Для воспитания своей паствы в духе почитания святыни им было установлено ежегодное празднование иконы Божией Матери «Умиление» с крестным ходом в Троицкую церковь Ямской слободы, где находилась эта икона. Крестный ход был установлен в память явленного иконой чуда: 8 июля 1337 года икона была видима в церкви поднявшейся на воздух и источающей слезы из очей. Своей богоугодной жизнью, патриотической и благотворительной деятельностью святитель Василий заслужил великое почтение и любовь новгородцев. В отличие от других русских архиереев Константинопольский патриарх в 1341 году прислал ему крестчатые ризы и белый клобук. Сама смерть святителя Василия свидетельствовала о его любви к пастве. В 1352 году во Пскове появилась страшная моровая язва, которую называли «черная смерть». Она в короткое время произвела в городе великое опустошение. Псковичи, подавленные горем и страхом, просили архиепископа, которому прежде много досаждали непослушанием, прибыть к ним и помолиться за них вместе с ними. Забыв все обиды, владыка прибыл немедленно, совершил богослужения в трех церквах, обошел город с крестным ходом и утешил псковичей. Здесь он заболел и на обратном пути 3 июля 1352 года скончался в обители Архангела Михаила на р. Шелони. Погребен под Корсунской папертью Софийского собора. Труды: Послание к Феодору, епископу Тверскому. О Рае, уцелевшем на земле. Степенная книга//Полное собрание русских летописей: в 24 т./Изд. Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1921, т. 21: Книга степенная царского родословия. – СПб., 1908, т. 1. – С. 480; Собрание летописей, т. 6. – С. 46–80; т. 7. – С. 212–214. Литература: Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. – Новгород, 1891, т. 1. – С. 165–190. Тихомиров П. И., протоиерей. Сказание о новгородской чудотворной иконе Знамение Божией Матери. – 3-е изд. – Новгород, 1902. – С. 92. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М., 1901. – С. 138, прим. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Источниками русского проповедничества, особенно древнего, служат древние рукописные сборники, хранящиеся в монастырях, Сергиевой лавре, Чудовом монастыре, и других, а также в духовных академиях. К подобным сборникам надобно отнести Великие Четьи Минеи м. Макария, Четьи Минеи Димитрия ростовского и Пролог. Затем следуют: полное Собрание русских Летописей; Летописи русской литературы и древностей Тихонравова; Памятники старинной русской литературы н под. Акты исторические, экспедиции, и другие; Описание рукописей Царского, – Толстого, – Румянцевского музея и под.; Историческая хрестоматия Буслаева, Аристова, и другие; Примечания к Истории Карамзина. Но самым полным, богатым и драгоценным источником русского проповедничества служит: Описание славянских рукописей московской синодальной библиотеки (отдел II); в нем содержится описание наиболее известных, бывших в общем употреблении, проповеднических сборников. Что касается произведений позднейших проповедников – XVII–XIX века, то почти все они состоят на лицо, и особенно за последнее столетие составляют громадную массу печатного и рукописного материала, постоянно увеличивающуюся, при содействии учебных заведений. Материалы для уразумения духа и направления русских проповедников и проповедничества находятся в духовных журналах – Православном Собеседнике, Творениях св. отцов, Трудах киевской академии, Руководстве для сельских пастырей, Христианском Чтении, Духовном Вестнике, Православном Обозрении, Воскресном Чтении, Страннике, Духе Христианина, и особенно в Истории русской церкви пр. Макария, и в Обзоре русской духовной литературы; в светских сочинениях – в Истории русской Словесности Галахова, Порфирьева, Шевырева; в Известиях Академии наук (отдел II), в Журнале министерства народного просвещения, Москвитянине и других. Из отдельных сочинений, брошюр и монографий заслуживают упоминание: Русская Проповедь в XV и XVI веках – о. Николаевского, Юго-западное проповедничество – г. Терновского, Наука и Литература при Петре I-м – г.