В связи с только что сказанным особое звучание получает следующее святительское суждение: « Церковь учит нас молиться об усопших, не рассуждая, во аде ли кто из них, хотя, вероятно, что есть такие между поминаемыми в Церкви. Это хорошо и смиренно, потому что не знаем жребия отшедших, не берем ни о ком осуждающей мысли, что он во аде, и недерзновенно просим. В молитвах Пятидесятницы имеем свидетельство, что Господь «сподобляет приимати молитвенныя очищения о иже во аде держимых». Но может быть Церковь имела особенную мысль, сию, многое дерзновение заключающую, молитву отнести к особенному дню, а не представлять всякому человеку и времени... Бог бесконечен в милосердии, но нам поведено знать свою меру. Между держимыми во аде есть такие, о которых Церковь не позволила ни пения, ни жертвы. Мы не затворяем их во аде, но повинуемся Церкви. И не безопаснее ли с точностью держаться в пределах сего повиновения?» (7:171, 172). Святитель посылает наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию «образец помянника» об усопших, по которому и творилось поминовение при чтении Псалтири в Гефсиманском скиту. В нем поминались все, «иже от века и до ныне» преставившиеся, императорский двор, священнический и монашеский чин, все потрудившиеся ради общего блага, воины, плодоносившие и добродеявшие во святых храмах и обителях, наипаче в обители Преподобного Сергия, миловавшие нищих, посещавшие больных, заступавшие немощных, подвизавшиеся за правду, все заповедавшие молиться за них, внезапной смертью скончавшиеся, предсмертного покаяния и причащения Святых Таин напутствия несподобившиеся, на поле брани убиенные, также – от разбойников и наветников, разными образами жизни лишенные... «Помяни их Сам Господи, – читаем помянник, – ведый коегождо имя и душевную потребу, и даруй им очищение и прощение, и мира и ослабления сподоби их, непобедимой силой Креста, молитвами Пресвятыя Богородицы и всех Святых». Дальше идет поименное поминовение царей и архипастырей, скончавшихся во времена святого Филарета. (Полный текст помянника см.: 8:165–166).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

На вопрос: «Не преграждает ли пути будущему прошедшее? – Святитель отвечает: – Правила большей частью строги, но есть в одном степень к снисхождению. Есть и примеры Святых, хотя немногие, которые допускают снисхождение... По древним правилам Крещение покрывало всё прошедшее, и строго взыскивалось за последовавшее после Крещения... Надобно молиться, примечать указания Провидения Божия, внимать суждениям добре подвизающихся во благочестии. Думаю, что по любви и смирению, они не осудят и недостойного, и своим благословением и молитвой сделают его достойным» (4:114). Но если попросят неизвестные люди отслужить панихиду по неизвестным, то должно сказать: «Мы не знаем, христиански ли сии люди жили и скончались, потому сомневаемся поминать их; поминайте там, где о них есть известность» (10:351). В связи с только что сказанным особое звучание получает следующее святительское суждение: • « Церковь учит нас молиться об усопших, не рассуждая, во аде ли кто из них, хотя, вероятно, что есть такие между поминаемыми в Церкви. Это хорошо и смиренно, потому что не знаем жребия отшедших, не берем ни о ком осуждающей мысли, что он во аде, и недерзновенно просим. В молитвах Пятидесятницы имеем свидетельство, что