Калуга. Крестовоздвиженский мужской монастырь. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженский храм, Крестовский храм /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воздвижения Креста Господня , " Троеручица " иконы Божией Матери Год постройки:1830. Год утраты:Не установлен. Архитектор:построен по инициативе полковника Чебышева Адрес: город Калуга, улица Поле Свободы, дом 65 Координаты: 54.526068, 36.264418 Проезд:Уцелевший фундамент храма находится возле бывшего братского корпуса. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На месте нынешнего Крестовского монастыря в древности стояла сперва деревянная, потом каменная часовня, именуемая “часовнею на Боровской дороге”. Рассказывают, что после большого Калужского пожара (1622 г.), истребившего город, в числе спасенных святынь был большой чтимый крест. При распределении святынь по церквам после пожара горожане решили поставить крест за городом на большой Московской дороге в часовне для ограждения этого лесистого места от частых тогда разбоев. Таким образом, этот крест ведет свое существование с XVI в. Построенная часовня стояла почти 200 лет. Поводом для построения церкви была такая история. Отставной полковник П.С. Чебышев, приехав в Калугу для лечения своего тяжкого недуга, увидел 15 августа 1827 г. во сне, что он совершенно выздоровел после поклонения Животворящему Кресту в какой-то неизвестной ему часовне. Выехав днем на прогулку, он нечаянно заехал к Крестовской часовне и узнал в ней именно ту, какую видел во сне. В часовне он получил от Креста исцеление и в благодарность решил построить на месте часовни храм во имя Воздвижения. Но через два года он умер, и его намерение выполнила уже его супруга в 1830 г. Находясь за городской чертой, церковь одно время была кладбищенской. Преосв. Николай учредил при церкви богадельню или приют для священноцерковнослужителей. Он же устроил и каменную довольно обширную ограду с готическими по углам башенками, выстроил деревянный на каменном фундаменте флигель для призреваемой братии и пожертвовал билет в 2.417 руб. сер. Еп. Григорий в 1854 г. построил каменный двухэтажный дом. В 90-х гг. XIX в. церковь обращена в монастырь, который находится под управлением эконома архиерейского дома; монахов 12—15.

http://sobory.ru/article/?object=17509

Калужская область (монастыри) Материал из Азбука паломники Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : 1444 Статус : действующий Адрес : Калужская обл., Боровский р-н, г. Боровск, ул. Дмитрова, 1 Телефон : (48438) 4-37-39 ; (48438) 6-61-96 Официальный сайт: : http://www.pafnuty-abbey.ru/ Основан в 1444 прп. Пафнутием Боровским - видным церковным деятелем, духовным наставником прп. Иосифа Волоцкого, митр. Макария и др. В XVI-XVII вв. один из крупнейших и богатейших монастырей центральной России, посещался великими князьями Московскими и царями. В 1610 после осады взят штурмом и разорен поляками, позже восстановлен. Большинство кирпичных келейных корпусов и стены с башнями сооружены в XVII в., есть и более древние сооружения. В 1812 разорен французами, при реконструкции в XIX в. разобрана часть старых зданий. Закрыт в 1923, на территории размещены ремесленная школа (позже школа механизации, в 1962-1992 - сельхозтехникум) и музей (закрыт в 1930-х). В 1955 начаты реставрационные работы, с 1968 на части территории монастыря действовал музей. Возвращен верующим в 1990, полностью передан епархии в 1992. Подробнее... Казанский женский монастырь (Калуга) [ править править код ] Дата основания : начало XVII Статус : действуюший Телефон : +7-910-867-26-00 Адрес : 248000, г. Калуга, Монастырский переулок, 1 Казанский Девичий монастырь в г. Калуге - православная женская обитель в г. Калуга, основанная в начале XVII века. Монастырь был закрыт в 1918 году, возобновлен в 1992 г. Подробнее... Крестовский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : 1870-е Статус : действуюший Адрес : г. Калуга, ул. Поле Свободы, 65, 65А Образован в 1870-х при Крестовоздвиженской церкви и прилегающих постройках: каменном двухэтажном корпусе 1854 с кельями и трапезной и деревянной богадельне для священнослужителей сер. XIX в. Каменная ограда сер. XIX в. с готическими башенками и Святыми вратами. Упразднён в 1918. На территории монастыря здания 2-й и 17-й школ и прилегающие постройки, среди которых монастырские корпус 1854 и просфорня. Возобновлён 9.11.2006 как Архиерейское подворье. Монастырю возвращены два сохранившихся здания.

http://azbyka.ru/palomnik/Калужская_обла...

