Однако на рубеже XIX b. монастырь стал восстанавливаться. В 1799 году была устроена каменная мужская богадельня на 12 человек, восстановлена разрушенная ограда и сооружена каменная одноглавая церковь во имя Всех Святых с двумя приделами: в память обновления храма Воскресения Христова и Тихвинской Божией Матери. В 1810 году построена при монастыре женская каменная богадельня на Семеновской улице. В 1806 году была заложена и в 1814 году построена на средства благотворителей двухэтажная каменная крестообразная одноглавая церковь Покрова Божией Матери. В ее верхнем ярусе были установлены три престола: главный – в честь Покрова Божией Матери, южный – святых апостолов Петра и Павла и северный – святителя Николая. В нижнем ярусе также были установлены три престола: главный – во имя святителя Ионы и по сторонам – преподобных Илариона Великого и Нила Столобенского. Во время нашествия французов в 1812 году здания и сооружения монастыря сильно пострадали. Однако уже к 1815 году храмы были почти полностью восстановлены. В 30е годы была сооружена новая монастырская ограда, двухэтажные настоятельский и братский корпусы, к трапезному корпусу пристроены 14 келий, у восточных ворот – конный двор с конюшней, сараями, кладовыми, помещениями для рабочих и пять братских келий. Была начата перестройка церкви во имя Всех Святых. После завершения строительства церковь приобрела вид просторного пятикупольного храма с тремя престолами: главный – в честь Воскресения Христова, северный – Тихвинской Божией Матери и южный – святой мученицы Александры. В 1926 году Покровский монастырь был закрыт, и здесь на долгие десятилетия прервалась монашеская и богослужебная жизнь. Здания заняли организации, на бывшей территории кладбища находилась танцплощадка. Первые попытки возродить монастырь относятся к концу 70х – началу 80х годов, когда Московская Патриархия получила разрешение на проведение восстановительных работ и открытие в Москве мужского монастыря. Однако первым в Москве был открыт Даниловский мужской монастырь. К моменту открытия Покровского монастыря у Покровской заставы в Москве действовали четыре мужских и три женских монастыря, и Святейший Патриах Алексий II благословил возобновить здесь женский монастырь.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». В 1995 году монастырь возвращен Русской Православной Церкви. Обитель возобновилась как женская. За прошедшие годы монастырю были возвращены все здания и часть территории. Храм Покрова Пресвятой Богородицы . По описи 1763 года, храм Покрова Божией Матери был каменным, одноглавым, с приделом св. Иоанна Дамаскина. В 1806 году храм Покрова Божией Матери был разобран. Двухэтажная каменная, крестообразная одноглавая церковь Покрова Божией Матери, заложенная 1806-м, совершена в 1810 году иждивением доброхотных дателей и старанием строителя Ионы. Здесь престолы: вверху Покрова Божией Матери, на правой стороне св. Апостолов Петра и Павла, на левой Святителя Николая, внизу Святителя Ионы, по сторонам приделы во имя преподобных Илариона Великого и Нила Столобенского. Таким образом, церкви этой обители вмещают в себе, по чину девяти чинов ангельских, девять престолов. В верхней Покровской церкви возобновленный и украшенный Ионою престол освящен был в 1825 году Московским архиепископом Филаретом. В 1929 году вышло постановление о закрытии монастыря. После 66 лет разрухи и запустения в 1995 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II здесь возобновлен Покровский ставропигиальный женский монастырь. 4 апреля 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение 1-го этажа храма Покрова Божией Матери и крестов Воскресенского и Покровского храмов. 22 ноября 1999 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы. Храм Воскресения Словущего. По описи 1763 года, соборная каменная, пятиглавая, во имя Всех Святых (ныне Воскресения Словущего), об одном престоле, с папертью и двумя палатками. Кровля ея покрыта была тесом, а главы крашеною жестью. В четырехпоясном ея алтарном иконостасе образа украшены были серебряными венцами и ризами, а некоторые жемчугом и драгоценными каменьями. В 1792 году храм Всех Святых был разобран.

