3. Годовой круг богослужения. Все круги церковных служб расположены концентрически, то есть основное ядро служб и характер их остаются неизменными, но в каждом новом случае расширяются и дополняются новыми песнопениями и богослужебными действиями.           Таким образом, как среди суточных служб есть менее торжественные (полунощница, часы, повечерие) и более торжественные (утреня, литургия, вечерня), так и в седмичном кругу есть дни торжественные (воскресенье) и неторжественные: покаянно-постные (среда и пятница) и скорбно-молитвенные (суббота – день поминовения усопших). Подобным же образом построен и годичный круг богослужения. В нем единичные торжественные дни недели разрастаются в целое собрание праздничных дней, посвященных памяти известных событий, святых, небесных чинов или отмечаемых во славу Господа и Его Пречистой Матери, отдельные постные дни – в продолжительные посты; а поминовению усопших назначено несколько специальных дней («родительские субботы»).           Все эти отмечаемые Церковью праздники и события делятся на два разряда: некоторые приурочены к одним и тем же числам определенных месяцев и воспоминаются в эти дни из года в год неизменно, другие же ежегодно празднуются в различные числа и месяцы. Влияет на это день празднования св. Пасхи, который высчитывается по особым нерушимым правилам и от которого зависит круг церковных праздников и постов, так же нерушимо с ним связанных в известных сочетаниях. Те праздники, которые падают ежегодно на разные дни недели 7 , но одни и те же числа, называются неподвижными, а те, которые падают на разные числа 8 , – подвижными.           Праздники сами по себе делятся на великие, малые и средние.           Великие (обозначаются красным крестом в круге) – это те, «имже бдение и вся служба праздника совершается по Уставу» 9 . На утрене в великие праздники обычные каноны Богородице отменяются 10 , даже и в Ее собственные дни 11 , а поются только праздничные. «Честнейшую» тоже не поют; эта песнь заменяется величаниями с припевами, или запевами, и ирмосом девятой песни. На литургии вместо «Достойно» – задостойник (ирмос девятой песни канона), вместо «изобразительных»  –  праздничные антифоны.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В раннехристианской Церкви годовой богослужебный круг также основывался на Пасхе и Пятидесятнице. Унаследованные от иудейской традиции, эти праздники приобрели новое содержание: Пасха с самого начала была празднованием Воскресения Христа, а Пятидесятница — воспоминанием сошествия Святого Духа на апостолов, установления Нового Завета между Богом и Новым Израилем — христианами. Во II веке Церковь начинает почитать мучеников, выделяя в календаре дни их молитвенного поминовения. Древнейшим свидетельством этого является «Мученичество святого Поликарпа Смирнского», относящееся к середине II века. Характерно, что почитание мучеников не отделяется в этом памятнике от поклонения Христу: «Мы поклоняемся Ему как Сыну Божию; а мучеников как учеников и подражателей Господних достойно любим за непобедимую приверженность (их) своему Царю и Учителю. Да даст Бог и нам быть их сообщниками и соучениками!» («Мученичество Поликарпа Смирнского» 17). И хотя первоначально культ каждого мученика был привязан ко дню его кончины, церковное воспоминание этого события всегда носило праздничный характер. В конце повествования о кончине святого Поликарпа авторы говорят: «Мы взяли затем кости его, которые драгоценнее дорогих камней и благороднее золота, положили где следовало. Там, по возможности, Господь даст и нам, собравшимся в весели и радости, отпраздновать день рождения Его мученика, в память подвизавшихся до нас и в наставление и приготовление для будущих (подвижников)» («Мученичество…» 18). В течение IV века богослужебный круг христианских Церквей существенно расширяется благодаря введению новых праздников, переосмыслению старых, добавлению памятей новых святых, «обмену праздниками» между поместными Церквами. И, конечно же, центром каждого празднования было богослужение — Евхаристия. Каждый из Святых Отцов этого периода оставил нам проповеди на те или иные праздники. Одновременно происходило и осмысление самого феномена христианского праздника. И в этом выдающуюся роль сыграл святитель Григорий Богослов. В проповеди на Рождество Христово он говорит о годичном круге церковных праздников и о том, как в течение литургического года перед глазами верующего проходит вся жизни Иисуса:

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1286085...