Господь «сподобляет приимати молитвенныя очищения о иже во аде держимых». Но, может быть, Церковь имела особенную мысль, сию, многое дерзновение заключающую, молитву отнести к особенному дню, а не представлять всякому человеку и времени... Бог бесконечен в милосердии, но нам повелено знать свою меру. Между держимыми во аде есть такие, о которых Церковь не позволила ни пения, ни жертвы. Мы не затворяем их во аде, но повинуемся Церкви. И не безопаснее ли с точностью держаться в пределах сего повиновения?» (7:171, 172). Святитель посылает наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию «образец помянника» об усопших, по которому и творилось поминовение при чтении Псалтири в Гефсиманском скиту. В нём поминались все, «иже от века и до ныне» преставившиеся, императорский двор, священнический и монашеский чин, все потрудившиеся ради общего блага, воины, плодоносившие и добродеявшие во святых храмах и обителях, наипаче в обители преподобного Сергия, миловавшие нищих, посещавшие больных, заступавшие немощных, подвизавшиеся за правду, все заповедавшие молиться за них, внезапной смертью скончавшиеся, предсмертного покаяния и причащения Святых Таин напутствия не сподобившиеся, на поле брани убиенные, также – от разбойников и наветников, разными образами жизни лишенные... «Помяни их Сам Господи, – читаем помянник, – ведый коегождо имя и душевную потребу, и даруй им очищение и прощение, и мира, и ослабления сподоби их, непобедимой силой Креста, молитвами Пресвятыя Богородицы и всех Святых». Дальше идёт поимённое поминовение царей и архипастырей, скончавшихся во времена святого Филарета. (Полный текст помянника см.: 8:165–166).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

п/п События Годы до Р.Х. 336–224. Предатель Иасон восхищает первосвященство у брата своего Онии. Прибытие царя Антиоха в Иерусалим ( 2Мак. 4:7–22 ). 176–175. Смещение первосвященника Иасона в пользу Менелая, и убиение первосвященника Онии. Казнь первосвященника Лизимаха и суд над Менелаем ( 2Мак. 4:23–50 ). 172–170. Страшные воздушные знамения. Взятие Иерусалима первосвященником Иасоном, произведенное им кровопролитие и бесславная смерть его в изгнании ( 2Мак. 5:1–10 ). 170–168. 168–167. 168–167. 167–166. Раздраженный Антиох Епифан собирает новую армию на Иудеев, но внезапно отправляется в Персию для пополнения своей истощенной казны ( 1Мак. 3:27–37 ). 166–165. 166–165. 166–165. 165–164. 165–164. Начало царствования Антиоха Евпатора. Победы Иуды Маккавея над Идумеями. Вторичное поражение Тимофея( 2Мак. 10:9–38 ). Поражение громадной Лисиевой армии. Мир, заключенный между Антиохом Евпатором и Иудой. Письма Лисия, Евпатора и Римлян ( 2Мак. 11 ). Здесь кончается вторая книга Маккавейская. Затем первая книга Маккавейская повествует: О союзе, заключенном Иудой Маккавеем с Римлянами (гл. 8). О смерти Иуды Маккавея и начале правления брата и преемника его Ионафана (гл. 9). 161–158. О славных делах Ионафана (гл. 12). 153–144. О смерти Ионафана и свержении языческого ига в правлении Симона (гл. 13). Об утверждении Симона в достоинстве архиерея и вождя (гл. 14). О столкновении Симона Маккавея с царем Антиохом Сидетом (гл. 15). 141–139. О смерти Симона Маккавея и начале правления Иоанна Гиркана (гл. 16). 