прот. Константин Буфеев Часть III. Попытки объединения эволюционизма и креационизма в едином мipoboззpehuu Никогда, о человек, то, что относится к Церкви, не исправляется чрез компромиссы: нет ничего среднего между Истиной и ложью, но как находящийся вне света, по необходимости, будет во мраке, так и немного отступивший от Истины, предоставлен подлежать лжи, если будем говорить правду; и хотя возможно сказать, что между светом и тьмой есть середина – называемая вечерними и утренними сумерками, однако, между Истиной и ложью, как бы кто ни старался, не выдумает нечто среднее. Святитель Марк Ефесский 1160 Вступление к части III В одну телегу впрячь неможно Коня и трепетную лань. Пушкин А.С., «Полтава» Идея синтеза различных знаний – научных и религиозных – представляется многим весьма продуктивной и желанной. Ещё до Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа эту идею подняли на щит эллинизированные иудеи и греческие философы, познакомившиеся с Божественным Откровением. Один исследователь пишет: «В александрийской школе пришли в столкновение и соединение учения самые разнообразные. Евреи Аристовул и Филон учились вместе с гимнософистами Индии и степенными философами Портика; в частных взаимных прениях они имели возможность лучше узнать мнения друг друга. Между тем, как Иосиф и Филон ревностно занимались изучением философии и хитросплетённой системой Пифагора, Цельс и Порфирий с не меньшим усердием занимались изучением священных книг евреев. Благодаря такому взаимодействию появляется неоплатонизм, ставший основой космогонии Каббалы. Симпатии интеллигентов обращаются всё более и более к религии иудеев. Некоторые из неоплатоников полагали, что само учение Пифагора заимствовано у евреев» 1161 . Про начало новозаветной эпохи Капефиг Ж.Б. в книге «Философическая история иудеев» отмечал: «Ко всем этим причинам, объясняющим неожиданную приязнь язычества к Моисееву закону и учению синагоги, нужно ещё присовокупить союз, образовавшийся между всеми современными религиозными системами против христианской веры, быстрые успехи которой приводили всех в недоумение и беспокойство» 1162 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Город Ефес был расположен на берегу Икарийского залива Эгейского моря, при устье реки Кайстра. Долина реки Кайстра представляла собой одну из самых живописных местностей Ионии. Широкая и открытая около моря, она постепенно сужалась к востоку и напоминала собою гигантский треугольник. Ребрами этого треугольника служили небольшие холмы. По долине, усеянной озерами, протекал Кайстр с берегами, заросшими тростником, неся свои тихие воды в Эгейское море. Всюду – прекраснейшая растительность 1019 . Речные берега усеяны стаями гусей, журавлей и белоснежных лебедей 1020 . Почти у самого моря, в юго-западном углу долины, возвышалась гора Солмисс 1021 . По её восточному склону в долину реки Кайстра спускалась превосходная роща различных деревьев, между которыми особенно выделялись стройные кипарисы 1022 . Здесь эта роща перерезывалась маленькой речкой Кенхрием, текущей в Икарийский залив 1023 . Далее, к северо-востоку возвышался двойной холм Коресс 1024 , за ним Прион, – эта неиссякаемая сокровищница прекрасного белого мрамора 1025 . Роскошная долина Кайстра своею прелестью вдохновляла еще древнего Гомера 1026 . Овидий 1027 и Виргилий 1028 так же вспоминают о ней, как об очаровательном местечке. На всем побережье малоазийском не было города, равного Ефесу. Положение в середине торгового пути, соединявшего Сирию, Египет, Грецию, Македонию, Понт и Рим, предприимчивый дух населения 1029 , удобная и обширная гавань Панорм сделали Ефес здесь самым оживленным торговым пунктом. Трудно указать тот или другой торговый город, ту или другую торговую страну, которые бы не знали знаменитого Панорма ефесского. Торговые корабли Рима и Александрии, Македонии и Палестины, Греции, Финикии и Сирии, Хиоса, Самоса, Коса, Родоса и Кипра всегда были в Панормской гавани 1030 . И каких только товаров не привозили сюда из близких и самых отдаленных уголков земли. Тут можно было видеть редкости всех стран: художественные изделия из золота и серебра, драгоценные камни из Индии, порфиру, шелк и багряницу из Финикии, знаменитый виссон из Палестины, благовонные товары – корицу и фимиам, миро и ладан из Аравии, чудный жемчуг, художественные произведения из слоновой кости, из дорогих деревьев, железа и мрамора 1031 . Художники выставляли здесь свои новые произведения 1032 . На этом громадном и шумном рынке можно было встретить и