Вот почему Евангелие с такой настойчивостью всех призывает прилагать все усилия, жертвовать всем, включая своей временной жизнью, чтобы попасть в Царство Божие. Ведь оно – наше подлинное отечество, а этот мир в своем нынешнем состоянии – чужд Богу и потому должен быть чуждым и нам. Значение покаяния Когда Сын Божий, Господь наш Иисус Христос , пришел в мир, то Он застал Его в самом плачевном состоянии. «Мир весь во зле лежит» ( 1Ин. 5:19 ). Зло в форме духовного невежества и грубости нравов, в бесправии слабых, наглой распущенности богачей, насилия и пошлости, скотского отупения толпы, разнузданной оргии низменных страстей – было всеобщим явлением и воспринималось, как нормальное. Поэтому духовное возрождение людей, просвещение их умов и исправление нравов стало основным делом Спасителя. «Люди, изнывающие под бременем неправды и беззакония, – как бы так говорит Иисус Христос . – Та жизнь, которую вы создали себе, не может дать желанного счастья. Если хотите обрести его, то – покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ». " Покайтесь » – вот первый Евангельский призыв. Возможность получения Царства Божия обусловливается прежде всего покаянием. Русское слово «покайтесь» недостаточно передает изначальную мысль. В подлиннике «покайтесь» – «метанойя» значит: измените ваш образ мышления, ваше отношение к жизни, всю градацию ваших ценностей. Сам призыв к покаянию предполагает, что на земле возможна и осуществима жизнь иная, чем та, которую ведут люди и под бременем которой сами стонут. Заблуждение, себялюбие, злоба и беспорядочный поток низменных инстинктов – не представляют собою нерасторжимых цепей. Наряду с ними в человеке, хотя бы в скрытом, потенциальном виде, находятся лучшие, благородные и святые желания: любовь к истине, чувства сострадания и братства, смутное тяготение к праведности. Если их не утерять, а дать им раскрыться, они озарят внутренний мир человека небесным светом; жизнь станет неузнаваема: вместо пороков и постыдных страстей, в сердце человека воцарятся мир, праведность и любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Покаяние, как свидетельствуют святые отцы , «рождается в сердце от веры и страха», но этой веры и не было у Иуды: Что вы дадите мне, и я вам предам Его? (Мф. 26, 15). Ибо раскаяться, то есть испытывать муки совести, душевную тяготу, может и человек неверующий: Согрешил я, предав Кровь невинную (Мф. 27, 4). Раскаяться можно в неверно принятом решении, которое изменило прежний привычный ход жизни: первосвященники презрели Иуду (Что нам до того? смотри сам. – Мф. 26, 4.), другие апостолы от него отвернулись. Можно раскаяться в дурном поступке, особенно если он навредил и самому совершившему его: Проклят, кто берет подкуп… (Втор. 27, 25). Однако покаяться можно лишь пред лицом Личного Живого Бога, приблизившегося Царства Небесного. Проповедь Сына Божиего и начинается со слова «покайтесь»: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2; 4, 17). Сам Господь определяет цель Своего первого пришествия как спасение грешников, невозможное без их покаяния: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13). Так написано, и так надлежало постраждать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов (Лк. 24, 47). Покаяние, таким образом, становится непреложным условием спасения: На небесех более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15, 7). Добрый пастырь радуется об одной единственной овце, заблудившейся и нашедшейся, более, чем о девяноста девяти незаблудившихся (см.: Мф. 18, 13). Апостол Петр отрекся от Христа и, горько плача, покаялся. Смиренный мытарь, ударяющий себя в грудь и повторяющий: Боже, будь милостив ко мне грешнику! более оправдан, чем горделивый фарисей, исполняющий закон (см.: Лк. 18, 13, 14). Благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Иисуса Господом, первым попал в рай (см.: Лк. 23, 40–43). Покаявшийся блудный сын был почтен от отца лучшей одеждой и перстнем, и отец, заколов тельца, устроил пир в честь его возвращения (см.: Лк. 15, 21–24). Блудница, облившая ноги Христа слезами покаяния и отершая их волосами своими, была прощена со всеми своими – «многими» – грехами (см.: Лк. 7, 38–47). В каждом из этих случаев покаяние обращено к живой личности Христа. В каждом случае оно сопровождается сокрушенным плачем и смирением.

