1989 год — Состоялось заседание Священного Синода. Синод определил: епископа Никанора (Юхимюка), находившегося с 16 ноября 1979 г. в юрисдикции Православной Чешской Церкви и получившего 29 ноября 1987 г. от Блаженнейшего митрополита Пражского и всей Чехословакии Дорофея отпускную грамоту, принять в юрисдикцию Русской Православной Церкви и назначить епископом Сумским и Ахтырским. Синод принял решение о восстановлении Полоцкой, Могилевской и Пинской епархий. Архиепископом Могилевским и Мстиславским назначен архиепископ Тульский и Белевский Максим (Кроха); епископом Пинским и Брестским — епископ Пинский Константин (Хомич), викарий Минской епархии; епископом Полоцким и Витебским определено быть игумену Троице-Сергиевой лавры Димитрию (Дроздову); епископом Даугавпилсским, викарием Рижской епархии, по пострижении в монашество и возведении в сан архимандрита определено быть протоиерею Александру Кудрящову, настоятелю Спасо-Преображенской церкви Риги. Наречение и хиротонию его в епископский сан совершить в Москве. Заслушав доклад преосвященного митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева), председателя Отдела внешних церковных сношений, о деятельности и жизни подворья Русской Православной Церкви в Александрии (АРЕ), Синод постановил: 1. В связи с истечением срока заграничной командировки протоиерея Димитрия Нецветаева освободить его от обязанностей экзарха Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при Блаженнейшем Папе и Патриархе Александрийском и всей Африки и настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Александрии (АРЕ) и направить в распоряжение преосвященного Валентина (Мищука), архиепископа Владимирского и Суздальского. 2. Выразить благодарность протоиерею Димитрию за многолетнее ревностное служение и представительство Матери-Церкви. 3. Экзархом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при Папе и Патриархе Александрийском и всей Африки и настоятелем подворья Русской Православной Церкви в Александрии (АРЕ) назначить архимандрита Феофана (Ашуркова), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

http://pravoslavie.ru/5504.html

Но они делают и еще более важное дело — они пастырски окормляют народы. Число наших православных братьев и сестер греческой национальности в Москве сегодня увеличивается, и подворье Александрийской Церкви является местом, где они духовно окормляются, молятся и через молитву входят в общение со своими Церквами. То же служение несет и подворье Московского Патриархата в Каире — этот величественный храм, который объединяет многих людей, прибывших в Египет из разных стран и являющихся чадами Русской Православной Церкви». Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился со словом приветствия к прихожанам и гостям подворья Московского Патриархата в Каире: «Я хотел бы всех вас сердечно приветствовать, мои дорогие братья и сестры! Радуюсь, видя ваши лица; радуюсь, что у вас есть возможность прийти в храм, где служба совершается на славянском языке, и погрузиться в привычную атмосферу русского православного храма. Я радуюсь тому, что этот храм был отреставрирован, и многие из вас потрудились для того, чтобы он обрел такую красоту. Очень важно посещать храм Божий. Это не всегда легко — и город большой, и движение в нем сложное, и каждый из вас занят, но важно помнить, что именно в храме к нам особым образом прикасается благодать Божия; здесь Господь особенно слышит наши молитвы, потому что Он сам сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20). Приходите в Божий храм, молитесь, исповедуйтесь и причащайтесь Святых Христовых Таин, воспитывайте в православной вере своих детей! Наш народ, который прошел трудные испытания в XX веке, самые страшные испытания — безбожие, знает, какова сила веры. Если люди отказываются от Бога, они не могут достичь успеха; а когда сочетают молитву и труд, тогда успех сопутствует им. Мне хотелось посетить этот Божий храм, встретиться с вами для того, чтобы поддержать каждого из вас на вашем пути к Богу. Верим и твердо знаем, что только в общении с Богом человек обретает полноту жизни. Пусть господь каждого из вас хранит на жизненном пути молитвами святого апостола и евангелиста Марка, основателя Александрийской Церкви, и молитвами святого великомученика Димитрия. Дай Бог, чтобы приход был всегда мирным, крепким и дружным!»

http://patriarchia.ru/db/text/1135617.ht...

