Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЛУГОШ [польск. Dugosz; лат. Dlugossius] Ян (1415, Бжезница, близ Радомско - 19.05.1480, Краков), польск. историк, дипломат. Род. в Бжезнице, где его отец, участник Грюнвальдской битвы, занимал пост бургграфа, помощника старосты в местном замке. Вскоре отец был назначен в г. Новы-Корчин, где Д. начал посещать школу. Родители Д. желали, чтобы сын сделал церковную карьеру. Вероятно, важную роль в судьбе Д. сыграл его дядя Бартош, капеллан польск. кор. Владислава (Ягайло) , впосл. священник в богатом приходе в Клобуцке. В 1428 г. 13-летний Д. поступил на философский фак-т Краковского ун-та, однако, недоучившись, покинул его в 1431 г. Благодаря семейным связям Д. получил место писаря в канцелярии Краковского еп. Збигнева Олесницкого. Став впосл. секретарем Олесницкого, а затем и управляющим всеми земельными владениями Краковского еп-ства, Д. проявил большие адм. способности и составил уникальную «Опись доходов Краковского диоцеза» (Liber beneficiorum dioecesis Cracoviensis, 1440). Личная преданность епископу, одному из лидеров группировки церковных и светских магнатов М. Польши, к-рая фактически правила страной в малолетство кор. Владислава III Варненьчика и во время пребывания его в Венгрии (2-я пол. 30-х - 1-я пол. 40-х гг. XV в.), повлияла на формирование Д. как историка Польского гос-ва. Возможно, именно Олесницкий побудил Д. заняться сбором материала по польск. истории и создать общепольск. исторический свод. При содействии Олесницкого развивалась и церковная карьера Д. В 1434 г. он был рукоположен во пресвитера в г. Клобуцке, а в 1436 г. стал каноником Краковского капитула. Эти должности Д. занимал вплоть до смерти Олесницкого (1455). Ориентация кругов польск. духовенства, объединившегося вокруг Олесницкого, определялась связью с Соборным движением , хотя по ряду вопросов польск. духовенство занимало особую позицию. Так, оно было последовательно враждебно по отношению к гуситам, постоянно в отличие от польск. королевского двора отклоняя их предложения о совместной борьбе против Тевтонского ордена и не желая одобрить решения Базельского Собора , вступившего в соглашение с гуситами и разрешившего им принимать причастие под обоими видами.

http://pravenc.ru/text/178573.html

20 октября 2021 г. 19:30 Митрополит Луганский и Алчевский Митрофан (Юрчук) 19.11.1962–18.06.2021 18 июня скоропостижно отошел ко Господу на 59-м году жизни постоянный член Синода Украинской Православной Церкви, председатель Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви митрополит Луганский и Алчевский Митрофан. PDF-bepcuя. Митрополит Митрофан (в миру — Михаил Иванович Юрчук) родился 19 ноября 1962 года в г. Белогорье Хмельницкой области Украины в ­семье рабочих.  В 1981–1983 годах служил в рядах Советской армии. В 1984–1987 годах учился в Одесской духовной семинарии, после окончания которой в 1987 году поступил в Московскую духовную академию. В 1988 году в рамках обмена студентами между Русской и Польской Православными Церквями был направлен в Христианскую богословскую академию в Варшаве, которую окончил в 1993 году с ученой степенью магистра богословия. Во время обучения в Варшаве исполнял обязанности воспитателя и преподавателя Варшавской духовной семинарии. Двадцать первого августа 1990 года в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество, 1 сентября рукоположен в сан иеродиакона, 16 сентября — в сан иеромонаха. В 1994 году принят в число преподавателей Киевских духовных школ и в число братии Киево-Печерской лавры. В Киевских духовных школах занимал должность инспектора, затем проректора. В 1994 году возведен в сан игумена, в 1995 году — в сан архимандрита. Тридцатого июля 2000 года хиротонисан во епископа Переяслав-­Хмельницкого, викария Киевской митрополии, назначен управляющим делами Украинской Православной Церкви. Девятого июля 2003 года возведен в сан архиепископа. Решением Синода Украинской Православной Церкви (УПЦ) от 22 ноября 2006 года назначен председателем Синодальной комиссии по диалогу с Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ). Тридцать первого мая 2007 года освобожден от должности викария Киевской митрополии и назначен управляющим Белоцерковской епархией. Решением Синода Украинской Православной Церкви от 9 сентября 2009 года (журнал 45) возглавил возобновленную Синодальную комиссию Украинской Православной Церкви по диалогу с УАПЦ и рабочую группу по подготовке диалога с представителями Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП).

http://e-vestnik.ru/db/mitropolit_lugans...

