Права Поместного Собора как высшего судебного органа не были конкретизированы. Указывалось лишь, что Собор осуществляет суд над Патриархом . Новая судебная система разрабатывалась Отделом о церковном суде Поместного Собора 1917–1918 гг., который подготовил проект Устава об устройстве церковно-судебных установлений (после бурной полемики проект был отвергнут Епископским совещанием Собора) . В ст. 7 Устава содержалась норма о том, что «ведомство Высшего Церковного Суда и Поместного Собора распространяется на судебные дела всей Российской Православной Церкви». Однако если предметная подсудность дел Высшему Церковному Суду детально регламентировалась Уставом (ст. 34, 35), то о компетенции Поместного Собора в Уставе почти ничего не говорилось (лишь ст. 115 уполномочивала Поместный Собор решать, по представлению архиереев или Патриарха, вопрос об «устранении от должности» судей церковных судов). Таким образом, судебным полномочиям Поместного Собора уделялось очень мало внимания даже на уровне законопроектов. Наконец, особым правом Поместного Собора было избрание Патриарха, которое могло совершаться на специально созванном для этой цели Соборе или на очередном Соборе, если бы срок его проведения совпал со временем выборов . В 1945 году было принято краткое Положение об управлении Русской Православной Церкви. В преамбуле Положения Поместный Собор был назван высшим органом законодательной, административной и судебной власти в РПЦ. О полномочиях Собора Положение упоминает дважды: в ст. 14, где подтверждает его право избирать Патриарха, и в ст. 7, согласно которой Поместный Собор выражает «голос клира и мирян» при «решении назревших важных церковных вопросов». Крайне неопределенный характер последней нормы и то обстоятельство, что Поместный Собор 1945 года, принявший Положение, не отменил акты Собора 1917–1918 гг., позволяют сделать вывод, что установленные ранее полномочия Поместного Собора сохранили свою законную силу практически в полном объеме . Исключением является право избрания членов Священного Синода и ВЦС: Положение 1945 года установило иной порядок формирования Священного Синода (ст. 17–20), а ВЦС был фактически упразднен еще в сер. 1920-х гг.

