Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Петр, митрополит Крутицкий июня 1862-†27 сентября/10 октября 1937 Прославлен в 1997 г. Память празднуется 27 сентября/10 октября (преставление) и в воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников) Из Деяния Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 18–23 февраля 1997 года о канонизации священномучеников: Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского ; 1862–1937), митрополита Серафима (Чичагова ; 1856–1937) и архиепископа Фаддея (Успенского ; 1872–1937) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Издревле возлагая свои духовные упования на молитвенное заступничество пред Престолом Всевышнего святых угодников земли Российской, Русская Православная Церковь соборно свидетельствует о сугубом предстательстве за ее верных чад сонма новомучеников Российских, поименное прославление которых благоговейно осуществляется Церковью. По Промыслу Божию не только мученическая кончина, но и подвижническая жизнь многих новомучеников Российских оказывалась запечатленной в соборной памяти Русской Православной Церкви для назидания будущих поколений ее верных чад, дабы помнили они обращенные ко всем христианам слова святого Апостола: “Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем” ( Рим 14:8 ). Великий смысл этих слов засвидетельствовали благочестивым житием, исповедническим архипастырским служением, самоотверженным стоянием за единство Русской Православной Церкви и пролитием мученической крови в 1937 году священномученики митрополит Крутицкий Петр (Полянский) , Местоблюститель Патриаршего престола, митрополит Серафим (Чичагов) и архиепископ Фаддей (Успенский) . Митрополит Петр, призванный к первосвятительскому служению после блаженной кончины своего святого предшественника Патриарха Тихона, возглавлял Русскую Православную Церковь в пору лютых гонений на нее, претерпел изгнание, тюремные узы и заточение, увенчав подвиг исповедничества мученической смертью за Христа. Строгий ревнитель церковных традиций и вдохновенный архипастырь, священномученик митрополит Серафим на 82-м году своей благочестивой жизни был взят гонителями Церкви с одра болезни, мужественно пребывал в узах и смиренно принял смерть за веру и Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Минской духовной семинарии состоялись IV Чтения памяти священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского) 11 июня 2019 г. 10:13 7 июня 2019 года в Минской духовной семинарии по благословению ректора архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия прошла научная конференция «IV Чтения памяти священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского, 1862-1937)». В работе конференции приняли участие преподаватели и студенты Минской духовной семинарии, а также священнослужители Новогрудской епархии . Чтения являются ежегодно проводимым в Минской духовной семинарии научным форумом, посвященным памяти Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского). Священномученик Петр возглавлял Русскую Православную Церковь с 1925 по 1937 годы, когда атеистические гонения на религию в Советском Союзе достигли своего наивысшего развития. По этой причине с именем митрополита Петра (Полянского), многие годы проведшего в заключении и расстрелянного в 1937 году, ассоциируется наиболее тяжелый период русской церковной истории. Для Минской духовной семинарии память о священномученике митрополите Петре обладает особой значимостью. На протяжении десяти лет, с 1896 по 1906 годы, будущий святитель возглавлял Жировичское духовное училище. Результатом трудов П.Ф. Полянского стало решение Училищного комитета при Святейшем Синоде о признании училища примерным по постановке учебной и воспитательной работы. В 2016 году ректор МинДС архиепископ Гурий инициировал ежегодное проведение Чтений памяти священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского) с целью сохранения памяти о новомучениках, исповедниках и всех православных христианах, невинно пострадавших в годы массовых репрессий. Открыл работу форума первый проректор семинарии протоиерей Андрей Цигель, который огласил приветственный адрес ректора. Модератором конференции выступил проректор по научной работе доцент А.В. Слесарев. Первый доклад, подготовленный председателем Комиссии по канонизации святых Белорусской Православной Церкви , наместником Никольского мужского монастыря города Гомеля архимандритом Амвросием (Шевцовым), был посвящен современной практике причисления к лику святых новомучеников и исповедников ХХ века.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Деяние Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации священномучеников Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862-1937), митрополита Серафима (Чичагова; 1856-1937) и архиепископа Фаддея (Успенского; 1872-1937) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Издревле возлагая свои духовные упования на молитвенное заступничество пред Престолом Всевышнего святых угодников земли Российской, Русская Православная Церковь соборно свидетельствует о сугубом предстательстве за ее верных чад сонма новомучеников Российских, поименное прославление которых благоговейно осуществляется Церковью. По Промыслу Божию не только мученическая кончина, но и подвижническая жизнь многих новомучеников Российских оказывалась запечатленной в соборной памяти Русской Православной Церкви для назидания будущих поколений ее верных духовных чад, дабы помнили они обращенные ко всем христианам слова святого Апостола: «Живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем» (Рим. 14, 8). Великий смысл этих слов засвидетельствовали благочестивым житием, исповедническим архипастырским служением, самоотверженным стоянием за единство Русской Православной Церкви и пролитием мученической крови в 1937 году священномученики митрополит Крутицкий Петр (Полянский), Местоблюститель Патриаршего Престола, митрополит Серафим (Чичагов) и архиепископ Фаддей (Успенский). Митрополит Петр, призванный к первосвятительскому служению после блаженной кончины своего святого предшественника Патриарха Тихона, возглавлял Русскую Православную Церковь в пору лютых гонений на нее, претерпел изгнание, тюремные узы и заточение, увенчав подвиг исповедничества мученической смертью за Христа. Строгий ревнитель церковных традиций и вдохновенный архипастырь, священномученик митрополит Серафим на 82-м году своей благочестивой жизни был взят гонителями Церкви с одра болезни, мужественно пребывал в узах и смиренно принял смерть за веру и Церковь.