Вишиванюк А. В. Об отношениях между Украинской Автономной Православной Церковью и «Украинской автокефальной православной церковью " в годы немецкой оккупации — Библиотека — Церковно-Научный Центр " Православная Энциклопедия " Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Подписка на новости в формате RSS Подписка на рассылку сайта Купить Православную Энциклопедию Учебные пособия 12+ —Новости—   —Патриарх—   —Статьи—   —Видео—   —Фото—   —Энциклопедия—   —Библиотека—   Материалы для публикации в журнале Вестник церковной истории Вишиванюк А. В. Об отношениях между Украинской Автономной Православной Церковью и «Украинской автокефальной православной церковью " в годы немецкой оккупации Великая Отечественная война радикально изменила обстоятельства существования церковных структур на всей территории Украины, в том числе в западных областях. Оценивая религиозную политику Третьего рейха на Украине в целом, следует отметить, что вначале германские оккупационные власти, стремившиеся заручиться поддержкой местного населения, предприняли ряд мер, которые должны были восприниматься украинским народом как обретение такой степени религиозной свободы, которой здесь не было ни при советской власти, ни при польском правлении. Сходным образом немцы на первых порах оказали поддержку и украинскому националистическому движению. После 2 лет советского режима на Западной Украине приход немецкой армии часть населения восприняла не только как освобождение от большевистского гнета, но и как шанс для создания независимого Украинского государства, который националисты попытались использовать, вступив в сотрудничество с германскими властями. Иллюзии националистов на создание государственности в сложившихся условиях оказались столь сильны, что 30 июня 1941 г. во Львове без уведомления немецких властей был провозглашен «Акт о возобновлении Украинской державы» и объявлено о формировании украинского правительства. Вскоре оккупационные власти эти акты дезавуировали, однако они имели широкий резонанс среди населения Западной Украины и послужили толчком к активизации украинского национального движения. На Волыни и за ее пределами стихийно стали формироваться украинские национальные и церковные рады, в которых все чаще стал подниматься вопрос о необходимости создания «Украинской автокефальной православной церкви» (УАПЦ).

http://sedmitza.ru/lib/text/5122580/

Православные школы К оглавлению Во второй половине XVI в. в пределах Киевской митрополии наряду с римо-католиками активный прозелитизм стали проводить и протестанты различных направлений. Поэтому перед наиболее дальновидными церковными деятелями остро встал вопрос о сохранении чистоты православного вероучения не только путем создания братств, но и собственно средствами духовного просвещения — организацией школ, типографий и развитием православной богословской мысли (126). Главными центрами православного образования стали учрежденные в конце XVI в. школы Острожская, Львовская и Виленская, а впоследствии и ряд других. Плодом их деятельности явилось множество книг, изданных ими с целью защиты Православия. Кроме того, они воспитали и подготовили выдающихся деятелей для борьбы с унией. До середины XVI в. западнорусская богословская мысль сохраняла традиции древних русских училищ и не успела еще подвергнуться польскому и западноевропейскому влиянию. Множество посещавших юго-западную Россию выходцев из Греции, иноков из монастырей Святой Горы Афон, нередко живших здесь долгое время, поддерживали стремление местных православных христиан к просвещению; они же нередко становились и первыми учителями в открывавшихся школах. Таким образом, уже с самого начала западнорусские православные школы придерживались традиций византийского богословия. Но постепенно существование рядом с высокоразвитыми в научном плане римско-католическими и протестантскими коллегиями и гимназиями, а также отдаленность Греции привели к заимствованиям православными богословами ряда особенностей инославных школ. Это объяснялось также и тем, что многие западнорусские богословы получали образование в римско-католических и протестантских учебных заведениях Польши и других стран Европы. В силу необходимости опровергать доводы инославных богословов их методами в западнорусской Церкви деятели просвещения достигли весьма значительного уровня; но как во внешней форме богословских полемических сочинений, так до некоторой степени и в самом направлении они невольно подчинились латино-польскому влиянию. Это влияние проявилось также и в усвоении некоторых латинских церковных обрядов и обычаев, а также некоторых воззрений, не принятых в Православной Церкви, хотя эти разности никогда не нарушали единства Православной Восточной Церкви. Острожская школа

