Радуйся, во святых догматех православныя веры Наставнице; радуйся, нечестивых ересей и расколов Искоренительнице. Радуйся, тайная и неудобь предвидимая добре ведущая; радуйся, гадания лживых провидцев посрамляющая. Радуйся, в час недоумения благую мысль на сердце полагающая; радуйся, пагубным начинанием и безсловесным пожеланием воспящающая. Радуйся, Богородице Владычице, Ризою Твоею от злых наветов нас покрывающая. Кондак 7 Хотящи николиже отлучатися от Рожденнаго Тобою Спасителя мира, Ты, Богоблаженная, пребывала еси с Ним неотлучно во граде Назарете, питающи Его яко Человека и поющи в сердцы Своем яко Богу: Аллилуиа. Икос 7 Скорбию Матернею объята была еси, Пречистая Дево, егда три дни искала еси двоюнадесятолетняго Сына Твоего Иисуса. Егда же обрела еси Его во храме, в дому Отца Его, возрадовася зело. Таковое Твое сердечное болезнование воспоминающе и радостию Твоею радующеся, со умилением вопием Ти: Радуйся, Сына Твоего, Превечнаго Архиерея, в дому Отца Его обретшая; радуйся, омофор молитв Твоих над всем миром распростирающая. Радуйся, милость и благодать сим в Церкви Православней являющая; Радуйся, и нас, обнаженных дел благих, Своего Покрова не лишающая. Радуйся, Столпе облачный, от искушений и соблазнов мира сего нас отводяй; радуйся, Столпе огненный, посреде тьмы греха нам путь спасения показуяй. Радуйся, явленных благочестия подвижников явное укрепление; радуйся, тайных среди мира рабов Божиих таинственное поучение. Радуйся, Богородице Владычице, Ризою Твоею от злых наветов нас покрывающая. Кондак 8 Странное и предивное есть Твое, Богомати, попечение о христианех на всех путех их жительства, многомятежнаго и многотруднаго. Имуще же Тя милосердную и независтную Помощницу, вси Тобою облагодетельствованнии велегласно поют Богу: Аллилуиа. Икос 8 Всею душею последовала еси Христу при служении Его роду человеческому, якоже и Божественный евангелист Лука извествует о Тебе. Веруем, яко Ты, Всеблагая Мати, неотступно пребываеши и со всеми труждающимися во славу Божию и Тя восхваляющими тако:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pol...

Радуйся, Ковчеже Завета, в немже сокровено всего рода человеча освящение; радуйся, Стамно Пресвятая, в нейже алчущим правды блюдется Хлеб жизни вечныя. Радуйся, Сосуде Всезлатый, в немже уготовася нас ради Плоть и Кровь Божественнаго Агнца; радуйся, оставленных врачми на Свои всемощнеи руце приемлющая. Радуйся, разслабленных от одра болезни воздвизающая; радуйся, недугующим умом новый и лучший смысл подающая. Радуйся, на стропотнем пути греха нас премудре запинающая; Радуйся, жестость нераскаянных сердец наших умягчающая. Радуйся, Богородице Владычице, Ризою Твоею от злых наветов нас покрывающая. Кондак 9 Всяк возраст верных хвалится Твоим попечением, Всемилостивая Мати, яко всегда потребное в житии даруеши и усердно за ны, немощныя и грешныя, у Престола Господа славы ходатайствуеши. Емуже поем: Аллилуиа. Икос 9 Ветии многовещаннии не могут возглаголати Твоея Матерния печали при Кресте Сына Твоего. Темже, яко всякое искушение претерпевшая, спострадати в самых тяжцех скорбех и лишениих нам можеши. Сего ради взываем Ти: Радуйся, от язвы и всегубительства смертнаго нас соблюдающая; радуйся, от внезапнаго колебания земли грады и веси сохраняющая. Радуйся, от разлияния воднаго и потопления рукою крепкою возводящая; радуйся, запаления огненнаго росою молитв Твоих избавляющая. Радуйся, Хлебом жизни души наша насыщающая; радуйся, молнии и громы от глав наших отводящая. Радуйся, от нашествия иноплеменник и от всякия напасти спасающая; радуйся, от вражды единокровных к миру и любви возвращающая. Радуйся, Богородице Владычице, Ризою Твоею от злых наветов нас покрывающая. Кондак 10 Спасти хотя мир, Иже всех Господь, на Кресте вися, дарова Тя миру всему Пресвятую и Премудрую Матерь, егда рече Тебе о святем Иоанне: «Се сын Твой», и возлюбленному ученику: «Се Мати твоя». Благодаряще за сие Всеблагаго Бога, глаголем Ему: Аллилуиа. Икос 10

