Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Послание к православным людям временно оккупированной немцами территории. 28 марта 1942 г. Документы Русской Православной Церкви периода Великой Отечественной войны. Божиею Милостию, возглавляющий Православную Русскую Церковь, патриарший местоблюститель, смиренный Сергий, митрополит Московский и Коломенский православным архипастырям, пастырями пасомым в областях Украины, пока еще занятых гитлеровскими войсками. Христос воскресе! С особым умилением посылаю эту благую весть и общехристианский привет вам, поистине сидящим во тьме фашистского нашествия. Не радостна теперешняя ваша обстановка, но тем радостнее пасхальная весть. Что мрачнее ада? Но и там воссияла наивысшая радость, когда Воскресший, представ, возгласил: «Изыдите, вернии, в воскресение». Да будет же и для нас с вами настоящая Пасха залогом грядущей победы света над тьмою, залогом скорого нашего освобождения от фашистских мрачных уз к мирной и радостной жизни при «тихом свете» святого православия. Своим обращением от 5 февраля я предупреждал вас о выступлении епископа Поликарпа Сикорского, сеющего церковную смуту в ваших местах. Теперь я имею сведения, что в ответ на мое обращение епископ Поликарп называет меня самозванцем, будто бы незаконно захватившим должность Патриаршего Местоблюстителя, и продолжает свое недоброе дело. Как бы то ни было, но теперь я знаю, что обращение мое, обнародованное в заграничной печати, дошло до епископа Поликарпа, а следовательно, тем же путем дойдет до него и настоящее мое послание, которое поэтому можно считать объявленным епископу Поликарпу. Имея это в виду и во исполнение лежащих на мне обязанностей возглавителя Русской Православной Церкви, настоящим объявляю о предании епископа Поликарпа Сикорского каноническому суду Собора русских архиереев по обвинению в нижеследующем:

http://sedmitza.ru/lib/text/439907/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Послание к православной пастве Украины. 5 февраля 1942 года, г. Ульяновск Документы Русской Православной Церкви периода Великой Отечественной войны. К православной пастве Украины До меня дошло сведение, в верности которого я не имею основания сомневаться, что епископ Владимиро-Волынский Поликарп Сикорский официально представлялся немецкому комиссару в г. Ровно и назвал себя архиепископом Луцким и Ковельским и притом главою Православной Церкви в областях Украины, захваченных немцами; выразил непримиримую ненависть к советскому режиму и принял на себя обязательство лойяльно сотрудничать с немецкими властями, якобы освободителями украинского народа. Оставляя за собой до будущего времени рассмотрение этого печального дела в подробности, я спешу предупредить православную паству и духовенство Украины об этом новоявленном волке в овечьей шкуре, который, прикрываясь якобы служением чаяниям украинского народа, пытается увлечь православную паству из церковной ограды на распутье раскола и всякого самочиния. Выступление Сикорского мне представляется явлением исключительно политического характера, а не церковного. Он и сделал его не по личному своему почину, а по наказу политической партии. Он все время был светским чиновником. При Петлюре он был начальником департамента в министерстве просвещения и после разгрома петлюровцев убежал, подобно многим, в Польшу. Сикорский уж под пятьдесят лет (сейчас ему 65 лет) принял, наконец, священство и монашество, и, вероятно, тоже по наказу политической партии, которая и могла рассчитывать в будущем на его архиерейство в своих политических интересах. Сведующие люди говорят, что и в самом деле Сикорский в 1932 году посвящен был во епископа Луцкого по настоянию властей и именно в угоду партии петлюровцев.

