Закрыть itemscope itemtype="" > Утеевский иконописец Григорий Журавлев 08.06.2011 423 Время на чтение 21 минут По благословению Архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия (Инвалидам-колясочникам посвящаю) ... Прослышав о таком необыкновенном живописце, из Петербурга приехали журналисты с фотографом. Стоя у собора, они расспрашивали работающих штукатуров: " Как это Григорий расписывает собор, не имея конечностей? " В полутемной избе, освещаемой мигающим огнем лучины, за столом сидели сродники Марьи Журавлевой. Муж ее был забран еще на Успенье в солдаты и служил на далеком и опасном Кавказе, где участвовал в усмирении бунтующего Дагестана и Чечни. Сама Марья, взятая в село Утевки из богатой крестьянской семьи, лежала на чистой хрустящей соломе, постланной на полу в хорошо протопленной баньке, и маялась третьими родами. Банька освещалась тремя маслеными коптилками, а роды принимала повивальная бабка Авдотьюшка, да еще тут была замужняя золовка Дашка, которая грела воду и раскладывала на лавке чистые тряпки и пеленки. Хотя роды были и третьи, но подвигались туго, и бабка уже применяла и мыльце, и выманивала ребеночка на сахарок, и даже послала девку к батюшке Василию открыть в храме Царские Врата и сотворить молебен с водосвятием преподобной Мелании Римляныне, которая благопос-пешествует в родах. То ли мыльце, то ли отверзание Царских Врат, но что-то помогло, и банька вскоре огласилась пронзительным криком младенца. Но вслед за этим криком раздался отчаянный вопль Авдотьюшки. Золовка схватила коптилку, поднесла ее ближе к новорожденному и тоже завизжала. Ребенок родился без рук и без ног. Двери избы распахнулись, и вбежала запыхавшаяся Дашка. Сродники, сидевшие за столом, все повернулись к ней с вопросом: - Ну что там? Дашка всплеснула руками и заголосила. Все всполошились. - Что, Манька померла?! - Да нет же. - Ну не вой ты, дура, говори толком, наконец! - Ребенок народился урод! - Как так урод? - А так, ручек нет, ножек нет, одно тулово да голова. Все гладко. Вроде как яйцо. Все вскочили из-за стола и бросились в баньку смотреть. В избу из церкви пришел отец дьякон за получением требных денег. Узнав такое дело, он раскрыл от удивления рот и стоял так минуты две, крестясь на образа. А потом сам побежал к баньке, подобрав края рясы. - Пропустите отца дьякона, пропустите, - расталкивая локтями сродников кричала Дашка. Дьякон завернул полу рясы, достал черепаховый очешник, степенно одел очки и тщательно оглядел ребенка. - Отец дьякон, как же это могло случиться? И девка наша Манька здоровая и крепкая как репка. Да и мужик ейный был как жеребец, а дите получилось бракованное? -- в недоумении спрашивали Манькины сродники.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Иконы Рождества Богородицы Наиболее древние иконы и фрески, изображающие событие Рождества Пресвятой Богородицы, относятся к X-XI вв… 20 сентября, 2012 Наиболее древние иконы и фрески, изображающие событие Рождества Пресвятой Богородицы, относятся к X-XI вв… Наиболее древние иконы и фрески, изображающие событие Рождества Пресвятой Богородицы, относятся к X-XI вв., что не исключает возможности существования этого иконографического сюжета и в более раннее время. В качестве примера можно привести роспись грузинского храма VII века в Атени, посвященного Богородице. Сохранившаяся стенопись XI в., по всей вероятности, является поновлением более древней монументальной живописи, возможно, доиконоборческого периода. В числе древнейших сохранившихся изображений праздника Рождества Богородицы можно назвать русские фрески в апсиде Киевского Софийского собора (первая половина XI века) и в Преображенском соборе Мирожского монастыря (XII век), а также широко известную сербскую композицию в церкви Иоакима и Анны монастыря Студеница (1304 г.). Иконография ранних изводов праздника Рождества Богородицы еще достаточна скупа в изображении различных бытовых подробностей, последнее будет свойственно иконам более позднего времени. На ранних образах в центре композиции изображается праведная Анна, полулежащая на высоком ложе. Фон икон составляют традиционные архитектурные кулисы на античный манер. Фигура прав. Анны, по сравнению с другими персонажами, отличается значительно более крупными размерами. Святой Анне предстоят жены с дарами, а перед ее ложем изображаются повивальная бабка и служанки, омывающие Богородицу в купели. Существуют и варианты изображения подношения Девы Марии св. Анне, или представления Младеницы в колыбели. Иконы более позднего времени содержат много подробностей, рисующих живую обстановку дома праведных Иоакима и Анны. На них появляются изображения стола с принесенными дарами и угощениями, водоема, птиц. Введение этих деталей, подчеркивающих земной, человеческий строй всего изображения, несомненно, имеет глубокий смысл. Авторы иконографического сюжета преследовали цель сделать простых зрителей причастниками радостного события, которое не только некогда освятило дом праведников, но и озарило всю вселенную.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-bogorodicy-...