Храм Всех Святых на Кулишках — подворье Александрийского патриархата в Москве (Славянская площадь, д. 2). Мощевик с частицей мощей св. Николая, а также большой мощевик с частицами других святых привез в столицу настоятель храма, представитель патриарха Александрийского при патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий (Киккотис). Каждое воскресенье по окончании Божественной литургии эти ковчеги со святыми мощами перед началом водосвятного молебна выносятся для всеобщего поклонения. Храм святителя Николая в Котельниках — представительство Православной церкви Чешских земель и Словакии (1-й Котельнический переулок, 8, стр. 1). Частица мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, была подарена храму архиепископом Михаловско-Кошицким Георгием. Храм апостолов Петра и Павла в Ясеневе — подворье Оптиной пустыни (Новоясеневский пр-т, 42). Храм свт. Николая в Толмачах — домовый храм-музей при Государственной Третьяковской галерее (Малый Толмачевский переулок, 9).  Храм святителя Николая в Старом Ваганькове (Староваганьковский переулок, 14). Здесь хранятся чтимый образ святителя Николая и частица его мощей. Храм вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках (Лубянский проезд, 9, стр. 2). Частица мощей появилась в храме в марте 2011 года. Ее поместили в специально изготовленный мощевик и вставили в большую ростовую икону свт. Николая. Храм свт. Николая Мирликийского в Голутвине (1-й Голутвинский пер., 14). В храме хранится икона св. Николая с частицей его мощей. Храм святителя Николая в Покровском (ул. Бакунинская, 100). В церкви хранится ковчег с частицами мощей Николая Чудотворца, а также Ризы Господней, Животворящего Креста, камня Гроба Господня и частицами мощей многих святых: Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, апостолов Андрея Первозванного и Варнавы, святителя Иоанна Златоуста, великомученика и целителя Пантелеимона, вмч. Георгия Победоносца, вмц. Варвары и др. Храм свт. Николая в Хамовниках (ул. Льва Толстого, 2). Частицу мощей святителя Николая, привезенную из города Бари, в декабре 2010 года передал на хранение в этот столичный храм Святейший патриарх Кирилл.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Предстоятель Русской Церкви также с благодарностью отметил важную роль, которую играет Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор во всеправославной семье. «По диптиху Вы второй Патриарх, судья вселенной. И мы, вспоминая этот титул, никогда не употребляем его всуе, зная, что в Церкви все, что есть, наполняется смыслом, — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. — Благодаря Вашему доброму характеру и любящему сердцу Вы в трудных ситуациях, через которые иногда приходилось и приходится проходить Православной Церкви, также и в общении Предстоятелей Церквей, находите правильные слова для того, чтобы утешить людей, поддержать и укрепить братские мирные отношения. Выражаю Вам глубокую признательность за Ваше служение». Его Святейшество высказал радость в связи с тем, что Предстоятель Александрийской Православной Церкви возглавил в московском Храме Христа Спасителя историческое богослужение в сотую годовщину восстановления Патриаршества в Русской Церкви. Эта знаменательная дата отмечалась в праздник Введения 4 декабря, в который сто лет назад была совершена Патриаршая интронизация святителя исповедника Тихона. «Пусть его молитвами Господь укрепляет Вас и ваш клир в том апостольском служении, к которому вас призвал Господь», — сказал Патриарх Кирилл. В ответном слове Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Феодор выразил глубокую благодарность Русской Православной Церкви от братской Александрийской Церкви. «Бог благоволил так, что сейчас Предстоятелем Александрийской Православной Церкви является человек, который жил рядом с вами, служил на Подворье в Одессе, который любит вас и знает ваши проблемы. Когда Вы приезжали к нам с визитом, я Вам напомнил, что застал то время, когда Данилов монастырь еще только возрождался, и очень хорошо помню волнительные моменты его возрождения. Я всегда рад говорить, что я человек, который хорошо знает русскую землю», — сказал Блаженнейший Владыка, добавив по-русски: «Мое сердце осталось здесь, и обратно я его не заберу никогда». Александрийский Патриарх назвал великим благословением для себя участие вместе с собратьями из других Православных Церквей в торжествах, посвященных 100-летию Поместного собора и избрания святителя Тихона на Патриарший престол.

http://patriarchia.ru/db/text/5078874.ht...

