6) Кто не исполняет того, что с клятвою обещал исполнить – клятвопреступление. В. Как учит Иисус Христос, чтобы мы не божились в обыкновенных разговорах? О. Иисус Христос говорит: «Аз же глаголю вам, не клятися всяко. Буди же слово ваше: ей, ей; ни, ни, – лишше же сего от неприязни есть». ( и 37). В. Как можно избежать божбы? О. Нужно всегда говорить правду. Кто всегда говорит правду, такому человеку поверятъ и без божбы, а обманщику и лжецу не будут верить, как он ни божись. Наставление Дети! когда молитесь, произносите имя Божие с благоговнием, молитвы читайте со вниманием, не торопясь и креститесь правильно, относитесь с благоговением и ко всем священным предметам. Помните, дети, что Бог вездесущ и всеведущ: Он видит все наши дела, слышит все наши слова и знает все наши мысли. Слышит Он, когда мы произносим Его святое имя, Никогда не божитесь напрасно, а чтобы вам верили без божбы, всегда говорите правду. Четвертая заповедь Помни день субботний, еже святити его: шесть дний делай, и сотвориши в них вся дела твоя; в день же седьмый суббота Господу Богу твоему. Помни день субботний, чтобы свято хранить его. Шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмый суббота – Господу Богу твоему. В. Что Бог повелевает нам словами заповеди: «помни день субботный, еже святити его»? О. Что день субботный должно проводить свято, то есть воздерживаться от обыкновенной работы, ходить в храм Божий к службе и дома проводить время среди своей семьи в чтении книг священных и благочестивых разговорах и делать добрые дела, напр., посетить больного, заключенного в темнице, помочь бедному, утешить находящегося в беде и несчастии. В. А можно ли делать эти дела в будни? О. Можно. Но только в будни мы бываем заняты работой, а в праздник свободны от дел житейских. В. Что повелвает Господь словами этой заповеди? »Шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя». О. Повелевает трудиться, заниматься делами, на какие ты поставлен, добывай пропитание для себя и своей семьи, а седьмой деньсубботу употребляй на служение Богу и ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ибо главною частию содержания четвертой заповеди есть упражнение в Слове Божием; большею частию сему научает нас . Четвертая заповедь: Помни день субботный, еже святити его. Шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя: в день же седмый, суббота Господу Богу твоему; да не сотвориши всякаго дела в онь, ты, и сынове твои и дщерь твоя, и раб твой, и раба твоя, и вол твой, и осля твое, и всякий скот твой, и пришелец обитаяй у тебе. Зане в шести днех сотвори Господь небо и землю, море и вся, яже в них, и почи в день седмый: сего ради благослови Господь день седмый, и освяти его 271 . Но чтобы нам лучше разуметь сию Божественную заповедь, которой исполнение в Ветхом завете так строго требовалось, что Господь повелел Моисею и Аарону побить камением пред всем сонмом Израилевым мужа, собиравшего дрова в день субботный, тако глаголя: смертию да умрет человек сей, да побиете его камением весь сонм вне полка 272 что бы, говорю, разуметь сию заповедь, то мы должны рассмотреть: что есть суббота? какое ее значение? для чего она уставлена? чем она освящается, и как? и как паки не освящается? Чтож убо есть суббота? Суббота есть не что другое, в буквальном смысле, как день седмый, тот день, который следовал за шестодневным Божиим творением. Имя сие – суббота значит покой или отдохновение. Назван же сей день субботою или покоем по тому, что Бог, по премудрости Своей создав в шесть дней все твари неодушевленные и одушевленные, и наконец разумного человека, в сей седмый день опочил. Не так опочил Бог, как бы престал действовать; Господь наш Иисус Христос увряет, что Отец Его небесный и доселе делает, и Он делает дела пославшаго Его Отца 273 – Отец делает дела, относительно к промышлению о созданном мире; Сын делает дела, касающиеся до искупления падшего человека: но Бог опочил в том смысле, что Он престал новые производить твари, кончив оные человеком; престал производить, нашедши в нем покой Свой, как то Сам уверяет: вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие 274 . Сего убо ради благослови Господь день седмый, и освяти его, и повел чрез Моисея всем святити его: зане в шести днех сотвори Господь небо и землю, море и вся, яже в них, и почи в седмый. Сия есть главная причина святить или праздновать субботу!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

