Возражение 4. Так же как святые после смерти видят Слово Божие, так видят Его и ангелы, о которых сказано, что «Ангелы... на небесах всегда видят лицо Отца Моего небесного» ( Мф. 18:10 ). Однако ангелы, несмотря на это, не все знают, поскольку, по заявлению Дионисия, низшие ангелы очищаются от своего недостатка ведения ангелами высшими («О неб. Иер.» ПГ 3,209, ср. «О церк. Иер.» ПГ 3,537). Поэтому, хотя святые видят Слово, они не видят в Нем наших молитв и всего того, что совершается с нами. Возражение 5. Один Бог есть «испытующий сердца и утробы». Молитва находится главным образом в сердце, а поэтому только Богу присуще знать наши молитвы. Следовательно, наши молитвы неизвестны святым. Этому противоречит то, что Григорий в толковании на слова: «В чести ли дети его – он не знает, унижены ли – он не замечает» ( Иов. 14:21 ), – говорит. «Это не относится к душам святых, ибо, поскольку они имеют зрение славы Всемогущего Бога, мы не должны думать, что им неизвестно что-либо находящееся вне этой славы» («Поуч.» ПЛ 75,999). Следовательно, они знают наши молитвы. Отвечаю: И еще Григорий говорит: «Все твари незначительны для души, которая видит Бога, ибо как бы мало ни видела она свет Творца, всякая видит Бога, ибо как бы мало ни видели они свет Творца, всякая тварь представляется ей чем-то незначительным» («Диал.» ПЛ 66, 200). Главным препятствием для душ святых в познании наших молитв и всего другого, совершающегося с нами, по-видимому, является то, что они далеко удалены от нас. Поскольку же, как это явствует из вышеприведенных авторитетных слов, расстояние не служит этому помехой, то очевидно души святых знают наши молитвы и то, что совершается здесь на земле. И еще можно сказать, что, если бы святые не были осведомлены о том, что совершается с нами, они не молились бы за нас, не зная о наших нуждах. Это было как раз тем заблуждением, о котором Иероним говорит в письме против Вигилянтиуса (ПЛ 23, 359). Поэтому надо считать, что святые знают, что случается с нами. Божественная сущность есть достаточный посредник для знания всех вещей, и это очевидно из того, что Бог через зрение Своей сущности, видит все.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Из сказанного выше напрашивается вывод, что Бог включил жанры поэзии и премудростей в Свои откровения Израилю, а не изобрел новые литературные стили или новые темы. Он использовал то, что было хорошо знакомо каждому жителю Ближнего Востока в древности. Он общался со Своим народом на понятном им языке, используя его как доходчивое и действенное средство общения. Углубление наших познаний о культуре и литературе древнего Ближнего Востока, несомненно, поможет нам лучше понять Библию . Книга Иова 1:1–2:13 Испытания Иова 1:1. Земля Уц. Точное местоположение ее неизвестно. Возможно, это общее понятие для обозначения Ближнего Востока. Предположение о том, что Уц расположен к югу от Палестины, подтверждается текстом из Пл. 4:21, где говорится о дочери Эдома, «обитательнице земли Уц». Однако в Иер. 25:20,21 Уц связывается с Филистией, Эдомом и Моавом. 1:3. Размер стад у Иова. Стада у Иова были огромными. Аристотель сообщает, что у арабов в общей сложности насчитывалось 3 тыс. верблюдов, тогда как такое же количество упоминается и здесь. Эти цифры можно сравнить с 3 тыс. овец и 1 тыс. коз Навала ( 1Цар. 25:2 ). В текстах 3-го тыс. до н. э. упоминаются стада при храме, которые насчитывали около 14 тыс. овец, но в личной собственности обычно было гораздо меньше. В древности на Ближнем Востоке оседлые племена содержали не более 3 тыс. голов скота. Перегоняемые на новые пастбища стада (перемещение которых удается проследить) насчитывали от 2 до 5 тыс. голов. Стада кочевников были самыми крупными и достигали иногда порядка десятков тысяч голов. Численное соотношение между крупным и мелким рогатым скотом у Иова было типичным для Ближнего Востока. Большинство из имеющихся данных восходят к перечням, которые составлялись для оплаты дани Ассирии и в которых личным владениям уделялось мало внимания. 1:3. Сыны Востока. В семитских языках это идиоматическое выражение («народ Востока») обычно относится к жителям области к востоку от Библа, где жили полукочевые семитские племена. В таком же значение это понятие использовано в египетской «Повести о Синухете», датируемой началом 3-го тыс. до н. э. В Быт. 29 " народом Востока» названы арамеи, которые проживали в северной части бассейна реки Евфрат, в Ис. 11 – эдомитяне, моавитяне и аммонитяне, а в Суд. 6 – мадианитяне. Таким образом, как и «земля Уц», определение «сыны Востока» является общим понятием.