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pol...

То есть Господь его так отрезвил, что христианство – это путь очень сложный, тернистый, это путь для людей мужественных, твердых, отважных, храбрых. Вера православная – это вообще не для слюнтяев, это для людей серьезных. Совсем нетрудно выздороветь больному, но стать христианином, учеником Христовым – это уже дело совершенно другое, тут нужна работа души. «Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего». Папа умер, самое родное на свете существо. Я за Тобой пойду, подожди, не отплывай, не скрывайся из моих глаз. Вот только сейчас пойду, папу похороню, даже на поминки не останусь и поплыву с Тобой на ту сторону, куда Ты с учениками отправляешься. А Господь говорит: «Иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов». Вот какая фраза интересная. Люди, для которых все это очень важно: похороны, поминки, веночки, цветочки, – пусть они этим занимаются. Если тебе нужна подлинная духовная жизнь, пойдем за Мной. Найдется кому закопать тело твоего отца, а душа его к телу уже не имеет никакого отношения. И все эти черные платочки – они Богу совершенно не нужны, потому что у Бога никакого траура нет. Человек просто перешел от этой жизни в ту. Кто рыдает, тот, значит, не согласен с волей Божией. Поэтому если хочешь быть Моим учеником, идем за Мной, другой возможности у тебя не будет. Почему Господь сказал ему такие жестокие, такие трудные для усвоения слова? А потому, что его жизнь подошла к водоразделу: вот земная жизнь, вот небесная – и они вступают в противоречие: телесное, земное должно уступить. Хочешь быть учеником, оставь в этом мире все, потому что учеником Христовым может быть только человек, который отлепился от всего мирского, которому, кроме Царствия Небесного, больше ничего не нужно. Ему не нужно ни карьеры, ни зарплаты, ни пенсии, он не для этого живет, он живет для Царствия Небесного. А Господь уже Сам ему, ищущему Царствия Небесного, дает то, что Сам считает нужным. Может быть, и министром его сделает, ведь бывали и святые министрами, и ничего тут удивительного нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

