Воспоимнания об этом сохранились в дневниках многих братий, а также самого старца Иеронима (Соломенцова).   Чудесное явление Божьей Матери на Покров 1862 года Так в 1862 году, за десять дней до праздника Покрова Пресвятой Богородицы, одному русскому восьмидесятилетнему старцу было открыто о имеющем быть торжественном посещении Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря Богоматерью. Явились ему Преподобный Афанасий Афонский и великий Чудотворец Николай и воспретили ему удаляться из Обители, объявив при том, что Царица Небесная скоро, на день Храмового праздника, посетит Обитель. При этом они наградили его частицей того вещества, белейшего паче снега, из которого была устроена невещественная дорога для шествия Владычицы. По словам святых угодников, часть эта превосходит все сокровища мира, и все, что только люди считают драгоценным. Известный пустынник старец Анфим болгарин, накануне праздника Покрова, находясь вдали от Обители нашей, вечером встал на обычную свою молитву и узрел вдруг небеса растворившимися и Владычицу Богоматерь, идущую от пренебесной высоты с сонмом святых на землю. Это удивило и поразило его. Забыв свою пустынь и старость, о. Анфим побежал, чтобы видеть, куда Матерь Божия нисходит, и видя, что Она обратилась на нашу Обитель, направился сюда и бежал, не обращая внимания на камни и другие затруднения. Во время этого быстрого шествия змея ужалила его в пяту; но и это не остановило старца; несмотря на боль и льющуюся из раны кровь, прибежал он к самой Обители и скрылся в кустах. Яд змеи не причинил ему никакого вреда. Отсюда во всю ночь, когда у нас совершалось бдение в честь подобного же схождения Богоматери в древние времена в храм Влахернский, и в следующий день старец смотрел на Владычицу и на Ея действия в Обители, из коих главное было, как он выразился: «Да покрыет люди!» Отец Анфим, иеросхимонах, жил в дупле дерева в неизвестном месте, не носил никакой одежды и очень редко посещал нашу Обитель; а когда бывал у нас, то надевал чувал (шерстяной мешок), зашпилив его гвоздем. Хотя мало известна его подвижническая жизнь, но то, что известно, заслуживает благоговейнаго внимания; особенно дар прозорливости, которым наградил его Бог.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2699

— Мне очень хотелось выяснить, где находится это место — ОЛП-10, а может быть, и побывать там на месте захоронения. И я снова принялась за поиски, — продолжает Анна. — В интернете на странице «ВКонтакте» храма Покрова Пресвятой Богородицы города Кирс Кировский области мне попался пост о паломнической трудовой экспедиции к местам захоронений узников лагерных пунктов Вятлага, в том числе и ОЛП-10 близ станции Фосфоритная. Я оставила комментарий к заметке, и мне ответила хранитель музея подвига и исповедничества в ХХ веке на земле Верхнекамья «Вятлаг» Алевтина Николаевна Телёпина. Она предложила поделиться информацией и документами о Степане Николаевиче. Оказалось, что в этом музее собирают любую информацию об узниках Вятлага, а также выпускают календари-синодики, где указаны дни памяти для молитвенного поминовения погибших. Кроме того, прихожане храма и волонтеры устанавливают информационные баннеры и поклонные кресты на местах захоронений узников, летом выезжают в эти места, поддерживают порядок. В этом музее очень ждут родственников узников Вятлага. Здесь всегда можно получить помощь и поддержку. В июне этого года ижевчанка приехала в Кирс и установила поклонный крест Степану Николаевичу на месте захоронений ОЛП-10 близ станции Фосфоритная. Анна Тасмаева не перестает благодарить местных жителей, которые ей помогали: — В первую очередь мои слова признательности адресованы хранителю музея Алевтине Николаевне, без нее было бы очень сложно все организовать. Для меня она вдохновляющий пример того, как много может сделать один человек, и неважно, в каком месте он находится. Благодарю настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы города Кирс протоиерея Александра Гаврилова за молитвенную помощь и панихиду. Также большое спасибо светлому и очень скромному жителю Андрею Геннадьевичу. На своей «ниве» он довез нас к месту захоронения, а потом и на Фосфоритную, сам устанавливал крест, мы лишь ему помогали. Я точно знаю, что наши предки хотят, чтобы мы помнили о них, чтобы знали об их непростой жизни. Я думала, что установка креста будет логическим завершением моих поисков, точкой в этой семейной истории. Теперь я понимаю, что есть только многоточие... И обязательно будет продолжение.