Осенью 2013 г. закончилась многолетняя археологическая эпопея на исторической территории - там, где находится фундамент разрушенной Крестовской Церкви. В результате этих изысканий были обнаружены обломки могильных плит, фрагменты кирпичной кладки, чугунной решетки, архитектурного убранства и пр. артефакты. Летом 2013 г. испросив благословения Митрополита Климента в годе его визита летом 2013 г. на дальнейшие действия братия приступила к заключительному этапу. После того, как были определены границы фундамента храма, а также место прохождения водной магистрали, с помощью спецтехники по вывозу грунта была произведена окончательная расчистка исторической территории. Вместо массивного холма, в течение нескольких десятилетий «украшавшего» пустырь Крестовского некрополя, теперь возвышается остов алтаря Крестовской церкви - памятник истории, то место, откуда начинался Крестовоздвиженский монастырь. В настоящее время здание бывшего братского корпуса (ул.Поле Свободы, д.65) с прилегающим земельным участком и территорией некрополя, а также здание просфорни (Поле Свободы, д.65 а) переданы в собственность Калужской Епархии. В деревне Корокино Дзержинского района Калужской области располагается Знаменский скит монастыря. 5 августа 2012 г. Митрополит Калужский и Боровский Климент освятил храм в честь преподобных Германа, Зосимы и Савватия Соловецких и совершил в нем первую Божественную литургию. По окончании литургии Его Высокопреосвященство освятил крест и центральный купол храма. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время монастырь действующий. В монастырском храме богослужения совершаются каждый день. Возрастает число насельников обители. Совершенствуются формы социального служения. Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Воздвижение Животворящего Креста Господня - 27 сентября Икона Пресвятой Богородицы " Троеручица " - 25 июля, 11 июля Фото [ править править код ] Видео [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовский_мо...

По-прежнему остается неизвестна судьба главной святыни его - Честного Животворящего Креста. Судя по всему, он, как и другие святыни Крестовской церкви был сожжен после Постановления от 28 марта 1929 года, принятого на заседании бюро фракции РКП (б), в котором Горкомхозу предлагалось сломать Крестовский монастырь в виду, что " бывший Крестовский монастырь ничего ценного из себя не представляет и на его ремонт свободных средств в бюджете нет». С сентября 2006 г. по благословению Владыки Климента началась работа по восстановлению монастыря, была организована встреча с администрацией города и области. Огромную роль в то время сыграла патриотически настроенная молодежь и верующие люди г.Калуги, которые поднялись на защиту останков монастыря, когда застройщики пытались снести здание просфорни, чтобы расширить свою территорию. В августе 2007 г. было образовано Архиерейское подворье - Крестовоздвиженский мужской монастырь в г. Калуге, настоятелем назначен иеромонах Тихон (Шепеленко). Поначалу братия ютилась в приспособленном нежилом помещении (бывшие гаражи домоуправления). К 2010 году оставшееся в «наследство» одноэтажное здание домоуправления (бывшая просфорня) претерпело полную реконструкцию. В нем был оборудован домовый храм в честь иконы Божией Матери «Троеручица», а также ризница, библиотека, братские келии, трапезная и пр.подсобные помещения. Летом 2011 года был отреставрирован фасад здания с восстановлением исторических архитектурных элементов. Преобразован и благоустроен внутренний двор обители (Поле Свободы, д.65 а) В здании бывшего братского корпуса (ул.Поле Свободы, д.65) с сентября 2009 г. действует учрежденный при Крестовском монастыре Центр дополнительного образования и духовно-интеллектуального развития «Купина». В праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных 21 ноября 2010 г., в Крестовоздвиженском монастыре возобновилась литургическая жизнь - Митрополит Калужский и Боровский Климент совершил чин малого освящения домового храма в честь иконы Божией Матери «Троеручица» и отслужил Божественную Литургию.