«Положение ризы и пояса Богоматери во Влахернах» — таково пол­ное название иконы из Бородавы — имеет уникальную иконографию. благодаря объединению двух событий: положения пояса в Халкопратийском храме и положения ризы в дворцовой церкви во Влахернах. Причиной этого, по-видимому, послужило позднейшее перенесение поясаиз Халкопратии во Влахерны, о чем на Руси знали с XII века. Уже древнейшие русские изображения этих сюжетов имеют парный характер. Так, они представлены в нижнем ярусе западных врат Рождественскогособора в Суздале начала 1220-х годов. В 1195 году в Новгороде была построена надвратная церковь «во имя святыя Богородицы положения ризы и пояса». Столетиями позднее сцена совмещенного возложения святынь нашла место в росписи монастыря Сучевица в Молдове (около1601 г.), хотя здесь надпись отмечает только акт положения ризы. По сравнению с клеймом суздальских врат, в иконе из Бородавы нет принципиальных сюжетных изменений: в обеих композициях престол с киворием помещен в центре, а по сторонам от него располагаются груп­пы персонажей, включающие патриарха и императора. Однако в изображении на вратах ризы возлагает на престол сама Богоматерь, которую сопровождают два ангела. Клеймо врат сочетает признаки разных ре­дакций, следуя не тексту, а традиции осмысления событий, поскольку перенесение ризы из Иерусалима во Влахерны считалось проявлением особого благоволения Богоматери к императорскому дому и константино­польской кафедре. В изображении на вратах «благоволение» реализу­ется как действенный акт. Бородавская икона ближе к исходной историко-литературной канве, как бы к начальной ступени восприятия сюжета. При этом развитию действия сообщается и большая точность: в церемо­нии участвуют император (Лев I) и патриарх (Геннадий I), в то время как на клейме суздальских врат главная роль отведена патриарху. Подбору персонажей на иконе из Бородавы присуща определенная логика, которая соответствует значению события, привлекающего к се­бе внимание всей византийской столицы: в церемонии участвуют импе­ратрица и придворные дамы, Геннадия сопровождают некий епископи монахи, чье присутствие естественно при патриархе и императорском дворе. Ни одна из более поздних икон не дает такого разнообразия персонажей, хотя в них зачастую изображаются два византийских пат­риция — в русской письменной традиции Галвий и Кандид, усилиям ко­торых, по преданию, Византия была обязана приобретением святыни.

http://sobory.ru/article/?object=54355

(Они дважды были изданы на русском языке: 1) Епископ Порфирий Успенский. Четыре беседы Фотия, святейшего архиепископа Константинопольского, и рассуждение о них. СПб., 1864; 2) Е. Л. (Ловягин Е. И.). Две беседы Святейшего Патриарха Константинопольского Фотия по случаю нашествия россов на Константинополь. - " Христианское чтение " , 1882, 9-10). Известным церковным писателем Георгием, хартофилаксом собора Святой Софии - Премудрости Божией в Константинополе, было составлено, по поручению Патриарха Фотия, " Слово на положение Ризы Богородицы во Влахернах " (Русский перевод его издан в приложении к работе: Лопарев Х. М. Старое свидетельство о положении Ризы Богородицы во Влахернах в новом истолковании применительно к нашествию русских на Византию в 860 году. - " Византийский Временник " , том. II, СПб., 1895). С походом Аскольда на Царьград связано также создание знаменитого " Акафиста Пресвятой Богородице " , автором которого некоторые церковные историки называют того же святого Патриарха Фотия. Этот Акафист составляет основную часть Богослужения в день Похвалы Пресвятой Богородицы. О событиях 860 года повествуют не только византийские, но и русские летописные источники. Преподобный Нестор Летописец, подчеркивая значение русского похода на Царьград, отмечает, что с этого времени " начала прозываться Русская Земля " . Некоторые летописи, среди них Иоакимовская и Никоновская, сохранили известия о Крещении князя Аскольда и Киевской Руси после похода на Царьград. При этом народная память прочно связала имена киевских князей Аскольда и Дира, хотя, по мнению историков, Дир княжил в Киеве несколько раньше Аскольда. Почитание праздника Ризоположения издревле известно в Русской Церкви. Святой Андрей Боголюбский († 1174; память 4 июля) воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм в честь этого праздника. В конце XIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским († 1385; память 26 июня). Святая Риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала впоследствии от неприятеля и первопрестольную Москву. Летом 1451 года под стены Москвы подступали татарские полчища царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит Московский , непрестанными молитвами и церковными службами укреплял защитников столицы. В ночь на 2 июля, сообщает летопись, в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили. В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения, ставшую его крестовой (домовой) церковью. Она сгорела, но на ее месте тридцать лет спустя была построена в 1484-1486 гг. новая, также посвященная празднику Положения Ризы Богоматери. Этот храм, стоящий доныне, продолжал служить домовым храмом русских митрополитов и Патриархов до того времени, как был возведен при патриархе Никоне собор Двенадцати Апостолов. Календарь ← 2 марта 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/910060.htm...