Таким образом, Предстоятель Польской Православной Церкви полностью поддержал предложениям, высказанные месяц назад Блаженнейшим митрополитом Владимиром. Это первый официальный ответ на обращение от 11 октября, полученный в Киеве от Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Напомним, что совсем недавно (28 октября 2008 года) в связи с вручением Блаженнейшему Митрополиту Савве звания доктора Киевской духовной академии «honoris causa» Киев посетила делегация Польской Православной Церкви. К сожалению, из-за болезни сам Предстоятель Польской Церкви не смог тогда приехать в Киев. Тем не менее, Священный Синод высказал удовлетворение «высоким уровнем взаимоотношений между Украинской и Польской Православными Церквами» и признал важным дальнейшее развитие этих отношений. Еще одно Синодальное решение, относящееся к межправославным отношениям, было принято в связи с просьбой Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора II о принятии для служения в Свято-Троицком храме города Одессы клирика Александрийского Патриархата . Здесь следует напомнить, что еще в 1955 году во время посещения Одессы Александрийским Патриархом Христофором II между ним и Патриархом Московским и всея Руси Алексием I была достигнута договоренность об открытии в Одессе подворья Александрийской Православной Церкви. Это подворье начало свое существование в октябре 1956 года при одесском храме Святой Троицы, который принято также именовать «греческой церковью». Действительно, Троицкая церковь исторически была приходским храмом для проживавших в Одессе греков. Именно в этой церкви в 1821 году был похоронен мученически скончавшийся Константинопольский Патриарх Григорий V (впоследствии в 1871 году его мощи были перенесены в Афины). В свое время в Троицком храме в качестве официального представителя Александрийской Церкви совершал служение и будущий Предстоятель Александрийского Патриархата Блаженнейший Федор II. Подворье Александрийской Церкви существовало в Одессе до апреля 1994 года, после чего оно было перенесено в Москву в храм Всех святых на Кулишках (Славянская площадь). Теперь Блаженнейший Патриарх Феодор II с целью возобновления традиции служения в Троицком храме духовенства Восточных Патриархатов предложил принять в этот храм клирика Александрийской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/488126.htm...

25 января 1959 года Папа Иоанн XXIII объявил о созыве в Ватикане собора Католической Церкви. Первую реакцию Русской Церкви на этот призыв из уст Патриарха Алексия власть услышала на приеме по случаю 110-летия создания Антиохийского подворья в Москве. устроенном настоятелем подворья епископом Василием (Самаха) 22 февраля 1959 г. Среди приглашенных были послы ОАР, Судана, Ирака, Греции. Святейший Патриарх подчеркнул, что " Русская Православная Церковь не может участвовать на соборе католиков и не считает такой собор Вселенским " . Его поддержал греческий посол, добавив, что и " греческая ортодоксальная церковь также смотрит на этот вопрос, полагая, что Ватикан на соборе будет отстаивать свои интересы и догматы, не приемлемые для православия " 3 . (Все увиденное и услышанное Г. Карпов доложил в секретной записке в ЦК КПСС тремя днями позже приема). А 2 апреля того же 1959 года состоялась беседа Председателя Совета по делам Русской православной церкви с Патриархом Алексием, митрополитом Николаем (Ярушевичем) и управляющим делами Московской Патриархии протоиереем Н. Колчицким. Основной темой беседы стало отношение Русской Православной Церкви к созываемому Папой Иоанном XXIII собору. Патриарх Алексий подчеркнул, что по существующим каноническим законам Православная Церковь не имеет права участвовать в этом соборе, а также направлять своих представителей в качестве гостей или наблюдателей. " Наоборот, мы приняли меры, - заявил Патриарх, - которые могли бы приуменьшить значение собора " 4 . Такими мероприятиями, по мнению Предстоятеля Русской Церкви, могли бы стать консультации с Антиохийским Патриархом Феодосием, Александрийским Христофором и Сербским Германом, которые должны прибыть в СССР по приглашению Русской Церкви. Г. Карпова интересовала возможность созыва Всеправославного Собора (Председатель Совета по делам Русской православной церкви был верен этой идее " нового курса " , берущей начало в 1943 г.). Как и ранее, Патриарх Алексий ответил Г. Карпову, что инициатором этого он стать не сможет, " потому что по существующим церковным законам право на созыв таких соборов, конференций или совещаний представителей православных церквей стран мира принадлежит патриарху " первому среди равных " . В настоящее время это право принадлежит Константинопольскому патриарху " 5 . Это Г. Карпов хорошо знал. И все же закончил беседу просьбой рассмотреть вопрос о возможности созыва конференции или совещания православных церквей в 1960–61 гг., приурочив его к какому-нибудь празднику, подчеркнув при этом, что " Вас не должно стеснять и то обстоятельство, что подобное совещание состоится не в СССР, а где-то в другом месте " 6 .

