кроме того, М. вместо того чтобы словом извести воду из скалы, как это повелел ему Господь, дважды ударил по ней жезлом ( Числ. 20:8.11–13 ). За это ослушание М. и Аарон были лишены права войти в землю обетованную. Но М. и далее, вплоть до кончины, оставался вождем народа и посредником между Богом и Израилем. Приведя евреев в Заиорданье, он передал права первосвященства Аарона его сыну Елеазару ( Числ. 20:23–29 ), а затем воздвиг медного змея как прообраз спасения верой ( Числ. 21:6–9 ; ср. Ин. 3:14–16 ). Кара над мадианитянами, которые соединились с моавитянами для совместных действий против Израиля, была также осуществлена под руководством М. ( Числ. 31 ). IX. В книге Второзаконие содержится прощальное обращение М. к народу, с которым он выступил в Ситтиме, за Иорданом. Он произнес поразит. точное пророчество о грядущих судьбах Израиля (см. Втор. 28–30 ), провозгласил Иисуса Навина своим преемником, оставил израильтянам памятную Песнь, а также благословил их ( Втор. 31:7.8 ). М. умер в возрасте 120 лет, причем до последнего дня «зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась» ( Втор. 34:7 ). Перед кончиной Господь показал ему с вершины горы Нево землю обетованную. Бог Сам позаботился о погребении М., и место его захоронения осталось неизвестным. В течение 30 дней народ оплакивал своего вождя, посредника завета, пророка, законодателя и автора Свящ. истории ( Втор. 34 ). Согл. некоторым преданиям, отзвуки которых сохранились в Иуд. 1:9 , тело М. не подверглось тлению и вскоре было воскрешено и преображено (см. Мф. 17:1–4 , где М. вместе со взятым живым на небо Илией беседует с Иисусом). X. Ряд мест Пятикнижия свидетельствует о лит. деятельности самого М. в связи с записью им текста Торы. Он последоват. перечисляет стоянки израильтян в пустыне ( Числ. 33:1–49 ); записывает обстоят-ва сражения с Амаликом ( Исх. 17:14 ); завершив Книгу завета, содержащую слова Закона Божьего ( Исх. 24:4.7 ), он в конце жизни передает ее левитам ( Втор. 31:24–26 ). Если иметь в виду непосредств.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

А кроме того, очевидно, именно во II веке были заимствованы из иудейского наследия какие-то Ветхозаветные песни, возможно те самые, темы которых прп. Иоанн Дамаскин взял для ирмосов своих канонов. Достоверно известно только, что уже была песнь трёх отроков в печи (Дан. 3:26-45, 52-90): " Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое во веки. Ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами, и все дела Твои истинны и пути Твои правы... " Сейчас эту песнь по Уставу положено петь во время 8-й песни Канона (что, конечно, уже не делают даже во время Великого Поста, а заменяют её припевами). Но Д. Лурье обнаружил, что в древнейшей Иерусалимской Церкви она была Анафоральной песней, т.е. сопровождала Евхаристический канон и воспринималась как песнь о Воплощении, потому что её богословский смысл — явление Сына Божия ( " И вид четвертого — подобен Сыну Божию " Дан. 3:25). Такую же литургическую функцию имела, очевидно, и песнь Соломона, выросшая из " Песни песней " , потому что её богословское содержание — евхаристический пир Христа и Церкви.   9. Суточный Богослужебный Круг Во 2 веке он только ещё начинает формироваться. К концу века в этом отношении царит полнейший разнобой. Если на более традиционном Востоке Евхаристия ещё соединена с агапами, то на бурно развивающемся Западе она уже отрывается, меняется с агапой местами, а в экстренных случаях даже переносится на утро, явственно превращаясь в Литургию. Агапа теряет своё священное значение, отходит на второй план, становится благотворительным институтом. Вот как описывает её Тертуллиан: " У нас существует род кассы... собранное... употребляется для пропитания и погребения бедных, для воспитания сирот, для старцев... Что бы ни стоили вечери наши, выгода в том, что мы издерживаемся во имя благочестия на неимущих, ибо мы приносим им пользу угощением... " Мы садимся за стол не иначе как помолившись Богу; вкушаем столько, сколько нужно для утоления голода; пьем как приличествует людям, строго соблюдающим воздержание и трезвость... беседуем, зная, что Бог все слышит. По омовении рук и возжжении светильников, каждый вызывается на середину воспеть хвалебные песни Богу, извлеченные из Свящ. Писания или кем-нибудь сочиненные. Вечеря оканчивается, как и началась, молитвою " ( " Апологетика " гл. 39).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=897...