4328 Влахерна – место в Константинополе на берегу моря у корабельной пристани. Оно получило наименование от некоего известного скифского воеводы, по прозванию Влахерна, убитого на том месте, где впоследствии была устроена прекраснейшая церковь во имя Божией Матери. 4330 Назарет – небольшой город в Галилее, дорогой для христиан по священным воспоминаниям (в этом городе провел Свое детство Господь наш Иисус Христос). 4332 По свидетельству византийского историка Никифора (жил с 1295 г. по 1360 г.) во Влахернской церкви в златокованом ковчеге хранилась не одна одежда Богоматери, но вместе с тем омофор и часть Ее пояса. О том же свидетельствуют и русские паломники. Стефан новгородец, живший в XIV в., говорит: «идохом во Влахерну, идеже лежит риза и пояс и скуфья на главе Ея (Божией Матери), а лежит в олтаре на престоле в ковчеге запечатаны». То же подтверждает диакон Александр и диакон Игнатий, жившие в второй половине XIV в. – Влахернский храм сгорел 19 января 1434 г. Ныне виднеются только малые остатки его. Части одежд Богоматери находятся ныне в разных местах: так есть одна часть в Московском Успенском соборе (эта часть передана сюда князем Василием Голицыным), другая – в Благовещенском храме, приобретенная в XIV в. Дионисием, архиепископом суздальским; кроме того часть ризы Богоматери показывается в Латеранском соборе в Риме. Празднование в честь положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах установлено было, как замечено в сказании, во времена императора Льва I, следовательно в половине V в., но усугублено в 860 г., при патриархе Фотие (857–867 гг.; 877–886 гг.) и императоре Михаиле III (855–867 гг.) по случаю заключения мира с Аскольдом и Диром и отступления руссов от Царьграда. Они отступили от Царьграда 25 июня, а 2 июля во вторник после торжественной службы во Влахернах патриарх с императором установили совершать в этот день тожественное празднование в честь положения ризы Пресвятой Богородицы; при этом честная риза Богоматери была перенесена из храма, выстроенного императором Маркианом и возобновленного императором Львом I, в так называемую Великую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сохранилось известие, что в Константинополе существовал еще и другой храм в честь Богоматери во Влахернах, построенный императором Маркианом (450—457 гг.). В этом храме положены были погребальные ризы Пресвятой Богоматери, присланные императору из Иерусалима патриархом Ювеналием. Влахернский храм, построенный императором Львом Великим, сгорел 19 января 1434 года, и теперь видны лишь ничтожные его остатки. Какова дальнейшая участь ризы Богоматери, неизвестно. Сохранились достоверные известия только о том, что Богоматерь в то время, пока риза Ее находилась в Константинополе, неоднократно оказывала чудодейственную помощь как самому городу, так и всему греческому народу во время опасностей при нападении врагов. Так, во время осады Константинополя персами и аварами в 626 году, сарацинами в 673 и 716 году, киевскими князьями Аскольдом и Диром в 866 году священная риза Богоматери при многочисленном стечении народа выносилась из Влахернского храма и погружалась в воды Босфора. Всякий раз после этого на море поднималась сильнейшая буря, от которой гибли все корабли неприятелей. Ныне в различных местах христианского мира хранятся лишь отдельные части одежд Богоматери. Так, одна часть находится в Петропавловском приделе Московского Успенского собора, перешедшая туда в XVIII веке от князя В. В. Голицына; другая часть хранится в Благовещенском соборе, — она приобретена Дионисием, архиепископом Суздальским, в XIV веке; третья в Московском Никитском монастыре. Есть и еще одна часть Богоматерней ризы, которая сохраняется в Риме, в так называемом Латеранском соборе. Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Примечание от PRAVICON.COM : Данное описание было составлено в начале XX века и предлагается исключительно в качестве исторической справки. Актуальность этой информации на сегодняшний день не гарантируется. Статья опубликована участником [ tol ] 2012-06-09. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом .

http://pravicon.com/info-1362

Последней настоятельницей (с 1905) стала бывш. казначея игум. Ангелина (Денисова), дочь новгородского купца. К 1908 г. в З. м. проживали 134 сестры. Праздники Примечательно, что в росписи 1615 г. главный монастырский храм именуется не в честь Покрова, а в честь Положения ризы Богоматери. Среди фресок Симеоновской ц.- «Положение пояса (ризы) Богоматери» (такая же чтимая икона, вероятно ставшая прототипом фрески, находилась в иконостасе Покровской ц.), а изображение Покрова в росписях на 1 окт. отсутствует, что может дополнительно свидетельствовать об особом почитании праздника Положения ризы в З. м. и о возможном первоначальном посвящении обители. В Чиновнике Софийского собора XVII в. указано на совершение крестного хода с иконой «Знамение» 2 июля, на праздник Положения ризы Богоматери во Влахерне, к Покровской ц. З. м. и не отмечена служба на Покров. В первые воскресенья после Петрова и Ильина дней совершались общегородские крестные ходы из Детинца вокруг Софийской стороны, которые останавливались в З. м. Эти древние крестные ходы некоторые исследователи связывают с т. н. Анастасийским миром - всеобщим покаянием новгородцев в 1417 г. Монастырские иконы святых Симеона и Пантелеимона участвовали в установленных позднее крестных ходах 1 авг. В XIX - нач. XX в. обитель особенно посещалась богомольцами в престольный праздник Покрова, когда вспоминался крестный ход свт. Ионы 1 окт. 1466 г. в З. м. из Софии и часто совершалась архиерейская служба, и 3 февр., в память св. Симеона Богоприимца, а также при совершении ему акафиста. С 29 дек. 1886 г. акафист читался еженедельно по понедельникам после поздней литургии. Традиция его чтения возобновилась 16 февр. 2001 г. Торжественно, с отправлением накануне параклиса, отмечались также праздники иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (24 окт.), апостолов Петра и Павла (29 июня), свт. Николая Чудотворца (9 мая и 6 дек.). После возрождения Покровского собора он неоднократно становился центром общеепархиальных торжеств, связанных с пребыванием в городе св. мощей ап. Андрея Первозванного (2003), преподобномучениц вел. кнг. Елисаветы и инокини Варвары (2005), св. кн. Александра Невского (2007). Имущественное положение

http://pravenc.ru/text/Зверин в честь ...

