123 Слова и речи. Т. 5. М., 1885. С. 67. 124 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 4. Беседа на книгу Бытия XXVI. СПб., 1898. С. 267. 125 Филарет (Дроздов), святитель. Т. 5. Указ. изд. С. 519. 126 Толковая Псалтирь 1 Цар. 2:1—10), песнь избавления, приводимая пророком Исаией (Ис. 12:1—6), молитва Товита после благополучного возвращения домой его сына (Тов. 13:1—18) и др. 127 Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 5. Подвижнические уставы. Гл. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 321. 128 Молитва Евхаристического канона на литургии святителя Василия Великого. 129 Там же. 130 Исследованием акафистов долгое время занимался А. В. Попов, издавший в 1903 году замечательную книгу под заглавием «Православные русские акафисты». 131 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. М., 1879. С. 12—130. 132 Там же. 133 Указание пути ко спасению. М., 1885. С. 11. 134 Слова и речи. Т. 3. М., 1877. С. 94. 135 Ср. молитвы: пророка Моисея (Исх. 33:12—23), царя Соломона (3 Цар. 8:22—53), пророка Илии (3 Цар. 17:21; 18, 36—37), царя Езекии (Ис. 37:15—20), пророка Иеремии (15, 15—18; 17, 13—18; 18, 18—23), священника Елеазара (3 Мак. 6:1—14), псалмы 142, 118 и др. 136 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. СПб., 1896. С. 293 137 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. М., 1874. С. 1—9. 138 Творения. Ч. 5. М., 1850. Сл. 137. С. 149. Ср.: Лествица. Сл. 28. Гл. 13. Указ. изд. С. 234. 139 Слова и речи. Т. 2. Указ. изд. С. 130. 140 Ср. покаянные молитвы: священника Ездры (1 Езд. 9:5—15; 2 Езд. 8:71—87), Неемии (Неем. 1:5—11), пророка Иеремии (Иер. 14:19—22) и пророка Варуха (Вар. 3:1—8). 141 Творения. Т. 3. М., 1899. С. 118. 142 Лествица. Слово 5. Гл. 13 и 6. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 61—62; ср.: Молитвы преподобного Ефрема Сирина. Ч. 7. М., 1852. С. 103—201. 143 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. Указ. изд. С. 129—130. 144 Там же. С. 130. 145 Там же. Т. 5. С. 46. 146 Ср.: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 400. (святые Варсонофий и Иоанн).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

Как богомудрый защитник православия, св. Василий «силой словес божественных ереси низложил» и «речи источил учений благочестивых вселенней». Смиренный и кроткий, снисходительный и милосердный к согрешающим по немощи, но непоколебимый в вере и готовый все претерпеть за истину Христову, св. Василий был строгим карателем злочестивых противников веры и более всего заботился о чистоте православия не только кесарийской, но и всей восточной Церкви. «Он, по словам св. Григория Богослова , не давал ни сна очам, ни дремания веждам, и заботами изнурял останок плоти дотоле, пока не нашел уврачевания злу». И только благодаря его заботам церковь кесарийская спасена была от арианства. Св. Василий скончался в 379 г., 50 лет от рождения. За свои заслуги Церкви и необыкновенную высоконравственную и подвижническую жизнь св. Василий назван «Великим» и прославляется, как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов», «палата учености», «вождь жизни». Из трудов св. Василия дошли до нас 9 бесед на шестоднев, 13 бесед на псалмы, 25 бесед на разные случаи, 5 книг против ариан и одна – о божестве Святого Духа, правила церковного благочиния, уставы для монашествующих, молитвы и литургия, известная под его именем. Тело св. Василия, по сказании западных писателей, было перенесено крестоносцами во Фландрию; честная глава его, по словам преосв. Порфирия, находится в Афонской лавре св. Афанасия; рука его хранится в Венеции. Тропарь, гл. 1. Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси: естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие отче, преподобне: моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, гл. 4. Явился еси основание непоколебимое Церкве, подая всем некрадомое господство человеком, запечатлея твоими веленьми, небоявленне Василие преподобне. В Часослове 1742г., изд. в Киево-Печ. Лавре, находится такое величание: Величаем тя, святителю Христов Василие, благочестно церковь Христову непорочну сохраншаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

