В честь Г. построено большое число церквей и мон-рей в Болгарии и Македонии, а также мон-рь Зограф на Афоне, в к-ром хранятся 2 чудотворные иконы великомученика. Из др. мон-рей, посвященных вмч. Георгию, следует назвать мон-рь Георгия Скорого (Горг, Горгос) близ Скопье, бывший объектом богатых пожалований болг. и серб. правителей в XIII-XIV вв. ( Петров. С. 242-250), Кремиковский в окрестностях Софии, возобновленный в кон. XV в., Волковийский в Горни-Пологе ( Поп-Атанасов и др. С. 47-48), Гложенский («Киевский») с чудотворной иконой близ с. Гложене на горе Лисец (Стара-Планина) и др. С болг. мон-рями, посвященными вмч. Георгию, связан ряд преданий о чудотворных иконах великомученика. Наиболее известны существовавшие не позднее 1-й пол. XVIII в. сказания о чудотворных иконах Г. в Зографе, зафиксированные в т. н. Зографской хронике или «Сводной Зографской грамоте» ( Иванов. С. 541-542) и В. Г. Григоровичем-Барским ( Григорович-Барский. С. 257-260). Малоизученной остается дошедшая в списке 1870 г. повесть о Гложенском мон-ре и чудотворном образе Г. ( Мутафчиев. С. 355-358). Сюжет «Чуда о змии», видимо, оказал влияние на болг. житие героя-змееборца Михаила Воина из Потуки (нач. XIII в.). В Сербии после XIV в. посвящение мон-рей вмч. Георгию представляет значительную редкость, известны только 3, причем в 2 случаях зафиксирована лишь дата их обновления. Мон-рь во имя вмч. Георгия (Сынджордже) к юго-западу от Тимишоары (Румыния) основан, по преданию, деспотом Иоанном Бранковичем (ок. 1498-1502), но письменные свидетельства о нем сохранились с 1623 г. ( С. 130, 42). Мон-рь Ломница (или Ловница) близ Шековичей в Боснии упоминается в 1578 г. (Там же. С. 149, 66), а Добриловина на р. Таре в Черногории был обновлен ок. 1592 г. (Там же. С. 127, 27). После распада империи Стефана Душана имя Георгий носили мн. областные правители кон. XIV - 1-й пол. XVI в.: Георгий I († 1378) и Георгий II († 1403) Балшичи, деспот Гюрг Бранкович (1427-1456) и его внук, митр. Максим († 1516), а также последний серб. правитель Зеты из династии Черноевичей (кон. XV в.). Распространение имени среди правителей совпадает по времени с прекращением посвящения Г. новых мон-рей.

