Христианское терпение, видно, ослабело и слышались воздыхания на Бога, посылающего скорби и испытания ( Иак.1:3 ); свои внутренняя искушения, имеющие основу в греховной похоти, относили к Богу, никого на самом деле не искушающему, а подающему только благо и истинную жизнь ( Иак.1:13–18 ). Исповедание веры стало у многих сухим, безжизненным, рассудочным, а недостаток добрых дел, – дел милости и любви, – думали заменить простым правоверием ( Иак.2:14 ). Выступили старые иудейские грехи – страсть к спорам, к учительству, горделивое превозношение своею мудростью, которая в сущности была мудростью земною и душевною ( Иак.1:19–21,3:1 ). Дружба с миром и порожденная ею страсть к земным удовольствиям явились источником взаимных распрей, несогласий, свар ( Иак.4:1 ), злословия ( Иак.3:9 ) и т.п. Неисполнившиеся ложные мессианские чаяния, где царство Мессии рисовалось в чертах национально-политических, повели к ослаблению веры во второе славное пришествие Господа, – и требовалось сильное слово Апостола: «долготерпите, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается» ( Иак.5:8 ; ср. Иак.5:7 ). Но главное, на что преимущественно направляется обличительное грозное слово св. Иакова Праведного, это было полное извращение отношений богатых к бедным: богачи насиловали нищих, влекли их на судилища ( Иак.2:6 ); сами по вся дни роскошествуя, упитывая себя как бы на заклание, бедных они лишали их трудовой заработной платы, и «вопли жнецов доходили до слуха Господа Саваофа» ( Иак.5:1–4 ). Такое состояние христианских общин приводит к предположению, что послание св. Иакова нельзя считать весьма ранним, чуть ли не первым, по времени происхождения, новозаветным произведением, написанным еще до Иерусалимского собора, каким считают его многие исследователи. По всей вероятности, послание появилось в более позднее время. А несомненное (но см. R. J. Knowling, p. XLV sqq.) знакомство писателя послания с писаниями св. Павла к Римлянам и Евреям, открывающееся из таких параллелей, как Иак.1:2, 3 и Рим.5:3 ; Иак.1:22 , Рим.2:13 ; Иак.4:12 , Рим.14;4 ; Иак.2:23 , Рим.4:3 ; Иак.2:25 , Евр.11:31 , показывает, что послание написано после 64 г., – незадолго до кончины св.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Пребывая в греховной тьме, человек не мог сам оправдаться перед Богом, но душа его, имевшая в себе дыхание Творца, мучилась от этой безысходности и ждала избавления. Это очень хорошо отражено во многих псалмах Давида, в пророческих писаниях. Ощущая себя в рабстве греху, лучшие представители человечества осознавали, что только Господь может вызволить их, ибо никто из людей не мог достигнуть истинной праведности перед Богом. " Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные " (Евр.4:12). Посему некогда молил Бога царь Давид: " Не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих " (Пс.142:2). Так была испытана и сыновья любовь праведного Иова, которая, когда обрушились на него несчастья, вырвалась из его сердца воплем: " Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас " (Иов.9:33). Но далее Иов пророчески прибавляет: " Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию " (Иов.19:25). Страдали не только люди, но и вся тварь, как пишет апостол в Послании к Римлянам, " с надеждою ожидает откровения сынов Божиих " (Рим.8:19), потому что проклята земля за грех Адама, и " вся тварь совокупно стенает и мучится доныне " (Рим.8:22) и ждет избавления. Унижение и греховное разрушение первозданной природы человека, потеря им чести царя и владыки всякой земной твари нетерпимы было любящему Творцу. Но Бог при сотворении удостоил человека Своим Образом и даровал его воле полную свободу выбора. Исцеление человека невозможно, пока он сам, добровольно и охотно, не откажется от своей свободы делать зло . Нужно было привести его к осознанию необходимости для своего же блага принести в жертву Богу все свои мысли и стремления души, подчинить свою ложную и темную " правду " , то есть свою самость , истинной правде, ставшей в следствии падения Адама чуждой всякой человеческой душе.

http://ruskline.ru/analitika/2008/06/12/...