8 Помни день субботний, чтобы святить его; 9 шесть дней работай и делай всякие 10 а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; 11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. Есть блуд труда и он у нас О. Мандельштам Существуют две редакции этой заповеди – здесь и в книге Второзакония, 5 гл. Там она заканчивается иначе: «15 и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботнийсвято хранить его]». Текст Исхода отсылает нас к творению мира, тогда как Второзакония – к освобождению из рабства. Суббота – это последнее из творений Божиих, день, который Господь особо благословил и освятил ( Быт. 2:3 ). Как Бог в день седьмой пребывал в покое, озирая все сотворенное и радуясь ему («Вот, хорошо весьма»), так и человек, созданный по образу Божию, призван к тому, чтобы в день седьмой отложить заботы и обратить свое внимание на мир, сотворенный Богом, возблагодарить за него, — а также подвести итог своим трудам, проверить, хорошо ли то, чем он занимался предыдущие Также человек призван к тому, чтобы освободиться от дел, забот и тревог, от всего того, что пытается держать его в плену, освободить и других, кто от него зависит, и почувствовать подлинную свободу в Боге. Возможно, именно этот день, в который вы откажетесь от интернета или телевизора, от погони за покупками и прибылью, станет вашим первым шагом к свободе. Когда римляне познакомились с иудеями, три момента вызывали у них удивление: Храм, самый большой в мире, в котором нет никаких изображений Бога, море, в котором невозможно утонуть, и отношение к субботе, когда весь народ не делает никакой работы, даже не защищается от врагов.

http://azbyka.ru/katehizacija/desjat-zap...

Не осуждал, не имея терпения, тех, кто дольше задерживается на исповеди у аналоя? Не осуждал ли тех, кто часто дерзает приступать к Святым Таинам? Не стыдился ли показать свою веру, не стеснялся ли перекреститься, молиться в кругу мирских людей или защищать славу имени Божьего или священные предметы перед людьми нечестивыми, кощунниками? Спаситель говорит: «Если кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем, прелюбодейном и грешном, того Сын Человеческий постыдится, когда придет во славе Отца Своего со Ангелами святыми». Четвертая заповедь Божия Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему. Перевод: Помни день субботний, чтобы святить его (то есть проводить его свято): шесть дней работай и делай, в продолжение их, все дела твои, а день седьмой – день покоя (суббота) посвящай Господу Богу твоему. Четвертою заповедью Господь Бог повелевает шесть дней работать и заниматься своими делами, к каким кто призван, а седьмой день посвящать на служение Богу, на святые и угодные Ему дела: заботой о спасении своей души, молитвой в храме Божием и дома, изучением закона Божия, чтением Священного Писания и других душеполезных книг, благочестивыми разговорами, помощью бедным, посещением больных и заключенных в темнице, утешением печальных и другими добрыми делами. Под именем седьмого дня нужно подразумевать не только воскресный день, но и другие праздники и посты, установленные Церковью. Нарушают четвертую заповедь как те, кто ленятся и в будничные шесть дней не работают, так и те, кто работают в праздник Не меньше нарушают ее и те, которые, хотя и прекращают в эти дни мирские занятия и работы, но проводят их в одних забавах, играх и предаются разгулу и пьянству, не думая о том, чтобы послужить Богу. Особенно грешно предаваться развлечениям под праздник, когда мы должны быть у всенощной, а утром – за литургией. У нас, православных христиан, праздник начинается с вечера, когда служится всенощная, и отдавать это время танцам или другим развлечениям – значит издеваться над праздником.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Когда человек отвечает сердцем на этот призыв, рождается живая вера с ответной любовью, та живая связь, которая соединяет человека с Богом и ведет его к спасению от греха и смерти. Для того, чтобы эти отношения веры были живыми и спасительными, их нужно постоянно поддерживать. Поэтому четвертая заповедь Божия, данная нам, звучит так: Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему ( Исх.20:8–10 ). Суббота – время, когда люди должны отойти от обычных будничных дел. В ветхозаветные времена этот день напоминал евреям об освобождении от египетского рабства и изнурительного рабского труда и обещал успокоение от зла и греха земного мира в будущем Царстве Мессии. Суббота – это не только праздничный седьмой день недели в древнем Израиле. Были и субботние года, когда нельзя было засевать и обрабатывать землю. Таким образом, закон о субботе касался не только человека и скота, но и самой земли. Кроме напоминания о том, что наш видимый мир и сама земля в райском состоянии созданы Богом для того, чтобы на этой земле мог жить человек, заповедь о субботе содержала в себе и некоторое пророчество, что в конце времен наш мир будет преобразован Богом в подобие райского мира – Небесного Царства Божиего. Таким образом, суббота – это понятие, определяющее не только день недели, но и время жизни, посвященное Богу. Заповеди на Синае давал Тот Самый Бог, Который более двух тысяч лет назад стал Человеком на земле. Он – Богочеловек Иисус Христос – в Своей Евангельской проповеди раскрыл подлинный смысл Своих заповедей. Так, евреи времен жизни Спасителя стали думать, что смысл субботы – в отдыхе и покое от обычной работы и всяких дел.