http://sedmitza.ru/lib/text/436375/

О примирении Польской Католической и Русской Православной Церквей. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Мониторинг СМИ О примирении Польской Католической и Русской Православной Церквей Томаш Орловский, посол Польши во Франции 16.10.2012 15:07 Версия для печати 9 сентября, в воскресенье, во всех храмах Польши было зачитано совместное послание польского и русского архиереев. Этот документ был подписан тремя неделями ранее, от имени Польской Католической Церкви и Русской Православной Церкви, председателем Польской епископской конференции архиепископом Юзефом Михаликом и Патриархом Московским и всея Руси Кириллом I, во время его исторического визита в Польшу. Польша и Россия, которым приписывают общеизвестное и основанное на продолжительном опыте взаимное недоверие, запустили процесс примирения. Ибо, как об этом сказали подписанты, " наши братские народы объединяет не только многовековое соседство, но и богатое христианское наследие Востока и Запада " .

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Глава II. Белое духовенство Состав его. Образовательный ценз. Вопрос об учреждении духовной академии в Вильне. Порядок назначения на места. Общая характеристика духовенства. Главнейшею задачею Литовского епархиального начальства, после воссоединения униатов с православною церковью в 1839 году, должно было служить преуспеяние дела православия и русской народности в крае. Мы намеренно ставим вместе понятия «православие и русская народность» потому, что они особенно тесно связаны между собою в северо-западном крае, где еще с давнего времени, со времени Брестской унии, имевшей целью вместе, с навязанием религиозной унии с Римом, уничтожить и тяготение русского народа в сем крае к сердцу России – Москве православной и её православному царю, идет постоянная борьба духовная и политическая, борьба православия с воинствующим римско-католицизмом, с одной стороны, и русской народности с полонизмом – с другой. Эта тесная связь элемента национально политического с религиозным настолько сильна здесь, что понятия «православный» и «католик» стали синонимами понятий «русский» и «поляк». И в народном обычном словоупотреблении почти совсем исчезли названия «православная вера» и «католицизм», и заменились словами «русская вера» и «польская». 125 И сама история – эта «magistra vitae» 126 неопровержимо свидетельствует о тесной связи между собою в северо-западном крае понятий «православие и русская народность», указывая, например, на то, что, при поднятии русского самосознания в крае при Муравьеве и Кауфмане, замечалось здесь и оживление церковной жизни и, наоборот, при Потапове и Альбединском, погружение церковной жизни в прежнее полу-дремотное состояние. В виду же того, что главная роль в служении делу преуспеяния в крае православия и русской народности лежала и лежит на православном духовенстве, которое, по своему положению, является ближайшим и непосредственным проводником в жизнь распоряжений, как высшего духовного начальства, так и местного епархиального, которые направлены к пользе церкви православной и отечества, то мы прежде всего должны сказать о сем духовенстве, так как ближайшее ознакомление с ним отчасти поможет нам выяснить себе вопрос о причине настоящего недостаточно высокого положения дела православия в северо-западном крае.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ ПАХИМЕР Георгий Пахимер [греч. Γεργιος Παχυμρης] (1242, Никея - ок. 1310), визант. философ, историк, ученый. Занимал высокие гос. и церковно-адм. должности (был протэкдиком и дикеофилаком). Г. П. принадлежал к поколению учеников Георгия Акрополита и в творчестве испытал его сильное влияние. После 1261 г. переехал в К-поль, где получил прекрасное образование, включавшее помимо философии и риторики физику и математику. Он обратился к рассказу о событиях, современником к-рых был, создав, подобно Акрополиту, памятник отчасти мемуарного, отчасти историографического жанра. Основное и самое объемное соч. «История» (Συγγραφικα στοραι) в 13 кн., охватившее период с 1260 до 1308 г., написано Г. П. как продолжение «Хроники» Георгия Акрополита. Оно дает представление о правлении первых 2 императоров из династии Палеологов (повествование о последних годах правления Ласкарисов носит характер предыстории, необходимой для пояснения последующих событий). Творчество Г. П. не исчерпывается историографическим трудом: важное место в истории визант. культуры занимают его философские, риторические и юридические сочинения. Принадлежность Г. П. к числу клира К-польского Патриархата объясняет интерес его как историка к церковно-политическим и догматическим спорам, прежде всего к греко-лат. полемике по вопросу об унии Вост. и Зап. Церквей. Г. П. являлся ревнителем идей эллинского патриотизма и был враждебно настроен к католич. Западу. Историческая ситуация того времени, когда над Византией нависла опасность внешнеполитических утрат, а внутри гос-ва на различных уровнях шли дискуссии и возникали распри, не располагала к сдержанному, отстраненному фактологическому, пусть и субъективно организованному, описанию. В «Истории» в начале повествования Г. П. выдвигает тезис о бедственном состоянии гос-ва, превращении исторического процесса в «смуту событий» (I 14.14-15; II 12.5-6; II 257.17 - 258.1). Это выражение становится лейтмотивом всего произведения. Ощущение надвигавшейся беды, дестабилизации общественной системы, тревоги за будущее у Г. П. сродни оценкам этого же времени у его современника и соученика - буд. К-польского патриарха Григория II Кипрского . Т. о., это отмеченное в «Истории» состояние напряженности социально-психологической атмосферы в гос-ве было отражением реальной ситуации, а не субъективными рефлексиями историка.