Подобает ведать православным христианам, что богослужения по новому календарю разрушают творение святых Отцов – святый Типикон, сиречь Устав Церкви, определяющий годовой, круг богослужений. Ибо тогда повреждается память многих подвижников и мучеников Церкви, которой должно свершаться Великим Постом и не выходить за его пределы, относится ли то к празднованию 40 мучеников Севастийских (9 марта ст. ст.) или ко обретению главы святого Иоанна Предтечи (24 февраля ст. ст.). При " новоисправленном " , а точнее, испорченном календаре становится невозможной " Кирио-Пасха " , т. е. совпадение преславное и таинственное Благовещения и Воскресения Христова. Нередко нарушается у новостильников и празднование дня памяти святого великомученика Георгия. И особенное бесчестие католики наносят своим календарем апостолу Петру, хотя примат его они утверждают в своей Церкви и наместниками которого и последователями считают собственных пап. Апостольский, или Петров, пост установлен самими апостолами. Церковный документ, именуемый " Апостольскими постановлениями " , гласит: " После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь " . По древнему предписанию этот пост начинается в понедельник после Недели всех святых, следующей за праздником Троицы. Продолжительность Апостольского поста бывает разная: от 6 недель до недели и 1 дня. Высоким уважением пользовался этот пост среди христиан с глубочайшей древности: о нем свидетельствуют Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, Лев Великий. Так вот, в автокефальных Православных Церквах, принявших " исправленный юлианский календарь " , Петров пост часто сокращается или полностью исчезает, если приходится на седмицу Пятидесятницы, когда он запрещается Типиконом. А самый Иерусалимский богослужебный Устав-Типикон – этот великий и бесценный плод молитвенного подвига величайших подвижников Православия. Типикон можно соблюсти ненарушимым только при юлианском церковном календаре и александрийской Пасхалии, принятыми Вселенской Церковью.

http://religare.ru/2_74317_1_21.html

Подобает ведать православным христианам, что богослужения по новому календарю разрушают творение святых Отцов – святый Типикон, сиречь Устав Церкви, определяющий годовой, круг богослужений. Ибо тогда повреждается память многих подвижников и мучеников Церкви, которой должно свершаться Великим Постом и не выходить за его пределы, относится ли то к празднованию 40 мучеников Севастийских (9 марта ст. ст.) или ко обретению главы святого Иоанна Предтечи (24 февраля ст. ст.). При " новоисправленном " , а точнее, испорченном календаре становится невозможной " Кирио-Пасха " , т. е. совпадение преславное и таинственное Благовещения и Воскресения Христова. Нередко нарушается у новостильников и празднование дня памяти святого великомученика Георгия. И особенное бесчестие католики наносят своим календарем апостолу Петру, хотя примат его они утверждают в своей Церкви и наместниками которого и последователями считают собственных пап. Апостольский, или Петров, пост установлен самими апостолами. Церковный документ, именуемый " Апостольскими постановлениями " , гласит: " После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь " . По древнему предписанию этот пост начинается в понедельник после Недели всех святых, следующей за праздником Троицы. Продолжительность Апостольского поста бывает разная: от 6 недель до недели и 1 дня. Высоким уважением пользовался этот пост среди христиан с глубочайшей древности: о нем свидетельствуют Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, Лев Великий. Так вот, в автокефальных Православных Церквах, принявших " исправленный юлианский календарь " , Петров пост часто сокращается или полностью исчезает, если приходится на седмицу Пятидесятницы, когда он запрещается Типиконом. А самый Иерусалимский богослужебный Устав-Типикон – этот великий и бесценный плод молитвенного подвига величайших подвижников Православия. Типикон можно соблюсти ненарушимым только при юлианском церковном календаре и александрийской Пасхалии, принятыми Вселенской Церковью. При новом же стиле насчитываются десятки отступлений от Типикона лишь за последние 20 лет. Это влечет за собой отход от традиций святых Отцов, нарушение молитвенного единства между Православными Церквами, а в практической жизни – разлад в церковном народе и разделения.