http://e-vestnik.ru/analytics/pole_pamya...

Отец Борис стал священнослужителем уже в зрелом возрасте. В пятьдесят лет он был рукоположен в сан диакона. К этому важному событию он подошел образованным и зрелым человеком. Около двадцати лет до того его духовниками были отец Аркадий Шатов (ныне епископ Верейский Пантелеимон), протоиереи Сергий Вишневский и Георгий Бреев († 2020). Другим источником духовного знания стали для отца Бориса труды богословов, философов и церковных деятелей русского зарубежья. А воспитание пятерых детей послужило своеобразным «экспериментальным полем» для его будущего пастырства. Домашнее ежевечернее молитвенное правило, например, включало чтение рядового евангельского зачала, вслед за которым отец семейства регулярно произносил небольшую «проповедь». Принятие сана отцом Борисом совпало с новой страницей в истории всей страны. Его диаконская хиротония состоялась в Новодевичьем монастыре 10 августа 1991 года, а через несколько дней грянул путч — не­удавшаяся попытка государственного переворота. В ноябре 1993 года состоялась священническая хиротония отца Бориса, которую совершил Патриарх Алексий II. Начинал пастырь свое церковное служение как штатный клирик старинного московского храма Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне, но вскоре, в 1994 году, был назначен настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Позже к этим обязанностям добавилось попечение о больных в городской больнице 19. В Детской городской клинической больнице 9 имени Г. Н. Сперанского отец Борис не только заботился о маленьких пациентах и их родителях, но и фактически заново отстроил больничный храм праведного Филарета Милостивого (см. его церковно-исторический этюд: Домовый Филаретовский храм Ермаковской богадельни за Трехгорной заставой. М., 2007). Эта разнообразная и неустанная самоотверженная деятельность священника продолжалась на протяжении четверти века. Не оставлял он и искусствоведческих трудов, осуществив уникальный синтез церковно-исторического исследования. О каждом из храмов, в которых ему довелось служить, отец Борис создал замечательные краеведческие книги «Храм на Пресне. История прихода и храма Рождества св. Иоанна Предтечи на Пресне. XVII–XX века» и «Храм в Филях. История прихода и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях», раскрывающие историю места и церковной старины через внимание к судьбам верующих людей, связавших лучшее, что было в их жизни, с Церковью. Каждая из книг завершается помянником, чтобы у действующего прихода была возможность установить молитвенную связь с ушедшими поколениями духовенства и прихожан.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