http://pravenc.ru/text/164419.html

Ваше Высокопреосвященство, решения Межправославной подготовительной комиссии о процедуре предоставления автокефалии, принятые 10-17 декабря 2009 года в Шамбези, позволяют говорить о серьезном шаге в развитии межправославного сотрудничества. Насколько разнились исходные позиции Церквей и можно ли сказать, что поиск консенсуса был трудным? Согласно постановлению Всеправославного предсоборного совещания, состоявшегося в июне 2009 года, на рассмотрение Межправославной подготовительной комиссии были вынесены вопросы о способе провозглашения автокефалии и автономии Православных Церквей, а также о порядке диптихов списков, согласно которым осуществляется богослужебное поминовение Предстоятелей Поместных Церквей. В ходе шестидневных обсуждений удалось рассмотреть два из упомянутых вопросов об автокефалии и автономии, дискуссия по теме диптихов отложена до следующего заседания Комиссии. Тема церковной автокефалии уже рассматривалась на заседании Межправославной подготовительной комиссии, состоявшемся в 1993 году. Тогда было выработано общее мнение о том, что в основу предоставления автокефалии определенной части Поместной Церкви должно быть положено согласие на это самой Церкви-Матери, а затем необходим поиск всеправославного консенсуса по данному вопросу, осуществляемый при координирующей роли Константинопольского Патриарха. Предметом дискуссии на декабрьском заседании стала процедура провозглашения автокефалии. Достижение согласия по этому вопросу действительно было делом непростым. Принципиальная позиция Русской Православной Церкви, выраженная нашей делегацией, сводилась к тому, что упомянутая процедура должна соответствовать традиционному для Православной Церкви соборному принципу принятия решений по важным вопросам общецерковного характера. Исходя из этого понимания, Томос о предоставлении автокефалии должны подписывать Предстоятели всех Поместных Церквей. Подобную позицию занимали делегации Сербской , Румынской , Болгарской и Польской Православных Церквей , а также Православной Церкви Чешских земель и Словакии . Вместе с тем, делегации ряда Церквей настаивали на том, что под Томосом о предоставлении автокефалии достаточно наличия единственной подписи Вселенского Патриарха.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210918...