http://sedmitza.ru/lib/text/429334/

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Деяние Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1997 г. о канонизации священномучеников Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862-1937), митрополита Серафима (Чичагова; 1856-1937) и архиепископ Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Издревле возлагая свои духовные упования на молитвенное заступничество пред Престолом Всевышнего святых угодников земли Российской, Русская Православная Церковь соборно свидетельствует о сугубом предстательстве за ее верных чад сонма новомучеников Российских, поименное прославление которых благоговейно осуществляется Церковью. По Промыслу Божию не только мученическая кончина, но и подвижническая жизнь многих новомучеников Российских оказывалась запечатленной в соборной памяти Русской Православной Церкви для назидания будущих поколений ее верных духовных чад, дабы помнили они обращенные ко всем христианам слова святого Апостола: «Живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем» (Рим. 14, 8). Великий смысл этих слов засвидетельствовали благочестивым житием, исповедническим архипастырским служением, самоотверженным стоянием за единство Русской Православной Церкви и пролитием мученической крови в 1937 году священномученики митрополит Крутицкий Петр (Полянский), Местоблюститель Патриаршего Престола, митрополит Серафим (Чичагов) и архиепископ Фаддей (Успенский). Митрополит Петр, призванный к первосвятительскому служению после блаженной кончины своего святого предшественника Патриарха Тихона, возглавлял Русскую Православную Церковь в пору лютых гонений на нее, претерпел изгнание, тюремные узы и заточение, увенчав подвиг исповедничества мученической смертью за Христа. Строгий ревнитель церковных традиций и вдохновенный архипастырь, священномученик митрополит Серафим на 82-м году своей благочестивой жизни был взят гонителями Церкви с одра болезни, мужественно пребывал в узах и смиренно принял смерть за веру и Церковь.

http://mospat.ru/archive/86579-deyanie-o...