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Л. 250 «Боже мой! Положи их, яко коло.. Ты един Вышний по всей земли». – Пс. 82:14 – 19 , «Ненавидящий Сиона да будут... усечением вечных мук». – Ср.: Пс. 128:4 – 6 . Л. 251 «Аще, – рече, – сим не накажетесь... Тогда смирится сердце непокориво». – Лев. 26:23 – 41 . «Не спасется, – рече, царь... во множестве силы своея не спасутся». – Пс. 32: 16–17 . ...яко не укрепляется муж крепостию... – Ср. Иер. 9:23 . Л. 252 «Ты еси сам, царь мой и Бог мой!.. и о имени Твоем исповемыся е век». – Пс.43:5 – 9 . Сего ради и Бог отрину и посрами тя... и быхом в притчю во языцех и покиванию в людех, – Ср.: Втор. 28:25, 31, 33, 37 . ...егда украде Ахарь от возложения Господня сосуд злат... Дóндеже умоли Господа. – Ср. Иис. Н. 7:1, 2, 5, 20, 21. Л. 253 ...везде плачь и сокрушение, везде стенание и воздыхание, и несть никово веселящася во Днех сих. – Библейская реминисценция; ср.: Ис. 29:2 ; Иер. 31:15 ; Пл. 2:5; Иез. 2:10 . ...яко бы вход великий творити во святый олтарь... – Во время литургии священники совершают два входа: малый и великий. Во время первого – на престол выносится Евангелие; во втором – Святые Дары. Перенесение Святых Даров для дальнейшей подготовки их ко святому причащению символизирует перенесение тела Христова от Голгофы до места погребения. ... святаго Петра митрополита... – Петр, митрополит всея Руси (ум. 1326 г.), первый московский епископ и первый московский святой; рукоположен в митрополита в 1308 г. константинопольским патриархом Афанасием. Л. 254 ...аще тебя не послушает, то аще кто и от нас бы явился, не послушает. – Ср.: Лк. 16:31 . ...окольничему Родиону Матфеевичю Стрешневу... – В боярских книгах Родион Матвеевич Стрешнев упоминается как стольник в 1636 г. и 1640 г., как окольничий с 1658 г., а с 1676 г. как боярин; умер в 1687 г. – Указатель 1853, 394. При царе Алексее Михайловиче Р.М. Стрешнев принимал участие в управлении несколькими приказами: в 1657 – 1663 гг. Большого прихода, в 1660 – 1662 гг. Владимирской и Галицкой четвертей; в 1663 – 1680 гг. Сибирского – Богоявленский 1946, 298 – 299.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вайгер Галина Александровна 1.02  11.00 Московский театр русской драмы «Камерная сцена», улица Земляной вал 64; м. «Таганская», м. «Марксистская». Конференция «Развитие паломничества и туризма как важное направление укрепления духовного и физического здоровья семьи» Епископ Егорьевский Марк Алферова Татьяна Сергеевна, Владимирцев Вячеслав Анатольевич Шаталова Елена Юрьевна 31.01  10.30 конференц-зал Московской конфедерации промышленности и предприятий, ул. Новый Арбат, д. 21, 12 этаж; м. «Смоленская», «Арбатская» Конференция «Создание и сохранение семьи – основа возрождения России» Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман иер. Александр Половинкин Миронов Леонтий Михайлович 1.02  10.00 Большой зал «Паломнического центра» (гостиница «Университетская»), бывший к/т «Литва», Мичуринский пр-т 8/29; м. «Университет», далее 3 остановки до пл. Индиры Ганди IV направление. Пути Промысла Божия и святоотеческое наследие Епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий игумен Петр (Пиголь) Пленарное заседание направления. Митрополит Калужский и Боровский Климент, Епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий игумен Петр (Пиголь) Леонтьев Вячеслав Геннадьевич 31.01 10.00 Храм Христа Спасителя (вход со стороны набережной); м. «Кропоткинская» «Священное Писание и святоотеческое наследие в жизни современного человека» Епископ Моравичский Антоний (Пантелич) архим. Леонид (Филь), прот. Александр Марченков 31.01 14.00 Гостиничный комплекс Данилова монастыря; Б. Староданиловский пер., 5.; м. «Тульская» «Святоотеческое наследие и воспитание детей и юношества» Епископ Якутский и Ленский Зосима игумен Петр (Пиголь) Балашова Елена Григорьевна, Жарова Ирина Леонидовна 31.01 13.30 Храм Христа Спасителя (вход со стороны набережной) м. «Кропоткинская» Конференция: «Новомученики и исповедники российские и их духовное наследие» Епископ Элистинский и Калмыцкий Зосима игумен Дамаскин (Орловский), Иноземцева Зинаида Петровна, Селиверстова Лилия Николаевна. Град Марина Леонидовна, Коршунова Татьяна Николаевна

http://moral.ru/2007/0130_Rozhd_chten.ht...