http://azbyka.ru/katehizacija/desyat-zap...

Третья заповедь читается так: Не приемли имени Господа Бога твоего всуе (Исх. 20, 7).- Ред. Урок 22. Четвертая заповедь Десятословия Конспекты уроков по Закону Божию З. Бог сотворил весь мир по Своей любви и любит все Свое творение. Люди могут понимать эту любовь Божию, а потому разумные люди знают одного истинного Бога, Ему одному всегда желают поклоняться, стараются быть ближе к Нему, быть похожими на Него своими добрыми делами, и имя Божие говорить с благоговением, а не понапрасну. Люди и сами могли бы додуматься до этого, но не могли твердо знать, верно они думают о Боге или неверно, потому что ум человеческий часто ошибается. Бог Сам сказал людям обо всем этом в трех первых заповедях. На всякое дело нужно время. Для того чтобы научиться знать, что можно, о Боге и научиться жить по Божиему закону, также нужно время. Люди заботятся о своем теле, работают для пищи, одежды, жилья, но человеку нужно позаботиться и о душе, для того чтобы наша душа была ближе к Богу, или работать для Бога. Начиная с Адама и Евы, люди выделяли для Бога один день в неделю, день субботний. Господь сотворил весь мир в шесть дней, а в седьмой день перестал творить, дал отдых миру. Поэтому и сам седьмой день недели стал называться отдыхом, покоем или субботой. Сам Бог указал, что в день покоя от мирских дел нужно делать такие дела, которые приближают нас к Богу. Человек приближается к Богу тогда, когда он думает о Боге, молится Богу и старается делать добро другим людям. Дума о Боге, молитва и делание добра людям - все это дела не обыкновенные человеческие, а дела лучшие, святые. От них и наша жизнь делается лучше, делается святее. Поэтому Бог сказал людям: Помни день субботный…[ 1 ] По-русски эту заповедь можно сказать так: «Помни день отдыха и проводи его в святых делах; шесть дней работай и делай в них всякие твои дела, а день седьмой - отдых (от обыкновенных дел для нашего тела) и день для Господа Бога».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Исх.20:8 Помни день субботний, чтобы святить его; Исх.20:9 шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, Исх.20:10 а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; Исх.20:11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. Предписание о субботе было уже известно народу еврейскому ( , и др.), поэтому оно только напоминается: «помни день субботний», а не объявляется в качестве нового закона. Израиль должен помнить об освящении субботы ( , , ), т.е. о выделении ее из ряда других недельных дней. Это выделение выражается в том, что шесть из них посвящаются работе разного рода ( , Лев.19:3 ), а седьмой Господу. Шесть первых дней – время заботы о земных нуждах, в седьмой же еврей должен освободиться от погружения в житейские интересы, отрешиться от привязанности к земле. Средством к этому является прекращение всякого дела ( Лев.23:3 ), – собирания манны ( ), приготовления пищи в вареном и печеном виде ( ), сеяния и жатвы ( ), возжигания огня ( ), собирания дров ( ), ношения тяжестей ( ), торговли ( ), работы в точилах, перевозки снопов и товаров ( ). Работа запрещается не только самому еврею с семейством, но даже рабу, пришельцу и скоту. В противном случае, т.е. при работе раба, хозяин-еврей невольно бы переносился мыслью к его труду, не отрешился бы, следовательно, от забот о земном. Основанием для субботнего покоя служит освящение субботы самим Богом ( Исх.20:11 ): священное не может быть включаемо человеком в круг явлений житейского обихода ( ). По указанию , суббота празднуется также в воспоминание исхода из Египта. Освобождение от рабства было вместе и избранием евреев в народ Божий, теократический, положило начало ему. По идее же теократии Израиль должен служить Всевышнему. Празднование субботы – посвящение ее Богу и служило прямым выражением этой основной идеи ветхозаветной теократии, идеи избрания евреев в народ Божий и вытекающего отсюда служения Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вы помните, в прошлый раз мы говорили о первых трех заповедях: «Я есть Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов; не сотвори себе кумира; не поминай имени Божьего всуе». Сегодня мы поговорим о четвертой заповеди, последней из тех, которые говорят об отношениях между человеком и Богом. Эта заповедь — «Помни день субботний, чтобы свято хранить его: шесть дней работай и делай всякие дела твои, а седьмой день суббота — Господу Богу твоему». Заповедь о субботе, о субботнем покое имеет богословское обоснование в рассказе о сотворении мира, который мы читаем в первой и второй главах Книги Бытия, потому что в шесть дней Бог сотворил мир, а в день седьмой Бог почил от всех дел своих. Он как бы предоставил миру продолжать развиваться под согревающим действием Его Духа. Бог как бы инкогнито присутствует в мире, подобно тому, как человек сейчас не видит явно присутствия Божия. Хотя для верующего ока, конечно, любое творение есть свидетельство Его присутствия в мире, потому что творение говорит нам о Творце. И вот именно в память об этом покое, который Бог принимает после шести дней творения, Израилю дается заповедь: «Помни день субботний, чтобы свято хранить его». И в этот день не совершается никакой работы, этот день посвящается Богу, посвящается молитве, посвящается воспоминанию о делах Божиих, чтобы человек смог отдохнуть. И в самом деле, и другие места Ветхого Завета, Пятикнижия, говорят о том, что в этот день должен отдохнуть и ты, и раб твой, и рабыня твоя, и осел твой, и вол твой, и все, кто в доме твоем, должны в этот день иметь отдых — не просто отдых от работы, но и воспоминание о Господе Боге — нашем Творце. Это, конечно, гуманное установление и очень важное.

