В Греции праздник Покрова не получил повсеместного распространения. Это можно объяснить смутами, волновавшими в то время императорский и патриарший престолы. В греческих святцах праздник Покрова даже не упоминается. Но русская душа, чтущая Богоматерь, была умилена и поражена этим событием, в котором так ярко выразилось молитвенное предстательство Владычицы Небесной за людей. В одном древнем славянском Прологе какой-то князь или епископ пишет: «Егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего бысть без празднества... Восхотех, да не без праздника останется св. Покров Твой, Преблагая»! Установление праздника в России доказывается и словами церковной песни на праздник Покрова, в которой указывается как на обстоятельства видения во Влахернском храме, так и на почитание этого события русскими: «Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы, и со священно-мученики, и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшия». В конце XIV века был в Царьграде русский дьяк Александр, который видел во Влахернской церкви икону Пресвятой Богородицы, «Юж виде святый Андрей на воздусе, за мир молящуюся». В России как праздник Покрова Богоматери, так и икона Покрова — трогательный символ неустанного предстательства Владычицы за род людской — пришлись особенно по сердцу. Праздник Покрова, не будучи двунадесятым, чествуется в народном быту не менее двунадесятых. Есть целый уездный город Владимирской губернии — Покров. В одной Москве есть Покровский монастырь, Покровская община сестер милосердия, Покровский собор, называемый обыкновенно храмом Василия Блаженного. Собор этот заложен царем Иоанном Васильевичем Грозным после возвращения из казанского похода в память взятия Казани, так как в праздник Покрова произошел приступ и русские овладели городом. Икона Покрова изображает обыкновенно амвон Влахернского храма, с которого дьякон, протягивая руку с орарем, произносит ектению. Около амвона молящийся народ, а среди него блаженный Андрей в рубище указывает Епифанию на стоящую в облаках Владычицу, окруженную святыми и ангелами. Она держит на широко распростертых руках Свой омофор. Такое изображение иконы Покрова можно видеть, например, на плафоне купола церкви Санкт-Петербургского Педагогического института.

http://sedmitza.ru/lib/text/440308/

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с.Покровское Рузского района является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Кирилл Аминов, 3 апреля 2015 г. Существовавшая ранее церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском, на речке Озерне. Село Покровское в 1678 г. находилось Звенигородского уезда Тростенского стана в Вотчине стольника Сергея Аврамовича Лопухина. «В селе двор вотчинников, двор задворного человека, 2 двора крестьянских и 15 дворов бобыльских, а всего в них 63 человека». С. А. Лопухин построил в селе Покровском церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и по указу святейшего патриарха 17 марта 1677 г. она обложена данью, о чем записано в приходной окладной книге Патриаршего Казенного Приказа. По записным книгам патриаршего ризничего о выданных антиминсах за 1696 г. значится: «января 31 дня по грамоте дан антиминс на новый престол в Звенигородском уезде, в вотчину Сергея Аврамовича Лопухина ко освящению церкви Покрова Пресвятой Богородицы; а взял тот антиминс церкви Живоначальной Троицы, что на Хохловке, священник Иоанн Федоров и росписался». По какому случаю было освящение – была ли она исправлена по ветхости или вновь построена - неизвестно. Вотчина С. А. Лопухина – село Покровское перешло во владение к его вдове. В переписной книге за 1705 г. написано: «за вдовою Марьею Сергеевою, женою Аврамова сына Лопухина, село Покровское на речке Озерне; а в селе церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы… в том селе двор вотчинницы, двор скотный, 22 двора крестьянских, всего в них 110 человек». В 1715 г. при церкви находился поп Прокофий Еремеев. Селом Покровским владел в 1715 – 62 гг. Владимир Петрович Шереметев. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 2, Звенигородская десятина. Москва. Типография Л. Ф. Снегирева, 1881 г . Село Покровское на реке Озерне известно с начала XVII века. В 1678 году оно было вотчиной боярина Сергея Абрамовича Лопухина, который в 1677 году построил деревянную церковь Покрова. В 1705 году селом управляла его вдова Марья, с 1715 по 1762 годы Покровским владел Владимир Петрович Шереметев. Нынешняя церковь, в честь «победы русского оружия в войне 1812 года», строилась с 1814 года и освящена в 1818 году.