http://pravenc.ru/text/162188.html

А се пророкомь. «Приими ги приношение се въ честь и въ славу стыхъ пророкъ моасеа и [нет] аарона. илии [исая еремея данила ильи елисея...] елисея. захарии. исаия иеремея. даниила. аввакума и [нет: и] софонья (л. 11 об.) евсея [есея] и стыхъ [всехъ] стль власья [василия] григорья. николы, еоупатья. климента. афанасья. [прибавлено: власия]. кюрила. якова брата гня. иоанна [иоа] златоустаго. иоанна милостиваго и всехъ стль и [нет: и] стхъ оць [т. ии] иже въ никии сбора а. [нет: а.] т. ии. [и] стыя софия премудрости бия ея же млтвами спси дша наша» [таж оцм. мчнцмъ]. Завъздрав: [таж за живыя. за кнзя и влдку]. «Приими гди приношение се въ чсть и въ славу (л. 12) за раба бия имрк: о въздравьи [о зъдрьвьи] и [нет: и] спсении: и [нет: и] отпущеньи греховъ». Таж. и за болящая. [таж. за оупок. помяни кого хощешь:]. «Покои гди дшю усопшаго раба своего [твоего] имрк на месте светле [на месте покоине] идеже присещаеть [просвещаеть] светъ лица твоего». [Аще будеть гьсдкыи празъдникъ. да не вымають проскуры за оупокои: разве за нового, оумершаго]. а [и] поскончаньи проскуромисанья. възмоть поп [дьяк.] кадельницю [идуть предъ тряпезу. дьякъ: «гу помолимся, гси помил»] и вложить темьянъ. предъ престоломъ и глть: «Гоу помолимся, ги помилуй», и глть мол. (л. 12 об.) поп надъ кадиломъ. [поп. молтву над кадиломъ:] «Кадило приносимъ...», как выше. и прекрестить кадиломъ «Бже бже иже небесный хлебъ...», как выше. [и пришедъ къ стмъ. даромъ. покадить дары гля дьяк: «гу помолимся ги помилуй», попъ рчеть: «о предложеныхъ чстныхъ дарехъ гу бу нашему помолимся». поп. мол. не покрывъ даръ таж: «ги бе нашь. иже нбсныи хлебъ...» а се писно си мол. наперед.]. Таж. (л. 13) стыя дары гля: о предположеных честныхъ даровъ гви бу нашему помолимся, а поп мол. таи: (л. 13 об.) покрываеть стыя дары, покрывая блюдо глть: «Гдь въцрися и влепоту ся облечеся». А се чашу: «облечеся Гдь въ силу и препояся». а се обое прекрестя гли: «Дому твоему подобаетъ стни гси въ долготу дни всегда и ныне присно» (л. 14). И поклонится г-жды поп и дьякон предъ стою тряпезою. и реч. дьяк: «гси блгс». и поп блгсвитъ. дьяконъ: «благслови влдко». Поп: «блсвено царство...» [таж възметь поп. сень дьяк: «гу помолимся», поп глть: «сень стго дха». дьякон: «амин», покрывая сударемъ. глть: «гу помолимся, гдь въцрися и в лепоту ся облеце». дьяк: «амин». таж. потирь. покрывая: «гу помолимс. облечеся. гсь и в силу препоясися. амин» и прекрстить поп дары кадилницею. гля: «гу помилимся. дому твоему подобаетъ стни ги в долготу днии нын присно в век» и покадит, дьякъ. стую тряпезу и стыя дары и поклонятся оба г-ждь. предъ прстломъ. и вземь. дьяк, блгсвение. оу попа вышедъ глть: «бслви влдко» поп. «блгсвно црство...»].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Церковь архистратига Михаила в вотчине боярина Ивана Никитича Романова в селе Смердове. Дани двенатцать алтын пять денег, десятильничих гривна. Июля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Никифор. Церковь Покров Святые Богородицы в селе Клинах в вотчине боярина Ивана Никитича Романова. Дани четыре алтына четыре деньги, десятильничих гривна. Июля в 21 день те день (Л. 448 об.) ги взято. Платил староста поп Никифор. Церковь Николы Чюдотворца в государеве дворцовом селе Семынском Некомарской клади. Дани тринатцать алтын пять денег, десятильничих гривна. Июля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Никифор. Церковь Иванна Богослова в патриарше вотчине в селе Косинском. Дани восмь алтын две деньги, десятильничих гривна. Июля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Никифор. Церковь Покрова Святеи Богородицы в патриарше вотчине в селе Афинеевском. Дани восмь алтын, десятильничих гривна. Июля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Никифор. (Л. 449) Церковь Луки евангелиста в селе Лучинском в вотчине думново дьяка Федора Лихачова да стрелецкого головы Ондрея Жюкова. Дани пятнатцать алтын четыре деньги, десятильничих гривна. Июля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Никифор. Церковь Николы Чюдотворца в селе Головине в вотчине Спаса Еуфимиева монастыря Суздольского. Дани дватцать два алтына з деньгою, десятильничих гривна. Июля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Никифор. Церковь архангела Михаила в патриарше вотчине в селе в Пьяницыне. Дани пять алтын четыре деньги, десятильничих гривна. Июля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Никифор. (Л. 449 об.) Церковь Успение Пречистые Богородицы в селе Новоселках в вотчине жильца Ондрея Лазарева. Дани два алтына пять денег, десятильничих гривна. Июля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Никифор. Церковь Николы Чюдотворца в селе Олексине. Дани шесть денег, десятильничих три алтына две деньги. Июля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Никифор. Церковь Иванна Богослова в селе Родивоновском. Дани восмь денег, десятильничих гривна. Июля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Никифор.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

