Георгия в Сердике. III–IV, VI, XIV вв. В мозаиках V-VI вв. появляются надписи на лат. (базилика в Плевене) и греч. языках, иногда стихотворные (базилика еп. Иоанна в Сандански). Мозаики этого периода выполнены грубее и содержат символические изображения, гл. обр. птиц и рыб (базилика в Сандански, Павталия, Шкорпиловци, Филиппополь, Катунци, базилика 1 в Никополе-на-Несте). Произведения местных мастерских ориентированы на греч. и малоазийские образцы, а также свидетельствуют о связях с Зап. и Сев. Грецией, что характерно для территории Иллирика (Плевен, Сердика, Сапарева-Баня). В наст. время насчитывается более 100 памятников с фрагментами настенных росписей. Росписи храмов первых десятилетий IV в. сохранились в Сердике, напр. в декорации цоколя базилики 1, 2 в виде сетки диагональных квадратов, желтых и красных, с точками в центре. Отличительной чертой т. н. инкрустационного стиля IV-VI вв. является введение в роспись элементов архитектоники и имитация облицовки различных цветов. Квадраты иногда отделены друг от друга канелированными колоннами или их графической имитацией (базилика в Сандански). Над ними в неск. зонах, чередуясь, расположены панно или фризы с геометрическим и растительным орнаментом в виде листьев ольхи, винограда, цветов, ветвей (церковь в Водене, базилика около с. Хан-Крум (около г. Шумен), Красная ц. в Перуштице). От V-VI вв. сохранился ряд живописных фрагментов внутреннего убранства церквей (базилика около с. Хан-Крум, Красная ц. в Перуштице, церковь в Водене). Их отличает высокое качество исполнения, изысканный колорит и ряд особенностей, связанных с эллинистической традицией Вост. Средиземноморья. Росписи сев. части Красной ц. в Перуштице позволяют восстановить иконографическую систему фресок: над декоративным цоколем в нижнем ярусе изображались сюжеты ВЗ и НЗ; на сводах подкупольных арок - ряды медальонов с полуфигурами ангелов или отдельными сценами, вписанными в арочные проемы; на щеках арок расположены фигуры ангелов, несущих медальоны с изображением Агнца Божия или Этимасии (сохр.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Вещественные свидетельства по археологическим данным говорят об очень большой насыщенности и густоте раннехристианских памятников – базилик и некрополей на территории нынешней Болгарии и на землях Балканского полуострова (констатация Магдалины Станчевой), что отвечало нуждам богослужения для населения и что свидетельствует о массовости исповедания христианской веры тогдашним балканским населением – фракийскими племенами, как и эллинизированным и романизированным населением больших городов (ср. также и сведения из Жития св. муч. Александра воина Римского о христианских общинах в Сердике, Филиппополе, Верее, Адрианополе и в других римских городах). В 313 г. римский Император св. Константин Великий даровал свободу христианству. После перенесения столицы Римской империи в 330 г. во Второй Рим – Византион, переименованный в Константинополь, земли Балканского полуострова оказались в привилегированном положении находиться в непосредственной близости к столице империи и испытывать прямое влияние ее государственной, религиозной и культурной жизни. Император Константин Великий любил гор. Сердику (нынешний гор. София), часто и подолгу проживал в ней и любил повторять: «Мой Рим – Сердика» («Roma mea е Serdica»). Весь IV в. Церковь и империю сотрясала появившаяся сразу же после официального признания христианства арианская ересь. Среди городов Римской империи, в которых проводились церковные соборы по поводу этой ереси, Сердика была тоже удостоена чести быть местом церковного собора. Собор был созван в 343 г. в связи с арианской ересью и с рассмотрением дела св. Афанасия Великого . Хотя выбор Сердики определялся политическими и практическими соображениями как города, находившегося по середине между Восточной и Западной частями империи, сам выбор города свидетельствует о том высоком авторитете, которым он пользовался в христианском мире как крупный христианский центр (М. Станчева, София от древността до нови времена, C., 1999). Видимо долговременное пребывание и св. Императора Константина в Сердике сказалось на поднятии авторитета города.