http://pravoslavie.ru/put/3083.htm

Поэтому для полноценной христианской жизни астрологические предсказания являются ненужными и, исходя из свидетельства Церкви, греховными. А быть со Христом или быть со звездами — каждый человек выбирает сам. Более того, астрология ограничивает и свободу Божию спасать человека, указывая ему спасительный путь. Если считать, в соответствии с астрологией, что воля Божия открывается в соответствии с их предсказаниями, то как быть, если рядом нет астролога, или если решение необходимо принимать немедленно? Главное — наследовать Царствие Небесное. Святые Отцы оставили много указаний, как этого достичь. Среди этих указаний нет рекомендаций пользоваться астрологией. Проповедь Евангелия началась словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Бога нельзя рассмотреть ни в микроскоп, ни в телескоп. Герой не тот, кто берет приступом города, а тот, кто победил самого себя. «А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли их перед всеми. (Деян. 19.19). «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют». (Гал. 5. 19-21). «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12.2). «Заповедь Его есть жизнь вечная» (Ин. 12. 50). «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5. 16-18). «Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою. Избавь меня, Господи, от врагов моих, к Тебе прибегаю» (Пс. 142. 8,9). «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3. 12, 13). «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких. Великое приобретение — быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6. 3-6).

http://pravmir.ru/vozmozhna-li-pravoslav...

Остановлюсь на этом несколько подробнее. Падший во Адаме человек внутренне пленён тьмою и адом, которые он носит в себе и с собой в своей жизни и которые он обретает и в смерти, если он умирает вне Христа; Бог и Его царство любви от него крайне отдалены и накрепко заперты. Бог пожалел его в Своей святой вечности; это подвигло Его человеколюбие открыться в вочеловечении, страданиях и смерти Своего Сына. И поскольку Сей наш возлюбленный Спаситель, Иисус Христос, излил за нас Свою кровь, чрез что преизобильная любовь Божия явилась и излилась на человечество, – постольку Бог о имени Сына Своего Иисуса Христа неизреченно близок нашему сердцу. Завеса раздралась чрез смерть Христову не только в храме в Иерусалиме (Мф. 27, 51); и в нашем духе – как нас учит Павел – нам открылся путь к блаженной спасительной вечности (Еф. 2, 18), так что Божия милость, благодать, любовь и богообщение доступны во внутреннем человеке даже и нечестивейшим грешникам, если только они обращаются к Богу. Более того: породнившийся с нами Человеколюбец предваряет нас; Он стоит у двери сердца и стучит (Откр. 3, 20) в неё всеми способами; Он ожидает нас и ничего так не желает, чтобы только грешник обратился к Нему и был жив (Иез. 33, 11). Это и значит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17). И в Послании к Евреям: Итак, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, да приступим к Нему (Евр. 10, 19–22). И это приступание , или приближение к Богу о имени Иисуса, и есть истинная внутренняя молитва. Я имею здесь в виду не первое приближение кающегося грешника к Богу при его новоначальном обращении, когда он в покаянии приходит к Богу и предаёт себя Ему неким общим образом, с искренним решением отныне жить Тому единому, Кто за него умер и воскрес. Этот первый спасительный шаг является предварительным условием жизни во Христе, и поэтому я не останавливаюсь на нём; я веду речь о постоянном продолжении этого приближения к Богу в уже преданной Ему душе . Ибо призванным от Бога и вверившимся Богу сердцам невозможно останавливаться на том, что они когда-то «в общем» предали себя Богу, при первом своём обращении к Нему.

