Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОВЕЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Волынской и Житомирской епархии (см. Луцкая и Волынская епархия ), существовало с 9 дек. 1941 по авг. 1942 г., названо по г. Ковелю (ныне Волынской обл., Украина). По решению священноначалия РПЦ от 28 окт. 1940 г. в Ковель из Камня-Каширского была перенесена резиденция Антония (Марценко) , еп. Камень-Каширского, 1-го викария Волынско-Луцкой епархии (титул архиерея был сохранен). Еп. Антоний переехал в Ковель в кон. 1940 г. 28 марта следующего года он был возведен в сан архиепископа, возглавляемое им Камень-Каширское викариатство Волынско-Луцкой епархии получило статус полусамостоятельного, архиерей подчинялся экзарху зап. областей Украины и Белоруссии Волынско-Луцкому митр. Николаю (Ярушевичу) . Архиеп. Антоний управлял приходами Ковеля и прилегающих районов Волынского Полесья. После оккупации Волыни нем. войсками здесь распространился автокефалистский раскол. Сторонников укр. автокефалии в Ковельском окр. в дек. 1941 г. возглавили приходские священники Иоанн Губа и Владимир Вишневский, организовавшие «Ковельскую украинскую церковную раду». Впосл. они вошли в созданную еп. Поликарпом (Сикорским) при поддержке Варшавского митр. Дионисия (Валединского) раскольническую Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ), учрежденную на соборе духовенства в Пинске в февр. 1942 г. Представители укр. националистически настроенного духовенства, которое выступало за переход в юрисдикцию Поликарпа (Сикорского) и Дионисия (Валединского), сначала объединились вокруг Камень-Каширского еп. Антония (Марценко), объявившего себя в авг. 1941 г. по согласованию с Поликарпом (Сикорским) самостоятельным архиепископом Камень-Каширским и Полесским. Антоний попытался распространить свою юрисдикцию также на Ковель, но в главном храме города - Воскресенском соборе местное духовенство во главе с архим. Иоанном (Лавриненко) его не приняло, епископ уехал из Ковеля в Камень-Каширский, где жил при Ильинском соборе. Антоний признал самочинное провозглашение Поликарпом (Сикорским) себя в авг. 1941 г. «архиепископом Луцким и Ковельским», уступив ему приходы Ковеля. Вскоре еп. Антоний отказался от поддержки Поликарпа и 18 авг. 1941 г. принял участие в совещании православных епископов в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавре , на котором было решено сохранять связь с Московским Патриархатом и передать временное исполнение обязанностей экзарха Украины Волынскому и Житомирскому митр. Алексию (Громадскому) .

http://pravenc.ru/text/1841606.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Послание к православной пастве Украины. 5 февраля 1942 года, г. Ульяновск Документы Русской Православной Церкви периода Великой Отечественной войны. К православной пастве Украины До меня дошло сведение, в верности которого я не имею основания сомневаться, что епископ Владимиро-Волынский Поликарп Сикорский официально представлялся немецкому комиссару в г. Ровно и назвал себя архиепископом Луцким и Ковельским и притом главою Православной Церкви в областях Украины, захваченных немцами; выразил непримиримую ненависть к советскому режиму и принял на себя обязательство лойяльно сотрудничать с немецкими властями, якобы освободителями украинского народа. Оставляя за собой до будущего времени рассмотрение этого печального дела в подробности, я спешу предупредить православную паству и духовенство Украины об этом новоявленном волке в овечьей шкуре, который, прикрываясь якобы служением чаяниям украинского народа, пытается увлечь православную паству из церковной ограды на распутье раскола и всякого самочиния. Выступление Сикорского мне представляется явлением исключительно политического характера, а не церковного. Он и сделал его не по личному своему почину, а по наказу политической партии. Он все время был светским чиновником. При Петлюре он был начальником департамента в министерстве просвещения и после разгрома петлюровцев убежал, подобно многим, в Польшу. Сикорский уж под пятьдесят лет (сейчас ему 65 лет) принял, наконец, священство и монашество, и, вероятно, тоже по наказу политической партии, которая и могла рассчитывать в будущем на его архиерейство в своих политических интересах. Сведующие люди говорят, что и в самом деле Сикорский в 1932 году посвящен был во епископа Луцкого по настоянию властей и именно в угоду партии петлюровцев.

