Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В истории Спасо-Ефросиньевского монастыря были всякие времена – и хорошие, и плохие. В 1579 году монастырь стал резиденцией короля Стефана Батория, который спустя некоторое время отдал его иезуитам. Иезуиты начали перестраивать здания комплекса. В 1656 году русские войска захватили Полоцк, и царь Алексей Михайлович приказал вернуть монастырь православным. Правда, ненадолго. В 1667 году комплекс снова принадлежал иезуитам. Эта бесконечная смена хозяев прекратилась только в 1832 году, когда монастырь окончательно передали православным верующим. С 1841 года он стал женским, а еще через три года при нем открыли 3-х классное женское училище и приют. В 1899 году монастырь ждала очередная реконструкция: здесь был построен величественный Свято-Крестовоздвиженский собор в невизантийском стиле. В годы первой мировой войны монастырь эвакуировался в Ростов-Ярославский. При переезде обратно были утеряны ценные архивы и библиотека. В 20-е годы XX века началась политика советского атеизма. В 1928 году монастырь закрыли. В годы Великой Отечественной войны здесь был лагерь для советских военнопленных. В этот период многие здания комплекса были разрушены. После освобождения Беларуси от немецких захватчиков монастырь стал действующим. В 1945 году здесь проживали 50 монахинь. Монахини жили в двухэтажном доме, имели 3 га земли. Весь распорядок жизни был регламентирован игуменьей. Монахини выращивали овощи и фрукты, шили одеяла для горожан, занимались рукодельем. Монастырь содержал себя сам. Доход ему приносила продажа церковных предметов (крестиков, свечей, образов), а также выполнение церковных обрядов. В средине XX века это была единственная действующая церковь в городе, поэтому средств от верующих было достаточно много. За свои деньги монахини отремонтировали Спасо-Ефросиньевскую церковь. В 1960 году монастырь опять закрыли, и только в 1990 году он смог продолжить свою деятельность. В 1997 году монастырю передали восстановленный Крест преподобной Ефросинии Полоцкой. Его сделал брестский мастер Николай Кузьмич. Крест освятили в Свято-Симеоновском соборе. Сейчас он находится в Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Евфросиньевского женского монастыря. Оригинал до сих пор считается утерянным.

http://sobory.ru/article/?object=00287

– Так все же ценность ее – в древнем возрасте или в высоком художественном уровне? В редко встречающемся ныне византийском стиле церковной живописи? – Трудно говорить о ее ценности, потому что она уникальна: в ней все необычно, начиная с истории ее появления на Руси, которая запечатлена в абсолютно достоверном документе – " Житии святой Евфросинии Полоцкой " . Там сказано, что в XII веке икона эта была специально привезена из Эфеса по просьбе княжны Евфросинии, причем послал ее на Русь сам византийский император. И была она помещена в Полоцке (сегодня – белорусская заграница) сначала в устроенный самой Евфросинией мужской Богородицкий монастырь. Затем, через многие десятилетия, когда не стало мужского монастыря, была перенесена в Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Икона эта большая, двусторонняя, на рукояти. Ее выносили на улицу на крестные ходы. В тяжелом образе, участвующем в процессиях, неизбежно возникают трещины и расслоения, его сложно было сохранять в идеальном состоянии. А потому в XIV веке он был заменен, то есть написан новый образ. – Значит, этот ценный музейный экспонат, по поводу которого в наши дни сломано столько копий, не византийский оригинал XII века, а всего лишь копия, список? – Скорее всего. Списки икон принято было делать всегда, с момента принятия православия. Любопытно другое: список этой иконы в XIV веке почему-то делал псковский иконописец, хотя Спасо-Евфросиниевский монастырь далек от Пскова! – Откуда же известно, что мастер был из Пскова? – Стиль письма псковских иконописцев XIV века настолько характерен и хорошо изучен специалистами, что в этом нет сомнений. Но у нас осталось много других вопросов. К примеру, почему икона " ушла " из Полоцка и как она оказалась в Торопце (ныне в Тверской области)? Что с ней происходило в Торопце? Мы также гадаем, когда она там оказалась? Ведь следы ее пребывания в Торопце нам точно известны только с XVII века. Причем не из документальных свидетельств, которых просто нет, а из местных старинных сказаний, легенд, упоминаний о ней того периода. К тому же только к концу XVII века по воле и на деньги царя Алексея Михайловича для Торопецкой иконы начали строить Корсунский собор. В Торопце эту икону почему-то начали называть Корсунской, и это еще одна загадка – ведь раньше, в Полоцке, такого имени за ней не значилось.