http://bogoslov.ru/article/6168445

Мир познавался изнутри; память об этом содержится в самом полисемантизме слова “познание”, означающего как (первично) экзистенциальное познание, такое, как взаимное познание мужчины и женщины в любви, так и (уже вторично) интеллектуальное познание. Сад культуры неотделим от Божественного, традиция неотделима от религии и тогда, когда человек изгнан из земного рая: “В начале жизни школу помню я/…/Смиренная, одетая убого,/Но видом величавая жена/Над школою надзор хранила строго./…/Дичась её советов и укоров,/Я про себя превратно толковал/Понятный смысл правдивых разговоров,/И часто я украдкой убегал/В великолепный мрак чужого сада,/Под свод искусственный порфирных скал/…/Другие два чудесные творенья/Влекли меня волшебною красой:/То были двух бесов изображенья./Один (Дельфийский идол) лик младой… ” (курсив мой — прот. А. Г.) 4 . Источник света помещён вне чужого сада, ибо авторское отношение — покаянное. Покаяние — по-гречески метанойя —буквально означает изменение мыслей по причине обращения (покаяние по-еврейски — тшува, что значит обращение) к другому источнику света. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3:2). Изменение оптики изменяет образ именования: сад именуется чужим, а статуи божеств — бесами. Выдающийся математик Герман Вейль в книге по мероморфным функциям сравнивает математику с садом, в котором математические объекты — растения, а математики, ею занимающиеся, — садовники (он говорит об искусном садовнике с севера Л. Альфорсе) 5 . А в предисловии к первому изданию книги по римановым поверхностям он говорит о божестве: “Таким образом, мы проникаем в храм, где божество предстаёт перед нами самим собой, освобождённое от земных воплощений, — неевклидов кристалл, в котором риманова поверхность видна в своей первоначальной чистоте” 6 . Вернёмся к стихотворению А. Ахматовой: статуи помнят меня молодой, а я их под невскою помню водой. Статуя соотносится со словом и человеком одновременно; по отношению к первозданному состоянию память искажена, ибо воспоминаемая статуями (статуя здесь — метонимия традиции) и исполняющая воспоминание стихо-творением — не та, что вспоминаемая Богом Священного Писания:

http://pravmir.ru/matematika-i-traditsiy...

Опыт священного – это таинственное «прикосновение мирам иным», это «мимолетное виденье чистой красоты» – не легче, а труднее делает жизнь, и подчас завидовать начинаешь людям, просто и бодро живущим, погруженным и в суету, и в мелочи жизни, без всякой внутренней борьбы. Однако только в этой борьбе исполняет человек по-настоящему свое высокое призвание, только тут, в этом усилии, в этих подъемах и падениях может почувствовать себя человеком. И вот обо всем этом – первое прошение молитвы Господней. Такое короткое, такое одновременно и радостное, и трудное: «Да святится имя Твое». Все лучшее во мне не только произносит эти слова, но и подлинно живет ими, все во мне хочет новой жизни, жизни, которая светилась бы и горела, как священное пламя, сжигая всю нечистоту, все недостойное данного мне видения, тянущее меня вниз. Боже мой, как трудно это прошение, какое бремя возложил на нас Христос, оставив его нам, открыв нам, что в нем единственно достойная и потому наипервейшая молитва наша к Богу! Как редко мы произносим эти слова, сознавая все это, и все-таки хорошо, что повторяем их снова и снова. Ибо только пока звучит в мире это «Да святится имя Твое», пока не забыты эти слова, не может окончательно расчеловечиться человек, до конца изменить тому, к чему призван и для чего создал его Бог… «Да святится имя Твое». Беседа 3 Второе прошение молитвы Господней звучит так: «Да приидет Царствие Твое». Как и по поводу первого прошения: «Да святится имя Твое», уместно задать вопрос: что вкладывает в эти слова человек, христианин, верующий, произносящий эту молитву, на что, к чему направлены в эту минуту его сознание, его надежда, его желание? Я боюсь, что на вопрос этот ответить так же трудно, как и на предыдущий – о первом прошении. Когда-то, на самой заре христианства, смысл этого прошения был прост, вернее, оно воплощало, выражало в себе, можно сказать, главное в вере и надежде христиан. Ибо достаточно один раз прочитать Евангелие, чтобы убедиться в том, что понятие Царства Божия стоит в самой сердцевине проповеди и учения Христа. Пришел Иисус, проповедуя Евангелие Царствия, и сказал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ). О Царстве Божием почти все притчи Христа. Он сравнивает его с сокровищем, ради приобретения которого человек продает все, что у него есть; с зерном, из которого вырастает тенистое дерево; с закваской, которая поднимает все тесто.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