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовский_мо...

С нач. XVI в. клирики Свято-Духовской ц. при поддержке Полоцких и Витебских архиепископов принимали активное участие в отстаивании прав и льгот, пожалованных правосл. храмам и мон-рям города литов. вел. князьями и нередко нарушавшихся местными властями. В частности, витебский воевода Я. Костевич прекратил выдавать полагавшиеся храмам церковную десятину, лишил их рыбных ловель, заставлял исполнять городские повинности. Грамота кор. Сигизмунда I витебскому воеводе 24 июля 1516 г. предписывала не нарушать права и пожалования правосл. храмам, «што еще продкове наши надали» (АЗР. Т. 2. 65. С. 54). После заключения Брестской унии 1596 г. приход Свято-Духовского храма, как и др. правосл. храмов на территории Великого княжества Литовского, начал терпеть притеснения от католиков и униатов. Согласно инвентарю Полоцкой епархии 10 янв. 1618 г., в Свято-Духовской ц. «в Поле» богослужения не совершались уже в нач. XVII в. В подготовленных к 30 окт. 1632 г. «пунктах успокоения народа русского греческой религии» предполагалось передать храм в ведение униатского Полоцкого и Витебского архиеп. Антония (Селявы) , но в окончательную редакцию текста, утвержденную 1 нояб. 1632 г., этот пункт не вошел ( Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники. К., 1898. Т. 2. Прил. С. 7). В нарушение прежних привилеев литов. вел. князей и польск. королей Владислав IV Ваза своей грамотой 14 марта 1635 г. приказал: «В Витебске... неуниаты не должны иметь никакой церкви». В нач. 1650 г. делегация правосл. духовенства во главе с Киевским митр. Сильвестром (Коссовым) на Варшавском сейме просила подтвердить данное кор. Яном II Казимиром под Зборовом обещание о предоставлении свободы вероисповедания правосл. населению («не во унии живущим») и передаче православным храмов, в т. ч. «в Витепску Благовещения в Нижнем замку и церковь в поле стоящую Святаго Духа» ( Заборовский. Ч. 1. С. 68). Однако вместо этого 20 февр. 1652 г. Ян II Казимир подтвердил привилей, данный униатам Владиславом IV 14 марта 1635 г.

http://pravenc.ru/text/158856.html

К. не допустить слияния Бога и мира, но в то же время не допустить к.-л. изменчивости в Боге (см.: Nicol. Cus. Opera. Vol. 9. P. 15-23). Во 2-й ч. 1-й кн. Н. К. переходит к рассмотрению природы человеческой души, к-рая характеризуется как самоподвижное начало. Н. К. отмечает, что душа зависит от Бога в своем бытии, однако свободна в своем движении, т. е. в деятельности: «Бог не есть душа, и Дух Божий не движет человека... [в человеке] сотворено движение, движущее само себя, которое и есть разумная душа» (Ibid. P. 26). Душа с т. зр. ее деятельности у Н. К. определяется как «сила» (vis), которая может сообразовываться со всеми вещами в когнитивных актах, а также как причина движения человеческого тела (Ibid. P. 34). Вслед. этого по своей природе душа есть «жизнь», «разум», «живое движение» (Ibid. P. 36). Особенностью, отличающей душу человека от природных душ др. живых существ, является свобода: «Природа не может никогда навязать нашему духу никакую необходимость, а дух природе, наоборот, может» (Ibid. P. 41). В заключительной 3-й ч. 1-й кн. Н. К. рассматривает еще 2 темы, типичные для его произведений: 1) учение о соотношении человека и вселенной как макрокосма и микрокосма (см.: Ibid. P. 45-54); 2) концепцию «уподобления Христу», к-рое осуществляется через веру и подражание добродетелям Христа (см.: Ibid. P. 55-59). Завершается 1-я кн. новым экскурсом, посвященным теме человеческой свободы. Используя образ мяча, катящегося в создаваемом им движении по созданной не им поверхности, Н. К. указывает, что многое во внешних обстоятельствах человеческой жизни не зависит от человека, однако «каждый человек обладает свободным решением, может желать или не желать, познавая добродетель и порок» (Ibid. P. 64-65). Во 2-й кн. диалога предметом философского осмысления становится поле для игры в шар, разделенное на 9 круговых областей. Н. К. отождествляет 9 кругов с 9 ангельскими чинами «Ареопагитик», областями «духов» разной природы, однако подробно на этой аналогии не останавливается.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