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1920 г. Румынская Церковь начала принимать участие в экуменическом движении. Что касается отношений с Англиканской Церковью, то еще в 1935 г. в Бухаресте состоялись румынско-англиканские собеседования, где обсуждались вопросы о таинстве Священства и действительности англиканских хиротоний, о святой Евхаристии и других таинствах, о Святом Писании и Предании, о спасении. В отношении Рима Румынская Церковь выступила против диалога любви, предложенного Константинополем (Патриарх Афинагор) и Римом (Иоанн XXIII) в качестве преддверия богословского диалога. Румынское священноначалие считает, что диалог любви и диалог богословский должны идти параллельно, ибо главным условием единства Церкви служит догматическое единство. Глава 10. Болгарская Православная Церковь 10.1. Христианство в Болгарии до завоевания ее Византией Коренным населением Балканского полуострова были фракийские племена. С 341 по 146 гг. до Р. Х. фракийские земли находились под властью Македонии. В середине II в. до Р. Х. Македония была подчинена Римской империи. Здесь появились новые города, которые в христианскую эпоху станут центрами новых епархий: Никополь, Маркианополь, Сердика (ныне София), Анхиал и др. Христианство на территории Болгарии распространялось благодаря ученикам ап. Павла. Один из них, апостол Амплий, основал первую епископскую кафедру в г. Одесс (совр. Варна). Во II в. епископские кафедры возникли в городах Анхиал, Дебелт, Сердика, Фессалоника. К концу IV в. Балканский полуостров был достаточно христианизирован. Города, в которых находились центры епархий, стали играть большую роль. В 343 г. в Сердике проходил Церковный Собор. В конце IV – V вв. христианство на Балканах проповедовал римский миссионер св. Никита Ремесьянский. Образование Болгарской Церкви тесным образом было связано с формированием Болгарского государства. При болгарском князе Борисе (852 – 889) в 865 г. произошло массовое крещение болгар. Сам князь Борис принял во св. крещении имя Михаил в честь византийского императора Михаила III.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в значительной степени скрытая слоем позднейших записей, хорошо сохранилась. Краткие сведения о ней общего характера появляются в лит-ре во 2-й пол. XIX в. ( Brosset. 1851. P. 132-135; Загурский. 1873. С. 54; Бакрадзе. 1875. С. 70-71; Он же. 1878. С. 135; Уварова. 1894. С. 48-60). Реставрационные работы нач. XX в. привлекли к древним росписям З. внимание ученых: были попытки дать характеристику их художественного стиля ( Мацулевич. 1914. С. 100-101; Кондаков. 1915. С. 83-84. Рис. 18; Айналов. 1917. С. 208-211; Гордеев. 1923. С. 58-67), составить опись сцен с указанием сопровождающих надписей ( Такаишвили. 1905. С. 5-59). Живопись палеологовского стиля была датирована XIV в. Более поздние исследователи расходятся в датировке основного слоя, предполагая различные даты: не позднее 1308 г. ( Беридзе. 1955. С. 135), 1306-1345 гг. ( Толмачевская. 1931. С. 22-23), ок. 1340-1350 гг. ( Velmans. 1996. P. 146), сер. XIV в. ( Вирсаладзе. 1977. С. 21), 3-я четв. XIV в. ( Евсеева. 1977. С. 10). Снятие с Креста. Роспись вост. части кафоликона. 2-я четв.— сер. XIV в. Снятие с Креста. Роспись вост. части кафоликона. 2-я четв.— сер. XIV в. Реставрация 1903-1905 гг. была произведена по инициативе уже почившего к тому времени вел. кн. Георгия Александровича. Архитектурная часть работы была сделана в соответствии с историческим обликом здания (напр., во время покрытия храма использованы схожие с первоначальным покрытием каменные плиты), роспись храма пострадала от грубого вмешательства реставраторов. Местами поврежденные фрески были сняты, на их месте по свежей штукатурке созданы новые, некорректно воспроизводящие оригинал. Программа ранней росписи З. включала циклы земной жизни Христа и Богородицы и была насыщена сложными богословскими образами, редкими иконографическими сценами. Узкие купол и барабан храма целиком были заняты композицией «Вознесение Господне», в парусах расположены медальоны с фигурами евангелистов (как и в Сапаре, ок. 1330-1350 - Velmans. 1996. P. 146). В алтарной апсиде приведена цитата из Псалтири (98.