Тема зависимости и свободы занимает центральное место в учении Павла, в котором первостепенное внимание уделяется двум ее аспектам: зависимости от закона и зависимости от греха и смерти. Прежде всего Павел рассматривает ветхозаветный обрядовый закон – а также любой нравственный закон, если к нему относятся как к способу достижения спасения исключительно человеческими делами, – как зависимость, от которой христианское Евангелие благодати, дар Божий, освобождает человека чрез веру. Классический в этом отношении текст – Послание к галатам, в котором новообращенные христиане призываются не поддаваться уговорам иудействующих вернуться к соблюдению ветхозаветного закона для получения спасения. «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, – пишет Павел, – и не подвергайтесь опять игу рабства» ( Гал.5:1 ). Христос «подчинился закону, чтобы искупить подзаконных» ( Гал.4:4–5 ). «Все, утверждающиеся на делах закона [для получения спасения], находятся под клятвой» ( Гал.3:10 ). Таким образом, подчинение ветхозаветному закону означает рабство, а «вышний Иерусалим свободен» ( Гал.4:25–26 ). В посланиях Павла находит также выражение традиционный мотив зависимости от греха и смерти. Это явствует, например, из следующих его слов: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти», то есть к зависимости ( Гал.5:13 ; см. также 1Пет.2:16 ). В Римлянам Павел тоже приравнивает зависимость к греху: «Кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы», а повиновение греху ведет «к смерти» ( Рим.6:16 ; см. также Рим.6:20 и 2Пет. 2:19 , где сказано, что «кто кем побежден, тот тому и раб»). С другой стороны, христианин может возносить «благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха... освободившись... от греха... стали рабами праведности» ( Рим.6:17–18 ). В этом есть и эсхатологическая сторона: грядет день, когда «сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» ( Рим.8:21 ). Пристрастие Павла к парадоксам и метафорам находит выражение и в следующем мотиве – зависимости верующих от Христа и подчинении Ему. «Вы, бывши прежде рабами греха... стали рабами праведности» ( Рим.6:17–18 ). Или: «Когда вы освободились от греха и стали рабами Богу...» ( Рим.6:22 ). В других местах Павел называет себя «узником Иисуса Христа» ( Еф.3:1 ) и «узником в Господе» ( Еф.4:1 ). Это напоминает ветхозаветный образ людей, ожидающих избавления в положении «пленников надеющихся» ( Зах.9:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Другие ссылки в Новом Завете . В других частях Нового Завета тоже излагаются взгляды, высказанные Павлом. В некоторых местах, хотя и лишенных акцента, сделанного Павлом на язычниках, разделяется его мысль, что плотское семя Авраама не равнозначно духовному ( Мф.3:8–9 ; Лк.3:8 ; Ин.8:33–58 ). В Евр.11:8–19 Авраам показан героем веры, как и в посланиях к римлянам и галатам. Вместе с тем, в отдельных местах Нового Завета образ Авраама выходит за рамки, очерченные Павлом. Если в Евр.11 вера Авраама показана в выражениях, сходных со словами Павла, то направленность Иак.2:18–26 иная. Как и в Евр.11 , упор делается на жертве Исаака на горе Мориа, как и у Павла, особый интерес вызывает Быт.15:6 , однако в этой трактовке послушание Авраама не отделимо от веры и рассматривается в качестве ее выражения. Более того, развивая тему о том, что вера без дел мертва, Павел фактически приходит к выводу, что Авраам получил оправдание не только верой, но и делами. Как и в Ветхом Завете, в Новом Завете имя Авраама тоже используется в определениях Бога ( Мф.22:32 ; Мк.12:26 ; Лк.20:37 ; Деян.3:13; 7:32 ), а сам Авраам показывается прародителем еврейского народа ( Мф.1:1–2,17 ; Лк.3:34 ; Деян.7:2–8, 16, 17; 13:26 ; Евр.2:16; 7:9 ). Кроме того, в Лк.1:54–55, 67–79 Авраам представлен как основание для благодеяний его потомкам. В евангелиях обетование потомства понимается в духовном смысле. Это обетование играет важную роль в Послании к евреям, где Авраам изображается как отец веры ( Евр.6:13–15; 11:11–12,17–19 ), олицетворение обетования земли ( Евр.11:8–10, 13–16 ), которое тоже рассматривается в духовном смысле. Христос как конечное семя Авраамово показан законным представителем линии патриарха ( Мф.1:1, 17 ; Лк.3:34 ), хотя Он выше Авраама ( Ин.8:39–58 ). Благословение язычников подчеркивается в Деян.3:25 . Но, в отличие от Павла, Петр ссылается на Быт.22:18 , а не на Быт.12:3 , и основное внимание в его речи уделено привилегированному положению евреев в Иерусалиме в то время, а не язычникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Получивши маленькую возможность читать книги, я подписался на два журнала церковно-исторические: The Ecclesiastic and Theologian и The Christian Remembrancer. – Вещь недурная... Вот списочек памятников в