§9. И так св. Агнец, возлежа на дискосе посреди всех изъятых частей, яко Таинственная Глава Церкви, на небесах торжествующей и на земле подвизающейся под знаменем Креста, здесь является окружен всем воинством земным и небесным. §10. После этого Священник, благословив кадило и благоухав над ним звездицу, поставляет ее на дискос поверх даров в образ той звезды, которая, возсияв над родившимся в Вифлееме Спасителем, привела к Нему волхвов на поклонение; причем читает: «и пришедши звезда ста верху, идеже бе отроча». Потом также облагоухав покровы, покрывает ими дискос и потир для благоговейного охранения святых даров. Сверх покровов полагает так называемый воздух, означая через то, что хотя Божественная сила и Всемогущество в воплотившемся Спасителе до времени торжественного свидетельства о Нем от неба. ( Мф. 3:17 ) и были сокрыты под ризою плоти 12 , однако же существовали в Нем постоянно и неотемлемо. 2 Священник так, как тогда Пастыри и Волхвы, проповедует Его величество и державу 13 : «Господь воцарися, в лепоту облечеся: Покрый небеса добродетель Твоя, Христе: Покрый нас кровом крылу Твоею.» § 11. Уготовав Предложение, Священник кадит трижды честные дары, как в предосвещение и благоговейное почитание их, так в означение смирны и ливана, представленных в дар новорожденному Спасителю от волхвов, и также в означение ароматов, принесенных Мироносицами на гроб Христов 14 ; при чем благодарить и славить Господа, для нашего спасения воплотиться, пострадать и Священнодействие Евхаристии установить благоволившего: Благословен Бог , сице благоволивый, слава Тебе! §12. Потом следует возношение сих уготованных даров в жертву, где Священник призывает Бога Отца, давшего нам в пищу хлеб небесный, Своего Сына, и просит Его предложенные дары благословить и принять в пренебесный свой Жертвенник; помянуть как принесших тот, так и тех, о памяти и спасении которых они принесены, и его сохранять не осуждено во Священнодействии Божественных Таин 15 . §13. Наконец бывает отпуск, после которого Диакон кадит алтарь и весь храм, для означения таинственно разливающейся благодати Духа Святого, и чтобы наступающие молитвы исправились яко кадило перед Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Покрый Нас Кровом Крылу Твоею " Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Покрый Нас Кровом Крылу Твоею Покрый нас кровом крылу Твоею Начало XVIII века. Москва. Оружейная палата. Икона: дерево, левкас, темпера. Оклад: серебро, золочение (огневое), чеканка, гравировка, канфарение, стразы. 30х19,8 см. Икона реставрирована. Основа дублирована, вероятно, в XIX в. Тонировки живописи незначительные. Утрачена цата. Икона Богоматери является редкостным по художественному качеству и уникальным по иконографии памятником петровского времени. На иконе крылатая Пресвятая Дева раскрывает над верными свой плащ-покров. По сторонам от Нее представлены группы праведников. Тексты в картуше и на бандероли - и - вместе образуют своего рода диалог. Под крыльями текст , указывающий на литературный источник этой иконографии, - Апокалипсис (12:14). Здесь сочетаются темы Покрова Богоматери, причем в западноевропейском варианте (тип ), и Апокалиптической Жены. [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Икона Покрый Нас Кровом Крылу Твоею. Национальный художественный музей Украины. Покров с портретом гетмана Богдана Хмельницкого. 1-я пол. XVIII в. Киевщина. Файл 29393.jpg:   Размер: 699x1024, 0.72 MPix, 383 Kb. Дата: 2017-08-25, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (147) , (4) . Описание: Икона Богоматери " Покрой нас кровом крилу Твоею " . Государственный Исторический музей. Вторая половина XVIII в. Дерево, грунт, темпера, масло, смешанная техника. 26х20,5 см. Место создания: Малороссия. Файл 29394.jpg:   Размер: 623x779, 0.49 MPix, 252 Kb. Дата: 2017-08-25, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (143) , (3) . Описание: Икона Покрый Нас Кровом Крылу Твоею. Hargesheimer Kunstauktionen Düsseldorf, 2016, Lot 0669. A RARE ICON SHOWING THE VIRGIN OF MERCY. Russian, 19th century Oil on wood panel. The background made of silver, covered by a golden lacquer. The icon showing a group of people sheltering for protection under the outspread maphorion of the Mother of God. The Mother of God is shown frontally in full-length with out-stretched wings. Two selected saints on the borders. Minimally restored. 31 x 26 cm. [...]

