Разделы портала «Азбука веры» священник Иоанн Федоров, аспирант кафедры церковно-практических дисциплин Московской духовной академии (Сергиев Посад) Послушание — одна из важнейших добродетелей христи­анина. В данной статье дается попытка всестороннего рассмотрения понятия добродетели послушания в кон­тексте Священного Писания, взглядов святых отцов и современных богословов. С необходимостью послушания мы сталкиваемся с первых страниц Библии. Автор прослеживает изменения трактовки послушания в Ветхом и Новом Заветах. Рассматриваются такие понятия, как послушание Богу, послушание родителем и наставникам, послушание Церкви, послушание властям. Поднимаются вопросы: всякое ли послушание спасительно и что есть истинное послушание, применимы ли нормы монашеского послушания для людей, живущих в миру. Анализируются взгляды святителей Афанасия Александрийского , Василия Великого , Климента Александрийского , Иоанна Златоуста , преподобного Ефрема Сирина , а также видных русских иерархов — святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника . С точки зрения православной педагогики и вос­питания понятие послушания рассматривается в трудах архиепископа Евсевия (Орлинского) и священномученика Владимира (Богоявленского) . Подробно исследуются взгляды богослова XX века архимандрита Софрония (Сахарова) на добродетель послушания, основанные на тринитарном богословии Божественных Лиц Пресвятой Троицы. Дела­ются выводы о важности добродетели послушания в святоотеческом учении. Истинное послушание может быть только свободным выбором человека, основанным на любви к Богу и людям. Оно ведет к исправлению поврежденной человеческой природы, уподоблению Богу и вечной жизни. Ключевые слова: добродетель, послушание, святые отцы, святоотеческое учение, Священное Писание, Церковь , бого­словие, монашество, спасение, воспитание. Важнейшее значение в жизни христианина имеет такая добродетель, как послушание. Послушание — от еврейского глагола «шама» и греческого πακοω — слы­шать, быть послушным, повиноваться ( Быт.3:17; 16:2 ; Еф.6:1 ; Кол.3:20 ); в Новом Завете также встречается гла­гол πεθομαι, — дать себя внутренне убедить или уговорить ( Рим.2:8 ; Гал.3:1; 5:7 ) Библейским обоснованием добродетели послушания можно считать пятую заповедь Декалога: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» ( Исх. 20:12 ). Эта за­поведь как бы соединяет собой первые четыре заповеди, в которых заключаются правила для человека по отно­шению к Богу, и последние пять, в которых отражаются взаимоотношения человека с окружающими его людьми. Тем самым она указывает на необходимость почтения и послушания как Богу, так и родителям, и раскрывает то благо, которое следует за исполнением этой заповеди.

http://azbyka.ru/svyatootecheskoe-ucheni...