http://religare.ru/2_90688.html

— Так все же ценность ее — в древнем возрасте или в высоком художественном уровне? В редко встречающемся ныне византийском стиле церковной живописи? — Трудно говорить о ее ценности, потому что она уникальна: в ней все необычно, начиная с истории ее появления на Руси, которая запечатлена в абсолютно достоверном документе — «Житии святой Евфросинии Полоцкой». Там сказано, что в XII веке икона эта была специально привезена из Эфеса по просьбе княжны Евфросинии, причем послал ее на Русь сам византийский император. И была она помещена в Полоцке (сегодня — белорусская заграница) сначала в устроенный самой Евфросинией мужской Богородицкий монастырь. Затем, через многие десятилетия, когда не стало мужского монастыря, была перенесена в Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Икона эта большая, двусторонняя, на рукояти. Ее выносили на улицу на крестные ходы. В тяжелом образе, участвующем в процессиях, неизбежно возникают трещины и расслоения, его сложно было сохранять в идеальном состоянии. А потому в XIV веке он был заменен, то есть написан новый образ. — Значит, этот ценный музейный экспонат, по поводу которого в наши дни сломано столько копий, не византийский оригинал XII века, а всего лишь копия, список? — Скорее всего. Списки икон принято было делать всегда, с момента принятия православия. Любопытно другое: список этой иконы в XIV веке почему-то делал псковский иконописец, хотя Спасо-Евфросиниевский монастырь далек от Пскова! — Откуда же известно, что мастер был из Пскова? — Стиль письма псковских иконописцев XIV века настолько характерен и хорошо изучен специалистами, что в этом нет сомнений. Но у нас осталось много других вопросов. К примеру, почему икона «ушла» из Полоцка и как она оказалась в Торопце (ныне в Тверской области)? Что с ней происходило в Торопце? Мы также гадаем, когда она там оказалась? Ведь следы ее пребывания в Торопце нам точно известны только с XVII века. Причем не из документальных свидетельств, которых просто нет, а из местных старинных сказаний, легенд, упоминаний о ней того периода. К тому же только к концу XVII века по воле и на деньги царя Алексея Михайловича для Торопецкой иконы начали строить Корсунский собор. В Торопце эту икону почему-то начали называть Корсунской, и это еще одна загадка — ведь раньше, в Полоцке, такого имени за ней не значилось.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Награжден орденами и медалями Православных Церквей: Александийской, Иерусалимской, Русской, Румынской, Болгарской, а также Правительством Российской Федерации. Константин Ефимович является членом богословской Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви и членом Редколлегии журнала «Богословские труды». К.Е.Скурат писал не только богословские труды. Есть у него и книга «Необыкновенное о обыкновенном», изданная в г. Клин в 1999 г. – книга воспоминаний и размышлений. Представляем одну из ее глав, относящейся к его поездке на родину, в белорусский город Полоцк. Преподобная Евфросиния Полоцкая предстоит у Престола Божия «Подобает тебе здесь пребывать, потому что Бог через тебя на этом месте многих приведет ко спасению», – так велел преподобной Евфросинии святой Ангел, явившийся ей и приведший ее на то самое место, где святая и основала существующий поныне в граде Полоцке Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. С 1910 г. в нем почивают и святые мощи Основательницы. Преподобная скончалась 23 мая 1173 г. в Святой Земле. До 1187 г. ее честное тело находилось в Палестине, в обители преподобного Феодосия Великого, когда было перенесено в Киево-Печерскую Лавру, а затем – в ее родной монастырь. Слова Небесного Вестника, как и путь святых мощей Преподобной показывают, что Всечестная Невеста Христова неотделима своим предстательством у Престола Божия за град Полоцк, за всех чтущих благочестно ее память. Хочется верить, что ходатайство Всечестной Игуменьи Полоцкой коснулось и меня в день хиротонии во епископа Полоцкого и Глубокского Феодосия (Бильченко) – 10 августа 1997 г. Произошло следующее. Город Полоцк находится на расстоянии примерно 100 километров от моей родины, где я провел детские и юношеские годы. Естественно, что мне очень хотелось воспользоваться поездкой из Москвы в Полоцк, посетить и родной край: поклониться святыням своей сельской церкви святого пророка Илии (в ней на камне находится Стопа Божией Матери), помолиться у могил родителей, брата, других близких мне почивших, встретиться и с оставшимися в живых родственниками и знакомыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Вплоть до XVI века при Спасской церкви продолжал существовать женский монастырь. В 1579 году после взятия Полоцка войсками короля Речи Посполитой Стефана Батория для обители начался долгий период упадка. Вероятно, во время военных действий 1579 года Спасо-Преображенский храм был опустошен, а верхняя часть его объема, сначала перекрытая закомарами, частично разрушена. В 1582 году король Стефан Баторий издал привилей, согласно которому большинство местных православных храмов и монастырей, в том числе и древняя обитель «у церкви Спаса», перешли в ведение католического ордена иезуитов. Известно, что в 1582 году иезуиты получили здание церкви в разоренном виде. Во время их пребывания в монастыре Преображенская церковь была обращена в костел и впервые перестроена. Иезуиты обновили древнюю православную святыню и даже оставили название церкви – Преображения Господня. В этот период древние фрески были покрыты слоем известковой побелки. Можно предположить, что иезуитами, за исключением известных изменений интерьера, прежде всего алтаря, была заменена и старая закомарная система перекрытий на понятную тогдашним плотникам вальмовую крышу из досок. По другой версии, крыша была сделана из черепицы. Еще церковный историк А.П. Сапунов в 1885 году в своей статье «Древности Спасо-Евфросиниевского девичьего монастыря в Полоцке» писал о том, что церковь Спаса до ремонта 1832 года была покрыта «частью соломой, частью черепицей и гонтом». Это подтверждают и современные исследования реставраторов, которые в забутовках храма нашли битую черепицу, по археологическим признакам относящуюся к XVII веку. Скорее всего, в XVII веке обновленная иезуитами Спасская церковь не использовалась для богослужений. Об этом свидетельствуют граффити, оставленные на стенах храма тогдашними полоцкими школярами – факт невероятный в использовавшемся костеле. (Вообще, граффити Спасской церкви, написанные в период от середины XII века до 1832 года включительно, имеют важное историческое значение. Они выполнены на древнерусском, латинском и польском языках и по своему содержанию и назначению относятся к поминальным, благопожелательным, автографическим, летописным, бытовым).