http://religare.ru/2_8443.html

Среди других принятых Священным Синодом мер в отношении Александрийской Церкви — приостановление деятельности представительства (подворья) Александрийского Патриархата при Московском Патриаршем престоле и преобразование представительства Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском в приход Русской Православной Церкви в Каире. Кроме того, было постановлено вывести из юрисдикции Александрийского Патриархата приходы Русской Православной Церкви, находящиеся на Африканском континенте, придав им ставропигиальный статус. По словам В.Р. Легойды, на заседании Священного Синода также было заслушано сообщение о торжествах восстановления единства Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской Православной Церковью. «Священный Синод Русской Православной Церкви также имел суждение о деятельности Высшего Церковного Совета во второй половине 2019 года и утвердил план на 2020 год. Другими важными темами заседания стало включение имени иерея Павла Лазарева в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также утверждение секретаря Высшего Общецерковного суда», — сообщил В.Р. Легойда. «Также, согласно действующему порядку, Священный Синод утвердил журналы Синода Белорусского Экзархата, Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Синода Патриаршего Экзархата Юго-Восточной Азии и Синода Патриаршего Экзархата Западной Европы», — заключил глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. На заседании Священного Синода были заслушаны рапорты председателя Синодальной богослужебной комиссии митрополита Петрозаводского и Карельского Константина и председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского Климента о представлении на утверждение Священного Синода ряда богослужебных текстов и текстов акафистов (журнал 163), сообщает Патриархия.ru. Участники заседания утвердили и рекомендовали к общецерковному богослужебному употреблению представленные тексты следующих служб: - Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Всецарица»;

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/26/po...

Во внимание к многолетней всесторонней помощи Русской Православной Церкви и Представительству Московского Патриархата в Каире Святейший Патриарх Кирилл наградил посла России в Египте М.Л. Богданова орденом преподобного Сергия Радонежского III степени. «Мы очень ценим все, что Вы делаете для поддержки этой общины, — сказал Святейший Владыка, вручая награду М.Л. Богданову. — Я знаю Вас долгие годы, и где бы Вы ни работали, всегда интересы Церкви были близки Вашему сердцу». Предстоятель Русской Православной Церкви особо поблагодарил настоятеля подворья игумена Леонида (Горбачева) за пастырскую работу и труды по реставрации храма великомученика Димитрия, а также за деятельность в Представительстве Московского Патриарха при Александрийском Патриаршем Престоле. Игумен Леонид удостоен ордена святого благоверного княза Даниила Московского III степени и возведения в сан архимандрита. Патриаршие грамоты были вручены тем, кто внес весомый вклад в осуществление реставрации храма и принимает активное участие в жизни прихода и развитии паломничества к святым местам Египта. К Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу обратился настоятель храма. «Сегодняшний день для нас для всех станет историческим памятным днем — еще не закончились светлые радостные Пасхальные дни, как эта седмица озарилась радостью визита Вашего Святейшества в пределы Александрийской Церкви, — сказал, в частности, отец Леонид. — Как Предстоятель Русской Церкви Вы всегда уделяете особое внимание людям, которые находятся вокруг Вас, зная нужды и печали тех, кто живет вдали от своего Отечества… Мы делаем и будем делать все возможное, чтобы наши люди не остались без духовного окормления». «Я сердечно благодарю Вас за высокую оценку, которую Вы сегодня дали моим скромным трудам, — сказал далее настоятель goдbopья, обращаясь к Предстоятелям Александрийской и Русской Православных Церквей. — Это командная работа — все люди, которые присутствуют здесь, усердствуют, чтобы этот храм процветал и укреплялся. Мы просим Ваших молитв, Ваше Святейшество и Ваше Блаженство!»

http://patriarchia.ru/db/text/1135617.ht...

