Представляет сокращение и обезличение Третьей редакции. Время создания определяется старшим списком (около 1443—1445 гг.). Отличительный признак редакции — название Епифания в послесловии «духовником в велицей лавре всему братству». Характеризуется отсутствием летописных дат смерти Федора Симоновского, митрополита Алексия, Сергия Радонежского. Старшими списками являются: 1) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 116 (л. 355—396 об.). Летописные даты в основном тексте отсутствуют и приписаны на полях позднее, хотя и тем же писцом. 2) РНБ, Кирилло–Белозерское собр., 16/1255 (л. 179—227 об.). Летописные даты отсутствуют; в XVI веке на полях были приписаны даты кончины митрополита Алексея и Сергия Радонежского (в копии Вязем. Q.280 они еще не учтены — см. ниже). Для датировки и локализации указанных списков мы привлечем все точно датированные рукописи, написанные в Троице–Сергиевом монастыре в 40—50–х годах XV в. Сборник РГБ, ф. 304/I, 180 (4°, 426 лл.) состоит из трех рукописей. Текст во всех трех писан одним почерком, который, судя по приписке на л. 103 об. (Многогршнии послднго Пахомие»), принадлежит Пахомию Сербу. Первая рукопись (л. 1—103 об.) содержит поучения Симеона Нового Богослова и датируется 1443 г. (на л. 103 об. киноварная запись Пахомия: «Въ л(то) 6951»). Ее филиграни: 1) Три го–ры: л. II, 1—55, 80—87; 2) Голова быка, увенчанная стержнем с 7–лепе–стковым цветком (два варианта): л. 56—63, 72—79, 88—103; 3) Полу–подкова: л. 64—71. Вторая рукопись (л. 104—355 об.) содержит поучения аввы Дорофея и Историческую палею и датируется 1444/45 гг. (на л. 355 об. киноварная запись Пахомия: «В лто 6953, круг луны 17»). Ее филиграни: 1) Три горы (знак не тот, что в первой рукописи): л. 104—223; 2) Лошадь: л. 244—246; 3) Маленькая голова быка с 7–лепе–стковым цветком (два варианта): л. 247—254, 259=260, 277=278, 283=284; 4) Голова быка, увенчанная стержнем с 7–лепестковым цветком (как в первой рукописи): л. 255—258, 261, 268—276, 279—282, 286—307, 311=312, 316—339, 351=352; 5) Голова быка со слитыми ноздрями под стержнем с перекрестием (два варианта): л. 262—267, 285; 6) Голова быка под крестом и цветком (два варианта): л. 308—310, 313—315, 348—350, 353—355; 7) Рука под полумесяцем: л. 340—347. Третья рукопись (л. 356—425 об.) содержит филиграни: 1) Голова быка под крестом и цветком (как во второй рукописи): л. 356—363; 2) Женская фигура: л. 364—370; 3) Маленькая голова быка с 7–лепестко–вым цветком (как во второй рукописи): л. 371—393; 4) Щит с рожком под лилией: л. 394—401; 5) Маленькая литера В: л. 402—425. Исходя из того, что третья рукопись написана опять же Пахомием Сербом, что в ней частично использована бумага второй рукописи и употреблена такая же киноварь, мы можем датировать ее временем, ближайшим после написания второй рукописи, т. е. около 1445 г.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Слава, и ныне: повторяем то же. По 3 стихословии седален, глас 3 Подобен: Красоте девства Твоего: В сей день все творение радуется,/ибо «Радуйся!» Тебе возглашает Архангел:/«Благословенна Ты, священна и чиста, Всенепорочная!»/В сей день гордыня змия помрачается,/ибо разрешены узы проклятия праотца./Потому и мы всячески взываем Тебе:/«Радуйся, Благодатная!» Слава, и ныне: повторяем то же. Величание Словами Архангела/возглашаем Тебе, Чистая:/«Радуйся Благодатная,/Господь с Тобою!» Псалом избранный Боже, дай суд Твой царю,/и правду Твою – сыну царя. Пс 71:1 Чтобы судить народ Твой по правде/и нищих Твоих – в суде. Пс 71:2 Он будет судить нищих из народа, и спасёт сынов бедных. Пс 71:4а Благовествуйте день за днем спасение Бога нашего. Пс 95:2б Господь даст благовествующим слово с