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Митрополит Киприан прилагал немалые усилия для прославления и утверждения церковных святынь везде, где бы он ни находился – в Тобольске, Москве, Новгороде. В 1629 году митрополит Киприан установил празднование в честь обретения мощей святителя Иоанна, архиепископа Новгородского († 1186; память 7/20 сентября). Будучи новгородским владыкой, он присвоил себе титул «государя», создал себе пышный двор наподобие царского и церемониал, скопированный с придворного, в церкви стоял «с большой гордостью», ездил летом в санях 13 и пренебрежительно относился к указам патриарха (см. документы, опубликованные Зерцаловым А. Н.). Сохранились рукописные и печатные книги, подаренные владыкой Киприаном тобольскому архиерейскому дому: «Просветитель» Иосифа Волоцкого (нач. XVII в.), сборник слов Василия Великого (XVI в.), Острожский сборник (Острог, 1588) и Книжица Острожская (Острог, 1598). Труды: Стихиры и канон ко дню празднования Положения Ризы Господней/Гухман С. Н. «Документальное» сказание о даре шаха Аббаса России//Труды Отдела древнерусской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук. – Л., 1974. – Т. 28. – С. 255–270; Полное собрание русских летописей. – М., 1987. – Т. 36, ч. 1. Синодик ермаковым казакам (ГИМ, собрание Уварова, 370 (540)/Ромодановская Е. К. Синодик ермаковым казакам (предварительное сообщение)//Известия Сибирского отделения АН СССР. – 1970. 11. Серия общественных наук, вып. 3. – С. 14–21. Чиновник Новгородского Софийского собора// Голубцов А. Чиновник Новгородского Софийского собора. – М., 1899. О святей соборной церкви Софеи Премудрости Божии, иже в Велицем Новеграде, и о новгородцких чудотворцех, идеже койждо лежит//Никольский А. Описание Святой Софии в Новгороде и святыни древней Велико-Новгородской области (до 1654 г.)//Вестник археологии и истории, издаваемый Археологическим институтом. – СПб., 1901. – Вып. 14. – С. 220–226. Литература: Едлинский М. Е., священник. Киприан, святитель, 1-й архиепископ Сибири. – 1895, вып. 2. – С. 128–133. Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. – 3-е изд. – СПб., 1903. – Т. 3. – С. 68–73.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

H. Polski. T. 6. Cz. 1. S. 347. Щапов Я. Н. Церковь в системе государственной власти в Древней Руси//Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С. 315–326. На польском материале процесс возникновения крупного церковного землевладения в последней четверти XI — 1-й половине XII в. обстоятельно рассмотрен Г. Ловмяньским H. Polski. T. 6. Cz. 1. S. 288–377). На чешском материале вопрос рассматривал (на примере ряда наиболее крупных земельных собственников) Р. Новы (Novэ R. Pшemyslovskэ stat 11 а 12 smolemh. Praha, 1972. S. 110 i n.). См., например: CDB. T. 1. Fasc. 1. N 387, 396. См., например, данную Г. Ловмяньским характеристику пожалований Тынецкому монастырю: H. Polski. T. 6. Cz. 1. S. 305–306. CDB. T. 1. Fasc. 1. N 301. P. 271. Ibid. N 287. Так, в 1354 г. Казимир Великий подтвердил права Гнезненского архиепископа на «десятую неделю» от торговых пошлин в «градах», большая часть которых фигурирует в папской булле 1136 г. Краковское епископство еще в XVI в. пользовалось правом на «десятую неделю» от пошлин Сандомирского воеводства H. Polski. T. 6. Cz. 1. S. 365). Щапов Я. Н. Церковь в системе...//Древнерусское государство и его международное значение. С. 297–325; он же. Государство и Церковь Древней Руси: X–XIII вв. М., 1989. С. 76–86. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 165–166 (далее: НПЛ); Полное собрание русских летописей. М., 1962. Т. 1. Стб. 124 (далее: ПСРЛ). Древнерусские княжеские уставы XI–XV вв. М., 1976. С. 147–148 (далее: ДКУ). Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916. С. 19. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 207; Т. 2. М., 1962. Стб. 198. ДКУ. С. 141. О практике такого княжеского объезда территории в конце XII в. см.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 408–409. О характере такой повинности в более позднее время позволяет судить дарственная киевского пана Семена Романовича Николо-Пустынскому монастырю 1507 г. Перечисляя повинности, поступавшие с крестьян передаваемого монастырю имения Шепелевичи, он отметил: «...а на господара полюдье, а дару куниця, а на слуги десять грошей» — и пояснил далее, что, «если игумен с братьею, которое осени не пойдут к ним полюдовати, ино им за тое привезти ко монастырю кораман меду, и тыи подарки, што на слуги идет».— Архив Юго-Западной России. Киев, 1883. Ч. 1. Т. 6. V (далее: Архив ЮЗР). Хотя в описываемое в грамоте время доходы от «полюдья» шли в пользу вотчинника, в более раннее время такие доходы поступали в пользу князя и сопровождавших его слуг. Это позднее свидетельство позволяет, как представляется, понять, что означало выражение «осеннее полюдье даровное» в почти современной Смоленскому уставу грамоте Юрьеву монастырю 1130 г. (Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949. 81. С. 140).