138–135. Последовательное чтение Третьей Книги Маккавейской Часть первая. Повод к гонению на Иудеев от Птоломея Филопатора. Глава 1. Намерение Птоломея проникнуть во святилище храма а) Филопатор намеревается идти войной против Антиоха, отнявшего многие местности в его владениях (ст. 1). б) Заговор Феодота на жизнь Птоломея, разрушенный Досифеем (ст. 2–3). в) Арсиноя, сестра Птоломея, воодушевляет его воинов и содействует победе над Антиохом (ст. 4–5). г) Филопатор посещает на возвратном пути города и капища (ст. 6–8). д) Принесение им жертвы в Иерусалиме, удивление великолепию храма и намерение проникнуть в самое святилище храма (ст. 9–13). е) Молитвенный вопль священников и всего народа Иерусалимского о недопущении язычника осквернить святыню храма (ст. 14–18). ж) Намерение некоторых ревностных граждан взяться за оружие, удержанное старейшинами и священниками (ст. 19–20). з) Безуспешные попытки приближенных царя отклонить его от принятого намерения и всеобщее уныние Иерусалимлян (ст. 21–25).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Верою вселяется в сердце благодать (3:14, см. ВЕРА, 141). Верующий человек в сердце своем имеет радость и веселие о Бозе (4:165, см. ВЕРА, 141) (3:18, см. РАДОСТЬ , 785). Чтобы Евангельская вера в сердце зачалась, нужно познать немощь свою (3:11, см. ВЕРА, 156). Вера в сердце воспринимается от Евангелия (3:10, см. ВЕРА, 156). От рассуждения слова Божия возбуждается в сердце живая вера (5:152, см. ВЕРА, 156). Без молитвы и причастия Святых Таин Христовых вера быть в сердце не может (4:166, см. ВЕРА, 151). Приготовление к причащению состоит из вычитывания молитв и исправлении сердца (3:264, см. СВ. ТАЙНЫ, 832). Вера в сердце, что светильник в доме (4:165, см. ВЕРА, 133). Христианин должен заботиться, чтобы светильник веры в сердце не угас (4:165, см. ВЕРА, 57). Верное сердце должно подвизаться, чтобы сохранить веру (3:21, см. ВЕРА, 149). Просвещенное верой сердце через благодать Святаго Духа разжигается любовью ко Христу (3:148, см. ЛЮБОВЬ , 472). Сердце христианина злобу врагов побеждает любовью (5:138, см. ЛЮБОВЬ, 501). Благодать зажигает в сердце любовь (4:342, см. БЛАГОДАТЬ , 38). Сердце правое имеет истинную любовь (2:49, см. СЕРДЦЕ, 843). Сердце, согретое огнем любви Божией, издает теплоту милости (2:40, см. СЕРДЦЕ, 838) (2:50, см. ЛЮБОВЬ, 496). Сердце принуждать к ЛЮБВИ «Сердце-де мое от него отвращается?» – Ты сердце свое верою и любовью Христовою побеждай и убеждай, и не что сердце хощет, но что вера твоя и заповедь Христова требует от Тебе, делай. Христос велит, любитель твой велит; того вечная правда требует; то воле Его святой угодно, тебе полезно, хотя плотское сердце, мысль и разум слепый противно хощет. Следственно так должно делать, как Он хощет, а не как страстная плоть наша, когда хощем любить Его. В том бо состоит и ПОДВИГ наш христианский, чтобы нам делать не тое, что плоть наша слепая хощет, но что заповедь Божия (3:143). Любовь входит в сердце, очищенное покаянием (4:354, см. ЛЮБОВЬ, 959). Сердце становится добрым от послушания воле Божией Доброе есть сердце, которое воли Божией покорно и согласно: злое есть сердце, которое воли Божией противно и несогласно. Доброхотное сердце вера соделывает; добрыя воли родительница есть вера, глаголет Амвросий святый: убо где доброхотнаго сердца нет, тамо и веры нет. Потщись убо, христианине, внутрь себе исправить, и быть добрым, и будеши истинно добр; иначе как был, так и будеши всегда зол, что вне не будешь делать. Отсюда видишь, что ВЕРА обновляет человека, и есть корень добрых дел (5:165–166).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