http://religare.ru/2_74317.html

Итак, в седмичном круге мы должны выделить три типа богослужения. Прежде всего, начало седмицы и ее вершина – день воскресный, в богослужении он называется неделя. День воскресный велик, и мы, конечно, не обойдем его вниманием. Заранее скажем, что устроение богослужебного Устава для воскресного дня несомненно свидетельствует о том, что день воскресный сравним с самыми великими праздниками годового круга. Затем следует пять будничных дней или дней седмичных, которым посвящена 9-я глава Типикона. Этот устав бегло рассмотрен в предыдущей главе. Следует заметить, что два дня – среда и пятница являются если и не вершинами, то некими возвышенностями в течение седмицы, потому что тема этих дней – Крест – отличается от прочих, она Господская, как и в день воскресный. Конечно, среда и пяток с неделей не сравнимы, но являются, с точки зрения Октоиха, с точки зрения седмичной службы как бы более важными, чем понедельник, вторник и четверг. Наконец, совершенно особое место занимает суббота. В субботу не такое праздничное богослужение, как в воскресенье, но и не такое будничное, как в седмичные дни. Субботнее богослужение является наиболее забытым и попираемым в нашей приходской практике, редко можно встретить храм, где правильно служат в субботу. Вместе с тем суббота являет нам необыкновенную красоту. В церковном году есть две важнейшие субботы, в которых и коренится все богослужебное учение о субботе и которые являются источником устроения субботнего богослужения для всего года. Это Суббота Великая или Преблагословенная (Суббота Страстной седмицы) и Лазарева суббота. О них мы будем говорить подробно в дальнейшем, когда будем разбирать богослужение Триоди. Эти дни совершенно неповторимы и обладают особой богослужебной красотой; все субботы года связаны с ними. Если мы возьмем следующий богослужебный круг времени – годовой, и две его части – неподвижные праздники и подвижные, то следует сказать, чтонеподвижные праздники, которые образуют систему месяцеслова, имеют четкую разработанную иерархию, которая отражена в главе Типикона «О знамениях праздников месяцеслова». Знамения – это графические значки, которые являются отражением устроения богослужебного года, выражают иерархию праздников месяцеслова, о них мы уже говорили. Здесь уже большее разнообразие служб, здесь гораздо больше видов богослужения, чем в седмичном круге. Как раз эти праздники привлекут наше основное внимание в дальнейшем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из-за постоянного использования за богослужением Триоди ту часть года, к-рая содержит памяти и праздники Г. п. б. к., называют также «периодом пения Триоди» в отличие от «периода пения Октоиха» - всего остального времени года ( Розанов. Устав. С. 10). Устав богослужения Г. п. б. к. описывается в 2 главах Типикона - 49-й (для Триоди Постной) и 50-й (для Триоди Цветной). 51-я глава содержит устав апостольского (Петрова) поста, начинающегося сразу после Недели всех святых. Господские праздники в составе Г. п. б. к. Основную структуру Г. п. б. к. формируют неск. важнейших в году Господских праздников . Главный из них - Пасха, «праздников праздник»; вслед за ней по значимости идут 3 двунадесятых Господских праздника Г. п. б. к.: Вход Господень в Иерусалим (празднуется за неделю до Пасхи), Вознесение Господне (через 40 дней после Пасхи), Пятидесятница (называемая также Троицей, воспоминание Сошествия Св. Духа). К Господским двунадесятым праздникам примыкает неделя Антипасхи , к-рая хотя и не относится формально к двунадесятым праздникам, но близка к ним по своему уставу. Также к Господским праздникам Г. п. б. к. относится Преполовение Пятидесятницы (уставные особенности его богослужения позволяют отнести Преполовение к средним или даже к малым праздникам, тем не менее Преполовение имеет 7-дневное попразднство с отданием), а в широком смысле - все воскресенья Г. п. б. к. Воскресные дни Г. п. б. к. являются важнейшим элементом его структуры. Тема, заданная в богослужении того или иного воскресенья, часто становится темой всей следующей седмицы. Среди недельных памятей Г. п. б. к. можно выделить 3 основные категории. К 1-й принадлежат недели, темы богослужения к-рых связаны с евангельскими чтениями воскресной литургии. В Г. п. б. к. 6 таких недель, 3 до Пасхи: Мытаря и фарисея неделя (литургийное Евангелие: Лк 18. 10-14), Блудного сына неделя (литургийное Евангелие: Лк 15. 11-32), Мясопустная неделя , или Неделя о Страшном Суде (литургийное Евангелие: Мф 25. 31-46) - и 3 после: Расслабленного неделя (литургийное Евангелие: Ин 5. 1-15), Самаряныни неделя (литургийное Евангелие: Ин 4. 5-42), Слепого неделя (литургийное Евангелие: Ин 9. 1-38).