http://sobory.ru/article/?object=04904

Источник: сайт " probelarus.by " Единственный из древних полоцких монастырей, сохранившийся до наших дней. Был основан в 1120-е годы принявшей монашество полоцкой княжной Ефросинией (в миру Предиславою) на холме, окруженном рекой Полотой. По молитвам святой игумении всего за 30 недель был воздвигнут каменный храм Всемилостивого Спаса. Его стены расписали лучшие полоцкие мастера того времени. В 1161 году в Спасский храм был принесен «на вечное хранение» напрестольный Крест-ковчег, изготовленный по заказу святой игумении мастером-ювелиром Лазарем Богшей. Выполненный в древневизантийской технике перегородчатой эмали, Крест содержал в себе бесценные христианские святыни: частицу Животворящего Креста с каплей Крови Господней, частицу камня Гроба Господня, частицу камня Гроба Божией Матери и частицы мощей святых. Храм Воздвижения Креста Господня Евфросиния была игуменьей обители на протяжении 45 лет. Это был период процветания монастыря. Он стал центром книжности и просвещения Полоцкой земли; при нем были устроены скрипторий, иконописная мастерская, библиотека, школа. После кончины Преподобной обитель продолжала процветать до 1563 г., когда войска Иоанна Грозного осадили Полоцк. В 1579 г., после взятия Полоцка Стефаном Баторием, монастырь был отдан иезуитам, затем неоднократно менял хозяев. И только в 1832 г. монастырь был возвращён православным. После долгих лет упадка и забвения новый период расцвета начался в XIX веке. В 1833 году был произведен капитальный ремонт пришедшего к этому времени в запустение Спасского храма, переданного еще годом ранее православным. Ремонтировались и другие монастырские строения. Позднее был возведен новый сестринский корпус на берегу реки Полоты, к сожалению, не сохранившийся до наших дней. Уже в 40-х годах XIX столетия древняя обитель «у церкви Спаса» была причислена к разряду первоклассных. В эти же годы возобновило свою деятельность при монастыре Спасо-Евфросиниевское женское духовное училище, достигшее особого расцвета в конце XIX - начале XX веков.