144. См.: Числ. 21:8–9. 145. Имеется в виду Пятикнижие. 146. См.: Числ. 21:4–6. 147. О манне небесной свт. Амвросий подробно пишет в epist. 54 (рус. пер.: Амвросий Медиоланский, свт. Собр. творений. Т. 4. Ч. 2. M., 2015. С. 23– 27). — Примеч. ред. 148. См.: Исх. 16:4–15. 149. См.: Исх. 33:14. 150. См.: Числ. 14:23; Втор. 1:35; Иез. 20:15. 151. Латинский термин inseparabilis соответствует греческому χριστος, являвшемуся неотъемлемым элементом тринитарного богословия в IV в. (см.: Moreschini. Р. 293, not. 1). 152. См.: Откр. 3:5; 22:19; 13:8; 17:8; Пс. 68:29. 153. См.: Еф. 4:23. 154. См.: Ин. 3:5. 155. См.: Мф. 1:20; Лк. 1:35. 156. См.: Рим. 8:15–16. 157. См.:Ин. 4:23. 158. См.:Ин. 4:23. 159. См.: Ин. 20:16–18. 160. То есть первородный грех. Cp.: exp. ps. 118, 6. 22. 161. См.: Рим. 5:20. 162. См.: Мф. 28:17–18. 163. Ср.: Пс. 96:7. 164. См.: spir. s. 2. 47. 165. Ср.: Деян. 22:3. 166. См.: 1 Kop. 1:13. 167. См.: spir. s. 3. 71–72. 168. Ср.: Ин. 14:10–11. 169. Cp.: symb. Nic. 170. См.: spir. s. 2. 85. 171. Свт. Амвросий проводит различие между Богом, Который озарил, то есть Духом, и Богом, Чья слава воссияла, то есть Отцом. 172. Ср. у Дидима Слепца: spir. s. 25. 173. Термин dispar natura является эквивалентом греческого τεροοσιον, встречающегося у свт. Афанасия Александрийского (epist. ad Ser. 1. 2), см.: Moreschini. P. 313. 174. Пневматомахи (духоборцы) признавали божественную сущность Сына. 175. См.: Лк. 3:22. 176. Cp.: sacr. 1. 5. 17–19; myst. 4. 24–25. 177. См.: 2Кор. 3:16. 178. См.: Втор. 6:4. 179. Ср. у свт. Василия Великого: spir. s. 16. 38; у свт. Григория Богослова: orat. 38. 8. 180. См.: Откр. 4:8. 181. Ср.: Мф. 28:12. См.: sacr. 2. 14; myst. 4. 20. 182. См.: Рим. 8:9, 11; 1 Kop. 3:16; 2Тим. 1:14. 183. См.: 2Тим. 3:16. 184. Ср.: Мал. 4:2. 185. См.: spir. s. 3. 32–34. 186. См.: Ин. 5:21. 187. См.: fid. 2. 68–70. 188. См.: Мф. 5:1–3. 189. См.: Мф. 12:1. 190. См.: Ин. 4:35–38. 191. См.: Мф. 26:30–36. 192. Ср.: Пс. 127:3; 91:14, 13. 193. См.: Ин. 10:22. 194. См.: Isaac 5. 45; Exp. Luc. 3. 38; 7. 85, 96.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957; Bardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i. Breisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.ardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i. Breisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.reisgau, 1932. S. 166–167;.: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957;.: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957; Bardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i. Breisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.ardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i..: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957;.: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957; Bardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i. Breisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.ardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i. Breisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.reisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.eck H. G. Kirche und theologische Literatur im.: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957;.: Wellesz E.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

