Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНЕ Стихиры самогласны, глас 1, на 4: На “Господи воззвах:” стихиры самогласные, глас 1, на 4 На Вышних Престолех почиваяй Един Бог,/превыше земных подал есть видети Своему угоднику,/пребожественнеи руце молебно простирающу,/о граде и о людех молящуюся Тебе, Владычице./Покрый и ныне, Госпоже,/нас омофором милости Твоея. (2) На вышних престолах почивающий единый Бог/высшее земного видеть дал Своему служителю/– Тебя, пребожественные руки в молении простирающую,/о граде и народе молящуюся, Владычица./Покрой нас и ныне, Госпожа,/омофором милости Твоей. (2) Град, почитающий Тя и по долгу славящий,/покрываеши, Пречистая, Твоим омофором честным/от нахождения противных, от глада же и труса, и междоусобныя брани,/Дево Неискусобрачная, Богоневесто,/человеков покров и заступление. Град, почитающий Тебя и как должно славящий,/Ты покрываешь, Владычица, священным омофором Твоим/от нашествия противников, от голода и землетрясения и междоусобной войны,/Дева, брака не познавшая, Божия Невеста,/людям покров и заступничество. Палата одушевленная Христова,/верным же стена, и покров, и держава,/Тобою град Твой, Богомати, спасается,/Твоею помощию правовернии венчаются,/Тобою, хвалящиися присно, победы на поганыя носят:/покрываеши бо омофором милости Твоея. Дворец одушевленный Христов,/а верным – стена, и покров, и сила!/Тобою, Богоматерь, град Твой спасается;/Тобою хвалящиеся всегда/одерживают над язычниками победы,/ибо Ты их покрываешь омофором милости Твоей. Слава, и ныне, глас 6: Приидите, празднолюбных собори,/Пресвятую Деву воспоим:/днесь бо Ангели со святыми празднуют/честный Покров Божия Матере/и к похвалению нас, земных, призывают/вопити непрестанным гласом:/радуйся, Церкве чудное украшение/и всему миру предивный покров./Радуйся, верным пособие на бранех и воином соблюдение;/радуйся, покрове и заступление наше:/Тебе бо христианский род непрестанно блажит. Слава, и ныне, глас 6: Придите, собрания всех любящих празднества,/Пресвятую Деву воспоем:/ибо в сей день Ангелы со святыми празднуют/священный Покров Божией Матери/и ко хвале нас, земных созывают,/да восклицаем неумолкающим гласом:/“Радуйся, Церкви чудное украшение/и всему миру предивный покров!/Радуйся, помощь верным в битвах и воинов сохранение!/Радуйся, покров и защита наша,/ибо Тебя христианский род/непрестанно блаженной именует!

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/pokrov-pr...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что можно и нельзя на Покров 7 мин., 19.09.2023 Содержание 14 октября Церковь отмечает Покров Пресвятой Богородицы. И хотя в основе праздника лежит история, случившаяся давным-давно в Византии, особую популярность он приобрел в России. С Покровом связано множество традиций и примет — от вполне безобидных до довольно странных и суеверных. Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии — один из великих праздников в Русской Православной Церкви. Он установлен в честь события, которое произошло в 910 году в Константинополе. Город осаждали враги, и множество людей собрались в храмах для молитвы. Во время всенощного бдения во Влахернском храме святой Андрей Юродивый увидел в воздухе Божию Матерь, Которая молилась Господу о спасении жителей, простирая над ними Свой омофор (покрывало для головы). В результате враги отступили. Что можно и нельзя на Покров? Как и в любой церковный праздник, главное, что можно и нужно сделать, — побывать в храме и причаститься. Если это не получается (праздник часто приходится на будний день), стоит уделить больше времени молитве, духовному чтению, добрым делам, избегать суеты и ссор с близкими. На Покров Пресвятой Богородицы поста нет. Даже если праздник выпадает на среду или пятницу, разрешается рыба. Многочисленные приметы народного календаря на Покров к духовной жизни отношения не имеют, просто наши предки связывали праздник с климатическими явлениями, бытовыми и социальными особенностями сельской жизни — наступлением холодов, окончанием полевых работ и началом осеннего свадебного сезона. Например, по дождю или его отсутствию на Покров предсказывали, как пройдет наступающая зима, а по поведению незамужних девушек в этот день пытались судить о том, скоро ли они вступят в брак. И если погодные приметы порой оказывались довольно точными, то к знакам относительно устройства личной жизни и связанным с ними запретам и суевериям не стоит относиться серьезно. Что нельзя делать на Покров?