http://pravicon.com/icon-260

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Пресвятой Богородицы Покрый Нас Кровом Крылу Твоею Покрый нас кровом крылу Твоею Начало XVIII века. Москва. Оружейная палата. Икона: дерево, левкас, темпера. Оклад: серебро, золочение (огневое), чеканка, гравировка, канфарение, стразы. 30х19,8 см. Икона реставрирована. Основа дублирована, вероятно, в XIX в. Тонировки живописи незначительные. Утрачена цата. Икона Богоматери является редкостным по художественному качеству и уникальным по иконографии памятником петровского времени. На иконе крылатая Пресвятая Дева раскрывает над верными свой плащ-покров. По сторонам от Нее представлены группы праведников. Тексты в картуше и на бандероли - и - вместе образуют своего рода диалог. Под крыльями текст , указывающий на литературный источник этой иконографии, - Апокалипсис (12:14). Здесь сочетаются темы Покрова Богоматери, причем в западноевропейском варианте (тип ), и Апокалиптической Жены. Внизу иконы помещены вирши, что нередко встречается в русских иконах со второй половины XVII в.: Ведущих пр(есвя)тое имя Твое Мати обещаешь покровом своимъ покрывати.// Азъ всегда М(а)риею Тебе нарицаю, Покрый мя убо яко имя Твое знаю. Как и в некоторых других русских позднесредневековых произведениях, в этой иконе в качестве образца использована украинская книжная гравюра, а именно иллюстрация из книги свт. Дмитрия Ростовского . В этой иконографии заложено принципиальное для православия отличие от традиционного понимания образа Апокалиптической Жены. По толкованию прп. Андрея Кесарийского к гл. 12 Апокалипсиса (12:14), Жена, которой даны были , это Церковь. В русских рукописных Апокалипсисах в строгом соответствии с этим толкованием, в иллюстрациях к тому же тексту изображается не Богоматерь, а крылатая Жена, олицетворяющая Церковь. Можно проследить возникновение этой иконографии на украинской почве. Апокалиптическая Жена - Богоматерь в представленном иконографическим изводе - впервые появляется в Киево-Печерском патерике, изданном в 1661 г. в Киеве. На фронтисписе патерика помещена сложная композиция, типа конклюзии, где присутствует образ крылатой Богоматери в венце и с раскрытым над гербом России и Киево-Печерской Лаврой покровом-плащом. По сторонам от Девы Марии - бандероли с текстами из Апокалипсиса. От изображенных внизу композиции иноков к Богоматери взвиваются бандероли со словами (слева) и (справа). Позднее Богоматерь с крыльями (Апокалиптическая Жена) появляется и в других киевских изданиях.

http://pravicon.com/info-594

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Икона Покрый Нас Кровом Крылу Твоею. Национальный художественный музей Украины. Покров с портретом гетмана Богдана Хмельницкого. 1-я пол. XVIII в. Киевщина. Файл 29393.jpg:   Размер: 699x1024, 0.72 MPix, 383 Kb. Дата: 2017-08-25, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (147) , (4) . Описание: Икона Богоматери " Покрой нас кровом крилу Твоею " . Государственный Исторический музей. Вторая половина XVIII в. Дерево, грунт, темпера, масло, смешанная техника. 26х20,5 см. Место создания: Малороссия. Файл 29394.jpg:   Размер: 623x779, 0.49 MPix, 252 Kb. Дата: 2017-08-25, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (143) , (3) . Описание: Икона Покрый Нас Кровом Крылу Твоею. Hargesheimer Kunstauktionen Düsseldorf, 2016, Lot 0669. A RARE ICON SHOWING THE VIRGIN OF MERCY. Russian, 19th century Oil on wood panel. The background made of silver, covered by a golden lacquer. The icon showing a group of people sheltering for protection under the outspread maphorion of the Mother of God. The Mother of God is shown frontally in full-length with out-stretched wings. Two selected saints on the borders. Minimally restored. 