http://sedmitza.ru/text/439904.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Послание к православным людям временно оккупированной немцами территории. 28 марта 1942 г. Документы Русской Православной Церкви периода Великой Отечественной войны. Божиею Милостию, возглавляющий Православную Русскую Церковь, патриарший местоблюститель, смиренный Сергий, митрополит Московский и Коломенский православным архипастырям, пастырями пасомым в областях Украины, пока еще занятых гитлеровскими войсками. Христос воскресе! С особым умилением посылаю эту благую весть и общехристианский привет вам, поистине сидящим во тьме фашистского нашествия. Не радостна теперешняя ваша обстановка, но тем радостнее пасхальная весть. Что мрачнее ада? Но и там воссияла наивысшая радость, когда Воскресший, представ, возгласил: «Изыдите, вернии, в воскресение». Да будет же и для нас с вами настоящая Пасха залогом грядущей победы света над тьмою, залогом скорого нашего освобождения от фашистских мрачных уз к мирной и радостной жизни при «тихом свете» святого православия. Своим обращением от 5 февраля я предупреждал вас о выступлении епископа Поликарпа Сикорского, сеющего церковную смуту в ваших местах. Теперь я имею сведения, что в ответ на мое обращение епископ Поликарп называет меня самозванцем, будто бы незаконно захватившим должность Патриаршего Местоблюстителя, и продолжает свое недоброе дело. Как бы то ни было, но теперь я знаю, что обращение мое, обнародованное в заграничной печати, дошло до епископа Поликарпа, а следовательно, тем же путем дойдет до него и настоящее мое послание, которое поэтому можно считать объявленным епископу Поликарпу. Имея это в виду и во исполнение лежащих на мне обязанностей возглавителя Русской Православной Церкви, настоящим объявляю о предании епископа Поликарпа Сикорского каноническому суду Собора русских архиереев по обвинению в нижеследующем:

http://sedmitza.ru/text/439907.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов. I Послания к клиру и верующим Русской Православной Церкви В первый день войны глава Православной Церкви в России патриарший местоблюститель блаженнейший Сергий, митрополит Московский и Коломенский, обратился к пастырям и верующим со своим посланием, разосланным в тот же день по всем приходам. В нем он благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины . Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Послание к пастырям и верующим, 22 июня 1941 г. В октябре 1941 года, когда немцы предприняли наступление на Москву, когда ей угрожала непосредственная опасность, и население переживало тревожные минуты, Митрополит Сергий выпустил послание к московской пастве. Это послание также было распространено по приходам и оглашено в храмах Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Послание к московской пастве 14 октября 1942 г. В ноябре 1941 года, уже находясь временно в Ульяновске, Митрополит Сергий издал новое обращение к верующим, в котором укрепляет в народе уверенность в том, что близок час победы. Близок час нашей победы. Обращение к верующим 11 ноября (24 ноября) 1941 года, г. Ульяновск В январе 1942 года блаженнейший митрополит Сергий обратился с архипастырским посланием к православным людям временно оккупированной немцами территории с напоминанием, чтобы они, находясь в плену у врага, не забывали, что они-русские, и, сознательно или по недомыслию, не оказались предателями своей родины. Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Послание к православным людям временно оккупированной немцами территории. Январь 1942 года Во временно оккупированных немцами областях Украины произошло горестное для Русской Православной Церкви событие: викарий волынской епархии, епископ Владимиро-Волынский Поликарп Сикорский, порвав с Матерью-Церковью Русской, объявил себя главой автокефальной Церкви в этих областях Украины и стал на путь сотрудничества с немецкими захватчиками. Это событие вызвало немедленный горячий отклик со стороны главы Русской Православной Церкви, патриаршего местоблюстителя, два послания которого и судебное определение по делу епископа Поликарпа приводятся нами .