Мы не знаем, что делать или сказать, и эгоизм берет верх над заботой о других. Но человек, находящийся в тяжелых обстоятельствах, не нуждается в многословии, ему просто нужно опереться на руку друга, того, кто разделит с ним боль его сердца. Друзья мои – те, кто любит, кто нам ближе всех других окружающих нас людей. Ближние (ср.: Пс. 33:19 ) – те, кто воспринимает беды и страдания другого как свои собственные. 13 К сожалению, есть категория людей, которые только и ищут возможности проявить свою недоброжелательность, злорадство, строят коварные планы относительно другого. 14–23 Путь духовного восхождения. Здесь повторяется мысль, высказанная в ст. 2–13, но постепенно раскрываются и новые горизонты. Мольба об отвращении гнева Господня (2, 3) дополняется невысказанной молитвой в ст. 10. Но теперь, хотя ситуация и не изменилась, наступает перелом в сознании Давида: он с верой и надеждой ждет ответа Господа (16), искренно сокрушается (не просто стонет и просит) о содеянном грехе (19) и молит о спасении (23). 14–17 Давид не отвечает никому из тех, кто замышляет против него зло (13–15), он обращается только к Господу (16–17). Он рассказывает Господу (в ст. 16 в оригинале: Яхве, Богу завета, спасающему и вершащему праведный суд) о своем молчании (14, 15), о своем уповании на Него (16); он знает, что Господь (Верховный владыка) – Его Бог и ответит ему (ср.: Пл. Иер. 3:19–33 ). 15 Добровольный выбор – оставаться в безмолвии. 16 Молчание было выбрано, «ибо» (потому что) он встал на путь веры и молитвы (16–17). Уповаю значит надеюсь, потому что твердо верю. 18–21 Молитва в ст. 17 сопряжена с необходимостью неотложной помощи: «колеблется нога моя», «я близок к падению» (18). Во–первых, стойкость его поколеблена, он уже не в силах переносить страдания, а во–вторых, скорбь его «всегда», постоянно с ним (в ст. 18 слово «скорбь» подразумевает и душевную и физическую боль). И это (19) его постоянное состояние, поскольку он не перестает сокрушаться и горевать по поводу своих беззаконий (см.: ст. 5) и грехов (см.: ст. 4). Сам факт его виновности (через грех) перед Господом серьезно угнетает его. Кроме того, это чувство усугубляется окружающей его ненавистью и «лукавыми замыслами» врагов (20). Но вместе с тем он уже перестает полностью погружаться в свои страдания, описанные в ст. 6–9; атмосфера постепенно проясняется, и это, безусловно, свидетельствует о том, что он пришел к истинному покаянию. 22–23 В этом заключительном молитвенном обращении Давид использует имя Бога завета (22, ср. в оригинале: ст. 2, 16), своего личного Бога (22, «Боже мой») и Верховного владыки (в оригинале 23, в русском переводе – «Господи»; ср.: ст. 10, 16. – Примеч. пер.). Бог, знавший боль и страдание Своего народа в Египте и пришедший на помощь ( Исх. 3:7 – то же самое слово «страдание», что и в ст. 18), не изменился. Бог, Который лично открылся каждому, никогда не изменит Своих отношений со Своим народом. Верховный владыка одновременно и Спаситель. Псалом 38. Жгучая проблема

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

4:1а: как потускло золото, изменилось золото наилучшее. 1Мак.1:21–22 : (Антиох) вошел во святилище и взял золотой жертвенник… и венцы и золотое украшение, бывшее снаружи храма. 4:1b: камни святилища раскиданы по всем перекресткам. 