Н. Беренский I «Обратитеся ко Мне, глаголет Господь сил и обращуся к вам» ( Зах.1:3 ). «Се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со Мною». ( Апок.3:20 ). О. Павел Прусский 1 , некогда знаменитый раскольничий-безпоповский наставник, впоследствии же верный сын православной Церкви и усерднейший обличитель раскольничьей неправды, родился в г. Сызрани (Симбирск. губ.), 19 января 1819 года. Родился он почти мертвым: повивальная бабка едва приметила признаки жизни и приняла искусственные меры к его оживлению 2 . 21 января совершилось крещение новорождённого младенца в православной Церкви и наречён он был Петром. Этим священным актом и окончилась связь новорождённого с православной Церковью : отец его – Иван Леднев хотя официально, по метрическим книгам, считался православным, но в действительности был последователем федосеевского раскола. По его убеждению, в эту секту перешла и жена его, до тех пор бывшая последовательницей беглопоповского согласия. В воззрениях федосеества был, конечно, воспитан и новорожденный Петр. Обстановка в которой проходили детские годы Петра и закладывался фундамент его духовного развития и религиозных воззрений, носила приблизительно такой характер. Как известно, одна из основных черт в характере нашего раскола – это необыкновенная преданность своим религиозным воззрениям, соединенная с крайней нетерпимостью по отношению к последователям иных религиозных убеждений. При этом, если к своим собратьям, последователям хотя раскола, но принадлежащим к иным толкам, раскольники относятся высокомерно и презрительно, то к последователям православной Церкви с крайней ненавистью. Причину последнего явления отгадать, конечно, не трудно, если обратить внимание, с одной стороны. на то, в каком ужаснейшем виде предоставляется раскольникам православная Церковь . а с другой на то, что со стороны служителей последней раскольники наиболее основательно обличаются в ложности своих воззрений и бессилие раскольников в борьбе с православием не говорит им однако о внутренней самостоятельности из вероучения. Приписывая всю силу обличения со стороны православной Церкви силе антихриста, 3 раскольники, за малым, конечно, исключением, только лишь более ожесточаются против православной Церкви и ненависть их к ней еще более увеличивается, особенно в женщинах. Живя более чувством, они развивают ненависть до крайней степени и стараются привить её и детям своим. Всех членов, а в особенности служителей православной Церкви, называют у них не иначе, как еретиками, антихристовыми слугами, щепотниками, волками душепагубными. Мать – раскольница пользуется всяким случаем, чтобы вселить своему ребенку ужас и отвращение к православной Церкви. В такой, приблизительно обстановке воспитывался и Петр, с тем разве добавлением, что в его селе, как более убежденной в правоте раскола, более, нежели где либо, воспламенялись любовью к расколу, а вместе и ненавистью к православию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Романов-на-Мурмане " ( romanov-murman.narod.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). И ныне чего ожидать мне, Господи? Надежда моя - на Тебя. Псалом 38, стих 8 (Инвалидам-колясочникам посвящаю) В полутемной избе, освещаемой мигающим огнем лучины, за столом сидели сродники Марьи Журавлевой. Муж ее был забран еще на Успенье в солдаты и служил на далеком и опасном Кавказе, где участвовал в усмирении бунтующего Дагестана и Чечни. Сама Марья, взятая в село Утевки из богатой крестьянской семьи, лежала на чистой хрустящей соломе, постланной на полу в хорошо протопленной баньке, и маялась третьими родами. Банька освещалась тремя маслеными коптилками, а роды принимала повивальная бабка Авдотьюшка, да еще тут была замужняя золовка Дашка, которая грела воду и раскладывала на лавке чистые тряпки и пеленки. Хотя роды были и третьи, но подвигались туго, и бабка уже применяла и мыльце, и выманивала ребеночка на сахарок, и даже послала девку к батюшке Василию открыть в храме Царские Врата и сотворить молебен с водосвятием преподобной Мелании Римляныне, которая благопоспешествует в родах. То ли мыльце, то ли отверзание Царских Врат, но что-то помогло, и банька вскоре огласилась пронзительным криком младенца. Но вслед за этим криком раздался отчаянный вопль Авдотьюшки. Золовка схватила коптилку, поднесла ее ближе к новорожденному и тоже завизжала. Ребенок родился без рук и без ног. Двери избы распахнулись, и вбежала запыхавшаяся Дашка. Сродники, сидевшие за столом, все повернулись к ней с вопросом: - Ну что там? Дашка всплеснула руками и заголосила. Все всполошились. - Что, Манька померла?! Все вскочили из-за стола и бросились в баньку смотреть. В избу из церкви пришел отец дьякон за получением требных денег. Узнав такое дело, он раскрыл от удивления рот и стоял так минуты две, крестясь на образа. А потом сам побежал к баньке, подобрав края рясы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2079...

