архимандрита Матфея (Померанцева; † 1918) и Алексия Зверева († 1918); от Чимкентской епархии: священника Афанасия Милова (1877-1937), священника Михаила Макишева (1879-1937), священника Василия Бова (1877-1937), священника Иоанна Смирнова (1872-1937), монаха Михаила (Марченко; 1871-1938; от Ярославской епархии: священника Петра Попова (1895-1937), Александра Уксусова (1874-1937), священника Александра Поздеевского (1868-1940), священника Иоанна Миротворцева (1881-1938), священника Николая Розина (1879-1930?), священника Владимира Виноградова (1874-1919), священника Василия Преображенского (1876-1940), священника Михаила Розова (1889-1941), священника Александра Петропавловского (1884-1937), священника Николая Понгельского (1879-1942), диакона Петра Фаворитова (1867-1931), протоиерея Николая Розова (1879-1941), священника Димитрия Казанского (1884-?), монахини Марии (Кореповой; 1877-?), иеромонаха Алексия (Задворнова; 1882-1937), иеромонаха Геннадия (Летюка; 1874-1941). 3. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике сщенномучеников митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697-1772), в лике святителей Пензенского епископа Иннокентия (Смирнова; 1784-1819), в лике преподобных архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847). 4. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении следующих местночтимых святых: в лике преподобных - иеросхимонаха Иова († 1720) Анзерского, в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 1993 году) и преподобных Оптинских старцев (причисление к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году): иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1856-1928); иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931) - как преподобноисповедника; архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938) - как преподобномученика.

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

В 1937 г. вместе с митрополитом Феофаном (Туляковым) была арестована большая часть духовенства епархии, включая клир Новокладбищенской церкви (священники Виноградов Владимир Васильевич и Малицкий Евгений Константинович, диакон Завгородний Василий Назарович). Все они были расстреляны. Однако церковь просуществовала еще до декабря 1940 г. С 29 августа Ждановский райисполком не продлил регистрацию на членов клира Свиридова П.П., Архангельского А.А. и Бодрова Н.Ф.: Свиридова и Бодрова – за задолженность райфинотделу; Архангельского – без указания причин. Поскольку церковь была тогда на окраине, то в бездорожье посещаемость падала на 70%, т.е. и доходы сокращались на треть. 4 сентября 1940 г. церковный совет получил уведомление о запрещении службы священникам их церкви и пожаловался в Горсовет, что 2 сентября уже все задолженности были «ликвидированы». Но решением Ждановского райсовета от 19 сентября церковь Покровской общины постановили закрыть, «учитывая массовое ходатайство граждан» и здание передать под клуб Ждановского Промкомбината. «Массовое ходатайство граждан» организовано было так (на справке Ждановского райисполкома в Облисполком от 23 октября 1940 г.): «... на территории данного прихода проживает граждан, достигших 18-летнего возраста 3347 чел., должно присутствовать на собраниях 2928 чел., присутствовало 2487 чел, голосовало за закрытие 2405 чел.». Решением Горьковского Облсовета от 1 ноября 1940 г. церковь была закрыта, о чем церковному совету сообщили 20 ноября 1940 г. Не знавшие еще о закрытии их церкви верующие 12 ноября 1940 г. обещали райсовету, что любой ценой погасят накопившиеся за октябрь за священниками Архангельским и Свиридовым задолженности и просили продлить регистрацию священников до 1 января 1941 г. Но 6 декабря 1940 г. Ждановский райисполком постановил служителям культа Архангельскому и Свиридову регистрацию аннулировать. А церковь с 9 декабря 1940 г. закрыть, т.к. церковный совет задолжал свыше 100 тыс. руб. налога и здания требует капремонта – отваливается, дескать, штукатурка и т.д. Община немедленно 19 декабря 1940 г. написала в Ждановский райсовет протест о неправильности закрытия церкви: налоги к тому времени уплатили, и состояние церкви было нормальное, штукатурка не падала. Однако Горьковский облисполком утвердил решение Ждановского райисполкома о закрытии церкви. 21 декабря 1940 г. постановил закрыть Покровскую церковь в Ждановском районе с последующим ее переоборудованием под клуб.