В Минской духовной семинарии состоялись чтения памяти священномученика Петра (Полянского) 20 апреля 2016 г. 09:53 18 апреля 2016 года в актовом зале Минской духовной семинарии состоялись Чтения памяти священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского, 1862-1937). Мероприятие было приурочено к 120-летию назначения П.Ф. Полянского (впоследствии митрополита Петра) смотрителем Жировицкого духовного училища. На протяжении десяти лет, с 1896 по 1906 годы, будущий святитель возглавлял духовную школу. Под руководством П.Ф. Полянского училище было признано примерным по постановке учебной и воспитательной работы. Впоследствии П.Ф. Полянский принял монашеский постриг и архиерейскую хиротонию, став одним из ближайших сподвижников святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. С апреля 1925 года митрополит Крутицкий Петр (Полянский) являлся главой церковной иерархии Русской Православной Церкви в должности Патриаршего Местоблюстителя. Расстрелян в 1937 году. В 1997 году определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви причислен к лику святых. Работа Чтений началась с пения тропаря, кондака и величания священномученику митрополиту Петру (Полянскому), которые исполнил хор Минской духовной семинарии. Затем ректор МинДС архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий преподал архипастырское благословение собравшимся и открыл работу Чтений. В своем слове владыка особо подчеркнул важность сохранения памяти о новомучениках и исповедниках Церкви Русской и выразил надежду на то, что традиция ежегодного проведения Чтений памяти священномученика Петра (Полянского) прочно утвердится в Минской духовной семинарии. Далее вниманию собравшихся был предложен 15-минутный фрагмент документального фильма митрополита Илариона (Алфеева) «Гонения на Церковь в России XX века» из цикла «Церковь в истории». После просмотра фильма преподаватель новейшего периода истории Русской Православной Церкви в Минской духовной семинарии протодиакон Павел Бубнов выступил с докладом на тему: «Священномученик Петр (Полянский): жизнь и церковное служение».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

В Минской духовной семинарии прошли чтения памяти священномученика Петра (Полянского) 9 июня 2018 г. 15:17 8 июня 2018 года в Минской духовной семинарии под председательством ректора архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия прошла научная конференция «III Чтения памяти священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского, 1862-1937)». В работе конференции приняли участие преподаватели и студенты Минской духовной семинарии, а также священнослужители Новогрудской епархии . Чтения проводятся в Минской духовной семинарии ежегодно. Научный форум посвящен памяти Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского), возглавлявшего Русскую Православную Церковь в период наиболее страшных гонений на Церковь в Советском Союзе. Патриарший Местоблюститель многие годы провел в заключении и был расстрелян в 1937 году. В Минской духовной семинарии особо почитают священномученика Петра. На протяжении десяти лет, с 1896 по 1906 годы, будущий святитель возглавлял Жировичское духовное училище. Результатом его трудов стало решение Училищного комитета при Святейшем Синоде о признании училища примерным по постановке учебной и воспитательной работы. В 2016 году ректор Минской духовной семинарии архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий инициировал ежегодное проведение чтений памяти священномученика Петра (Полянского) с целью сохранения памяти о новомучениках, исповедниках и всех православных христианах, невинно пострадавших в годы массовых репрессий. Открывая мероприятие, архиепископ Гурий преподал архипастырское благословение участникам конференции и отметил важность сохранения памяти о тех православных христианах, которые в ХХ веке стали невинными жертвами массовых репрессий. Первым перед собравшимися выступил кандидат богословия, проректор по научной работе Минских духовных академии и семинарии доцент А.В. Слесарев, который представил доклад о правовом положении православного духовенства в советском государстве в 1918-1936 годах. Преподаватель кафедры истории и туризма гуманитарного факультета, заместитель декана механико-технологического факультета Полоцкого государственного университета кандидат исторических наук В.В. Бараненко рассказал о процессе организации обновленческих епархиальных органов на территории Восточной Беларуси в 1922-1923 годах.

http://patriarchia.ru/db/text/5217719.ht...