ПОСЛУШАНИЕ Послушание – покорность Богу (5:62, см. ПОКОРНОСТЬ , 734). Послушание есть признак ВЕРЫ Аще убо веруешь, что Бог твой есть Бог, то неотменно тебе Его должно почитать, что не может быть без послушания истиннаго. Почитать бо Бога и не слушать Его, разуму невместимо есть. А от послушания последует соблюдение святых Его ЗАПОВЕДЕЙ; а где соблюдение заповедей Божиих, тамо и добрые дела: заповеди бо научают нас добрым делам (3:189). Христиане, которые чистосердечно веруют во Христа и веру свою оказывают послушанием, те все работают единому Христу; а которые не слушают Христа, и заповедей Его не исполняют, те Ему не работают. Истинная бо и нелицемерная работа не может быть без послушания. Ибо работать господину и не слушать его разуму противно есть и в себе противоречие есть – быть рабом и не быть рабом, служить и не служить, почитать и не почитать, любить и не любить, и прочее (3:177) (также 3:61, см. ВЕРА , 148). Вера есть матерь послушания (3:70, см. ВЕРА, 137). Послушанием человек показывает свою ВЕРУ Послушание наше есть несовершенное. Аще бо и тщится верная душа послушание Богу своему показывать, но часто НЕМОЩИЮ плоти своея запинается в том, «дух бо бодр, плоть же немощна» ( Мф. 26, 41 ). Откуду и святыи в немощи сей находятся и о отпущении молится всяк преподобный ( Пс. 31, 11 ), и воздыхают к небесному Отцу: «остави нам долги наша», и пр.: «грехопадения бо кто разумеет» ( Пс. 18, 13 ). Послушание убо должны мы показывать Богу нашему, да засвидетельствуем от послушания того веру нашу, или, по словеси Апостола, «покажем веру нашу от дел наших» ( Иак. 2, 18 ) (3:64). Примеры послушания Авраама Тако послушание показал Богу Авраам, праотец святый, как читаем в книге Бытия. Когда ему Бог повелел: «изыди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу», и прочая ( Быт. 12, 1 ), – он не отреклся учинить того, оставил отечество свое, род свой и дом отца своего, и пошел в землю чуждую, незнаемую, якоже Апостол о том написал: «верою зовом Авраам, послуша изыти на место, еже хотяше прияти в наследие, и изыде неведый, камо грядет» ( Евр. 11,8 ). Еще большаго удивления достойно дело учинил патриарх святый, что по повелению Божию сына своего Исаака привел и вознесл на жертвенник на всесожжение, и хотя не делом, но произволением заклал его ( Быт. 22, 1–12 )... Верный и искренний послушник не отрекся на всесожжение вознести его: не смотрел на так тяжкое и неудобное повеление, но Повелевающаго власти, силе и всемогуществу внимал, «помыслив», глаголет Апостол, «яко и из мертвых воскресити силен есть Бог» ( Евр. 11, 19 ) (3:60–61).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Скачать epub pdf ПОСЛУШАНИЕ Послушание воле Божией Послушание Божию повелению дарует жизнь, а непослушание – смерть и тление. Преподобный Нил Синайский ( 48, 364 ). Человек, образ Божий и подобие, послушанием Истине возвышается надо всем. Авва Исидор Скитский ( 82, 243 ). Если нам приказывают что-либо согласное с заповедью Господней или содействующее ей, необходимо принимать это усерднее и тщательнее, как волю Божию ( 8, 228 ). Когда же приказывают нам нечто противное Господней заповеди, нарушающее или искажающее ее, тогда благовременно сказать: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» ( Деян. 5, 29 ). Святитель Василий Великий ( 8, 228 ). Блажен, кто приобрел истинное и нелицемерное послушание, потому что он, подражая Господу ( Флп. 2, 8 ), делается Его сонаследником ( 25, 20 ). Хорошо послушание, соблюдаемое ради Бога;.. поэтому узнавай, какое послушание благоугодно Богу ( 25, 149 ). Послушание, соблюдаемое ради Бога, исполнено святыми. Преподобный Ефрем Сирин ( 25, 149 ). Преслушанием душа погружена в море забвения, в глубину заблуждения и стала обитать во вратах адовых ( 33, 394 ). Разве мы не змии, когда не послушны Богу, а пребываем в преслушании, внушенном змием? Преподобный Макарий Египетский ( 33, 188 ). Предпочитай волю Божию всякой человеческой мудрости и признавай ее более полезной, чем все человеческие разумения. Преподобный авва Исаия ( 34, 186 ). Что делается против воли Божией, то сквернее всего, даже если это жертва или пост. Святитель Иоанн Златоуст ( 35, 661 ). Во всех случаях не давай воли своим желаниям, а держи их в своей власти, направляя все исключительно к главной цели – стоянию в воле Божией и шествованию по воле Божией. Ибо тогда и желания твои будут правы и благочестны, и ты при всякой неприятной случайности будешь пребывать в покое, упокоеваясь в воле Божией. Искренне веруя, что с тобой ничего не может случиться помимо воли Божией, и ничего не желая, кроме пребывания в деятельном исполнении воли Божией, ты, как само собой очевидно, всегда будешь иметь только то, чего желаешь, что бы когда ни случилось с тобою. Преподобный Никодим Святогорец ( 64, 173 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