Церковь Преображение Спасово Малые Пенешки. (Л. 695 об.) Дани три рубли семнатцать алтын полторы деньги, десятильничих и заезда двацать алтын. И февраля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Кипреян. Церковь Николы Чюдотворца Верхотоемские волости. Дани рубль двенацать алтын полторы деньги, десятильничих и заезда шеснацать алтын четыре деньги. И февраля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Кипреян. Церковь Покрова святеи Богородицы в усть Шермы. Дани три алтына, десятильничих и заезда тринацать алтын две деньги. И февраля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Кипреян. Церковь Николы Чюдотворца (Л. 696) Дани тритцать два алтына полшесты деньги, десятильничих и заезда шеснатцать алтын четыре деньги. И февраля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Кипреян. Церковь Всемилостиваго Спаса Сестринского монастыря. Дани дватцать четыре алтына, десятильничих и заезда тринацать алтын две деньги. И февраля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Кипреян. Церковь Благовещение Пречистые Богородицы Нижнотоемские волости. Дани три алтына, десятильничих и заезда тринатцать алтын две деньги. И февраля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Кипреян. (Л. 696 об.) Церковь Климанта, папы Римского, слободки Талчаса. Дани семнацать алтын четыре деньги, десятильничих и заезда тринацать алтын две деньги. И февраля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Кипреян. Церковь преподобных отец Зосимы и Саватея, Соловецких чюдотворцов. Дани десять алтын, десятильничих и заезда двацать алтын. И февраля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Кипреян. Церковь Николы Чюдотворца Клоновские волости. Дани шесть алтын две деньги, десятильничих и заезда десять алтын. И февраля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Кипреян. Церковь Николы Чюдотворца Шиленские волости. (Л. 697) Дани девятнатцать алтын, десятильничих и заезда тринатцать алтын две деньги. И февраля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Кипреян. Церковь Николы Чюдотворца Коскошильской волости. Дани рубль десять денег, десятильничих и заезда тринатцать алтын две деньги. И февраля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Кипреян.

