31 дек. 1844 г. по просьбе Литовского архиеп. Иосифа (Семашко) получил назначение на должность ректора и профессора богословских наук Литовской ДС. Согласно характеристике архиеп. Иосифа, «едва ли бы еще можно было найти другого архимандрита из великорусских, столь соответственного здешним обстоятельствам. Смею уверить, что он будет украшением Церкви, на каковом месте ни был поставлен» ( Иосиф (Семашко). 1883. Т. 2. С. 290). В связи с переездом семинарии из жировицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря в виленский во имя Святой Троицы монастырь с 18 апр. 1845 г. Е. был членом строительного комитета по перемещению ДС. В семинарии преподавал догматическое богословие. С 29 нояб. 1845 г. цензор проповедей, с 20 дек. духовный цензор, с 11 нояб. 1846 г. член епархиального попечительства, с 11 дек.- комитета Литовской ДС для собрания этнографических сведений о России. В июле 1845 г. инспектировал Борунское уездно-приходское уч-ще, в июле 1846 г.- Супрасльское, Кобринское, Жировицкое и Виленское духовные уч-ща. 27 июня 1845 г. назначен настоятелем обращенной в 3-й класс виленской Троицкой обители с предоставлением Е. степени настоятеля 2-классного мон-ря. По инициативе Е. Троицкая ц. была приспособлена для зимних богослужений, в 1852 г. он пожертвовал в монастырь утварь. 2 июля 1845 г. освятил придел святых Константина и Елены в соборе виленского в честь Сошествия Св. Духа мон-ря (см. Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь ). С 19 июля 1846 г. благочинный мон-рей Виленской и Ковенской губерний. 4 дек. 1848 г. назначен настоятелем Пожайского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря в связи с предстоящей хиротонией. По ходатайству Е. Киевский митр. Филарет прислал из ризницы Киево-Печерской лавры 11 архиерейских облачений для обители, был пожертвован ряд икон, устроена больница для военных на 100 коек в период эпидемии холеры. 10 дек. 1848 г. по ходатайству Литовского архиеп. Иосифа (Семашко) Святейший Синод назначил Е. епископом Ковенским, викарием Литовской епархии.

http://pravenc.ru/text/187365.html

Таким образом, проэкт 1813 года требует 1) умысла, 2) прерыва богослужения для наличности церковного мятежа; но этого мало. Его особенность еще в том, что особой статьей, именно § 117, он подвергает тем же самым наказаниям всех, кто такия преступления учинит в церквах других христианских исповеданий. Обратимся к Своду Законовь Уголовных. Здесь нарушению мирянами благочиния в церкви посвящена 204 ст. (по изд. 1832 г., 222 по изд. 1842 г).: «Кто нарушит благоговение при отправлении службы Божией, или к соблазну других придет в церковь пьяный, или пришед в церковь, учинит во время службы Божией суетный разговор о светских или иных делах, или будет ходить взад и вперед по Церкви, или говорить громко, или кричать, или хохотать начнет, или иной учинит шум, или от службы Божией отвратить внимание православных словом, делом или движением: того подвергать взысканию штрафа в пользу Приказа Общественного Призрения, или временному аресту, тюремному заключению, или телесному наказанию» (204 ст.; 222 ст.). Недопущение совершить литургию подвергало виновного лишению всех правь состояния, наказанию кнутом и ссылке в каторжную работу (206 ст. изд. 1832 г.; 224 ст. изд. 1842 г.). Духовные особы в этих случаях подлежали духовному суду (ст. 207 изд. 1832 г.; ст. 225 изд. 1842 г.). Что касается Уложения о наказаниях, то в первых изданиях его особыми статьями запрещалось нарушать в церкви должное благоговение и неприлично-громким криком, хохотом или иным шумом производить соблазн (ст. 231 изд. 1845 г.; ст. 243 изд. 1857 г.), – занимать места, предназначенные для