Разделы портала «Азбука веры» ( 93  голоса:  4.2 из  5) Тетрадь шестая. 1944. Строптивый ветеринар Повивальная бабка для свиней Подошла очередь нашей бригады: первые ворота за нами захлопнулись. Мы — в «шлюзе»… — Керсновская! Кто здесь Керсновская? — Керсновская — я! А в чем дело? — Скажите, вы можете принимать поросят? — Что? Кого? — Поросят… Можете принимать поросят? — Ничего не понимаю… Какие поросята? Где? — Ну, свинья разродиться не может. Вы говорили… в личном деле записано, что учились в ветеринарном. Так прямо с вахты я попала на свиноферму оказывать акушерскую помощь свинье, которая не может разродиться. На несколько минут мы зашли в какое-то здание, находящееся там же, в «шлюзе» (не подозревала я тогда, что мне еще придется побывать в этом хитром домике, и совсем по иному поводу). Короткая сцена, чем-то напоминающая известную картину Перова «Прибытие гувернантки в купеческий дом», и меня повели дальше, на ферму. Боже, что я там застала! Нет, дело было вовсе не в том, что какая-то одна свинья не может опороситься. Все оказалось куда более серьезно. Помещение большое и могло быть очень хорошим свинарником. Но в каком оно состоянии! А главное, в каком состоянии сами свиньи! Их 198. Все лежат, не могут встать на ноги и отчаянно визжат. И никого, кто бы мог им оказать помощь. К ним приставлены двое инвалидов. Они равнодушно говорят: — Наше дело маленькое! Скажут налить в корыто — нальем, скажут убрать навоз — уберем. А дальше — не наше дело! Оказывается, тут был ветеринар (заключенный, разумеется) по фамилии Смирнов. С дипломом. Но он «заболел», когда со свиньями стало твориться что-то неладное. «Заболела», притом в первый же день, и ветеринар Ирма Мельман. А свиньи между тем лежат, визжат и подыхают. Признаться, я почувствовала, что самое благоразумное — это отказаться от исполнения ветеринарных обязанностей. Но имею ли я право отказать страдающему, даже если этот страдающий — свинья и если лично для меня из всей этой истории ничего не получится, кроме свинства?

http://azbyka.ru/fiction/skolko-stoit-ch...

Скворцов В. М. Отдел VIII. Расколоведение и расколообличение 1. Характеристика учения раскольнических толков и согласий Аароновщина – безпоповщинское согласие, существующее в Архангельской и Вологодской губерниях. Последователи его отвергают запись в раскольнические списки и паспорта и признают возможность совершения брака мирянином. Австрийцы – см. поповцы, приемлющие австрийское или белокриницкое священство. Адамантовы – безпоповщинский толк, выделившийся из поморского. Учение этого толка в общих чертах сходно с поморским, но отличается от него большею последовательностью выводов. Проповедуя наступление царства антихристова, адамантовы отвергают все нововведения и все, что носит на себе печать антихриста. Так, они учат не брать в руки денег, паспортов и других предметов, на которых изображен государственный герб (по их мнению, печать антихриста), запрещают ходить по каменным мостовым, как изобретению антихристова времени, и жить в городах и селениях, чтобы не осквернить себя общением со слугами антихриста. Во избежание разврата, адамантовы признают брак, где бы и когда бы он ни был совершен. Основателем этого толка был пастух Василий Степанов, почему и самый толк называется еще пастуховым; но сами последователи называют себя не иначе, как адамантовыми, т.е. твердыми последователями старой веры. Аристовщина – безпоповщинское согласие, основанное в начале 19 стол. петербургским купцом Аристовым. Аристовцы – это строгие, первобытные федосеевцы, не допускающие никаких послаблений по вопросу о браке. Требуя строгого безбрачия, они отвергают молитву за царя, молятся порознь пред своим створчатым образком, который берут с собою даже в дорогу, и только изредка собираются для общественных молитвословий; клятвы не употребляют, военную службу считают смертным грехом, потому что христианину заповедана любовь ко врагам, и никаких молений об умерших не совершают, потому что надеются и так попасть в райские обители. Бабушкино согласие – или самокрещенцы – небольшой безпоповщинский толк, существующий в среднем Поволжье. Первые последователи его крестили сами себя (отсюда название самокрещенцы), а так как дети крестить сами себя не могут, то обыкновенно их крестит повивальная бабка (отсюда название бабушкино согласие). Безденежники