силою многою. Пс 67:12 Клялся Господь Давиду в истине и не отречется от неё. Пс 131:11а От плода чрева твоего посажу на престоле твоем. Пс 131:11б Он сойдёт, как дождь на руно. Пс 71:6а И как капля, падающая на землю. Пс 71:6б И наклонил Он небеса, и сошёл, и мрак под ногами Его. Пс 17:10 Ибо избрал Господь Сион, выбрал его в жилище Себе. Пс 131:13 Освятил обитель Свою Всевышний. Пс 45:5б Бог посреди него, и он не поколеблется. Пс 45:6а Пожалеет Он нищего и бедного, и души бедных спасёт. Пс 71:13 Все народы рабски послужат Ему. Пс 71:11б Весь день будут благословлять Его. Пс 71:15в Будет Он утверждением на земле, на вершинах гор. Пс 71:16а Да будет имя Его благословенно вовеки. Пс 71:17а И благословятся в Нём все племена земные. Пс 71:17в Благословен Господь, Бог Израилев, Один творящий чудеса. Пс 71:18 И благословенно имя славы Его вовек и во век века. Пс 71:19а И будет наполнена славою Его вся земля. Пс 71:19б Да будет, да будет! Пс 71:19в После полиелея седален, глас 4 Подобен: Поражен был Иосиф: Гавриил с небес взывает: «Радуйся!» Священной,/ибо Ты зачнешь во чреве Предвечного Бога,/словом мира концы создавшего!»/На это отвечала Мариам:/«Я мужа не имею и как Мне родить Сына?/Рождение без семени кто видел?»/И, объясняя, говорил Ангел Богородице и Деве:/«Найдет на Тебя Дух Святой/и сила Всевышнего осенит Тебя!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

71 . Тактикон. Соч. Никона Черной Горы (в Антохии), в лист, на 731 листе, писан полу-уставом мелкого письма XVI века. Внизу подпись: «Книга Кириллова монастыря». Скреплен рукою Патриарха Никона . Переплетен в коже. 72 . Большой Катихизис, в лист, писан полу-уставом XVII века, на 425 листах; скреплен по листам рукою Патриарха Никона . Переплетен в корешке. 73 . Большой Катихизис, в лист, писан полу-уставом XVII века, на 310 листах; скреплен по листам рукою Патриарха Никона . Переплетен в коже. 74 . Возражения Св. Патриарха Никона на вопросы Боярина Стрешнева и ответы Паисия Лигарида, рукопись в ¼ д. листа, писана полу-уставом XVII стол., на 955 листах. Переплетена в корешке. 75 . О образах, о кресте, о хвале Божей и о хвале и о молитве Святых и о иных артикулах Веры единой, истинной, церкви Христовой (против Лютеран). Соч. Стефана Зизания, судя по акростиху в предисловии: «Поп Стефан Славяном радоватися» (переведено в Новгороде с напечатанного в Вильне на Белоруском наречии 1602), в ¼ д. листа, на 101 листе. В коже. 76 . О еретицех, обращающихся к Православной Вере и которые еретики подобает крестити, в ¼ листа, писано полу-уставом XVII века, на 72 листах. В коже. 77 . Соборное деяние Московского Собора 1696–1697 годов, писано полу-уставом XVII века, в лист, на 149 листах Переплетено в корешке. 78 . Обращение Сеньки Медведева из Латинской Веры в Православие, писано скорописью в 1689 г. В этой книжке заключается отречение Семена (старца Сильвестра) Медведева от неправильного мудрования о времени пресуществления Св. Даров, читанное им всенародно в Московском Успенском Соборе в 1689 году, в 1/8 д. листа, на 83 листах. Переплетено в кожу. 79 . Творение Георгия Писиды похвала к Богу о сотворении всякой твари, переведено с Греческого на Русский язык Дмитрием Зографом, в 1/8 листа, писано полу-уставом XVII стол., на 108 листах. С 63 по 108 лист выписки из книги «Кринец», от глубочайшего разума сокровенного богомудрых отец. В коже. 80 . Творение Георгия Писиды похвала к Богу о сотворении всякой твари, перевод с Греческого на Русский язык Дмитрием Зографом, в ¼ листа, писана полу-уставом XVII стол., на 202 листах. Переплетено в корешке.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