http://pravenc.ru/text/182627.html

В Грузии сюжет имел устойчивую иконографию: святого изображали натягивающим тетиву лука и готового выпустить стрелу в бегущего перед ним оленя с обращенной назад головой. Между ветвистыми рогами животного могло быть оплечное изображение Иисуса Христа в крещатом нимбе (Натлисмцемели), Его погрудное изображение (Цебельда, Сапара), поясной образ благословляющего Христа (Лагами). На ранних груз. рельефах сцена трактована условно и отмечена статичностью, фресковые композиции последующего времени наделены динамичностью. Обычно в правой части сцены изображали Е. П. на коне преследующим оленя. Исключениями служат рельеф постамента из мон-ря Натлисмцемели, форма к-рого (узкие грани) обусловила размещение сцены в 2 регистрах: изображение святого помещено в ниж. части, оленя - над ним, и плита из Цебельды: святой, представленный в профиль, обращен вправо, где находится изображение оленя. На рельефах из Цебельды и мон-ря Мартвили иконография сюжета дополнена изображением собаки. На плите из Цебельды представлен также летящий сокол. Е. П. обычно изображен в традиц. для рим. воина облачении, с развевающимся за спиной плащом (храмы в Мартвили, Лагами, Сапаре, Зенобани, Цкелари и т. д.). На рельефах из Гареджи и Цебельды одеяние Е. П., типичное для жителей этих мест, осложнено элементами сасанидского костюма. В рельефе из мон-ря Натлисмцемели одежда Е. П. напоминает костюм эристава Кобула, изображение к-рого высечено на юж. стене Джвари (586/7-604). Изменения в традиц. для груз. искусства схеме «Видения св. Евстафия Плакиды» наблюдаются на фасадном рельефе храма в мон-ре Мартвили (вместо лука Е. П. вооружен копьем), в рельефах из Цебельды и Натлисмцемели (Е. П. выпускает в оленя согнутую стрелу), в росписях церкви в Цкелари (стрелой с вильчатым наконечником он поражает лося). Своеобразный извод сцены - Е. П. охотится на оленя с Распятием между рогами - представлен в росписи вост. части юж. стены церкви в с. Чукули. Известна груз. икона Е. П. XVII в. из церкви в с. Карабулахи в Кахети (ныне в Национальном музее искусств Грузии им. Ш. Амиранашвили). Иконография образа Е. П. была положена в основу изображения почитаемого в Абхазии мч. Евстафия Апсильского .

http://pravenc.ru/text/187479.html

В это время культурная и духовная жизнь епархии продолжала развиваться в мон-рях епархии, особенно в Черепишском, где была книгописная школа. Несмотря на частые разграбления тур. разбойниками, церкви продолжали строить. В XVII в. был основан новый Мытнишский мон-рь (перестал действовать в 90-х гг. ХХ в.), обновлен Долнобешовицкий мон-рь, дважды обновлялся Бистрецкий мон-рь. В 1762 г. В. е. была восстановлена в составе Тырновской митрополии и в нее вошли города Враца, Ряхово (совр. Оряхово) и Плевен с прилегающими селами. На кафедру был избран грек Серафим (1762-1793). После его смерти население выступило против кандидатов из греч. духовенства, поэтому 17 сент. 1794 г. во епископа Врачанского был хиротонисан болг. свящ. Стойко Владиславов (в монашестве Софроний ), ставший ревностным просветителем (впосл. канонизирован БПЦ). С 1793 г. край подвергался набегам паши Османа Пазвантоглу, все мон-ри и церкви были разграблены, а еп. Софроний был вынужден неск. раз покидать город. В 1803 г. он не смог вернуться во Врацу, укрылся в Бухаресте и получил от Патриархии освобождение от кафедры. Вместо него в 1804 г. был поставлен греч. архиерей Анфим. Он часто объезжал епархию для сбора податей, и через год это вызвало недовольство паствы. В 1807 г. он подал прошение об отставке, к-рое было удовлетворено лишь в 1813 г. На кафедру был назначен еп. Мефодий. В 1821 г. между ним и паствой разгорелся конфликт из-за введения Тырновским митр. Иларионом Синаитом нового налога, к-рый зажиточные горожане отказались платить и потребовали поставить епископом проживавшего в Бухаресте архим. Гавриила. Архиереи обвинили их в связях с Россией и подпольных действиях против паши. Из-за этого обвинения в 1827 г. был обезглавлен один из видных врачанских горожан. В 1829 г. еп. Мефодий ушел с рус. войсками, покидавшими Болгарию после заключения Адрианопольского мира в русско-тур. войне. Епархия стала управляться болг. церковно-училищной общиной, а в 1833 г. епископом был избран болгарин Агапий. При нем повысился уровень духовного образования, открылось жен. уч-ще во Враце, но между ним и паствой возник конфликт, разрешившийся только после его смерти 13 окт. 1849 г.