живой товар из „тел и душ человеческих“ 1033 . Иногда в одни сутки в Ефесе продавали более 10 000 невольников 1034 . Торговавшие не увозили своих товаров обратно; обогащались все, имеющие корабли на море. Отсюда можно судить о том, какое постоянное оживление было здесь. Не было человека, внимание которого не было бы остановлено этой сутолокой. Даже Ап. Иоанн не раз наблюдал эту кипучую жизнь 1035 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Которых число в разных сборниках Коптских разно. Ибо в одних считается их 80, в других 83 и 84, а в иных 33 и 34. В сущности они суть не что иное, как сборник древнейших канонических преданий и изъяснений на правила вселенских соборов, изложенный в виде канонов, правил. В нем инде целиком помещены самые правила этих соборов, но по другому счету: так, напр.: последнее правило Ефесского собора значится в нем 43-м, второе и тринадцатое правила Халкидонские показаны 53 и 57-м, из первого Никейского постановления сделано второе. К этому сборнику присоединены некоторые эдикты (указы) Константина Великого , и извлечения из греческих номоканонов, из свода законов царей Феодосия Великого и Иустиниана благоверного, из Дигест, Новелл и Базилик, но под названием, Каноны царские, в отличие от Никейских правил. Так как этот сборник весьма давно переведен (не без вставок), кроме Арабского, на языки Сирский, Армянский и Эфиопский, и так как им руководствуются более 900 лет не одни Копты, а и Сириано-иаковиты и даже Несториане: то никак нельзя думать, что он составлен был каким нибудь подделывателем правил соборных. Такое общее уважение к нему восточных христиан заставляет предполагать существование греческого подлинника его, которого важность и достоинство известны были всем на востоке. Происхождение как сего сборника, так, и подлинника его и объясняю следующим образом: «в Сирийском городе Бейрут находилось знаменитое училище правоведения, основанное Римским Императором Александром Севером. Оно процветало и при благоверном царе Иустиниане I, который взошел на престол в 327 году по рождестве Христове. Вероятно, в этом училище, после Халкидонского собора, бывшего в 431 году составлен был сборник церковного права на греческом языке, по особой системе, так что канвою его служили древнейшие канонические предания и постановления вселенских соборов, и преимущественно Никейского. Вероятно так же и то, что в начале его помещены были 20 правил Никейского собора, и что он озаглавлен был так: Никейские правила. Этот подлинник потерян; но, должно быть, он существовал. Вот тому доказательства:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Погребение св. Ефрема Сирина в Ивере. Обретение св. главы Иоанна Предтечи там же. Географическая икона «Путь Богоматери Иверской на Афон», там же. Страдания св. великомученика Георгия в Карее (два рисунка). Икона Иисус Христос Всевидец в Карее. Копии с диптихов Рисунок с Кутлумушского диптиха. Деисус на этом же диптихе. VI. По части стенной и мозаической живописи Прощание св. апостола Павла с ефесскими пресвитерами В притворе Иверского соборного храма Арий и его сподвижники на 1-м вселенском соборе Сила Вышнего. Витии многовещанные Из живописного акафиста Богоматери там же Аристотель Солон Плутарх В паперти Иверского параклиса вратарницы В притворе Хиландарского собора «Премудрость созда себе дом» Святой мученик Прокопий Святой Иаков Перс Святой Говдели В соборном храме Варлаамского монастыря в Метеорах Св. Феодор Св. Георгий Св. Мина В соборном храме Преображенского монастыря в Метеорах Игрок на органе В притворе Кутлумушского собора Портрет Панселина В стене одной Афонской кельи Рисунок с мозаики В Солунском храме святого Георгия Всего 18 рисунков VII. По части книжной живописи Св. евангелист Марк Из евангелия 562 г. в Ивере Его же поясное изображение Из того же евангелия Из жития Иоасафа, индийского царевича, ΧI века Св. Иоанн Богослов Из евангелия 1168 года в. Кутлумуше Протоспафарь с супругой пред Иисусом Из того же евангелия Исцеление расслабленного у овчей купели Распятие Иисуса Христа Сошествие во ад Снятие со креста Воскресение Явление мироносицам Исцеление кровоточивой Из греческого рукописного евангелия XIII века в Ивере Два перспективных рисунка Из евангелия XIII века в Пантократоре Св. евангелист Лука Из рукописи 1302 года в Руссике Рисунок Из нотного обихода еп. Арсения 1700 г. Моление о чаше Из русской рукописи 1740 года в Руссике Преподобный Варсонофий Горница и письменный прибор евангелиста Марка Молитва мытаря и фарисея, миниатюра Из книги Иова в Ватопеде (шесть рисунков) Св. Меркурий Св. Екатерина Из Минеи в Дохиаре 5 рисунков Из псалтири в Пантократоре