http://sedmitza.ru/lib/text/6251272/

На запрос ректора СПбДА от 06.10.1900 г. о поведении архимандрита Анфима и причинах его увольнения из МДА (см.: ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 7. Л. 1 – 1 об. Подлинник. Рукопись) ректор МДА епископ Арсений дал следующий отзыв: «Не занимался прямым своим делом, заявил себя политиканством, интригами среди единоплеменных и единоверных студентов – славян и греков и кляузами на академическое начальство» (Там же. Л. 2; см. также: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 572. Личное дело студента МДА; часть документов по ошибке хранится в личном деле архимандрита Анфима (Кинчева); Там же. Д. 1687). 935 Бунтовников Стефан Васильевич (1874–?), болгарский уроженец, кандидат богословия. Окончил Одесскую ДС (1899). Согласно указу Св. Синода от 02.09.1899 г. за 5375 допущен к вступительным испытаниям в МДА, по разрешению митрополита Московского Владимира от 25.10.1899 г. принят в Академию. Стипендиат Болгарского Святейшего Синода. Окончил МДА в звании действительного студента (1903). 27.09.1903 г. утвержден в степени кандидата богословия (см.: Там же. Д. 479. Личное дело студента МДА). Атанас – Афанасий (Трифонов Атанас, 1870–?), болгарский уроженец, иеродиакон, кандидат богословия. Окончил курс Константинопольской болгарской ДС, допущен к вступительным испытаниям в МДА согласно прошению. По разрешению митрополита Московского Владимира от 25.10.1899 г. принят в Академию. 18.06.1900 г. пострижен в монашество митрополитом Доростольским и Червенским Василием в церкви св. Димитрия Евсиноградского дворца (с разрешения Софийского Синода), рукоположен в сан иеродиакона. Окончил МДА в звании действительного студента (1903). 27.09.1903 г. утвержден в степени кандидата богословия (см.: Там же. Д. 4379. Личное дело студента МДА). Софийский Синод – Священный Синод, высший управляющий орган Православной Болгарской Церкви, пользующейся самоуправлением под именем экзархата с 1872 г. («султанский фирман» турецкого правительства от 28.02.1870 г. об учреждении независимого Болгарского экзархата и отказ Константинопольского патриарха и созванного им Поместного Собора признать эту независимость привели к греко-болгарской «схизме» – разделению, расколу в сентябре 1872 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Справка: Болгарские уроженцы – Христо Попов, Христо Вергов, Стефан Бунтовников и иеродиакон Иларион, как значится в упомянутых выше указах Святейшего Синода, и Атанас Трифонов, по его собственному заявлению, имеют получать на свое содержание в Академии стипендии от Святейшего Синода Болгарской церкви, греческий же уроженец Панайот Коцампопуло никаких средств к содержанию в Академии не имеет. Определили: 1) Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении принять болгарских уроженцев Христо Попова, Христо Вергова, Стефана Бунтовникова, Атанаса Трифонова, иеродиакона Илариона и греческого уроженца Панайота Коцампопуло в число студентов 1 курса Академии, а болгарского уроженца Петра Юрьева, оказавшегося совершенно неподготовленным к прохождению академического курса наук, – в число вольных слушателей академических лекций. 2) Просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом о назначении греческому уроженцу Панайоту Коцампопуло на содержание в Академии особой стипендии из Синодальных сумм. XVI. Собственноручные показания студентов 1 курса о желании их изучать специальные предметы первой или второй группы, один из древних и один из новых языков и слушать лекции по естественно-научной апологетике. По сим показаниям изъявили желание слушать: предметы первой группы: из языков: 1 . Анисимов Петр- греч. нем. Арефьев Иван – греч. нем. Ващенко Григорий – греч. нем. Вергов Христо, болгарин -греч. франц. —344— 5 . Воскресенский Иван – лат. франц. Головачев Потап – лат. нем. Дионисий (Марангудакис) иеродиакон, грек. греч. франц. Зеленин Николай – греч. нем. Знаменский Василий – греч. нем. 10 . Иларион, иеродиакон, болгарин – греч. франц. Кудинов Павел – греч. нем. Лепехин Николай – лат. нем. Попов Христо, болгарин – греч. франц. Пятницкий Иван – лат. нем. 15 . Ряжский Константин – лат. нем. Соловьев Николай – лат. нем. Сорокопуд Георгий – лат. нем. Спасский Алексей – греч. нем. Тарасов Василий – греч. нем. 20 . Трифонов Атанас, болгарин – греч. франц. Троицкий Дмитрий – греч. нем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На этот раз под резиденцию экзархата был снят (а позже выкуплен) армянский дом в квартале Ортакой. Экзарх Иосиф I проявлял исключительную заботу о своей пастве в вилайетах, но также уделял большое внимание и представителям самого экзархата в Стамбуле. Старая Деревянная церковь настолько обветшала, что было даже страшно служить в ней. С согласия болгарского правительства, которое финансово содержало экзархат в пределах Османской империи, было, наконец, решено построить новую, представительную церковь. С этой целью к 1 марта 1888 года был подготовлен специальный сборник правил по проведению архитектурного конкурса на лучший проект нового храма. Его выиграл амбициозный архитектор Ховсеп Азнавур (1854–1935), армянин, английский подданный, живший и работавший в турецкой столице. Еще осенью 1888 года он начал разбирать старый поломанный фундамент, заложенный осенью 1859 года во дворе Деревянной церкви. В марте 1889 года со стороны министерства иностранных дел была назначена комиссия по строительству храма. Ее председателем стал Иосиф I, но на самом деле его замещали выбранные им члены комиссии: бывший Скопский митрополит Феодосий (с 19 марта 1889 г. по 11 января 1890 г.), эконом Георги Хаджитилев, протосингел экзархата (с 13 января 1890 г. по 1895 г.), бывший Скопский митрополит Максим (в 1895–1897 гг.) и Димитр Мишев, главный секретарь экзархата (в 1897–1900 гг.). Остальными членами комиссии были Атанас Трайков, Никола Минчов, Атанас Калчов, Стоян Хр. Тыпчилещов, Христо Н. Бракалов и Христо Стаматов. Тем временем, 25 июня 1890 года, был издан высочайший султанский фирман, разрешающий Болгарскому экзархату строительство новой церкви на месте старой Деревянной церкви. По настоянию компетентных лиц комиссия по строительству распорядилась о начале полной расчистки старого фундамента 1859 года. Ранее, 5 декабря 1890 года, были выкопаны останки погребенных там шести архиереев – Авксентия Велешского, Паисия Пловдивского, Илариона Тырновского (Макариопольского), Доротея Скопского, Парфения Нишавского и Аверкия Врачанского. Останки были очищены и помещены в заранее приготовленные отдельные гробы. Также нашли останки Христо Тыпчилещова, но его близкие пожелали сами заняться останками и перевезти их в Софию. На следующий день, 6 декабря 1890 года, в Деревянной церкви состоялось богослужение, во время которого архимандрит Григорий был хиротонисан в епископа Макариопольского. Затем был отслужен молебен о здравии и долголетии султана Абдулы Хамида II. А после него экзарх Иосиф I и духовенство храма отслужили парастас по усопшим митрополитам, чьи останки были выкопаны накануне. Сам экзарх произнес прочувственное слово об усопших.