переводе: 1) Сведения о начале хр. в Р., из сказания о Стефане Сурож.; 2) Символ веры , данный Владимиру; 3) Послание Леонтия м. К.; 4) Поучение Луки Жидяты; 5) Послание м. Киев. Иоанна; 6) Слово Илариона и его же исповедание веры; 7) Жизнь пр. Антония и Феодосия, из Патерика; 8) Жизнь Никона Печерского, из Патерика; 9) Ц. Правила Uoahha II м. К.; 10) Сказание об Антонии Римлянине; 11) Поучение м. Никифора и его же ответы об отторжении латинян от православной церкви; 12) Часть завещания Мономаха; 13) Ответы Нифонта Кирику; 14) Послание м. Иоанна к папе Александру III; 15) Наставление попом Кирилла м.; 16) Постановление собора Владимирского; 17) 4 слова Серапионовы; 18) Наставление м. Петра игумнам и пр.; 19) Наставление м. Алексея; 20) Жизнь пр. Сергия, соч. м. Филарета; 21) Некоторое извлечение из сочинений Иосифа Волоколамского; 22) Два отрывка из Максима Грека ; 23) Послание п. Иова Грузинской церкви; 24) Жизнь Никона Шушерина; 25) Извлечение из путешествия Макария п. Антиохийского; 26) Письмо Никона к п. Константинопольскому, перехваченное боярами; 27) Три письма и несколько грамот Никона; 28) Нечто из записок Паисия Газского; 29) грамота о низложении Никона, составленная собором В. Патриархов; 30) Изложение веры Димитрия Ростовского ; 31) Катех. наставление его же; 32) Три письма Иннокентия Пензенского ; 33) Отчет Иннокентия Камчатского и Алеутского; 34) Часть сочинения Руднева о ересях и расколах; 35) Извлечение из книги Кульчинского, напечатанной в Риме в 1733 г., посвященной папе Клименту XII; 36) История Георгия Конисского ; 37) Памятники русской литературы XII в. Вот и все, что один из знаменитейших ученых английских знает о России и судьбах ее Церкви. Нужно доставить ему средства узнать еще более. Я уверен, что он несравненно умнее и дельнее Андрея Николаевича написал бы историю патриарха Никона , если бы познакомился со всеми материалами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Симеон Новый Богослов. Слово 45. ...Но чтобы не подумал кто, что сказанное Апостолом относится к другой какой-либо твари - он прибавил: суете бо тварь повинуся не волею, но за повинувшаго ю на уповании (Рим. 8:20). Видишь, что тварь не хотела повиноваться и служить Адаму, после того как он преступил заповедь Божию, потому что видела, что он низпал от божественной славы? Для сего-то Бог, прежде сотворения мира, предопределил быть спасению человека через возрождение, какое имел он получить в силу воплощенного домостроительства Христова, и на сем основании подчинил ему тварь и покорил ее тлению, так как тленным сделался человек, для которого она создана, - чтоб она каждогодно доставляла ему тленную пищу, положив, когда обновит человека, и сделает его нетленным, безсмертным и духовным, тогда вместе с ним обновит и всю тварь и сделает ее вечною и нетленною. ...тварь не по своей воле сделалась тленною, дает плоды тленные, и произращает терния и волчцы; но покорилась повелению Бога, Который определил сие для нея на уповании, что опять обновит ее. Чтоб полнее удостоверить в этом, Апостол говорит наконец: яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих (8:21). Видишь, что вся эта тварь в начале была нетленною и создана Богом в чине рая? Но после Богом подчинена тлению, и покорилась суете человеков. А вот что пишет святитель Иоанн Златоуст: " Не ты один, но то, что ниже тебя, что не имеет ни разума, ни чувства, - и то будет с тобою участвовать в благах. " Свободится, - говорит Апостол, - от рабства истления " , то есть, не будет уже тленною, но сделается соответственною благообразию твоего тела. Как тварь сделалась тленною, когда тело твое стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственною ему. Выражая это, Апостол прибавил: " в свободу славы чад Божиих " , то есть посредством свободы. Как кормилица, воспитавшая царского сына, когда он получит отеческую власть, наслаждается вместе с ним благами, так и тварь, по словам Апостола. Видишь ли ты, что человек всегда бывает впереди, и что всё для него делается? Замечаешь ли, как Апостол утешает подвизающегося доказывает неизреченное Божие человеколюбие? Ты терпишь сам за себя, а тварь за тебя терпит. И не только утешает, но и доказывает достоверность сказанного им. Если надеется тварь, которая из-за тебя стала тем, что она теперь, тем более надейся ты, чрез которого тварь будет наслаждаться всеми теми благами. И люди обыкновенно одевают слуг в лучшее платье ради чести сына, когда ему нужно показаться во всем своем достоинстве. Так и Бог облекает тварь нетлением в свободу славы чад. " Вем бо, яко вся тварь совоздыхает и сболезует даже до ныне " (Рим. 8, 19-22).. "/Св. Иоанн Златоуст, " Беседы на Послание к римлянам " , беседа XIV/

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=34&iid=1...