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Войну открыл не Диоскор. Евтих издавна был известен как поборник Кирилла. Но он не ограничивался формулами 12 анафематизмов. Он решительно отрицал единосущность человечества Христа нашему человечеству . Будучи по смерти Далматия главой Константинопольского монашества, Евтих, как духовный отец первого временщика Хрисафия, посягал на многое, и много глаз было устремлено на него. И армянские монахи, и «восточные» аполлинаристы, были в переписке с ним. Вместе с Уранием, епископом Имерии в Осроене, он вел борьбу против богословия Ивы Эдесского. Антиохийский монах Максим, воевавший при покойном Иоанне против Феодорита и Домна, был другом Евтиха. Пустынник Варсума, воевавший против Домна, все ссоры затевал по согласованию с Евтихом. Фигура Евтиха вырастала во всеимперскую («экуменическую») величину. «Восточные» попробовали его атаковать. Домн первый написал императору об Евтихе как ο аполлинаристе. Β 447 г. Феодорит опубликовал свой «Эранист» («Коллекционер») — диалог, изобличающий учение Евтиха, не называя имени последнего. Β трех частях диалога — Непреложный, Неслиянный, Бесстрастный (Ατρεπτος, σγχυτος, " Απαθς) — Феодорит обличал три заблуждения: об изменяемости Бога, ο слиянии природ и ο страдании Бога. С большим количеством цитат из святых отцов. Но Домн и все «восточные» переоценили свои силы. Закулисный Евтих их победил. И притом неожиданно и уничтожающе. 16 февраля 448 г. появился императорский рескрипт ο делах веры. B нем было возобновлено осуждение сочинений Порфирия и Нестория (какое сопоставление!). Затем осуждаются все вероизложения (!), кроме 1) Никейского ороса, 2) Ефесского ороса и 3) «блаженной памяти еп. Кирилла» (12 анафематизмов). Приверженцы Нестория подлежат отлучению и низложению. Иринею, «неизвестно каким образом возведенному на епископию Тирскую,» приказано покинуть епископию и надеть мирское платье (!). Без иерархов император низлагает епископа. Вероопределение 433 г., т.е., в сущности, орос Ефесского собора 431 г., отвергается! 12 анафематизмов уравниваются с постановлениями вселенских соборов.

http://sedmitza.ru/lib/text/435164/

Рассмотрим их. 1. Если будут вечные мучения, то Бог, говорят, не достигает цели творения, или достигает ее не вполне. Но такая недостижимость цели возможна ли для премудрости Всемогущего? – Правда, Бог воззвал к бытию разумные и свободные существа для вечного и блаженного единения с Собою; но если Бог творит существа свободные, то тем самым условливает Свою цель, или поставляет ее в зависимость от свободы тварей. Свобода есть высокий дар Творца и высокое преимущество твари. Без свободы не возможно и нравственное блаженное единение тварей с Богом и их любовь к Нему, как стремление сердечное и непринужденное. Свободное существо свободно должно идти к указанной ему цели, не влекомое какою-либо постороннею непреодолимою силою. И Бог, непреложный в Своих дарованиях, никогда не действует на свободу тварей силою одного только Своего всемогущества. Не насильно влечет он и человека ко спасению. Следовательно, не падает вины на Божие всемогущество, если свободная тварь не хочет идти к предназначенной цели. Всемогущество все может, – но не разрушает нравственного царства, не превращает всего мира в машину, движимую силою необходимости, не отнимает у существ того преимущества, посредством которого они, как говорит св. Марк Ефесский , могут не только располагать и управлять сами собою, но и уподобляться Всемогущему и которое также необходимо для существ одаренных умом и словом, как дыхание для животных. „Неужели же мы одни только из всех существ, рассуждает св. Марк, будем неблагодарны пред Богом, и станем порицать свою природу, потому что знаем и некоторым образом сами определяем свои обязанности? Это было бы похоже на то, как если бы кто-нибудь, быв поставлен царем над всем миром, снял с себя порфиру и диадему и вздумал вести жизнь низкую и развратную, а потом, когда бы его свергнули за то, стал бы жаловаться не на себя, а на того, кто дал ему власть. Премудрость Божия требует, чтобы свободная тварь имела достаточные средства для достижения предназначенной ей цели. Совершенно достаточные средства даны были и человеку невинному, и с преизбытком достаточные дарованы человеку, по падении, восстановляемому.