Скачать epub pdf Всякий, кто читал Евангелия, знает это имя – Понтий Пилат. Евангелисты намеренно мало говорят о нем, только – самое необходимое. Он был правителем Иудеи и совершил несправедливый суд над Иисусом Христом. Но в истории сохранились некоторые подробности, и они позволяют лучше понять, как этот человек, облеченный властью, мог решиться на попрание всякой правды и согласиться на распятие Божественного Страдальца, невинность которого признавал сам. Пилат был прокуратором Иудеи, Самарии и Идумеи с 26 по 36 год, что-то вроде губернатора. Три эти области образовывали отдельный округ в составе большой провинции Сирии, во главе которой стоял проконсул, как сказали бы мы сейчас генерал-губернатор 1 . Прокураторы или по-гречески игемоны (правители) обыкновенно назначались из класса всадников. А возник этот класс еще в середине V века до Р. Хр. Тогда легендарный царь Сервий Туллий разделил население на 193 центурии (сотни), из которых 18 было конных. Они – то и получили название всадников, потому что являлись на войну со своими лошадьми. Постепенно эти люди захватили сбор налогов в провинциях, и, накопив огромные богатства, стали со временем самым богатым и влиятельным классом римского общества 2 . Прокураторы поддерживали общий порядок и покорность, отвечал за сбор налогов и заведовал судебными делами. В Палестине, где постоянно была опасность мятежей, они имели некоторые проконсульские права: решали уголовные дела, имели в своем распоряжении значительные отряды войск. Понтий Пилат принадлежал к древнему роду Понтиев из области Самниума в Средней Италии, покоренной Римом в 290 г. до Рождества Христова 3 . Пилат – его прозвище. По-латински Pilatus от Pilum «метательное копье, дротик», т. е., копьеметатель 4 . Предполагают, что он был в свое время командиром отряда копьеметателей (Pilis), а для этого требовалось немалое мужество, физическая сила и опытность. Пилат был человек крайне заносчивый, властолюбивый и алчный 5 . Он с презрением относился к подвластному ему народу, и потому понятны его неприятные столкновения с иудеями. Все они заканчивались тем, что всякий раз гордому римлянину приходилось отступать перед фанатизмом разъяренных людей 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Взять крест или умыть руки? Иоанн Богослов льет слезы, а другие апостолы разбежались, кто куда. Но это предательство — ничто в сравнении с тем одиночеством, которое Он испытал, приняв на Себя вместе с грехами всего мира и все последствия этих грехов, из коих самое страшное — богооставленность человека. 12 апреля, 2012 Иоанн Богослов льет слезы, а другие апостолы разбежались, кто куда. Но это предательство — ничто в сравнении с тем одиночеством, которое Он испытал, приняв на Себя вместе с грехами всего мира и все последствия этих грехов, из коих самое страшное — богооставленность человека. Вечером в четверг Церковь вспоминает Страдания и Крестную смерть Спасителя. Предлагаем вниманию читателей главу из книги «О чем говорит Христос? Разговор о Евангелии со священником Алексеем Уминским », вышедшей в 2011 году в издательстве «Никея». Беседа к пятнадцатой главе Евангелия от Очень трудно говорить о крестных муках Христа… Есть в нашей Церкви замечательное песнопение, которое поется в Великую субботу: «Да молчит всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом. И ничего же земного в себе не помышляет. Царь царствующих и Господь господствующих идет принести Себя в жертву и отдать Себя в снедь (то есть в пищу) верным». Когда перечитываешь страницы Нового Завета, повествующие о распятии Спасителя, когда присутствуешь в храме в дни Страстной седмицы , перед мысленным взором встают события, описанные евангелистами. Вот Христос молча предстает перед Пилатом: ведь Истина не нуждается в доказательствах, Истина не нуждается в оправданиях, Истина может только явить Себя и предоставить человеку возможность принять Ее или отвергнуть. Но Понтий Пилат, обладающий властью жестоко казнить этого Человека или, наоборот, отпустить Его с миром, лучше всех знает, что абсолютной Истины не существует, потому что он — римлянин, потому что он — циник, потому что он — прагматик. Пилат на все смотрит «со стороны», для него все на свете относительно. Он дивится тому, что Христос в Своем молчании, в Своем непротивлении, в Своей беспомощности вдруг являет Собой эту абсолютную Истину.

http://pravmir.ru/vzyat-krest-ili-umyt-r...