http://bogoslov.ru/article/377177

27. О Триоди=О печатании «Триоди Постной» с исправлением текста в Санкт-Петербургской синодальной типографии. РГАДА. Ф.1184. Оп.З (1909). Д.43. 28. О чинах=Поместный Собор Православной Российской Церкви. Дело о чинах церковных молений. ГАРФ. Ф.3431. Оп.1. Д.290. 29. О языке=Священный Собор Православной Российской Церкви. Дело о церковно-богослужебном языке. ГАРФ. Ф.3431. Оп.1. Д.296. 30. Об издании=Об издании священных и богослужебных книг по благословению Святейшего Синода. РГИА. Ф.834. Оп.4. Д.26. 31. Об исправлении=Об исправлении текста Триоди Постной, Цветной Триоди, Октоиха членами Комиссии по исправлению богослужебных книг под председательством архиепископа Финляндского Сергия и о печатании новоисправленных богослужебных книг в Московской Синодальной типографии. РГИА. Ф.814. Оп.1. Д. 49. 32. Об увольнении Войта=Об увольнении от службы управляющего Московской синодальной типографией Войта. РГИА. Ф.801. Оп.1. Д.156. 33. Об упорядочении=Поместный Собор Православной Всероссийской Церкви. Дело об упорядочении богослужения. ГАРФ. Ф.3431. Оп.1. Д.291. 34. Обращение=Патриарх Московский и всея России. Обращение к архипастырям и пастырям Православной Церкви. 4/17 ноября 1921 г. ГАРФ. Ф.550. Оп.1. Д.152. Л.3–4 об. 35. Октоих=О напечатании «Октоиха» в исправленном виде. РГАДА. Ф.1184. Оп.З (1914). Д.98. 36. Особый комитет (1)=Дело по ходатайству Управляющего МСТ об учреждении при Московской типографии Особого комитета по исправлению богослужебных и церковных книг. РГИА. Ф.799. Оп.8. Отд. 1. Стол 2. Д.731. 37. Особый комитет (2)=Об учреждении Комитета для пересмотра богослужебных и других книг. РГАДА. Ф.1184. Оп.З (1908). Д.176. 38. Отдел=Священный Собор Православной Российской Церкви. Отдел о богослужении, проповедничестве и храме. РГИА. Ф.833. Оп.1. Д.42. 39. Отдел, Бумаги=Священный Собор Православной Российской Церкви. Дело 4 Отдела о проповедничестве, богослужении и храме. ГАРФ. Ф.3431. Оп.1. Д.287. 40. Отдел, Письма=Священный Собор Православной Российской Церкви. Дело Отдела о проповедничестве, богослужении и храме с мелкими бумагами, письмами и предложениями. ГАРФ. Ф.3431. Оп.1. Д.288.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ставропольский Собор Спустя восемь месяцев после прерванного большевиками Собора 1917–1918 годов, 19–23 мая 1919 года, в Ставрополе состоялся Юго-Восточный русский церковный Собор (далее — ЮВРЦС), который должен был решить проблему организации временной высшей церковной власти на территории Юга России, занятой вооруженными силами армии генерала Деникина. Связь с только что избранным Патриархом и Высшим Церковным Советом на тот момент отсутствовала. Юго-Восточный Собор задумывался как продолжение работы Всероссийского Поместного Собора. На подготовительном этапе Предсоборная комиссия решила именовать Собор «Южнорусским Поместным», однако Собор на пленарных заседаниях взял себе несколько иное наименование — «Юго-Восточный русский церковный Собор», а слово «Поместный» было впоследствии удалено из официального наименования 9 . Тем не менее именно как продолжение Поместного Собора воспринимали Юго-Восточный Собор и общественно-политические силы. Так, Центральный комитет Партии народной свободы выразил надежду, что Собор в Ставрополе «восполнит пробел», образовавшийся после «приостановки» работы Всероссийского Церковного Собора 10 . Находясь под крылом Деникина и пользуясь свободой, Церковь на юге страны получила возможность продолжить реформы, прерванные, а не прекращенные, по ее глубокому убеждению, в центре России. Однако члены ЮВРЦС осознавали обусловленную гражданской войной неполную соборность и претендовали лишь на временную легитимность своих решений. В частности, один из главных организаторов Собора, председатель Предсоборной комиссии протопресвитер Георгий Шавельский, отмечал, что полномочия временной церковной власти после установления связи с Предстоятелем должны быть сразу же переданы Святейшему Пат­риарху и Всероссийскому Собору 11 . О том же говорил и епископ Александровский Михаил (Космодемьянский) на открытии пленарных заседаний Собора 12 . В Ставропольском Соборе приняли участие архиереи, духовенство и миряне епархий Юга России: из числа 59 его участников 30 были членами недавнего Всероссийского Поместного Собора. Их полномочия опирались на «Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о полномочиях членов Собора 1917–1918 гг.» от 18 сентября 1918 года, согласно которому члены Собора сохраняли полномочия до появления Патриаршей грамоты о созыве нового Собора и имели право на местах участвовать в работе благочиннических собраний как полноправные члены с правом решающего голоса 13 . В состав Ставропольского Собора вошли в основном делегаты от южнорусских епархий, а также и те, кто оказался на этой территории в силу войны, например епископ Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур). Кроме архиереев — членов Поместного Собора по должности, это были такие уважаемые люди, как профессор протоиерей Александр Рождественский, протоиерей Валентин Свенцицкий, профессор Павел Верховский, граф Петр Апраксин, князья Григорий и Евгений Трубецкие, Николай Львов и ­другие.

http://e-vestnik.ru/history/grazhdanskay...

