Аннотация В статье раскрывается учение о непрестанном плаче прп. Симеона Нового Богослова и его ученика прп. Никиты Стифата . Данное учение является одним из ключевых лейтмотивов, истоки которого мы находим у прп. Симеона Благоговейного и, шире, в студийской монашеской традиции. Для прп. Симеона Нового Богослова постоянный плач – высокое состояние подвижника, достигшего через очищение себя правильного созерцания окружающего мира и боговидения. Плач и слёзы – характерная черта не печали, а духовной радости, приобщённости благодатным дарам Святого Духа. Прп. Никита Стифат кратко повторяет основные тезисы прп. Симеона с определённой степенью детализации и в соотнесении с античной традицией, согласно которой плач и слёзы – проявление печали, которая, по новозаветной формулировке, может быть «печалью по Богу» или «печалью мира». Соотнесение учения о плаче и слезах с античной, по-преимуще-ству стоической, традицией характерно для прп. Никиты, учившего также о четырёх главных добродетелях и страстях. Преподобный Симеон недаром был назван Новым Богословом. Если свт. Григорий Богослов учил о Боге как о первом свете, об ангелах – как о вторых светах и о людях – как о третьих 1 , то прп. Симеон провозгласил важность не просто уподобления Богу, а достижения Бога как первого света через боговидение 2 . Согласно его духовному учению, видение или созерцание Бога – важнейшая добродетель, которую можно достичь через очищение себя покаянными слезами или плачем 3 . Видение приобретается в болезни и печали сердца, которая при этом оказывается величайшей радостью, утешением и удовольствием. В святоотеческой традиции до прп. Симеона подчёркивалась необходимость боговидения, но не так ярко, как у него – в полемике с богословской рациональной схоластикой и, можно сказать, со школьным богословием ради утверждения абсолютного императива идеала святости, которой нужно достичь при жизни 4 . Естественно, что при таком отношении добродетель плача (τ πνθος) должна была занять и действительно заняла центральное место в его аскетико-мистическом учении, тогда как восточные 5 и западные 6 авторы этого направления предшествующей эпохи или его современники 7 не рассматривают плач как центральное понятие. О плаче у прп. Симеона Нового Богослова писал, в частности, Н.М. Хунт 8 , особо выделяя пенитенциарный аспект плача. В настоящей статье будет предложен комплексный взгляд с акцентом на плаче как на добродетели. 1. Связь учения о плаче прп. Симеона Нового Богослова с учением прп. Симеона Благоговейного и прп. Феодора Студита

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Скачать epub pdf Глава 7 Потрясающая мудрость жизни изложена Екклесиастом в седьмой главе его книги. Множество святых отцов и учителей церкви ссылаются в своих рассуждениях на тексты этой главы. Нами будут приведены выдержки из творений девятнадцати отцов-толкователей Писания. Плач и смех В доме яркий свет и громкий хохот. В жилище сумрачно и слышен плач. Философ смотрит туда и сюда, останавливается, размышляет. Еккл. 7:1 Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти – дня рождения. Еккл. 7:2 Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу. Еккл. 7:3 Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше. Еккл. 7:4 Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья. Еккл. 7:5 Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых; Еккл. 7:6 потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это – суета! Человек может умастить себя драгоценным елеем и ароматами, но гораздо ценнее его доброе имя. Доброе имя лучше дорогой масти. Не имеющий доброго имени пытается возместить его дорогой мастью, наградами и званиями, украшениями, одеждами, косметикой. О добром имени русский народ давно заметил: «береги честь смолоду…» Философ видел нарядно одетых, умащённых многоценными духами преступников ярко разукрашенных блудниц. Мы видели геройские звёзды, маршальские звания, все мыслимые награды, чины и должности на тех, чьи имена не отмечены в стране значимых дел и подлинной добродетели. И дальше резкое сопоставление доброго имени и дорогой масти со смертью и рождением. День смерти лучше дня рождения! Как это так? Разве такое может быть? Про имя и масть – там мы согласны. Но здесь?!.. Кто может с этим согласиться?! Успокойся. Успокойся и подумай. День рождения – это часто всего лишь дорогая масть . Честь отцовства и материнства. Праздник. Застолье. Приятные подарки и речи. Но никто при этом не хочет вспомнить, что не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда, но человек рождается на страдание… ( Иов. 5:6–7 ). Кто в день рождения скажет: И как быть чистым рождённым женщиною ( Иов. 25:4 ) ? Кто в этот день не забудет вместе с Давидом: И во грехе родила меня мать моя ( Пс. 50:7 ) ?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

5-я лекция «Покаяние и плач о своих грехах» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ» , проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана священником Валерием Духаниным , кандидатом богословия. Лекция священника Валерия Духанина (продолжительность: 57 мин.) Ответы на вопросы (продолжительность: 52 мин.) Рейтинг: 9.5 Голосов: 800 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии viktor 14 марта 2017, 21:23 Спасибо, о. Валерий! Суперская лекция Татьяна Игумнова 15 декабря 2016, 15:51 Во веки слава Господу нашему! Марина 7 декабря 2016, 21:17 Батюшка, огромное спасибо за лекцию! Много стало понятно, на многое по-другому стала смотреть! Очень благодарна Вам и организаторам курсов! Римма 24 ноября 2016, 16:14 ВСЕ ДУМАЛА,КАК МОЖНО НА ТАКУЮ ТЕМУ ПРОЧИТАТЬ Л Е К Ц И Ю. ОКАЗЫВАЕТСЯ МОЖНО. СПАСИБО, РАЗГОВОР ПОЛУЧИЛСЯ УБЕДИТЕЛЬНЫМ, ЕСТЕСТВЕННЫМ, ДЕЛИКАТНЫМ. ПРОЗВУЧАЛО МНОГО ПОУЧИТЕЛЬНЫХ И НОВЫХ ДЛЯ МЕНЯ МЫСЛЕЙ. ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ОРГАНИЗАТОРАМ ОТ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ. У НАС УЖЕ НЕ ТАК МНОГО В ЗАПАСЕ ЛЕТ, НО МНОГО СВОБОДНЫХ ЧАСОВ. Иоанна_ 15 ноября 2016, 06:21 Дорогие мои, причём здесь " зависимость " и даже " бесовское наваждение " ? Это просто жизнь, а в жизни не всё бывает легко и гладко - для кого-то это новость? Девушке: Если вы человек церковный, то понимаете, что и в страданиях есть смысл, через страдания человек взрослеет и умнеет душой. Вопрос: что делать? 1. Приложить все силы к тому, чтобы не видеться. С глаз долой - из сердца вон; чаще всего так и бывает. 2. Заняться каким-нибудь хорошим делом, которое вас отвлечёт. И, учитывая ваш юный возраст, предполагаю, что всё наладится гораздо скорее, чем вам кажется. Алексей 14 ноября 2016, 16:35 Здравствуйте отец Валерий. Хочу сказать большое спасибо за книгу " Сокровенный мир православия " ! Первый раз прочитал её на одном дыхании, без остановки. Потом перечитывал уже медленно с осмыслением написанного. Затем купил несколько экземпляров книги и сначала дарил, а теперь даю читать желающим. Отзывы у всех очень хорошие! Не знаю вашего адреса, поэтому решил поблагодарить вас здесь. Спаси вас Господи!

http://pravoslavie.ru/98462.html

Православная Европа. