Епископ Порфирий (Успенский) и Эфиопская Церковь Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 30 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 Развитие коптско-русских церковных связей началось благодаря деятельности архимандрита (с 1865г. — епископа) Порфирия (Успенского); первые контакты с эфиопскими христианами довелось осуществить этому выдающемуся выпускнику Санкт-Петербургской Духовной академии (1829 г.). Находясь в Иерусалиме в должности начальника Русской Духовной миссии, архимандрит Порфирий уделял большое внимание изучению истории и литурги­ческого наследия Эфиопской Церкви. По его указанию сотрудники миссии Петр Соловьев и Николай Крылов занимались переводами на русский язык тех со­чинений западных исследователей, в которых содержались све­дения об Эфиоп­ской Церкви. Так, в 1849 году П. Соловьев перевел с французского языка сочи­нение под названием “Гео­гра­фия и статистика христианского царства Шайского (Шоа — а. А.) в Африке”. Что касается Н. Крылова, то он в том же году пере­вел с французского языка два сочинения об Эфиопии: “История сего царства с XVI века по 1840 год” и “История Абиссинии от Савской царицы Македы, посещавшей Соломона, до нашего века, и описание верований, обрядов, нравов и обы­чаев абиссинцев”. Он же перевел с латинского языка “Литургию абиссинцев” (по тексту французского ориенталиста Ренодота) 1 . В 1845 году, во время своего первого пребывания на Ближнем Востоке, архимандрит Порфирий посетил древнюю Синайскую обитель, где в монастырском книгохранилище обнаружил знаменитую Синайскую Библию — рукописный кодекс IV века, содержащий книги Ветхого и Нового Завета. Во время своего второго посещения Синайского монастыря отец Порфирий смог уделить внимание более по­дробному изучению ризницы обители; здесь он столкнулся с тем обстоятельством, что эфиопские христиане, подобно паломникам из европейских стран, посещали эту древнюю обитель. “В Синайском монастыре открыты мною святые обра­за негров, которых черные лики татуированы, — отмечал отец Порфирий. — Очевидно, что туда приходили богомольствовать эти христиане из Африки и с остро­вов Тихого океана, где их видел Козьма Индоплаватель в конце V или в нача­ле VI века. Когда мои спутники увидели эти образа, остолбенели и не знали, что подумать. Едва я растолковал им дело. Эти редкости хранятся у меня вместе с прочими иконами грузинского и абиссинского письма” 2 .

http://pravmir.ru/episkop-porfiriy-uspen...

Первое упоминание о городке-крепости (κστρον) Иерисс на месте древнего Аканта содержится (в форме Ερισς) в акте 883 г., регулирующем земельные отношения между мон-рем Иоанна Колова, жителями города и монахами Афона (Actes de Prôtaton. 1975. N 1). В актах X в. город уже называется Иерисс. Город Эркулы (Ερκολων, Ερκουλων), позднее известный как Ардамерий (Αρδαμερου, Αρδαμρεως), упоминается в одной из редакций т. н. нотиции патриарха Николая I (X в.), в более поздних списках к-рой фигурирует и Иерисс ( Darrouzès. Notitiae. P. 68-69, 278-279). Первый известный еп. Эркульский Иоанн в 943 г. присутствовал вместе с архиеп. Фессалоники Григорием при межевании границы между Афоном и Иериссом (Actes de Prôtaton. 1975. N 6). Эта запись свидетельствует о том, что отдельная Иерисская кафедра в то время еще не существовала. Однако в акте 982 г., когда жители Иерисса признали права Иверского монастыря на владения близлежащей обители Иоанна Колова, уже стоит подпись еп. Иерисса Феодота (Actes d " Ivirôn. 1985. Vol. 1. P. 128). Данный акт примечателен тем, что среди имен подписавших его жителей Иерисса много славянских, а один автограф выполнен глаголицей ( Порфирий (Успенский). Суждение об Афоно-Иверском акте 982 г. и о глаголической подписи на нем попа Георгия//ИИАО. 1865. Т. 5. Вып. 1. С. 14-20; Он же. Первое путешествие. Ч. 1. Отд. 2. С. 311-316; ср.: Срезневский И. И. Глаголические буквы на Иверской грамоте 982 г.//ИОРЯС. 1861. Т. 10. Вып. 1. Стб. 78-80). Еп. Порфирий, впервые обнаруживший в 1845 г. этот древнейший датированный памятник глаголического письма, сопоставил его с упоминанием в хрисовуле 959/60 г. осевших в округе Иерисса «славян болгар» (см.: Actes d " Ivirôn. 1990. Vol. 2. P. 85); приведя сообщение игумена Зографского мон-ря Анфима о том, что еще в нач. XIX в. в Иериссе имелись слав. богослужебные книги, еп. Порфирий предположил многовековую традицию слав. богослужения в данной области ( Порфирий (Успенский). Первое путешествие. Ч. 1. Отд. 2. С. 315). Возведение Иерисса в ранг епископии связывают с ростом значения этого города в эпоху бурного развития афонских мон-рей ( 1973; Papachryssanthou. 1981).