В Минской духовной семинарии прошли II чтения памяти священномученика митрополита Петра (Полянского) 9 июня 2017 г. 16:44 8 июня 2017 года по благословению ректора Минской духовной семинарии архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия состоялась научная конференция «II Чтения памяти священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862-1937)». Открывая мероприятие, архиепископ Гурий преподал архипастырское благословение всем участникам и подчеркнул особую значимость сохранения памяти о православных христианах, которые в ХХ веке незаслуженно стали жертвой массовых репрессий. В работе конференции  приняли участие преподаватели и студенты Минской духовной семинарии, учащиеся Слонимского духовного училища и духовенство Новогрудской епархии . Форум открылся выступлением доцента кафедры истории Беларуси Гомельского государственного университета им. Франциска Скорины кандидата исторических наук С.Ф. Веремеева, рассказавшего о том, как освещались последние годы жизни Патриарха Московского и всея Руси Тихона в воспоминаниях его современников. Профессор Минской духовной академии доктор церковной истории иерей Гордей Щеглов в своем докладе сообщил о жизни и исповедническом подвиге уроженца белорусской земли священномученика Иоанна (Пашина; 1881-1938), епископа Рыльского. Выступление помощника секретаря Комиссии по канонизации святых Белорусской Православной Церкви  кандидата богословия протоиерея Димитрия Шиленка было посвящено истории обновленческого раскола на территории Восточной Беларуси в 1920-30-е гг. Доцент кафедры истории славянских народов Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина кандидат исторических наук А.Н. Свирид рассказал о системе контрмер Православной Церкви по противодействию распространению неоунии на белорусских землях в 1920-30-е гг. В своем докладе проректор по научной работе Минских духовных семинарии и академии доцент А.В. Слесарев рассказал о церковной деятельности архимандрита Тихона (Шарапова) на посту настоятеля Жировичского монастыря (1922-24 гг.).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Священномученик Петр (Полянский)». Составитель Ольга Рожнева. Священномученик Петр (Полянский)/Сост. О.Л. Рожнева. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. — 112 с.      Митрополит Петр (Полянский; 1862–1937) — священномученик, митрополит Крутицкий, местоблюститель патриаршего престола с 1925 по 1937 год. Продолжил дело патриарха Тихона и остался верным его позициям. Двенадцать лет он нес тяжелый крест возглавителя Русской Православной Церкви, находясь в далеких ссылках и одиночных тюремных камерах. Во многом благодаря его стойкости было сохранено единство Церкви, раздираемое ее гонителями. ...В 1920 году патриарх Тихон предложил Петру Федоровичу Полянскому принять монашество, священство, епископство и стать его помощником по управлению Православной Церковью. Предложение патриарха было сделано во времена гонений на Русскую Православную Церковь. Уже были убиты некоторые епископы, и имена мучеников входили в летопись Поместного Собора. Убивали также тех, кого Собор посылал для выяснения обстоятельств убийств архиереев. Поэтому сан епископа сулил Петру Федоровичу не почет и комфорт, а гонения и мученическую кончину. Ему было уже пятьдесят восемь лет, но он решился на этот шаг, что свидетельствовало о его мужестве, незаурядности и силе характера. Придя домой, Петр Федорович рассказал своему брату священнику Василию о предложении патриарха и прибавил: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но когда соглашусь — я знаю, я подпишу тем себе смертный приговор». Его слова полностью сбылись. Современник будущего священномученика Анатолий Краснов-Левитин отзывался о Петре Федоровиче Полянском так: «Это был человек настоящей русской складки. Какое бы то ни было позерство или аффектация были ему совершенно не свойственны. Это был жизнерадостный и веселый человек: хорошая шутка и звонкий смех были с ним неразлучны. Это был сговорчивый и уступчивый человек — отнюдь не фанатик и не изувер… Он оказался самым непоколебимым и стойким иерархом из всех, которых имела Русская Церковь со времен патриарха Гермогена».