http://sedmitza.ru/lib/text/439904/

IX.Uдeoлoruя раскола В.И. Петрушко. Автокефалисткие расколы на Украине в постсоветский период 1989-1997 Основой идеологии автокефалистского раскола сегодня, как и в 1920-е годы, когда процветала Липкивщина, и 1940-е, когда возник раскол Поликарпа (Сикорского), по-прежнему остается украинский национализм. Идея «самостийной поместной церкви» для раскольников увязана в единый комплекс национал-сепаратистской программы. Не соображения блага Православной Церкви и ее более успешной деятельности на Украине заставляют раскольников настойчиво добиваться создания автокефальной церкви противоканоническими способами, а стремление привнести националистическую идеологию в церковную ограду. Как следствие этого полная бездуховность, которая царит в автокефалистских кругах, подмена Евагельского духа Православной Церкви политическими лозунгами сепаратистского характера. В представлении большинства украинских политиков-экстремистов, которые являются главными вдохновителями раскола, самостоятельная Поместная Церковь это некий необходимый атрибут независимой государственности, ее идеологическая база. Поэтому, понимая, сколь огромное влияние способно Украинское Православие оказать на умы граждан Украины, националисты не могут оставить без внимания сферу церковной жизни. Естественно, что создание суррогата Православия в лице автокефалистских раскольничьих псевдопатриархатов, а особенно с учетом такого субъективного фактора, как личная аморальность и коррумпированность многих лидеров раскола, привело к ужасающим последствиям. Сохранив кое-как православную обрядность, раскольники напрочь выхолостили в своем сообществе всякое проявление православной духовности. Политики и агитаторы заменили в рядах автокефалистского «духовенства» подлинных пастырей. Приоритетом для них является национальная идея, в жертву которой раскольники готовы принести все, в том числе и православное вероучение. Любые соображения духовного порядка отступают на второй план, когда речь идет о главном для раскольников национальной идее. В этом плане показательна встреча, имевшая место 20 февраля 1995 года в киевской «духовной академии» УПЦ КП: по приглашению лжепатриарха Володимира Романюка ее посетила Слава Стецько, председатель Организации украинских националистов (ОУН) и Конгресса украинских националистов (КУН), вдова одного из лидеров Бандеровщины в 1940-е годы. Стецько в своем «докладе» рассказала об «органическом единстве идеологии украинского национализма и украинской церкви», отметив, что этому соответствует и лозунг ОУНовцев: « Бог и Украина превыше всего» Характерно, что даже германский фашизм, чей девиз «Германия превыше всего» бандеровцы взяли за образец, был более искренен и не прикрывал свою человеконенавистническую идеологию именем Божиим.

http://sedmitza.ru/lib/text/440082/

В ФСБ рассекретили документы об убийстве бандеровцами митрополита Алексия 24.08.2021 15:05:12 МОСКВА Гитлеровцы совместно с украинскими националистами в мае 1943 года организовали убийство митрополита Алексия (Громадского), который не пожелал переходить под юрисдикцию созданной с помощью нацистов автокефальной " церкви " , следует из материалов, рассекреченных ФСБ в проекте " Без срока давности " . Об этом сообщает РИА " Новости " . Руководить автокефальной " церковью " поставили епископа Луцкого Поликарпа (Сикорского). Националисты стали активно помогать раскольникам. Большинство православных епископов, оказавшихся на оккупированной территории Украины, в августе 1941 года собрались на собор в Почаевской лавре и провозгласили создание автономной Украинской церкви в юрисдикции Московской Патриархии. Митрополита Алексия избрали ее главой. Среди документов, с которыми ознакомилось РИА " Новости " , — справка, направленная в июле 1944 года архиепископом Курским и Белгородским Питиримом председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров СССР Георгию Карпову. Как писал архиепископ Питирим, к 1943 году " борьба между двумя церковными направлениями приняла еще более острую форму " . " Участились случаи убийства бандеровцами автономных священников. Автокефалисты пошли дальше. Они решились уничтожить главного своего противника — митрополита Алексия. Против такого мероприятия не возражали, по-видимому, и немцы. Им также стала невыгодна усиливающаяся власть и влияние митрополита Алексия Громадского " , — отмечал архиепископ Питирим. По его словам, слухи об этих планах ходили постоянно и задолго до его смерти. Далее архиепископ Питирим со слов свидетелей привел обстоятельства убийства, которое произошло 7 мая 1943 года. " Митрополит Алексий получает вызов от генерального комиссара города Луцка прибыть к нему по школьным делам. Гебитскомиссар города Кременца принимал деятельное участие в отправке в Луцк " , — писал архиепископ. Гебитскомиссар спешно вызвал Алексия из Почаевской лавры и утром в день убийства предоставил автомобиль без всякой охраны, докладывал священник. Он в сопровождении секретаря протоиерея Федора Юркевича и переводчика Марка Жихарева выехал в 8:30 в направлении Луцка.