31 x 26 cm. [...] Файл 29395.jpg:   Размер: 924x1100, 1.02 MPix, 509 Kb. Дата: 2017-08-25, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (103) , (2) . Описание: Икона Божией Матери «Покрый нас кровом крылу Твоею». Начало XVIII века. Москва. Оружейная палата. Икона: дерево, левкас, темпера. Оклад: серебро, золочение (огневое), чеканка, гравировка, канфарение, стразы. 30х19,8 см. Икона реставрирована. Основа дублирована, вероятно, в XIX в. Тонировки живописи незначительные. Утрачена цата. Файл 29397.jpg:   Размер: 684x1024, 0.7 MPix, 458 Kb. Дата: 2017-08-25, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (130) , (1) . Описание: A very rare and large icon showing the Virgin of Mercy. Greek, 18th century. Tempera on wood panel. On the reverse label and inscription " DUBROVNIK 31-7-54 " . 43.2 х 34 cm. Частное собрание. Файл 32029.jpg:   Размер: 1258x1600, 2.01 MPix, 1186 Kb. Дата: 2018-06-07, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (123) , (2) . Описание: Покрый Нас Кровом Крылу Твоею. Москва, 1773 г. Материал, техника: серебро, дерево, чеканка. 35 х 26,5 см. Государственный исторический музей, Москва. Файл 32030.jpg:   Размер: 551x711, 0.39 MPix, 224 Kb. Дата: 2018-06-07, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (107) , (1) .

http://pravicon.com/icon-260-photo

Таже взем четвертую просфиру, глаголя: «помяни, Владыко человеколюбче, всех епископов благочестивых и архиепископа нашего (имярек), честнаго пресвитерства, еже о Христе» и проч., таже поминает их же хочет живых имена, и взимает части, и полагает ниже трех чинов 292 ; таже прием пятую 293 сфрагиду, глаголет: «о памяти и оставлении грехов блаженых и приснопамятных (имярек) и проч., и о всех иже о надежди и воскресения жизни вечныя» и проч., таже глаголет: «помяни Господи и наше недостоинство, и прости ми всякое согрешение, вольное и невольное». Не оставлю же и сего писати, еже обретох писано во всех греческих печатных служебниках, и в словенских старых: таже диакон прием пятую сфрагиду и святое копие, поминает их же хочет живых и мертвых, и взимает части, и как совершит, скончает, глаголя: «помяни Господи и мое недостоинство» и прочее, а не деют ныне того греки, токмо писано у них. Таже диакон прием кадило, и фимиам положа в кадильницу, глаголя ко иерею: «благослови Владыко кадило и фимиам», а иерей глаголет молитву, таже диакон глаголя «аминь», «Господу помолимся», иерей, покадя звезду, поставит вверху святого хлеба, глаголя: «и пришед звезда, и ста верху, идеже обе отроча»; таже диакон глаголет «аминь», «Господу помолимся», «покрый Владыко», таже прием иерей, покадя первой калимма 294 , покроет святой хлеб с дискосом, глаголя: «Господь воцарися» и проч.; таже диакон «Господу помолимся», «покрый Владыко», иерей покадя вторый колимма, сиречь покровец, и покроет святый потир глаголя: «покрый небеса добродетель Твоя Христе» и проч.; таже диакон «Господу помолимся», «покрый Владыко», иерей покадя воздух, покрывает обоя, глаголя: «покрый нас кровом крылу Твоею» и проч., и поклоняются со благоговением, глаголя: «благословен Христос Бог наш» и проч. трижды, таже диакон глаголет «всегда ныне и присно и во веки веком, аминь»; таже «о предложенных честных дарех Господу помолимся»; иерей глаголет молитву: «Боже, Боже наш, иже небесный хлеб» и с молитвою кадит глаголя; таже диакон глаголет: «слава и ныне, Господи помилуй дважды, Господи благослови»; иерей творит отпуст и прочее по обычаю, якоже и у нас; таже сядет и ждет Патриарха; и как приидет, помоляся, осеняет рукою на все страны, и станет на своем месте в креслах, лики же поют: «ис полла эти деспота» краткое; таже иерей взяв кадило кадит престол спреди токмо, отверзши пономарь или кто-нибудь двери, кадит иерей по обе стороны Царских дверей местные иконы, стоя на пороге, таже Патриарха, и лики, и всю церковь , и отдав кадило, говорит отпуск, и предстоящие все рекут: «аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Suhano...