http://sobory.ru/article/?object=00384

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с.Алексино Рузского района - объект культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Источник: " Подмосковье. Монастыри Храмы Источники " . М., УКИНО " Духовное преображение " , 2008 г. Кирилл Аминов, 20 марта 2015 г. О существовавшей церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Алексине. В начале XVII ст. село Алексино Звенигородского уезда - дворцовое; в 1627 г. оно принадлежало Киприяну, митрополиту Сарскому и Подонскому, и того же года 15 октября выдана жалованная грамота на их вотчину в Звенигородском уезде на дворцовое село Олексино и на церковное место Покрова Пресвятой Богородицы, а в нем пашни паханые церковные 2 дес., сена церковного 25 копен, да к селу пустоши, что были деревни Дровачи и Мордино. Когда и по какому случаю была уничтожена церковь в Алексине – неизвестно. В 1653 г. на то же село Алексино выдана жалованная грамота Серапиону, митрополиту Сарскому и Подонскому. В селе Алексине построена была вновь церковь Покрова Пресвятой Богородицы, но когда именно – неизвестно. Первое сведение о Покровской церкви, как «жилой», встречается запись в приходной окладной книге Патриаршего Казенного Приказа за 1676 г. под Звенигородскою десятиною: «в 1676 г. марта в 3 день по указу святейшего патриарха, за пометою на выписке дьяка Перфилья Семеникова, прибыла вновь и обложена данью по поповой челобитной и сказке церковь Покрова Богородицы, в вотчине митрополита Сарского и Подонского в селе Алексине, а на тою церковь положено дани… 30 алтын, 5 денег, заезда гривна. А прежде всего та церковь была в епархии митрополита и для того данью была не обложена и впредь писать. Платил дань поп Василий». Покровская церковь в приходных книгах того же Казенного Приказа писалась под Звенигородскою десятиною с 1676 по 1740 гг.: «церковь Покрова Пресвятой Богородицы в вотчине Крутицкого митрополита, в селе Алексине, дани 30 алтын, 5 денег, заезда гривна»… В 1678 г. «село Алексино, на Колодезе» с митрополичьим домом, 11 дворами крестьянскими находилось Звенигородского уезда Угожского стана и принадлежало преосвящ. Варсонофию, Крутицкому митрополиту.

http://sobory.ru/article/?object=06471

Первое известное нам упоминание о церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском, «Городня тож» Московской округи Ратуева стана Пехрянской десятины относится к 1627-1628 годам. Церковь тогда была «...древяна клецки, строение монастырское». Село считалось вотчиной московского Новоспасского монастыря, который в течение трех веков пользовался покровительством царствующего дома Романовых. В его соборной усыпальнице была похоронена знаменитая старица Марфа, мать царя Михаила Романова. Село постепенно разрасталось, и согласно Переписным книгам 1646 г. в нем числился уже 21 двор крестьян и монастырских бобылей. В Окладной книге Патриаршего приказа 1648-1649 годов (7157 г.) имеется запись: «Прибыла вновь церковь Покрова Пресвятыя Богородицы в вотчине Спаса Новаго монастыря в селе Покровском, у речки Городенки». Точное время строительства каменной церкви не установлено. По мнению М.И. Александровского, известного знатока истории московских храмов, церковь Покрова на Городне могла быть построена после 1704 года, но до 1722 год , потому что по книгам Первой ревизии 1722 года церковь уже числилась каменной. Обмерные чертежи и опись 1885 года позволяют представить общий вид этого храма: «восьмерик на четверике», одноглавый, с невысокой трапезной, равной по ширине собственно церкви, с примыкающей к церкви шатровой колокольней с одним ярусом звона. Композиция храма, как и оформление фасадов, связана с традициями так называемого «московского барокко», но с более скромным для приходского сельского храма решением. Архитектурной особенностью церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Городне стали вдавленные, разорванные завершения оконных наличников. «Над храмом две главы: над алтарем и на куполе храма, крыт железом и окрашен медянкою, крест восьмиконечный, обит железом и окрашен желтою краскою», — так описан внешний вид церкви в метрике 1885 года. Известно, что у главного престола церкви Покрова Пресвятой Богородицы был возведен иконостас высотой в 17 аршин (около 12 м). Иконостас имел четыре яруса с четырьмя чинами икон и вызолоченные резные царские врата. Над иконостасом возвышалось Распятие с предстоящими.