http://pravenc.ru/text/165231.html

Несмотря на ассоциацию дней седмицы с памятями святых, на деле песнопения седмичного круга в богослужении присутствуют далеко не всегда. Воскресные тексты Октоиха – наиболее явные и частые представители седмичного круга в богослужении; они отменяются только на Пасху и в случае двунадесятых Господских праздников. В то же время в богослужениях понедельника – субботы песнопения седмичного круга присутствуют нечасто: только если случится память святому, которому не положено праздничного богослужения, и при этом не должно быть предпразднства или попразднства двунадесятого праздника. Напротив, если случится праздник с полилеем или период предпразднства или попразднства двунадесятого праздника, то Октоих не поется, а значит, и песнопения седмичного круга фактически в богослужении отсутствуют. Годовой круг богослужения Годовой круг богослужения состоит из двух параллельно идущих календарей: подвижного круга и неподвижного круга. Подвижный годовой круг зависит от лунного календаря, начинается в день Светлого Христова Воскресения (Пасхи). Состоит этот круг из 50, 51, 54 или 55 седмиц (10 седмиц Постной Триоди + 7 седмиц Пятидесятницы + седмицы по Пятидесятнице). Как видно, количество седмиц между Пятидесятницей текущего года и началом великопостного предуготовительного периода следующего года различается, и именно этим определяется продолжительность расстояния между Пасхами соседних годов. Подвижный круг в богослужении явно присутствует в период Триоди (то есть в течение 18 недель: от Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых): здесь есть специальные праздники с подвижными датами (конкретная дата определяется Пасхой этого года) и особые песнопения в Триодях Постной и Цветной. В остальной период (от Недели всех святых данного года до Недели о мытаре и фарисее следующего года) подвижный круг в богослужении отражается только в рядовых чтениях Апостола и Евангелия на литургии. Неподвижный годовой богослужебный круг зависит от солнечного календаря и состоит из 52 седмиц. По сути, его составляют праздники и памяти святых с фиксированными датами. В соответствии с византийской средневековой традицией, церковный год (а вместе с ним неподвижный годовой круг) начинается 1 сентября по старому стилю. В XXI веке разница между гражданским григорианским «новым» стилем и церковным юлианским «старым» стилем составляет 13 дней. Цитаты о богослужебных кругах

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-krugi

Годовой подвижный круг богослужения сформировался вокруг праздника Пасхи . Поскольку дата христ. Пасхи связана с евр. лунным календарем, праздники и памяти подвижного цикла выпадают в разные годы на разные даты солнечного календаря, принятого в древности в Римской империи, а впосл. и во всем мире. В христ. богослужении за мн. века его развития сложился целый комплекс воспоминаний, приуроченных к периоду Великого поста , служащего приготовлением к Пасхе и следующему за ним периоду Пятидесятницы . В правосл. традиции книгами, содержащими тексты годового подвижного круга, являются Триоди , Постная и Цветная. Годовой неподвижный круг богослужения представляет собой цикл воспоминаний, привязанных к различным календарным датам в течение года. В основе лежит рим. календарная система. Его формирование началось во II-III вв. с почитания дней памяти мучеников, а также праздников Богоявления и Рождества Христова . После IV в. число памятей этого Б. к. стало быстро увеличиваться. В совр. правосл. традиции (так же, как и во мн. др.) число памятей годового неподвижного круга настолько велико, что нет ни одного дня без воспоминания к.-л. святого или праздника, мн. дни имеют даже неск. памятей, поэтому была создана система обозначений степени праздничности каждой памяти (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). В правосл. богослужении основными книгами, содержащими песнопения и чтения годового неподвижного круга, являются служебные Минеи . Соединение песнопений и чтений, относящихся к разным Б. к., регулируется богослужебным уставом (см. Типикон ). Рубрики: Ключевые слова: ВОДООСВЯЩЕНИЕ церковное священнодействие, посредством к-рого вода как один из первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение ГИМН 1. Обобщающее название различных литургических песнопений христ. авторов; 2. В зап. христ. традиции - литургическое строфическое песнопение в куплетной форме ПАННИХИС в традиции византийского бorocлyжehuяVII-XII вв. обозначение одной из служб суточного богослужебного круга, совершавшейся в начале ночи