http://sedmitza.ru/text/1126735.html

IX.Uдeoлoruя раскола В.И. Петрушко. Автокефалисткие расколы на Украине в постсоветский период 1989-1997 Основой идеологии автокефалистского раскола сегодня, как и в 1920-е годы, когда процветала Липкивщина, и 1940-е, когда возник раскол Поликарпа (Сикорского), по-прежнему остается украинский национализм. Идея «самостийной поместной церкви» для раскольников увязана в единый комплекс национал-сепаратистской программы. Не соображения блага Православной Церкви и ее более успешной деятельности на Украине заставляют раскольников настойчиво добиваться создания автокефальной церкви противоканоническими способами, а стремление привнести националистическую идеологию в церковную ограду. Как следствие этого полная бездуховность, которая царит в автокефалистских кругах, подмена Евагельского духа Православной Церкви политическими лозунгами сепаратистского характера. В представлении большинства украинских политиков-экстремистов, которые являются главными вдохновителями раскола, самостоятельная Поместная Церковь это некий необходимый атрибут независимой государственности, ее идеологическая база. Поэтому, понимая, сколь огромное влияние способно Украинское Православие оказать на умы граждан Украины, националисты не могут оставить без внимания сферу церковной жизни. Естественно, что создание суррогата Православия в лице автокефалистских раскольничьих псевдопатриархатов, а особенно с учетом такого субъективного фактора, как личная аморальность и коррумпированность многих лидеров раскола, привело к ужасающим последствиям. Сохранив кое-как православную обрядность, раскольники напрочь выхолостили в своем сообществе всякое проявление православной духовности. Политики и агитаторы заменили в рядах автокефалистского «духовенства» подлинных пастырей. Приоритетом для них является национальная идея, в жертву которой раскольники готовы принести все, в том числе и православное вероучение. Любые соображения духовного порядка отступают на второй план, когда речь идет о главном для раскольников национальной идее. В этом плане показательна встреча, имевшая место 20 февраля 1995 года в киевской «духовной академии» УПЦ КП: по приглашению лжепатриарха Володимира Романюка ее посетила Слава Стецько, председатель Организации украинских националистов (ОУН) и Конгресса украинских националистов (КУН), вдова одного из лидеров Бандеровщины в 1940-е годы. Стецько в своем «докладе» рассказала об «органическом единстве идеологии украинского национализма и украинской церкви», отметив, что этому соответствует и лозунг ОУНовцев: « Бог и Украина превыше всего» Характерно, что даже германский фашизм, чей девиз «Германия превыше всего» бандеровцы взяли за образец, был более искренен и не прикрывал свою человеконенавистническую идеологию именем Божиим.

http://sedmitza.ru/lib/text/440082/

А.А. Кострюков Глава 11. Русская Церковь в годы Второй мировой войны § 1. Русская Церковь в 1939 –1941 гг. Вторая мировая война укрепила положение Церкви в Советском Союзе. В соответствии с секретным приложением к пакту Молотова – Риббентропа 23 августа 1939 г. Восточная Европа была разделена между Германией и Советским Союзом. Война началась 1 сентября вступлением на территорию Польши германских войск. 17 сентября восточную границу этой страны перешла и Красная армия. Польша как независимое государство перестала существовать. К Советскому Союзу были присоединены обширные территории Западной Украины и Западной Белоруссии со своими епархиями и монастырями. На присоединенной территории было несколько православных иерархов – находившийся на покое архиепископ Пантелеймон (Рожновский), архиепископ Кременецкий Алексий (Громадский), епископы Полесский Александр (Иноземцев) и Луцкий Поликарп (Сикорский). Все эти иерархи вошли в подчинение Московской Патриархии. Вскоре были совершены и новые хиротонии. Во епископа Пинского был поставлен Вениамин (Новицкий), во епископа Львовского – Пантелеймон (Рудык), во епископа Житомирского – Дамаскин (Малюта). На очереди была Прибалтика. В сентябре 1939 г. советское руководство предложило «Пакт о взаимопомощи» эстонскому правительству. В страну вошла Красная армия, и уже в августе 1940 г. Эстония была присоединена к Советскому Союзу. Одним из активных сторонников идеи о присоединении Эстонской Церкви к Московскому Патриархату был епископ Иоанн (Булин). В марте 1941 г. Эстонская Церковь во главе с митрополитом Александром (Паулусом) воссоединилась с Российской Церковью. Подобным образом дела обстояли и в Латвии. В июне 1940 г. ей был предъявлен ультиматум с требованием отставки правительства и введения в страну советских войск. Опасаясь кровопролития, латвийское правительство выполнило эти требования. Уже 21 июля 1940 г. была провозглашена Латвийская Советская Социалистическая Республика, в августе включенная в состав Советского Союза. Вскоре был решен вопрос и с Латвийской Церковью. Возглавлявший ее митрополит Августин (Петерсон) был принят в Московский Патриархат и сразу ушел на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПИТИРИМ (СВИРИДОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митр. Питирим (Свиридов) Питирим (Свиридов) ( 1887 - 1963 ), митрополит Крутицкий и Коломенский В миру Свиридов Петр Петрович, родился 21 декабря 1887 года в семье крестьянина, в селе Пахотный Угол Тамбовского уезда. В 1903 году окончил Пахотно-Угловскую второклассную Церковно-приходскую школу и поступил учителем школы грамоты Тамбовского уезда. В 1904 году поступил в Иоанно-Богословскую церковно-учительскую школу, Козловского уезда (ныне Мичуринского района), курс которой окончил в 1907 году. В этом же году был назначен учителем двухклассной церковно-приходской школы Балашовского уезда, Саратовской области, где работал два года. Затем был переведен учителем той же школы в деревню Козловку. В 1911 году рукоположен во диакона и назначен на приход в села Широкого , Саратовского уезда. В 1913 году поступил в 4-й класс Саратовской духовной семинарии , курс которой окончил в 1915 году. Был рукоположен во священника и назначен заведующим второклассной церковно-приходской школы в село Араш Петровского уезда. После Октябрьской революции служил в одном из приходов того же уезда. К началу Великой Отечественной войны был протоиереем в Куйбышеве (ныне Самара ). В 1941 году принял монашество . 25 декабря 1941 года был хиротонисан во епископа Куйбышевского . Рукоположение в Покровском соборе Куйбышева совершили митрополит Киевский Николай (Ярушевич) , архиепископы Саратовский Андрей (Комаров) и Сергий (Гришин) . 10 января 1942 года был переведен на Калужскую кафедру . Подписал определение от 22 сентября 1942 года по делу митр. Сергия (Воскресенского) с другими. Подписал определение о предании суду Собора Поликарпа (Сикорского) . С марта 1943 года по 13 марта 1944 года также временно управлял Воронежской епархией . 14 июля 1943 года назначен епископом Курским и Белгородским .