http://sobory.ru/article/?object=03548

В ризнице Н. Ч. м. хранились 5 Евангелий, напечатанных при царе Михаиле Феодоровиче. В 1918 г. Н. Ч. м. был закрыт. С февр. 1918 по янв. 1920 г. все постройки и имущество мон-ря находились в ведении Николаевского уездного земельного отдела. В Никольском храме устроили зернохранилище. Постановлением Пугачёвского уездного исполкома от 11 февр. 1920 г. здания Н. Ч. м. были переданы в распоряжение уездного отдела народного образования, в Никольской ц. размещен клуб. Трудоспособные монахини были мобилизованы на различные работы, часть сестер трудилась на молочной ферме. Монастырский фруктовый сад перешел в ведение райсобеса. В 1922 г. были муниципализированы помещения подворья в Самаре. В 1929 г. разобрали Покровский храм, из кирпича выстроили силосную башню для хранения зерна. С 1930 г. на территории Н. Ч. м. располагалась колхозная бригада. В одном из бывш. монастырских зданий был основан опорный пункт «Международная объединенная помощь революции». По первым буквам этих слов колхозное поселение получило название МОПР. В 2008 г. Саратовская областная дума приняла решение о переименовании пос. МОПР в пос. Монастырский. В 1997 г. прихожане Воскресенского храма г. Пугачёва начали восстановление Никольской ц. пос. МОПР. 26 нояб. 1998 г. Мин-вом юстиции Саратовской обл. был зарегистрирован приход. При храме, на территории бывш. мон-ря, образовалось сестричество. По благословению патриарха и Синода 28 дек. 2000 г. при Никольском храме был учрежден женский мон-рь, настоятельницей определена по представлению архиеп. Саратовского и Вольского Александра (Тимофеева) монахиня Севастиана (Власова; впосл. игумения). Восстановлены 2-этажный кирпичный келейный корпус (нач. XX в.), трапезная (нач. XX в.), ограда, построена баня. 20 сент. 2008 г. еп. Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин) в сослужении игуменов Евфимия (Митрюкова) и Амвросия (Волкова) и др. совершил чин освящения Никольской ц. и первую Божественную литургию в ней. 17 апр. 2010 г. еп. Лонгин передал в храм частицу мощей прп. Сергия Радонежского. 22 нояб. 2014 г. еп. Покровский и Николаевский Пахомий (Брусков) совершил великое освящение небольшого храма-часовни в честь Покрова Пресв. Богородицы (2013-2014). 28 окт. 2016 г. наместник московского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери ставропигиального мужского монастыря еп. Егорьевский Тихон (Шевкунов) передал в дар обители ковчег с частицей мощей свт. Николая Чудотворца. В мон-ре проживает ок. 15 насельниц.