И глаголемая древле от пророков о Нем, пророчества, глаголю, яже лепо суть Богу, яко да не за плоть, юже ношаше яве, яко человек, помышляли бы человецы малая помышления и недостойная Его божества. Глаголет: словом Господним небеса утвердишася 204 . Сиречь «Словом Господним» – Слово есть Сын Божий, Господь есть Отец, убо: «Сыном небеса утвердишася». Хотя прикрыти блюдо покровом, глаголет: Господь воцарися, в лепоту облечеся 205 . Сиречь Сын, яко Бог, убо присно бе Царь, но не познавашеся; но егда воплотися, и распяся, и воскресе, глаголаше: дадеся Мне власть на небеси и на земли. Сиречь «воцарихся в мире, ибо тако обеща Отец», глаголя пророком: и дам Тебе языки достояние Твое 206 . Сиречь «дам Тебе царствовати языки». Темже и глаголет благолепие «красоту», в нюже облечеся, и славу, отнележе воскресе. Хотяй покрыти чашю, глаголет: покры небеса добродетель Его, и разума Его исполнь земля. Сия словеса суть показания великия добродетели и разума Христова. Якоже человек «добродетель» убо глаголет за чюдеса, яже творяше 207 , «и разума Его» глаголет за учения, яже творяше Евангелия – и исполнишя мир. Таже покрывает воздухом вкупе блюдо и чашю, глаголя: покрый нас, Боже, кровом крылу Твоею. И кадит везде священник. Зане сила Бога воплощеннаго бе сокрыта даже до времени чюдес и свидетельствова, еже приде с небес. Но обаче они, иже разумеху глаголати о Нем: Господь воцарися, – вероваху в Него, и познаваху Его, и яко Бога почитаху, и просяху от Него покрова и помощи. Священник убо, гадателствуя сия, отнележе покрыет Дары, глаголет: покрый нас кровом крылу Твоею, – и кадит везде, глаголя сия и моляся. Приходит в жертвеник и, став пред святою трапезою, начинает литургию. Глава 80. О всей литургии вкратце Дело литургии есть – да жрутся честнии Дары, еже есть да будет тело и кровь Христова. Конец же их есть – да освятятся они, иже с верою причащаются их, и примут прощение грехов своих, Царствия небеснаго наследие. И не токмо они, иже причащаются просто, но и елицы, за нихже Дары священник принесе, толико живии, елико и мертвии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

7) Да помянет Господь Бог священство твое... Изъятие частиц в архиер. служении за себя и священнослужителей. 7) Вас. Велик,:помяни Господи и мое недостоинство, прости ми всякое согрешение вольное же и невольное, да не моих ради грехов...   5. Каждение и покровение св. Даров   1) Каждение. 1) Каждение. 1) Каждение.   2) Молитва: кадило тебе... (не во всех, взята из литургии Марка). 2) 50 псалом (посети нас милостью и щедротами...)   3) Поставление звездицы со словами: пришедше звезда... (не во всех) (Сень святого Духа... Словом Господним небеса...). 3) Господня есть земля и исполнение её (царю небесный... благословит тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю... Возвеличите Господа со иною...)   4) Покровение даров. 4) Покровение.   5) Псалом Господь воцарися (не во всех), покры небеса добродетель твоя Христе. Покрый нас кровом крылу твоею... 5) (Господь воцарися или покры небеса...)   6) Молитва о святых дарах   Молитва предложения Молитва проскомидии Евхаристийные молитвы   О предложенных честных дарех (благослови Владыко святое предложение) О предложенных честных дарех О принесенных и освященных честных дарех (Преждеосвящ: о предложенных и преждеосвященных)   (По некоторым вместо молитвы предложения каждение и молитва: кадило Тебе приносим Христе, Боже наш, в воню блалоухания духовного, еже прием в Златоуст. Васил. Велик. 