http://drevo-info.ru/articles/1206.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Часть II.2. Война 19.01.2021 1379 Время на чтение 15 минут Часть I. 1900–1930-е годы. Становление пастыря Часть II.1 Война РНЛ продолжает публикацию очерков о жизни видного архипастыря Русской Православной Церкви в ХХ веке – архиепископа Вениамина (Новицкого). Данная публикация посвящена служению владыки и его преосвященных собратьев на Украине в тяжелые и трагические годы немецкой оккупации. Борьба за каноны Все годы оккупации шла ожесточенная борьба Церкви с расколом. Раскольники, грубо попиравшие каноны, наследники обновленцев и самосвятов, претендовали не только на храмы и святыни, но и на человеческие души, чтобы увести их в погибель; пытались глумиться над Церковью и ее каноническим ограждением. Центр раскольничьей иерархии был в Луцке, центр канонической иерархии – в Кременце. Создавая свои «епископские кафедры» по всей Украине, раскольники особо нуждались в «священнослужителях». Нуждалась в пастырях и каноническая церковь. Потому одним из главных направлений деятельности владыки Вениамина была подготовка пастырей, повсеместное открытие пастырских курсов. Документы свидетельствуют о том, что истинные архипастыри прикладывали усилия для возврата через покаяние в лоно Церкви так называемых «священников» из самосвятской националистической иерархии Василия Липковского, существовавшей на Украине с 1921 года . Многие из них в Киеве и других городах получали рукоположение в Церкви и становились ее служителями. Луцкая иерархия в связи с политическими задачами наращивания своего влияния и увеличения «духовенства», движимая не только Поликарпом (Сикорским), но и Степаном Скрыпником и политическими силами, стоящими за ними, приняла решение присоединить к себе все липковское «духовенство» в «сущем сане». Тем самым совершив не только страшное преступление против Церкви, явно попирая каноны, но и оказав пагубное воздействие на умы и сердца верующих. Фото 10 Архиереи Украинской автономной церкви (Киев, 1942 или 1943 год). Епископы на фото: сидят слева направо Белгородский и Грайворонский Панкратий (Гладков), Черниговский и Нежинский Симон (Ивановский), Львовский Пантелеймон (Рудык), Винницкий и Подольский Евлогий (Марковский); во втором ряду слева – Екатеринославский и Мелитопольский Димитрий (Маган), Полтавский и Лубенский Вениамин (Новицкий)

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/19/...