http://sobory.ru/article/?object=01803

Рукопись, стр.19+36. Ленинград, 1934. «Мои воспоминания». Часть 3-я (1895–1911). Церк. школ. деятельн. Рукопись, стр.56+79+12+16. Саратов, 1936. «Богословские школы в Ленинграде в послереволюционный период (с 1918 г.)». Исторический очерк с приложением: Положений, инструкций и списков личного состава. Рукопись, стр.65+39. Саратов, 1936. «Мои воспоминания». Часть IV. Ректура в Олонецкой духовной семинарии 1911–1918 гг. Рукопись, стр.104+ХХ. Саратов, 1937. «Мои воспоминания». Часть 5-я. Церковно-просветительная деятельность в петроградский период 1918–1922 гг.» Рукопись, стр.282. Саратов, 1938. «Мои воспоминания». Часть 6-я. Церковно-просветительная деятельность в ленинградский период 1924–1935 гг. Рукопись, стр.533. Саратов, 1939 Слова и речи при разного рода случаях, произнесенные с 1898 по 1934 гг. Рукопись, cmp.III+132+IV+156. Саратов, 1940. Слова и речи, посвященные памяти почивших 1891–1934 гг. Рукопись, стр.154. Саратов, 1940. Слова и речи, сказанные в разных учебных заведениях и на педагогических курсах с 1896 по 1928 гг. Рукопись, стр.154. Саратов, 1940. Слова и поучения на Св. Четыредесятницу и на Страстную седмицу, произнесенные в 1900–1934 гг. Рукопись, cmp.V+212. Саратов, 1940. Апологетические беседы об основных истинах христианства. В 4-х частях. Часть I-я. «Религия, Бог , Бог и мир». Произнесены в Ленинграде в 1926–1927 гг. Рукопись, стр.282. Саратов, 1940. Часть 2-я. «Сотериология. Промысл Божий. Вопрос о зле». «Учение об искуплении». Произнесены в 1927–1928 гг. Рукопись, стр.224. Саратов, 1940. Часть 3-я. «Христология. Учение о Лице Искупителя. О деле спасения, совершенного Христом». Произнесены в 1924–1928 гг. Рукопись, стр.380. Саратов, 1940. Часть 4-я. «Бог – Освятитель. Средства освящения ( Церковь , Таинства), Бог Мздовдаятель». Произнесены в 1921–1932 гг. Рукопись, стр.338. Саратов, 1940. «Христианское учение о нравственности». Беседы, произнесенные в Ленинграде в 1925–1932 гг. Рукопись, стр.422. Саратов, 1940. «Жизнь Церкви Христовой в век апостольский».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

25 . Слова и речи, посвященные памяти почивших (1891–1934 г.г.). Саратов. 1940 г. (Рукопись, стр. 154.) 26 . Слова и поучения на Св. Четыредесятницу и на Страстную седмицу, произнесенные в 1900–1934 г.г. Саратов. 1940 г. (Рукопись, стр. V + 212.) 27 . Слова и поучения на праздники Господни, Богородичные и Святых, произнесенные в разное время в Петрозаводске и Ленинграде. Саратов. 1941 г. (Машинопись библиотеки СПб ДА) 28 . Слова и поучения на все воскресные дни года, произнесенные в Петрозаводске и Ленинграде. Саратов. 1942 г. (Рукопись, стр. 313.) 29 . Апологетические беседы об основных истинах христианства. В 4-х частях. Часть I. Религия. Бог . Бог и мир. (Произнесены в Ленинграде в 1926–1927 г.г.) Саратов. 1940 г. (Рукопись, стр. 282.) 30 . Апологетические беседы об основных истинах христианства. Часть II. Сотериология. Промысл Божий. Вопрос о зле. Учение об искуплении. (Произнесены в 1927–1928 г.г.) Саратов. 1940 г. 31 . Апологетические беседы об основных истинах христианства. Часть III. Христология. Учения о Лице Искупителя, о деле спасения, совершенного Христом. (Произнесены в 1924–1928 г.г.) Саратов. 1940 г. (Рукопись, стр. 380.) 32 . Апологетические беседы об основных истинах христианства. Часть IV. Бог-Освятитель Средства освящения ( Церковь , Таинства). Бог-Мздовоздаятель. (Произнесены в 1921–1932 г.г.). Саратов. 1940 г. (Рукопись, стр. 338.). 