Здесь, в одной из комнат, они увидели большое количество свечей и услыхали запах фимиама (ладана). Вельможи спросили хозяйку о комнате, и та сказала им, что она хранит у себя дорогую святыню, ризу Пресвятой Богородицы. Братья-греки, считая хранение Богоматерней ризы у еврейки неблагочестивым, решились тайно унести св. ризу. Сделав ковчег, совершенно сходный с тем, в котором хранилась риза, они помолились Богу, чтобы Он не вменил им во грех похищение ковчега с ризою, ночью тайно взяли этот ковчег, а свой поставили, и привезли ризу в Константинополь, поместили в своем доме. Но так как от Богоматерней ризы при доме их явлено было много чудес, то по повелению императора Льва патриарх Геннадий перенес ее с благоговением во Влахернскую церковь Богородицы. Это было в 174 г. Части одежды Богородицы, отделенные от положенной в Константинополе, имеются в разных местах: в Московском Успенском и Благовещенском соборах, в Риме – в Латеранском соборе, на Афоне – в русском ските св. Илии. II. Перенесение св. ризы Богоматери из Палестины в Константинополь было совершено по чувству глубокого благоговения, т. е. высокого уважение к святыне, какой бесспорно была и есть св. риза Богоматери, славнейшей и честнейшей без всякого сравнения херувимов и серафимов. Это дает нам, братия, побуждение побеседовать с вами о благоговении ко святыне вообще. Благоговение ко святыне выражается главным образом в благоговении к храму и его святыне. Каждый христианин должен считать для себя священной обязанностью почитать храм и святыни его. а)  Храмы Божии в строжайшем смысле составляют для всякого христианина священное место , священное не только по своему святому назначению для молитвы и священнодействия, но и по самому существу, как места селения Всевышнего, как домы Божии. Поэтому каждый христианин должен питать к ним особенные чувства благоговения и почитания. Некогда патриарх Иаков удостоился видеть во сне таинственную лестницу, по которой ангелы Божии нисходили на землю и потом восходили на небо, и из уст Самого Бога, явившегося ему, услышать многознаменательное обетование о своем потомстве. Восстав от сна, исполненный ужаса от видения величия и славы Божией, он воскликнул: страшно есть место сие: несть сие, но дом Божий и сия врата небесная. Это чувство трепетного благоговения к местам, на которых Господь благоволил являть Свое присутствие людям, не один раз изображается в Ветхом Завете. Так Моисей, узрев чудесную купину, горящую и несгорающую, желая приблизиться, чтобы рассмотреть чудо, услышал голос, говорящий ему: не приближайся семо, иззуй сапоги от ног твоих: место бо, на нем же ты стоиши, земля свята есть. (Исх. 3, 5). И после, когда Бог восхотел возвестить закон Свой на Синае, Он запретил, под страхом смерти, прикасаться к горе. (Исх. 19, 12). Если Господь требовал такого почтения и благоговения к местам, на которых являл Свое присутствие только временно, то не большего ли Он требует почтения и благоговения к нашим храмам, в которых утверждает постоянное жилище Себе?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

О Господи Иисусе, пречудный источник радости, отрада наша и умиление, слава наша и похвала, приложи перст Твой к устам нашим и не допусти мутным каплям скорбей и напастей нас отравлять. Тебе слава и похвала вовеки. Аминь. 2 июля 1. Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахернской церкви в Царьграде. В правление императора Льва Великого (458–471), царицы Верины и патриарха Геннадия по Святой Земле паломничали [в серб. букв.: путешествовали, поклоняясь тамошним святыням. – Ред.] два цареградских вельможи, Галвий (Галвин) и Кандид. В Назарете остановились они в доме некой еврейской девицы, хранившей в потаенной комнате ризу Пресвятой Богородицы. Многие больные и страждущие люди получали исцеление от своих недугов через молитвенное прикосновение к этой ризе. Галвий и Кандид взяли эту святыню и принесли в Царьград, уведомив о сем царя и патриарха. Это известие вызвало великую радость в столице. С великим торжеством ризу перенесли и положили во Влахернской церкви. (Сия церковь была построена императором Маркианом и его супругой, святой Пульхерией, на берегу залива, называемого Влахернским, по имени убитого там некоего скифского военачальника Влахерна). В память положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахернской церкви установлен сей праздник. К Царице Небесной тепло мы взываем, Пред Нею колена свои преклоняем И помощи чаем от Бога Творца: Заступницей буди нам всем до конца! Во славе небесной Ты светло сияешь И Господа слезно о нас умоляешь. Молитвы Твои полны сил и надежды – И милует Бог нас сегодня, как прежде. Подобно свече негасимой и вечной, Стоишь Ты пред Богом в прошенье сердечном, И внемлет Спаситель Твоим воздыханьям, И грешников тяжких ведет к покаянью. Ведь имя Твое – для больных облегченье, А демонам – бич, и огонь, и мученье. Крестом осеним себя, братья, прилежно И в сем злобном и многомятежном Ко Деве Пречистой возвысим свой зов, А Бог Вседержитель помочь нам готов: Он крепость и мужество нам ниспошлет – И в вечный покой нас по смерти введет. К Царице Небесной тепло мы взываем,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010