— Чтобы рассказать, почему я полюбил Русскую Церковь, я хотел бы вернуться в 1970-е годы. А именно, к тому самому моменту, когда в Ризарийской церковной школе в Афинах я впервые увидел Патриарха Московского Пимена и молодого клирика, тогда архимандрита Кирилла. После этого я пошел в библиотеку и попросил, чтобы мне дали какую-нибудь духовную книгу о России, и это оказалось житие святого Серафима Саровского. Прочтя ее, я так полюбил Русскую Церковь, что на протяжении целых семи лет каждый вечер я клал по одному земному поклону, прося, чтобы преподобный Серафим сподобил меня как-нибудь приехать в Россию, познакомиться со святой русской землей, со святой Русской Церковью. Спустя семь лет моей молитвы святой наконец-то сподобил меня, чтобы осуществилась моя мечта, и я в 1985 году поехал в прекрасный город Одессу, где и прожил десять лет. Мне довелось познакомиться со многими очень хорошими людьми, но самое главное — я познакомился с русским народом, мне открылась красота его сердца, его простота и искренность чувств. Времена тогда были очень сложные, это был период развала Советского Союза и становления современной России… Слава Богу, все сложилось благополучно и России удалось окрепнуть. В 2007 году, во время моего официального визита в Россию после вступления на Патриарший престол, я попросил, чтобы в программу было включено посещение Серафимо-Дивеевского монастыря. Я подошел к мощам преподобного Серафима и возложил на них Патриарший критар — это вторая епитрахиль, которую носит Александрийский Патриарх, — чтобы поблагодарить святого за осуществление моей просьбы. — Вы неоднократно выступали в поддержку канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, которая предпринимает усилия, чтобы вернуть мир на землю Украины. Как бы вы могли прокомментировать нынешнюю церковную ситуацию в этой стране, где, помимо канонической Церкви, в последнее время при поддержке государства все активнее действует не признанный в православном мире Киевский патриархат? — Я очень хорошо знаю Украину — и епископов, и верующих-мирян, — и имею очень хорошее представление о том, какими стимулами руководствуются люди, которые пытаются сегодня посеять раздор на Украине. С самого начала, когда только возникла проблема церковного раскола, Александрийский Патриархат и я как его представитель заняли такую позицию, что Украинская Церковь является неотъемлемой частью Русской Православной Церкви. И когда я совершал Божественную литургию в Киево-Печерской лавре , я заявил, что для Александрийской Церкви каноническим Предстоятелем Украинской Православной Церкви является митрополит Киевский и всея Украины Владимир . И потом, когда схизматики попытались насильственным образом, без приглашения прийти в Свято-Троицкий храм, который тогда был подворьем Александрийской Церкви в Одессе, я стал в дверях и сказал: этого не будет.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4704505...

Утром 11 апреля в Благовещенском соборе Александрии Предстоятели Александрийской и Русской Православных Церквей совершили Божественную литургию . Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по окончании богослужения в Благовещенском соборе Александрии По окончании богослужения от имени Блаженнейшего Папы и Патриарха Феодора II в Александрийской Патриархии прошел торжественный прием по случаю визита Предстоятеля Русской Православной Церкви. В Тронном зале состоялось награждение Святейшего Патриарха Кирилла Большим крестом ордена святого апостола и евангелиста Марка. Во второй половине дня Предстоятели двух Церквей прибыли в Каир. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вместе с Блаженнейшим Папой и Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором II посетил подворье Московского Патриархата в Каире и совершил в храме святого великомученика Димитрия Солунского торжественный молебен . Затем в резиденции Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Арабской Республике Египет прошла встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Народной Ассамблеи Египта, президентом ассоциации «Египет — Россия» Фатхи Суруром. Во встрече также приняли участие  Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Арабской Республике Египет М.Л. Богданов. В ходе беседы обсуждались различные аспекты межрелигиозного диалога, взаимоотношений между христианскими и исламскими общинами, вопросы противодействия экстремизму. 12 апреля в Каире состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Верховным имамом шейхом университета «Аль-Азхар» Ахмадом Ат-Таибом. Во встрече также принял участие Блаженнейший Патриарх Феодор II и члены официальной делегации Московского Патриархата. Стороны обсудили роль религии в современном глобализирующемся мире. Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с инициативой создать совместную рабочую группу, которая могла бы заниматься выработкой общего ответа на вызовы современности. Шейх университета «Аль-Азхар» положительно воспринял данное предложение.

http://patriarchia.ru/db/text/1135830.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010