священнослужения (ст. 233 изд. 1845 г.; ст. 245 изд. 1857 г.), или места, где стоят особы Императорской Фамилии (ст. 234 изд. 1845 г., ст. 246 изд. 1857 г.), подавать в церкви просьбы кому бы то ни было (ст. 235 изд. 1845 г.; ст. 247 изд. 1857 г.) и наконец – силою врываться в церковь (ст. 236 изд. 1845 г.; ст. 248 изд. 1857 г.). Наказанием за эти проступки служат или денежная пеня от 50 коп. до 1 рубля или арест от 3 до 7 дней. Только остановка богослужения, вызванная в первом случае, усиливает наказание арестом до 3 месяцев maximum. После издания Устава о наказаниях все эти статьи заменены одной 35 ст. Устава, по которой за нарушение благоговевия в церкви, часовне или ином молитвенном доме непристойным криком и шумом или неблаговидными поступками виновные наказываются или арестом не свыше 1 месяца или денежной пеней не свыше 100 рублей. Священнослужители же и церковнопричетники как белого, так и черного духовенства за нарушение благочиния в церквах наказываются по определению своего духовного начальства (ст. 218).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

Григория. Вопрос о них для редакционного комитета возник уже в марте 1844 года, когда черновая работа над предположенным в начале к изданию из творений св. Григория оканчивалась. Поэтому, озабочиваясь дальнейшим в безостановочном ходе дела, редакционный Комитет марта 3-го дня 1844 года представлял владыке митрополиту на утверждение свое мнение следующего содержания: «Редакционный Комитет, по поводу предполагаемого окончания в настоящем году издания на русском языке важнейших творений св. Григория Богослова , именно всех слов его, некоторых избранных писем и стихотворений, имел рассуждение о продолжении издания в следующем 1845 году и взяв в соображение означенный выше пункт предположения Духовно-учебного управления 2029 касательно скорейшего удовлетворения потребности в отеческих писаниях изданием творений главнейших Отцов церкви положил мнением: 1) со следующего 1845 г. начать издание творений св. Василия Великого и 2) по мере возможности продолжать издание перевода остальных творений св. Григория Богослова в виде дополнения к изданному уже переводу сих творений отдельными книгами». На этом представлении митрополит Филарет от 5 марта того же —466— 1845 года дал такую резолюцию: «что такое отдельными книгами? Лучше издав в нынешнем году избранные письма и некоторые стихотворения св. Григория, в следующем решительно заняться писаниями св. Василия Великого по представленной причине 2030 , а по издании сих можно иметь рассуждение, нужно ли опять возвратиться к мелким сочинениям св. Григория» 2031 . Из дальнейшего хода дела видно, что так и поступил редакционный комитет: приступив с 1845 года к изданию творений св. Василия Великого , он затем (в 1847 и 1848 годах) не оставил неизданными и остальных творений св. Григория Богослова в русском переводе, так что, между тем как из творений св. Василия Великого , переведенных и изданных в 1845–1848 годах, вышло семь частей или томов, вторым изданием вышедших в 1853–1859 годах, из оставшихся не переведенными в 1843 и 1844 годах творений св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Звенигород. 15) Историческое описание Савинносторожевского монастыря. Составл. Б. М. Д. А. С. Смирновым . М. В Сенатской тип. (8) 124 в LII стр. Положение монастыря, стр. 1. Сведения об основателе, преподоб. Савве, стр. 3. История монастыря после Саввы, стр. 13. Здания, стр. 40. Ризница и библиотека, стр. 54. Управление и степень монастыря и преимущества его настоятелей, стр.70. Список настоятелей, стр. 79. Монастыри, зависевшие от обители, стр. 79. Перечень владетельных монастырских грамот, стр. 117. Выписки и замечания, стр. I-LII. Изюм. 16) Описание Святогорска и возобновления Святогорской обители в 1844 г., с присовокуплением слов, говоренных преосвященным Иннокентием, епископом Харьковским и Ахтырским по случаю обновления сей обители. С двумя видами Святогорска. 