Из истории " Лубенского раскола " ПРАВОСЛАВИЕ.RU ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск  ТЕМА: УКРАИНА     ИЗ ИСТОРИИ " ЛУБЕНСКОГО РАСКОЛА " Лжемитрополит Феофил Булдовский, организатор и лидер " Лубенского раскола " В течение почти всего ХХ столетия Украинское Православие сотрясали церковные смуты и расколы, главной причиной которых стало привнесение в церковную жизнь идеологии национализма и сепаратизма. Так было и в послереволюционные годы, когда, покровительствуя раскольникам- " самосвятам " советская власть пыталась разрушить церковную жизнь на Украине. История повторилась и в годы Великой Отечественной войны, когда гитлеровцы намеревались использовать автокефалисткий раскол Поликарпа Сикорского для того, чтобы успешнее утвердиться на оккупированной Украине. К сожалению, автокефалистские расколы стали реальностью церковной жизни и на рубеже XX-XXI столетий, став отражением ожесточенной политической борьбы в получившей государственную самостийность Украине. Забвение исторических ошибок прошлого по-прежнему чревато их повторением, и длинный перечень раскольничьих " церквей " , активно пополняемый в наши дни, - наглядное тому подтверждение. Думается, что по этой причине история украинских раскольничьих движений прошлых лет заслуживает самого пристального внимания, даже если речь идет о таких маргинальных сообществах, как мало вспоминаемый сегодня т.н. " Лубенский раскол " . Его бесспорным организатором и лидером был лжемитрополит Феофил Булдовский. Булдовский родился в 1865 г. в Полтавской губернии в семье священника украинского происхождения. До революции 1917 г. служил священником в Полтавской епархии Русской Православной Церкви. Был известен своими националистическими убеждениями. После революции активно включился в движение за украинизацию Православной Церкви на Украине и обретение ею автокефалии.

http://pravoslavie.ru/archiv/lubenskijra...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иоанн (Соколов), митр. Киевский и Га-лицкий. Фотография. Сер. ХХ в. (Соколов Иван Александрович; 1.01.1877, г. Дмитров Московской губ.- 29.03.1968, Киев), митр. Киевский и Галицкий, Патриарший экзарх всея Украины, постоянный член Свящ. Синода Московского Патриархата. Из семьи диакона; отец умер за 4 месяца до его рождения. В 10 лет лишился матери. Окончил Перервинское ДУ, в 1897 г.- Московскую ДС. Назначен старшим учителем духовной школы при Угрешском во имя святителя Николая Чудотворца мужском монастыре . В 1901 г. вступил в брак, был рукоположен во иерея. Преподавал Закон Божий в московских гимназиях. В 1908-1912 гг. окончил Московский археологический ин-т, защитил дис. «Об особенностях богослужебных чинов Русской Церкви до XVII в. по крюковым и нотным книгам», за к-рую был удостоен золотой медали. В 1915 г. овдовел. В 1918 г. назначен служить в бывш. Георгиевский мон-рь на Б. Дмитровке в Москве. В 1919 г. настоятель одного из московских храмов и благочинный 2-го отд-ния Никитского сорока (округа) Москвы, в это время был возведен в сан протоиерея. В 1919-1922 гг. археолог в Гос. комиссии по охране памятников старины, одновременно работал на пищевой фабрике 10. С 1923 г. в гос. учреждениях не работал. 29 сент. 1928 г. по принятии монашества хиротонисан во епископа Орехово-Зуевского. Назначен викарием Московской епархии. С 25 сент. 1929 г. епископ Кимрский, викарий Тверской епархии. 17 марта 1931 г. вновь назначен епископом Орехово-Зуевским. С 14 мая 1934 г. епископ Подольский, викарий Московской епархии; 4 сент. того же года переведен на Егорьевскую викарную кафедру. С янв. 1936 г. епископ Волоколамский, викарий Московской епархии. С 30 июля по окт. 1936 г. временно управлял Брянской, а с окт. 1936 по 23 мая 1937 г.- Вологодской епархией. 23 мая 1937 г. назначен епископом Архангельским. 21 янв. 1938 г. возведен в сан архиепископа. В том же году арестован, освобожден при общем пересмотре следственных дел после отстранения от руководства НКВД Н. И. Ежова . Поселился как частное лицо у родственников на даче в Московской обл. В нояб. 1941 г. И. сопровождал Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) во время эвакуации в Ульяновск, был назначен архиепископом Ульяновским, награжден правом ношения креста на клобуке. 28 марта 1942 г. И. был среди подписавших судебное определение по делу главы неканонической Украинской автокефальной Православной Церкви еп. бывш. Владимир-Волынского Поликарпа (Сикорского) . 1 авг. 1942 г. назначен архиепископом Ярославским и Ростовским, временно управляющим Ивановской епархией. Был членом Архиерейского Собора РПЦ 8 сент. 1943 г. , избран постоянным членом Свящ. Синода. Впосл. И. был членом мн. церковных и гос. комиссий.

http://pravenc.ru/text/469550.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010