http://pravoslavie.ru/39459.html

Церковь Воскресение Христово Слоботцкого стану Уздрынские пустыни. Дани шесть алтын, десятильничих и заезда десять алтын. И февраля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Кипреян. Церковь Благовещение Пречистые Богородицы в Важском уезде усть Кулуя. Дани одиннацать алтын (Л. 697 об.) две деньги, десятильничих и заезда тринатцать алтын две деньги. И февраля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Кипреян. Церковь Иванна Предтечи от Соли Вычегоцкие Старого городища. Дани семь денег, десятильничих и заезда восмь алтын две деньги. И февраля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Кипреян. Церковь Успение Пречистые Богородицы Архангельского города. Дани два алтына две деньги, десятильничих и заезда восмь алтын две деньги. И февраля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Кипреян. Церковь Николы Чюдотворца в Хегоцские (Л. 698) пермцы ис селян. Дани семнатцать алтын полшесты деньги, десятильничих и заезда шеснатцать алтын четыре деньги. И февраля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Кипреян. Церковь великого чюдотворца Николы в Кузьмине городке. Дани два рубли трицать алтын четыре деньги, десятильничих и заезда двацать алтын. И февраля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Кипреян. Церковь Живоначальные Троицы на Ломпожне. Дани рубль двацать восмь алтын полтретьи деньги, десятильничих и заезда шеснацать алтын четыре деньги. И февраля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Кипреян. (Л. 698 об.) Церковь Воскресение Христово Немюжские волости. Дани двацать четыре алтына полшесты деньги, десятильничих и заезда шеснацать алтын четыре деньги. И февраля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Кипреян. Церковь Рожество Пречистые Богородицы Окладниковы слободки. Дани два рубли, десятильничих и заезда двацать восмь алтын. И февраля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Кипреян. Церковь Живоначальные Троицы в Вижском уезде в Шенкурской четверти в Ровдинском стану в Пуской и в Сумской волости. Дани рубль двенацать алтын две деньги, десятильничих и заезда тринацать алтын две деньги. И февраля в 21 день те деньги взято. Платил староста поп Кипреян.