93 Феофан, святитель. Письма к разным лицам. М., 1892. С. 415. 94 Пространный христианский катихизис. Указ. изд. С. 102. 95 Там же. 96 Творения. Т. 4. М., 1899. С. 39—40; ср.: Т. 2. С. 330. 97 Творения. Т. 4. С. 413. 98 Творения. Т. 2. С. 330. 99 Из Пасхального послания Святейшего Патриарха Алексия I к настоятелям церквей г. Москвы в 1946 г. Слова, речи, послания (1941—1948). Изд. Московской Патриархии, 1948. С. 238—239. 100 Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I в Московской духовной академии о церковном пении 18 апреля 1948 г. (Там же. С. 246—248). 101 Из Пасхального послания Святейшего Патриарха Алексия I. С. 239. 102 Мф. 14:18; Мк. 6:41; Лк. 9:16; Ин. 11:41; 17, 1. 103 Лк. 22:41. 104 Мф. 26:39; Лк. 17:16; ср.: 7, 60; 9, 40. 105 Мк. 7:34. 106 Евр. 5:7. 107 Деян. 9:40; 20, 36; Еф. 3:14; 1 Кор. 14:25; 1 Тим. 2:8. 108 Писания мужей апостольских. СПб., 1895. Святого Климента, епископа Римского к Коринфянам). Посл. 1. Гл. 2. С. 74; Гл. 29. С. 92. Пастырь Ерма. Кн. 1; вид. 1. Гл. 1. С. 160; Кн. 1; вид 2. Гл. 1. С. 168. 109 Ориген. О молитве. Ярославль, 1884. § 31. C. 163—167.Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 3. Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий. СПб., 1897. С. 373. 110 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 3. Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий. СПб., 1897. С. 373. 111 Мф. 12:34; Лк. 6:45; ср.: Пс. 50:17; Лк. 17:15. 112 Пс. 87:10; 140. 2; 1 Тим. 2:8—10. Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4. Об Анне. Сл. 5. СПб., 1898. С. 821. 113 Деян. 7:60; Еф. 3:14. 114 Лк. 22:62. 115 Творения. Т. 2. Беседа о статуях XX. СПб., 1896. С. 224. 116 Творения. Т. 1. Беседа о статуях IX. С. 110. 117 Нахимов Н. Вера, молитва и жизнь православного христианина. СПб., 1910. С. 33. 118 Нравственно-подвижнические слова. Сергиев Посад, 1911. С. 8, § 13. 119 Мф. 15:8—9; ср.: Ис. 29:13; Иер. 6:20. 120 Пространный христианский катихизис. Указ. изд. С. 103. 121 Творения. Ч. 5. Подвижнические уставы. Сергиев Посад, 1892. С. 348. 122 Пространный христианский катихизис. Указ. изд. С. 102.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

Лк. 6: 36 . См.: Максим Исповедник, святой. Четыре сотни глав о любви. Первая сотница. Гл. 25//Добротолюбие. Т. 3.  См.: 1Кор.3:18 .  См.: Иер.14:5 .  Видимо, старец Клеопа имеет в виду 1964 год, когда в Румынии объявили всеобщую амнистию и были выпущены на свободу посаженные в тюрьму за веру.  См.:  Иоанн , игумен Синайский, преподобный. Лествица. Слово 1, гл. 4.  См.:  Василий Великий , святитель. Подвижнические уставы.  См.:  Никодим Святогорец , преподобный. Невидимая брань. Ч. 2. Гл. 10–13.  Ср.:  Максим Исповедник,  преподобный. Четыре сотни глав о любви. Третья сотница. § 90; Четвертая сотница. § 22.  Ср.: Там же. Первая сотница. § 11.  Ср.:  Исаак Сирин,  преподобный. Слова подвижнические. Слово 16.  См.:  В асилий Великий,  святитель. Беседы на псалмы. Беседа на псалом 33. § 1//  Василий Великий,  святитель. Творения: В 2х т. М., 2008. Т. 1. С. 530.  См.:  Афанасий Великий ,  святитель. Житие преподобного отца нашего Антония. § 60//  Афанасий Великий,  святитель. Избранные произведения. М., 2006. С. 37.  См.:  Исаак Сирин,  преподобный. Слова подвижнические. Слово 16.  Ср.:  Нил Подвижник,  преподобный. 153 главы о молитве. § 117–120//Добротолюбие: В 5и т. М., 2003. Т. 2. С. 237–238.  См.:  Каллист и Игнатий Ксанфопулы,  иноки. Наставление безмолвствующим. § 64//Добротолюбие. Т. 5. С. 413.  Ср.:  Исаак Сирин , преподобный. Слова подвижнические. Слово 2.  См.:  Василий Великий,  святитель. Письмо 233 (225). К Амфилохию, вопрошавшему;  Его же.  Толкование на пророка Исаию. Гл. 13. § 273//  Василий Великий,  святитель. Творения. Т. 2. С. 813–814; Т. 1. С. 831.  Ср.:  Максим Исповедник,  преподобный. Вопросоответы к Фалассию. Ч. 1. Вопрос 55//  Максим Исповедник,  преподобный. Творения: В 2х кн. М., 1994. Кн. 2. С. 204.  Ср.:  Прп. Иоанн, игумен Синайский.  Лествица. Слово 27. § 56. С. 227.  Ср.:  Прп. Исаак Сирин.  Слова подвижнические. Слова 23, 41, 59. С. 177, 276, 541–544.  Ср.:  Прп. Иоанн, игумен Синайский.  Лествица. Слово 1. § 4. С. 3.  См.:  Прп. Ефрем Сирин.  133. Слово на Святый Пяток о Кресте и о разбойнике//  Прп. Ефрем Сирин.  Творения: В 8 т. М., 1994. Т. 3. С. 422–428.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