Сегодня Церковь одновременно совершает память преподобного Романа Сладкопевца. О нем обычно не упоминают, потому что все покрывает Богородичный свет. Но, тем не менее, мы поставим этого святого рядом со святым Андреем, Христа ради юродивым. Вы, наверное, помните из его жития, что он подвизался в монастыре и нес послушание чтеца, которое ему давалось с трудом. Однажды, во время праздничного богослужения на Рождество Христово, когда должно быть особенно торжественное чтение, он запутался и плохо что-то прочитал. Все смеялись над ним. Он в горе пришел к себе и молился. Ночью ему было видение Божией Матери. Она протянула свиток и сказала: «Роман, съешь этот свиток («кондакион» по-гречески), и ты сможешь славить Господа и Меня, и всех святых». Наутро он взошел на амвон — и уста его отверзлись. Он воспел эти знаменитые слова: «Дева днесь Пресущественного рождает и земля вертеп Неприступному приносит». Мы сегодня слышали почти те же самые слова: «Дева днесь предстоит в церкви». Русская Церковь каким-то чутьем или вполне сознательно составила подобное песнопение с тем же самым распевом, чтобы соединить с сегодняшним праздником подвиг истинного смирения и подлинной молитвы этого ничего не умеющего человека, который считал себя хуже других во всех отношениях. Чтобы показать, как Господь и Божия Матерь всегда взирают на смирение и дают самое дивное богатство. Мы не можем не вспомнить, что сейчас в Московской Духовной Академии, в Троице-Сергиевой лавре, великий праздник. О чем он напоминает? О том, что истинное богословие, истинная Божественная мудрость, истинные духовные дарования обретаются не просто усердным трудом или исключительными внешними способностями, а только таким смирением, которое было у блаженного Андрея, Христа ради юродивого и преподобного Романа Сладкопевца. Русская Церковь всегда находилась под особым покровом Божией Матери, и в честь Покрова Пресвятой Богородицы было построено множество храмов. В Москве есть Покровский монастырь, всем известный храм Покрова на рву на Красной площади, чаще называемый «храм Василия блаженного». Напротив нас, в Марфо-Мариинской обители, тоже есть Покровский храм. Все храмы, которые мы сейчас назвали, связаны со святыми, которые явили подвиг непостижимого смирения, непереносимого обычными человеческими силами. В Покровском монастыре находятся мощи святой праведной Матроны, которой Господь дал великие скорби. Она — слепорожденная, всю жизнь во тьме жила, и, проходя через эту тьму, смиряясь предельным образом, узнавала свет Христов. Ей открылся этот свет, и в нем — жизнь других людей, любовь Христова и сострадание ко всем людям. Почему многие так почитают Матронушку? Только потому, что Божия Матерь — Та, Которая больше всех узнала, что такое скорбь и что такое смирение у Креста Своего Божественного Сына, — призрела на ее скорбь и на ее смирение.

http://moral.ru/покров-божией-матери-2/

Праздник Покрова Божией Матери Русская Православная Церковь совершает в день земного поражения наших предков. Это самое удивительное, самое прекрасное, что в нем есть. Много чудес совершается в Церкви, много знамений всегда было от Божией Матери. И этот праздник не остался в памяти других православных Церквей, в том числе и Византийской. А русский народ, приняв крещение, уверовав в Господа, полюбив Божию Матерь, узнав главную тайну нашего спасения Крестом Христовым и Ее заступничеством, избрал этот праздник в ряду самых главных своих торжеств. Для нас здесь большое утешение, потому что, если есть такое сознание хотя бы в части нашего народа, значит ничего не потеряно и незачем унывать. Любое поражение, когда за ним открывается истинная жизнь, благодать Божия, — самая великая победа. Весь путь Русской Православной Церкви — крестный, скорбный — пророчески предопределяется этим событием. Сегодня мы не можем не вспомнить, что чудо Покрова Пресвятой Богородицы было явлено блаженному Андрею, Христа ради юродивому, — тоже скифу, нашему предку, близкому по крови человеку. Когда-то попав в плен, он воспитывался в одной семье, и с детства проявил необыкновенные дарования, способность к разным наукам. Прекрасно усвоив всякую премудрость, он вдруг все оставляет, когда открывается ему благодать Божия, свет истинной жизни, и избирает подвиг юродства. Предпочитает стать глупым, ничего не понимающим, ничего не различающим в этом мире, ищущем мудрости и хвалящемся ею больше всего. Каждый человек больше всего гордится своим умом, и обиднее всего для любого человека услышать, что он глупый. А блаженный Андрей совлекается самого высшего дара — драгоценного дара, данного человеку Богом для того, чтобы можно было все земное постигать, но не ограничиваться этим знанием, а устремляться к высшему. Но для этого каждый человек рано или поздно, каждый в своей мере и степени, должен приобщиться подвигу, который совершил святой Андрей, Христа ради юродивый. Совлечься своего ума, своего разумения, стать никем и ничем, потому что перед тем, что открывает Господь, это действительно так. И за это смирение получить от Господа высший дар разумения Христова.