1Мак.4:38 : и увидали (Иуда и воины), что святилище опустошено, жертвенники осквернены, ворота сожжены и в притворах… поросли растения. Далее, в ст. 11 и 16 четвертой главы говорится, что бедствия Иерусалима определены по суду Божьему. Тоже и в 1Мак.1:64 . В 13 стихе четвертой главы священники обвиняются в том, что они проливали невинную кровь, а в 15 стихе говорится, что они возбуждали к себе в народе отвращение. Соответственно этому, во второй книге Маккавейской на узурпаторов-первосвященников Иасона и Менелая возводится обвинение «в нещадных кровопролитиях среди своих собратьев» и «в ярости дикого зверя» ( 2Мак.4:25, 48; 5:6 ), а из ( 2Мак.4:40–42, 50; 14 ) видно, как ненавидел этих узурпаторов народ. В (4:17) говорится, что осажденные жители Иерусалима ожидали помощи от своих союзников. В войне с Антихом иудеи рассчитывали на помощь Спарты ( 1Мак.12:13 д. 23; 2Мак.5:9 ), с которой они заключили союз еще при Онии I (около 300 г.). В книге Плач (4:21) автор угрожает бедствиями разрушения Эдому. По ( 2Мак. 10:15 и д.), Эдом в эпоху маккавейских волнений неоднократно проявлял враждебные действия против евреев (ср. 1Мак.5:3 ). Подобные же параллели Фриз указывает между (Пл.4:5, 8 и 1Мак.1:26, 40 ; Пл.4:15 и 1Мак.1:32, 38 ; Пл.4:16 и 1Мак.1:37; 3:51 ; Пл.4:19 и 1Мак.2:28 ; 2Мак.5:27 . 241 В пятой главе Фриз находит лишь два указания на происхождение ее в эпоху Маккавеев: в стихах 4 и 6. Налоги на воду и дрова, которые, по 4 стиху («воду нашу пьем за серебро, дрова наши приобретаем за деньги»), Иудеи должны были платить своим притеснителям, в исторических повествованиях о разрушении Иерусалима, замечает Фриз, не упоминаются. И вообще, такое страшное обременение, по мнению Фриза, не могло иметь места после разрушения Иерусалима халдеями, когда Годолия обещал остающимся в стране мир и довольство ( Иер.40:9 ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Вот несколько таких примеров: 1)«...да бежу, оттрясая и прах ног своих ...» л.248); «...и, исходя, отряс и прах ног своих »; «... оттрясая от ног прах , говорил тебе» л. 181) – см.: Мф. 10:14 ; Мк.6:11 ; Лк. 9:4 – 5 ; Деян. 13:50–51 ; 2)«...прежде посыпав главу пеплом ...» 9, л. 252) – см.: 2Цар. 13:19 ; Неем. 9:1 ; Есф.4:1 ; Иер. 6:26 ; Пл. 2:10; Иез. 27:30 ; Откр. 18:19 ; 3)«...и сам, тая грамоты подписуя, утвердил еси, и по делом руку твоею воздаст тебе Господь» л. 184) – см.: Пс. 27:4; 61:13 ; Пр. 12:14; 4)«А аз чист от сих : един сакос взят, и тот недорог, простой...» л. 23) – см.: Иов 33:9 ; Пр. 20:9; Деян. 18:6; 20:26 ; 2Тим. 2:21 ; 5)«Изгнася Филип митрополит, но паки ста противу лицу оскорбивших его» л. 247) – см.: 2Пар. 25:8 ; Иер. 18:17; 19:7 ; 6)«...везде плачь и сокрушение, везде стенание и воздыхание , и несть никово веселящася во днех сих» 9, л. 253) – см.: Ис. 29:2 ; Иер. 31:15 ; Пл. 2:5; Иез. 2:10 . Устойчивые выражения и библейские фразеологизмы, при помощи которых патриарх Никон строил свое повествование, служили «общим языковым и тематическим кодом, вводящим проекцию жизненных событий на высокий и вечный фон» 1091 . VII. Работа с библейскими источниками на уровне сюжетов и эпизодов . Для назидательного воздействия на адресата патриарх Никон в своих посланиях современникам и челобитных царю использует самые известные библейские сюжеты и эпизоды. Причем к изложению одних и тех же ситуаций в разных своих сочинениях Никон обращается неоднократно. Эти причины заставили автора применять такие способы введения в свои сочинения повествований о событиях библейской истории, при которых внимание читателя было бы приковано к наиболее важным деталям и ключевым моментам повествования. Один из них – краткое изложение библейских сюжетов и отдельных эпизодов, при котором не всегда соблюдается последовательность источника; главное для автора – передать содержание ситуации, перечислить ключевые моменты повествования, по отдельным деталям воссоздать цельность события.