на четырех столбцах, а на купчей помета о записке в книги Поместного Приказу Дьяка Степана Шишкина, 165 году, Июня в 10 день. Купчая Стольника Романа Федорова сына Боборыкина, Московского Уезду, Горетова да Сурожеского станов, на село Воскресенское, что была деревня Саватова, на речке на Песочне, да на пустую деревню Мокрушино, на большой на Волоцкой дороге, да на деревню Котельниково, что на речке на Истре, да на деревню Рычково, а Крячково тожь, с пустошми, за его, Романовою, рукою, 164 году, Июня 3 числа, а на купчей помета о записке в книги Поместного Приказу Дьяка Степана Шишкина, 165 году, Июня в 25 день, на шти столбцах. Купчая Никитцкого монастыря, что в Переславле Залеском, Игумена Моисея, да Николы Божедомского Попа Фомы Никитина, Да Филона Михайлова сына, да Александра Иванова сына Оничковых, да Дьяка Григорья Евтифеева сына Протопопова, Переславского Уезду, в Никитском стану, на сельцо Лаврово, да на деревню Родионцово, с пустошми, 164 году, Июня 6 числа, за их руками, на трех столбцах, а на купчей помета о записке в книги Поместного Приказу Дьяка Степана Шишкино, 165 году, Марта, во 2 день. Куичая Боярина Василья Петровича Шереметева, Московского Уезду, Сурожского стану, на сельцо Асаурово, да на деревню Княжчино, а Новая тожь, что на речке на Песочне, да деревню Качаборово, что на Истре реке, с пустошми, за его рукою, 164 году, Августа в 9 день, на пяти столбцах, а на купчей помета о записке в книги Поместного Приказу Дьяка Степана Шишкина, 165 года, Июня в 27 день. Купчая дана из Поместного Приказу Борису Нелединскому Дмитровского Уезду, Берендеевского стану, на половину деревни Корешевой, что было сельцо на речке Каменке, да на половину деревни Погорелые, что на речке на Котышке, да на пустошь Ласшилово, да половину пустоши, что была деревня Пантюхово, да на пустошь, что была деревня Лучкино, да на пустошь Нероново с пустошми, а купчая за Государевою вислою печатью, 165, Генваря 6 числа, на семи столбцах, за приписью Дьяка Ивана Владычкина. Купчая Боярина Василья Ивановича Стрешнева, в Волоцком Уезде, в Городском стану, на село Турантаево, на речке на Вологде да на деревню Дылево, 165 году, Генваря 31 числа, за его рукою на пяти столбцах, а на купчей помета Приказа Дьяка Ивана Фомина 165 году, Генваря в 31 день.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

1 . Алфавитная синтагма иеромонаха Матфея Властаря . Буква «y». Глава 11 [Текст]. – Москва, 2006. 2 . Бердников, И.С. Краткий курс церковного права Православной Церкви. В 2 т. Т. 1 [Текст]/ И. С. Бердников . – Казань, 1913. 3. Берман, Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования [Текст]/Г. Дж. Берман. – Москва, 1998. 4 . Вишневский, А. А. Каноническое право. Древняя Церковь и Западная традиция [Текст]/А. А. Вишневский. – Москва, 2006. 5 . Горчаков Михаил , протоиерей. Церковное право. Краткий курс лекций [Текст]/ Михаил Горчаков , протоиерей. – Санкт-Петербург, 1909. 6 . Гроций, Гуго. О праве войны и мира. Книга I, глава XV [Текст]/Гуго Гроций. – Москва, 1994. – С. 75. 7 . Джероза, Либеро. Каноническое право в Католической церкви [Текст]/Либеро Джероза. – Москва, 1996. 8 . Дюшен, Л. История Древней Церкви. В 2 т. Т. 1 [Текст]/Л. Дюшен. – Москва, 1912. 