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 152. О девстве Теперь мы должны рассмотреть девство, под каковым заглавием наличествует пять пунктов: 1) в чём состоит девство; 2) насколько оно законно; 3) является ли оно добродетелью; 4) о его превосходстве над супружеством; 5) о его превосходстве над другими добродетелями. Раздел 1. Состоит ли девство в целости плоти? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что девство не состоит в целости плоти. Ведь сказал же Августин, что «девство есть непрерывное созерцание непорочности в подверженной порче плоти». Но созерцание не связано с плотью. Следовательно, девство не находится в плоти. Возражение 2. Далее, девство означает своего рода чистоту. Но, по словам Августина, «чистота пребывает в душе» 381 . Следовательно, девство не является целостью плоти. Возражение 3. Далее, целость плоти, похоже, состоит в печати девственной чистоты. Однако подчас при нарушении такой печати девство не утрачивается. Так, Августин говорит, что «эти члены могут подвергаться насильственным повреждениям в разных случаях, а бывает, что и врачи, стараясь восстановить здоровье, делают над нами такое, что кажется на первый взгляд ужасным. Повивальная бабка, производя рукою исследование невинности одной девицы, по злому ли умыслу, или по невежеству, или по случайности уничтожила во время осмотра целость её». И далее добавляет: «Не думаю, чтобы кто-нибудь был настолько глуп, что подумал бы, будто девица потеряла что-нибудь даже в смысле святости самого тела, хотя целость известного члена и была погублена» 382 . Следовательно, девство не состоит в нетронутости плоти. Возражение 4. Кроме того, порча плоти в первую очередь связана с разрешением семени, что может происходить и без соития, как во сне, так и наяву. Однако девство, похоже, без соития не утрачивается, поскольку, по словам Августина, «девственная целость и святое целомудрие, которое воздерживается от всяческого полового общения, есть ангельский удел». Следовательно, девство не состоит в нетронутости плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Разделы портала «Азбука веры» МОЛИТВА НА ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ МЛАДЕНЦА, ПОЛУЧАЮЩЕГО ИМЯ В ВОСЬМОЙ ДЕНЬ ПО РОЖДЕНИИ Церковнославянский Русский Ведомо буди, яко по рождестве во осмый день приносится младенец от бабы к храму, и стоит пред враты храма. Да будет известно, что в восьмой день по рождении повивальная бабка приносит младенца в храм и становится пред вратами храма. Священник же, надев по обычаю епитрахиль, возглашает: Священник же творит: Благословен Бог наш: Трисвятое. Пресвятая Троице: И по Отче наш: Яко Твое есть Царство: Священник: Благословен Бог наш: Затем: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Ибо Твое есть Царство: Таже отпустительный тропарь дне или святаго храма. Также отпустительный тропарь дня или святого храма. Священник же знаменует его чело, уста и перси, и глаголет молитву: Затем священник запечатлевает крестным знамением лоб, уста и грудь младенца и читает следующую молитву: Господу помолимся. Господу помолимся. Господи Боже наш, Тебе молимся и Тебе просим, да знаменается свет лица Твоего на рабе Твоем сем, [или: на рабе Твоей сей, ] имярек, и да знаменается Крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениих его, во еже бегати суеты мipa, и от всякаго лукаваго навета вражия, последовати же повелением Твоим. И даждь, Господи, не отречену пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемем во время благопотребно святей Твоей Церкви, и совершаемем страшными тайнами Христа Твоего: да по заповедем Твоим жительствовав, и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, с Пресвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь. Господи, Боже наш, Тебя просим и Тебя умоляем: да запечатлеется свет лица Твоего на этом рабе Твоем [или на этой рабе Твоей ] (имя), и да запечатлеется Крест единородного Сына Твоего в сердце и в помышлениях его [или ее ], чтобы избегать ему [или ей ] суеты мipa и всякого злого умысла врага, следовать же повелениям Твоим. И дай, Господи, неизменно пребыть имени Твоему святому на нем [или на ней ], который [или которая ] должен будет в надлежащее время соединиться со святой Твоей Церковью и стяжать совершенство через страшные таинства Христа Твоего; чтобы, по заповедям Твоим пожив и сохранив печать нерушимой, достиг он [или достигла она ] блаженства избранных во Царстве Твоем. По благодати и человеколюбию единородного Сына Твоего, с Которым благословен Ты, со всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/molitva-n...