http://pravenc.ru/text/155412.html

Болгарская Церковь состоит из 14 епархий (митрополий): Софийская (кафедра в Софии), Варненская и Преславская (Варна), Велико-Тырновская (Велико-Тырново), Видинская (Видин), Врачанская (Враца), Доростольская и Червенская (Русе), Ловчанская (Ловеч), Неврокопская (Гоце-Делчев), Плевенская (Плевен), Пловдивская (Пловдив), Сливенская (Сливен), Стара-Загорская (Стара Загора), Американско-Австралийская (Нью-Йорк), Центрально-Западноевропейская (Берлин). На 2002 г. в БПЦ действовали, по официальным данным, около 3800 храмов, в которых служили более 1300 священнослужителей; более 160 монастырей, где подвизались около 300 монахов и монахинь. 1992 году в Болгарской Церкви произошел раскол. Раскольники составили свой альтернативный Синод. Большинство священнослужителей не присоединились к расколу, однако каноническая иерархия официально не признавалась государством, а почти все имущество Церкви было передано в распоряжение раскольников. В 1996 бывший Неврокопский митрополит Пимен был провозглашен альтернативным Патриархом. В 1998 в Софии состоялся Всеправославный Собор, в котором приняли участие представители 13 автокефальных Церквей, в том числе семь Патриархов. Раскольники принесли покаяние, которое было принято Собором; анафема, наложенная на бывшего митрополита Пимена, была отменена, а его епископский сан был восстановлен. Неканонически совершенные епископские, священнические и диаконские хиротонии были признаны действительными. В 2003 году каноническая иерархия получила официальную регистрацию и была признана государством. В 2004 раскольнические храмы были переданы Болгарской Церкви. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024

http://pravmir.ru/60-bolgar-veryat-v-bog...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ [БПЦ; болг. Българска Православна Църква]. Современное положение В наст. время юрисдикция БПЦ распространяется на территорию Болгарии, а также на правосл. болг. общины Зап. Европы, Сев. и Юж. Америки и Австралии. Высшая духовная власть в БПЦ принадлежит Свящ. Синоду, в к-рый входят все митрополиты во главе с Патриархом. Полный титул предстоятеля: Святейший Патриарх Болгарский, митрополит Софийский. Резиденция Патриарха находится в Софии. В малый состав Синода (постоянно работающий) входят 4 митрополита, избираемые сроком на 4 года всеми архиереями Церкви. Законодательная власть принадлежит Церковно-Народному Собору, членами к-рого являются все служащие архиереи, а также представители духовенства и мирян. Высшая судебная и адм. власть осуществляется Синодом. При Синоде имеется Высший Церковный Совет, в ведении к-рого находятся хозяйственные и финансовые вопросы БПЦ. Председателем Высшего Церковного Совета является Патриарх; Совет состоит из 2 священнослужителей, 2 мирян как постоянных членов и 2 заместителей, избираемых на 4 года Церковно-Народным Собором. БПЦ состоит из 14 епархий (митрополий): Софийская (кафедра в Софии), Варненская и Преславская (Варна), Велико-Тырновская (Велико-Тырново), Видинская (Видин), Врачанская (Враца), Доростольская и Червенская (Русе), Ловчанская (Ловеч), Неврокопская (Гоце-Делчев), Плевенская (Плевен), Пловдивская (Пловдив), Сливенская (Сливен), Стара-Загорская (Стара Загора), Американско-Австралийская (Нью-Йорк), Центрально-Западноевропейская (Берлин). На 2002 г. в БПЦ действовали, по офиц. данным, ок. 3800 храмов, в к-рых служили более 1300 священнослужителей; более 160 мон-рей, где подвизались ок. 300 монахов и монахинь. Богословские дисциплины преподаются в гос. учебных заведениях (богословский фак-т Софийского ун-та им. св. Климента Охридского; богословский фак-т и фак-т церковного искусства Велико-Тырновского ун-та; кафедра богословия Шуменского ун-та).