9 . Ириней Лионский . Против ересей. Книга IV, глава X [Текст]/ Ириней Лионский . – Санкт-Петербург, 2008. 10. Лебедев, А.П. Духовенство Древней Вселенской Церкви от времен Апостольских до X века [Текст]/ А.П. Лебедев . – Санкт-Петербург, 2003. 11 . Мышцын, В. Н. Устройство христианской Церкви в первые два века [Текст]/В.Н. Мышщын. – Москва, 2020. 12 . Ориген. Против Цельса. Книга 2, глава IV [Текст]/ Ориген // Ориген . О началах. Против Цельса. – Санкт- Петербург, 2008. 13 . Павлов, А.С. Курс церковного права [Текст]/ А.С. Павлов . – Санкт-Петербург, 2002. 14 . Покровский, А.И. Соборы Древней Церкви эпохи первых трех веков [Текст]/А. И. Покровский . – Сергиев Посад, 1914. 15 . Послание патриархов Восточно-кафолической церкви о православной вере (1723 г.) [Текст]//Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере. – Москва, 1900. 16 . Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Долматинско-Истрийского [Текст]. В 2 т. Т. 1. – Москва, 2001. 17 . Преподобный Никодим Святогорец . Пидалион. Правила Православной Церкви с толкованиями [Текст]. В 4 т. – Екатеринбург, 2019. 18 . Робертсон, Дж. С. История христианской Церкви от Апостольского века до наших дней [Текст]/Дж. С. Робертсон. – Петроград, 1916.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

95. См.: Ин. 14:10. 96. См.: Ин. 16:13. 97. См.: Ин. 11:41–44. 98. См.: Рим. 1:20; Прем. 13:5. 99. См.: Деян. 16:7. 100. См.: Евр. 1:1. 101. См.: Деян. 9:15. 102. См.: 1Тим. 2:7. 103. См.: spir. s. 2. 143. 104. См.: 1Кор. 12:29–30. 105. Цицерон в своем трактате «Лелий, или О дружбе» (21. 80) (см.: More–schini. Р. 259, not. 23). 106. См. у свт. Афанасия Александрийского: с. arian. 1. 22; у свт. Василия Великого: adu. Eun. 1. 23; у свт. Григория Богослова: hom. 23. 4; or. 6. 13. 107. См.: 2Тим. 1:12; 4:8. 108. См.: 1 Фес. 5:8; Еф. 6:10–17. Cp.: exp. ps. 118, 9. 17; 10. 34; 14. 16; expl. ps. 36, 52–57; 37, 43; 38, 32; 43, 1; Abr. 1. 2. 6; Iacob 1. 36; exp. Luc. 2. 29. 109. См.: Мф. 16:18. 110. См.: 1 Kop. 3:10. 111. Пунктуация в цитате дана в соответствии с латинским текстом «О Святом Духе» и текстом Септуагинты. — Примеч. ред. 112. См.: Ин. 1:32, 34. 113. См.: Мк. 1:10. 114. Ср.: sacr. 6. 2. 5. 115. Ср. у Оригена: com. in Ioh. 2. 11. 85; у Тертуллиана: adu. Marcion. 3. 17. 3; 4.18.4. 116. См.: Ин. 16:28; 1Тим. 1:15. 117. См.:Ин. 15:26; 16:7. 118. Подробнее об этом см.: fid. 5. 94–99. 119. См.: Ис. 48:6. 120. См. у Дидима Слепца: spir. s. 20. 121. Cp.: exp. Luc. 7: 92. 122. См.: Исх. 31:18. 123. См.: Ин. 10:30. 124. Cp.: exp. Luc. 7. 92, а также у Дидима Слепца: spir. s. 20. 125. Animalis (греч. ψυχικς) — душевный. Этот термин характерен для антропологии ап. Павла, подробнее см.: Moreschini. Р. 273, not. 2. 126. См.: 1Кор. 2:13–14. 127. См.: Пс. 117:16. 128. См.: 1 Kop. 1:24. 129. См.: Исх. 15:8. 130. См.: Исх. 14: 21–28. 131. См.: Исх. 13:21–22. 132. Cp.: sacr. 1. 6. 22; myst. 3. 13. 133. Дидим Слепец приводит тот же ряд цитат из Священного Писания (см.: spir. s. 53). 134. Ср.: Ис. 66:2. 135. Морескини вслед за Фаллером видит здесь цитату из Исх. 33:22 (см.: Moreschini. Р. 281, not. 1). 136. См.: Лк. 11:20; Мф. 12:28. 137. См.: Пс. 8:4. 138. Ср.: Иов. 10:8. 139. См.: 3Цар. 3:16–27. 140. См.: Гал. 5:22. 141. См.: Быт. 12:4–20. 142. См.: Числ. 11:25. 143. См.: Евр. 3:7–11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010