209 «Господи Боже (наш, создавый нас и введый в жизнь сию,показавый нам пути во спасение, даровавый нам небесных тайн откровение, ты бо еси) положивый в службу сиюсилою твоею святою: благослови убо Гди быти нам служителем Нового Твоего Завета, слугам св. Твоих таинств, приими нас приближающихся святому твоему жертвеннику, по множеству милости Твоея, да будем достойно приносити тебе (дары же и жертвы о себе и о людских неведениях) словесную сию и бескровную жертву о наших согрешениях и о людских невежествиих, (и даруй нам Гди со всяким страхом и совестию чистою приносити тебе духовную сию и бескровную жертву), юже прием во святый и пренебесный и мысленный твой жертвенник в воню благоухания (духовного) возниспосли нам благодать святого твоею Духа, (ей Боже), призри на ны Боже и виждь на службу сию нашу и приими ю, якоже приял еси Авелевы дары, Ноевы жертвы (Авраамова всеплодия, Моисеева и Ааронова священства, Самуилова мирная, Давидово покаяние, Захарии каждение), яко же приял еси от святых твоих Апостол истинную сию службу сице (и от рук нас грешных) приими (предложенная) дары сия в благости твоей Господи (и даждь быти приношению нас благоприятному освященну в духе святе, в умилостивление наших согрешений и людских невежествий и в упокоение прежде почивших душ) яко да (и) мы (смиреннии и грешнии и недостойнии раби твои) сподобльшеся служите святому твоему жертвеннику обрящем (приимем) мзду верных и мудрых строителей (и обрящем благодать и милость) в день (страшного) воздаяния твоего праведного (и благого)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

И взыде дым кажении от молитв святых из руки Ангеловы пред Бога“ ( Отк. 8:3 – 4 )» л. 157). При помощи цитат из Священного Писания патриарх Никон раскрывает важнейшее значение каждения благовонным фимиамом для символического нисхождения благодати на молящихся Богу 965 . По «Скрижали», кадильница «являет человечество Христово, огнь, божество и дым вонный фимиама, являет воню Святаго Духа, приходящую напредь, ибо кадилница толкуется радость многая благоуханна, еще же фимиам есть вместо аромат, яже принесоша в погребение Господне,//и смирна, и ливан волхвов, и чистая молитва добрых дел, от них же воня приходит...» 966 . 6) Описание символического значения каждого предмета завершается, как правило, напоминанием о том, что та или иная вещь пожертвована царем Алексеем Михайловичем лично; благодарения Никона царю по стилистике и ритмико-синтаксическому строю напоминают богослужебные молитвы. Такова благодарность Никона за присланные царем подарки: «Да освятит Господь Бог твое предложение, якоже иногда во исходе Израилеве принесеныя сосуды от князей израилевых в сень свидения, освятит Господь, и сподобит тя Господь Бог от подобообразных таковым во царствии мира сего причастника быти пречистаго своего Тела под образом хлеба, и святыя крове под образом вина лознаго. А по многодетном и святом вашем царствии сподоби вас Господь Бог истиннаго хлеба будущего века в чювствии Бога Слова, зане бо той тамо предлежыт доволен, во всяку сладость достойными ядомы, ни закалаем же, ни изъедаем никогда же» л. 155). Свои рассуждения о значении покровцев в богослужении Никон завершает такими словами: «...ими же да покрыет и ваше благородие Господь Бог от всех навет вражиих» л. 155), яркая параллель к которым – молитва иерея после каждения покрова из Чина божественной литургиии: «Покрый нас кровом крылу твоею и отжени от нас всякого врага и супостата, умири живот нас, Господи, помилуй нас//и мир Твой, и спаси душя нашя, яко благ и человеколюбец» 967 . За кадильницу Никон благодарил государя словами тайной (произносимой священником молча) «Молитвы приношения», читаемой на литургии Василия Великого во время первой просительной ектении (для приготовления священнослужителей и верующих к освящению Святых Даров): «Да приимет Господь Бог и от сего святого дара вашего кажения, яко Авелево всеплодие,//и Авраамово всесожжение, и Самойлова мирна» л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прежде всего, укажем на порядок заключительных действий, как о том повествует сборник «Метод»: «И диакон приемлет от пономаря кадильницу с курящимся фимиамом и поднося оную к священнику тихо глаголет: «Благослови владыко кадило!» и присовокупляет: «Господу помолимся!» Священник (благословляя фимиам) глаголет молитву кадила: «Кадило Тебе приносим Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже приемь в пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятого Твоего Духа». Диакон возглашает: «Господу помолимся!» Священник берет от жертвенника звездицу и окадив ее фимиамом (делает образ креста звездицею над открытой чашечкой кадила), полагает распростерши на дискос верху Святого Хлеба, глаголя тихо: «И пришедши звезда, ста верху, идеже бе Отроча» ( Мф. 2:9 ). Диакон возглашает: «Господу помолимся!» Иерей, окадив (также крестообразно над фимиамом) перый покровец, покрывает им Святый Хлеб с дискосом, — глаголя тихо: «Господь воцарися, в лепоту облечеся, облечеся Господь в силу и препоясася» и т.