http://sedmitza.ru/lib/text/442904/

Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 т. M., 1807–1815, т. 1, стр. 114. Титов А.А. Ростовская иерархия, (материалы для истории Русской Церкви). M., 1890. Титов А.А. Суздальская иерархия, (материалы для истории Русской Церкви). М. 1892, – Вып. 4. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно: Опыт описания жизни их: в 3 т. Изд. 3. СПб., 1882, т. 2, июнь, стр. 66–68. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. СПб., 1864–1886, т. 1, стр. 6, прим. 25. Нарбеков В.А. Третий Областной историко-археологический съезд во Владимире 1906 г. 20–26 июня. Чит. на заседаниях Церковного историко-археологического общества Казанской епархии 20 и 27 февраля, 13 и 20 марта 1907 года. Казань. 1907, стр. 100. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых/Сост. Д.А. Эристов, М.Л. Яковлев. СПб., 1862, стр. 243–244. Сергий (Спасский) , архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Изд. 2. Владимир, 1901–1902, т. 2, стр. 153. Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви. М. 1901, стр. 16, 47. Толстой М.В. Древние святыни Ростова Великого. Изд. 2. М. 1860. Голубинский Е Е. История Русской Церкви: в 2 т. М. 1880, т. 1, 1-я половина, стр. 174. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М. 1903, стр. 143, 426, 555. Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. СПб., 1882, стр. 590. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1417. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 99. Никоновская летопись//Полное собрание русских летописей: в 24 т./Изд. Археографическою комиссией. СПб., 1841–1921, т. 1, стр. 105. Летопись о ростовских архиереях с примеч. чл. корр. А.А. Титова /Изд. Общества любителей древней письменности. СПб., 1890. Иерархи Ростово-Ярославской паствы в преемственном порядке с 992 года до настоящего времени. – Ярославль, изд. Яросл. епископ попечительства, 1864.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В начале XV столетия особое развитие торговля получила в Нарве в результате блокады, объявленной Ганзейским союзом Руси и запрете торговать через Ревель. Нарва и Выборг не входили в Ганзейский союз, и все торговые пути стали проходить через эти города. Тогда в Нарве и были возведены православные храмы, а русская община была особенно многочисленной. После сооружения в 1492 г. Ивангородской крепости возник большой торговый поселок и на восточном берегу Нарвы. Уже в 1496 г. его называли городом с оживленной торговлей. Рост русского населения в городах Эстонии, как указывают историки, был связан с развитием товарного производства и торговли на Руси. Русские ремесленники, рыбаки, торговцы добирались до небольших городов и поселков эстов, задерживаясь в некоторых местах на продолжительное время ,— так возникали русские деревни на западном и северном берегах Чудского озера. Однако, нарушая мирные договоры, католики продолжали преследовать православных. В конце 50-х гг. XV столетия на острове Пиирисаар на Чудском озере была сожжена православная церковь. В марте 1463 г. католики напали на крепости Кобылы и Колпино, но вынуждены были срочно отступить, так как некий «доброхот из зарубежья чудинь» своевременно сообщил об этом псковичам. Псковский князь выступил против рыцарей, и они, запросив мира, в 1463 г. обязались князю соблюдать заключенный на реке Нарве договор в оставшиеся до его истечения 9 лет, а русский конец в Дерпте, где торговали русские купцы и возвышались православные церкви, «держать по старине и по старым грамотам» .   Turgenev Д I Historica Russiae monumenta, exantiquisexterarumgentium archivis et bibliothecis deprompta. Petropoli, 1841-1842. T. 1. 12, 34.   Православие в Латвии. С. 11.   Православный храм св. Николая в Ревеле. М., 1914. С. 2.   Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. М., 1908. Книга дополнительная. С. 38—39 [репринт: М.,1993].   История Эстонской ССР. Т. 1. С. 302.   Псковская первая летопись//Полное собрание русских летописей. СПб., 1848. Т. 4. С. 225.