Час первый – обычно соединяется с утренею, которая по уставу должна оканчиваться пред восходом солнца и потому моление первого часа, совершающегося в начале дня, приносится Богу как дар хваления за то, что Он сохранил нас до этого часа. Часослов, часовник. Так называется Богослужебная книга, содержащая в себе последования полунощницы, утрени, часов, изобразительных, вечерни и повечерий. В сих последованиях содержится только то, что есть постоянное в исчисленных службах, посему последования, содержащиеся в часослове, суть не полные; они ежедневно пополняются из псалтири кафизмами, а из октоиха, либо триодей и из миней – стихирами, тропарями, канонами и проч. Чаша святая см. Потир. Черноризец (см. монах). Так называются монахи от черного цвета одежды, которая присвоена чину монашествующих. Честнейшая. Так называется песнь в похвалу Пресвятой Богородицы: „Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения“ и проч. Поется эта песнь во все воскресные, праздничные и простые дни, исключая 12-х праздников и дней от субботы Лазаревой до недели Фоминой, также недель, когда поется триодь цветная до отдания Пасхи. Вместо Честнейшей поются припев и ирмос 9-й песни (см. припев) или один ирмос. Один ирмос без припевов поется: 1) в дни от субботы Лазаревой до дня Пасхи, 2) в недели Ваий, Апост. Фомы, Мироносиц, Разслабленного, Самаряныни и Пятидесятницы 3) в Преполовение и отдание его, в Духов день и на отдание Пятидесятницы. Четыредесятница. Смотри Посты. Чин. Слово это на церковно-богослужебном языке имеет двоякое значение смотря потому, к чему оно относится к лицу или действию. В первом случае слово чин значит степень, ранг, положение или звание, присвоенное известному разряду лиц, таковы чины Ангельские, монашеские, священные; во втором случае чин есть извлекаемое из устава указание того, в каком порядке должно следовать чтение и пение, каждение и другие действия во время совершения какого либо Богослужения, таковы чин изобразительных, – литургии, – освящения храма, – погребения и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

25 сентября 2013г. 04:02 Чтение разрешительной молитвы над человеком, которого ты в первый раз видишь: " ... да простит тебе чадо духовное ... " ?! Какое он " чадо " , если живя в селе, где я служу, он ни разу не был в храме? Бывает, что спросить не у кого, а бывает родственники прямо говорят, что в храм покойный не ходил. Да еще и пачку сигарет в гроб пытаются положить. Есть насущная нужда в ином чине погребения. Для лиц, о которых прямо известно, что в храм не ходили. Для " христиан на четырех колесах " . Возможно, аналогичного " Чину молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго " свящ. Алексей Шляпин 28 сентября 2013г. 16:50 Свящ. Алексей Шляпин, клирик Никольского собора г. Можайска Московской епархии   Отпевание невоцерковленных   В документе не рассмотрен вопрос о возможности совершения отпевания над людьми крещенными, но нецерковными.   По причине большого количества в Русской поместной Церкви людей крещенных, но невоцерковленных, и даже крещенных, но неверующих, имеет место проблема для совести священников по поводу совершения над такими людьми чина отпевания.   Вопрос не в том, нужно ли Церкви помолиться за такого человека. Понятно, что если нет свидетельства, что этот человек сознательно отверг Христа и Православную веру или сознательно жил вопреки вере и благочестию, помолиться, т. е. попросить Бога, за такого человека нужно (или можно), по факту его Крещения.   Проблема в другом. Дело в том, что чин отпевания, т. к. был сформирован Церковью для своих чад, верных, воцерковленных Христиан, содержит не только прошения об усопшем человеке, но и свидетельства - утверждения :   - что этот человек – « верный», « верно отшедший», « в вере усопший», « верою преставльшийся» (канон, песнь 1, 3, 5, 6, 9), « христолюбец» (Блаженны);   - что он для отпевающего священника « чадо по духу», « чадо духовное» (разрешительная (прощальная) молитва), « достоблаженный и приснопамятный брат наш» (возглас перед пением «Вечная память»);   - что Господь его « в селениих святых вселит, и с праведными причтет», « в селениих праведных учинит, в недрех Авраама упокоит, и с праведными сопричтет» (отпуст), « упокоит» (Блаженны).