Император ещё раз внимательно прочел послание Пилата, и его впечатление от встречи с Марией Магдалиной усилилось. Всё, что он услышал и прочитал об Иисусе Христе, ему очень понравилось. Тиберий решил включить Иисуса в пантеон римских богов. Читайте также: История апостольского века. Суд над апостолами Петром и Иоанном Пятидесятница Сотник Лонгин Сионская горница Палестина под властью Рима В 63 году до Рождества Христова знаменитый полководец Помпеи после кровопролитной трехмесячной войны, взяв приступом Иерусалим, подчинил Иудею Римской республике. Приказав разрушить стены Иерусалима и обложив евреев данью, он, тем не менее, оставил им политическую автономию. Однако чтобы ослабить покоренную страну, римляне разделили её на пять независимых областей. В 37 году до Р.Х. одному из правителей евреев — Ироду Великому — удалось получить от римского сената царский титул. В течение сорока лет он управлял всей Палестиной. После смерти Ирода Великого в 4 году по Р.Х. император Август разделил страну между тремя его сыновьями: Архелай (4-6 гг.) получил во владение Иудею, Самарию и Идумею, Ирод Антипа (4-39 гг.) — Галилею и Перею, Филипп (4-34 гг.) — Трахонитиду с прилегающими к не й областями. Но ни один из них не унаследовал царское достоинство отца. В 6 году Архелай за жестокое отношение с подданными был сослан Августом в Галлию, а его владения обращены в императорскую провинцию, которой стали управлять наместники в звании прокуратора. Наместники Иудеи командовали войском, собирали налоги и выполняли функции судьи с правом вынесения смертных приговоров, что было запрещено синедриону. Прокураторы подчинялись непосредственно римским наместникам Сирии. Прокуратор Понтий Пилат Римское государство, формально уважая религиозные воззрения иудеев, тем не менее неоднократно пыталось внедрить свои языческие традиции в завоеванной стране. Одну из таких попыток связывают с именами Сеяна и Пилата, римскими чиновниками, жившими при императоре Тиберии (14-37 гг.). Христос перед Пилатом. Михай Мункачи, 1881 год

http://pravmir.ru/istoriya-apostolskogo-...

Период первый. Обновляемая Церковь под видимою Главою Состояние Иудеев во время земной жизни Иисуса Христа Иисус Христос, мнимый сын тектона (плотник, строитель) земного, истинный сын Архитектона Небесного, для создания Церкви Новозаветной явился тогда, когда скиния Церкви Ветхозаветной и народа иудейского была готова превратиться в развалины. Гражданское Ирод, великий только по злодеяниям, иноплеменник воцаренный Римлянами, истребил владетельное племя Маккавеев; раздражил Иудеев войнами, жестокостью и недоверчивостью; изнурил своей пышностью и чрезмерными Римлянам подарками и довершил их развращение обычаями языческими. После него правление Иудеи с Идумеею и Самариею наследовал сын его Архелай, которого, впрочем, Цезарь не удостоил имени царя, но только ефпарха или народоначальника. Отправив около десяти лет, вследствие жалобы, принесенной Августу на его жестокость, он был заточен в Галлию. Его владения по желанию народа присоединены к Сирии под начало особых прокураторов или блюстителей 1 , уполномоченных распоряжаться правом жизни и смерти, каковыми, в продолжение земной жизни Иисуса Христа, были: Копоний, Марк Амбивий, Анний Руф, Валерий Грат и Понтий Пилат. Последний неоднократно был виновником мятежей, то из – за внесения в Иерусалим Кесаревых изображений, составлявших знамена римского войска; то из – за посвящения Тиверию золотых щитов во дворце Ирода; то из – за похищения из храма сокровищ под видом предполагаемого строения водовода. Наконец, быдучи вызван в Рим к суду, погиб самоубийством. Другой сын Ирода великого, Ирод Антипа, в звании тетрарха или четвертовластника 2 обладал Галилеей и заиорданской областью, пока, принуждаемый беззаконною женою своею Иродиадою, не стал домогаться царскаго достоинства. Калигула обоих послал в заточение в Лион. Филипп, третий сын Ирода великого, был тетрархом Итуреи, Трахонитиды, Ватанеи и Панеады 3 . Церковное Но перемены и замешательства гражданские суть ничто в сравнении с плачевным последним состоянием иудейской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