58 . Сборник поучений, в лист, на 594 листах, полу-уставного Русского письма XV–XVI века, без начала, заключающий в себе собрание слов или поучений Св. Отцов и проповедников Восточной Церкви на праздники Господские, Богородичные и нарочитых Святых, между коими есть и 2 Русские статьи: «Сказание о перенесении мощей Св. Николая в Бар град в 1019 году», и «Сказание о убиении Св. Князей Бориса и Глеба». Переплетен в корешок. 59 . Сборник поучений Св. Иоанна Златоустог о, Св. Ефрема Сирина и других Св. Отец и проповедников Восточной Церкви на Святую Четыредесятницу, в лист, полу-уставного Сербского письма XV–XVI века, на 183 листах. Переплетен в корешок. 60 . Святого Ефрема Сирина поучения Паренесис, в лист, полу-уставного письма XVI–XVII века; скреплены рукою Патриарха Никона , на 394 листах. Переплет корешковый. 61 . Книга «Небеса» преподобного Иоанна Дамаскина , в ¼ листа, писана скорописью XVII стол., на 104 листах. По листам надпись: «Сия книга казенная, верховая, Святейшего Патриарха Никона , келейная». Переплет корешковый. 62 . Св. Дионисия Ареопагита о небесном и церковном чиноначалии, в лист, полу-уставом, переходящим в скоропись XV века, Сербского письма, на 316 листах. Подписана Св. Патриархом Никоном ; в средине надпись: «Потруждение Матфеово, помощь же Божия». В коже. 63 . Св. Дионисия Ареопагита о церковном чиноначалии, на 286 листах, полу-уставом XIV века, Сербского письма. Переплет корешковый. 64 . Св. Григория Назианзина слова, в лист, писана полу-уставом XVI–XVII стол., на 670 листах, скреплены рукою Патриарха Никона . Переплет корешковый. 65 . Св. Иоанна Лествичника , в ¼ листа, полу-уставного письма XVI–XVII стол., на 427 листах; скреплена рукою Патриарха Никона . После 30 глав лестницы, еще 50 глав разного содержания, частью Св. Отцов, частью от старчества и из книги Никона Черной Горы. В конце пасхальной таблицы лунное течение. Переплетена в пергамент. 66 . Лествица Св. Иоанна Лествичника , в ½ листа, полу- уставного письма XVI–XVII ст., на 420 листах; скреплена рукою Патриарха Никона . Кроме Лествицы здесь помещены еще следующие статьи: а) Преп. Кассиана о рассуждении (с об. 224 лист.); житие иже во святых отца нашего Феодора, возсиявша в постницех в великой Лавре Св. отца нашего Саввы; по сем же бывша Архиепископ во граде Едесе и достопомнимая исправивша дела; списано от Исихея, Епископа Аммасийского (с 246 лист.); в) Главы Преподобного отца нашего Феодора Едесского (с 331 листа) до конца. В конце книги приписка Киноварью: «Божиею помощью совершися Божественная сия книга в Константинограде в Царстей обители Пресвятые Владычицы нашей Богородицы и Перевлепта (ныне Армянский монастырь Сула), ее же молитвами да помилует нас Христос, истинный Бог наш, ему же слава со безначальным Отцем и Всесвятым Духом в бесконечные веки. Аминь. Оубогий Евсевий, в лето 6929 (1421), Марта 18, непотребный Ефрем». Переплетена в корешке.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Это место может быть отправной точкой для паломничества по Англии. Первую церковь на месте Гластонберийского монастыря построили в 166 году. Здесь был оплот миссионеров, прибывших в страну по просьбе первого христианского короля Британских островов Луция , который, скорее всего, был римлянином. В VIII веке на месте первой общины появляется монастырь Гластонбери . Расцвет монастыря Гластонбери приходится на то время, когда около 943 года игуменом монастыря становится святой Дунстан . Дунстан был юношей благородного происхождения. В детстве его воспитателями были ирландские монахи. Разочаровавшись в мирской жизни, он принимает монашеский постриг, становится священником в Гластонбери и поселяется в тесной монашеской келии. Став настоятелем монастыря, а затем Архиепископом