Именно поэтому слово " собор " в русском сознании в первую очередь связывается с могучим храмом, построенным общими усилиями, в котором собирается весь окрестный и приезжий народ по самым главным церковным торжествам. Весьма и весьма дороги верующему народу российскому и другие значения слова " собор " . " Собрание молящихся на другой день после Великаго Праздника, для прославления того лица, которое было главным участником в Празднике. Например на другой день Рождества Христова - Собор Пресвятой Богородицы, на другой день Крещения - Собор Иоанна Предтечи, на другой день Благовещения - Собор Архангела Гавриила " ( 1 ) . Соборами в русской церковной традиции называются также праздники в честь сонма местночтимых святых и угодников Божиих, например: Собор Карельских святых, Собор Оптинских святых, Собор Волынских святых, Собор преподобных отцев Киево-Печерских, Собор Радонежских святых и т.д. " Этим словом в богослужебных книгах часто называется всенощное бдение, совершаемое многими священнослужителями, отчего богослужение является более торжественным " ( 2 ) . Но пожалуй самым главным, самым возвышенным значением этого слова для нас является: " Собор - собрание пастырей и учителей Церкви для утверждения истин веры и правил благочиния церковнаго. Обычай решать церковные дела собором утвержден на словах Христовых о Церкви и на примере Апостолов, державших собор в Иерусалиме. В первые три века соборы были поместные. Их них важнейшими были те, на которых рассуждалось о времени праздника Пасхи, о крещении еретиков, о принятии падших, о ересях. С 4-го века, кроме поместных, стали собираться соборы Вселенские. Ряд Вселенских Соборов в Православной Церкви окончен 7-м Вселенским Собором " ( 3 ) . В уясняется происхождение и внутренний смысл слова СОБОР? Ближе всего в русском языке с этим словом соотносятся слова " собрание " , " собирать " , " сбор " . Эти слова означают соединение, объединение, выявление, концентрацию кого-либо, чего-либо из общего разнообразия и многообразия по роду, по типу или какому-либо другому общему свойству в качественно новое целое. Слово же " собор " выражает всецелостность, исключительную полноту ( 4 ) .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2000/1...

Однако в целом Собор был переломным этапом в новейшей истории Русской Православной Церкви. Были приняты решения об активизации работы в сфере духовного образования, издательской деятельности Церкви. Важным событием явилось прославление на Поместном Соборе 1988 года целой группы новых святых, впервые за весь советский период. В лике святых были прославлены благоверный князь Димитрий Донской (1350–1380), преподобный Андрей Рублев (1360 – I-я половина XV века), преподобный Максим Грек (1470–1556), святитель Макарий Московский (1482–1563), преподобный Паисий Величковский (1722–1794), блаженная Ксения Петербургская (1732 – нач. XIX в.), святитель Игнатий Брянчанинов (1807–1967), преподобный Амвросий Оптинский (1812 – 1891), святитель Феофан Затворник (1815–1894). До этого на Поместном Соборе 1917–1918 гг. были причислены к лику святых святители Софроний Иркутский и Иосиф Астраханский. За все же остальное время советского периода Русской Православной Церковью были прославлены только двое святых – святитель Иннокентий (Вениаминов) и Николай, архиепископ Японский. Причем важно отметить, что в обоих случаях инициатива канонизации исходила не непосредственно от Русской Православной Церкви, но шла из зарубежья. В первом случае инициатором канонизации выступил Священный Синод Православной Церкви в Америке, во втором – Собор Православной миссии в Японии. Поэтому прославление на Поместном Соборе 1988 года целой группы святых стало большим событием для Русской Православной Церкви . На Поместном Соборе 1988 года, пусть и не совсем прямо, в выступлении митрополита Сурожского Антония прозвучали и слова о необходимости прославления новомучеников и исповедников ХХ века. Он сказал тогда: «Единственные люди, которые молчат о том, что только героическая верность и стойкость тысяч неизвестных людей спасла  Церковь от совершенного разрушения – это мы. И мы могли бы хоть какой-нибудь фразой в нашем Послании, не говоря о новомучениках, не употребляя таких слов, которые, может быть, оскорбят чей-то слух, указать на то, что мы благодарим Бога, что за все ХХ столетие в Русской Православной Церкви оказались свидетели веры, которые до крови, до плахи, до жизни, до муки сумели остаться верными Христу, Который искупил их и спас, и этим они прибавили к сиянию и святости в Русской Церкви» . По тем временам это были смелые слова, проблему гонений на Церковь со стороны безбожной власти было принято обходить. И это был уже шаг на пути к Архиерейскому Собору 2000 года, официально прославившему новомучеников и исповедников Российских.