http://bogoslov.ru/article/3480929

Baumstark. R., 2001. P. 907-928; Verhelst S. Une priere de St. Jacques et deux prieres de St. Basile//Θυσα ανσεως: Mélanges liturgiques offerts à la memoire de l " archevêque G. Wagner (1930-1993). P., 2005. P. 411-429. (Analecta Sergiana; 2); Alexopoulos S. The Influence of Iconoclasm on Liturgy: A Case Study//Worship Traditions in Armenia and the Neighbouring Christian East/Ed. R. R. Ervine. N. Y., 2006. P. 127-137; Желтов М., диак. Чин Божественной литургии в древнейших (XI-XIV вв.) слав. Служебниках//БТ. 2007. Сб. 41. С. 272-359; Печатнов В. В. Божественная литургия в России и в Греции: Сравн. изуч. совр. чина. М., 2008; McGowan A. V. The Basilian Anaphoras: Rethinking the Question//Issues in Eucharistic Praying East and West: Essays in Liturgical and Theological Analysis/Ed. M. E. Johnson. Collegeville, 2010. P. 219-261; Афанасьева Т. И. Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого в слав. традиции (по Служебникам XI-XV вв.). М., 2015; awreszuk M. Invocation of Holy Spirit in Anaphora of St. John Chrysostom and St. Basil The Great//Studia Oecumenica. Opole, 2015. Vol. 14. P. 195-212. Свящ. Михаил Желтов Рубрики: Ключевые слова: БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа ВЕЛИКАЯ СУББОТА суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение ВЕЛИЧИТ ДУША МОЯ ГОСПОДА евангельская песнь Богородицы (Лк 1. 46-55), к-рая в богослужебных книгах включается в число библейских песней ВХОДНЫЙ СТИХ в правосл. богослужении библейский стих, исполняемый с тропарем-припевом во время малого входа на Божественной литургии ЕКСАПОСТИЛАРИЙ песнопение визант. послеиконоборческого чина утрени, исполняемое после 9-й песни канона и малой ектении

http://pravenc.ru/text/литургии св ...

Ненавидящии Сиона (т. е. церковь Христову, верующих людей) посрамитеся от Господа: яко трава бо огнем будете изсохше (подобно траве, будете сожжены, т. е. наказаны). Святым Духом всяка душа живится (получает духовную жизнь) и чистотою возвышается, светлтеется (просвещается) Тройческим единством священнотайне (таинственным образом). Что называется каноном? Канон с греческого значит «правило». Так называется соединение нескольких свящ. песней в честь Господа, Пресв. Богородицы и Святых, составленное по известному правилу. Сколько песней в каноне? Канон по большей части состоит из 9-ти песней, из которых каждая имеет в себе по нескольку стихов или тропарей. Первый стих каждой песни называется ирмосом , т. е. с греческого, связью или образцом других, потому что прочие стихи приспособляются к нему по напеву. Ирмосы канона обыкновенно поются, а тропари читаются. Перед чтением всякого тропаря полагается припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, или: Пресвятая Богородице, спаси нас, или: Святый (имя его), моли Бога о нас . Откуда заимствуется содержание песней канона? Содержание песней канона, особенно ирмосов, заимствуется из песней святых ветхозаветных людей. Так, содержание ирмоса 1-й песни заимствуется из благодарственной песни Моисея с еврейским народом, по переходе их чрез Чермное море; 2-го ирмоса – из обличительной речи Моисея перед его смертью (эта песнь посему поется только великим постом, а в другое время опускается); 3-го ирмоса – из благодарственной песни матери Самуиловой Анны; 4-го – из песни пророка Аввакума, который со страхом провидел явление Господа на земле; 5-го – из песни прор. Исаии о благодатном просвещении верующих; 6-го – из песни пророка Ионы во чреве китовом; 7-го и 8-го-из песни трех отроков в Вавилонской печи; 9-го – из пророческой песни Захарии о сыне своем, Предтечи Иисуса Христа. Ирмосы канонов Ирмос 1-й песни великого канона. Помощник и покровитель бысть мне во спасение, сей мой Бог , и прославлю Его, Бог Отца Моего, и вознесу Его: славно бо прославися.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