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Лампадий рафанейский (во второй Сирии); Александр севастийский (в Киликии); – Филипп аданский 18 ; Ипатий зефирийский; – Феодор августийский; – Хризипп маллский; Юлиан росский; – Полихроний епифанийский (во второй Киликии); Иоанн флавиадский (в Киликии); Индам 19 иренопольский (во второй Киликии); Софроний хорепископ, занимавший место Вассиана, епископа мопсуестского; Прокл адранский 20 ; – (Леомандит антиохийский, в Киликии); Евлогий филадельфийский (в Аравии); – Феодот канофский; Ормизда филиппопольский (в Аравии); – Дамиан сидонский; Феодор трилольский (в первой Финикии); – Олимпий панеадский; Павел птолемаидский; – (Феодор клавдиопольский, в Исаврии); Павел арадский; – Фома порфиреонский;Порфирий вотрийский; Фосфор орфосийский (в Сирии); Иосиф илиопольский (в ливанской Финикии); Иордан авильский (в Сирии); Порфирий архидиакон, занимавший место Урания, епископа емесского (в ливанской Финикии); (Мара вримский); – Валерий лаодикийский (в Финикии); Фома еварийский 21 (в Финикии); – Руфин самосатский; Иоанн германикийский; – (Евфрат идийский); – Тимофей долихский; Еворкий 22 зевгматский; – Афанасий перрский 23 ; – Зевенн мартиропольский; Каюма маркопольский; – Иоанн каррский 24 ; – Аврамий киркисийский; Иоанн сарракинский; – Ной кифский 25 ; – Иерак афнейский; Савин делосский; – Аполлоний танейский; – Герон феннисский; Афанасий бузирисский (в египетском Триполисе); – Пасмеий паральский; Исидор сефритский; – Феофил клеопатридский (или арсинойский); Феодул элусский (в Пентаполе); – Иануарий леонский; Иоанн псинхайский; – Авзоний севеннитский; – Исаак тавский; Евлогий афривский; – Исаия гермопольский; – Стефан геросский 26 ; Несторий фрагонейский 27 ; – Феофил ерифрский; – Макарий кавасский; Каллиник апамейский, в Вифинии; – Левкадий мнизский 28 ; Иоанн полемонийский; – Гратидиан 29 керасунский; – Юлиан тавийский; Мелиффонг юлиопольский; – Иперехий аспонский; – Акакий киннский; Евфразий ласанийский; – Кекропий севастопольский; Иоанн никопольский (в первой Армении); – Аттик зельский;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Вероисповедание патриарха Мины (X века). Мина, шестьдесят первый патриарх, Коптский, святительствовавший с 958 по 977 год по рождества Христове, изложил учение о лице Богочеловека следующим образом: Исповедуем естество едино и лице едино Слови единого совокуплено из двух через единение обаче без уничтожения, смешения и повреждения обою воплотившееся. И Кирилл свидетельствует, яко в том же учении пребыша отцы древнии и новы, и тожде обычно любиша сравнение сиречь души и тела. Веруем убо и извествуем, яко един есть Христос Сын Божий во двою естеству и лицу совершенну, Божеску и человеческу, и яко соделася едино естество, едино лице Слова воплощенного и вочеловечшагося. И никакоже глаголем, по соединении, два естества, два лица, две воли, и различныя действии. Всяк бо содержай таковое учение отлучен есть и осужден святыми отцы и преславными учители церкве, еже выше показахом. Сие бо есть учение Нестория последователей его». (Histor. Patr. Alex. Jacobit. pag. 361). Вероисповедание Санутия епископа Каирского (XI века). Когда скончался шестьдесят седьмый Коптский патриарх Кирилл (в 1092 г); тогда Александрийский клир вместе с Ель-Рифскими 3 и Фиваидскими епископами приступил к избранию преемника ему. В их собор присутствовал епископ капрский Санутий и в речи своей против Фантазистов, утверждавших, что тело господа Иисуса Христа было призрачное, и что вместо его был распят Симон киринейский, свидетельствами священного писания и отцев доказывал, что учение церкви Христианской всегда было такое: «Бог-Слово восприял естество человеческое от блаженной девы подобно нам, кроме греха, и соединил оное с собою тесным единением, сохранив свойства того и другого естества: иначе надлежало бы допустить, что все действия Иисуса Христа на земле и таинство искупления нашего, были только воображаемые и призрачные». (Histor. Pair. Alex. Jacob, pag. 471). Вероисповедание Собора, бывшего при патриархе Кирилле в 1239 году. В 1239 лето господне, четырнадцать епископов приморской области Египта с патриархом Кириллом, соборовали в каирской церкви Гарет-Зоулет и написали несколько постановлений касательно церковного благочининя, кои внесены в кодекс Коптского кононического права. В начале их изложено исповедание веры, то самое, которое утверждено было вселенскими соборами, Никейским, Константинопольским и Ефесским: потом изложено как то, что составляет основание Иаковитской церкви, так и то, что принято по преданию от св. Кирилла александрийского , Севера и Диоскора, которых