http://pravoslavie.ru/99686.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР (Полянский Петр Федорович; 20.07.1862, с. Сторожевое Коротоякского у. Воронежской губ.- 10.10.1937, г. Верхнеуральск (по др. сведениям, г. Магнитогорск) Челябинской обл.), сщмч. (пам. 27 сент., в Соборе Московских святителей, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг. и в Соборе святых Челябинской митрополии), митр. Крутицкий, патриарший местоблюститель (1925-1936). Род. в семье свящ. Богоявленской ц. с. Сторожевого Федора Евграфовича Полянского; племянник еп. свт. Иустина (Полянского). По окончании Воронежской ДС по 1-му разряду со званием студента 26 июля 1885 г. резолюцией Острогожского еп. Макария (Троицкого) назначен на должность псаломщика при храме с. Девица Коротоякского у. Воронежской губ. 15 дек. 1887 г., согласно прошению и с разрешения епархиального архиерея, зачислен вольнослушателем в МДА, в связи с чем 24 марта 1888 г. уволен с должности псаломщика. 1 окт. того же года после поверочных испытаний принят в число студентов МДА (РГИА. Ф. 802. Оп. 10 (1906 г.). Д. 111. Л. 10 об.- 12). 15 июня 1892 г., по окончании полного курса академии, удостоен степени канд. богословия за соч. «Объяснение Первого послания св. апостола Павла к Тимофею». По представлению ректора МДА архим. Антония (Храповицкого ; впосл. митрополит) Московский и Коломенский митр. Леонтий (Лебединский) утвердил его в должности помощника инспектора академии (Отчет о состоянии МДА в 1891/92 уч. г.//БВ. 1892. 11. С. 277). Помимо работы в академии с 15 сент. 1892 по 15 авг. 1895 г. безвозмездно служил законоучителем при сергиево-посадском частном жен. учебном заведении 2-го разряда. С 14 мая 1895 г. являлся церковным старостой при Богоявленской ц. в родном с. Сторожевом; за особое усердие к благоукрашению храма удостоен архипастырской признательности Воронежского еп. Анастасия (Добрадина). П. Ф. Полянский. Фотография. 10-е гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2580122.html

Но этот общий вывод не распространяется на тех архипастырей и пастырей, кто, на время присоединившись к обновленцам, потом оставлял раскол, через Покаяние возвращался в лоно Церкви и впоследствии становился жертвой антицерковных репрессий. Совершенно однозначен и отрицательный ответ на вопрос о возможности канонизации павших жертвами репрессий самосвятов-липковцев и других, позже возникших группировок украинских автокефалистов, которые имели преемственную связь с самосвятами. Русская Православная Церковь никогда не признавала действительности рукоположений, которые совершались в самосвятской и поликарповской автокефалистских группировках. Но в своей дисциплинарной практике Православная Церковь иначе, чем к обновленцам, григорьевцам и автокефалистам, относилась к присоединяемым из так называемых «правых» расколов; они принимались по покаянии в сущем сане — в том, какой могли получить в отделении от законного Священноначалия. В действиях «правых» оппозиционеров, часто называемых «непоминающими», нельзя обнаружить злонамеренных, исключительно личных мотивов. Их действия обусловлены были по-своему понимаемой заботой о благе Церкви. Как хорошо известно, «правые» группировки состояли из тех епископов и их приверженцев среди священнослужителей и мирян, кто, не соглашаясь с церковно-политической линией назначенного митрополитом Петром Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита (потом Патриарха) Сергия — прекращал возношение имени Заместителя за богослужением и таким образом порывал каноническое общение с ним. Но порвав с Заместителем Местоблюстителя, они, как и сам митрополит Сергий, главой Церкви признавали митрополита Петра – Местоблюстителя Патриаршего Престола. Поэтому к канонизации предлагаются и «правые» оппозиционеры, такие как митрополит Казанский Кирилл (Смирнов; 1863-1937), епископ Глазовский Виктор (Островидов; 1875-1934). Комиссия предлагает причислить к лику святых вслед за уже канонизованными митрополитом Серафимом (Чичаговым; 1856-1937) и архиепископом Фаддеем (Успенским; 1872-1937) тех архипастырей и пастырей, кто никогда не разрывал общения с законной церковной властью в лице митрополитов Петра (Полянского; 1862-1937) и Сергия (Страгородского; 1867-1944) и чье праведное житие было увенчано мученической кончиной в 30-е годы. Например: архиепископ Калужский Августин (Беляев; 1886-1937), архиепископ Семипалатинский Александр (Щукин; 1891-1937), епископ Белгородский Антоний (Панкеев; 1892-1938) и другие.

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010