http://bogoslov.ru/article/3960431

Окончив магистерский курс в православном богословском Свято–Сергиевском институте в Париже (2001–2003), о. Иакинф два года жил в Петербурге, где защитил кандидатскую диссертацию на философском факультете Санкт–Петербургского государственного университета. С 2005 года о. Иакинф является директором научно–церковного центра «Истина» в Париже, специализирующегося в православно–католическом диалоге, а также главным редактором одноименного журнала. Он преподает экклезиологию на богословском факультете Парижского университета и состоит в православно–католическом богословском комитете Франции. Священник Илья Соловьев   Вступительное слово Поместный Собор 1917–1918 годов является, без сомнения, важнейшим событием истории Русской Православной Церкви. По времени Собор совпал с одним из самых трагических периодов в истории России – с эпохой падения монархии и перехода власти в руки безбожников. Собор открылся 15(28) августа 1917 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы. У власти еще находилось Временное правительство, однако дни его были сочтены. После того, как в октябре 1917 года власть в России захватили большевики, Собор продолжал работу еще в течение десяти с половиной месяцев. Собор 1917–1918 годов был самым многочисленным, самым продолжительным и одним из самых плодотворных за всю историю Русской Церкви. В ходе Собора были приняты решения по многим ключевым вопросам церковной жизни. Первый церковный Собор после 1667 года, Поместный Собор 1917–1918 годов с удивительной смелостью затронул весь спектр вопросов, поставленных перед Церковью общественными переменами. Речь на Соборе шла и о реформе церковного управления, и о миссии, проповеди , литургии, и о проблемах монашеской и приходской жизни. Многие из рассмотренных на Соборе тем актуальны по сей день. Некоторые из соборных решений позволили Церкви выжить в трудные годы гонений и заложили основы ее нынешнего расцвета. Судьбоносным для Русской Церкви стало решение Собора о восстановлении патриаршества, упраздненного в ходе петровских реформ начала 18 века.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Напоминание этой элементарной нормы церковного устройства необходимо для правильного понимания функционирования такого кратологического единства. «Носителем церковной власти, — говорит в своих лекциях по церковному праву проф. С. В. Троицкий, — является весь епископат (орган – соборы епископов)… В Православной Церкви есть несколько видов соборов, а именно: 1) соборы вселенские, 2) соборы поместные, постановления которых были усвоены вселенскими соборами, 3) соборы епископов нескольких автокефальных церквей, 4) соборы епископов одной автокефальной или автономной церкви» . Собор епископов автокефальной церкви и есть собор Поместный – во всяком случае, именно так понимает его состав Канонический корпус Православной Церкви (в виде Фотиева Номоканона). Такой собор не просто «наделён» высшей церковной властью (ибо такое «наделение» понимается в современной практике как синоним «делегирования»), но обладает ею именно в силу статуса своих участников. Несмотря на ясное понимание этого вопроса с канонической точки зрения, история Русской поместной православной Церкви начала XX века знает прецедент иного понимания этого вопроса. Дискуссии о созыве собора Российской Православной Церкви, проходившие более столетия назад, выявили одно важное явление российской церковной жизни – смешение понятий «представительства» и «властных полномочий». Проходившие на почве зарождения русского парламентаризма в 1905-1906 гг., эти дискуссии невольно переносили своё понимание законодательного представительства (наподобие Государственной Думы тех лет) на действие принципа соборности в Церкви. Менее всего такое понимание связано с составом Собора поместной Церкви, хотя и по этому вопросу не было единства в российском епископате. «Древняя вселенская Церковь знала только соборы епископов. Практическим основанием для привлечения в состав Собора выборных - представителей белого духовенства и мирян выставляется отстаивание их интересов перед епископами-монахами. Но единственной целью законного и правильно составленного церковного Собора может быть только благоустроение Церкви и церковной жизни; отстаивание какой-нибудь частью Собора своих «интересов» может только затруднить, а никак не облегчить достижение этой цели» , - справедливо писал священномученик архиепископ Агафангел (Преображенский), в то время занимавший Рижскую кафедру. Как всегда более резко высказывался епископ Волынский Антоний (Храповицктй): ««Настойчивые домогательства текущей литературы о включении в состав Собора выборных от белого духовенства и мирян путём всеобщей подачи голосов представляют собою прямой сколок парламентских выборов республиканских государств, но стараются обосновать себя на церковных канонах» [iv] .