33 . Христианское учение о нравственности. (Беседы, произнесенные в Ленинграде в 1925–1932 г.г.) Саратов. 1940 г. (Рукопись, стр. 422.) 34 . Жизнь Церкви Христовой в век апостольский. Изложение содержания книг «Деяния Святых апостолов и изъяснение Апокалипсиса», «Соборных посланий» и «Посланий апостола Павла». (Беседы, произнесенные в Ленинграде в 1932–1935 г.г.) Саратов. 1940 г. (Рукопись, стр. 712.) 35 . Сборник докладов и статей педагогического, литургического и церковно-практического характера. Саратов. 1942 г. (Рукопись, стр. 188.) Примечание: 19, 20, 21, 22 и 35 были утеряны на вокзале в Ульяновске при возвращении в Саратов от митрополита Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Воскресенье 20 мая/2 июня 1940. Рощин 279 описывает в «Возрождении» работу русских мальчиков-скаутов на парижских вокзалах. Они несут очень большую, полезную и ответственную работу. Многие мои ученики тоже работают по направлению, питанию и распределению волн беженцев. Они же помогают железнодорожникам, которые буквально выбились из сил. Среда 23 мая/5 июня 1940. Утром – торжественная служба отдания Пасхи. Присутствовали оба владыки. Пел хор. Служба была целиком празднику. Почти полная церковь , много причастников. Суббота 26 мая/8 июня 1940. На Дарю великая радость. Одна француженка, мадам Менье, покидающая Париж, привезла большую святыню, замечательную старинную икону Феодоровской Божией Матери в драгоценном окладе, которую она в свое время выкупила у разорившихся русских 280 . Драгоценнейший дар является как бы добрым символом того, что церковь будет охранена предстательством Владычицы. Воскресенье 27 мая/9 июня 1940. Утром – трудная и грустная служба на Дарю. Не было иподиаконов, только кое-кто из молодых. Справился кое-как (не очень хорошо) с помощью Коли Фролова, который иподиаконствовал первый раз в жизни. На церковном дворе, на улицах – какие-то странные лица, нефранцузского типа. Откуда они появляются? Кто они такие? В Париже – пусто. Настроение – недоуменное. Арестовали ночью Соню Зернову. Не могу понять причин ареста. В нацизме ее обвинить невозможно, а вся ее социальная работа была чисто гуманитарная. [...] Возможно, что показались подозрительными ее хлопоты за заключенных и слишком большие связи в Префектуре, где тоже произведена чистка. Понедельник 28 мая/10 июня 1940. Коковцов с женой должен был сегодня уехать в Vichy, куда едут все банки. Вторник 29 мая/11 июня 1940. Пришли газеты. «Последние новости» вышли в последний раз. Четверг 31 мая/13 июня 1940 11 часов. Иду на рю Дарю, где узнаю, что соглашение о сдаче [Парижа] состоялось и что остается полиция. Видимо, немцы сегодня вечером или завтра войдут в Париж. Сообщила это жандармерия. Суббота 2/15 июня 1940.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Понедельник 29 октября/11 ноября 1940. В Епархиальном совете обсуждался вопрос о немецкой бумаге. Она оказалась ответом на запрос о благотворительной помощи приходским организациям. Министерство культов сообщило, что оно покровительствует юрисдикции архиепископа Серафима. Здешняя комендатура, не зная, что делать с бумагой, послала ее в местные комендатуры, а они в комиссариаты, причем перевод на французский язык был сделан неточно. Четверг 1/14 ноября 1940. На Подворье решили принять меры относительно статей Ильина 309 (он написал в «Новом слове» 310 выпад против Коковцова и других лиц, состоящих попечителями Института). Воскресенье 4/17 ноября 1940. На Дарю – много немцев. Сидел с 5 до 7 с Марией Ал. Каллаш и беседовал о деле примирения между Московской