http://sobory.ru/article/?object=03323

За всем этим следили св. Андрей и Епифаний, пока видение не исчезло. Андрей передал о нём народу, и рассказ его произвёл сильное впечатление. В Греции праздник Покрова не получил повсеместного распространения. Это можно объяснить смутами, волновавшими в то время императорский и патриарший престолы. В греческих святцах праздник Покрова даже не упоминается. Но русская душа, чтущая Богоматерь, была умилена и поражена этим событием, в котором так ярко выразилось молитвенное предстательство Владычицы Небесной за людей. В одном древнем славянском Прологе какой-то князь или епископ пишет: «Егда слышах, помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего бысть без празднества... Восхотех, да не без праздника останется св. Покров Твой, Преблагая»! Установление праздника в России доказывается и словами церковной песни на праздник Покрова, в которой указывается как на обстоятельства видения во Влахернском храме, так и на почитание этого события русскими: «Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы, и со священномученики, и со архиереи за ны грешныя Богу помолися. Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшия». В конце XIV века был в Царьграде русский дьяк Александр, который видел во Влахернской церкви икону Пресвятой Богородицы, «Юж виде святый Андрей на воздусе, за мир молящуюся». В России как праздник Покрова Богоматери, так и икона Покрова трогательный символ неустанного предстательства Владычицы за род людской – пришлись особенно по сердцу. Праздник Покрова, не будучи двунадесятым, чествуется в народном быту не менее двунадесятых. Есть целый уездный город Владимирской губернии Покров. В одной Москве есть Покровский монастырь, Покровская община сестёр милосердия, Покровский собор, называемый обыкновенно храмом Василия Блаженного. Собор этот заложен царём Иоанном Васильевичем Грозным после возвращения из казанского похода в память взятия Казани, так как в праздник Покрова произошёл приступ, и русские овладели городом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

По материалам сайта " Храмы России " и справочника " Подмосковье. Монастыри. Храмы. Источники " . М, УКИНО " Духовное преображение " , 2008 г. В 2003 г. храм Покрова Пресвятой Богородицы вместе с оградой по адресу: Шатурский район, с. Власово, был поставлен на государственную охрану в статусе выявленного объекта культурного наследия (Приказ Министерства культуры МО от 26.08.2003 г. 516). Современный адрес: г/п Мишеронский, с. Власово. Кирилл Аминов. 18 мая 2015 г. Село Власовское (Власово) находится в 70 верстах от Владимира и в 60 верстах от уездного города Покрова, почти на границе Покровского уезда с Егорьевским уездом Рязанской губернии. Власовский приход образовался в 1776 г., когда была построена церковь в деревне Власовской. В 1776-77 гг. помещик князь Петр Михайлович Голицын построил в своей вотчине в дер. Власовской деревянную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Этот деревянный храм с иконостасом и многими иконами в 1866 г. был пожертвован в новооткрытый Марковский приход Покровского уезда. В 1865 г. на средства братьев Ивана и Никифора Андреевичей Костеревых в Власовском был построен обширный и богато украшенный каменный храм с такою же колокольнею. Престолов в храме три: главный в холодном – во имя Живоначальной Троицы (освящен в 1875 г.), в трапезе теплой – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и св. Николая чудотв. (освящены в 1866 г.); этот новый храм украшен весьма богато особенно для сельской церкви. На престоле и жертвеннике главного храма одеяния медные, вызолоченные, с вычеканенными изображениями из жизни Спасителя, стоимость одеяний 925 руб.; паникадило медное посеребренное 880 руб.; ковчег для св. даров серебряный вызолоченный 340 руб.; сосуды серебряные вызолоченные 300 руб.; напрестольный крест серебряный вызолоченный 300 руб. Иконы Божией Матери «Млекопитательницы», Покрова Пресвятой Богородицы и Николая чудотворца в серебряных вызолоченных ризах. Остальные украшения церковные, утварь, ризница также весьма богаты. Своим благолепием храм обязан по преимуществу семейству купцов Костеревых и из них главным образом Никифору Андреевичу Костереву, которым на украшение и устройство храма пожертвовано 88 683 руб. Церковь владеет капиталом в 17 764 руб., составившимся из разных пожертвований.