   Деян. 7:60; Еф. 3:14.    Лк. 22:62.    Творения. Т. 2. Беседа о статуях XX. СПб., 1896. С. 224.    Творения. Т. 1. Беседа о статуях IX. С. 110.    Нахимов Н. Вера, молитва и жизнь православного христианина. СПб., 1910. С. 33.    Нравственно-подвижнические слова. Сергиев Посад, 1911. С. 8, § 13.    Мф. 15:8-9; ср.: Ис. 29:13; Иер. 6:20.    Пространный христианский катихизис. Указ. изд. С. 103.    Творения. Ч. 5. Подвижнические уставы. Сергиев Посад, 1892. С. 348.    Пространный христианский катихизис. Указ. изд. С. 102.    Слова и речи. Т. 5. М., 1885. С. 67.    Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 4. Беседа на книгу Бытия XXVI. СПб., 1898. С. 267.    Филарет (Дроздов), святитель. Т. 5. Указ. изд. С. 519.    Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена. Киев, 1907. С. 823 (в примечании). В псалмах: 17, 20, 28, 29, 32, 46, 65, 74, 95, 97, 102, 104, 116, 117, 133, 144—150 и др. пророк Давид то сам восхваляет Господа, то зовет к этому все Божье творение. Замечательными образцами хвалебной молитвы в Ветхом Завете еще служат: псалом хваления Анны (1 Цар. 2:1-10), песнь избавления, приводимая пророком Исаией (Ис. 12:1-6), молитва Товита после благополучного возвращения домой его сына (Тов. 13:1-18) и др.    Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 5. Подвижнические уставы. Гл. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 321.    Молитва Евхаристического канона на литургии святителя Василия Великого.    Там же.    Исследованием акафистов долгое время занимался А. В. Попов, издавший в 1903 году замечательную книгу под заглавием «Православные русские акафисты».    Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. М., 1879. С. 12—130.    Там же.    Указание пути ко спасению. М., 1885. С. 11.    Слова и речи. Т. 3. М., 1877. С. 94.    Ср. молитвы: пророка Моисея (Исх. 33:12-23), царя Соломона (3 Цар. 8:22-53), пророка Илии (3 Цар. 17:21; 18, 36—37), царя Езекии (Ис. 37:15-20), пророка Иеремии (15, 15—18; 17, 13—18; 18, 18—23), священника Елеазара (3 Мак. 6:1-14), псалмы 142, 118 и др.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