19:16б-17 158. Крестный путь 19:18–24 159. Распятие 19:25–29 160. У Креста Господня 161. Смерть Господа 19:31–42 163. Прободение ребер Спасителя; снятие со Креста; погребение 20:1–18 165. Первые события Воскресения 20:19–24 168. Явление Воскресшего Господа ученикам без Фомы 20:25–29 169. Явление Господа ученикам в присутствии Фомы 20:30–31 173. Заключение 21:1–23 170. Явление Господа при море Тивериадском. Восстановление Петра в апостольском достоинстве 21:24–25 173. Заключение Приложение 2. Сравнительная таблица евангельских хронологий Первый столбец приведенной ниже таблицы содержит евангельскую хронологию, принятую в настоящем Синопсисе. В остальных столбцах проводится сравнение этого варианта хронологии с пятью другими. Во-первых, с последовательностью событий, предложенной свят. Феофаном Затворником в книге «Толкование евангельских событий» 19 (помечено в таблице заголовком «Еп. Феофан»). Затем выполнено сравнение с Синопсисом, находящимся в приложении к юбилейному изданию Библии 20 (заголовок «Библия, 1988») Далее, с хронологиями, содержащимися в учебнике еп. Аверкия (Таушева) 21 (заголовок столбца – «Еп. Аверкий) и учебнике Александра Иванова 22 (заголовок – «Иванов»). И, наконец, наш Синопсис сравнивается с Согласованием Четвероевангелия из приложения к брюссельскому изданию Библии 23 (заголовок – «Брюссель»). Еп. Феофан Еп. Аверкий Иванов Брюссель ВВЕДЕНИЕ 1. Введение Историографическое введение 2. Пролог: Предвечное Слово (Логос) Пролог: (до 14 стиха) 3. Родословие Иисуса Христа Историческое введение см. после п. 7 Догматическое введение НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ИСТОРИИ 4. Благовестие Захарии 5. Благовещение Деве Марии 6. Дева Мария в доме Елисаветы 7. Рождение Иоанна Предтечи 8. Обрезание Иоанна Предтечи; пророческая песнь Захарии (до 80 стиха) (до 80 стиха) Родословие Господа Иисуса Христа по плоти 9. Благовестие Иосифу о Боговоплощении 10. Рождество Иисуса Христа 11. Благовестие пастухам 12. Поклонение пастухов 13. Обрезание Господне и наречение имени Иисус