http://pravenc.ru/text/149587.html

В то время как структура церковного года в целом, а также лекционарной системы в правосл. богослужении во 2-м тыс. по Р. Х. основывается на послеиконоборческой к-польской богослужебной традиции, гимнографические последования Постной Триоди сохранили следы влияния древнего иерусалимского богослужения . Эта традиция имела отличную от совр. лекционарную систему. В частности, в воскресные дни Великого поста читались: во 2-ю неделю - притча о блудном сыне (Лк 15. 11-32), в 3-ю - притчи о судье и вдове и о мытаре и фарисее (Лк 18. 1-14), в 4-ю - притча о милосердном самарянине (Лк 10. 25-37), в 5-ю - притча о богатом и о Лазаре (Лк 16. 19-31). Т. о., чтение, напр., притчи о блудном сыне в иерусалимской традиции располагалось внутри Великого поста. И хотя после IX в. правосл. мир повсеместно перешел на послеиконоборческую к-польскую лекционарную систему, развитие тем евангельских чтений согласно древней иерусалимской лекционарной системе до наст. времени можно найти в песнопениях Постной Триоди (в канонах воскресной утрени (во 2-5-ю недели поста) и в нек-рых песнопениях 3-6-й седмиц поста (прежде всего в самогласнах дня)). Т. о., в результате взаимодействия различных богослужебных традиций состав Постной Триоди стал таким, что, напр., темы притч о мытаре и фарисее и о блудном сыне возникают в Триоди дважды. Вознесение Господне. Икона. Ок. 1564 г. (ЯХМ) Вознесение Господне. Икона. Ок. 1564 г. (ЯХМ) Ко 2-й категории можно отнести те воскресенья Г. п. б. к., памяти к-рых непосредственно не связаны с евангельскими чтениями: Сыропустную неделю (воспоминание изгнания Адама из рая), Православия неделю (память утверждения иконопочитания в 843; песнопения и литургийные чтения этого дня сохр. и древнюю память Всех св. пророков), неделю свт. Григория Паламы (в память утверждения учения свт. Григория о Божественных энергиях), Крестопоклонную неделю (празднование в честь Креста Господня; в К-поле с этого дня начиналось усиленное приготовление оглашаемых к таинству Крещения; с Крестопоклонной неделей связано т. н. средопостие - среда последующей седмицы, когда (как и в пятницу этой седмицы) совершается поклонение Кресту), жен-мироносиц неделю , память VII Вселенского Собора 787 г. в 7-ю неделю по Пасхе, Всех святых неделю .

http://pravenc.ru/text/165231.html

Тексты седмичного круга содержатся в книге Октоих. Практически все они являются гимнографическими, то есть, взяты не из Священного Писания, а составлены церковными песнотворцами (3, с. 46). Годовой круг богослужения, как и седмичный, не имеет своих служб, его тексты тоже вставляются в определенные места суточных служб. Годовой круг можно разделить на две крупные части: Месяцеслов и Триодь. Месяцеслов – это система неподвижных праздников (закрепленных за каждым числом месяца). Например, Благовещение всегда празднуется 25 марта (7 апреля по новому стилю). Сюда же входят периоды предпраздненств (несколько дней до праздника), попраздненств (несколько дней после праздника) и постов. Начало месяцеслова – это начало церковного года, 1 сентября по старому стилю. Первый большой праздник церковного года – Рождество Пресвятой Богородицы, последний – Ее Успение. Конечно, это не случайно, ведь в течение жизни Матери Божией произошли все важнейшие для нашего спасения события: Бог родился во плоти, искупил человечество Своей Крестной смертью, основал на земле Свою Церковь , апостолы возвестили Евангелие всему цивилизованному миру. Центром Месяцеслова является праздник Рождества Христова. Тексты молитвословий неподвижных праздников находятся в Минее месячной, разделенной, по числу месяцев, на 12 книг (3, с. 47). Триодь представляет собой систему подвижных праздников, связанных с Пасхой. Каждый день этого цикла не связан с определенной календарной датой, но зато ежегодно празднуется в один и тот же день седмицы и находится в неизменном положении относительно дня Пасхи. Например, Вход Господень в Иерусалим всегда бывает в воскресенье, за неделю до Пасхи, а Вознесение празднуется в 40й день после Пасхи и всегда попадает на четверг. Тексты этого периода находятся в двух книгах – Триоди Постной и Триоди Цветной. В первой содержатся песнопения периода подготовки к Пасхе (Великий пост и три приготовительные седмицы перед ним, начиная с недели мытаря и фарисея), а во второй – времени от Пасхи до недели всех святых (следующего воскресенья после Троицы).

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010