http://pravenc.ru/text/293670.html

Монастырь преподобного Антония Великого в Египте. Часть 2 Щелкните мышью для увеличения Вход в пещеру преподобного Антония Внутренний вид пещеры Рассвет в пустыне. На заднем плане - гора Аль-Кользом, на которой подвизался преподобный Антоний. Гора Аль-Кользом. Ворота внешней стены монастыря (1990-е годы). На заднем плане - гора Аль-Кользом. Роспись в храме преподобного Антония (XIII в.). Первым русским, достигшим монастыря преподобного Антония Великого, был архимандрит (впоследствии епископ) Порфирий (Успенский), настоятель Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, совершавший паломничество по христианским святыням Египта. Он оставил подробное описание своего путешествия, состоявшегося в 1850 году. До него, в силу удаленности и труднодоступности монастыря, никто из путешественников, приезжавших в Египет из России, там не был. Сопровождал гостя из далекой России игумен монастыря абуна (отец) Дауд, впоследствии коптский патриарх Кирилл IV. Пройдя на верблюдах три дня по пустыне от великой египетской реки, архимандрит Порфирий и его спутники достигли монастыря. В то время попасть в монастырь можно было лишь с помощью подъемника — веревки с петлей на конце, которая поднималась специальным воротом, находившимся над «воротами». Став ногой в петлю, человек поднимался, держась руками за веревку. О. Порфирию такой способ входа в монастырь показался символичным, и он записал на страницах своих воспоминаний: «Вожделенно восходить к небесам, хотя и трудно. Однако надобно крепко держаться за благодать верою, иначе упадешь и погибнешь». Описывая свое пребывание в обители, архимандрит Порфирий отметил торжественную встречу, устроенную ему братией монастыря, в частности, ему прочли приветствие, адресуемое коптским патриархам.  Осматривая монастырь вместе с настоятелем, о. Порфирий хотел узнать об истории обители, ее уставе, и в свою очередь рассказать о России, о которой копт почти ничего не знал. Абуна Дауд, отвечая на вопросы о. архимандрита о монастырском уставе, сказал, что, по правилам обители, если кто ударит брата, то он лишается братской трапезы в течение сорока дней, и питается только хлебом и водой, кроме того, в церкви каждый брат светит ему перед лицом свечкой. Вор же вовсе изгоняется из монастыря.