http://foma.ru/chto-mozhno-i-nelzja-na-p...

Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Тимофей Китнис , историк, богослов, руководитель паломнического культурно-просветительского центра ап. Фомы в Европе Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   В традиции Русской православной Церкви один из самых теплых церковных праздников – это Покров пресвятой Богородицы 14 октября, когда вспоминают об историческом событии, происшедшем в Константинополе в IX веке, о заступничестве Божьей Матери, переживают религиозно то, что видел святой Андрей, как мы поем «на воздухе» – Покров пресвятой Богородицы над всеми верующими. Но быть может, менее известный факт для по крайней мере восточных христиан о том, что и в западной церкви в настоящий момент, в городе Шартре находится святыня, которая связана с пресвятой Богородицей, которая называется также – покров. По-французски: «saint voile» – святая вуаль. Вуаль – это покров. История обретения этой святыни и то, как она оказалась в Шартре, она в каком-то смысле слова объединяет пространство единой Церкви, потому что оказывается эта святыня там в IX веке, я имею в виду город Шартр, покров пресвятой Богородицы и связана непосредственно с Божьей Матерью и о нем упоминание, как в восточных источниках, так и разумеется в западных. Итак, что же это за святыня и как она оказалась в Шартре? В описании Феофана Хрониста говорится о том, что два патриция в V веке совершали паломничество в Константинополь. Там по дороге они остановились в доме у женщины, которая их приняла на ночлег и у нее они увидели некий ковчег – деревянный ящик – окруженный особым вниманием, светильниками. Когда они спросили, что же это такое, эта женщина ответила, что это непосредственно та верхняя часть одежды, покров пресвятой Богородицы, в котором Божья Матерь была во время благовещения и по преданию также во время Рождества Спасителя. Молодые люди были очевидно ветреные и обладали к тому же, как мы говорим, магическим сознанием, им очень захотелось этой святыней завладеть. И после паломничества в Иерусалим, они сделали копию того ковчега, который был у этой женщины, подменили его, привезли в Константинополь, жили они на территории нынешнего района Влахерны, где был потом Влахернский храм Божьей Матери и именно там один из этих молодых людей заболел, видимо придя в себя он осознал, покаялся, что сделал что-то не то и эта история стала известной на уровне патриарха и императора. Эта святыня с тех самых пор находилась в храме пресвятой Богородицы во Влахерне.