1845. (8) 26 стр. Напечатано было в «Маяке». 1845. Март. 17) Обновление Святогорской Успенской общежительной пустыни, 14 августа года, Харьковской губернии, в Изюмском уезде, при реке Северном Донце. Спб. (8) 143. Книжка состоит из нескольких слов, говоренных по случаю открытия, письма М. Б. – ва об этом торжестве (стр. 97–124) и известия о монастыре, В – ва, напечатанного прежде, в «Харьк. Губ. Ведомостях» 1844 г., 24, и в «Ведомостях Спб. Гор. Полиции» 1844 г., 141. Изюм и Ахтырск. 18) Краткое обозрение Успенского Святогорского и Свято-Троицкого Ахтырского общежительных монастырей, с описанием торжественного открытия оных и присовокуплением двух слов и речи, говоренных преосвященным Иннокентием, епископом Харьковским и Ахтырским, по случаю обновления оных обителей. Издано при двух литографир. эстампах, изображающих виды означенных монастырей. Харьковской губернии, Лебединского уезда помещ., отст. поруч. Д……….ъ. Спб. В тип. Ильи Ив. Глазунова и комп. 1845. (8) 26 стр. 19) Святые Горы и Оптина Пустынь (А. Муравьева). Спб. В тип. III Отд. Собств. Е. И. В. Канцелярии. 1852. (12) 151. Имеретия. 20) Кацхский храм в Имеретии. Тифлис. В тип. Главн. Управления Закавказским краем. 1845. (8) 8 стр. С планом. Оттиск статьи «Закавказского Вестника» 1845, 16. (Есть в Библиотеке Геогр. Общ.)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

8 октября 2008. Священники Петр Михайлов Аболенский, Иоанн Михайлов Руднев, Николай Андреев Добродеев (середина 19 века). Информация взята из Метрических книг Богоявленской церкви (ГАТО,Ф.3.Оп.15.) 12 октября 2008. Священнослужители Церкви Богоявления Господня в 19-20-х веках (информация взята из «Ведомостей о церкви» Государственного архива Тульской области). 1831 год. Священники: Петр Иванов Никольский 37 лет (служил с 16.10.1818 г.); Григорий Павлов Путилин 34 года (с 16.10.1821 г.); Иоанн Михайлов Руднев 32 года (с 01.04.1823 г); Дьяконы: Никита Иосифов Глаголев 44 года (с 16.06.1806 г); Григорий Дмитриев Мерцалов 66 лет (с 13.04.1796 г.); Дьячки: Василий Григорьев Мерцалов 26 лет (с 21.10.1821 г.); Михаил Иванов Глаголев 50 лет (с 03.1806 г.); Алексей Ионов Калинников 41 год (с 1808 г.); Пономари: Вонифатий Сергеев Глаголев 34 года (с 10.08.1813 г.); Тихон Семенов Знаменский 22 год (с 14.03.1831 г.); Пономарское место за учеником Петром Аболенским 14 лет. 1868 г. Священники: Петр Михайлов Аболенский, род. 05.06.1818г. (с 08.07.1845 г.); Алексей Петров Покровский, род. 16.03.1832 г. (с 26.06.1861 г.); Дьякон: Петр Николаев Успенский, ( с 10.03.1860 г.); Михаил Гаврилов Терновский, род. 05.11.1823 г. (с 08.11.1862 г.); Пономари: Иван Семенов Рождественский, род. 17.11.1842 г (с 15.02.1864 г.); Александр Дмитриев Благовещенский (с 15.02.1866 г.); Дьячок: Дмитрий Михайлов Глаголев, род. 05.10.1825 г. (с 25.12.1845 г.); Иван Алексеев Глаголев (с 13.10.1833 г.); 1878 год. Священники: Петр Михайлов Оболенский, род. 05.06.1818г. (с 08.07.1845 г.); Алексей Петров Покровский, род. 16.03.1832 г. (с 26.06.1861 г.); Дьяконы: Павел Михайлов Райский, род. 02.06.1817 г. (с 16.03.1870 г.); Михаил Гаврилов Терновский, род. 05.11.1823 г. (с 08.11.1862 г.); Дьячок: Дмитрий Михайлов Глаголев, род. 05.10.1825 г. (с 25.12.1845 г.). Пономари: Иван Семенов Рождественский, род. 17.11.1842 г. (с 26.02.1869 г.); Александр Дмитриев Благовещенский, род. 21.11.1845 г. (с 15.02.1866 г.); 1882 г.