http://sobory.ru/article/?object=00287

20 ноября 1888 г. Священным Синодом был подписан Указ о преобразовании мужского Тадулинского монастыря в женский. Принимать монастырь прибыли монахини из Спасо-Евфросиниевского Полоцкого монастыря. Настоятельницей была назначена монахиня Александра (Твёрдая), которая отказалась приступить к этой должность ввиду крайней бедности и запустения обители. В этом же году настоятельницей Тадулинского женского монастыря стала монахиня Аристоклия (Маевская), которая 10 июня 1889 г. была возведена в сан игумении. Под руководством игумении Аристоклии обитель возродилась и духовно, и экономически. Обитель брала на себя расходы на содержание девичьей сиротской школы, находившейся при Витебском Свято-Духовом женском монастыре. В период настоятельства игуменьи Аристоклии в монастыре производились ремонты Успенского собора и храма святого благоверного князя Александра Невского, дома для священнослужителей и сестринского корпуса. Было построено новое здание для 3-хклассного Тадулинского женского училища и образцовой церковно-приходской школы. После кончины игуменьи Аристоклии настоятельницей Свято-Успенского монастыря была назначена игумения Анфиса (Кузмицкая) (до этого она с 7-летнего возраста в течение 30 лет подвизалась в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре), продолжившая традиции своей предшественницы. В 1910 г. в монастыре находилось 58 сестёр. В монастыре была большая библиотека, в которой хранились книги на латинском, французском, польском и русском языках. Всего насчитывалось более 1000 сочинений, около 2000 томов. Главным храмом Тадулинского монастыря являлась каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенная на месте прежней деревянной в 1769 г. (по другим источникам, 1772 г. или 1774 г.) Большое прямоугольное продолговатое здание в несколько ярусов имело высокую гонтовую двускатную крышу с двумя башнями-колокольнями на главном фасаде и треугольный фронтон, посреди которого был изображён огненный столп, с надписью вокруг него на латинском языке «Таков Василий Великий». Вверху, над столпом, был изображён крест, а рядом с крестом – сердце. Справа от столпа находилось изображение святителя Василия Великого , а слева – святителя Николая Чудотворца. За главным престолом храма, в обширной нише под голубой, выполненной из дерева и украшенной короной из золота сенью, располагалась главная святыня храма – Тадулинский образ Божией Матери. Под алтарём Свято-Успенской церкви находился склеп с захоронениями.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

4 июня, накануне дня памяти преподобной Евфросинии, мощи святой были торжественно перенесены из Киево-Печерской Лавры в Полоцкую обитель. Мощи угодницы Божией внесли в Кресто-Воздвиженский собор, где было отслужено всенощное бдение. На следующий день, по окончании Божественной Литургии, мощи святой перенесли из собора в древнюю Спасо-Преображенскую церковь. С 1913 года в монастыре было введено перенесение мощей преподобной Евфросинии из Спасского храма в Кресто-Воздвиженский собор. Мощи преподобной находились в соборе до осени, а затем, в первое воскресенье после праздника Покрова Божией Матери, их возвращали в древнюю церковь. В современный период жизни обители, с 1994 года, накануне дня памяти преподобной Евфросинии в Кресто-Воздвиженский собор из Спасо-Преображенского храма переносили мощи угодницы Божией, а в день праздника, 5 июня, после богослужения крестным ходом их возвращали обратно. Это совершалось до 2006 года. С 27 декабря 2006 года в связи с начавшимися реставрационными работами в Спасской церкви Кресто-Воздвиженский собор стал местом постоянного пребывания святых мощей. 29 мая 2007 года из Бреста была привезена серебряная рака для мощей преподобной (изготовлена художником-ювелиром Н.П. Кузьмичом), в которую и были переложены мощи угодницы Божией из прежней, дубовой раки. 17 августа 2009 года в соборе над мощами преподобной Евфросинии была установлена деревянная сень. (Изготовлена минским резчиком М.М. Юревичем и расписана художниками-иконописцами Минского Свято-Елисаветинского монастыря.) В XX веке Кресто-Воздвиженский собор сильно пострадал. В 1920-е годы храм был поврежден снарядами и пустовал, поскольку иконы были изъяты при эвакуации 1915 года. В церковно-ризничной описи монастыря за 1922 год говорится о том, что собору «требуется капитальный ремонт, т. к. крыши, стены и окна повреждены снаружи» (ГАВО, ф. 1821, оп. 1, д. 133, л. 6). В годы Великой Отечественной войны в одном из монастырских корпусов располагалось немецкое командование, поэтому часть территории обители, включая Кресто-Воздвиженский собор, была обнесена колючей проволокой, за которой содержались русские военнопленные.