Патриархией и митрополитом Евлогием. Я вполне одобряю все предпринятые шаги. Очень усерден проф. Стратонов 311 . Владыка настроен хорошо. Суббота 10/23 ноября 1940. На днях М. Горчаков [...] на Дарю хотел говорить с Митрополитом, но Владыка поручил о. Николаю узнать, что ему надо. С ним был только граф Коновницын, который теперь старается возглавить русскую молодежь. О. Николаю Горчаков и Коновницын заявили, что пришли требовать ухода Митрополита и переселения его на Подворье, где ему будет платиться жалованье. Митрополит ответил им через о. Николая, что не уйдет и что жалованья ему не надо. Четверг 15/28 ноября 1940. Приехал Сиверс (правовед и офицер, женатый на немке) в качестве немецкого «инспектора русских дел». Он уже был в [корпусе-] лицее, где очень не понравился, в гимназии, где никого не застал. Его обхаживает всячески Горчаков. Суббота 24 ноября/7 декабря 1940. На Дарю – опять вдвоем с Андреем Шмеманом. Никто не может приходить в 5 часов. Церковь на 3/4 пуста, а к концу собираются люди. Воскресенье 25 ноября/8 декабря 1940. На Дарю – очень многочисленный штат и все маленькие. Владыка очень плох и едва дотянул службу. Был молебен георгиевских кавалеров. Среди витязей–волнение. Н.Ф. Федоров, не спросив никого из своих, объединился с Богдановичем 312 , и, как говорят, на очень политической программе 313 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воскресенье 23 сентября/6 октября 1940. В русских делах произошел несомненный перелом. Эмиграция находится на распутье. Уезжать или не уезжать в Германию? Переносится ли центр культурной работы по ту сторону Рейна, или она вообще заглохнет? Сейчас уже чувствуется сильное падение духовных сил эмиграции, хотя работа продолжается и вновь пробуждается, даже у тех, которые офранцузились, интерес к России; несмотря на все потрясения, кое-что спасается из накопленного за 20 лет культурного достояния. Если даже роль эмиграции окончена, сделано ею для русской культуры очень много. Вторник 25 сентября/8 октября 1940. Кое-кто из русских шоферов ездил с немецкими грузовиками за сапогами в Смоленск. Они не могли говорить по-русски, и их не отпускали от грузовиков, но они все же видали базарную площадь в субботу. Впечатление серое и бедное. В воскресенье все были приодеты и, видимо, шли в церковь . Четверг 27 сентября/10 октября 1940. Повсюду возобновляются занятия. Имею сведения уже из 14 школ. Пятница 28 сентября/11 октября 1940. Из Германии–менее радостные письма. Работа и режим – тяжелые, и многие начинают сильно уставать. Понедельник 1/14 октября 1940. Покров Пресв. Богородицы. Утром – служба в Покровской церкви. Митрополита привезли в маленьком автомобильчике, из которого мы никак не могли его освободить. Прислуживали оба Саши, Слава Васильев 304 и местные. Служил о. И. Лелюхин, о. Д. Клепинин, о. Б. Старк и о. Г. Сериков. Служба очень затянулась, и от трапезы все встали только в 3 часа. Пятница 5/18 октября 1940. 60-летие свадьбы Коковцовых. [...] В 4 часа был у Коковцовых, которые устроили большой прием с необильным угощением по случаю своей бриллиантовой свадьбы. Был весь Париж (русский). Владыка приехал первым в 4 часа, а потом до 7 шла непрерывная волна посетителей и поздравителей. Суббота 6/19 октября 1940. С.М. Зернова доложила о том, как по доносу М. Горчакова закрыли ее бюро и она лишена возможности устраивать на работу русских. Убито очень полезное русское дело. Горчаков тоже лишен возможности устройства, так как все функции русских бюро труда переданы французским учреждениям. П.