http://radonezh.ru/2021/08/24/v-fsb-rass...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Определение 12 от 28 марта 1942 года патриаршего местоблюстителя с Собором русских архиереев Документы Русской Православной Церкви периода Великой Отечественной войны. Слушали: Внесенное Патриаршим Местоблюстителем «Пасхальное послание» Его Блаженства «Православным архипастырям, пастырям и пасомым в областях Украины, пока еще занятых гитлеровскими войсками», с объявлением о предании суду Собора русских архиереев епископа Поликарпа Сикорского по обвинению его в деяниях, указанных в послании. Определили: 1. Заключение Его Блаженства по судебному делу епископа Поликарпа Сикорского, изложенное в упомянутом послании, признать справедливым и канонически правильным и утвердить нашим соборным голосом. 2. Если епископ Поликарп Сикорский благоразумно подчинится наложенному на него запрещению, назначить ему двухмесячный срок (применительно к Карф. 38 или 29 по греческ. Синтагме) со дня объявления настоящего определения, для представления в Московскую Патриархию своих оправданий, по рассмотрении которых, с вызовом обвиняемого в присутствие суда, Собор вынесет окончательное решение по делу. 3. Если (чего мы не желаем) епископ Поликарп, «впадая в суд диаволь», пренебрежет запрещением, признать епископа Поликарпа лишившим себя сана и монашества и всякого духовного звания с самого момента нарушения им запрещения. 4. Настоящее определение обнародовать вместе с «Пасхальным посланием» Его Блаженства и считать по обнародовании объявленным подсудимому и всему церковному обществу. Патриарший местоблюститель смиренный Сергий, митрополит Московский и Коломенский Смиренный Алексий, митрополит Ленинградский Смиренный Николай, митрополит Киевский и Галицкий, бывший экзарх Патриархии в западных областях Украины и Белоруссии Смиренный Андрей, архиепископ Саратовский Смиренный Лука, архиепископ б. Ташкентский Смиренный Алексий, архиепископ Куйбышевский Смиренный Сергий, архиепископ Горьковский и Арзамасский Смиренный Иоанн, архиепископ Ульяновский Смиренный Алексий, архиепископ Уфимский Смиренный Георгий, епископ Вологодский Смиренный Питирим, епископ Калужский Ульяновск Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/439910/

Новая «церковь» получила в первый период оккупации (до 1943 г.) широкую поддержку со стороны германских оккупантов. Но еще большее содействие ей оказывали и собратья по идеям украинского национализма бандеровцы, мельниковцы и прочие бандитские формирования. УАПЦ стала идейной вдохновительницей злодеяний украинских сепаратистов, направленных, в первую очередь, против собственного народа. На Волыни при помощи ОУН (Организация Украинских Националистов) автокефалистами был развязан настоящий террор против канонической Украинской Православной Церкви. Оуновцами в мае 1943 года был убит отказавшийся от сотрудничества с националистами митрополит Алексий (Громадский) с.15; 181, с.118]. Жертвами террора стали многие священнослужители и миряне, не пожелавшие перейти в УАПЦ. Бандеровцами был повешен епископ Владимиро-Волынский Мануил (Тарнавский), перешедший после принесения покаяния из раскола в каноническую Церковь с.15; 181, с.118], зверски замучены десятки православных священников, отказавшихся от сотрудничества с раскольниками-поликарповцами. Альянс между украинскими националистами и руководством УАПЦ был весьма прочным. Однако в итоге это отразилось на отношении немецких властей к УАПЦ Поликарпа (Сикорского). После того, как к 1943 г. бандеровцы убедились в том, что гитлеровцы не помышляют на деле ни о каком «самостийном» Украинском государстве, сепаратисты стали действовать против немецких оккупационных войск. В таких условиях германские власти Украины вынуждены были отказаться от всемерной поддержки, прежде оказываемой раскольникам-автокефалистам. Наступление Советской Армии привело к тому, что все «иерархи» УАПЦ бежали к началу 1944 года за пределы Украины. Временно оказавшись в Варшаве, они преподнесли весной 1944 года митрополиту Дионисию титул «Патриарха всея Украины» с.16], что явилось пределом абсурда в канонической сфере. Впрочем, немецкие власти вскоре запретили Дионисию именоваться этим титулом. Ни в годы войны, ни позже ни одна Поместная Церковь не признала самочинной украинской автокефалии Сикорского.