2057 Насколько нам известно, в смысле восприемника, принимающего на свою совесть грехи ученика и его душу на свою, старец трактуется первый раз у Иоанна Лествичника . Migne, P. G. LXXXVIII, 1189; р. пер. изд. 4-е, 274–275, Архим. Иннокентий („Пострижение в монашество“ стр. 45, 48. 50, 59:64) полагает, что передача принимаемого инока старцу была составной частью обряда пострижения с самого начала монашества. Но приводимые им данные этого не доказывают. 2060 Migne, P. G. XXXIV, 1138; р. п. 155. Однако, инок не должен был возноситься этим своим правом. „Брат сказал великому старцу: желал бы я, авва, найти старца по желанию моему и умереть с ним“. Старцу не понравилось настроение инока, и он ему заметил: „Ты ли должен следовать воле старца, или он последовать твоей воле, – и тогда ты успокоишься?“ Брат понял и раскаялся в своём превозношении. Пат. по гл. X, § 160, стр. 245, ср. Migne., Р. L. LXXIII. 932. 2068 Vita s. Johanni Dam. Acta sanct. Mai II, XXIV; Vita s. Stephani, ibid. Juli III, p. 550; p. п. Пал. Пат. вып. 11, стр. 90–91. Интересно отметить, что этот инок скоро оставил назначенного отца духовного, боримый помыслами, и перешёл к другому – св. Стефану, рр. 551 и 553; р. п. 93 и 99. 2073 Migne, P. G. LXX1X, 229 (1. II, ep. 67), p. п. III, 34. В наставлении новоначальным инокам Нил Син. не советует домогаться „учительского достоинства“, но продолжает: „если (инок) сделается способным приносить пользу и другим, то пусть делает сие ради награды, отложенной у Бога, как Дело, которое обязан исполнить пред Богом и которое от Бога вознаграждается вечными дарами“. Migne, P. G. LXXIX, 532–533 (ер. 263, 1. III) р. п. III, 380–381. 2075 Migne, P. G. XXXI, 632; р. п. V, 45 Тракт. о подвижничестве; col. 1400–1, р. п. V, 403–404. Подвиж. уставы гл. 21. „Сделаться сожителем“ какого-ниб. старца значит – выбрать его в руководители себе (Житие преп. Феодосия Киновиарха, гл. 7. Пал. Пат., в. 8, стр. 9; ср. гл. 9, стр. 16). 2077 Бл. Феодорита История боголюбцев Migne, P. Gr. LXXXII, 1308. Р. п. 28. В другом месте (col. 1325; р. п. 48–48) бл. Феодорит называет сожителями при подвижнике Маркиане двух учеников, живущих в отдельной хижине вследствие тесноты подвижнической кельи; передаёт о другом подвижнике Публии (с. 1353; р. п. 78) который „не позволял жить никому с собой, а учеников своих расселил по отдельным кельям.“

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

65 Проф. Д.И. Богдашевский (ныне епископ Василий). Послание Святого Апостола Павла к Ефесянам. Киев 1904, стр. 406. 68 См. F. Loofs. Leitfaden Zum Studium Der Dogmengeschichte. 4-te Aufl. Halle 1906. § 15:2. S. 99. 69 Доказательство апостольской проповеди, гл. 99. Русск. перевод в Христианском Чтении за 1907 г. ч. 2. 78 Св. Афанасий Вел. Против ариан II, 47. Творений ч. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1902, стр. 324. 79 Св. Афанасий Вел. К Аделфию, гл. 4. Творений ч. 3. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1903, стр. 306. 80 Св. Василий Вел. Подвижнические уставы, гл. 18. Творений ч. 5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1901, стр. 360. 84 Толкование на евангелие от Иоанна, кн. 11. гл. 11. Творений ч. 15. Сергиев посад 1912, стр. 109, 110. 85 Ambignorum liber. Migne. PG., t. 91, col. 1097A–B. Cfr. cap. theol. I, 25. PG., t. 90, col. 1135В–С. 86 Mystagog. cap. 1. Migne: PG.: t. 91: col. 668B. Cfr. col. 664D. Писания св. отцев и учителей Церкви: относящихся к истолкованию православного богослужения, т. 1, СПб. 1855, стр. 303, 300. 87 Католики под камнем разумеют ап. Петра и рассуждают так: « Церковь Христова есть собрание, общество людей. А то, что каждому собранию или обществу сообщает устойчивость, крепость единство и чему все принадлежащие к обществу должны прилежать и следовать, – есть авторитет или власть управления и направления. Истинная власть должна обладать каждым обществом и направлять его к тому, ради чего оно и устроено. Необходим авторитет, которым общество было бы крепко, которым оно сохранялось бы в единстве. Если такого авторитета нет, то общество не достойно своего имени; будут лишь отдельные и разрозненные члены. Если этому авторитету кто себя подчиняет, – тем самым определяет себя как члена общества. Так как Пётр есть тот, на ком Христос создаст Свою Церковь , то тем самым обещается на будущее время высший авторитет в Церкви. В словах Христа содержится обетование того, что Он сделает так, чтобы Пётр своей властью управления содействовал истинной твёрдости и единству, или другими словами, чтобы Пётр стоял на страже всей той истины, которая даёт зданию твёрдый фундамент». Jos. Knabenbauer. Evangelium secundum S. Matthaeum: pars altera: p. 55. Это толкование мы отвергаем, как слишком житейское (забота о прерогативах отдельного епископа) и совершенно убогое и жалкое в смысле идейно-богословском.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

