ВЫСОТЫ термин, использованный в рус. Синодальном переводе ВЗ для передачи смысла евр. слова, обозначающего преимущественно место для отправления культа ВЫСОЦКИЙ ЧИН 7 икон из деисусного ряда иконостаса соборной ц. в честь Зачатия Пресв. Богородицы Высоцкого серпуховского мон-ря 85-104 104-106 106-108 ВЫСШИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОВЕТ наряду со Свящ. Синодом коллегиальный орган высшего управления РПЦ, учрежденный Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. 109-111 ВЫШАТИН Михаил Иванович (1667 - 1732), старообрядец поморского согласия, церковно-общественный деятель, писатель, иконописец 111-112 112-113 113-115 «ВЫШЕНСКИЙ ПАЛОМНИК» правосл. журнал, выпускаемый братством во имя свт. Феофана Затворника совместно с МДА. Издается в Рязани с 18 июня 1996 г. 119-120 115-119 120-122 122-124 124-126 126-133 ВЭРАТЕК жен. мон-рь в Ясской архиепископии (Митрополия Молдовы и Буковины) Румынской Православной Церкви 133-134 134-135 135-137 137-139 139-142 142-143 143-144 144-146 ВЯЗНИКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ основан, вероятно, в 1-й четв. XVII в. на посадской земле Вязниковской слободы Ярополчской вол. Владимирского у. 146-147 147-148 148-164 164-165 ВЯЧЕСЛАВ Иванович Закедский (1879 - 1918) свящ., сщмч. (пам. 10 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЯЧЕСЛАВ Сергеевич Занков (1892-1937), прот., сщмч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) 165-166 ВЯЧЕСЛАВ Александрович Инфантов (1883-1938), свящ., сщмч. (пам. 1 и 26 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЯЧЕСЛАВ Луканин († 1918) диак., сщмч. (пам. 3 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЯЧЕСЛАВ (Косожилин Андрей Ефимович; 1879- 1918), иером., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 166-168 168-169 170-171 171-172 ГААЗ Федор Петрович (наст. имя Фридрих Йозеф; 1780 - 1853), врач-филантроп, католич. общественный деятель

http://pravenc.ru/vol/x.html

Ставропольский Собор Спустя восемь месяцев после прерванного большевиками Собора 1917–1918 годов, 19–23 мая 1919 года, в Ставрополе состоялся Юго-Восточный русский церковный Собор (далее — ЮВРЦС), который должен был решить проблему организации временной высшей церковной власти на территории Юга России, занятой вооруженными силами армии генерала Деникина. Связь с только что избранным Патриархом и Высшим Церковным Советом на тот момент отсутствовала. Юго-Восточный Собор задумывался как продолжение работы Всероссийского Поместного Собора. На подготовительном этапе Предсоборная комиссия решила именовать Собор «Южнорусским Поместным», однако Собор на пленарных заседаниях взял себе несколько иное наименование — «Юго-Восточный русский церковный Собор», а слово «Поместный» было впоследствии удалено из официального наименования 9 . Тем не менее именно как продолжение Поместного Собора воспринимали Юго-Восточный Собор и общественно-политические силы. Так, Центральный комитет Партии народной свободы выразил надежду, что Собор в Ставрополе «восполнит пробел», образовавшийся после «приостановки» работы Всероссийского Церковного Собора 10 . Находясь под крылом Деникина и пользуясь свободой, Церковь на юге страны получила возможность продолжить реформы, прерванные, а не прекращенные, по ее глубокому убеждению, в центре России. Однако члены ЮВРЦС осознавали обусловленную гражданской войной неполную соборность и претендовали лишь на временную легитимность своих решений. В частности, один из главных организаторов Собора, председатель Предсоборной комиссии протопресвитер Георгий Шавельский, отмечал, что полномочия временной церковной власти после установления связи с Предстоятелем должны быть сразу же переданы Святейшему Пат­риарху и Всероссийскому Собору 11 . О том же говорил и епископ Александровский Михаил (Космодемьянский) на открытии пленарных заседаний Собора 12 . В Ставропольском Соборе приняли участие архиереи, духовенство и миряне епархий Юга России: из числа 59 его участников 30 были членами недавнего Всероссийского Поместного Собора. Их полномочия опирались на «Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о полномочиях членов Собора 1917–1918 гг.» от 18 сентября 1918 года, согласно которому члены Собора сохраняли полномочия до появления Патриаршей грамоты о созыве нового Собора и имели право на местах участвовать в работе благочиннических собраний как полноправные члены с правом решающего голоса 13 . В состав Ставропольского Собора вошли в основном делегаты от южнорусских епархий, а также и те, кто оказался на этой территории в силу войны, например епископ Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур). Кроме архиереев — членов Поместного Собора по должности, это были такие уважаемые люди, как профессор протоиерей Александр Рождественский, протоиерей Валентин Свенцицкий, профессор Павел Верховский, граф Петр Апраксин, князья Григорий и Евгений Трубецкие, Николай Львов и ­другие.

http://e-vestnik.ru/history/grazhdanskay...