Из послания к Римлянам здесь имеются следующие чтения: 6, 3–11 8, 8–17, 28–39; 13, 12–14, 4; 14, 19–26. Из посланий ап. Павла чтения положены только на субботы, недели и по месяцеслову. Рукопись очень ветхая; от сырости очень сильно пострадало письмо, особенно в месяцеслове. Под 31 янв. значится: вь тьн же днь оуспение стго иа бльгарска. Февр. 14: преподобнаго ца ишго кирила философа оунтел словнска. Апр. 6: стого методна оунтел моравска архпа.Текст первых пяти посланий ап. Павла имеется у меня в полном палеографически точном – строка в сроку, знак в знак – списке. А6 Евангелие и Апостол, рукопись Никольского Единоверческого, в Москве, монастыря, собр. А. И. Хлудова 28, пис. на пергамине, в 4-ку, в один ряд, на 313 л. полуставом XIII–XIV вв. Правописание юсовое. Чтения из Евангелия и Апостола и после пятидесятницы пишутся на все дни недели. Месяцеслов писан два раза, после Евангелия и после Апостола. В месяцеслове после Апостола славянские названия месяцев: роуень, листопа, стде, просинець. Славянских памятей не встречается. В отношении языка и текста список весьма замечательный, хотя, к сожалению, очень неисправный. С полною вероятностью можно предполагать, что первоначальный извод этой рукописи был глаголический. В настоящем же своем виде она представляет нередко исправления и подновления древнего текста Апостола. – Попов, А. Описание рукописей библ. А. II. Хлудова, М. 1872, 22–25. Апостол из этой рукописи (под именем Карпинского) 33 , напечатан архим. (ныне еписк. Угличским) Амфилохием а его издании древне-славянского Апостола с разночтениями, М. 1886–1888, т. 1–3. В 2 ч. 3-го тома – снимки и словарь из этого Апостола. А7 Евангелие и Апостол, библ. Ник . Единоверч., в Москве, монастыря, собр. Хлуд. 31, пис. на ровном пергамине, в 4-ку, в один столбец, на 270 л. четким, несколько скошенным полууставом XIV в. Правописание юсовое. Рукопись не полная, без начала и конца. При переплете листы спутаны. После пятидесятницы чтения помещаются только на субботы, недели и по месяцеслову.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Против такой опасности много раз предостерегает Священное Писание : «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» ( Притч.30:7–9 ). «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» ( 1Тим.6:9 ). Богатый имеет свои искушения, первое из которых состоит в том, чтобы прилепиться к своему достатку более, чем к Богу, как тот богатый юноша, о котором Господь сказал: «Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» ( Мар.10:24–25 ). Апостол Павел пишет Тимофею: «Богатых в настоящем веке увещавай, чтоб они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» ( 1Тим.6:17–19 ). Однако сами эти слова Апостола свидетельствуют о том, что люди богатые в среде ранних христиан были. Более того, они были даже в непосредственном окружении Господа Иисуса в годы Его земного служения. В Евангелии упоминаются «Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» ( Лук.8:3 ). Иоанна и многие другие, которые поддерживали общину материально, принадлежали к богатой аристократии. В притчах Господа купцы и их торговые операции упоминаются нейтрально или даже благожелательно. «Лукавый раб» в Лук.19:22 за то, что не «отдал серебра» своего Господина торгующим. Лидия из Фиатир, процветающая купчиха, торговавшая багряницею, обратилась ко Христу и поддерживала служение святого Апостола Павла ( Деян.16:14 ). В послании к Римлянам среди христиан упоминается «Ераст, городской казнохранитель» ( Рим.16:23 ), человек, очевидно, достаточно высокопоставленный и состоятельный. Богатство как таковое не может быть целью человека, но оно может быть средством служения Богу и ближним, исходя из общего принципа: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» ( 1Пет.4:10 ). Если человек имеет талант к предпринимательству и организации производства, он должен употребить его на пользу ближним. Если усилия в этой области сделают его богатым, это само по себе никоим образом не грех , но особое доверие Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