учения держатся Копты, как правила истинной веры. А это учение кратко выражают они так:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Христианская вера рано озарила разноплеменных жителей Амиды. На первом вселенском соборе уже присутствовал епископ сего города Симеон. Паства преемников его увеличилась в царствование Иовиана. Ибо, когда сей православный государь заключил мир с повелителем персов Сапором и сдал ему месопотамские города Низиб и Сангару и другие, тогда низибские христиане переселились в Амиду, впрочем, с весьма малой частью своего имущества по недостатку подвод. Церковь амидийская в 381-е лето Господне посылала на второй вселенский собор своего святителя Мара. Ближайшим преемником его был благочестивый и добродетельный Акакий, которого милосердие и любовь к врагам прославляет история церкви. Сей муж Божий и пастырь добрый во время войны Феодосия младшего с персидским царем Варанесом выкупил у римлян 7000 пленных персов на деньги, вырученные продажей церковной утвари его престола, и, снабдив их всем нужным, отослал их в отечество, дабы Варанес понял дух христианской веры, им гонимой. Высокий пример любви к врагам, и эта любовь низвела благословение неба на грады и веси Месопотамии, ибо оба монарха заключили мир на 100 лет, который и продолжался почти 80 годов к радости христиан Амиды и всего междуречья. После епископа Акакия амидийской церковью управлял митрополит Астерий, противник св. Кирилла Александрийского и вселенского собора Ефесского (431 г.), а по нем православный Памфил, который в письме своем к антиохийскому патриарху Иоанну исповедал, что во Христе страдало не Божество, а человечество. Преемник Памфила митрополит Симеон присутствовал на четвертом вселенском соборе в Халкидоне (451 г.) и за себя и за епископов своих подписал вероисповедание и правила сего собора рукой Петра пресвитера. В 458 году император Лев извещал его так же, как и прочих митрополитов, об убиении св. Протерия, александрийского патриарха. Но письмо либо не застало его в живых, либо он оставил свою кафедру. Ибо уже преемник его Мар отвечал императору и в письме своем скорбел о смерти Протерия и вместе признавал Халкидонский собор. В конце пятого века при царе Анастасии амидийским митрополитом был Иоанн, инок киновии Картаминской. Он скончался о Господе в 502 году до взятия Амиды персами.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Эти иноки, давно напуганные фирманами Порты, уполномочивающими европейских путешественников проникать в ризницы и книгохранилища православных монастырей, и обижаемые неблагоприятными отзывами о них в описаниях путешествий, отчасти справедливо уклонялись от исполнения просьб г. Тишендорфа, который не имел и не имеет главной привлекательной силы, т. е. исповедания православной веры. Этот недостаток в нем пожизнен. Он чувствует и сознает его и потому желает прикрыться нашей броней и нашим шлемом и щитом. Но наше предстательство за него в Константинополе не скроет личности его, запечатленной иноверием, а в цареградском патриархе и в синайском архиепископе произведет неприятное впечатление с оттенком сожаления о поручении церковно-православного дела иноверному иностранцу, как будто в целой России нет ни одного ученого и единоверного с ними мужа, которого можно было бы призвать к сему делу. Притом трудно угадать, как г. Тишендорф воспользуется дозволением этих иерархов, если бы испросили оное, кротко или настойчиво, братски или насильственно. Еще труднее видеть глубь души его и усмотреть недовес охоты его изучить дух Фотия и Марка Ефесского и перевес желания его услужить нам собранием рукописей, дабы после поездки его на Восток получить от него целые книги, а не оборыши, и книги нужные нам, а не ему. Итак, не благоугодно ли будет правительству дать сему делу совершенно иной оборот? По зрелом размышлении о нем излагаются здесь следующие соображения: 1 . Не лучше ли упросить патриархов константинопольского, александрийского и иерусалимского и синайского архиепископа, чтобы они усилили свои прежние повеления никому не продавать никаких рукописей, хранящихся в православных монастырях, и чтобы приказали составить подробные описи их, дабы по ним могли мы наблюдать за сохранением древностей, кои, как свет и теплота, принадлежат всем? 2 . Не надежнее ли отправить на Восток трех русских ученых мужей с исключительным поручением осмотреть все тамошние библиотеки, скрытые и открытые и описать их подробно, дабы нам известно было, что где хранится? 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010