http://sobory.ru/article/?object=08105

и теперь, когда архимандрит Порфирий специально назначен был на восток на службу, он, после предварительных сношений с людьми официальными в Петербурге и после получения инструкций оттуда, нарочито заехал в Одессу и, прожив в ней по разным обстоятельствам около 4-х месяцев, имел полную возможность запастись и запасся самыми подробными и точными сведениями по делам востока и в частности от Стурдзы получил множество рекомендательных писем к разным, преимущественно духовным высоким особам из греческого духовенства в Константинополе, Иерусалиме и других городах, каковые сведения и письма ему были потом очень полезны. Первое пребывание архим. Порфирия на востоке продлилось лишь до 7 августа 1844 года, после чего наш путешественник через Сирию возвратился в Константинополь и прожив здесь до начала следующего 1845 года, в январе сего года отправился на Синай и Афон для дознания нужд тамошних монастырей. На Египет и Синай архимандрит Порфирий употребил время до 25 июня, и плодом внимательного осмотра его этих местностей были известные его труды по описанию их, которые печатаны были частью в Журнале министерства народного просвещения, частью отдельно. Разумеем его статьи: Синайский полуостров, – Синайская обитель и книгу: Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 г. 30 июня того же 1845 года архим. Порфирий, через Солунь, отправился и на Афон, где пробыл почти год, а после того, через Константинополь, Молдавию и Валахию (где находилось много имений, принадлежавших Св. Гробу Господню в Иерусалиме, Синаю и Афону), в Петербург. Плодом этого путешествия его были статьи его: Указатель актов, хранящихся в обителях св. горы Афонской, Описание монастырей Афонских в 1845–1846 годах, О святом Кирилле, просветителе славян Моравских. Отрывок из путешествия в Афонские монастыри и скиты в 1846 году и книга: Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты. Но вот в 1847 году организована была первая русская духовная миссия для Иерусалима, которая имела тайной целью, кроме Заботы о русских поклонниках, влиять и на улучшение

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Исходя из указанного выше понятно, как высоко поднялся по служебной лестнице наш земляк, уроженец Тарусского уезда Калужской губернии. Восхождение И.Л. Янышева к этим высотам может быть представлено следующими датами и событиями его биографии: 1845 г. – поступление в Санкт-Петербургскую Духовную Академию (далее СПбДА), 1849 г.– окончание там XVIII курса первым магистром, 1850 г. – назначение бакалавром (адъюнкт-профессором) математических наук в той же академии, 1851 г.– принятие священнического сана, получение места священника русской православной церкви в Висбадене, служение там в течение 4 с половиной лет, 1856г. – назначение профессором богословия, логики, психологии в Спб университет, 1864 г. – назначение подготавливать к принятию православия принцессы Дагмары, будущей императрицы Марии Федоровны, 1883 г.– протопресвитер, духовник царской семьи, Первая дата этого списка – 1845 год взята не случайно. Именно в 1845 году молодой Иоанн Янышев , лучший выпускник по первому разряду высшего отделения КДС. покинул родную Калужскую епархию. Это подтверждается «Общей книгой поведения учеников КДС, составленной по ежемесячным донесениям инспекторов семинарии» (ГАКО, ф. 65, оп. 5, ед. хр. 59, л. 96-об.). Успешное обучение в СПб Духовной Академии открывало перед молодым выпускником этого учебного заведения большие возможности. Иоанн Янышев в 1849 году был первым в списке из 21 выпускника, получивших степень магистра XVIII курса СПбДА. Кстати, последним, 