http://sedmitza.ru/lib/text/430124/

Деятельность митрополита Феодосия была отмечена заботой об исправлении приходского духовенства. Особенную строгость он проявил к духовенству митрополичьей епархии. Митрополит еженедельно собирал священников с целью поучения. Специальные распоряжения касались вдовых священников, которых он приказывал постригать в монахи. Тех священников, которые имели наложниц, предписывалось штрафовать и лишать сана. Многие церкви остались без священников, и действия митрополита вызвали недовольство. Стремление митрополита Феодосия «нужею навести на Божий путь» священников и мирских лиц окончилось, согласно известию Летописного свода, неудачей. В 1464 году он вынужден был оставить митрополию официально «ради тяжкого своего недуга», а по известию того же свода, из-за непопулярности введённых им строгих дисциплинарных мер: «многыя бо церкви без попов, и начаша его проклинати; он же слышав се разболеся того ради, и здрав бысть и сниде в келию к Михайлову Чюду в монастырь». В Чудовом монастыре митрополит Феодосий взял на своё попечение одного расслабленного старца и служил ему, омывал его струпы. Около десяти лет провёл митрополит Феодосий в смиренном подвиге. В конце жизни он перешёл в Троице-Сергиев монастырь, где и скончался 15 октября 1475 года. Погребён в Чудовом монастыре, в Архангельской церкви. Труды: Похвальное слово апостолам Петру и Павлу//Известия императорской Академии наук: в 10 т. 1852–1863, т. 3, стр. 322–328. Слово на Рождество Богородицы//Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. М. 1844–1891, ч. 16, стр. 213. Сказание о чуде, бывшем при гробе святителя Алексия//Полное собрание русских летописей: в 24 т./Изд. Археографическою комиссией. СПб., 1841–1921, т. 6, стр. 325. Послание к духовенству Белозерской страны с обличением в нерадении к званию//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1. 64. Пять других посланий//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

ИСССР .................... История СССР КСИА ...................... Краткие сообщения Института археологии АН СССР КСИИМК................. Краткие сообщения Института истории материальной культуры АН СССР КСИС ...................... Краткие сообщения Института славяноведения АН СССР Летоп. ИФОНУ……. Летопись Историко-филологического общества при Новороссийском университете (Одесса) ЛЗАК........................ Летопись занятий постоянной Историко-археографической комиссии АН ЛХ ............................ Летописи и хроники: Сборник статей НПЛ ......................... Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов/Под ред. А.Н. Насонова. Μ., Л., 1950 О И ДР .................... Общество истории и древностей Российских при Московском университете ОЛДП ...................... Общество любителей древней письменности ПалСб ..................... Палестинский сборник ПБЭ ......................... Православная богословская энциклопедия ПДЛ…………………. Памятники древнерусской литературы ПДП…………………. Памятники древней письменности ПДПИ……………….. Памятники древней письменности и искусства ПЛ ............................ Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко ПЛДР……………….. Памятники литературы Древней Руси ПМПДУ…………….. Пам’ятка мови та письменства ПОВИ ...................... Проблемы отечественной и всеобщей истории ПрибТвор................ Прибавления к изданию творений св. отцев в русском переводе ПрМ ......................... Православная мысль ПрОб ....................... Православное обозрение ПРП ......................... Памятники русского права ПрПалСб ................ Православный палестинский сборник ПрСоб ..................... Православный собеседник, издаваемый при Казанской духовной академии ПСРЛ ...................... Полное собрание русских летописей: Т. 1: Лаврентьевская летопись. Л., 1928; Т.2: Ипатьевская летопись. СПб., 1908; Т.4: Новгородская четвертая летопись. Пг., 1915. Ч. 1; Т. 5: Псковские и Софийские летописи. СПб., 1851 (перепеч.: Düsseldorf, 1973); Т.7: Летопись по Воскресенскому списку. СПб., 1856 (перепеч.: Düsseldorf, 1973); Т.9: Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновской летописью. СПб., 1862; Т.21: Книга степенная царского родословия. СПб., 1908–1910. 