«Что есть истина?» Такой вопрос, как мы знаем из Евангелия, задал некогда римский прокуратор Понтий Пилат Господу Иисусу Христу в ответ на слова Его, что Он «на та родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» ( Иоан. 18, 37 ). В этом вопросе гордого римлянина, на который он, по-видимому, и не ждал ответа, звучало горькое разочарование древне-языческого мира, отчаявшегося в поисках истины и утратившего веру в ее существование. Древне-языческий мир, в лице разных мудрецов, волхвов и философов, более или мене добросовестно искал истину, стремился познать «что есть истина», и если ему это не удалось, то в этом нет ничего удивительного. Духовный мрак окутал душу человеческую со времени грехопадения, и в этом мраке невозможно было отличить истину от лжи: все перемешалось. В течение ряда тысячелетий люди, в полном смысле слова, «сидели во тьме и сени смертней» ( Матф. 4, 16 ) и все более и более закосневали в своем греховном омрачении, дойдя ко времени Рождества Христова до полного умственного и нравственного растления и изверившись в самой возможности существования истины. По явились даже так называемые «софисты», которые открыто проповедывали, что абсолютной истины вообще не существует и что «человек есть мера всех вещей». Но вот, «егда прииде кончина лета» ( Гал. 4, 4 ) – когда наступила предопределенная Богом, желавшим спасения человечества, «полнота времени», когда люди окончательно сознали свое полное безсилие познать истину без Бога, – «посла Бог Сына Своего Единороднаго».  Сам Сын Божий воплотился, стал человеком и пришел на землю  для того, чтобы открыть людям Истину – «чтобы свидетельствовать об истине»   ( Иоан. 18, 37 ). Он был  «Свет истинный просвещающий всякого человека»   ( Иоан. 1, 9 ), разсеивающий ту греховную тьму, которая в течение столь долгого времени окутывала человека. Мало того: Он Сам был Воплощенная Истина, как Он засвидетельствовал это в своей прощальной беседе с учениками:  «Аз есмь путь и истина и живот»   ( Иоан. 14, 6 ). И проповедывал Он о необходимости прежде всего

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Беседа 35. Суд Понтия Пилата Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, мы рассмотрим 27-ю главу с 11-го по 31-й стих. Темы сегодняшней беседы: Суд Понтия Пилата (11–26) и Избиение Господа Иисуса Христа в претории (27–31). Нам важно понять, что за человек был тот, который приговорил на смерть Сына Божия. Возможно, в особенностях его характера мы можем увидеть, рассмотреть и портреты последующих врагов Христа и святого Евангелия. Христианский историк Уильям Баркли пишет: «Прибыв в Иудею, Понтий Пилат имел массу проблем и трудностей, многие из которых он создавал себе сам. Большим его минусом было то, что он был в разладе с иудеями. Более того, он презрительно относился к их, как он это называл бы, безрассудным и фанатическим предрассудкам. Римляне знали интенсивность иудейской религии и непоколебимость веры иудеев и очень мудро и деликатно обращались с ними. А Понтий Пилат высокомерно предпочел применить грубую силу. У него сразу все началось с неприятностей. Римское командование было расположено в Кесарии. У римлян были не знамена, а боевые значки – древко с римским орлом или с изображением царствующего императора. Считаясь с ненавистью иудеев к всяким идолам, все предыдущие правители во время посещения Иерусалима приказывали перед въездом в город снимать изображения с древков боевых значков. А Понтий Пилат отказался сделать это, что привело к такой отчаянной враждебности и непримиримости со стороны иудеев, что Пилату пришлось, в конечном счете, уступить, потому что нельзя было ни арестовать, ни убить целый народ. Потом Понтий Пилат решил, что Иерусалиму нужно новое водоснабжение – очень мудрое решение. Но для этого он построил новый акведук, а деньги взял из храмовой сокровищницы. У крупного иудейского ученого Филона Александрийского есть характеристика Понтия Пилата. Он сообщает, что иудеи грозили воспользоваться своим правом и пожаловаться императору на Пилата. Эта угроза рассердила Пилата до крайности, потому что он боялся, как бы они не послали посольство к императору и не пожаловались на отрицательные стороны его правления – на его взяточничество, на высокомерность, на вымогательство, на его жестокость, на его манеру оскорблять людей, убивать без суда и судебного приговора, на его бесконечную и в высшей степени вопиющую бесчеловечность. Понтий Пилат пользовался у иудеев очень плохой репутацией, и уже то, что они могли пожаловаться на него императору, ставило его в затруднение» 559 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Иосиф Флавий Книга 2 Предисловие В этой книге описываются события истории Иудеи от смерти Ирода (4 г. до н.э.) и последовавшей после нее борьбы за власть до первого года Иудейской войны (66–67 гг. н.э.). Материал этой книги позволяет проследить процесс превращения Иудеи в римскую провинцию. Иосиф Флавий приводит множество фактов угнетения и грабежа населения Иудеи римлянами, пытаясь, однако, свести объяснения причин Иудейской войны к чрезмерной алчности и надругательству над религией местного населения со стороны римских наместников. В то же время его сведения о группировках среди повстанцев позволяют более глубоко выяснить причины этого восстания, в котором национально-освободительное движение тесно переплелось с социальной борьбой внутри иудейского общества. В этой книге содержится немало ценных сообщений о движениях мессианского характера в Палестине. Это имеет важное значение для выяснения той конкретной обстановки, в которой зародилось и возникло христианство . Перед нами проходит целая галерея исторических лиц, чья деятельность так или иначе нашла отражение в христианской литературе (Понтий Пилат, Феликс, Порций Фест, Агриппа и др.). Более пристальное знакомство с их деятельностью позволяет точнее осмыслить отношение к ним в первохристианской литературе. В этой книге, повествуя о непосредственных событиях начала Иудейской войны, Иосиф Флавий вводит в качестве персонажа повествования и свою собственную фигуру. Оценки своим действиям в качестве военачальника повстанцев в Галилее он дает весьма обтекаемые, хотя нередко прорывается откровенная позиция приверженца «партии мира», выражавшей интересы иудейской аристократии. Глава 1 Архелай дает народу траурный пир по поводу смерти Ирода. – Скоро после этого происходит восстание, и он отправляет против восставших войско, которое убивает около 3000 человек. 1. Поездка в Рим, которую должен был совершить Архелай, дала повод к новым волнениям. Оплакав своего отца семь дней и дав народу богатый траурный пир (обычай иудеев, вследствие которого многие разорялись; наследники бывают почти вынуждены угостить участников в похоронах, в противном случае они рискуют прослыть неблагодарными к умершему), он в белом одеянии отправился в храм, где был восторженно встречен народом. Он приветствовал народ, сидя на золотом троне, воздвигнутом на высокой трибуне, благодарил его за усердное участие в похоронах его отца и за выражение ему верноподданнических чувств, точно он уже в действительности был царем; но, прибавил он, он удерживается пока не только от проявления власти, но и от принятия титула, пока не будет утвержден в престолонаследии императором, которому завещанием предоставлен решающий голос во всем. Он и в Иерихоне не принял диадемы, которую солдаты хотели возложить на него. Но когда он высшей властью будет утвержден царем, тогда он отблагодарит народ и войско за их добрые чувства к нему. Все его стремления будут направлены к тому, чтобы быть к ним во всех отношениях милостивее, чем его отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Беседа 41 4. Процесс и приговор (Мк.14,53–15,20а). Продолжение. c) Иисус или Варавва? (Мк.15,6–15). 6 На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили. 7 Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство. 8 И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них. 9 Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? 10 Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти. 11 Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву. 12 Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским? 13 Они опять закричали: распни Его. 14 Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его. 15 Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. В изображении суда над Иисусом иудейские первосвященники представлены как энергичная движущая сила обвинения: они «обвиняли Его во многом», Пилат «знал, что первосвященники предали Его из зависти. Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву». В то же время сам римский прокуратор Понтий Пилат изображён иногда в некоем благодушии, иногда в растерянности и беспомощности. Вот его попытки защитить Иисуса: «Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений»; «Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти»; «Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?»; «Пилат сказал им: какое же зло сделал Он?». То есть в Евангелии от Марка Пилат, сам по себе человек, известный своей жестокостью, представлен в положительном образе. И это, помимо исторической достоверности сообщаемого, понятно для Церкви 60-х годов, то есть для времени написания Евангелия, написанного, вероятно, вскоре после чудовищного преследования христиан при императоре Нероне. В те годы было важно не давать римлянам повода обвинять христиан в политической неблагонадежности. Оттого в Евангелии и подчеркнуто, что уже первая римская судебно-политическая инстанция не могла установить никакого преступления за Основателем нового религиозного движения. Пилат недоумевает: «Какое же зло сделал Он?».

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Скачать epub pdf Варавву или Иисуса? ( Мф. 27:15–18; 20–23 ) Понтий Пилат все еще не оставлял мысли спасти в конце концов Обвиняемого, Который произвел на него столь глубокое впечатление. Чтобы поддержать мир и тишину среди евреев, стекавшихся тысячами в Иерусалим на праздник Пасхи, римляне предоставляли им право испрашивать в этот праздничный день свободу для одного из узников. Этим обычаем и захотел ныне воспользоваться правитель ради спасения Иисуса. Между узниками был в темнице Варавва, известный бунтовщик и убийца. Он содержался в цепях и был приговорен к смерти. Народу предстояло теперь выбирать между Вараввой и Иисусом. Поэтому Пилат и предложил народу вопрос: «Кого хотите, чтобы я отпустил вам? Варавву или Иисуса, называемого Христом?» Пилат не допускал даже мысли, чтобы народ мог выбрать бунтовщика и убийцу. Он был в твердой уверенности, что будут просить себе Иисуса, и, таким образом, Он будет отпущен на свободу. Слабостью Пилата было то, что он, верховный судья, изрекавший приговоры обвиняемым, теперь передал решение в руки ненадежной толпы. Несправедливостью же было с его стороны то, что жизнь и смерть Невинного Страдальца, о котором он сам незадолго перед тем так решительно засвидетельствовал, поставил в зависимость от мимолетной прихоти ослепленной толпы, – и что этого Невинного и Праведного поставил наряду с обагренным кровью бунтовщиком и убийцей. Но обратимся от Понтия Пилата к нашему Спасителю, к Его глубокому смирению. Вот стоит Единородный Сын Бога живого, единосущный и равный величием Отцу, подле нечестивого грешника и злодея! Какое ужасное и страшное сопоставление! Рядом с Сыном Небесного Отца стоит перед судом толпы сын отца преисподней, рядом со Святым – нечестивый, рядом с Князем мира – мятежник, рядом со Спасителем – губитель, рядом с Подателем жизни – убийца! Какое унижение?! Но еще ужаснее, еще возмутительнее был окончательный выбор, сделанный народом иудейским. Неожиданное предложение Пилата на мгновение привело толпу в изумление. Правитель вышел, чтобы выслушать и отправить вестника, которого прислала к нему его жена.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Понтий Пилат — пятый префект Иудеи (26–36 гг. по Р.Х.) в период римской оккупации, предавший на крестную смерть Богочеловека Иисуса Христа . До 4 года по Р.Х. Иудеей правил Ирод Великий , затем его сын Архелай. Рим был недоволен его правлением, сместил с должности, и с 6 года по Р.Х. было введено прямое римское правление, т.е. Иудея стала обычной римской провинцией. Историчность фигуры До ХХ века о Пилате свидетельствовала  Библия и несколько древних историков. В  1961 году к ним добавились и археологические свидетельства. В Палестине была найдена мраморная таблица, надпись на которой реконструирована как: «Понтий Пилат, префект Иудеи, посвятил людям Кесарии храм в честь Тиберия», которая подтвердила сомневающимся, что такой человек действительно правил Иудеей. Имя Понтий — фамилия, которая говорит о родовой принадлежности носителя, имеющего древнее италийское происхождение. Пилат — прозвище, переводится как «метатель копья» и говорит о принадлежности к армейской службе.  Имя Пилата нам неизвестно. Должность Пилат занимал военную должность префекта. Тацит именует его прокуратором (в Библии такого наименования нет) — управителем, обязанности которого касались преимущественно гражданских дел. Таким образом Пилат обладал очень широким кругом полномочий и был ответственен за все аспекты римского управления провинцией. Во времена земной жизни Спасителя Иудея находилась в составе Римской империи в качестве одной из ее провинций. С 6 года нашей эры этой территорией вместо марионеточных «царей» (наподобие представителей династии Иродов) стали управлять наместники, назначаемые лично императорами Рима и подотчетные лишь ему. Поскольку практически с самого начала римской оккупации евреи крайне враждебно относились к завоевателям, а недовольство в любой момент могло перерасти в кровавый бунт, римляне держали в Палестине мощную воинскую группировку. Ею и командовал префект, обладавший почти неограниченной властью в регионе. На должность префекта Пилата назначили в 26 году, и у власти он пробыл десять лет. Характер Пилата

http://azbyka.ru/pontij-pilat

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010