21-м, значился его земляк из Калужской епархии – Победоносцев Петр Александрович. Всего же на этом курсе обучалось 54 человека. Далее его безупречная служба, отмеченная многочисленными наградами, проходила вдали от малой родины, о которой он никогда не забывал, и где Иоанна Леонтьевича помнили всегда. Православная печать Калужской епархии постоянно сообщала своим читателям о том, как имя их земляка становилось все более известным в Российской Империи. По этим статьям можно проследить практически все этапы биографии этого выдающегося пастыря Русской Православной Церкви (начиная с упоминавшейся даты – 1845 года и далее, вплоть до его кончины и захоронения на Волковском кладбище Санкт-Петербурга), узнать о наградах, полученных им за безупречную службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Так, в письме от 21 февраля 1843 г. 359) митрополит пишет: „совещусь я перед выходцами (Молдавскими), что долго продержал прошения (о принятии подданства и определении).” По открытии скита в 1844 г., в письме за 445, октября 10 дня 1844 года: „Макарию и Александру носить мантии в ските Бог благословит.“ В письме за 461, от 17-го января 1845 года, читаем: „Макария и Александра, если есть три года от определения их в монастырь, надобно представить к пострижению, и для того, чтобы на сем было благословение Св. Синода, и чтобы их монашество было и по внешнему порядку управления благозаконно“. Указ о пострижении получен и объявлен 7-го марта 1845 г. В том же году оба старца рукоположены во иеродиаконы (Иларион – 18, a Александр – 21 марта), и за тем Илларион 25 марта рукоположен во иеромонаха, с назначением управлять новооснованным Гефсиманскимь скитом, в звании благочинного, a о. Александр рукоположен во иеромонаха 26-го января 1847 года. Все это совершилось при особом внимании к ним попечительного владыки, зорко следившего за ростом своего любимого детища, Гефсиманского скита. Вот убедительные сему доказательства: в письме за 469, от 14 марта 1845 года читаем: „скитян Макария в иеромонаха, a Александра в иеродиакона поставить призываю благословение и устроение Божие. A им скажите, что они прежде принесли жертву смирению (т. е. вступили на правах новоначальных и выдержали положенный искус), и Господь принял ее, a теперь пусть принесут жертву послушанию, и сия угодна будет Господу. Пресвятая Дева, покровительница Гефсиманского скита, да положит им в сердце свое слово: буди мне по глаголу, пришедшему свыше от Божиих судеб, хотя к ним приходит глагол и не через ангела, но через людей, помилованных быти служителями воли Господней.“ В письме за 472, от 25 марта 1845 года, по рукоположении Макария во иеромонаха и Александра во иеродиакона, владыка пишет: „Получены от вас монахи Макарий и Александр. Благодать Божия возвращает вам иеромонаха и иеродиакона. Господь да сохранит их истинными слугами Своих Таинств, a вы наставляйте их в служении, и служения достойном житии“.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1839 г. монастырь возвращен под кров православной церкви; в 1842 г. возведен на степень 1-го класса, но в 1845 г. положен в 3-м классе, с переводом сюда из мест. Жировичь семинарии. Церковь св. Троицы, построенная вместо деревянной в 1514 г. кн. Константином Острожским во вкусе полу-визан- тийском, сохранила доныне свой первоначальный вид, за исключением некоторых изменений, произведенных униатами около 1670 г. В ней находится многочтимая чудотв. икона Божией Матери Одигитрии, писанная св. еванг. Лукою; этою иконою в 1495 г. благословил царь Иоанн Васильевич дочь свою Елену, отпуская ее в Литву на брак с вел. кн. литовским Александром; празднование