Вил и Wolfsangel 01.10.2014 07:11:28 Сергей Львович Худиев На днях в Харькове толпа «гражданских активистов» снесла памятник Ленину. Как сообщается, четыре человека пострадали в ходе самого процесса, еще двое были избиты толпой из-за того, что возражали против ее действий. Что же, Ленин — одна из самых мрачных фигур в мировой истории, поджигатель гражданской войны, неистовый гонитель Церкви. Питать какое-либо сочувствие к делу Ленина сложно; и если бы решение демонтировать Ленина было принято законным порядком, а потом дело совершено без безобразий и увечий, против него трудно было бы возразить. Но оно совершилось иначе — и в этом проявились определенные особенности революции на Украине. Особенности, которые присутствуют и в российской политической риторике — пока, к счастью, только в риторике. У происшедшего есть разные аспекты — и то, что памятник Ленину больше не стоит на площади, только один из них. Другой аспект — это то, что толпа агрессивных молодых людей может без какой-либо законного решения выборных органов власти прийти и снести не нравящийся ей памятник. Что воинствующее, готовое на насилие меньшинство — или даже, как говорят многие, вовсе приезжие — может диктовать свою волю всем остальным жителям города. И ничего им за это не будет — правоохранительные органы не помешают им в самом процессе и не станут преследовать после. Решение о демонтаже памятника было принято и осуществлено в полном соответствии с афоризмом Карла Маркса: «Насилие — повивальная бабка истории» Наиболее агрессивная, наиболее чуждая представлениям о морали и цивилизованности часть общества диктует всему этому обществу как жить — мы все это уже проходили при том самом Ленине. Как уже многими было отмечено, именно те, кто сносит памятники — наследники большевиков. Другой аспект происшедшего — то, что толпа громил выступала под определенной символикой, над толпой гордо реяло желтое знамя с нацистским Wolfsangel " ем, «Волчьим Крюком», который используется батальоном «Айдар» и другими добровольческими военными формированиями.

http://radonezh.ru/analytics/vil-i-wolfs...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Феодосий Кавказский, прп. - житие Житие и чудеса Преподобного Феодосия Кавказского Будущий преподобный родился в бедной крестьянской семье в Пермской губернии. Год его рождения спорный - или 1800-й или 1841-й (16 мая н. ст.) . Родители святого, Федор и Екатерина Кашины, нарекли мальчика Феодором. По преданию, повивальная бабка предсказала новорожденному судьбу великого священника, увидев его в " монашеской камилавке " . И действительно - с детских лет Федя полюбил молитву. Еще маленьким удалялся он в лес, где проводил время наедине с Богом, молясь на большом камне. Ему даже был голос: " Камень, на котором ты молишься, называется Раев " . Был и другой случай, указывающий на то, что мальчик отмечен Богом. Однажды из красного угла вылетел голубь, сел ему на руку, а затем, вспорхнув и описав круг, скрылся за иконами. Предание говорит, что еще будучи совсем юным, Федя покинул дом и добрался с богомольцами до Афона. Там, у врат обители Положения пояса Богоматери, он попросился войти: " Примите меня к себе, я буду Боженьке молиться и буду все вам делать " . Мальчика пустили, а игумен даже взял его себе в келейники. Путь его был тернист. В четырнадцатилетнем возрасте отрок исцелил одержимую бесом жену генерала. На вопрос, кому же он молится, Федор отвечал: " Золотенькой Божией Мамочке " . Для исполнения воинского долга игумен отправил его на родину. Но Федора признали негодным к военной службе и он вернулся в обитель. А в 1859 году молодой послушник был пострижен в монахи с именем Феодосий. Пять лет прослужил он в Царьграде (Константинополе) в афонском подворье, называемом " Русский странноприимный дом Положения пояса Богоматери " . Затем, по преданию, святой служил в Иерусалиме. В 1879 году - возвращение на Афон. В 1901-м, после смерти игумена Иоанникия, Феодосий становится во главе обители. Однако, вскоре сложив с себя обязанности настоятеля, он вернулся в Иерусалим, где принял схиму с тем же именем. Оттуда, вместе со своей духовной дочерью, инокиней Татианой, старец вернулся в Россию, везя с собой драгоценные святыньки.

http://pravicon.com/info-3655

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010