http://academy.foma.ru/2016/10/29

Пестово (Покров-Молога). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покров Карта и ближайшие объекты До 1927 года Пестовский район входил в состав Устюженского уезда. Пестово стало называться городом с 1965 года, но еще в 1495 году упоминалось селение Русское Пестово, которое дало название железнодорожной станции, а позднее и городу. Древне поселение Покров-Молога, располагавшееся на другом берегу реки тоже вошло в черту города. Каменный храм второй половины 19 века был построен на месте более старой церкви. В начале 1930-х годов он, как и большинство церквей, был закрыт. С августа 1941 года в здании церкви размещались технические склады 18 авиабазы для обслуживания авиачастей. После войны здание стояло в полуразрушенном состоянии, пока в 1990-х годах было возвращено церкви. Новое освящение состоялось в 1999 году. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Пестове Есть в Пестове место с древней историей – Покров–Молога. А названо оно так по имени стоящего на высоком живописном берегу реки Мологи храма, построенного в честь праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Почти две сотни лет, с начала XIX века, белым лебедем отражается он в реке в половодье, летом прячась за стволы старых деревьев кладбища. Когда именно руки мастеровых людей обустроили на этом месте первую, деревянную церковь, неизвестно. По всей вероятности первый храм на земле погоста был поставлен местными помещиками. Имеются свидетельства, что земли на Мологе московские князья давали в раздачу новой знати, пришедшей служить русским государям из Европы или Орды. Местные жители рассказывали, что строительство каменного храма в 1821 году было общим делом крестьян, мещан, помещиков, купцов всех окрестных поселений. Церковь Покрова построили, разобрав одноименный старинный деревянный храм. По преданию до деревянной постройки на этом месте было языческое святилище. По данным клировых ведомостей, в новом каменном храме находились престолы Покрова Пресвятой Богородицы, пророка Илии, Архангела Михаила. До 1842 при храме стояла деревянная колокольня. Кстати, храм Покрова стоит на старом тракте Боровичи – Устюжна. В том месте, где тракт пересекал Мологу, располагалась пристань и паром. Церковь расположена на высоком холме и окружена небольшим кладбищем.

http://sobory.ru/article/?object=10289

Скачать epub pdf Всенощное бдение под Покров Пресвятой Богородицы Покров Пресвятой Богородицы – это чисто русский праздник. Из всех Православных Церквей только у нас его так почитают и уже с глубокой древности начали возводить храмы в честь этого события, которое произошло во Влахернской церкви в Константинополе, где хранился мафорий Пресвятой Богородицы, Ее пояс. Первого октября (по старому стилю) народ под воскресенье собрался на всенощную, вроде как мы сегодня, молиться Богу. Вошел и преподобный Андрей, Христа ради юродивый. И вот посреди ночи он возвел свои очи горе и увидел Пресвятую Богородицу, Которая стояла на воздухе, и Иоанн Креститель, и Иоанн Богослов были рядом с Нею, и множество святых ангелов, и много других святых. И над всеми молящимися Матерь Божия простирала Свой покров. Завороженный чудным видением, преподобный Андрей сказал своему ученику Епифанию: «Видишь ли ты?» – «Вижу, отче». Больше никто Божию Матерь не удостоился видеть, потому что Господь такие видения дает только великим угодникам Божиим. Поэтому когда люди, живущие во грехах, говорят, что им являлись ангелы, они заблуждаются: это обычно не ангелы, а бесы в образе ангелов являются. Так что основная часть видений, которые бывают у людей грешных, они порядка другого, бесовского, и называются прелестью, потому что даются от дьявола, чтобы человека прельстить, чтобы он о себе возомнил, что он этого явления достоин. Сподобиться истинного духовного видения и не повредиться может только человек чистой жизни, исполненный глубочайшего смирения, который ни в коем случае не сочтет себя достойным чего-либо значительного. Об этом видении стало известно людям, весть о нем дошла и до Руси. И хотя в Константинополе в честь этого события не было установлено праздника, но на наш народ оно произвело очень глубокое впечатление, оно умилило сердце русского человека, и Покров вскоре стал у нас великим праздником, как Усекновение главы Иоанна Предтечи и Обрезание Господне. Князья уже с древних времен строили Покровские храмы в память о том, что Пресвятая Богородица над всеми, кто Ей молится, простирает Свой покров. Благоверный князь Андрей Боголюбский на Нерли построил в честь Покрова один из самых известных русских храмов, который своей красотой, изяществом, благородством затмевает многие храмы. Он очень древний, одиннадцатого века, и существует до сих пор. Конечно, пока еще там службы нет, но Бог даст, и будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Событие, которое мы сегодня празднуем, произошло более тысячи лет тому назад на краю Царьграда во Влахернском храме. Там шла всенощная и, конечно, ночью, а не вечером, как теперь. (Потом служилась литургия - после всенощной, ночью). Но вот, за всенощной произошло следующее. Среди народа стоял Христа ради юродивый Андрей и около него - отрок Епифаний, его ученик. Они, вдруг почувствовав посреди всенощной что-то, повернулись назад и увидели, что через западные врата (их называли Царскими т.к. царь входил через них (входит... Сама Божия Матерь!.. Поддерживает Её с одной стороны пророк и Предтеча Креститель Иоанн, а с другой - Иоанн Богослов, который был Ей усыновлён Христом прямо со креста. Вокруг были и другие - и пророки, и святые... Поклонившись, Божия Матерь, поддерживаемая двумя великими Иоаннами, медленно проследовала на середину храма, остановилась, стала перед амвоном, опустилась на колени и молилась. Потом поднялась, прошла дальше, стала на амвон, на солею, перед самым алтарём остановилась и опять стала молиться и ... плакать! Молилась в слезах! Потом обернулась к народу и простёрла над ним свой мофорий - то, чем покрывала главу - покров. (Мы называем это у архиереев омофором). Покров Божией Матерью был простёрт над молившимся народом, и не только над тем, который в это время молился во Влахернском храме, а над всем верующим народом, над всеми людьми, братья и сёстры, и так он и остался над всеми нами до сих пор! До сих пор Божия Матерь молится о нас обо всех и плачет, простёрши над всеми нами свой Покров... Не у нас это было, а в Константинополе - Царьграде. Только там, как и в других поместных православных Церквах, этот праздник не празднуется... А у нас он празднуется и, притом, как великий праздник! Братья и сёстры! Кто сподобился этого явления? Кто увидел входящую в храм Божию Матерь и Её моление о нас? - Блаженный, Христа ради юродивый Андрей.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/585...