иконе совершается 14 апреля. “Виленский Свято – Троицкий монастырь, в Западном Русском месяцеслове на 1865 г.”, 58 – 67; “Полн. собр. лет.”, II, 360; “Ист. Росс. Иер.”, III, 540; VI, 441; Ратшин, 21; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 203; Корева, “Вилен. губ.”, 541; Батюшков, “Холм. Русь”, 74; “Словарь ист. о свят.”, 36; “Полн. собр. закон.”, 1845 г., XX, 18827; “Сенат. вед.”, 1845 г., 30; “Книга степенная”, I, 484 (о муч. Круглецы); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1839 г., 9 (воссоединение); 1842 г., 12 (возвед. в 1 кл.); 1845 г., 12 (полож. в 3 кл.); 1853 г., 85 (надел. лесом); 1874 г., 200 (передача рукописей, пергаментов и проч. из мон. архива в Вилен. публич. библиот.); “Витеб. губ. в.”, 1859 г., 20 (Остробрам. чудотв. икона); “Гроднен. губ. в.”, 1847 г., 36 (духов. завещ. 1529 г. Богуша Боговитыновича); “Ковен. губ. в.”, 1864 г., 37 (Елена Иоанновна, Вел. кн. Литовская); “Русская Вильна”, прилож. к “Пут. по св. мест. Русск.”, 1864 г., 4, 15, 18, 21, 31–35 (опис. м-ря); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 131, 136, 173; Строев, “Спис. иерар. и настоят. м-рей”, 3, 38 (Макарий Чорт, хирот. в митроп. Киев. 1495 г., убит 1 мая 1497 г.; это что-то не согласно с летописями), 43 (Сильвестр Белкевич, митр. Киев., 1556 г.), 540, 2; “Акты истор.”, I, 289 (Духов. собор 1509 г. в Вильне; архим. Зосима); “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, I 91 (Духовн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Не положите, Возлюбленнейший Брат, гнева на мне за такое неудовлетворение сего, Вашего желания: – удовлетворение оному повлекло б Епархиальное Начальство к ответственности, которой всяк по возможности избегать обязан. Если вздумаете о святках погостить у нас, в Орле, то я с моей стороны прошу Вас посетить и мою келию и в ней хлеба-соли откушать, а наипаче соутешиться взаимною верою и любовию. За сим, препоручая Вас благости и щедротам Вседеющего Промысла Божия, с искреннейшим уважением и любовию пребыть имею, Вашего Высокопреподобия, Возлюбленного моего о Христе Брата и сослужителя, усерднейшим слугою: Смарагд Архиепископ 30 ноября 1845 г. Орловская Архиерейская кафедра. Разумеемое в данном письме 8 дело рисуется по документам в таком свете. Архим. Макарий от 20 ноября 1845 г. представил архиеп. Смарагду рапорт следующего содержания: «Избегая опасного вреда от сырости и угару в старом здании зимнего храма в здешнем монастыре, крайнею необходимостию побужден я к назначению в доме настоятельском двух комнат с сенями для зимней церкви», на которую отводилось пространства 18 аршин в длину и 5 аршин в ширину, при чем для настоятельских келлий оставалось еще 7 комнат, а в приложенной (вместе с планом) смете на приспособление исчислялось 560 рублей, все же прочее потребное – в виде сосудов, ризницы, богослужебных книг – могло быть взято из других церквей монастыря. Проектируемый храм архим. Макарий просил наименовать церковию «Тайной Вечери Христовой» с престольным церковным праздником в Страстной четверг 9 . 24 ноября 1845 г. архиеп. Смарагд положил резолюцию: «Консистории немедленно рассмотреть и доложить». Это было исполнено 28 ноября 1845 г., когда определение Консистории было таково. Свода законов тома 12 Устава строительного о зданиях церковных, в статье 183 изображено: «На устроение церквей в домах испрашивается разрешение Св. Синода для лиц, приобретших право на особое уважение, которые не могут посещать церкви по болезненному состоянию и преклонным летам. На устроение домовых церквей в столицах испрашивается Высочайшее соизволение».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010