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

3) Отпевание после литургии. Начало (отпевания) пасхальное со стихи, с крестом, свечою и кадилом. Первая ектения заупокойная, в начале панихиды положенная: «Миром Господу помолимся». Молитва – тайно, и возглас: «Яко Ты еси воскресение». Диаконы начинают петь антифоны, три стиха, гл. 6-й: «На небо очи мои возвожу». За сим отпевание идёт обычным порядком неизменно до прочтения последнего Евангелия, за которым поётся канон Пасхи: «Воскресения день». По 3-й песни, ектения заупокойная: «Паки и паки», и возглас, и поётся: «Предварившия утро». По 6-й песни, ектения заупокойная, и возглас, и духовенство поёт: «Со святыми упокой». Потом певцами поётся: «Елицы во Христа крестистеся». Читается Апостол дню и Евангелие воскресное (тоже дневное). «Господу помолимся», и молитва разрешительная. Потом духовенство поёт: «Воскресение Христово видевше», единожды; «Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече», единожды. Поются 7-я и 8-я песнь канона. По 9-й песни, ектения заупокойная: «Паки и паки», и возглас. Поётся духовенством: «Плотию уснув», дважды, и затем певцы поют: «Благословен еси Господи», «Ангельский собор удивися». Потом: стихиры Пасхи: «Да воскреснет Бог», и целование покойному, во время коего продолжается пение: «Христос воскресе из мертвых». По окончании целования, ектения: «Помилуй нас Боже» (заупокойная), молитва: «Боже духов» (вслух), и возглас. Диакон: «Премудрость». Певцы: «Христос воскресе из мертвых», трижды, и отпуст пасхальный, и после: «Во блаженном успении вечный покой» и «Вечная память». Сопровождается гроб до могилы с пением: «Христос воскресе из мертвых». У могилы лития, и после «Вечной памяти» певцы поют три стиха: «Земле, зинувши, приими от Тебе созданного»; «Якоже рекл еси, Господи, Марфе», и «Духовнии мои братие и спостницы». По возвращении в церковь , лития и отпуст. – Точно так же должно применяться и в прочих чинах погребения, изложенных в Требнике особо; так, напр., относящееся к младенческому погребению нужно совершать по этому чину, а прочее, особенно начало и конец, заимствовать из чина погребения мирян на св. Пасху 1134 (Пособие, 786–788 стр.; свящ. Сильченков, 119–120 стр.; сн. по изд. в 1630 г. древле-славян. Потребнику с Номоканоном «Чин погребения иноков в Пасхальную седмицу»; см. Чины погребения, прот. А.Мальцева , немец. пер. с парал. славян. текстом, 328–331 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Празднование этого дня с древних времен носит характер торжественной тишины, соответствующий самому событию, покою Царя, плотски лежащего во гробе. Древние христиане весь этот день, до самой Пасхальной утрени, проводили во храме, и самое Богослужение субботы начиналось с вечера, так чтобы потом непрерывно продолжать его до полуночи. Это и теперь видно отчасти в том обстоятельстве, что литургия в Великую Субботу служится после полудня и предшествуется прочтением 9-го часа и совершением вечерни. Особенность вечерни составляют пятнадцать паримий, в которых излагаются Ветхозаветные пророчества и прообразования Воскресения Сына Божия. Когда прочитается Паримия о переходе Израильтян через Чермное море, то, при чтении следующей за нею песни Моисея, припев: славно бо прославися поется на клиросе, а царские врата в это время остаются отверстыми в означение перехода умерших от смерти к жизни, из ада в рай. Последняя Паримия из Пророка Даниила о трех отроках изображает победоносное изшествие искупителя из ада и изведение оттуда праведников. Паримия заключается чтением победной песни спасенных отроков, с припевом на каждый стих: Господа пойте и превозносите во вся веки : в это время царские врата также отворяются. Литургия начинается чтением Апостола, перед которым, вместо Трисвятаго, поется стих: елицы во Христа крестистеся,.. напоминающий собою древний обычай–крестить оглашенных в Великую Субботу. Апостол объясняет отношение смерти и погребения Христова к нашему крещению. По прочтении Апостола читается 81-й псалом: Бог ста в сонме богов... с припевом па каждый стих: Воскресни Боже, суди земли, яко Ты наследшии во всех языцех . В это время одежды церковные из черных переменяются в белые, в знак того, что с чтением евангелия занимается уже заря светлого воскресения. Херувимская песнь внушает всем молчание и забвение всего человеческого, так как в это время царь Небесный таинственно приходит заклатися, окруженный ангельскими силами. В конце литургии благословляются хлебы, чтобы раздать их верующим, которые не сочтут нужным идти в дома, а останутся во храме, чтобы приготовиться к встрече великого праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Можно думать, что поездки этих лиц в Россию не остались без благоприятных последствий для дела церковного единения, так как из письма м. Бебба, напр., написанного им ко мне чрез полгода после его приезда в Россию, мы узнаем, что он готовить несколько лекций «о православной церкви в России» и «об интеллектуальной деятельности России». Здесь, в Англии, говорить он, относительно России склонны слышать преимущественно об её воинской деятельности, я – же желал – бы показать, что в её деятельности есть и другая сторона 1359 . Для осуществления своих намерений м. Бебб и просил дать ему некоторые библиографические указания из области русской научной литературы. Многолетнее, многостороннее и ревностное, даже подчас до самопожертвования, служение м. Биркбека делу церковного единения приобрело ему в просвещенных кругах русского и английского общества широкую известность и всеобщее уважение. Видимым выражением признательности —87— к нему со стороны его соотечественников было избрание его в 1911 году в число членов генерального комитета в Обществе «Единения Англиканской и Восточно-Православной церквей», при чем от лица этого общества было заявлено, что м. Биркбек уже много лет хорошо известен, как в Англии так и в России, своими трудами по делу церковного единения, а его, не знающее себе соперников (unrivalled), знакомство с Россией и её церковью, а также с настоящим положением вопроса о единении, является для Общества неоценимым 1360 . Когда же и в России учреждено было «Общество для содействия сближению между англиканской и восточно-православной церквами», м. Биркбек избрать был на первом же его собрании в 1912 г. почетным членом 1361 . Не подлежит сомнению, что еще очень много сделал бы м. Биркбек для святого дела церковного единения, если бы неожиданная кончина не положила предел его неустанным трудам. Возвратившись 20-го мая в свое норвичское имение Stration Stranless из последней поездки в Россию, он, по-видимому, чувствовал себя вполне здоровым и в ближайший воскресный день был уже в местном храме и приобщился святых Таин; но чрез несколько дней у него обнаружилась тяжкая болезнь воспаления легких, которая заставила лечь в постель и быстро, 27-го числа, привела к роковому исходу. В день Св. Духа, 30 мая, состоялось погребение и над искренним другом православной церкви и России раздалась в его собственном переводе и переложении умилительная надгробная песнь православной церкви: «Со святыми упокой, Христе, душу раба твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная». Вечная ему память! В. Соколов. Август 1916 г. Лебедев Д. А., свящ. К вопросу об антиохийском соборе 324 г. и о «великом и священном Соборе в Анкире»//Богословский вестник 1916. Т. 2. 9. С. 88–102 (2-я пагин.). (Продолжение.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010