Кентерберийским. Дунстан обличает распущенность королевского двора. Однажды, обличая короля Эдвина, святой Дунстан так духовно воздействовал на него, что тот, обнаружив искреннее раскаяние, в течение 7 лет не надевал свою корону и основал женский монастырь Шафтсбэри (Shaftesbury, от «shaft» – меткое замечание, выпад в чью-либо сторону). Умер святитель Дунстан в 988 году, тогда, когда свет Христовой веры только начинал озарять просторы Руси. В 1012 г. часть его мощей была перенесена в Гластонбери. Память его совершается 19 мая н. ст. Интересно, что на иконах он изображается в окружении ангелов и с клещами в руке. Дело в том, что святому Дунстану однажды было видение ангелов, которое сопровождалось небесным пением. Святой Дунстан сам любил играть на арфе и петь в хоре. С древнейших времен он считается покровителем церковного пения. А клещи в его руке связаны с тем, что при жизни он вводил трудовые послушания в монастыри своей епархии. Сам Дунстан был весьма трудолюбивым, и, по легенде, когда однажды ему явился сатана, Дунстан ущипнул его клещами за нос. Кстати, именно со святым Дунстаном связан обычай вешать подкову на счастье. Согласно житию, однажды в кузнице, где работал инок Дунстан, появился диавол и потребовал подкову для своего копыта. Монах сразу же узнал врага рода человеческого и стал подковывать его так болезненно, что тот запросил пощады. Дунстан освободил диавола только после обещания, что тот никогда не посетит место, где висит подкова. Так с древнейших времен подкова стала символом победы над диаволом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кондаков 1931 - Кондаков Н. П . Русская икона. Часть первая. Прага. Seminarium Kondakovianum, 1931. Смирнов 1867 – Смирнов С. К. История Троицкой семинарии. М., 1867. Покровский 1850 - Покровский Н. К вопросу о мерах к улучшению русского иконописания. СПб.: Типография А. П. Лопухина, 1901 Сахаров И . Исследование о русском иконописании. СПб., 1850. Тренев 1905 - Тренев Д. К . Несколько слов о древней и современной русской иконописи. М., 1905. Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы международной конференции 29 сентября – 1 октября 1998 г. М.: Издательский Дом «Подкова», 2000. Успенский 1899 - Успенский В. И . Очерки по истории иконописания. СПб., 1899. Успенский 1903 - Успенский М. И . Проект И. П. Сахарова об устройстве школы иконописания. СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1903. Черкашина 2000 – Черкашина Г. П . Иконописное дело Троице- Сергиевой лавры 1764-1917гг. (Общая характеристика деятельности иконописной мастерской)//Троице-Сергиева лавра  в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы международной конференции 29 сентября - 1 октября 1998г. М.: Издательский Дом «Подкова», 2000. С. 369-384. Иконописная школа при МДА – первая школа, появившаяся в Русской Православной Церкви в новейший период. Она образована по решению Священного Синода РПЦ от 13 сентября 1989 года. М.Н. Соколова (1899–1981) возглавила иконописный кружок с ноября 1957 и руководила им в течение 23 лет. Организовал кружок еще в 1951–1952 учебном году о. Сергий Голубцов (впоследствии архиепископ Новгородский и Старорусский, † 1982). С 1955 года кружком некоторое время руководил преподаватель церковной Археологии  А.Д. Остапов, и его же стараниями была привлечена к педагогической работе М.Н. Соколова. Методические разработки М.Н. Соколовой легли в основу учебной программы иконописной школы. Ее книга «Труд иконописца» – Иулиания, монахиня (Соколова М.Н.). Труд иконописца. СТСЛ. СП, 1995 – до сих пор является настольной для начинающих мастеров. Жизни и творчеству Марии Николаевны посвящено несколько широко известных изданий.