http://azbyka.ru/propovedi/dobro-i-zlo-v...

Десять заповедей изложены в Ветхом Завете ( Исх.20:1-17 ). Приведем их на церковнославянском и русском языках. Аз есмь Господь Бог Твой: да не будут Тебе бози инии, Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли; не поклоняйся им и не Не приемли Имене Господа Бога твоего всуе. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да дологолетен будеши Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой Не убивай. Не прелюбы сотвори. Не прелюбодействуй. Не укради. Не кради. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего. Не желай дома ближнего твоего и не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его , ничего, что у ближнего твоего. В этих заповедях можно заметить следующую закономерность.

http://azbyka.ru/katehizacija/desyat-zap...

Революциями 1905 года, февраля 1917 года она получила их. И в образовавшуюся лагуну вседозволенности ринулись уже более радикальные партии, сторонники вооруженного свержения самодержавия. Благодаря свободе слова и печати, социалисты смогли беспрепятственно разнести свои взгляды. Монархия рухнула и под своими обломками насмерть погребла тех самых демократов, которые изначально с самыми благими намерениями расшатывали колонны здания имперской России, вовсе не желая его сокрушить, но только сделать чуть-чуть просторней. Третья заповедь запрещает сквернословие. Во всех затруднительных случаях уместно обращаться к Богу, а не выражать свою досаду непотребными выражениями, смущающими слух многих окружающих людей. Употребление скверных слов не совместимо с молитвенным обращением ко Господу Богу. «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?» ( Иак.3:11 ). Библия учит очень внимательно следить за тем, что именно произносишь. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» ( Еф.4:29 ). «Язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» ( Иак.3:6 ). Однажды произнесенное, слово уже не исчезает, а уходит в бесконечную память Божию и будет предъявлено на Суде. Сквернословие является еще нарушением седьмой заповеди, поскольку приковывает внимание к низменным проявлениям человеческой натуры, и шестой заповеди, потому что духовно убивает слушающих его. Четвертая заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему». Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.

http://azbyka.ru/katehizacija/desyat-zap...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010