http://pravenc.ru/text/2566164.html

В этот период преподобному Сергию было 15 лет, а Ростов Великий переживал тяжесть Туралыкова нашествия, непосильные дали ордынскому хану и голод из-за неурожайных лет,? преподобный Кирилл решил покинуть родной город, переехав а землю Радонежскую (около 1328 года). Тогда это был почти незаселенный край, поросший девственными лесами. Отрок Варфоломей, всем сердцем желая полностью посвятить свою жизнь служению Богу, тем не менее с любовью покорился воле своих родителей, оставаясь с ними, чтобы упокоить их старость. До времени он оставил неисполненным свое горячее желание, сохраняя повиновение родителям, и, конечно, впоследствие наследовал их благословение, которым он так дорожил. Дух иночества сообщился от сына к родителям: при конце своей жизни Кирилл и Мария пожелали и сами воспринять ангельский образ по благочестивому обычаю древности: русские люди всех сословий старческие свои годы часто проводили в монастыре, чтобы приготовиться к вечной жизни. И вот Кирилл и Мария вступают в Покровский Хотьков монастырь, затем там же принимают великую схиму, но недолго им пришлось потрудились в своем новом звании: около 1337 года они с миром отошли ко Господу. Дети почтили их слезами сыновней любви и похоронили под сенью Покровской обители, которая с того времени стала усыпальницей рода Сергиева. В течение сорока дней Варфоломей оставался здесь, молясь об упокоении своих родителей и совершая дела милосердия в их память. После этого, раздав бедным остатки небогатого имущества почивших, оставив все мирские дела, в духовной радости отправился вместе со Стефаном на пустынное жительство в самую глушь Радонежских лесов - на гору Маковец. Через некоторое время Варфоломей принял постриг с именем Сергий (7 октября 1342 года), а вскоре на этом месте была образована обитель Святой Троицы, выросшая впоследствии в знаменитую Троице-Сергиеву Лавру, где ныне и покоятся святые мощи Преподобного. По установившемуся обычаю, благочестивые паломники, идущие к преподобному Сергию, сначала заходят в Хотьков монастырь поклониться его родителям.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Сначала построенный монастырь был причислен к Московской епархии. С 1680 по 1731 годы он был приписан к Заиконоспасскому монастырю. В 1744 году монастырь был причислен ко Крутицкой епархии. И в 1751 году в нем была размещена переместившаяся сюда из Вяземского Предтечевского монастыря семинария, которая дала этому божедомскому монастырю характер училищного. Затем монастырь был снова приписан к Московской епархии, а семинария в 1776 году была распущена. Согласно описи 1763 года в состав монастыря входили следующие здания и сооружения: соборная каменная пятиглавая церковь во имя Всех Святых с одним престолом; каменная одноглавая церковь Покрова Божией Матери с приделом во имя святого Иоанна Дамаскина (была первоначально построена в 1638 году при патриархе Иоасафе); каменная шатровая колокольня с восемью колоколами и немецкими часами с боем; деревянные одноэтажные настоятельские кельи; каменные и деревянные одноэтажные братские кельи; двухэтажное каменное здание с кухней и погребом. Вначале в нем размещалась семинария, а затем трапезная и другие службы. В то время монастырю принадлежали и четыре часовни, находившиеся вне его территории: подмонастырская с каменной палаткой; в Китай-городе у Москворецких ворот; на Таганке, на расстоянии немногим более километра от монастыря, деревянная; на Первой Мещанской улице, каменная с кельей для часовника. Она с давних пор принадлежала монастырю и именовалась Покровской. В ней было семь старинных икон с надписанием тропарей: Распятие с предстоящими, Спаситель и Божия Матерь, Покров Божией Матери, Святители Николай и Филипп, Коронование Богоматери и Святая Троица. В ней останавливались богомольцы по пути следования в Троице-Сергиеву Лавру, призывая на помощь Божию Матерь, осеняющую верующих своим Покровом. С 1763 года в монастыре были учреждены духовные штаты, и им стал управлять игумен Варлаам. Хозяйство монастыря было небольшое, и доходов было недостаточно для того, чтобы поддерживать в нормальном состоянии здания храмов и другие постройки. Поэтому в 1783 году в результате обветшания ограду монастыря, а затем и обе церкви пришлось разобрать.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В качестве подарка египетская делегация преподнесла митрополиту Дионисию образ Святого семейства, которое, как известно, провело в пределах Египта около трех лет, спасаясь от преследований Ирода. Из них около шести месяцев Богомладенец, Пресвятая Дева и праведный Иосиф пребывали в пещере в Аль-Мухарраке, где впоследствии была возведена обитель, настоятелем которой является епископ Вукол. В дар братии Новоспасского монастыря также были переданы иконы преподобного Макария Великого и других египетских святых. Гости посетили Покровский ставропигиальный женский монастырь, который стал местом их размещения в ходе пребывания в Москве. Делегация поклонилась честным мощам блаженной Матроны Московской, которая в последние годы стала известна и почитаема в Древних Восточных Церквах, ознакомились с деятельностью приюта для девочек и хозяйством монастыря. Епископ Вукол и сопровождавшие его лица были радушно приняты настоятельницей обители игуменией Феофанией (Мискиной) и сестрами. В этот же день коптская делегация посетила Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Москвы. Наместник обители иеромонах Иоанн (Лудищев) рассказал гостям об истории и современной жизни монастыря, а также показал пребывающие там великие святыни, среди которых — частица мощей преподобной Марии Египетской. Братское общение продолжилось за совместной трапезой, после которой египетская делегация посетила здание Сретенской духовной академии. 25 августа гости из Египта побывали в Марфо-Мариинской обители милосердия, где были тепло приняты игуменией Елисаветой (Поздняковой) и сестрами, поклонились находящимся в ее соборном храме святыням и ознакомились с социальными проектами обители. Гости также посетили соборы Московского Кремля, Красную площадь, кафедральный соборный Храм Христа Спасителя, Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь, встретились с группой обучающихся в московских вузах студентов — представителей коптской общины Египта. Вечером того же дня делегация побывала в Донском ставропигиальном мужском монастыре, где представителей Патриарха Тавадроса II принимал наместник обители, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви митрополит Каширский Феогност. Владыка сердечно приветствовал делегацию из Египта, отметив важность продолжения подобных визитов для более подробного взаимного знакомства с историей, современной жизнью и богатым духовным опытом коптской и русской монашеских традиций.

http://radonezh.ru/2021/08/26/delegaciya...