http://moral.ru/покров-божией-матери-2/

Чтобы показать, как Господь и Божия Матерь всегда взирают на смирение и дают самое дивное богатство. Мы не можем не вспомнить, что сейчас в Московской Духовной Академии, в Троице-Сергиевой лавре, великий праздник. О чем радость этого праздника? О том, что истинное богословие, истинная Божественная мудрость, истинные духовные дарования обретаются не просто усердным трудом или исключительными внешними способностями, а только таким смирением, какое было у блаженного Андрея, Христа ради юродивого и преподобного Романа Сладкопевца. Русская Церковь всегда находилась под особым покровом Божией Матери, и в честь Покрова Пресвятой Богородицы было построено множество храмов. В Москве есть Покровский монастырь, всем известный храм Покрова на рву на Красной площади, чаще называемый «храм Василия блаженного». Напротив нас, в Марфо-Мариинской обители, тоже есть Покровский храм. Все храмы, которые мы сейчас назвали, связаны со святыми, явившими подвиг непостижимого смирения, непереносимого обычными человеческими силами. В Покровском монастыре находятся мощи святой праведной Матроны, которой Господь дал великие скорби. Она — слепорожденная, всю жизнь во тьме жила, и, проходя через эту тьму, смиряясь предельным образом, узнавала свет Христов. Ей открылся этот свет, и в нем — жизнь других людей, любовь Христова и сострадание ко всем людям. Почему многие так почитают Матронушку? Только потому, что Божия Матерь — Та, Которая больше всех узнала, что такое скорбь и что такое смирение у Креста Своего Божественного Сына, — призрела на ее скорбь и на ее смирение. Точно так же, как, может быть, разбойник благоразумный увидел рядом с собой Спасителя, благодаря молитве за него Божией Матери. Как-то одна женщина на исповеди рассказала, какое у нее было искушение. Она не могла прикладываться к иконе, изображавшей святую праведную Матрону, так как испытывала чувство неприязни из-за ее слепоты. И Господь попустил ей пережить тяжкую оставленность, уныние и отчаяние. Начались всякие бесовские страхования.

http://moral.ru/покров/

Все земное забыто, впереди - дверь в вечность, и мученическая насильственная смерть - на пороге. Глубина покаянного чувства, сокрушение о грехах, причиной которых явилось нашедшее на греков бедствие, была столь велика, что Царица Небесная Сама поспешила явиться к молящимся и утешить их. Ее светящийся омофор становится Покровом от грядущей на них беды. Но не все воочию видят явление Ее. Только двое, чья жизнь отдана Богу, Правде и Истине, чье сердце у ног Спасителя, только они поражены видением. Это святой Андрей, Христа ради юродивый, славянин по происхождению, и ученик его Епифаний: " Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят " . Двое узрели Матерь Божию, а все молящиеся, через покаяние очистив сердца, смогли безусловно поверить им. За верой же явилось дело - враг внезапно, без всякой видимой причины, оставил свое намерение. А все те, кто хранит об этом событии память в своем сердце, с тех пор поют: " Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором " . Державный Покров Матери Божией покрыл весь род христианский на все времена. Православная Россия - УДЕЛ Божией Матери. Она являлась в ней Сама тем святым, чьи сердца не знали тени порока: преподобному Сергию Радонежскому, преподобному Серафиму Саровскому и другим. Их было много, всех теперь не перечислить. Она посещала многострадальную, но верную Богу Русь, многочисленными Своими иконами, являя русским людям Свой Покров. Про Матерь Божию можно смело сказать, что Она - неисчерпаемый океан чудес, явленных на Руси. Наиболее почитаемые у нас иконы Божией Матери - Казанская и Владимирская. Их значение в жизни русского народа огромно. Они сделались всенародной святыней и знамением Небесного Покрова над Русской Церковью и нашим Отечеством. Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов †1857 г.) назвал Казанскую икону " Русским Покровом " - Покровом Пресвятой Богородицы над Россией. В Смутное время 1612 года дружина Димитрия Пожарского несла список чудотворной Казанской иконы в своих рядах и изгнала из Москвы польских интервентов. В память этого события в 1649 году был установлен Всероссийский праздник Казанской иконе, совершаемый 22 октября.