4.1–2 (перепечат.: Vaduz, 1971)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К моменту встречи в 1223 году Киевской Руси с монгольским корпусом на Калке, уже было в ней духовное Православное единство, уже было и осознание этого единства всеми народами Русской земли, НО не было государственного единства. Князья, как сказано в летописях, «несли розно», русскую землю . Каждый князь стремился взойти на престол Великого Киевского княжества, а потому все они были временщиками в своих уделах, в пылу междоусобной борьбы грабили и разоряли русские земли, города и села, иногда хуже монгольских орд. Этот урок хорошо усвоил Александр Невский. Мы, военные профессионалы, недопустимо мало о нём знаем. Мы знаем, что 15 июля 1240 Александр проявил чудеса храбрости, ранил копьем в лицо зятя шведского короля, Биргера, командовавшего захватчиками. Нас учили , что благодаря использованию фактора внезапности Александр с малой дружиной разбил многочисленное войско шведов. Нам известно , что боевые походы молодого князя были стремительны, а его действия отличали решительность и смелость, соединённые с продуманностью и расчетливостью. Но в наших учебниках не говорилось ни слова о главных причинах его побед. Это можно понять, лишь изучив житие святого благоверного князя. С раннего детства его жизнь определялась кругом церковных служб. Читать и писать Александр учился по Библии и Псалтыри. Он постоянно слышал и читал жития святых. Цельность Православия воспринималась им органично. Именно это оказало решающее влияние на его мировоззрение и формирование чувства долга князя перед его людьми. Предстоящее ему княжеского служение он воспринимал как служение Православной вере, служение русской земле, русскому народу и был убежден, что призван Богом на защиту единого для всех русских людей Отечества. Летопись свидетельствует, что перед выступлением на шведов князь Александр пришел в храм Святой Софии, где коленопреклоненно молился: «… Суди, Господи, обидящем мя и возбрани борющимся со мною, приими оружие и щит, возстани в помощь мне». А выйдя из храма, князь обратился к своей малой дружине и небольшому ополчению со словами : «Не в силах Бог, но в правде; помянем песнопевца Давида, глаголюща: сии во оружии, а сии на конех, мы же во имя Господа Бога призовем, ти спяти быша и подоша» (Историко-Литературная Хрестоматия В. Соколова и П. Борзаковского. Одесса, 1887 г., стр. 181. Полное собрание Летописей. T.VII. С.147; T.XV. С. 377).

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/02/my...

Любарский, Расправа... – «Расправа императора Алексея Комнина с богомилами», пер. и комм. Я. Любарского, – «Вопросы истории религии и атеизма», 12, М., 1964. Любарский, Фрейденберг, Девольский договор... – Любарский Я., Фрейденберг М., Девольский договор 1108 г. между Алексеем Комнином и Боэмундом, – ВВ, 21, 1962. Никифор Вриенний, Исторические записки – Никифор Вриенний, Исторические записки (967–1087), пер. под ред. Карпова, СПб., 1858. Пападимитриу, Πρδρομος ... – Пападимитриу С., Πρδρομος το Μαρκιανο Κδικος, – ВВ, 10, 1903. Пападопуло-Керамевс, Συμβολα – Пападопуло-Керамевс Α., Συμβολα – ες τν στοραν Τραπεζοντος – ВВ, 12, 1906. Попруженко, Святого Козмы пресвитера слово... – Попруженко М., Святого Козмы пресвитера слово на еретики, – «Памятники древней письменности и искусства», 167, 1907. Попруженко, Синодик царя Борила – Попруженко М., Синодик царя Борила, Одесса, 1897. «Правила св. вселенских соборов» – «Правила св. вселенских соборов», I, М., 1912. ПСРЛ – «Полное собрание русских летописей», I, М.-Л., 1926. Сюзюмов, Книга, Эпарха – «Византийская Книга Эпарха». Вступительная статья, перевод, комментарий М. Я. Сюзюмова, М., 1962. Успенский, Делопроизводство... – Успенский Ф., Делопроизводство по обвинению Иоанна Итала в ереси, – ИРАИК, 2, 1897. Успенский, Синодик... – Успенский Ф., Синодик в неделю православия, Одесса, 1893. Aimé, Ystoire de li Normant – Aimé, Ystoire de li Normant et la chronique de Robert Viscart, Paris, 1835. Alb. Aq. – «Alberti Aquensis liber christianae expeditionis», – RHC occ., IV. Annalista Saxo – Annalista Saxo, MGH SS, VI. Anon. Bar. Chron. – «Anonymi Barensis Chronicon», – RIS, V. Anon. Syn. Chron. – «Anonymu Synopsis Chronike», Sathas, Bibl. gr., VII, 1894. Attal. – «Michaelis Attaliotae historia», rec. I. Bekkerus, Bonn, 1853. Bart. Nang. – Bartolphus Nangiensis, Gesta Francorum Iherusalem expugnantium, – RHC occ., III. Bernard. – «Bernardi Marangonis Annales Pisani ab anno 1104 ad 1175», – MGH SS, XIX. Bernoldus – Bernoldus, Chronicon – MHG SS, V.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010