655 Творения святителя Игнатия. Том IV, изд. Сретенский монастырь 1998 г. стр. 245. 656 Филарет митрополит московский. Цит. по Архиепископ Никон (Рождественский) . Православие и грядущите судьбы России М.: Сретенский монастырь, «Ковчег», 2001. 657 Творения святителя Игнатия. Том IV, изд. Сретенский монастырь 1998 г. стр. 53. 658 Цит. по Архиеп. С. Страгородский. «Православное учение о спасении». Изд. Казань, 1898 г. репринт М. 1991 г. стр. 158. 659 Ириней Лионский. Против ересей. Кн III, гл. 19, 1–2. 660 Архиепископ Феофан (Быстров). Творения. Изд. СПб. “Общество Василия Великого”. 1997 г. стр. 480. 661 Творения. Ч. 5. 1857 г. Стр. 349. 662 В.Н. Лосский. Очерк мистического Богословия восточной Церкви. Догматическое богословие. Изд. М. 1991 г. Статья: искупление. 663 Св. Иустин Философ. 2ая апология. 13, 4. 664 Цит по Святоотеческая хрестоматия. Сост. Протоиер. Николай Благоразумов. Изд. М. 2001 г. стр. 130. 665 Добротолюбие. Том. 1. Стр. 169. 666 Сборник проповеднических образцов. Изд. 2е. СПб 1912 г. стр. 232. 667 Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1992 г. Стр. 257. 668 Октоих. Стихиры на стиховны. Глас 3. Изд. М 1996 г. стр. 346. Перевод: Ты, будучи Богом неизменным, страдая плотью, изменился. 669 Протоиерей Георгий Флоровский. Догмат и история. Изд. М. 1998 г. стр. 211. 670 Свт. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова. Цит по Святоотеческая хрестоматия. Сост. Протоиер. Николай Благоразумов. Изд. М. 2001 г. стр. 211. 671 Октоих. Глас 8. Канон воскресный. Песнь 6. Тропарь. 672 Октоих. Глас 1. Канон воскресный. Песнь 1. Тропарь. 673 Октоих. Глас 5. Канон воскресный. Песнь 1. Тропарь. 674 Виктор Несмелов. Наука о человеке. СПб. 2000 г. (Репринт Казань 1898г). том II, стр. 335. 675 Протоиерей Георгий Флоровский. Догмат и история. Изд. М. 1998 г. стр. 201. 676 Прот. Милаш Парента. Отзыв о сочинении митр. Антония (Храповицкого) «Догмат Искупления». 677 (Подвижнические уставы. Гл. 18). Цит. по Сокровищница духовной мудрости. Изд. М. Св-Троицкая Сергиева лавра. 2000 г. стр. 287.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