В духовной жизни всё начинается с любви Единственный источник послушания – это любовь. 14 июля, 2015 Единственный источник послушания – это любовь. Отсутствие любви – это коренная причина всех проблем – считает отец Ермолай (Чежия), заведующий архивом и библиотекой Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон. Отец Ермолай был одним из инициаторов и главных вдохновителей Международной научной конференции «Афон и славянский мир», состоявшейся в конце мая 2015 года в Киеве по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия и посвященной 1000-летию русского монашества на Афоне. Беседа с о. Ермолаем состоялась при храме Киевского подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря.  – Отец Ермолай, Вы на Святой Горе подвизаетесь уже более десяти лет. Расскажите, пожалуйста, что такое послушание? Как оно дается и как его стяжать? – По моему опыту и убеждению, единственный источник послушания – это любовь. Невозможно нести послушание ни в духовном, ни в физическом смысле, невозможно служить людям и Богу, если в сердце нет Христовой Любви. Можно себя заставить на какое-то время смириться или же из чувства страха выполнять какое-то послушание, и даже делать это отлично, но если не любим Бога и не любим людей, то не получится нести это послушание все время. Без любви послушание – насилие над собой. Насилие не только над своими чувствами, но и над окружающими людьми. Поэтому, чтобы выполнять послушание, нам надо учиться любить. В противном случае мы просто будем играть в послушание, но это не будет идти от сердца. А когда послушание – от любви, тогда служим Богу, сестрам, братьям от всей души, и это приносит неописуемую духовную радость! Поэтому первое, что мы должны сделать – научиться любви. Бог нам подарил любовь, но из-за наших грехов мы утратили это великое чувство. И вот нам дана земная жизнь, чтобы в течение нее мы восстановили в себе благодать Святого Духа, родились заново – НАУЧИЛИСЬ ЛЮБИТЬ. – Как стяжать такую милость Божию, как смирение?

http://pravmir.ru/v-duhovnoy-zhizni-vsyo...