http://zavet.ru/kalendar/bm/pokr-001.htm

Безусловно, он был гениальный полководец, но только этим объяснить его непобедимость невозможно. Благочестие Александр Васильевич считал одним из необходимых качеств воина: « Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву». Для воинов была обязательная молитва: « Пресвятая Богородице спаси нас. Святителю Отче Николае чудотворче, моли Бога за нас». Суворов настаивал: « Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай». Ни одну баталию не начинал без молебна. Иногда объявлял перед сражением постное время. Например, началу штурма крепости Измаил, которую турки считали неприступной, предшествовали три дня поста. Известный исторический факт – 1 октября 1787 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, турки высадились на берег, чтобы овладеть крепостью Кинбурн, которую защищали войска под командованием полководца. Он с офицерами был на праздничной службе в храме. Ему дважды докладывали о приближении турецких солдат, которые были уже на Кинбурнской косе. Однако Суворов отстоял обедню до конца, веря в покровительство Царицы Небесной. В итоге была одержана победа. В благодарность Богу и Матери Божией за это очередное явленное ему и всей России Чудо построил храм Покрова Пресвятой Богородицы. Его служение людям и Отечеству было безусловно жертвенным. Он никогда не думал о себе, всегда был готов положить душу за други своя. Образ жизни вел предельно аскетический. Спал почти всегда на соломе и питал отвращение ко всему, что могло изнежить человека. Свято соблюдал церковные уставы, а, будучи уже фельдмаршалом, во время церковных служб в своем имении сам звонил на колокольне, разжигал кадило и подавал священнику, выполнял послушание чтеца в храме. За два года до своей кончины решил стать монахом, подавал прошение императору, но вместо пострига был направлен в знаменитый поход на французов через итальянские Альпы, названный впоследствии историками «Швейцарским походом» . Он стал венцом славы великого русского полководца. Как сообщает интернет-портал «Православие.ру», великий воин, все упование возлагавший на Господа, скончался в Петербурге в доме своего племянника. Две недели продолжалась тяжелая болезнь. 6 мая 1800 года он пожелал приобщиться Святых Христовых Таин. После исповеди и причастия сказал: « Долго гонялся я за славой – все мечта, покой души – у Престола Всевышнего». С молитвой отошел он в этот день ко Господу. 12 мая совершилось отпевание в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре. И справедливо отмечает: « Высокое личное благочестие Александра Суворова, поднимавшее его на уровень святости, явило плоды при многолетнем исполнении тяжелых обязанностей полководца». Источник .

http://ruskline.ru/opp/2023/10/16/blagoc...