http://pravenc.ru/text/149675.html

Трън, в.), мученики Георгий (1437 г.), Георгий (1515 г.), Георгий Новейший (1530 г.), Николай (1555г.) и Константин (1737 г.) Софийские; Трендафил Загорский (1680 г.), Христо (1748 г.), Ангел Битольский (1750 г.), Иоанн (1784 г.), Анастасий или Сотир (Спас) Струмишский (1794 г.), Злата Мегленская (1795 г.), Иоанн (1802 г.), Лазарь (1802 г.), Иоанн Терновский (1822 г.), Димитрий Сливенский (1841 г.), священномученик Виссарион, Епископ Смоленский (1662 г.), преподобномученики Иаков Костурский и два его ученика Иаков и Дионисий (1520 г.), иеромонах Варлаам Святогорский вместе со 112 человек (1720 г., на месте нынешнего гор. Смолян), Никодим Албанский (1722 г.), Митрополит Симеон Самоковский (Попович) со всеми замученными вместе с ним за веру (1737/8 г.), Дамаскин Габровский (1771 г.), Онуфрий Габровский (1818 г.), Лука Одринский (1802 г.), Прокопий Варненский (1810 г.), Никита Серресский (1808 г.), Игнатий Старозагорский (1814 г.), Акакий Серресский (1816г.). Некоторые из известных мучеников еще не канонизированы, как Охридский Архиепископ Валаам или Варлаам (зарезанный 28.V/10.VI. 1598 г.), Митрополит Дионисий Ловченский, отравленный турками (†27.V. 1875 г.), монах Пахомий, обезглавленный за веру (XVIII в.), священник Симон и его сын, повешенные турками за то, что пытались восстановить разрушенный Пештерский монастырь св. Николая близ гор. Радомир (1840 г.), священник Илья Вълчев, убитый почти со всей своей семьй (1865 г., гор. Новый Пазар), священник Петр Стоянов из гор. Перник, убитый турками за то, что спас болгарскую девушку от поругания (1874 г.), Рада Пловдивская и трое ее детей (ок. 1830 г.), Тожна (Печальная) Мария, девушка Невенка (Варна, 1827 г.), Петр Пастух (Перник, 1858 г.), Добра из дер. Желява, близ гор. Софии (XIX в.), братья Димитр, Гено и Лукан из гор. Плевен (XIX в.) и многие, многие другие. Вершиной турецкого варварства была башня из 20 000 человеческих черепов, воздвигнутая турками из отрезанных голов болгарских христиан во время Второго Сербского восстания в 1816 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анастасия 15 марта 2018, 08:36 Валентин Топоров. Почему не раньше. В России только что закончилась война с Наполеоном, а по сути мировая война с западом. Москва была сожжены сколько человек погибло. Прошло восстание декабристов. После любых мировых войн такого масштаба нужно время на восстановление. Как смогли , тогда и помогли. НО и тут нашими предками бескорыстный недовольные " почему не раньше " Светлана 13 марта 2018, 20:12 Валентину Тодорову 13 марта 2018, 10:25 " Прочитейте о Договор от Ункяр Искелеси от 26.06/8.07.1833г., заключоны за вечних времен между Россия и Турция, или почему Россия не освободила Болгарии в 1833г.? " - Вообще-то Россия не обязана освобождать кого-бы то ни было. И знаете, от НАТО мы вас точно освобождать не станем. Освобождайтесь, пожалуйста, в следующий раз самостоятельно. Иоанна_ 13 марта 2018, 17:37 На 100% согласна с тем, что сказал Патриарх! Но не надо говорить БОЛЬШЕ того, что сказал Патриарх! Такими " толкованиями " можно настроить против себя и тех болгар, которые искренне любят русских и благодары им, а таких большинство. Русские всегда были великодушными, а не въедливыми и придирчивыми. Валентин Тодоров 13 марта 2018, 10:25 Я болгар из Плевен. Читаю и думаю, почему это случилос? Я сам увидел сколько паметников на румыни и финландцев погибли в боев есть вокруг города.Руских тоже!!! Мой прапрадедь был священик и встречал царя Александра II после освобождени города. И конечно я балгодарен Богу и царя Александра II за эту войну, которая принесла нам свободу. Прошу вас, если руские сделали добро нам и положили душу свою за брата своего то Бог и мы не забудим, но история очень интересная вещ. Прочитейте о Договор от Ункяр Искелеси от 26.06/8.07.1833г., заключоны за вечних времен между Россия и Турция, или почему Россия не освободила Болгарии в 1833г.? Ничто новое под солнце! Читайте! Катерина 13 марта 2018, 01:27 Патриарх молодец. Не посмотрел на чины. А так-то вся власть от Бога. И бесхребетная болгарская в том числе. Самое настоящее наказание одно такая власть.

http://pravoslavie.ru/111388.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010