митрополит Иоанн (Снычёв) ПОСЛУШАНИЕ ДУХОВНОМУ ОТЦУ В чем состоит важность сердечного подвига истинного послушника? Великой важности сердечный подвиг, состоящий в том, когда человек оставляет свою правду и волю, которые он признает благоугодными Богу, и исполняет слово наставника своего, которому он ради Бога предался в послушание. ( Авва Исаия ). Стр. 138(24). Какого подвига требует Господь от новоначальных в монашеском жительстве? Говорили старцы: Бог ничего так не требует от новоначальных в монашеском жительстве, как подвига послушания. Стр. 396 (118). К чему приводит инока послушание? Имей постоянный залог в сердце своем послушание отцу твоему, и будет обитать в тебе страх Божий. ( Антоний Великий ). Стр. 31 (158). Переходит ли благословение отцов на тех, кто оказывает им истинное повиновение по Боге? Будем оказывать повиновение отцам нашим по Богу, отсекая пред ними волю нашу, – и стяжем истинное послушание. Когда же стяжем его, то почиет над нами благословение отцов, как почило оно на Елисее. ( Авва Исаия ). Стр. 235 (583). Уничтожается ли у инока первоначальное направление, которое создается в нем при прохождении им подвига послушания духовному отцу? Авва Исаия говорил о новоначальных монахах, предавших себя в послушание духовным отцам: Краска, в которую первоначально выкрашена багряница, ничем не изглаживается с багряницы. ( Авва Исаия ). Стр. 151 (91). Это значит: первоначальное направление, которое получится иноком при вступлении его в монастырь, остается в нем, в большей или меньшей степени, на всю жизнь. Если кто-либо имеет доверенность к духовному отцу и вдаст себя ему в послушание, то взыскивается ли с него исполнение заповедей Божиих по его разумению и может ли таковой согрешить пред Богом? Говорили старцы: если брат имеет доверенность к старцу и вдаст себя ему в послушание, с такого брата уже не взыскивается исполнение заповедей Божиих по его разумению, но он должен отречься от всей воли своей пред своим духовным отцом: повинуясь во всем, он не может согрешить пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Разделы портала «Азбука веры» «…Лучше быть виновным перед начальником, чем пред Богом…» Что такое послушание? Сегодня нет, наверное, в православной церкви такого слова, которое употреблялось бы чаще, чем «послушание». Как много сегодня произносится слово «послушание» по разным поводам! Но что же всё-таки это такое? Конечно, самым нелепым извращением понятия «послушание» является обозначение каких-то работ, проводимых в монастыре с благословения игумена или какого-то другого лица 2 . Можно рассматривать послушание как составляющую духовной жизни монашества. Можно даже сказать, что это один из главных путей спасения в монашестве. Это достаточно верное определение, которое сразу освобождает нас от некоторых нелепостей современной христианской жизни. Послушание в первую очередь принадлежит монашеской жизни, и не следует механически переносить его в мир 3 . Такое понимание позволит нам сразу увидеть многие уродства современной церковной жизни, спрятанные под красивым покрывалом «послушания» . Но всё же понятие послушания не сводится только к устройству монашеской жизни. Всем известно, что падение первого человека совершилось через непослушание . Это, наверное, сегодня знает каждый православный христианин. Соответственно, человек также исцеляется послушанием. Для выражения сущности православного учения по данному вопросу воспользуемся прекрасными словами Св. Иоанна Дамаскина «Слово делается послушным Отцу чрез то, что Оно стало подобно нам и чрез то, что приняло от нас (наше), врачуя наше непослушание и становясь для нас образцом послушания, вне котораго невозможно получить спасение» . Совершенное «послушание» Сына Богу Отцу выразилось как в самом воплощении Сына Божия, так и во всей Его страдальческой, полной муки и лишений, жизни в тварных условиях человеческой ограниченности. «Он действительно выполнял волю Отца во всю жизнь, выполнил её во всей точности и с полной покорностью. Вся Его жизнь была непрерывным рядом проявлений послушания Его Отцу, и душевное борение Его в Гефсимании, разрешившееся полным и самоотверженным преданием Себя в руки Божии, было только одним из последних и наиболее болезненных уколов от того терноваго венца послушания, который Он носил во всю свою жизнь» (цитата из книги проф. Беляева. «Любовь Божественная», стр. 273).

http://azbyka.ru/chto-takoe-poslushanie-...