24 июня 1902 г. В. был возведен в сан игумена, 25 июля 1905 г. назначен благочинным жен. мон-рей, 14 янв. 1910 г.- благочинным также и муж. мон-рей Пермской епархии, 8 мая 1910 г. возведен в сан архимандрита. В янв. 1914 г. избран почетным членом Пермского губернского отд-ния Союза русского народа, состоял в Пермском церковно-археологическом об-ве. Награжден орденом св. Анны 3-й (1914) и 2-й (1916) степени. В 1917 г. участвовал во всероссийском монашеском съезде, проходившем в ТСЛ (см. Съезды монашествующих в России ), затем в 1-й сессии Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. В авг. 1918 г. Белогорский мон-рь захватили большевики; 25 авг. В. был арестован и по дороге в уездный г. Оса расстрелян. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. 18 янв. 2002 г. на подворье Белогорского мон-ря в Перми открылась часовня во имя В. и иже с ним пострадавшей братии. Соч.: Правила наружного поведения для братства Белогорскаго мон-ря//Святоотечество: Благовестник Братства прмч. Варлаама Белогорского. Пермь, 1998. С. 33-65. Ист.: Летопись Белогорского Св.-Николаевского православно-миссионерского муж. мон-ря. Пермь, 1897; Духовное торжество освящения соборного храма в Белогорском мон-ре Пермской епархии 7, 8 и 9 июня 1917 г. Екатеринбург, 1917; Освобождение России. 1919. 72. 30 марта; Современная Пермь. 1919 г. 96. 20 мая; К прославлению сщмч. Феофана, еп. Пермского и Соликамского, и прмч. Варлаама с братией Белогорского мон-ря. Пермь, 1998. Лит.: Серафим (Кузнецов), иером. Уральский Афон: Белая Гора. Н. Новг., 1908; Белогорский Свято-Николаевский правосл.-миссионерский муж. общежительный мон-рь в Осинском уезде Пермской губ. М., 1910; Марченко А. Преподобномученик архим. Варлаам (Коноплёв) - игумен Уральского Афона. Пермь, 1996; Дамаскин. Кн. 2. С. 188-203. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/154157.html

Тихон (Беллавин Василий Иванович) год рождения 1865 день рождения 19 месяц рождения 1 место рождения Псковская губ., Торопецкий у., погост Клин, Патриарх. Образование: Торопецкое духовное училище год поступления 1874 год окончания 1878. С детских лет отличался старательностью и кротостью. Товарищи по училищу, зная его незлобивый и молчаливый нрав, часто над ним смеялись и подшучивали, обращаясь к нему со словами: «Ваше Святейшество». Псковская Духовная Семинария год поступления 1878 год окончания 1884 окончил семинарию с отличием. Санкт-Петербургская Духовная Академия год поступления 1884 год окончания 1888 день окончания 11 месяц окончания 6 кандидат богословия. Окончил Академию одним из первых студентов со степенью кандидата-магистранта богословия (кандидатское сочинение на тему «Quesnel и его отношениек янсенизму»). Служение: Псковская Духовная Семинария иеромонах преподаватель, Холмская Духовная Семинария архимандрит ректор. Рукоположение: епископ 1897 день 19 месяц 10 Санкт-Петербург, Александро-Невская Лавра, Троицкий собор. Кто рукоположил: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий (Раев), архиепископ Казанский и Свияжский Арсений (Брянцев), архиепископ Финляндский и Выборгский Антоний (Вадковский), епископ Нарвский Иоанн (Кратиров). Служение: Московская епархия архиепископ, митрополит должность митрополит Московский и Коломенский год начала 1917. Рукоположение: Патриарх 1917 день 21 месяц 11 место Москва , Успенский собор 5/18 ноября 1917г. избран Патриархом Московским и всея Руси на Поместном Соборе Российской Православной Церкви в Москве. Избран из трех кандидатов посредством жребия, вытянутого слепым старцем Алексием Зосимовским. Аресты: Москва 24 ноября 1918 года был подвергнут домашнему аресту, а в его квартире был произведен обыск. 6 января 1919г. (под Рождество Христово) освобожден из-под стражи. Москва 1920г. подвергался неоднократным домашним арестам. Москва, Троицкое подворье 6 мая 1922 года. Обвинение при аресте «сопротивление изъятию церковных ценностей», по стт.62 и 119 УК РСФСР. Заключен под домашний арест на Троицком подворье, затем переведен в Донской монастырь. Места заключения: Москва, Донской монастырь 19 мая 1922 года, Москва, ул.Лубянка, Внутренняя тюрьма ОГПУ. 21 марта 1924г. следственное дело Патриарха Тихона прекращено. Кончина 7 апреля 1925 года Москва. Похоронен в Малом соборе Донского монастыря. На погребении свт.Тихона присутствовало 59 епископов, количество людей, пришедших перед этим проститься с великим Патриархом исчислялось многими сотнями тысяч. Канонизация 09/10/1989 Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Святитель Патриарх Тихон.