Закрыть itemscope itemtype="" > Покров: богословская тайна и исторический парадокс 13.10.2023 4507 Время на чтение 7 минут Что за чудная метафора - Покров Пресвятой Богородицы! По привычке к названию праздника мы редко проникаем в первоначальное содержание этого образа. Однако, сама мысль о распростертом над миром как бы невидимом покрывале, завесе, пелене представляет собой нечто необычайное и исключительное. Это дополнение к Божественному, Отеческому смотрению. Ибо с Промыслом Божиим больше ассоциируется исполнение общих величественных " судеб " , судов Божиих о мире и человеке; Богоматеринский же покров выступает как начало вселенской защиты и милосердия. Мать Христа Бога склоняется над миром, как над Своим детищем, и закрывает, повивает его, укутывает от зла и угроз. Образ всепроникающего Покрова - это антитеза " сетям диавола " . Помните, в житии Антония Великого явившийся Христос дарует тому на мгновение способность видеть все путы бесовские, расставленные против человечества? Их оказалось так много, что преподобный не удержался и воскликнул: " Господи, кто же спасется от них? " И вот, в ободрение и поддержку для верных космос церковный пронизывает иная и более могущественная структура светозарного Покрова. Знамение Божией Матери во Влахернской церкви эсхатологично. По пророчествам, Покров является знамением и чудом последних времен. Значение этой тайны откроется тогда, когда зло одержит на земле уже как будто полную и безоговорочную победу. Что это будет за откровение, нам неизвестно теперь. Вообще, во всем, что касается жизни Божией Матери и участия Ее в судьбах творения, много таинственного. Вероятно, из-за этого в истории зародилось множество легенд и апокрифов, зачастую крайне сомнительных, таких как пресловутый " Сон Богородицы " , фантазии о Софии или виргиналистские видения неопределенного происхождения в разных странах. Но в имени Девы Марии человеческая душа предчувствует некую недосказанность; в богословском отношении учение о Матери Христа, даже в сравнении с догматами о Непостижимом Божестве, является менее проясненным - об этом мы уже упоминали, размышляя о Благовещении .

http://ruskline.ru/analitika/2005/10/18/...