   Опыт священного — это таинственное «прикосновение мирам иным», это «мимолетное виденье чистой красоты» — не легче, а труднее делает жизнь, и подчас завидовать начинаешь людям, просто и бодро живущим, погруженным и в суету, и в мелочи жизни, без всякой внутренней борьбы. Однако только в этой борьбе исполняет человек по-настоящему свое высокое призвание, только тут, в этом усилии, в этих подъемах и падениях может почувствовать себя человеком.    И вот обо всем этом — первое прошение молитвы Господней. Такое короткое, такое одновременно и радостное, и трудное: «Да святится имя Твое».    Все лучшее во мне не только произносит эти слова, но и подлинно живет ими, все во мне хочет новой жизни, жизни, которая светилась бы и горела, как священное пламя, сжигая всю нечистоту, все недостойное данного мне видения, тянущее меня вниз. Боже мой, как трудно это прошение, какое бремя возложил на нас Христос, оставив его нам, открыв нам, что в нем единственно достойная и потому наипервейшая молитва наша к Богу! Как редко мы произносим эти слова, сознавая все это, и все-таки хорошо, что повторяем их снова и снова.    Ибо только пока звучит в мире это «Да святится имя Твое», пока не забыты эти слова, не может окончательно расчеловечиться человек, до конца изменить тому, к чему призван и для чего создал его Бог…    «Да святится имя Твое». Беседа 3    Второе прошение молитвы Господней звучит так: «Да приидет Царствие Твое». Как и по поводу первого прошения: «Да святится имя Твое», уместно задать вопрос: что вкладывает в эти слова человек, христианин, верующий, произносящий эту молитву, на что, к чему направлены в эту минуту его сознание, его надежда, его желание? Я боюсь, что на вопрос этот ответить так же трудно, как и на предыдущий — о первом прошении.    Когда-то, на самой заре христианства, смысл этого прошения был прост, вернее, оно воплощало, выражало в себе, можно сказать, главное в вере и надежде христиан. Ибо достаточно один раз прочитать Евангелие, чтобы убедиться в том, что понятие Царства Божия стоит в самой сердцевине проповеди и учения Христа. Пришел Иисус, проповедуя Евангелие Царствия, и сказал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4:17). О Царстве Божием почти все притчи Христа. Он сравнивает его с сокровищем, ради приобретения которого человек продает все, что у него есть; с зерном, из которого вырастает тенистое дерево; с закваской, которая поднимает все тесто.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вход на первый этаж расположен в южном скруглении притвора, а на второй – в западном торцовом ризалите. Притвор на первом этаже разделен на несколько помещений: в его средней части размещена каменная парадная лестница, по дуге поднимающаяся на второй этаж, а южнее нее – винтовая лестница к звону колокольни. Ризница, расположенная севернее парадной лестницы, перекрыта полулотковым сводом, а южное помещение перед входом в трапезную – сомкнутым. Невысокие, поперечно ориентированные и равные по площади помещения храма и трапезной разделены подпружными арками, переброшенными к боковым стенам от столба, чуть сдвинутого от центра к северу. И храм, и трапезная перекрыты поперечными лотковыми сводами, усложненными распалубками, идущими от подпружных арок и от восточной стены. В единое пространство алтаря, объединяющего два престола (он перекрыт коробовым сводом с переломами в торцах), ведут арочные проемы: один широкий связывает храм с северным Ильинским приделом и три узких – с южным Успенским. На втором этаже площадка парадной лестницы имеет крестовый свод, а ячейки по ее сторонам – крестовый (северная) и коробовый с переломом (южная). Трапезная, как и в первом этаже перекрытая перечным лотковым сводом, связана с храмом широкой аркой. В лотковый свод храма врезан восьмерик на плоских тромпах, завершенный восьмилотковым сводом. Три арки (средняя более широкая) связывают храм с алтарем, завершенным конхой. В верхнем (Преображенском) храме стены и свод окрашены в голубой цвет. Здесь сохранилась настенная живопись маслом в стиле позднего классицизма, характерная для 1840-х гг. Сюжетные росписи исполнены в академической манере. Свод алтаря расписан кессонами, а на стенах помещены две композиции – «Жертвоприношение Иакова» и «Моление о чаше». В основном помещении храма на тромпах в основании восьмерика находятся изображения евангелистов, на северном лотке свода – скорбящие апостолы и Богоматерь после Вознесения, на южном – «Прозрение Савла». На боковых лотках свода трапезной, в средней части расписанного розетками в кессонах, помещены многофигурные клейма: «Привезение образа Богоматери Владимирской из Ярославля в Нерехту по реке» (на северном) и композиция, иллюстрирующая текст «Покайтеся, ибо приблизилось царствие небесное» (на южном). Цветовая гамма приглушенная, серовато-коричневатая, с включениями красных, синих и зеленых цветов. Обрамления сюжетных композиций имитируют багетные рамы. В простенках окон изображены колонны коринфского ордера, а выше них – фигурные консоли. Основания сводов и восьмерика отмечены перспективными карнизами. Над аркой между храмом и трапезной написан Деисус в пяти круглых клеймах (в этой части роспись поновлялась в нач. 20 в.).