Послушание Если вы будете терпеливы, послушны и покорны отцам своим, то прекрасное воздаст вам Господь воздаяние; и вот тот труд, который помянется перед лицем Господа. Кто повинуется отцам своим, тот Господу повинуется, и кто Господу повинуется, тот и отцам своим повинуется (прп. Антоний Великий , 89, 57). Выходя на дело (послушания), храните себя от лености и дерзости (прп. авва Исаия , 59, 8). Кто живет с отцом или братом своим, пусть не совещается ни о чем с кем-либо из посторонних, но о всем – с тем, кто живет с ним: в этом мир и послушание (прп. авва Исаия , 89, 311). Источник. Предай сердце свое в послушание отцам своим – и благодать Божия будет обитать в тебе (прп. авва Исаия , 89, 331). Источник. Если сердце твое всем существом своим возненавидело грех и отстало от того, что порождает грех его, и ты, положив перед собою мучение (вечное) с разумом, отстранился от всего, что влечет к нему (греху), и молишься с разумом Создателю своему, да сопребывает Он с тобою, ничем Его не опечаливая, но плача перед Ним и говоря: «Дело Твоей милости есть избавить меня, я же, без помощи Твоей, не имею сил избежать от рук их (врагов моих)», и (при этом) внимаешь сердцем своим, чтобы не опечалить и того, кто учит тебя по Богу; то это есть по естеству Иисуса. Ибо если человек и все сотворит, послушания же, смирения и терпения не стяжет, то уклоняется в то, что не по естеству. Но предай все сердце свое в послушание Богу, моляся Ему во истине и говоря: «Господи! Пред Тобою есмь; удостой меня (познания) воли Твоей; ибо сам я не знаю, что мне полезно; Ты побори (врагов моих); ибо я не уразумеваю злокозненности их». И если ты будешь делать то, что по естеству Иисуса, то Он не попустит тебе заблудиться ни в чем. Но если ты какую заповедь сотворишь, а не предашь Ему себя всецело в послушание, то Он нимало не попечется о тебе (прп. авва Исаия , 89, 361–362). ...Должно ли оказывать послушание всякому и приказывающему что бы то ни было? Различие между теми, которые дают приказание, не должно препятствовать послушанию тех, кому дается приказание, потому что Моисей не преслушал Иофора, посоветовавшего ему доброе (см.: Исх. 18, 19–24 ). Но поскольку есть немалая разность в самых приказаниях (потому что иные противны заповеди Господней, или нарушают ее, или разным образом искажают примесью запрещенного; а другие согласны с заповедию, иные же, хотя, по-видимому, и не согласны, но содействуют ей и служат как бы пособием для заповеди), то необходимо помнить сказанное Апостолом: Пророчествия не уничижайте. Вся же искушающе, добрая держите. От всякия вещи злыя огребайтеся ( 1Сол. 5, 20–22 ) (свт. Василий Великий , 9, 227). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — июнь 2019 г. 14.06.2019 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Что такое послушание? Почему говорят, что послушание выше поста и молитвы? Ведь Христос говорит, что род сей (темные силы зла) изгоняются только постом и молитвой. И мы знаем из житий святых, что постом и молитвой они совершали великие чудеса, даже воскрешали мертвых. С другой стороны, столько соблазнов возникает в Церкви из-за ложного послушания. Когда служат, по существу, не Богу, а человеку. Разве такое ложное послушание не хуже непослушания? А.И. Воробьева, г. Тула Речь идет о послушании во Христе. Тот же пост и молитва должны быть по послушанию Христу. Понять, что такое подлинное послушание, хоть в какой-то степени научиться ему можно только приобщаясь Христу, Его послушанию в великом и малом, существенном для нашего спасения и как будто второстепенном. Мы знаем о Его крестном послушании Богу Отцу даже до смерти. Но Сын Божий смирил Себя даже до послушания людям в самых малых каждодневных делах. Его Пречистая Матерь говорила Ему делать то и это, и Он был послушен Ей, потому что Он — один из нас. Он делал все совершенно, потому что Он — совершенен. И Он делал это как Бог, потому что никогда не переставал быть Богом. Все виды послушания Господа переходят в Церковь. И Он исполняет их, всегда имея в виду Церковь. Если наша вера ослабевает, присутствие тайны Его послушания становится почти невидимой. Это Божественное послушание Христос даровал Церкви. Славою Своего послушания и Своей любви Он постоянно хранит Церковь. И несмотря на все это, тот, кто принял Господа в свое сердце, может совершать тяжкие грехи, тот, кто получил послушание бодрствовать над благом Церкви, может оказаться неверным, тот, кто должен возвещать слово Божие во имя Отца и Сына и Святого Духа, может сам быть постоянно преградой для приходящих к Церкви и смешивать свое слово со словом Божиим. Так что лик Церкви без конца затуманивается, загрязняется, делается неузнаваемым, искаженным грехом. Это есть непослушание относительно того, что Христос положил в основание единения Церкви с Богом.