Покровские храмы Руси Покров Пресвятой Богородицы — один из самых любимых нашим народом праздников. Нам трудно даже себе это представить, но праздника Покрова Пресвятой Богородицы нет в календарях других православных церквей. Его можно считать чисто русским. Но зародился он не в России. 13 октября, 2009 Покров Пресвятой Богородицы — один из самых любимых нашим народом праздников. Нам трудно даже себе это представить, но праздника Покрова Пресвятой Богородицы нет в календарях других православных церквей. Его можно считать чисто русским. Но зародился он не в России. Источник: Фрагмент передачи «Православная энциклопедия» Покров Пресвятой Богородицы — один из самых любимых нашим народом праздников. Нам трудно даже себе это представить, но праздника Покрова Пресвятой Богородицы нет в календарях других православных церквей. Его можно считать чисто русским. Но зародился он не в России. История праздника В современном Константинополе уже почти ничто не напоминает о событиях тысячелетней давности, связанных с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Как записано в древнем Патерике, эта история произошла в конце IX в., во время царствования императора Льва Мудрого, или Философа. Стамбул В храме во Влахернах, на окраине Константинополя, хранилась в драгоценном ковчеге риза Богоматери. Как говорит Церковное Предание, в этом храме молился и блаженный Андрей, родом славянин, бывший рабом у одного из византийских вельмож. Однажды юродивый Андрей и его друг Епифаний несколько часов молились рядом. И вдруг блаженный Андрей увидел Пресвятую Богородицу. Она шла от западных дверей храма в сопровождении святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. И Андрей, и Епифаний видели, как Богоматерь преклонила колена и молилась, проливая обильные слезы. Потом вошла в алтарь, снова молилась и, сняв с Себя покрывающий Ее голову омофор (большое головное покрывало), распростерла его над коленопреклоненным перед Ней народом. Житие блаженного Андрея не говорит, когда произошло это чудо. Позднейшее предание связывает его с походом на Византию русских князей. Тогда Покров Богородицы защитил Константинополь от нападения дружины славян. Их корабли развернулись, и город был спасен. В походе этом участвовал тот самый «вещий» Олег, который прибил «щит на врата Цареграда», и возвратился в родной Киев. До крещения Руси оставалось не больше века.

http://pravmir.ru/pokrovskie-xramy-rusi/

Закрыть itemscope itemtype="" > Покров и юродство 13.11.2019 825 Время на чтение 11 минут Юродивым, нагим и оплеванным, осмеянным и поношаемым, над кем последовательно и изощренно издевались, Пречистая являла Свой Покров. История первая. Константинопольская Так было с Андреем, Христа ради юродивым, который сподобился во Влахернском храме Константинополя (также: Царьград, ныне – Стамбул) узреть плачущую Владычицу, Которая, сняв с главы Своей подобно молниям блиставшее покрывало, распростерла его над молящимися. И стал Ее омофор столь огромным, что стены храма раздвинулись, купол исчез, и под Ее покровом оказался весь православный мир. Это событие и запечатлено в иконографии всеми нами столь любимого образа «Покров Пресвятой Богородицы». Именно юродивый стал в прямом смысле автором этой иконы. Потому что именно таких перво- и тайнозрителей собственно «предмета» священных изображений и принято отцами VII Вселенского Собора именовать истинными иконописцами. Поправший себя по любви к Распятому и по смирению очищенный Духом Святым, он первым увидел то, что другие потом только отрисуют. Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый Представляете, сам человек в воззрениях современников грязен и убог, а по его внутренней чистоте в мир является красота Пречистой, Которая будет охранять верующих до скончания века. Владеющие же кистью и мастерством последовательного наложения красок будут всего лишь из века в век воспроизводить откровение, полученное юродивым. Таковых отцы VII Вселенского Собора отнесут к ремесленникам, иконникам, как их называли потом у нас на Руси. А босой, нагой и грязный Андрей без мольберта, красок и кистей, по роду – славянин, по подвигу – юродивый, по духу – Христов, «по гражданству» или, скорее, по географии бомжевания – константинополец. По призванию – истинный иконописец! С иконой разобрались. Но откуда у нас взялся праздник Покров? Опять же из Константинополя! Дело в том, что наши предки славяне повадились было грабить приграничные территории Византийской империи – они не просто разоряли города и села, храмы и монастыри, но уничтожали всех и каждого. Не надо питать гуманистических иллюзий насчет того, что до Крещения кто-то из этих вояк-прародителей проявлял чудеса великодушия, совершая мирные туристические вояжи в целях ознакомления с достопримечательностями соседей. После всех этих «политкорректных фраз вместо антиславянских пассажей» и цветут размышления либерального толка: «зачем же Русь приняла Христа?» А в летописных хрониках того времени наших предков прямо называли «злоубийственным народом». И ни один подлинно уверовавший человек – это же применимо и ко всему народу – никогда не отречется признать: чем он был без Христа! В этом тоже есть подвиг исповедания Спасителя. А все эти подхалимские гримирования «собственных мертвецов» подобны сохранению мумии в Мавзолее: если у тебя «живее всех живых» предки дохристианского или богоборчески-коммунистического периода, зачем тебе Христос?