В это время шел с работы Старший сын в отцовский дом; Жил с отцом он без заботы, Не скучал и за трудом. Дом пред ним: он слышит пенье, Одного зовет из слуг – «Разреши недоуменье Что за пир у нас, мой друг?» – «Младший брат твой возвратился», – Говорит слуга в ответ – «Что ж отец?» – «Распорядился, Чтоб готовили обед, Потому что он здоровым Принял сына в этот день, И взглянул он взглядом новым На былое, как на тень». – Старший сын, нахмурив брови, Не хотел войти и в дом; Молчаливый и суровый Он поник своим челом. Вышел сам отец для зова; Сын сперва пред ним молчал, Наконец, на все готовый, Так ему он отвечал: «Столько лет тружусь я в поле, Не жалея свежих сил – Я твоей отцовской воли Никогда не преступил. А когда твой сын-гуляка Есть пришел твой хлеб опять, Ты как в день веселый брака, Пир ему придумал дать: И велел убить теленка, Чтобы сына угостить; А мне дал ли ты козленка, Чтоб друзей повеселить? Разве я не сын твой тоже, Что меня ты вдруг забыл? Нет, мой брат тебе дороже: Он гулял – а я служил». – Сын мой! Ты всегда со мною, Что мое, твое давно, Ты в довольстве, ты в покое, Как в земле родной зерно; А твой брат искал свободы. Он оставил дом отца. Что ж мир дал ему? – Невзгоды, В жизни горе без конца... Жизнь нередко отрезвляет Горем путников земных; С этим горем, всякий знает, Легче жить в семье родных. Так и брат твой вынес много Горя в дальней стороне; Не суди ж его так строго: Как и ты, он дорог мне! Я давно с тоской боролся, Вдруг твой брат мне радость дал; Он потерянный нашелся Не пропал – а пропадал... Постарайся ж примириться С братом; жизнь не без конца И мы станем веселиться, Что он вздумал возвратиться – И порадовал отца. Пояснение притчи: старший сын – израильский народ: он первый получил от Бога закон и хвалился исполнением его, хотя преступлением закона и бесчестил Бога. Младший – это язычники, вообще все люди, не хранящие закона Господня, о которых книжники с презрением отзывались: народ сей, иже не весть закона прокляти суть ( Ин.7:49 ). О народе израильском Господь через пророков говорил: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному ( Ис.65:2 ). Этот народ – заблуждающий сердцем; они не познали путей Моих; и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой (Ср. Пс.94:10, 11 ). И они, действительно, не взошли в Царство Христово, радости спасения не прияли, – избранные получили, а прочие ожесточились ( Рим.11:7 ). И о сем через Моисея Господь предвозвестил израильтянам, говоря так: Я возбужду в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным ( Втор.32:21 ). Также и Сам возвещал: говорю же вам, что многие приидут с востока и запада, и возлягут в Царстве Небесном; а сыны Царства извержены будут во тьму внешнюю ( Мф.8:11, 12 ). И вот дал им Бог, – как сказано, – дух усыпления, глаза, которыми не видят и уши, которыми не слышат даже до сего дня ( Рим.11:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