http://pravoslavie.ru/2091.html

Порфирий, епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии (Успенский Константин Александрович) Родился 8 сентября 1804 года в семье псаломщика Успенской церкви города Костромы. В 1824 году окончил курс Костромской духовной семинарии, по окончании которой состоял преподавателем греческого языка в духовном училище города Макарьева Костромской епархии. В 1825 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1829 году окончил духовную академию со степенью магистра богословия и был назначен законоучителем во второй кадетский корпус Санкт-Петербурга. В 1829 году 15 сентября пострижен в монашество с именем Порфирий; 20 сентября рукоположен во иеродиакона; 25 сентября – во иеромонаха. В 1831–1838 годах преподавал Закон Божий в Одесском Ришельевском лицее. С 1 мая 1834 года – настоятель Успенского монастыря в Одессе, с 20 мая – архимандрит. 18 июля 1838 года назначен ректором Херсонской духовной семинарии. 15 ноября 1840 года назначен настоятелем посольской церкви в Вене. В 1843–1846 годах состоялась его первая командировка на христианский Восток, во время которой он посетил Сирию, Палестину, Синай, Египет, Ливию, Константинополь и Святую Гору Афон, совершил сорок шесть путешествий по Черному, Мраморному, Средиземному, Красному и Адриатическому морям. Архимандриту Порфирию принадлежала инициатива создания Русской духовной миссии в Иерусалиме, начальником которой он был в 1847–1854 годах. В 1854–1858 годах архимандрит Порфирий проживал в Александро-Невской лавре, занимаясь научными трудами. В 1858–1860 годах состоялась его вторая командировка на Восток. За время трехлетнего путешествия по Палестине и Сирии он собрал и вывез в Россию обширнейшую коллекцию древних книг и рукописей. Всего древних рукописей и книг на греческом, арабском, грузинском и других восточных языках, а равно и рукописей церковно-славянских, им было собрано столько, что, по замечанию специалистов, «целой четверти столетия мало для их простого описания». Архимандриту Порфирию принадлежит честь открытия Синайского кодекса IV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня Антоний Великий Антоний Великий     Воспоминание о прп. Антонии и Египте вызывает скорбь в сердце. Египет – родина монашества, поэтому всегда был тесно связан с Афоном. Связь с коптами была даже не физическая, а духовная.   Из русских христиан мало кто знает, что еп. Порфирий Успенский, приехав после Афона в Египет, посвятил свою оставшуюся жизнь соединению двух Церквей: Русской и Коптской. Изучив вероучительные тексты коптов, он обнаружил, что монофизитство коптов – это не более, чем  историческое недоразумение, к которому прибавлена фобия маловерных русских церковных чиновников.   Он составил доклад Синоду и готовил собор, призванный соединить Церкви….  Смерть его друга, коптского патриарха, остановила эти планы. К сожалению, русские дипломаты в Египте тоже считали себя богословами и имели свое мнение на этот счет, они с помощью интриг не допустили соединения Церквей в дальнейшем.   Сейчас русская Церковь-мать не хочет даже слышать о своей гонимой дочери, находящейся в беде и просящей помощи...  А что же еп. Порфирий Успенский?! Ему ставят памятники и пишут панегирики. Ну, что же, это русским людям знакомо…     Основателем монашества в Египте и во всем христианском мире считается св. Антоний Великий.   Святитель Иоанн Златоуст говорит, что  житие прп. Антония нужно читать всем христианам. «Повествование сие мало значительно в сравнении с Антониевыми добродетелями, — пишет святой Афанасий, — однако же и из сего заключайте, каков был Божий человек Антоний. С юных лет и до такого возраста соблюдавший равное усердие к подвижничеству, ни по старости не обольщавшийся дорогими снедями, ни по немощи тела своего не изменявший вида своей одежды, ни в чём однако же не потерпел он вреда, Глаза у него были здоровы и невредимы и видел он хорошо. Не выпало у него ни одного зуба, а только ослабли они в дёснах от преклонных лет старца. Здоров он был руками и ногами (…). А что всюду говорили о нём, все удивлялись ему, даже не видавшие любили его — это служит доказательством его добродетели и Боголюбивой души».

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=8&iid=45...