http://bogoslov.ru/article/1500086

Во всех поместных Православных Церквах Архиерейский Собор выступает   органом высшей власти и управления. В разных Церквах он имеет различные официальные названия: в Болгарской – Святейший Синод в полном составе, в Сербской  – Святой Архиерейский Собор, в Элладской – Святейший Архиерейский Синод, в Румынской  – Священный Синод. В Русской Православной Церкви исторически высшее управление осуществлялось неодинаково. В досинодальный период высшая власть принадлежала митрополиту (впоследствии Патриарху) с Собором епископов. В синодальный период (1721–1917) – Святейшему Правительствующему Синоду. Он получил общецерковное признание в статусе постоянного Собора, имеющего равную власть с восточными Патриархами, и поэтому именовался «Святейшим». Русский Синод, в отличие от Синодов, которые были при восточных Патриархах, не восполнял, а заменял власть Патриарха, в качестве высшего органа церковной власти. Поместный Собор 1917 года вынес постановление, согласно которому, «в Православной Российской Церкви высшая власть — законодательная, административная, судебная и контролирующая — принадлежит Поместному Собору, периодически, в определенные сроки созываемому в составе епископов, клириков и мирян». Также было восстановлено Патриаршество, и Патриарх был признан первым между равными ему епископами. Поместный Собор 1945 года принял «Положение об управлении Русской Православной Церкви», где указывается, что «Патриарх для решения назревших важных церковных вопросов созывает с разрешения Правительства Собор преосвященных архиереев и председательствует на Соборе», а про Собор, в котором принимают участие клирики и миряне, сказано, что он собирается лишь тогда, «когда требуется выслушать голос клира и мирян и имеется внешняя возможность к созыву Поместного Собора» (I,7). Таким образом, в данном документе впервые законодательно различается две инстанции высшей церковной власти: Поместный и Архиерейский Собор, хотя периодичность в их созыве не предусматривается. Поместным Собором 1988 года был принят «Устав об управлении Русской Православной Церкви». В Уставе высшими органами церковной власти и управления называются Поместный и Архиерейский собор, а также Священный Синод, который возглавляется Святейшим Патриархом. Здесь Архиерейский Собор ставится в подчинение Поместному, последний созывается Патриархом (или Местоблюстителем) и Священным Синодом, когда необходимо, но не менее чем раз в 5 лет. Его составляют епископы, клирики , монашествующие и миряне (II,2). Архиерейский Собор имеет полноту высшей церковной власти в период между Поместными Соборами (III,2).