http://sobory.ru/article/?object=03118

Именно такое самодовольное, безмятежное и сытое состояние опасно для человека, для его обращения ко Христу – будь он богатым или бедным. Мы никогда не должны быть спокойны, а всегда должны искать и спрашивать, всегда жаждать и нуждаться, всегда сознавать себя нищими, не самостоятельными, но зависящими от Бога. Целью нашей жизни должно быть стремление достичь Царствия Небесного. Подлинная вера начинается с покаяния – с осознания своей недостаточности, своей духовной бедности и греховности. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие», – говорит Христос (Мф. 4, 17). И Он не раз объясняет Своим ученикам и народу, что Царство Небесное не где-то далеко, но здесь, среди нас, в нашем сердце. Мы с вами приобщаемся к этому Небесному Царству тогда, когда приходим в храм Божий, когда участвуем в Божественной литургии и причащаемся Святых Христовых Таин. Сам Господь, Который через Таинство Причащения вселяется в нас, дает нам разум и силы, чтобы нести наш жизненный крест, дает нам мудрость, столь необходимую для того, чтобы отделить главное от второстепенного. Чтобы каждый раз, слыша Его слово, перестраивать свою жизнь, настраивая ее на Царство Небесное, обещанное всем нам. Аминь». Служба коммуникации ОВЦС Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 8 февраля, 2021 3 апреля, 2020 14 мая, 2018 11 сентября, 2017 4 сентября, 2017 10 июля, 2017 6 июля, 2017 24 июня, 2017 20 мая, 2017 Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях пожертвовать рублей в месяц Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-net...

«Когда мир Христов придет в душу, тогда она рада сидеть, как Иов, на гноище, а других видеть во славе». Покаяние должно быть не разовым актом, а постоянным состоянием христианина Счастье возможно, это – жизнь с Богом. Что разлучает нас с Ним? Грех. «Мне слишком тяжело, чтобы каяться», – это по смыслу то же, что «я слишком болен, чтобы лечиться». Когда-то давно я прочитала, что покаяние должно быть не разовым актом, а постоянным состоянием христианина; что пребывание в Церкви, по сути, и есть покаяние. Что это означает? Что мы призваны всегда помнить о своей греховности и не воспринимать ее как норму. Мы ведь склонны извинять свои грехи их неизбежностью – «…несть человек, иже жив будет и не согрешит» – или даже естественностью. На самом деле грех противоестественен для человека, он – страшнейшая из ран: «…грех, будучи совершен, порождает смерть» (Иак. 1: 15). И тут уже не об одном только душевном состоянии нашем нужно вести речь, а о смерти вечной. Спасение от нее одно – покаяние. Не случайно же земное служение Христа предварялось призывом Предтечи: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2). Недаром монастырские старцы на вопрос «Что вы делаете здесь, в этих стенах, столько лет?» – нередко отвечают одним глаголом: «Каемся». Вот что до меня, повторюсь, дошло… И потребовало радикальной перемены, поворота всей моей внутренней жизни. Уныние тут же заголосило, что такой поворот для меня невозможен, у меня нет на него ни решимости, ни внутренних сил: я не смогу даже просто перестать себя оправдывать… И тут мне вспомнились слова Сергея Иосифовича Фуделя : «Наше духовное бессилие, конечно, наполовину нами воображается для оправдания нашего бездействия. Что-то мы все-таки можем, но очень этого не хотим». Я уже столько раз подходила к аналою безо всякого страха. Такого больше не должно быть! Что-то я все-таки могу – вот сейчас. Немного, в самом деле. Может быть, один муравьиный шаг… но его нужно сделать обязательно, тогда за ним последует шаг второй. Я боюсь следующей своей исповеди, той, которая мне предстоит. Именно потому боюсь, что она должна, наконец, оказаться настоящей. Этот страх – безусловно, благо. Я уже столько раз подходила к аналою, к кресту и Евангелию безо всякого страха. Такого больше не должно быть.

http://pravoslavie.ru/146064.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010