http://bogoslov.ru/article/1219210

Но мировоззрение не только не предполагающее продолжения жизни, но оправдывающее её пресечение в каждом новом поколении нельзя не считать ущербным и ненормальным, не уклонённым от правосознания и уж тем более, нет никаких оснований считать его передовым. Модным считать можно, но не передовым… Тем более, что эта мысль поэта об утрате исторического смысла бытия и конца истории, является для него излюбленной, проходящей через всё его творчество: «Созданные человеком формы утрачивают смысл перед лицом новой эпохи» («Гуманизм и современность»), «человечество идёт в небытие, откуда было некогда вызвано» («Слово и культура»). Это, скорее – бессилие осмыслить происходящее, интеллектуальная капитуляция пред сложностью человеческого бытия. Но тогда почему они оправдываются, представляются, как, безусловно, передовые? Неведомо. Как видим, в стихотворении О. Мандельштама подкова связана со смертью коня, иноходца. От коня остаётся только подкова, которую «нашедший подкову» и вешает её на пороге, чтобы она отдохнула. Но образ коня в русском самосознании и в литературе – изначален. Мы постоянно встречаем «следы древнего обожания коня» (А. Афанасьев), так как он символизирует саму жизнь. Свой мир, своё жилище человек не мыслил без коня. Именно поэтому верхний брус на кровле избы называется коньком, что свидетельствует о веровании в охранительную силу коня. А потому смерть коня, как в стихотворении О. Мандельштама, однозначно означает прекращение русского мира, как, впрочем, и остановку хода времени вообще… Эпические же образы в народном самосознании обладают таким загадочным свойством, что созданное на определённом этапе народного развития не отмирает, не становится чем-то архаическим в последующем, но остаётся живой реальностью. Иначе почему выдающиеся поэты нашего времени обращались к образу коня, хотя в реальной жизни они имели отношение к лошадям, может быть, самое отдалённое. Как в стихотворении Николая Рубцова «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны». Причём, образ коня здесь связан с самими духовными основами нашей жизни: «Боюсь, что над нами не будет таинственной силы». Или – в стихах Юрия Кузнецова: «Для того, кто по-прежнему молод,/Я во сне напоил лошадей;/Мы поскачем во Францию-город на руины великих идей»… «Скачи, скачи мой верный конь./Я разгоню тоску-кручину/Летя из полымя в огонь». Всё это к тому, что конь в русском самосознании не может умереть, как он умирает в стихотворении О. Мандельштама… А это ведь основной смысловой аспект миропонимания и творчества поэта…

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/18/...

Князь Александр Иванович не имел детей от первых двух браков своих: 1) с княгинею Теофилою Игнатьевною Радзивилл, рождённою Моравскою, и 2) с княжною Елисаветою Александровною Белосельскою-Белозерскою († 1824); от третьего же брака, с графинею Елисаветою Николаевною Зотовою, имеет сына князя Льва Александровича, и трёх дочерей, из коих старшая, княжна Елисавета Александровна, за князем Владимиром Ивановичем Барятинским, а вторая, княжна Александра Александровна, за князем Дмитрием Алексеевичем Лобановым-Ростовским. Герб дворян Чернышевых (Общий Российский Гербовник, часть VI, 67): в голубом поле золотый крест, и над ним золотая подкова, шипами вниз. На щите дворянские: шлем и корона; над короною крыло, а по бокам крыла два знамя; из коих, на правом знамени, в голубом поле, золотый крест, и над ним золотая подкова шипами вниз; а на левом знамени, в серебрянном поле, крыло. Намет голубый, подложенный золотом. Герб графов Чернышевых (Общий Российский Гербовник, часть I, 20-й): щит разделён на четыре части; в первой и в четвёртой частях, в серебрянном поле, до половины выходящий чёрный орёл, с короною, клювом и когтями золотыми, и с красным языком. Во второй и в третией частях, диагонально, от правого верхнего угла к нижнему левому, серебрянная градская стена с пятью зубцами. Посреди герба малый щиток с родовым гербом дворян Чернышевых (см. выше). На гербе дворянский шлем; на нём графская корона, из коей выходит два знамя (подобно, как на родовом гербе Чернышевых). Намет сверху голубого цвета, в средине черного, внизу красного; подложен с правой стороны золотом, а с левой серебром, и среди намета, с каждой стороны шлема, портрет Императора Петра Великого. Щит держат, подъятою ногою, два орла. 150 Высочайшим Указом 26 августа 1856 года, возвращено графское Российской Империи достоинство единственному сыну покойного обер-шенка графа Григория Ивановича Чернышева, Захару Григорьевичу Чернышеву. Граф Захар Григорьевич женат на Екатерине Алексеевне Тепловой; детей не имеет. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В гос. учреждения проникло большое число бояр-греков, находившихся в тесной связи с левантийскими коммерческими кругами и вступивших в конкуренцию с местным боярством. Престол занимали попеременно молдавские и валашские господари; то же происходило и на адм. постах в М. к. и Валашском княжестве, которые занимали бояре ( Stoicescu. 1971). Правление Петру VI Хромого было расстроено частыми атаками казаков, предводители которых, выдавая себя за родственников Иоана Водэ, стремились занять молдав. престол (в 1577 - Иван Подкова, в 1578 - его брат Александр Подкова и др.) ( David. 1984. P. 98). Непрерывная борьба за престол заставила Порту назначить нового господаря - Янку Сасула (1578-1582), воспитанного в лютеранской среде Трансильвании. Высокий налог на скот, установленный им, вызвал недовольство населения, чем воспользовалась группировка бояр из рода Мовилэ (в рус. традиции - Могила), обратившаяся с жалобой к Порте. На престол вновь был назначен Петру VI Хромой (Ibid. P. 109). Он заключил 1-й торговый договор с Англией, предоставив купцам Левантийской компании право торговать в М. к. при уплате 3% пошлины ( Hurmuzaki. 1880. Vol. 3. Pt. 1. P. 108. N 114). Петру VI поддерживал тесную связь с христ. Востоком. Он снабжал деньгами мон-ри Афона - Зограф, Дионисиат, Великую Лавру, Хиландар, а также Иоанна Богослова апостола монастырь на Патмосе . Был ктитором мон-ря Галата (Istoria românilor. 2001. Vol. 4. P. 477). Господарь подарил К-польскому патриарху Иеремии II (Траносу) свои дома в Стамбуле (Cltori strini. 1972. Vol. 4. P. 540). В 1591 г., когда Порта потребовала увеличения размера дани, Петру VI Хромой покинул престол и ушел в Тироль, в г. Боцен (ныне Больцано в Сев. Италии), где умер в 1594 г. Его правление было описано молдавским мон. Азарием (Cronica lui Azarie//Cronicile slavo-române. 1959. P. 138, 151). Во внешней политике в кон. XVI - нач. XVII в. молдав. господари прилагали усилия к сохранению автономии гос-ва и (при благоприятных условиях) к обретению независимости с помощью европ.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Шитова Л. А . Живописная школа Троице-Сергиева монастыря в XVIII веке.//Русская поздняя икона от 17 до начала 20 столетия. Сборник статей под редакцией Красилина М. М.: ГосНИИР, 2001. С.87-99 Зарицкая О.И . Литографская мастерская Троице-Сергиевой лавры и ее значение для творческой деятельности монастыря в XIX веке//Материалы международной конференции (29 сентября – 1 октября 1998г.) Троице-Сергиева лавра  в истории, культуре и духовной жизни России. М.: Издательский Дом «Подкова», 2000. С. 412-428 Воронцова Л. М. О некоторых особенностях Троицких икон XVI–XVII вв. К проблеме атрибуции//Материалы международной конференции (29 сентября – 1 октября 1998 г.) «Троице-Сергиева лавра  в истории, культуре и духовной жизни России». М.: Издательский Дом «Подкова», 2000. С. 283-308 Иванова А.В. Кандидатская диссертация на тему: «Подготовка православных иконописцев в России: традиции и современность». СПб., 2005, стр. 82. Арсений II (Могилянский), архиепископ Переславский, впоследствии митрополит Киевский. Был настоятелем лавры в 1744–1752 гг. Иоасаф (Горленко) – архиепископ Белгородский с 1748 г. Канонизирован в 1911 году. Был наместником лавры в 1745–1748 гг. Учредить семинарию в лавре предписала императрица Анна Иоанновна указом от 21 сентября 1738 года. Фактически она была открыта при Елизавете Петровне 2 октября 1742 года, при настоятеле архимандрите Кирилле III (Флоринском), управлявшем лаврой в 1742–1744 гг. Голубинский 2000. С.279. Это помещение находится в казначейском  корпусе, за лестничной башней. С 2001 года там находится лаврская иконописная мастерская. Малышев Иван Матвеевич, бывший штатнослужитель лавры, в 1859 г. удостоенный звания неклассного художника живописи. В 1861 г., по сведениям иеромонаха Антония, пожалован серебряною медалью «за усердие». В 1867 г. он (так же, как и о. Симеон) принял участие во всемирной Парижской выставке. Знакомством с этими последними нововведениями был совершенно потрясен посетивший зимой 1859 года Троицкую лавру известный французский писатель и путешественник Теофиль Готье. Он описывает свои впечатления в книге «Путешествие по России» (М., 1988 г., стр. 287).

http://bogoslov.ru/article/1219210

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010