Однако термин «монастырь» мог обозначать не только монашескую общину с кельями и храмом, но и церковный двор. Такое толкование встречается в словаре В. И. Даля («...кладбище, церковный двор, погост, церковная земля со строением, домами попа и причта»//Толковый словарь. СПб.; М., 1881. Т. 2: И-О. С. 351), а также в Словаре русского языка XI-XVII вв. («монастырский или церковный двор»//Словарь рус. языка XI-XVII вв. М., 1982. Вып. 9. С. 259). Возможно, таковым и являлся «Лыщиков монастырь», отмеченный в духовной грамоте вел. кн. Иоанна III, поскольку он упомянут, во-первых, без указания посвящения, во-вторых, среди не церковных объектов, а сел и дворов, купленных у Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя монастыря , а также передавался как собственность. Т. о., применительно к эпохе вел. кн. Иоанна III уверенно можно говорить только об одном Покровском монастыре в Москве - «в садех», встречающемся в летописи под 1479 г. Эта обитель позднее пришла в запустение, а монастырский храм стал приходским ( Выголов. 1988. С. 67). В книгах Патриарших приказов 20-х гг. XVII в. отмечена ц. Покрова за Яузой («пуста») (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 2. Л. 260; Д. 4. Л. 26; Мат-лы для истории. 1884. Т. 1. Стб. 820), в «Строельной книге» 1657 г.- «церковь деревянная Покрова… Богородицы, что слывет на Лыщикове, а у той церкви попа нет, стоит без пения» (Мат-лы для истории. 1891. Т. 2. Стб. 220). Это позволяет предположить, что с 70-х XVI в. по 20-е гг. XVII в. «на Лыщикове монастыре», упомянутом в духовных грамотах великих князей Иоанна III и Иоанна IV, была устроена приходская Покровская ц., получившая к названию добавление «на Лыщикове горе». М. П. м. в XVII - нач. XX в. Территорию, на которой расположен мон-рь, занимали «убогие домы» (скудельницы), предназначенные для погребения странников или нищих, как правило умерших внезапно без покаяния. В краеведческой и справочной лит-ре сер. XIX - нач. XX в. фиксировалось предание о том, что туда в 1606 г. первоначально доставили труп Лжедмитрия I ( Снегирёв. 1863. С. 2. Примеч. 1, 3; Православные рус. обители. СПб., 1910. С. 286-287). В частности, в «Беровой летописи» встречается указание на перевоз тела «в Божий дом, за Серпуховские ворота» незадолго до того, как его сожгли и пепел развеяли по воздуху (Сказания современников о Димитрии самозванце. М., 1837. Ч. 1. С. 100-101). Однако в окрестностях Москвы было неск. «убогих домов», и неизвестно, в какой именно из них был доставлен труп самозванца.

http://pravenc.ru/text/2564208.html

21.30. Всенощное бдение. 00.00. Исповедь. Часы. Литургия. Храм Спаса Нерукотворного Образа в Гирееве (Перове), просп. Федеративный, 17. 23.30. Всенощное бдение с акафистом, исповедь, часы, литургия, водосвятный молебен Зачатьевский монастырь, 2-й Зачатьевский пер., 2 19.30. Новогодний молебен 00.00. Божественная Литургия (ночная) Храм Илии Пророка в Китай-городе, Ул. Ильинка, 3/8, стр. 2. 23:15. Полунощница 00:00. Утреня (полиелей), Часы. 02:00. Литургия Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках, ул. Сретенка, 3/27 Молебен на Новолетие. 17-00 Храм святителя Филиппа в Мещанской слободе, ул. Гиляровского, д. 35 16.00. Вечерня. Новогодний молебен. Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе, 2-й Крестовский пер., 17. 17.00. Вечерня, утреня,Новогодний молебен Храм Богоявления бывшего Богоявленского монастыря, Богоявленский пр., 2/6, стр. 4 19.00. Новогодний молебен Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы, ул. Таганская, д. 58 16.45. Вседневная, Новогодний молебен. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, Новоясеневский пр-т, 42 17:00. Всенощное бдение. Праздничный новогодний молебен (по окончании). 00-00 Литургия Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке, 1-й Тружеников переулок, 8. 18.00. Молебен на Новый год 23.30. Исповедь Храм Живоначальной Троицы в Хохлах, Хохловский пер., дом 12 24.00. Вечерня. Утреня. Божественная Литургия. Храм святой блаженной Матроны Московской в Дмитровском, ул.Софьи Ковалевской, вл.14а 19:00. Новогодний молебен. Патриаршее подворье Свято-Успенского Старицкого монастыря, храм Свт. Иова Патриарха Московского и всея Руси, Можайское шоссе вл. 54. 18.00. Молебен перед началом Нового года. Храм Казанской Песчанской иконы Божией Матери в Измайлово, 9-я Парковая, д. 4а. 17.00. Новогодний молебен. 1 января — 11-00 новогодний молебен Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, Крапивенский пер., 4, стр. 2. 15:00. Новогодний молебен. 23:00. Исповедь. 00:00. Часы, Литургия. Храм Иоанна Воина на Якиманке, ул.Б.Якиманка, д.46.

http://pravmir.ru/gde-pomolitsya-v-novog...