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/27/novo...

Богородицы, занимавшееся миссионерством среди корейцев. В 1910 г. во Владивостоке открылось миссионерское Камчатское братство в честь Нерукотворного образа Спасителя во главе с иером. Нестором (Анисимовым , с 1916 епископ Камчатский). В 1910 г. Е. принимал участие в I Всероссийском миссионерском съезде в Иркутске. Во исполнение рекомендаций съезда в 1912 г. в Никольске была образована викарная архиерейская кафедра. Занявший ее еп. Павел (Ивановский) курировал миссионерскую деятельность среди корейцев. В 1913 г. состоявшийся во Владивостоке I епархиальный миссионерский съезд решил открыть для новообращенных в Православие корейцев катехизаторское уч-ще. В 1912-1913 гг. был вызван в С.-Петербург на сессию Святейшего Синода, участвовал в прославлении Патриарха св. Ермогена , был назначен председателем Синодальной комиссии по выработке правил перевозки икон по водным путям. Награжден орденом св. Александра Невского (1912), бриллиантовым крестом на клобук (1915). Е. был прост в обхождении, отличался незлобием и всепрощением, его проповеди всегда привлекали множество прихожан. В июле 1917 г. выехал из Владивостока для участия в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. После завершения 1-й сессии Собора вернулся во Владивосток, но в марте 1918 г. был снова вызван в Москву на сессию Свящ. Синода. На 3-й сессии Поместного Собора выступал при обсуждении доклада Отдела богослужения об издании полного месяцеслова рус. святых; стал председателем Комиссии по ознакомлению с финансовым положением Собора. Из-за начавшейся гражданской войны был лишен возможности вернуться в епархию. В 1919 г. Е. был назначен временно на Смоленскую кафедру. 18 февр. 1920 г. Е. стал наместником Патриаршего престола с возведением в сан митрополита Крутицкого, ближайшим помощником Патриарха св. Тихона ; председательствовал в Свящ. Синоде, управлял Московской епархией. В 1921 г. запретил в священнослужении одного из видных московских обновленцев - свящ. С. Калиновского (впосл. снял с себя сан) и распорядился начать расследование его деятельности; однако материалы, подготовленные к церковному суду, были изъяты ГПУ во время обыска в Патриаршей канцелярии.

http://pravenc.ru/text/187367.html

20 янв. 1913 г. хиротонисан во епископа Киренского и назначен викарием Иркутской епархии. Хиротонию в кафедральном соборе Иркутска возглавил Иркутский и Верхоленский архиеп. Серафим (Мещеряков) . С 11 июля 1914 г. епископ Приамурский и Благовещенский. Прибыл в Благовещенск 18 сент., уже после начала первой мировой войны. Первым его шагом стало «Обращение к пастырям и пасомым Благовещенской епархии», в к-ром архиерей предложил образовать в каждом приходе попечительские советы, к-рые будут заботиться о семьях лиц, находящихся на фронте; установить во всех церквах особые кружки для сбора пожертвований на Красный Крест; ежемесячно отчислять на нужды войны 2% от церковных доходов и сделать единовременное отчисление 2% от церковных капиталов. Участвовал в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. В февр. 1918 г. был уже в Благовещенске, сообщал в письме Патриарху св. Тихону (Белавину) о том, что приход к власти в городе большевиков сопровождался захватом и разграблением красногвардейцами Благовещенской ДС и семинарской церкви, где были сорваны и разбиты иконы, арестами преподавателей семинарии. В связи с тем что здания духовного уч-ща и семинарии были заняты красноармейскими отрядами, Е. организовал учебу оставшихся в Благовещенске учеников в помещениях жен. епархиального уч-ща. В 1919 г. Е. перешел в церковное подчинение организованному в Омске Высшему временному церковному управлению Сибири , признав за ним часть канонических прав в условиях прекращения связи с Московской Патриархией. В нояб. 1919 г. отдал распоряжение о сборе в церквах пожертвований в пользу жителей казачьих станиц, лишившихся имущества из-за нападений красных партизан. Также по распоряжению Е. в епархии были собраны сведения о священнослужителях, погибших в 1919 г. за веру от рук партизан, и в февр. 1920 г. составлен синодик с именами убиенных (10 иереев и чтец); перечисленных в нем мучеников указывалось поминать за богослужениями (на общих панихидах, на проскомидиях, на заупокойных ектениях и на литургии).