1) одежды должны быть не многоценны, но из простых тканей, для прикрытия токмо тела, а не для украшения, да не в запрещенное тщеславие многоразличия, от излишия одежд происходящее, впадем, и да не реку, сего горшее еще во что ( Василий Великий . Пространное изложение православной веры. Ответ на вопрос 22); 2) не должно платья и обуви лучших домогаться, но избирать худшая, да и в сем покажем себя смиренномудрие, а не украшение любящими и братолюбцами, а не самолюбцами явимся: понеже кто знатнейших желает, от любве и смиренномудрия отпадет (Подвижнические уставы, гл. 30); 3) одежды иметь всегда черныя, а не разноцветныя, поскольку древним обычаем введено инокам носить черныя одежды, а не иных каких-либо цветов. Ибо черными одеждами означается житие имеющих печаль по Бозе, истинно кающихся, сетующих и плачущих о прогневании Бога грехами своими. И того ради иноческая одежда черная есть, [как] говорит Симеон Солунский , понеже инок плач и смерть поминает и не живет в здешнем житии ( Симеон Солунский , гл. 52); 4) никто из братий не должен иметь излишних одежд, а токмо необходимым и из тканей удобоприобретаемых; 5) всякому брату одежды свои носить с бережливостию, употребляя худшую для исправления послушаний, а лучшую – в церкви, по приличию места и случая; 6) никому не должно друг с другом меняться одеждою, обувью или иною какою вещию; также никто не имеет права один другому совсем что-либо отдавать без благословения, особенно же никто не должен монастырской вещи отдавать мирским. Глава 10 О том, кого и как принимать в монастырь, каким образом наставлять и когда постригать в монашество Поскольку случается, что в обители иноческие приходят иногда на жительство люди сомнительныя и не для исполнения в них дел спасения, да от злых и многовидных страстей обнажатся, но паче да угождают своим хотениям, да тако поживут в тунеядстве, недугуя различием злобы, того ради: 1) от всякаго приходящаго в монастырь с желанием вступить в братство онаго отбирать немедленно данный ему от начальства письменный вид и буде он по разсмотрению окажется несумнителен, то, отобрав оный от него и всю собственность с запискою в книгу приходящих, снабдить его монастырским одеянием и поместить на жительство в гостиницу, а в братские келлии до усмотрения его свойств и поведения не помещать, разве будет на то особое приказание игумена и согласие собора;

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

138 Следовательно, по этому правилу, и те, кого именуют иеромонахами, не должны ни рукополагаться на приходах в мирских церквях, ни нести там чреду священнослужения. Ибо и они по своему имени суть монахи и дают обет девства, а потому подобает, чтобы они и рукополагались в монастырях и жили, исполняя служение священства, там, а не в миру. Потому-то, подтверждая это, ипат философов Михаил Константинопольский определил, что все священнодействия, совершаемые в миру, должны исполнять мирские иереи, а не иеромонахи. Иеромонахи же должны находиться в своих монастырях, как говорит Вальсамон (толкование гл. 3, тит. 1 «Номоканона» Фотия). Кроме того, Петр, хартофилакс Великой церкви, говорит, что иеромонах не может благословлять брак даже в самом монастыре (Греко-римское право. С. 395). Следовательно, против правил поступают те архиереи, которые рукополагают иеромонахов в городах, и пусть они исправят эту несообразность. Ибо за все те злые дела и грехи, которые эти иеромонахи творят в миру, встречаясь с похотями мира, – за все это должны понести наказание рукоположившие их архиереи. Ведь так говорит божественный Златоуст: «Не говори мне, что согрешил пресвитер или диакон. Вина за все это лежит на главах рукоположивших их» (Беседа 3 на Деяния апостолов. Т. 4. C. 627) (Ioan. Chrysost. Hom. in Acta apost. 3. 4//PG 60, 40). Согласно этому правилу, плохо поступают и те монахи, которые оставляют свои монастыри, кельи или скиты и отправляются в мир для сбора милостыни. Тем самым они впадают в множество ловушек диавола и получают душевный вред. Да, Василий Великий дозволяет монахам выходить из монастыря и путешествовать по нуждам киновии и некоторым образом обличает тех, которые по нерадению отказываются и не желают выходить в мир (Уставы подвижнические. Гл. 26) (PG 31, 1416AB), но вместе с тем тот же Василий говорит, что настоятель должен посылать ради этих нужд киновии того, который может и сам не повредиться, и принести пользу беседующим с ним. Если же в монастыре не найдется способного к этому и сильного брата, то лучше братьям терпеть всякую скорбь и тесноту даже до смерти, нежели ради телесного утешения пренебречь явным вредом для души того, кого намереваются послать. По возвращении же брата настоятель должен расспрашивать его, как он провел время в отлучке, и то, что исполнено им хорошо, – хвалить, a тο, что плохо, – исправлять, и т. д. (см. правило 44 из пространно изложенных) (PG 31, 1029B–1032A).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010