Это не просто Наполеон, с группой вооруженных французских воинов, а это объединенная Европа напала на Россию, чтобы захватить наше Отечество, чтобы переформатировать нашу жизнь, оторвать нас от источников нашей веры и превратить нас в некую колонию могущественных западных держав. И что же происходит? Тогда является дивный Смоленский образ Божией Матери, с которым Михаил Илларионович Кутузов и пришел на Бородинское поле. И хотя, как утверждают исследователи, силы наступавшей французской — а вообще-то общеевропейской — армии превосходили силы русских, мы знаем, что наша армия, как бы не одержав видимой победы, добившись некоей «ничьи» в Бородинской битве, на самом деле одержала великую победу. Потому что Наполеон понял, что есть сила, способная быть, по крайней мере, равной его силе. Изгнание Наполеона из Москвы, а затем из России имело своей первопричиной ту самую битву на Бородинском поле, когда был принесен дивный Смоленский образ Пресвятой Богородицы. И мы знаем, что в момент тягчайших революционных потрясений в нашей стране, когда на волоске повисло само существование исторической России, был явлен другой — Державный — образ Пресвятой Богородицы. Царь был свергнут, трон остался свободным, и на этот трон более не взошел ни один человек в России, ибо никто не был достоин через это высочайшее служение управлять народом. Но явился Державный образ Божией Матери, и люди восприняли это как воцарение Царицы Небесной на престоле всея Руси. Конечно, если рассказать все это людям сторонним, не знающим нашу историю, не сопереживающим нам, то, наверное, они и не поймут, о чем речь. Но мы-то понимаем: речь идет о явлении Божией Матери в самые критические моменты нашей истории, и через это явление — даровании нам спасения. Вот и сегодня достаточно непростые обстоятельства, связанные происходящим на внешних рубежах нашего Отечества. Опять восстают силы, которые мечтают разрушить и покорить Россию. Сегодня все это облекается в иные словесные формы, но за всем этим стоит неизбывная мечта тех, кто нападал с Запада на Русь: разрушить наш суверенитет, лишить нас свободы, а затем использовать все ресурсы богатейшей страны мира для своих собственных целей.

http://pravoslavie.ru/148741.html

В Житии И. назван основателем «пустыни Всемилостиваго Спаса пречистаго его Нерукотвореннаго образа и Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Благовещения». В «Повести о российских чудотворцах» (РНБ. Q. I. 382. Л. 34, 1-я треть XVIII в.) об И. сказано: «Преподобный Игнати(й), пустынник монастыря Покрова Богородицы, иже на Лому, в Вадожеской волости, на реке Саре, ученик преподобнаго Кирила Белоезерскаго». Указание на Водожскую вол. дало основание архиеп. Филарету (Гумилевскому) считать И. основателем 2 пустыней: Спасской на Лому в Пошехонском у. и Водожской Покровской в Ростовском у. ( Филарет (Гумилевский). РСв. Ч. 3. С. 605; ср.: Зверинский. Т. 2. С. 85, 684; Т. 3. С. 153, 2044; Таисия (Карцева), мон. Русские святые. СПб., 2004. С. 600). Однако источники не сообщают о создании И. 2 монастырей. Вероятно, преподобный основал только пустынь на Лому, здесь он был погребен, в бывшей монастырской церкви под спудом почивают его мощи. Ломская пустынь иногда именовалась Богородичной, помимо Жития И. об этом свидетельствует опись монастырского имущества, составленная последним строителем обители иером. Гавриилом в сер. XVIII в. (Прп. Игнатий чудотворец. 1892. Стб. 788). Приведенные в агиографической лит-ре сведения о том, что И. начал иноческую жизнь в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре ( Филарет (Гумилевский). РСв. Ч. 3. С. 605) и подвизался в Димитриевом Прилуцком в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мужском монастыре ( Титов. 1890. С. 60), подтверждения в Житии не находят. Именование И. учеником прп. Кирилла Белозерского (ИРИ. Ч. 6. С. 1022; Крылов. 1861. С. 47, 45) также лишено оснований. В синодике, хранившемся в XIX в. в бывш. монастырской Спасской ц., после И. поминался строитель Вениамин Нижегородец, за ним - иером. Герасим, иером. Макарий, бывший строителем пустыни в 1654 г. (Прп. Игнатий чудотворец. 1892. Стб. 788). Исходя из этих сведений, можно утверждать, что И. подвизался в кон. XVI в. Встречающееся в лит-ре именование И. иконописцем ( Иулиания (Соколова М. Н.). Труд иконописца. Серг. П., 1998. С. 155) ошибочно и основано, вероятно, на отождествлении И. с прп. Игнатием , иконником Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, упоминаемым в «Отвещании любозазорным» прп. Иосифа Волоцкого и называемым в «Сказании о святых иконописцах» «спостником Кирилла Белозерского» ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 292).

http://pravenc.ru/text/293411.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010