С восстановлением православной западно-русской митрополии в 1620–1632 гг., государством признано за православной Западно-русской церковью право существования, наряду с униатской церковью. Важности этого признания нельзя отвергать. Но с другой стороны, в действительности, жизнь православной церкви была так стеснена, обставлена такими неблагоприятными условиями, подавляема такими разнообразными способами, и подвергалась таким насилиям, что представляет в своей истории, можно сказать, непрерывный ряд страданий пастырей и народа за православную веру и русскую народность. Государственные постановления в отношении к православным направлены были к тому, чтобы различными приманками привлечь их в католичество и унию, а упорных стеснить во всех политических и гражданских правах. Причины этих стеснений и всякого рода преследований православных заключались, частью во всегда присущем католичеству стремлении к унижению и подавлению всякого другого христианского исповедания, как схизматического, частью в опасениях и подозрениях большего тяготения западно-русских православных к единоверной России, нежели к разноверной Польше. Вследствие этого, принявшие католическую веру дворяне получали права польского шляхетства, доступ ко всем государственным и общественным должностям; мещане уравнивались с поляками во всех правах городского сословия, могли вступать в ремесленные цехи, строить дома во всех частях города, вести всякого рода торговлю. Напротив, нежелавшие принять католичество или унию, не только лишались всех этих прав, но еще подвергались всякого рода стеснениям. В некоторых городах даже вовсе запрещено было селиться русским, и тех, кои уже имели в них жительство, заставляли переселяться в другие места. Постоянные и бесчисленные жалобы русских на сеймах не приводили ни к чему, так что напоследок и самые жалобы становились все реже и реже. Представления и заявления резидентов русского двора только откладывались от сейма до сейма, и если иногда вынуждали какие-либо благоприятные конституции, то оне не исполнялись; русское духовенство и русский народ не только оставались без помощи и защиты, но, вследствие своих жалоб, подвергались еще большей ненависти и оскорблениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Arhiva Pacea de care avem nevoie 16 august 2012 18:10 В опубликованной в первый день визита Святейшего Патриарха Кирилла в Польшу статье для издания  «Газета Выборча»  председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион рассуждает о современных вызовах, которые стоят перед христианами России и Польши. Приезд Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Польшу — часть традиции визитов в Поместные Православные Церкви, которые Предстоятель Русской Православной Церкви посещает после своего избрания. Братское приглашение Предстоятеля Польской Церкви Митрополита Варшавского и всея Польши Саввы , гостеприимство Епископской конференции Польши, интерес польского общества — вот предпосылки поездки Его Святейшества в польскую землю. Польша — страна, где жива христианская вера. Люди, которые долгие годы подвергались насмешкам со стороны адептов атеистической идеологии, получили возможность свободно крестить своих детей, воспитывать их в духовной традиции, открыто жить согласно своим убеждениям. Поляки с семьями по воскресеньям и праздникам наполняют храмы. Это добрый знак духовного возрождения польского народа, радость возвращения к вере, которую испытывают также христиане России, Украины, Белоруссии и других государств, прошедших через годы богоборчества. Но в наших странах есть и другая тенденция общественного развития, которая вызывает опасения у каждого христианина. Современное общество делает ставку на материальное развитие, на экономический рост и процветание. Забота о хлебе насущном, об эффективном управлении в хозяйстве, даже о комфорте — нужное дело. Однако мы нередко видим, как удовлетворение земных потребностей превращается в единственную цель жизни человека. Это свидетельство духовного кризиса, который затрагивает все общество, а не только личность. Индивид, ставший на пусть потакания своим страстям, разрушает свою свободу, попадая в рабство греху. Разумеется, человек свободен выбирать, как устроить свою жизнь, какими принципами в ней руководствоваться. Но, если этот выбор не имеет нравственного измерения, он может разрушить личность, а если возводится в абсолют — то и само общество. Оставаться безучастным к этой проблеме — значит содействовать это пагубному процессу.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2398146...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010