5; 6). рабов. Букв.: «слуг». Под этим словом Исаия подразумевает как остаток Израиля (1,2), так и избранных от всех народов (56,6). не всех погубить. См. ком. к 1,9; ср. Быт. 18,22–30 . 65 семя. Ср. Иер. 31,36 . Это пророчество исполняется во Христе и Его детях по вере ( Гал. 3,16.26.29 ). наследуют... будут жить там. Избранным будет принадлежать Царство Божие (14,25; 57,13; ср. Агг. 19,21 ). 65 Сарон. Богатая растительностью долина Сарон располагалась на берегу Средиземного моря, к западу от горы Кармил. Исаия использует этот образ как символ Божественного преображения природы (см. ком. к 33,9; 35,2). долина Ахор. Долина к западу от Иерихона ( Нав. 7,24 ; Ос. 2,15 ). 65 обрекаю Я мечу... на заклание. Синоним насильственной смерти. 65 избранным... для проклятия. Избранные будут произносить имена отступников как проклятие: «да соделает тебе Господь то же, что Седекии и Ахаву» ( Иер. 29,22 ). иным именем. См. ком. к 62,2. 65 Богом истины. Ср. 2Кор. 1,20 ; Откр. 3,14 . Господь верен данному Им слову. 65 новое небо и новую землю. Это пророчество сбудется во всей полноте во время Второго пришествия Христа ( 2Пет. 3,13 ; Откр. 21,1 ). прежние. Речь идет о горе и страданиях, принесенных на землю грехом. 65 Я творю Иерусалим. Речь идет о духовном Иерусалиме. 65 малолетнего и старца. Обетования полноты вечной жизни, исполненной Божественной благодати, противостоят скоротечной и полной невзгод жизни земной, на которую человек обрек себя грехопадением. 65 чтобы другой жил. См. 62,8. 65 Не будут трудиться... рождать. Господь снимет проклятие с человеческой жизни ( Быт. 3,16–18 ). 65 прежде... Я отвечу. Молитва и хвала будут сменять друг друга (30,19; 58,9) и между ними не будет места скорби. 65 для змея прах будет пищею. См. Быт. 3,14 . Волк... для змея. Мир воцарится во всем творении. Глава 66 66:1 См. статью «Духовная природа Божества». земля подножие ног Моих. См. ком. к 60,13. место покоя. Т.е. храм ( Пс. 131,8.14 ; 1Пар. 28,2 ). 66 на смиренного... трепещущего. Аналогичное выражение встречается только в Езд. 9,4; 10,3 и означает то же самое, что и евангельское «поклоняющийся в духе и истине» ( Ин. 4,24 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