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кто же был этим автором? . Глава третья. Об авторе, времени, месте и цели написания книги Плач 1. Древнее предание об авторе книги Плач Предание приписывает составление плачевных песней пророку Иеремии. Однако в Св. Писании это предание не имеет для себя прямого подтверждения. Ни в самой книге Плач, ни в позднейших ветхозаветных книгах, ни в Новом Завете – Иеремия нигде не называется автором этой книги. Правда, указывают на книги ( Зах.1:6 ) 267 и считают вторую половину его повторением слов (Пл.2:17а) 268 ; но из книги ( Зах.1:6 ) видно, что приведенное в нем выражение – «как определил Господь… так и поступил» – было в еврейском народе ходячим. Отсюда, оно могло явиться в пророчествах Захарии и независимо от книги Плач. Если же считать его заимствованным, то источник этого заимствования с равным правом можно указывать и в ( Иер.21:12 ). 269 Указывают, далее, на 12-й стих первой главы послания Иакова 270 и думают видеть в нем цитату из кн. (Пл.3:26). 271 Но сходство между этими местами самое отдаленное, и считать ( Иак.1:12 ) цитатой из книги Плач нет никакого права. Наконец, Лёр указывает еще сходство между стихом 30-м 3 главы 272 и 33 стихом 5 главы евангелия от Матвея 273 и затеи между 45 стихом 3 главы книги Плач 274 и 13 стихом 4 главы 1 послания к Коринфянам. 275 Но что в обоих этих случаях не может быть и речи о каком бы то ни было заимствовании, – видно уже из того, что мысли о заимствовании не допускает даже и сам Лёр. В частности, встречающийся в последнем случае образ сора и праха представляется столь естественным, что мог быть употреблен апостолом и помимо всякого знакомства с книгой Плач. Михаэлис и Дате 276 , Тарновий 277 и Каловиус 278 хотят находить подтверждение предания о составлении книги Плач Иеремией в 2Пар.35:25 ; где Иеремии приписывается составление плачевной песни об Иосии: «и оплакал Иеремия Иосию в песни плачевной, и говорили все певцы и певицы в плачевных песнях своих об Иосии до сего дня и обратили их в обычай в Израиле, и вот они написаны в книге плачевных песней». Но это место может быть приводимо в подтверждение предания о составлении книги Плач пророком Иеремией лишь при том условии, если наперед допустить, что упоминаемая в ( 2Пар.35:25 ) плачевная песнь Иеремии тождественна с книгой Плач, другими словами, – если допустить, что предметом кн. Плач служит смерть Иосии, как и полагают указанные исследователи. Но мы уже видели, что содержание книги Плач не имеет никакого отношения к Иосии. Все оно, от первой главы до последней, имеет в виду разрушение Иерусалима и гибель иудейского царства. Следовательно, во ( 2Пар.35:2 ) идет речь об особом, отличном от книги Плачь произведении Иеремии, до нашего времени не сохранившемся. Указанная попытка отождествить эти два различных произведения объясняется «стремлением все древние сочинения евреев, о которых упоминает история, находит в нашем ветхозаветном каноне». 279

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Ст. 3 ср. Мф. 12:39 . Ст. 4 ср. Ин. 8:48 ; Мф. 12:24 ; Лк. 23:21 ; Мф. 27:25, 40 . Ст. 5–11. Иудейский народ, в течение всей своей истории, являлся вероломным относительно Господа, нарушал завет с Ним, увлекаясь срамными культами соседних народов, таким образом был подобен жене прелюбодейце, изменяющей своему мужу. Во всей этой речи народ иудейский изображается под видом жены, так что глагольные и прич. формы, при которых подлежащим мыслится эта олицетворяющая иудейский народ жена, в евр. м. т. и у 70 стоят в женском роде, а не в мужеском, как это в славянском. Ст. 5 ср. 4Цар. 16:4 ; Иер. 2:20; 3:13 , см. объясн. проф. И. С. Як.; 2Пар. 28:3; 33:6 . Ст. 6. Хотя, согласно завету Господа с народом Израильским, он должен был иметь своею частью Господа (ср. Пс. 15:5; 118:57 ; Пл. Иер. 3:24 ), но, вследствие увлечения культами соседних народов, он имел своею частью не Господа, Бога Личного и Живого, а бездушные камни, находимые в устьях рек, которые