В 1992 году постановлением правительства Москвы комплекс Марфо-Мариинской обители был передан Московской патриархии. Однако главный Покровский храм был возвращён Центром имени И. Э. Грабаря лишь в конце 2006 года, поскольку выезжать ему было некуда. В настоящее время в обители работает приют для девочек-сирот, благотворительная столовая и патронажная служба. Сёстры работают в военных госпиталях, НИИ скорой помощи имени Склифосовского. В 2010 году на территории Марфо-Мариинской обители открыт медицинский центр «Милосердие», специализирующийся на реабилитации детей-инвалидов с диагнозом ДЦП. В октябре 2011 года открылась детская паллиативная выездная служба, осуществляющая обучение родителей уходу за неизлечимо больными детьми, а также медицинское наблюдение. Марфо-Мариинская обитель имеет около двадцати отделений, работающих по её уставу, в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке, на европейской части России, в Белоруссии и на Украине. 29 сентября 2010 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл поручил епископу Орехово-Зуевскому Пантелеимону (Шатову) совершать богослужения в Марфо-Мариинской обители, наблюдать за духовной жизнью сестер, принимать участие в решении текущих дел обители. 30 мая 2014 года решением Священного синода Русской православной церкви Марфо-Мариинская обитель милосердия преобразована в ставропигиальный женский монастырь с сохранением особого уклада жизни, восходящего к основательнице обители преподобномученице Елизавете. При этом было определено, что в вопросах социального служения и дел милосердия обитель подчиняется Патриарху Московскому и всея Руси через Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, а в вопросах монашеской жизни — через Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Социальное служение [ править править код ] Сегодня в обители действуют: Пожертвовать на помощь подопечным Обители – детям с неизлечимыми заболеваниями и людям в тяжелой жизненной ситуации можно по ссылке (доступна функция подписки на регулярную помощь).

http://azbyka.ru/palomnik/Марфо-Мариинск...

Вечером 2 марта Святейший Патриарх Кирилл посетил Покровский ставропигиальный женский монастырь Москвы. В Покровском храме обители Предстоятель Русской Церкви поклонился мощам святой блаженной Матроны Московской, после чего в храме Воскресения словущего совершил полиелейную утреню. По окончании богослужения Святейшего Патриарха приветствовала настоятельница Покровского монастыря игумения Феофания. Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с первосвятительским словом, посвященным подвигу священномученика Ермогена. «Очень важно, чтобы народ наш никогда не забывал героев и святых, которые спасли Русь, — сказал, в частности, Святейший владыка. — Святитель Ермоген — и святой, и национальный герой, память о котором была незаслуженно утрачена. И долг нашего поколения — напомнить всем, кто любит Родину, кому небезразлично ее будущее, кто сознает себя человеком православным, даже тем, кто таковым себя не сознает, о великом жертвенном служении Отечеству, Церкви и народу своему, которое понес священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, чью память мы ныне благоговейно празднуем», — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. 3 марта, в день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию Иоанна Златоуста, после которой совершил славление у раки с мощами святителя Ермогена. Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с первосвятительским словом, посвященным духовному подвигу священномученика Ермогена. 3 марта, в день празднования 400-летия преставления священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию закладки памятника святителю Ермогену в Александровском саду у стен Московского Кремля. На месте, где будет установлен монумент, Святейший Патриарх вознес молитвы о благополучном начале сооружения памятника и совершил освящение закладного камня, надпись на котором гласит: «Сей камень заложен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в основание памятника священномученику Ермогену, Патриарху Московскому и всея Руси, в год 400-летия его мученической кончины. 3 марта 2012 года». Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам церемонии с первосвятительским словом о смысле и значении подвига святителя Ермогена. «Не было бы сегодня России, если бы не было незаслуженно забытого подвига Патриарха Ермогена. Он стоит в одном ряду с теми историческими личностями, от которых зависела сама судьба нашей Родины: с Александром Невским, Дмитрием Донским, Михаилом Кутузовым, Георгием Жуковым, великими и славными мужами, которые действительно вписаны в историю как спасители нашего Отечества», — отметил Предстоятель Русской Церкви. Святейший Патриарх также сообщил о начале конкурса на лучший проект памятника Патриарху Ермогену.

http://e-vestnik.ru/church/sluzheniya_pa...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010