http://sedmitza.ru/lib/text/6251272/

По книгам старосты поповского пятницкого попа Семиона прибыла вновь церковь Рожество Пречистые Богородицы, что в Текутове Раменье в Шухтове. Дани шесть денег, заезда восмь денег. И маия в 16 день те деньги взято. Платил староста поп Семион.   (Л. Пошехонские ж десятины церкви двойные Церковь Благовещение Пречистые Богородицы в Запогостье. Дани по грамоте вдвое десять алтын, десятильничих и заезда три алтына. И марта в 21 день те деньги взято. Платил вознесенской поп Григорей. Церковь святых верховных апостол Петра и Павла в погосте в Егорбе. Дани вдвое тринатцать алтын две деньги, десятильничих и заезда гривна. И марта в 21 день те деньги взято. Платил вознесенской поп Григорей. Церковь Успение Пречистые Богородицы в Южской волости. Дани вдвое семь алтын, десятильничих и заезда шесть алтын. И марта в 21 день те деньги взято. Платил вознесенской поп Григорей. (Л. 665 об.) Церковь святого пророка Ильи в Южской волости. Дани вдвое семь алтын две деньги, десятильничих и заезда три алтына. И марта в 21 день те деньги взято. Платил вознесенской поп Григорей. Церковь Николы Чюдотворца в Угольской волости. Дани вдвое двенатцать алтын четыре деньги, десятильничих и заезда четыре алтына. Церковь Василия Кесарейского в Ершове. Дани вдвое восмь алтын, десятильничих и заезда два алтына четыре деньги. И марта в 21 день те деньги взято. Платил вознесенской поп Григорей. Церковь Козьмы и Домьяна на Шексне. Дани вдвое (Л. 666) два алтына, десятильничих и заезда два алтына. И марта в 21 день те деньги взято. Платил вознесенской поп Григорей. Церковь Покрова Святеи Богородицы в Самосоре. Дани вдвое шесть алтын четыре деньги. И марта в 21 день те деньги взято. Платил вознесенской поп Григорей. Церковь Воскресение Христово на Моткове. Дани вдвое десять алтын четыре деньги, десятильничих и заезда восмь алтын четыре деньги. И марта в 21 день те деньги взято. Платил вознесенской поп Григорей. Церковь Вознесение Господне в вотчине Выксинского в сельце Захарьине. Дани вдвое четырнацать алтын четыре деньги. И марта в 21 день те деньги взято. Платил вознесенской поп Григорей.

http://sedmitza.ru/lib/text/6251272/

Дожила голова до черного клобука (как до последнего убежища) . Ты дочь попова, да я и сам игумнов сын. Поповы детки, что голубые кони: редко удаются. Распоп не поп, а поповичи распоповичи. Кутейники (Поповичи) дергачи, ели с медом калачи. Кутейники дергоноги: не нашли пути-дороги. Через семьдесят могил хватил (разорвали) один блин. При церквах проживают, а волю дьявольску совершают. Были встарь сосуды деревянны, попы золотые; ныне сосуды золотые, попы деревянны. Алтарю служить, от алтаря и жить (питаться). Хорошо попам да поповичам: зовут и пироги дают. Лучшую мерлушку попу на опушку. Поп – недобрая встреча. Поп сквозь каменну стену сглазит. Кто попу не сын, тот сукин сын. Поп как поп, да попадья не поповна. Попадья умрет – поп в игумны; поп умрет – попадья по гумнам. Бережет, что поп попадью. Одна у попа попадья, да и та последняя (останная). Дворовы да поповы плодливы. Это попова дочка: где кормят, туда и ходит. Что долго нет обедни? – Попадья не устряпалась (пироги в печь не посадила). Согрешили попы за наши грехи. Три попа, а заросла в церковь тропа. Стоит ад попами, дьяками да неправедными судьями. Поп хочет большого прихода, а сам ждет не дождется, когда кто помрет. И попова корова смотрит быков. И работница попова не ходит в алтарь. Поп Васька дома? – Кто тут? – Я, Василий Иванович (чувашанин) . Дьякон во весь народ завякал. Дьяконство – боярство, поповство – холопство. Из попов да в дьяконы. Из колокольных дворян. У него вся вотчина голосом поет (колокола) . Из высоких дворян, чьи терема под небеса ушли. Брюшко да головка – семинарская отговорка. Не служба (Не должность) кормит, а место. Перо легче сохи. Перо плеча не ломает. Что мне чины, коли во щах нет ветчины? Что и честь, коли нечего есть? То не дьячество, коли не бывал в подьячестве. За перо возьмется – у мужика мошна и борода трясется. В чернилах купаться (служить в приказных) . В чернилах крещен, в гербовой бумаге повит, концом пера вскормлен (“Слово о полку Игореве”) . Чернильная душа, чернильная пиявка.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010