С Антонием приехали в Россию: Архимандрит Стефан, Игумен Михаил, впоследствии Архиепископ Тифлисский, Протоиерей Захария, протодиакон Гавриил, иеродиакон Иона, впоследствии Митрополит Мровельский (его «Путешествие по Востоку и России» издано в 1852 г.), князья Иоанн Херхеулидзе и Роди Меликов, и многие другие. В 1764 г. Ираклий II вызвал Антония обратно в Грузию, и возвёл его на прежнее место. В 1783 г., по заключению трактата между Императрицей Екатериной II и царем Ираклием, он был назначен членом Св. Всероссийского Синода. Сочинения Антония и переводы с русского, помимо изданной в настоящее время книги, следующие: 1.)  Толкование на 50-й псалом, перевод. Часть этого перевода была представлена царским духовником Захарием Габашвили Синоду, в делах которого она и находится. 2.)  Катехизис Православного Исповедания. 3.)  Готовый ответ, направленный против учения Армянской и Католической церкви. 4.)  Богословие, в четырёх частях. 5.)  Пролог на четыре месяца, взамен потерянного пролога Иоанна Патриция. 6.)  Книга Исповедания. 7.)  Перл духовный. 8.)  Лествица Иоанна Синаита, в стихах. 9.)  Жизнеописание (мартирика) 19 грузинских Святых, с приложением описания жизни и мученичества Св. Григория Просветителя Армении. 10.)  Множество проповедей. 11.)  Грамматика, составленная по системе армянской грамматики Михитара. 12.)  Грамматика, по собственной системе. 13.)  Сокращенная грамматика, для юношества. 14.)  Риторика Михитара, переложенная с армянского. 15.)  Объяснение Аристотелевых категорий. 16.)  Философия Баумейстера, с русского. 17.)  Физика Вольфа. 18.)  Краткая грузинская история. 19.)  Толкование на послание Ап. Павла к римлянам. 20.)  История Эфесского собора, 21.)  Камень веры Степана Яворского; напеч. в Москве 1760 г. 22.)  История Александра Македонского, Квинта Курция. 23.)  Стихиры в честь грузинских святых; они вошли в состав праздничной Минеи и в настоящее время поются Грузинской церковью. Антоний не ограничивался одной учёной деятельностью; всю жизнь он ревностно заботился об украшении церквей, насколько это было возможно в стране, обуреваемой нашествиями лезгин; способствовал к напечатанию церковных книг, к распространению грамотности и образованности; ввёл обряд, по которому все грузинские Иерархи стали носить саккосы при Богослужении, установленный в России Петром Великим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ис.11:6 . Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. Ис.11:7 . И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. Толкователи расходятся в понимании этого места. Одни разумеют здесь действительных животных, другие (именно отцы Церкви и некоторые новейшие толкователи, напр., Smend) видят в зверях символическое обозначение языческих народов, которые действовали по отношению к избранному народу, как хищные звери по отношению к ягнятам и козлятам (так называемое, аллегорическое изъяснение). Какое мнение правильно? Вернее всего – первое. В самом деле, там, где у пророков идет речь аллегорическая, это ясно из контекста речи (см. Иер.5:6 ), а между тем здесь нет никакого основания для аллегорического изменении. Наоборот, здесь пророк естественно подготовляет, так сказать, почву для следующего далее изображения мира между людьми, который возможен именно тогда только, когда прекратится борьба за существование во внешней природе. Животные должны встретить нового человека, уже сами будучи наперед обновлены, как встретили они некогда первозданного Адама. И все изображение этого мира между животными у пророка находится в полном согласии со сказанием книги Бытия о состоянии первозданного мира. В самом деле, животные, до грехопадения человеческого, питались только растительной пищей ( Быт.1:30 ), человек был над ними «господином» – во всяком случае над теми, с которыми общался в Эдеме ( Быт.1:26, 28 ; Быт.2:19 и сл.), и пророк Исаия мог, очевидно, говорить о восстановлении всего этого первоначального положения вещей. Апостол Павел в Послании к Римлянам, вероятно, имел в виду наше место, когда говорил, что природа неразумная будет освобождена от служения суете ( Рим.8:20–22 ), которая, между прочим, и состоит в постоянной борьбе за существование, какую должны животные вести между собою, так что, следовательно, и Новый Завет подтверждает мысль о том, что Исаия мог иметь в виду действительных животных, когда говорил о будущем мире в природе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010