http://sedmitza.ru/lib/text/440058/

Владыка Ермоген пишет о митрополите Иосафе (Лелюхине): «Так, 30 марта 1964 года Киевским митрополитом и постоянным членом Синода был назначен епископ Винницкий Иоасаф (Лелюхин), несмотря на то, что вся церковная деятельность этого иерарха была противопоказанием к назначению его на эти высокие посты. До архиерейской хиротонии он 3 раза был рукополагаем во священника: первый раз в обновленческом расколе, второй раз во время гитлеровской оккупации Украины епископом Геннадием, юрисдикции еп. Поликарпа Сикорского и третий раз архиепископом·Днепропетровским Андреем (Комаровым). Будучи хиротонисан во епископа Сумского, способствовал закрытию епархии. Будучи, по закрытии епархии, перемещен на кафедру епископа Днепропетровского и Запорожского, принял епархию с 286 действующими приходами и, будучи через непродолжительное время перемещен на Винницкую кафедру, оставил в Днепропетровской епархии менее сорока приходов, а в Виннице через очень короткое время закрыт был кафедральный собор. Одна уже возможность назначений на ответственнейшие церковные посты лиц, абсолютно неподходящих к занятию их, свидетельствует о серьезных ненормальностях в формировании нашего Синода» – это написал в своей записке в Патриархию архиепископ Ермоген (Голубев) в 1968 году. Нужно ли напоминать, что владыка Ермоген «своим» для уполномоченных совсем не был и вплоть до своей кончины в 1978 году находился «на покое» (по сути «под домашним арестом») в белорусском монастыре Жировичи. Советский чиновник, заместитель Председателя Совета по делам религий В. Фуров в закрытом отчете о деятельности Совета в 1970-х годах подтвердил, что власти «заботятся» об архиереях. «Совет и его уполномоченные на местах, – сообщает Фуров, – уделяют постоянное и неослабное внимание изучению состава и деятельности не только членов Синода, но и широкого круга епископата…». А в другом месте он так реагировал на возмущения патриарха Алексия (Симанского) в связи с насильственным закрытием храмов: «…И разве неясно какова, перспектива Церкви, скажем, лет через 20–30, когда люди в силу законов, скажем, развития общества и в результате воспитания будут атеистами. Это – закономерность развития истории. Так, что пусть Патриарх не обижается, что люди рвут с религией и закрывают церкви…».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/23/vy...

Несложно понять, что нынешняя «ПЦУ» – это «свои», те кто «рвут с религией и закрывают церкви»… Удивительно, почему украинские СМИ и сами раскольники не вспоминают Филарета (Денисенко), отца нынешнего начальника «ПЦУ» Сергея-Епифания Думенко? В определённое время он был «в доску свой» – старый и почетный сотрудник КГБ. А сейчас он никому не нужен, о нём никто ничего не знает. Да и «ПЦУ» – «своя» структура тоже нужна лишь до поры до времени врагам Бога, как средство уничтожения Истинной Церкви. И все организованные государством расколы нужны были лишь для этого. О чём ярко свидетельствует судьба «Живой церкви» и забытого всеми в конце 1940-х годов «своего» трижды женатого «епископа» Александра Введенского, пропагандировавшего «христианский социализм». В современной России, к сожалению, нередко деятельность и слова некоторых представителей духовенства вызывают большие смущения у паствы. Например, все помнят, как не так давно один известный архиерей «продвигал» «исповедь» по скайпу. На подобные вещи обращают внимание «поджигатели». Но многие проблемы, зачастую, тоже результат деятельности неких «тайных уполномоченных» типа Фурова, которые «заботятся» о нашей Церкви. Об этом мы уже когда-то писали. Стоит вспомнить, что еще один из мрачных прародителей «ПЦУ» Мстислав Скрыпник вообще стал «епископом» украинской иерархии еп.Поликарпа Сикорского по заданию фашистов-оккупантов. И в 1990-х годах, отстоя уже недалеко от своей могилы, ряженый Скрыпник приезжал в Киев из США в белом клобуке с посохом в качестве «украинского патриарха». Потому ПЦУ – это «свои» от самых корней. Они «свои» и для фашистов, и для КГБ, и для американцев. Схемы со «своими», в принципе, не являются никакой тайной. Все это уже прошла Католическая церковь и Европа, где масонство действует очень давно. И все эти схемы известны. Там, в Европе, еще больше «своих» чем у нас. И весь накопленный европейский опыт борьбы с Христом используется ныне для уничтожения Православия и мирового Христианства вообще – в соответствии с упомянутой директивой Ленина.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/23/vy...