http://sobory.ru/article/?object=04517

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». В 1995 году монастырь возвращен Русской Православной Церкви. Обитель возобновилась как женская. За прошедшие годы монастырю были возвращены все здания и часть территории. Храм Покрова Пресвятой Богородицы . По описи 1763 года, храм Покрова Божией Матери был каменным, одноглавым, с приделом св. Иоанна Дамаскина. В 1806 году храм Покрова Божией Матери был разобран. Двухэтажная каменная, крестообразная одноглавая церковь Покрова Божией Матери, заложенная 1806-м, совершена в 1810 году иждивением доброхотных дателей и старанием строителя Ионы. Здесь престолы: вверху Покрова Божией Матери, на правой стороне св. Апостолов Петра и Павла, на левой Святителя Николая, внизу Святителя Ионы, по сторонам приделы во имя преподобных Илариона Великого и Нила Столобенского. Таким образом, церкви этой обители вмещают в себе, по чину девяти чинов ангельских, девять престолов. В верхней Покровской церкви возобновленный и украшенный Ионою престол освящен был в 1825 году Московским архиепископом Филаретом. В 1929 году вышло постановление о закрытии монастыря. После 66 лет разрухи и запустения в 1995 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II здесь возобновлен Покровский ставропигиальный женский монастырь. 4 апреля 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение 1-го этажа храма Покрова Божией Матери и крестов Воскресенского и Покровского храмов. 22 ноября 1999 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы. Храм Воскресения Словущего. По описи 1763 года, соборная каменная, пятиглавая, во имя Всех Святых (ныне Воскресения Словущего), об одном престоле, с папертью и двумя палатками. Кровля ея покрыта была тесом, а главы крашеною жестью. В четырехпоясном ея алтарном иконостасе образа украшены были серебряными венцами и ризами, а некоторые жемчугом и драгоценными каменьями. В 1792 году храм Всех Святых был разобран.

http://sobory.ru/article/?object=03548

В церкви Покрова Богородицы находится ковчег Ильи Муромца с частицей его мощей. Преп. Илия Муромец (упомин. в 1188 г.), воин, затем Киево-Печерский инок, святые мощи которого почивают в Ближних пещерах. В родном селе прп. Илии Муромца - Карачарове (ныне это окраина Мурома) в храме свв. мчч. Гурия, Самона и Авива находится чтимый образ святого с его мощами. В новом районе Мурома построен и в 1998 г. освящен Правящим архиереем храм прп. Илии Муромца. Покровская церковь Спасо-Преображенского монастыря, Муром (исторический облик 1970 г.) С северной стороны собора расположена Покровская церковь монастыря, построенная в 1691 го­ду на средства митрополита Варсанофия, из рода помещиков Чертковых, проживавших близ Мурома. Покровская церковь теплая, двухэтажная, одноглавая. В трапезной, расположенной на втором этаже, коробовые своды с распалубками опираются на восьмигранный столб, смещенный с оси в северном направлении, что отражается и на западном фасаде, имеющем ассимметричную композицию. Несмотря на то, что Покровская церковь из-за перестроек потеряла первоначальный облик, утратила некоторые архитектурные детали, она и сейчас вместе со Спасо-Преображенским собором и Настоятельским корпусом играет важную роль в ансамбле Спасского монастыря. Покровская церковь необычна еще и тем, что она одновременно является одним из основных хозяйственных корпусов монастыря. Так, из описи капитана Федора Сенявина, проведенной в 1763 году, известно, что «церковь каменная ж теплая Покрова Пресвятой Богородицы, в ней один престол, под оною церковью хлебня, поварня и кладовых три полатки». Своей интимностью и простотой Покровская церковь подчеркивает монументальность и строгость стоящего рядом собора. Покровская теплая трапезная церковь с трапезной на втором этаже имеет одностолпную палату. В отличие от других подобных зданий, выстроенных в Муроме, восьмигранный столб трапезной сдвинут с оси в северном направлении. Палата перекрыта коробовыми сводами с распалубками. Композиция западного фасада подчеркивает ассимметричность плана.