уносят нас. Исаия вновь говорит о праведном суде Божием (1,30; 40,7.24). 64 Отец наш. См. ком. к 63,16. 64 Не гневайся. В основе этого прошения лежит обетование из 54,7.8. не вечно помни. Слова этой молитвы восходят к обетованию из 43,25. 64 Города святыни Твоей. Города Иудеи (ср. Пс. 77,61 ). 64 Дом освящения нашего... сожжен огнем. Свидетельство разрушения иерусалимского храма в 586 г. до Р.Х. Глава 65 6566,24 В этих главах Исаия повествует о славном спасении Божием и суровости Его суда. 65 Я открылся не вопрошавшим обо Мне. Т.е. язычникам, которые не были участниками завета и не знали Бога Истинного. народу, не именовавшемуся именем Моим. Т.е. язычникам (42,1; 49,6; 52,15; 66,8). Это пророчество исполнилось в апостольском служении Павла ( Рим. 10,20 ) и продолжает исполняться в наши дни, когда вера в Иисуса Христа приводит все новых и новых людей в семью народа Божиего ( 1Пет. 2,9.10 ). 65 простирал Я руки Мои к народу непокорному. К народу израильскому, который часто уклонялся от заповедей Божиих и впадал в идолопоклонство. 65 приносит жертвы в рощах. Речь идет о жертвах, которые приносили во время языческих обрядов плодородия. сожигает фимиам на черепках. Вавилоняне возжигали фимиам во славу «господина небес» на глиняных алтарях ( Иер. 19,13 ). 65 сидит в гробах. Т.е. сидит среди гробов, чтобы вопрошать духи мертвых (8,19; 29,4). свиное мясо... мерзкое варево. Закон Моисея воспрещает употреблять в пищу «свинину» (66,3.17; Лев. 11,7.8 ); уже этим одним языческие жертвоприношения отвратительны Богу. 65 я свят для тебя. Идолопоклонники, которых обличает Исаия, подобно фарисеям во времена Иисуса Христа, почитают себя выше других людей ( Лк. 18,9–14 ). дым... огонь. Идолопоклонники сами вызывают на свои головы гнев Божий. 65 написано. Ср. Рим. 12,9 ; Евр. 10,30 . 65 беззакония отцов ваших. См. Исх. 20,5 . Иез. 18,20 . воскуряли фимиам. См. 57,7; Ос. 14,13 . 65:8–16 Господь обещает благословить Своих верных рабов и покарать отступников. 65 в виноградной кисти... сок. Эти образы относятся соответственно к народу Израиля и рабам Божиим (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Пс.65:8.   Благословите, языцы Бога нашего, и услышан сотворите глас хвалы Его, Пс.65:9.   Положшаго душу мою в живот, и не давшаго во смятение ног моих. Пс.65:10.   Яко искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро. Пс.65:11.   Ввел ны еси в сеть: положил еси скорби на хребте нашем. Эти слова написала благодать Святаго Духа от лица пленных: Даниила, Иезекииля, Азарии, Мисаила и других благочестивых мужей, как от известных наставников ко благочестию, которые указывают, что Бог предал их людям злочестивым, и попустил претерпеть многие скорби с тем, чтобы очистить души их пламенем скорбей, через всякое стеснение и злострадание, подобно «разженному сребру» , многократно влагаемому в огонь для очищения (Феодорит). Пс.65:12.   Возвел еси человеки на главы наша: проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой. Мир душевный приобретается скорбями. Писание говорит: «проидохом сквозе огнь и воду» , т.е. чрез скорби и бедствия, «и извел ны еси в покой» . Да и всем, хотящим угодить Богу, надлежит пройти через многие скорби, бедствия и болезни в несомненной уверенности в божественном воздаянии за терпение. Душа, если для совершенного очищения от греха не пройдет чрез произвольные и невольные труды и тяготы, не может оставаться неуязвленною при встрече неприятностей (Варсонофий В., Серафим, Венедикт, Илия Екдик). Пс.65:13.   Вниду в дом Твой со всесожжением: воздам Тебе молитвы моя, Пс.65:14.   Яже изрекосте устне мои, и глаголаша уста моя в скорби моей. Эти узаконенные жертвы обещались принести в иерусалимском храме пленные иудеи после освобождения из Вавилона. Да и нам всем многие скорби надлежит пройти, чтобы войти в «дом» Небесный (Царство Небесное. Ничто великое не бывает без искушения и испытания; ибо по естественному порядку маловажное сопровождается удобством, а высокое — трудностью (Григорий Богослов, Афанасий). Пс.65:15.   Всесожжения тучна вознесу Тебе с кадилом, и овны, вознесу Тебе волы с козлы. Упитанные животные приносились по Закону непорочными и совершенными. Пророк Малахия проклинает тех, которые имеют в себе таковых животных, а в жертву приносят увечных. Это было началом бед и для братоубийцы Каина. И мы научаемся из этого чествовать Бога тем, что имеем у себя драгоценного. Все виды животных жертв мы должны понимать духовно. «Всесожжения тучна» — пост, милостыня и другие духовного благоухания добродетели. «Овни» — чистые мысли, «волы» — покорность воли к ношению ига Христова. «Козлы» — скорость от злого к добру (Феодорит, Афанасий, Иероним, Августин).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010