http://sobory.ru/article/?object=04903

В тридцатые годы ХХ столетия церковь была закрыта и использовалась под хозяйственные нужды. В 1986 году она частично обрушилась. Летом 1994 года могила преподобного Корнилия Молчальника была вскрыта неизвестными злоумышленниками, святые мощи - разбросаны по храму и частично по дороге. Местные жители с благоговением собрали части мощей и передали их монахам вновь открывшегося в 1993 году Никитского монастыря. Но поскольку эта святыня испокон веков принадлежала Смоленско-Корнилиевской церкви, которая ныне приписана к Никольскому монастырю, по благословению архиепископа Михея 4 августа 2000 года торжественным крестным ходом было осуществлено перенесение мощей преподобного Корнилия из Никитского мужского монастыря в Никольскую обитель. Мощи прп. Корнилия, Перславского чудотворца, поставлены для поклонения в Благовещенском храме обители. Помимо мощей Корнилия, в этом храме находятся ещё и мощи святого благоверного князя Андрея Смоленского, обретённые в том же 2000-м году и по благословению Высокопреосвященнейшего Михея, архиепископа Ярославского и Ростовского, поставлены для поклонения в том же Благовещенском храме. Наместник Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии архимандрит Авель (Македонов) передал в дар Никольской обители частичку мощей Святителя Николая, теперь она помещена в древний образ святого покровителя обители, также находящийся в Благовещенском храме. От наместника Китаевой пустыни города Киева архимандрита Прохора (Костюченко) были получены 89 частиц мощей Киево-Печёрских святых, под которые выполнен вызолоченный ковчег мастером П. Г. Екушевым на средства благотворителя обители В. И. Тырышкина в 2002 году. Настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумения Анфиса (Шевердяева) передала обители частицу мощей преподобной княжны Евфросинии Полоцкой. Иконостас Благовещенского храма украшает древний образ Спаса Нерукотворного, переданный из запасников Спасо-Преображенского музея-заповедника города Ярославля. Эти великие святыни изливают благодать, даруют помощь и утешение всем приходящим к ним с верой и любовью.

http://sobory.ru/article/?object=05680

Если обратиться к плану Спасо-Преображенской церкви, то в первую очередь обращает на себя внимание вытянутость пропорций по оси восток-запад. Эта черта характерна и для других западнорусских храмов XII века, что позволяет говорить о формировании в тот период в Полоцке своей архитектурной традиции. Главной характеристикой как интерьера, так и внешнего облика Спасской церкви является вертикализм ее композиции, акцентированная устремленность храма ввысь. Церковь чрезвычайно мала по своим размерам: ее длина – 14, 4 м, ширина – около 10 м, а высота – 22 м. Размер подкупольного пространства и, соответственно, центрального нефа – менее 3 м, тогда как боковые нефы – вдвое у же и в объеме подкупольного креста практически не читаются. Внешний вид Спасской церкви дошел до нас сильно искаженным позднейшими перестройками, которые, впрочем, почти нигде не коснулись древней кладки. Многочисленные исследования историков архитектуры (П.А. Раппопорта, Г.М. Штендера, В.В. Ракицкого и других) дали возможность представить первоначальный облик храма с предельной точностью. Особый интерес представляет реконструкция исследователя и реставратора Спасского храма В.В. Ракицкого, поскольку в ней точно воссоздан один из главных элементов, формирующих неповторимый облик церкви XII века. Это двойной ряд килевидных трехлопастных кокошников, которые обрамляют граненый барабан храма, увенчанный шлемовидным куполом. Бесспорно, что строители XII века обладали высоким уровнем технических знаний. Это подтверждается прекрасным техническим выполнением Спасской церкви, качеством плинфы (кирпича) и известкового раствора, чистотой кладки. По мнению российского искусствоведа художника-реставратора В.Д. Сарабьянова, изначально Спасская церковь мыслилась как храм-усыпальница, предназначенная для настоятельниц обители и, в первую очередь, для самой преподобной Евфросинии. Именно этим замыслом объясняется малый объем церкви. О погребальном предназначении храма говорят и выявленные остатки двух аркосолиев по центру южной и северной стен. Аркосолии размещены вплотную к боковым алтарным аркам и даже чуть заходят в пространство жертвенника и диаконника, что свидетельствует об их предназначении для погребения духовных лиц. Помимо них в пространстве под хорами расположено еще несколько аркосолиев меньшего размера, два из которых (в настоящее время частично раскрытые) сохранили росписи XII века.

http://sobory.ru/article/?object=04904

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010