«Труды Киевской духовной академии» – российский православный ежемесячный научный журнал Киевской духовной академии, выходивший в 1860–1917 годах. В журнале публиковались научно-богословские и историко-литературные сочинения, много внимания в журнале уделялось истории Церкви, религиозным течениям и богословской мысли на территорий Украины. Авторами выступали известные ученые. В настоящее время периодическое издание под тем же названием издается Киевской духовной академией и семинарией УПЦ МП, а также, относящейся к неканонической УПЦ КП, Киевской православной богословской академией с периодичностью раз в год. См. также: «Труды Киевской Духовной Академии» – православный богословский журнал (1860 1917 гг.): историко-типологический анализ В.Н. Мандзюк-Ильницкий   Труды КДА за 1880–1917гг. и 1997–2011гг. (по годам, архивы zip): Журналы за 1880 г. Содержание Том 1 Январь 1. Августин, блаженный , епископ иппонийский (в русском переводе). О граде Божием, книга первая (1–60) 2. Попов К. Тертуллиан , его теория христианского знания и основные начала богословия [начало] (3–22) 3. Порфирий Успенский , епископ. Проповедники на островах Средиземного моря (23–33) 4 . Ястребов М. От Византии до Москвы (56–99) 5 . Фаворов Н., прот. О христианской нравственности [продолжение: чтения 7–9] (100–137) 6 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (138–144). Февраль 1 . Иероним, блаженный (в русском переводе). Толкование на книгу Екклезиаст, к Павле и Евстохии (1–88) 2 . Тумасов Н. Религиозно-общественные учреждения древнего языческого Рима [начало] (143–196) 3 . Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники на островах Средиземного моря [продолжение] (197–223) 4 . Фаворов Н., прот. О христианской нравственности [продолжение: чтения 10–11] (226–252) 5 . Смирнов Ф. Описание коллекции древних русских икон, приобретенной церковно-археологическим Обществом [продолжение] (253–262) 6 . Петров Н. Отчет церковно-археологического Общества при Киевской духовной Академии за 1879 г. (263–292)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Сравнение с расслабленным не мое, а преосвященного Порфирия (Успенского), нашего лучшего знатока и очевидца-наблюдателя жизни христианского Востока: «Палестинская церковь возлежит расслабленная у самой купели Силоамской и непрестанно взывает к небесному Жениху своему: Господи, человека не имам. Сии истины надлежит возвещать с дерзновением». Надышавшись крепким духом русского православия, православия молодого, могучего, плодоносящего народа, ученый посол нашей церкви на православном Востоке в половине XIX в. потрясен был внешним его убожеством под игом туретчины и более всего его миссионерской бесплодностью, миссионерским бессилием: «Давно эта церковь, заматорела и не только никого не рождает в жизнь вечную вне пределов своих, но и у себя дома не старается примирить и сблизить своих собственных чад, Она не Сарра, а Сара. Но Господь силен дать ей новое тмочисленное потомство. Он уже идет к ней, чтобы возобновить юность ее и возвратить ей преяшее плодородие, честь и силу ея». В первую очередь еп. Порфирий тут подразумевал вливание соков от великой русской церкви и чаемого освобождения от турецкого ига славянских церквей и затем всех православных народов. На наших глазах это освобождение совершилось, и православие стало оправляться от векового захирения. Хотя и умален в последнее время насильственным «ассиро-вавилонским» изгнанием всего греческого населения из его малоазийской родины Константинопольский патриархат, но зато численно выросли патриархаты Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Объединились в великие церкви новые патриархаты Сербский и Румынский. Православие прославляется мученичеством всей русской церкви. Православие укрепилось внутренне в миллионной массе Зарубежной России. Православие оживилось в борьбе за свое существование в бывших ныне автономных частях русской церкви. Православие возродилось в Карпатской Руси и Чехии. К православию решительно двинулась Англиканская церковь, направляются некоторые течения в протестантизме. Нельзя в такое время лежать на одре расслабленного. И вот раздается зов к вселенскому собору. Не заслышала ли восточная церковь исцеляющий голос Господа, о котором пророчествовал еп. Порфирий? Не встает ли она, чтобы ходить? Не молодеет ли, чтобы вновь плодоносить?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАСТАМОНИТ [Констамонит; греч. Ιερ Μον Κασταμοντου, Κωνσταμοντου], мон-рь на горе Афон, освящен во имя первомч. Стефана. К. находится на расстоянии примерно 1,5 км от юго-зап. побережья п-ова Айон-Орос (Афон), между монастырями Дохиар (на юге) и Зограф (на севере), на лесистом склоне холма Криовуни. Занимает последнее место в иерархии 20 афонских мон-рей. Монастырский комплекс XVIII-XIX вв. возведен на месте визант. построек. Престольные праздники: дни памяти первомч. Стефана (27 дек.) и перенесения его мощей (2 авг.), память равноапостольных Константина и Елены (21 мая). Источники Документы К. XI-XV вв. утрачены, вероятно, из-за пожара 1424 г. Уцелели только акты, касающиеся зависимых от К. обителей Неакиту и Скамандрину ( Oikonomid è s. 1978. P. 4-5, 16). 2 акта XIV в., относящиеся к Скамандрину, возможно, попали в К. из мон-ря Кутлумуш во 2-й пол. XV в. Более поздние документы, особенно серб. и тур. акты, сохранились достаточно хорошо. Легендарная история монастыря («Историческое Слово»), составленная в поствизант. период, содержится в 2 рукописях и включает в себя наряду с относительно достоверными событиями целый ряд афонских преданий, в т. ч. о посещении Св. Горы Пресв. Богородицей, об основании церквей на Афоне равноап. имп. Константином I Великим и т. п. (Actes de Kastamonitou. 1978. P. 97-101). 1-я рукопись, пересказанная архим. Порфирием (Успенским) ( Порфирий (Успенский). 2007. Т. 1. С. 225, 266, 273-275; Он же. Второе путешествие по Св. горе Афонской. М., 1880. С. 263 и след.), была в 1845 г. увезена им в Россию, ее совр. место хранения неизвестно (Actes de Kastamonitou. 1978. P. 97). 2-я рукопись - Ath. Konstamon. 114 из монастырской типикарницы, находится в б-ке К. Этот кодекс был переписан в мае 1844 г. кастамонитским мон. Досифеем Лесбосским и содержит ряд текстов, гл. обр. посвященных истории Афона и К. По мнению Н. Икономидиса, список, сделанный мон. Досифеем, представляет собой отредактированный вариант текста, использованного архим. Порфирием. По всей видимости, легендарная история монастыря была составлена кастамонитским иером. Григорием, протосинкеллом К-польского Патриархата, в 1698 г. Впосл. Григорий стал патриаршим экзархом и закончил свою жизнь в Яссах (Actes de Kastamonitou. 1978. P. 98). История монастыря