http://pravenc.ru/text/186937.html

Первым доклад на тему «Дискуссии на Поместном Соборе 1917-18 гг. о путях реформирования духовного суда. Постановка проблемы» прочитал доцент, кандидат богословия Санкт-Петербургской академии протоиерей Алексий Балакай. Священник отметил, что в рамках дискуссии на Поместном Соборе высказывались две противоположные точки зрения на каноническое устройство церковного суда в Российской империи. Согласно первой, церковные каноны во многом подменяются светскими юридическими положениями. Согласно второй, исключительно каноническое устройство церковного суда в России невозможно. Кроме того, выступающий обратил внимание на необходимость анализировать каноны, которые используются для аргументации той или иной позиции, а также задал вопрос о том, как постановления Поместного Собора отразились на современном церковном суде. Далее кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе Московской духовной академии протоиерей Александр Задорнов рассказал о пределах икономии в современном судопроизводстве Русской Православной Церкви. Отец Александр отметил, что в настоящее время понятие «икономия» согласно нормативному определению понимается как отступление от точного исполнения канонического порядка, однако этимология и историческое применение данного термина говорит о том, что «икономия», это тот образ приведения закона, который способствует достижению справедливости. Обобщая свое выступление, проректор МДА сделал вывод о том, что в большинстве случаев в современных церковных судебных процессах используется понимание «икономии» в ее целевом назначении, а не согласно изначальному смыслу понятия. С сообщением «О праве суда над епископатом, духовенством, монашеством и церковными людьми на Руси (XI-XIII). Постановка проблемы» выступил модератор встречи профессор П.И. Гайденко. Он отметил, что в христианском обществе главной проблемой суда над клириками является их особый статус: светский и церковный. П.И. Гайденко призвал собравшихся подумать над следующими вопросами: Каким образом следует разделять церковное и светское начало? Какими правилами и нормами в подобных тяжбах пользовалась Церковь в Древней Руси?

http://patriarchia.ru/md/db/text/5549803...

Возрождение Благовещенского Кафедрального Собора началось в 1998 году по инициативе Высокопреосвященнейшего Мефодия, Митрополита Воронежского и Липецкого в Первомайском саду в ознаменование 2000-летия Рождества Христова. Новый Собор - звено связывающее наш сегодняшний день со славными страницами истории епархии. Собор будет освящен, как и древний, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а его внешний облик повторяет Владимирский Собор города, воздвигнутый в честь 900-летия Крещения Руси незадолго до октябрьской бури. 15 октября 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, находившийся с первым в истории Первосвятительским визитом в Воронежской епархии освятил закладной камень новой святыни епархии. С историей Благовещенского собора и Митрофанова монастыря тесно связана судьба священномученика Тихона (Никанорова), архиепископа Воронежского и Задонского. Уроженец Новгородской земли, выпускник Новгородской Духовной Семинарии и Санкт-Петербургской Духовной Академии, в последствии ректор Духовной Семинарии в родном Новгороде, святитель Тихон был назначен на Воронежскую кафедру 13 мая 1913 года. За недолгое архипастырское служение запомнился воронежцам как храмостроитель и инициатор канонизации в лике святых своего предшественника архиепископа Антония (Смирницкого). Владыка Тихон (Никоноров) был активным участником Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-18 годов, сподвижником святого Патриарха Тихона. В 1919 году 27 декабря (9 января 1920) в третий день праздника Рождества Христова, он был повешен на Царских вратах алтаря Благовещенского Собора Митрофановского монастыря, в котором совершал богослужение. По сведениям, протопресвитером Михаилом Польским, вместе со своим архипастырем мученическую кончину приняли 160 мучеников. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года он был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Его святые мощи почивают под спудом на кладбище Алексеево-Акатова монастыря в общей могиле воронежских архипастырей, чьи останки были перенесены сюда в 1993 году.