Ф. Андерсон, в связи с письмом, полученным о. Львом Липеровским от группы движенцев крайне правого крыла (Володя Голицын 305 и др.) о возглавлении русским РСХД, сообщил, что он все равно скоро уезжает в Америку, что он замещает В. В. Зеньковского временно и что всегда готов отказаться от заместительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во второй половине 1940 г. Румынская Православная Церковь насчитывала 9067 священнослужителей, 4495 из них имели среднее духовное образование, 4527 — высшее богословское образование и 45 были докторами богословия. В это время в 10 Духовных семинариях (две из которых находились в Бухаресте) училось 2656 человек, в 5 Духовных академиях — 200 студентов и, кроме того, на 3 православных богословских факультетах университетов — 2500 студентов. Эти факультеты до лета 1940 г. существовали в Бухарестском, Кишиневском и Черновицком университетах, но после потери Бессарабии и Северной Буковины богословский факультет из Черновиц был переведен в Сучаву, а из Кишинева — в Яссы. [xix] На дальнейшей деятельности Румынской Православной Церкви сильно отразилось изменение политической ситуации в стране. Король Карол II был вынужден 6 сентября 1940 г. отречься от престола в пользу своего 18-летнего сына Михая I, но власть в стране фактически захватил генерал (позднее маршал) Ион Антонеску, ставший премьер-министром и «кондукэторулом» (вождем) румынского государства. Он создал авторитарный репрессивный режим и сразу же вступил в тесный союз с нацистской Германией. 12 октября в Румынию были введены немецкие войска, а 23 ноября 1940 г. она присоединилась к Тройственному пакту. Из всех союзников Гитлера Румыния выставила против СССР наибольшее количество войск и понесла самые значительные потери. Уже вскоре после прихода к власти, в ноябре 1940 г. правительство Антонеску объявило, что новый порядок будет введен и в Православной Церкви. В ответ Патриарх Никодим предложил Антонеску основные направления изменений: более тесную совместную работу с государством и серьезное ужесточение требований к кандидатам в иереи и епископы. 3 декабря Священный Синод совместно с министром по делам религии (культов и искусств) Браилеану представил правительству меморандум из 30 пунктов, в котором затрагивались организационные вопросы Церкви и проблема крещеных евреев. [xx] Начавший 3 декабря свои заседания после осеннего перерыва Свящ. Синод заявил, что потеря страной в 1940 г. своих земель была актом, противоречащим Божественной справедливости: миллионы румын и многие румынские храмы попали под власть чужеземцев; Церковь направила свои молитвы к Богу, с просьбами о восстановлении справедливости в отношении румынского народа. Наконец, Синод обещал новому государственному руководству свою помощь и призвал всех верующих к сплочению, дисциплине и порядку. [xxi]

http://bogoslov.ru/article/637896

Bestand F. 17. Verzeichnis Op. 132. Dokument D. 497. L. 19. Чумаченко Т. А . Государство, православная церковь, верующие. 1941-1961 гг. С. 113 ( Tschumatschenko Т . А . Der Staat, die Orthodoxe Kirche, die Gläubigen. Die 1941-1961 Jahre. S. 113). Jordan - Bezeichnung eines Eisloches am Fluss, See oder Teich, das zum Fest der Taufe Christi gemacht wird, um das Wasserweiheritual durchzuführen (AdÜ). Ibid. S. 136; Шкаровский М. В . Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. С. 342-343 ( Schkarowskij M.B. Russische Orthodoxe Kirche in den Stalin- und Khruschev-Zeiten. (Staatlich-kirchliche Verhältnisse in der UdSSR in den 1939-1964 Jahren). S. 342-343);. Staatliches Archiv der Russischen Föderation (GARF) Bestand F. 6991. Verzeichnis Op. 1. Dokument D. 148. Ll. 46-48; Dokument D. 288. L. 96; Dokument D. 450. L. 1. S. ausführlicher in. Беглов А . Церковное подполье в СССР в 1920-1940-х годах: стратегии выживания//Одиссей. Человек в истории. 2003. М., 2003. С. 78-104 ( Beglow А . Kirchenuntergrund in der UdSSR in 1920-1940 Jahren: die Überlebensstrategie//Odysseus. Mensch in der Geschichte. 2003. Moskau, 2003. S. 78-104); Беглов А . Епископат Русской Православной Церкви и церковное подполье в 1920-1940-е гг.//Альфа и Омега. 2003. 1(35). С. 138-155 ( Beglow А . Das Bistum der Russischen Orthodoxen Kirche und der kirchliche Untergrund in den 1920-1940er Jahren.//Alpha und Omega. 2003. 1(35). S. 138-155); Беглов А . Эволюция церковной жизни в условиях подполья: итоги двадцатилетия (1920-1940)//Альфа и Омега. 2003. 2(36). С. 202-232 ( Beglow А . Evolution des Kirchenlebens unter den Untergrundsbedingungen: das Fazit der zwei Dekaden двадцатилетия (1920-1940-е гг.)//Alpha und Omega. 2003. 2(36). S. 202-232); Беглов А . Л . Церковное подполье 1920-1940-х годов в СССР в контексте государственно-церковных отношений. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 2004 ( Beglow А . L . Kirchlicher Untergrund in der UdSSR in den 1920-1940 Jahren im Kontext der staatlich-kirchlichen Verhältnisse.

http://bogoslov.ru/article/421216

208 См.: Граббе Ю. Письмо в редакцию из канцелярии Св. Синода. Православная Русь. 1940. 4. С. 6. 211 См.: Православная Церковь в Генерал-губернаторстве. Церковная жизнь. 1940. 9. С. 140141; В Генерал-губернаторстве. Церковная жизнь. 1940. 12. С. 190; Хиротония архимандрита Иллариона Огиенко. Православная Русь. 1940. 21. С. 8. 214 Самозванец Серафим (Ладде). Последние новости. 1940. 28 января. См. также: Выпады и интриги против Архиепископа Серафима (Ладде). Хлеб Небесный. 1940. 5. С. 62. 215 См.: Серафим, архим. Митрополит Дионисий возвратился к власти. Православная Русь. 1940. 1819. С. 8. 216 См.: Определения Собора Архиереев Русской Православной Церкви за границей. Церковные ведомости. 1928. 78. С. 3. Подробнее см.: Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь и автокефалия Польской Церкви. Вестник ПСТГУ. II: История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. 4(37). С. 1727. 219 См.: Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей 25 апреля (8 мая) 1946 года. Церковная жизнь. 1947. 34. С. 34. 223 ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 199. J1. 11 об. См. также: Православие в Японии. Православная Русь. 1947. 1. С. 17. 224 См.: Хиротония о. Николая в сан епископа Ниппонского и Токийского. Хлеб Небесный. 1941. 5. С. 69. 227 См., напр.: ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 44.Л. 1; Д. 86. Л. 4 4 об.; Д. 87. Л. 5 об.; Д. 89. Л. 35; Д. 90. Л. 1 об.2 об.; Д. 92. Л. 5. 229 ГА РФ. Ф. 6343. Οп. 1. Д. 22. Л. 1212 об.; см. также: Указ Начальника Российской Духовной Миссии в Китае Архиепископа Китайского и Пекинского. Хлеб Небесный. 1939. 2. С. 56. 244 Анастасий, митр. Резолюция в ответ на назначение архиепископа Анастасия главой Хорватской Православной Церкви. Архив ОВЦС. Дело «Сербская Православная Церковь ». Папка «1945. Переписка». Л. 3940. С. 91. 250 См.: Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды. 17002005. М., 2010. С. 794. 251 См.: Алексеев В. Религиозный подъем в СССР и последние мероприятия Советского правительства. Церковная жизнь. 1955. 16. С. 52.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010