http://sobory.ru/article/?object=04956

После боярина Б.М. Хитрово село Братцево в 1680 г. досталось его вдове Марье Ивановне. Церковь Покрова Богородицы в селе Братцеве по распоряжению Патриаршего казенного приказа в 1686 г. обложена данью, о чем есть запись в приходной книге того же приказа. За последующие 1687-94 гг. в приходных книгах казенного приказа под Загородскою десятиною значится: «Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом в вотчине боярина дворецкого и оружейничего Богдана Матвеевича Хитрово, жены его боярыни вдовы Марьи Ивановны, в селе Братцево, дани 25 алтын, 4 деньги, заезда гривна, да с мельницы Борисовки гривна». После боярыни Анны Ивановны Хитрово село Братцево в 1690 г. причислено к дворцовому ведомству. В это время Покровская церковь была описана как: «село Братцево, а в селе церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, да придел Алексея человека Божия, а в церкви Божия милосердия святые иконы местные: Спасителя нерукотворенного образа, венец серебряный, золочен; образ Пресвятой Богородицы Одигитрия в окладе, венцы и гривны серебрены золочены, а на венцах и гривнах каменья изумруды и яхонты, убрус и ожерелье, и рясы низаны большим жемчугом… образ Покрова Пресвятой Богородицы, образ московских чудотворцев Петра, Алексея, Филиппа и Ионы, образ Иоанна Предтечи и прочих святых… в церкви и в алтаре, и в приделе, и в трапезе 15 окон, а в них 13 оконниц стекольчатых, две – слюдяных с решетками железными, у 12 окон затворы железные, а в той церкви двое дверей железные да две решетки железные; на паперти образ Распятие Господне, писан на полотне в красных рамах. Колокольня, а в ней больших и малых семь колоколов, да на той же колокольне боевые часы с указанным кругом. Да в том селе двор боярский, крестьянских и бобыльских дворов нет». В приходных книгах Патриаршего казенного приказа за 1694-1740 гг. Покровская церковь писалась под Загородскою десятиною «в дворцовом селе Братцеве». В 1695 г. это имение пожаловано из приказа Большого дворца Кириллу Алексеевичу Нарышкину. В селе Братцеве в 1704 г. состояло: «двор вотчинников, двор конюшенный, в нем 7 человек, задворных 5 дворов, в них 22 человека». Семен Кириллович Нарышкин, по смерти отца, село Братцево в 1754 г. продал родным сестрам Авдотье и Наталье Нарышкиным. В 1824 г. оно принадлежало Ивану Николаевичу Римскому-Корсакову.

http://sobory.ru/article/?object=03263

В настоящее время церковь Покрова Пресвятой Богородицы не действует, разрушены колокольня и трапезная, а под действием природных явлений разрушается кирпичная кладка стен. http://www.voronezhgid.ru/architecture/ Село Ладьино, от Твери 60 верст, от Старицы 22 версты. Самая древняя постройка усадьбы Ладьино - церковь Покрова Пресвятой Богородицы - выстроена в 1683 году на средства владельца села Ладьина - боярина стольника Сергея Федоровича Аксакова. В 1770-х годах поместье принадлежит Казнаковым. В 1780 году помещицей Натальей Петровной Казнаковой в существующем храме устраивается придел во имя Казанской Божией Матери. В 1793 году на средства Петра Никитича и Настасии Петровны Казнаковых была построена каменная церковь во имя Сошествия Святого Духа. По данным Клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 год: Село Лодьино, во оном селе две церкви каменныя. 1-я из них двуэтажная, в верхнем этаже храм воимя Покрова Богородицы, в нижнем во имя Сергия Преподобнаго Радонежскаго Чудотворца, с приделом Казанския Богородицы, построена в 1692 году. 2-я на кладбище во имя Сошествия Святаго Духа, построена в 1793 году. Обе в твердости. Утварию довольны. Опись утвари и книги прихода и расхода церковной суммы имеются. Земли отмежевано при ней 36 десятин. Приходских дворов 161, а в них мужеска пола 624, женска 665 душ. Расстоянием от Твери 65, от Старицы 19 верст. Поблизости имеются селы: Кунганово в 6-ти, Ременево в 6 верстах.   Один из наиболее интересных сельских храмов, двухэтажная Покровская церковь в Ладьине, 1683-1692 гг., с различными по форме алтарными частями - внизу полукруглой, а вверху трехапсидной. Церковь Покровская построена в 1683 году, каменная, при ней другая кладбищенская каменная, престолов в первой церкви два: в верхнем этаже холодный Покрова Пресвятой Богородицы, в нижнем теплый Сергия Радонежского, во второй церкви кладбищенской престол один - Сошествия Святого Духа на Апостолов. Церковные документы: опись 1810 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1829 года, план на землю.

http://sobory.ru/article/?object=13290

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010