от действия воды становятся гладкими, нередко принимают довольно причудливую форму, приближавшуюся к форме того или иного идола, почему иудеи относились к ним с суеверным почтением. Подобный культ камней был довольно распространен на востоке, преимущественно среди семитов. У евреев и финикиян священные камни были известны под именем вефилей ( у Санхониатона: βαιτλια λϑοι μφυχοι, у карфагенян abbadires= (славный камень). У древних арабов идолы (ацвам) по большей части были грубыми каменьями. Свида под словом Θες ρς говорит, что идолом Ариса в Петре был черный четырехугольный каиень. Религиозное почитание таковых камеей состояло в возлиянии на них елея и возложении жертв. Геродот (3:8) повествует о семи камнях, чрез помазание которых арабы призывали Бога Оротала. Черный камень Каба, почитаемый магометанами, по преданию, был идолом Сатурна. Начальные сл. ст. по евр. м. т.: =в р.-с в гладких камнях ручьев, в ват. т. и ал. код. оставлены без пер., а посему не им. с. соотв. и в слав. т.; но в некоторых греч. рук. они переведены: ν τος μερσιν φραγγος=в частех дебри.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

19–20 Послание Бога исполнено отеческой заботы. Оно отвечает физическим и душевным потребностям Божьего народа. Господь обещает восстановить основные продукты питания, уничтоженные саранчой (ср.: 1:10), в размерах, значительно превышающих прожиточный минимум, и лишить язычников повода насмехаться над иудеями (19, ср.: ст. 17). Вопрос престижа настолько важен, что им начинается и им заканчивается первая часть ответа на молитву (19, 26–27). Теперь Господь выступает в качестве союзника Своего народа в войне с саранчой. Она будет изгнана с иудейской территории и уничтожена с помощью сильного ветра (ср.: Исх. 10:19 ). В соответствии с военной терминологией в 1:6 и 2:1 – 11 саранча обозначается как «пришедший с севера». Это определение напоминает тему «беды с севера» у Иеремии, когда он описывает вражескую армию, направленную Богом против Израиля (напр., Иер. 6:1 : «от севера появляется беда»). Армия саранчи действовала слишком жестоко, и это послужило основанием для ее наказания. В этом есть нечто похожее на пророчество Исайи об Ассирии, которая сначала была орудием Божественного наказания, направленным против избранного народа, а затем, переступив дозволенное Богом, стала его жертвой ( Ис. 10:5–12 ). Упоминание о зловонии разлагающихся останков саранчи служит подтверждением обещания ее уничтожения. 21–24 В ст. 21–23 представлен ряд ободряющих обращений к земле, животным и чадам Сиона. Чада Сиона – это собрание израильтян во дворе Храма в Иерусалиме. Эти радостные обращения представляют контраст суровым призывам гл. 1. В этих фрагментах есть лексические соответствия. Аналогия подчеркивает отмену наказания и свидетельствует о том, что Бог удовлетворяет нужды Своего народа. Заверение в том, что бояться нечего, характерно для Божественных обещаний, данных в ответ на плач (ср.: 2Пар. 20:15,17 ; Пл. 3:57). Обращения играют роль хвалебного пророческого гимна, побуждающего народ верить в то, что совершит Бог, и радоваться уже теперь (ср.: Рим. 5:2 ). Подобно тому, как «радующиеся… несчастью» Давида в Пс. 34:26–27 встречают соперника в лице Всемогущего Бога, так и здесь, в ст. 20–21, разрушительные силы саранчи меркнут перед созидательной силой Господа. Народ Божий может предвкушать ниспослание дождей поздней осенью и весной и оживление опустошенной земли (23). Ярким контрастом по отношению к 1:7,12 выглядит обещание богатого урожая хлеба и винограда, который в конце концов получат иудеи. В надежде на дождь заключена особая радость, доступная только тем, кто живет в жарком климате.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010