http://ruskline.ru/opp/2019/11/13/pokrov...

Покров Пресвятой Богородицы: что поется в этот день в храме Текст службы Покрова Пресвятой Богородицы. Для большего осмысления того, что поется в храме на службе, хорошо заранее ознакомиться с текстом богослужения. Многие берут текст службы с собой в храм, чтобы было удобнее следить за песнопениями праздника. 13 октября, 2006 Текст службы Покрова Пресвятой Богородицы. Для большего осмысления того, что поется в храме на службе, хорошо заранее ознакомиться с текстом богослужения. Многие берут текст службы с собой в храм, чтобы было удобнее следить за песнопениями праздника. Текст службы  Покрова Пресвятой Богородицы . Для большего осмысления того, что поется в храме на службе, хорошо заранее ознакомиться с текстом богослужения. Многие берут текст службы с собой в храм, чтобы было удобнее следить за песнопениями праздника. На Велицей вечерни, Блажен муж: антифон 1. Стихиры на 8, глас 1. Подобен: О дивное чудо! О великое заступление печальным еси, Богородице Чистая, скорая помощнице, спасение мира и утверждение, милости пучина, Божия мудрости источниче, миру покров, воспоем, вернии, светлый омофор Ея хваляще неизреченно: обрадованная радуйся, с Тобою Господь, подаяй миру Тобою велию милость. [Дважды.] Дивный прорече Исаиа: будет бо, рече, в последняя дни яве гора Господня, и дом Господень верху горы, увидехом же, Владычице, о Тебе истинное сбытие, горы бо и холми украсишася многоименитыми церквами Твоих праздников. Тем весело вопием Ти: обрадованная радуйся, с Тобою Господь, подаяй миру Тобою велию милость. О чудное украшение всем верным еси! Пророческое истинное сбытие, апостолом слава, и мучеником удобрение: девству похвала, и всему миру предивный покров: покрый, Владычице, омофором милости Твоея императора и вся люди, вопиющия: обрадованная радуйся, с Тобою Господь, подаяй миру Тобою велию милость. Ины стихиры, глас 4: Подобен: Яко добля: Яко богонасажденный рай, и место животнаго древа, напаяемо Духом Святым, Тебе, Богородице, сведуще, Творца всех рождшую, животным хлебом верныя питающа. Емуже о нас со Предтечею молися, честным омофором покрывающи императора и люди от всякия напасти. [Дважды.]

http://pravmir.ru/pokrov-presvyatoj-bogo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010