http://sobory.ru/article/?object=03549

выполнял митр. Сергий (Страгородский) на основании распоряжения митр. Петра: он был назван первым из трех кандидатов, которым временно поручалось исполнение обязанностей М. «в случае невозможности по каким-либо обстоятельствам» исправлять их митр. Петром. Митр. Сергий усвоил себе именование «Заместителя Патриаршего местоблюстителя». Вместе с тем Поместный Собор 1917-1918 гг. не предусматривал должность «Заместитель Патриаршего местоблюстителя», как и должность «Патриарший местоблюститель», в отличие от местоблюстителя Патриаршего престола, избираемого, согласно соборному Определению, членами Свящ. Синода на срок не более 3 месяцев (до созыва Собора для избрания патриарха). Однако назначение Патриаршего местоблюстителя (фактически - и. о. патриарха) происходило в чрезвычайных обстоятельствах, при отсутствии органов церковного управления (Свящ. Синод, Высший Церковный Совет) и при невозможности созыва церковного Собора. Когда осенью 1936 г. в Патриархию поступило ложное сообщение о смерти митр. Петра, Патриархией 27 дек. того же года был издан «Акт о переходе прав и обязанностей Местоблюстителя Патриаршего Престола Православной Российской Церкви к Заместителю патриаршего Местоблюстителя, Блаженнейшему митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию (Страгородскому)». С того времени и до 8 сент. 1943 г., когда состоялся Собор епископов, избравший митр. Сергия патриархом Московским и всея Руси, митр. Сергий носил титул местоблюстителя Патриаршего престола. В день кончины патриарха Сергия 15 мая 1944 г. было вскрыто его завещательное распоряжение, составленное 12 окт. 1941 г., в котором первым кандидатом на должность М. указывался митр. Алексий (Симанский). В тот же день на основании сложившейся по смерти патриарха Тихона практики Свящ. Синод принял к исполнению волю покойного. Митр. Алексий был избран открытым голосованием патриархом Московским и всея Руси на Поместном Соборе 2 февр. 1945 г. По смерти патриарха Алексия I (17 апр. 1970), 18 апр. 1970 г. на экстренном заседании Свящ.

http://pravenc.ru/text/2563054.html

В авг. отбыл в Москву для участия в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Был избран заместителем председателя соборного отдела по устройству Церкви в Закавказье. В сент. 1917 г. прервал участие в заседаниях Поместного Собора и вернулся в епархию. 24 мая 1918 г. М. упразднил духовную консисторию и передал ее полномочия выборному епархиальному совету, однако в условиях гражданской войны епархиальное управление с большим трудом поддерживало связь с приходами. Участились случаи разбойных нападений на священнослужителей. В авг. 1918 г. М. вместе с представителями исламского духовенства Владикавказа, раввином, лютеран. пастором, католич. ксендзом и священником Армянской Апостольской Церкви подписал обращение о предотвращении межрелиг. вражды. 30 марта 1919 г., после взятия Владикавказа белыми войсками, М. торжественно приветствовал их командующего ген. А. И. Деникина во владикавказском Михаило-Архангельском кафедральном соборе. В мае того же года принял участие в Юго-Восточном русском церковном Соборе в Ставрополе, на котором для организации церковной жизни на территории, занятой войсками ген. Деникина, было учреждено Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР). М. был избран кандидатом в члены ВВЦУ ЮВР, однако активного участия в его работе не принимал. В марте 1920 г. Владикавказ был взят Красной Армией, М. остался в городе. 10 окт. того же года он предстал перед судом Терского областного ревтрибунала по обвинению в контрреволюционной деятельности во время правления белых - произнесении приветственной речи в адрес ген. Деникина, распространении листовок, призывавших к борьбе с советской властью, а также в сокрытии материальных ценностей. Во время суда М. заявил о своем сочувствии декрету «Об отделении Церкви от государства...». Трибунал приговорил его к заключению в лагерь принудительных работ на все время гражданской войны, но, принимая во внимание преклонный возраст осужденного, заменил наказание на высылку в Пермскую губ. Видимо, высылка была отменена из-за обострения болезни епископа, в янв. 1921 г. ему была сделана операция с трепанацией черепа. В февр. того же года он был вновь арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Тогда же решением местных властей был распущен епархиальный совет. 18 апр. 1921 г. М. был приговорен к 5 годам лишения свободы в лагере принудительных работ, но уже в конце мая того же года его освободили ввиду ухудшения состояния здоровья.

http://pravenc.ru/text/2561396.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010