http://moral.ru/dom-06-2019/

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Послушание и молитва сегодняшнего христианина, согласно св. Игнатию Брянчанинову Осипов А.И., проф. МДА Радиостанция " Радонеж " . Эфир 15.07.03 г. Полагаю, что значение Святителя Игнатия Брянчанинова для нашего времени в высшей степени велико. И причина этого вот в чем. Сейчас очень много людей, которые приходят в Церковь, многие люди ищут даже монашеской жизни, многие сейчас говорят (и еще больше - слышат) о духовном совершенстве. Но все реже и реже можно встретить тех людей, которые бы могли действительно указать нам правильный путь духовной жизни. Значение Святителя Игнатия в данном случае непереоценимо. Он, прекрасно изучив святоотеческие творения древних Отцов - как восточных, так, кстати, и западных (естественно, до отделения Рима от Православия), прекрасно зная их и пройдя сам очень высокий путь духовной жизни, смог нам эти святоотеческие творения переложить на доступном нам языке и преподать нам на том уровне, который доступен нашему бедному духовному состоянию. Дело в том, что творения святых Отцов часто касаются тех вопросов духовной жизни, о которых сейчас нам нельзя даже и мечтать, даже вредно мечтать! Святые Отцы подчас писали об очень высоких состояниях христианина, приближающегося к Богу. Мы находимся сейчас в условиях низшего духовного уровня, и ценность творений Святителя Игнатия заключается в том, что как раз он переложил их наставления, их опыт, их идеи применительно к нашему духовному уровню. При этом он коснулся многих принципиальных, основополагающих вопросов духовной жизни, которые сейчас, для нашего времени, имеют огромное значение. Возьмите, например, проблему послушания. Ведь сейчас сплошь и рядом мы видим, что послушание понимается так, как мы нередко видим в сектантских общинах, в сектантских организациях - когда у них глава и вождь является диктатором всей общины. Люди сейчас смешивают дисциплину и послушание, не понимая того, какое различие между тем и другим. Святитель Игнатий показал, что такое послушание в аскетическом, монашеском смысле этого слова.

http://zavet.ru/novo/duh/005.htm

Когда послушание спасительно? О ценности добродетели послушания. – Воля Божия открывается человеку в Священном Писании и Предании. – Чем христианское учение о послушании отличается от восточных практик повиновения гуру. – Послушание с рассуждением. – Каким должен быть духовный наставник. – О поисках духоносных старцев. – Если духовник кажется строгим. Сегодняшнюю беседу я хотел бы посвятить добродетели послушания. Какое великое значение имеет для нас эта добродетель, можно понять из слов преподобного Григория Синаита : он говорит, что одной только ступенью послушания мы сразу восходим на небо. Кроме того, многие из вас слышали распространенное выражение: «Послушание выше поста и молитвы». На основании этого выражения также можно сделать вывод о том, как высоко ценится в среде православных христиан добродетель послушания. Но что под ней подразумевается, в какой степени каждому из нас, монаху, мирянину или священнослужителю, нужно ее исполнять, когда слушаться можно и когда нельзя, кого слушаться надо, а кого нет – все эти вопросы часто приводят нас в недоумение. Апостол Павел, а вслед за ним и святые отцы, видят образец послушания, конечно же, в Самом Господе Иисусе Христе, Который был послушлив Небесному Богу Отцу даже до смерти. А образцом преслушания, если можно здесь употребить слово «образец», считают наших прародителей, Адама и Еву. С их преслушания, собственно, и началось падение человеческого рода: они преступили Божественную заповедь и таким образом ввели грех в род человеческий. Сами отпали от Божественной благодати и явились виновниками многих бедствий своих потомков. Из всего сказанного становится ясно, что такое послушание в самом широком смысле. Это следование Божественным заповедям, следование воле Божией. Но каким образом человек может знать волю Божию? Адам и Ева , пребывая еще в раю, знали ее непосредственно от Самого Бога. После грехопадения люди стали удаляться от Бога и постепенно оказались настолько чужды богообщения, что им понадобился письменный закон, который и был дан Богом через Моисея. Когда же человечество удалилось от Бога до такой степени, что этот закон уже ничего не мог сделать с человеческой греховностью, своеволием и непослушанием, тогда в мир был послан Сын Божий. Бог воспринял на себя человеческое естество и общался с людьми как человек: будучи Богом, открывал нам Свою Божественную волю при помощи обыкновенной человеческой речи. И поскольку нужно было донести это откровение до всех следующих поколений людей, то апостолы записали учение Спасителя и описали Его жизнь. Итак, нам, современным людям, воля Божия открыта в Священном Писании и Предании. Теперь никто не может сказать, что он не знает, как ему правильно жить и как спастись.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010