д. По окончании псалма диакон возглашает: «Господу помолимся!» И присовокупляет: «Покрый владыко!» Иерей же покадив второй покровец (крестообразно) покрывает им Святый Потир, глаголя тихо: «покрый небеса добродетель Твоя Христе и хвалы Твоея исполнь земля». Диакон возглашает: «Господу помолимся!» и присовокупляет: «Покрый владыко!» Иерей берет третий большой покров, т.е. «воздух», и окадив его фимиамом, покрывает им прикровенные уже дискос и Потир, тихо глаголет: «Покрый нас кровом крылу Твоею, и отжени от нас всякого врага и супостата; умири живот наш Господи, помилуй нас и мир Твой, и спаси души наша, яко благ и человеколюбец”» (Метод, стр. 15). «При покрытии дискоса и Потира священник обычно целует звездицу, окуренную фимиамом кадильным, прежде поставления ее на дискос, а также — малые покровцы и воздух, прежде покрытия ими дискоса и Чаши, т.к. на этих священных вещах находятся священные изображения» (Р.д.с.п. 1889 г., Продолжаем о порядке по сборнику «Метод»: «Покрывши покровцами св. дискос и Потир, иерей берет тогда от диакона кадило и сам кадит им Предложение, глаголя тихо: «Благословен Бог наш, сице благоволивый, слава Тебе:» (трижды).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

И взыде дым кажении от молитвъ святых из руки Ангеловы пред Бога ( Откр. 8:3–4 )» 27, л. 157), При помощи цитат из Священного Писания патриарх Никон раскрывает важнейшее значение каждения благовонным фимиамом для символического нисхождения благодати на молящихся Богу 966 . По «Скрижали», кадильница «являет человечество Христово, огнь, божество и дым вонный фимиама, являет воню Святаго Духа, приходящую напредь, ибо кадилница толкуется радость многая благоуханна. еще же фимиам есть вмсто аромат, яже принесоша в погребение Господне,//и смирна, и ливан волхвов, и чистая молитва добрых длъ, от них же воня приходит...» 967 . 6 . Описание символического значения каждого предмета завершается, как правило, напоминанием о том, что та или иная вещь пожертвована царём Алексеем Михайловичем лично; благодарения Никона царю по стилистике и ритмико-синтаксическому строю напоминают богослужебные молитвы. Такова благодарность Никона за присланные царём подарки: «Да освятит Господь Богъ твое предложение, якоже иногда во исход Израилев принесеныя сосуды от князей израилевых в снь свидния, освятит Господь, и сподобит тя Господь Богъ от подобообразных таковым во царствии мира сего причастника быти пречистато своего тла под образом хлба, и святыя крове под образом вина лознаго. А по многолтном и святом вашем царствии сподоби вас Господь Богъ истиннаго хлба будущаго вка в чювствии Бога Слова, зане бо той тамо предлежытъ доволенъ, во всяку сладость достойными ядомы, ни закалаем же, ни изъедаем никогда же» 27, л. 155). Свои рассуждения о значении покровцев в богослужении Никон завершает такими словами: «...ими же да покрыетъ и ваше благородие Господь Богъ от всх навтъ вражиих» 27, л. 155), яркая параллель к которым – молитва иерея после каждения покрова из Чина божественной литургии: «Покрый нас кровом крылу твоею и отжени от нас всякого врага и супостата, умири живот нас, Господи, помилуй нас//и мир Твой, и спаси души нашя, яко благ и человеколюбец» 968 . За кадильницу Никон благодарил государя словами тайной (произносимой священником молча) «Молитвы приношения», читаемой на литургии Василия Великого во время первой просительной ектении (для приготовления священнослужителей и верующих к освящению Святых Даров); «Да прииметъ Господь Богъ и от сего святого дара вашего кажения, яко Авелево всеплодие,//и Авраамово всесожжение, и Самойлова мирна» 27, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010