенский собор и Ивановская колокольня Кремля, Новодевичья и Преображенская слободы). Последнее объясняется тем, что до хождения в Иерусалим Лукьянов был священником в церкви Покрова, что за Смоленскими воротами на Песках в Москве, о чем сказано в его проезжей грамоте. Церковь Николая Чудотворца «на Песках» была построена в 1699 г. и по главному престолу Покрова Пресвятой Богородицы часто называлась Покровской церковью 4 . В конце XVII – первой четверти XVIII в. священники этой церкви были тесно связаны со старообрядцами. Кроме Иоанна Лукьянова, другой священник этой церкви Федор Матвеев чинил раскольникам потачку, поддерживал контакты с Веткой, за что был в 1721 г. сослан на Соловки. Попытки близких вызволить из заточения расстриженного попа окончились неудачей. В 1723 г. Святейший Синод подтвердил прежнее решение – помянутому распопе Феодору быть в том Соловецком монастыре неисходно 5 . В декабре 1701 г. московский священник Иоанн Лукьянов вместе со спутниками – монахами Лукой, Григорием и Адрианом, получив в Посольском приказе проезжую грамоту, отправился на богомолье в Иерусалим. Официальной целью путешествия было поклонение христианским святыням, неофициальной – выяснение положения дел в греческой церкви и изучение возможности поставления старообрядческого епископа от заграничных архиереев. Первоначально путь лежал в Калугу, один из центров русского раскола, откуда паломники направились в Спасо-Введенский Воротынский монастырь, находившийся в 70 верстах от города. Иноки этого монастыря тайно сочувствовали старообрядцам, и игумен Спиридон (скорее всего, духовный отец Лукьянова) дал ему благословение на путное шествие 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

30 янв. 2000 г. Е. хиротонисан во епископа Читинского и Забайкальского. Хиротонию в Москве в Богоявления соборе в Елохове возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . По инициативе Е. 19 апр. 2000 г. решением Свящ. Синода был открыт Сретенский жен. мон-рь в с. Батурине (Бурятия), а также возрожден Посольский в честь Преображения Господня мужской монастырь в Кабанском р-не Бурятии, в мон-ре ведутся реставрационные работы. 6 дек. 2000 г. Е. учредил Православный благотворительный фонд им. св. блгв. кн. Александра Невского для сбора средств и организации сопутствующих мероприятий во время строительства Казанского кафедрального собора в Чите. В июне 2001 г. был заложен, а в 2003 г. освящен во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, жен. мон-рь в пос. Атамановка Читинского р-на Читинской обл. 26 сент. 2004 г. Е. освятил кафедральный собор Читы. В 2004 г. по инициативе Читинского гос. ун-та и с благословения Е. при ун-те был заложен храм-часовня во имя прп. Сергия Радонежского . 1 окт. 2005 г. в вахтовом поселке Чинейского месторождения был освящен храм-часовня в честь Рождества Иоанна Крестителя. 13 дек. 2006 г. на территории Читинской гос. медицинской академии был заложен храм во имя свт. Луки (Войно-Ясенецкого) . Е. много внимания уделял развитию духовного образования в епархии. В 2003 г. при Спасо-Преображенском храме Читы открылась 1-я в Забайкалье правосл. школа - прогимназия во имя свт. Иннокентия (Кульчицкого) Иркутского. В сент. 2006 г. при филологическом фак-те Забайкальского гос. гуманитарно-педагогического ун-та им. Н. Г. Чернышевского была открыта специальность для дополнительного образования «русская православная культура». Решением Свящ. Синода от 27 мая 2009 г. назначен ректором Читинского духовного училища. Решением Свящ. Синода от 10 окт. 2009 г. присвоен титул «Читинский и Краснокаменский». 3 фев. 2013 г. возведен в сан архиепископа. Решением Свящ. Синода от 30 мая 2014 г. назначен архиепископом Александровским и Юрьев-Польским ( Владимирская митрополия ).

http://pravenc.ru/text/187462.html

Улан-Удэ Святыни Бурятии [ править править код ] Свято-Одигитриевский собор (Улан-Удэ) : Храм пророка Божия Илии (Улан-Удэ) : Монастыри Бурятии [ править править код ] Список всех монастырей Республики Бурятии смотрите ЗДЕСЬ . Посольский Спасо-Преображенский монастырь [ править править код ] Посольский Спасо-Преображенский монастырь — действующий мужской монастырь Улан-Удэнской епархии Бурятской митрополии Русской Православной Церкви. Основан в 1682 году на восточном берегу озера Байкал. Один из старейших архитектурных памятников Забайкалья. Является объектом культурного наследия народов России — охраняется государством. При монастыре имеется гостиница для паломников. Адрес: 671206, Россия, Республика Бурятия, Кабанский район, село Посольское, улица Кольцевая Проезд: Телефон: +7 301 389-10-69 Подробнее... Сретенский женский монастырь (Батурино) [ править править код ] Сретенский монастырь — первый и на данный момент единственный женский монастырь в Бурятии. Расположен в селе Батурино Прибайкальского района в 64 километрах от Улан-Удэ. При обители действует монастырская гостиница. Адрес: 671265, Республика Бурятия, Прибайкальский район, село Батурино «Сретенский женский монастырь» Проезд: Добраться до кассово-диспетчерского пункта можно на автобусе (номера маршрутов 3, 4, 23, 29, 40, 54, 100, 133; остановка «Стрелка») или на такси. Маршрут «Улан-Удэ-Нестерово», автобус отходит обычно в 10:15 и 16:15. Информация по поводу билетов уточняется по телефону +7 (3012) 57–57–24 . Билет можно приобрести в кассе прямо перед выездом, но лучше заранее купить через сайт http://biletavto.ru , а перед отправлением автобуса в кассе получить билет. Телефон: +7 8 (30144) 58-1-50 Электронная почта: baturino2000@bk.ru Подробнее... Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь [ править править код ] Первый в Забайкалье Свято-Троицкий Селенгинский монастырь по архивным сведениям возник не позже 1675 года. Его именуют Свято-Троицким Селенгинским Старым. На его месте была основана в 1681 году по указу царя Федора Алексеевича Романова членами Даурской духовной миссии ныне существующая Свято-Троицкая Селенгинская обитель. В состав духовной миссии входили игумен Феодосий, его помощник – иеромонах Макарий и с ними 10 монахов. Главной задачей вновь образованного монастыря была проповедь христианства среди местных народов, а также духовное окормление переселенцев из России. Первое время он был деревянным, имел крепкие защитные стены и представлял собою мощное острожное укрепление. Позже деревянные постройки были заменены каменными. В 1684 году был возведен монастырский храм в честь Живоначальной Троицы. В дальнейшем, по мере развития обители, в ней были воздвигнуты храмы святаго Архистратига Михаила, Всех Святых, святителя Николая Чудотворца.

http://azbyka.ru/palomnik/Бурятия

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010