http://pravenc.ru/text/1681303.html

«Мы же все , открытым лицем, как в зеркале [внимание: открытым лицом. Вот у Моисея лицо было покрыто, и на него не могли смотреть люди . А если мы своё лицо покроем материей и встанем перед зеркалом, мы – будь это хоть и венецианское стекло – мы своего отражения не увидим в нём – на нашем лице лежит покрывало. Чтобы увидеть своё отражение, надо это покрывало снять. Тогда вы увидите один к одному себя. Но нам, говорит Апостол, это только сравнение – не в зеркало надо смотреть. А что дальше он пишет? – Взирать на славу Господню, на Самого Господа. Сам Бог незрим – не выдерживает никакое око, на Него же чини взирать не смютъ. Поэтому – на славу, на то отражение, которое идёт от Бога. И вот это отражение имеет такую силу, что отражается и на лицах того, кто смотрит. И что происходит с тем человеком? Он преображается в тот же образ, в образ Господень. И это уже человек Божий, человек во Христе, как Апостол говорит о себе в третьем лице: знаю человека во Христе (см. 2Кор. 12:2 ). Иоанн Кронштадтский свою книгу так и озаглавил: Моя жизнь во Христе Иисусе. Действительно у него была жизнь во Христе, и он носил в себе Его отображение. Дальше], преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа [прорисовываются по мере святости всё рельефнее и рельефнее черты Христова образа в человеке. И вроде это человеческое лицо, и в то же время это лицо ангельское. У Серафима лицо ангельское. Муравьёв или Порфирий < Порфирий (Успенский) в «Книге бытия моего»> пишет: “Наконец-то я мог увидеть серафимское лицо Филарета (Митрополита Московского). Он на себе носил печать этой мудрости”. Я вам говорил, – может быть, вы забыли и нужно повторить – училась в Регентском классе девочка одна, и вот, у неё были очень верующие предки, бабушки. Принимали странников, монахов, кормили, молитвы общие были. Просто в доме у них всё время шла вот такая вот жизнь. И пришёл из заключения один такой, высокой жизни, человек. И тут они сидят, он с ними беседует – в фуфайке ещё в тюремной, – так и сидит. И говорит им об Иоанне Златоусте . И вдруг одна видит – одной было открыто – что он становится похожим на Иоанна Златоуста . Затем стал говорить об отце Иоанне Кронштадтском – и его лик стал похож на Иоанна Кронштадтского . Она побелела вся, и он понял, что ей Господь открыл. И лично . А другие ничего не видят – сидят и слушают просто. Видя не видят и слыша не разумеют. Вот надо о ком мы говорим, тот в нас и действует.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Попытки организации русских духовных миссий в Абиссинии и их судьба В статье кандидата исторических наук, доцента кафедры новой и новейшей истории Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского Светланы Валерьевны Григорьевой рассматривается история создания Русских духовных миссий в Абиссинии во второй половине XIX — начале ХХ в. По мнению ряда представителей правящей элиты и Русской Православной Церкви, именно церковные контакты в условиях обострения борьбы за Африканский континент могли стать базой и прикрытием для развития официальных дипломатических отношений между Эфиопской и Российской империями, заинтересованными в получении военно-морской базы или порта на берегу стратегически важного Красного моря. Институт духовных миссий к этому времени стал важным инструментом «мягкой силы» в деле знакомства зарубежной общественности с Русским миром, достижениями российской культуры и цивилизации. Идея создания Русской духовной миссии в Абиссинии принадлежала архимандриту (позже епископу) Порфирию (К. А. Успенскому), который был инициатором организации и главой подобной структуры в Иерусалиме (1847–1853) и понимал важность установления русско-эфиопских связей. Обострение ситуации на Ближнем Востоке в 1850 гг. и начавшаяся Крымская война не позволили Порфирию осуществить задуманное. Его планы с разной степенью успешности попытались реализовать позднее архимандриты Паисий (В. Ф. Балабанов) в 1888–1889 гг., Ефрем (М. М. Цветаев) в 1894–1895 гг., иеромонах Антоний (А. К. Булатович) в 1911 г. В работе осуществлен анализ этих попыток и их результатов.

http://bogoslov.ru/article/6195355

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010