http://azbyka.ru/arxierejskij-sobor

Т. о., во всех случаях, когда в правилах речь идет о Соборах, подразумевается исключительно Собор «епископов области», др. словами, поместной Церкви. Правила не предусматривают Соборов, в к-рых участвовали бы пресвитеры, диаконы и миряне. Однако известно, что клирики и миряне фактически участвовали в Соборах, к-рые созывались в визант. эпоху. В допетровской России клирики и миряне - по меньшей мере вел. князь, потом царь - входили в состав Освященных Соборов. Они участвовали также в деяниях Поместных Соборов РПЦ, к-рые созывались в XX в. Но ключевую роль и в таких Соборах играл епископат. Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. известен самым широким участием клириков и мирян в обсуждении всех стоявших перед ним тем, однако ход соборных деяний поставлен был на нем под эффективный архиерейский контроль. В соответствии с уставом Собора решения по вопросам догматического и канонического характера и вообще всем важным темам церковной жизни после принятия их полным составом Собора подлежали утверждению совещанием епископов. Совещание епископов не возвращало документ на повторное рассмотрение пленарным составом Поместного Собора, но вносило в него поправки, какие считало необходимыми, и принимало определения в окончательном виде. По существу законодательные полномочия совещания епископов при Соборе 1917-1918 гг. были выше, чем полномочия пленарного состава Собора, и принцип полноты ответственности епископата за Церковь сохранялся на Соборе непоколебленным, несмотря на то что количественно архиереи составляли менее 1/5 его участников. Поскольку с канонической т. зр. правомочность решений поместного Собора, в состав к-рого помимо епископов входят также клирики и миряне, обусловлена санкцией на них со стороны участвующего в Соборе епископата Поместной Церкви, ныне действующим «Уставом Русской Православной Церкви» Архиерейскому совещанию, созываемому при необходимости в рамках Поместного Собора, предоставлено право отменять решение, принятое полным составом Поместного Собора, простым большинством (Устав РПЦ, 2000. II 13). Данное положение предоставляет епископату канонически обоснованный контроль за исходом деяний Поместного Собора.

http://pravenc.ru/text/190037.html

Поэтому прежде всего, представляется целесообразным отказаться от использования в одном ряду существующих наименований – " Поместный собор " и " Архиерейский собор " , – поскольку такое использование несет в себе терминологическую и церковно-правовую двусмысленность. В силу сказанного, кажется уместным в Уставе Русской Православной Церкви закрепить общее наименование ее собора в таком виде – Священный Собор Русской Православной Церкви, отдельно введя различение соборов по их составу и по их функции и имея в виду, что собор любого состава является Поместным собором, поскольку выражает мнение Поместной Русской Церкви. 2. Если соборы различного состава равночестны по своему каноническому статусу, то они тождественны и как органы власти церковной полноты. В связи с этим кажется странным предлагаемое комиссией Межсоборного присутствия различения " Поместного " собора как органа " представительства " , а " Архиерейского " как органа " власти и управления " Русской Церкви. Представительство не существует само по себе, оно реализуется для осуществления властных полномочий и в противном случае не имеет смысла. Вместе с тем, власть церковной полноты может быть дифференцирована. Она может быть законодательной, избирательной, судебной, контролирующей... Соответственно каждое из этих властных полномочий церковная полнота может делегировать Поместному собору того или иного состава, закрепив за конкретным составом определенную функцию собора. 3. Указанное выше различение соборов по составу и функции может быть сделано следующим образом: а. Собор двухлетнего (как предлагается в проекте Межсоборного присутствия) цикла с законодательной и контролирующей функцией – в составе правящих и части викарных архиереев. б. Собор пятилетнего (вариант: семилетнего) цикла с законодательной и контролирующей функцией – в смешанном составе (епископов, клириков и мирян). Чрезвычайный Поместный собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. предполагал, что соборы Российской Церкви будут собираться по двум временным циклам: каждые четыре года и каждые девять лет, при этом собор девятилетного цикла предполагалось созывать в расширенном составе. Таким образом, каждый второй Поместный собор должен был носить так сказать пленарный характер. Думается, это положение вполне может быть адаптировано к сегодняшнему дню, если, например, рядовые Поместные соборы будут собираться каждые два года в епископском составе, а каждый второй или каждый третий Поместный собор (что с практической точки зрения было бы, наверное, удобнее) – в смешанном составе.

http://religare.ru/2_85065.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010