Одним из этих актов (от 2 августа) он возвысил викарного епископа Поликарпа (Сикорского) до статуса правящего архиерея в архиепископском сане. 11 августа 1941 г. он сообщил о создании 4 епархий: Житомирской, Кременецкой, Луцкой и Полесской, а также изложил принципы, на которых должна строиться деятельность Церкви на Украине. При этом Дионисий (Валединский) фактически озвучил положения, которые к этому времени уже снискали популярность среди сторонников автокефалии Украинской Церкви. Они сводились к следующим: 1) национальный характер Церкви, 2) ее автокефальность, 3) соборноправный строй, при котором миряне должны принимать участие в управлении Возможно, что именно действия, предпринятые митрополитом Дионисием, подтолкнули бывших приверженцев УАПЦ 1921 г. в Киеве к воссозданию Всеукраинской церковной православной рады (ВЦПР). Правда, сведения о том, как «автокефалисты» первой формации отнеслись к перспективе распространения юрисдикции Варшавского митрополита на всю Украину, противоречивы. Ряд авторов считают, что их реакция была Однако чаще встречается мнение, что в основном представители церковных рад относились к инициативам Дионисия Между тем очевидно, что на изменение отношения к митрополиту Дионисию со стороны западноукраинских церковных рад в дальнейшем заметно повлияли епископы Поликарп (Сикорский) и Александр (Иноземцев), возобновившие сношения с митрополитом Варшавским еще в июле 1941 г. Архиереи же, вошедшие в юрисдикцию Московского Патриархата в 1939–1941 гг., не откликнулись на призывы митрополита Дионисия. Последний особенно активно боролся за возвращение под свой омофор авторитетнейшего архиепископа Волынского и Кременецкого Алексия (Громадского), к которому неоднократно, но безрезультатно присылал своего представителя Ю. Мулика-Луцика. В частности, в ходе встречи с эмиссаром Варшавского митрополита, которая состоялась 3 августа, владыка Алексий сообщил, что не собирается возвращаться в Варшавскую юрисдикцию. 1 сентября в послании к духовенству Луцкого викариатства он открыто отверг церковную власть Варшавского митрополита на Украине, ссылаясь при этом на то обстоятельство, что митрополит Дионисий в 1939 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/5122580/

Возглавил УПЦ в сане митрополита, с титулом Экзарха владыка Алексий (Громадский) с.212; 177, с.12; 181, с.118]. О своем вхождении в состав УПЦ первоначально в письменной форме уведомил и Поликарп (Сикорский) c.11]. Однако, вскоре Сикорский в тесном контакте с украинскими националистическими организациями решает возродить УАПЦ. Оставшийся почти без паствы после 1939 года и не сумевший вернуть ее себе после немецкой оккупации Украины митрополит Дионисий активно включается в раскольничье предприятие Поликарпа (Сикорского). Митрополит Варшавский не имел никакого права на действия в пределах Украины в силу того, что все еще находился под запрещением от Московского Патриархата. И даже сомнительный томос об автокефалии, полученный от Константинополя, распространял его юрисдикцию только на Варшавскую митрополию, в состав которой в военные годы украинские епархии никоим образом не входили. Тем не менее, митрополит Дионисий назначает епископа Поликарпа «Временным Администратором Православной Автокефальной Церкви на освобожденных землях Украины» и возводит его в сан «архиепископа» c.13]. Епископ Поликарп полностью порывает с автономной Украинской Православной Церковью и становится на путь возрождения на Украине автокефалистского раскола. За раскольническую деятельность Московский Патриархат в 1942 году лишил Поликарпа епископского сана с.119]. 8-10 февраля 1942 года в Пинске проходит «Собор автокефальных украинских епископов» в составе Поликарпа (Сикорского) и Александра (Иноземцева), которые «рукополагают» еще трех «архиереев» с.14]. Ни запрещенный в служении и вскоре лишенный сана Поликарп, ни пребывавший за штатом Александр (кстати, уволенный на покой согласно его прошению на имя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия) не имели на это никакого права. «Собор» объявил о принятии «в сущем сане» в лоно новой автокефалии лже-священников (лже-епископов к тому времени на Украине не оставалось) «самосвятской» иерархии 1921 года. При этом «Собор» беспардонно ссылался на 52 апостольское правило, запрещающее повторную хиротонию с.14].

http://sedmitza.ru/lib/text/440058/

  001     002    003    004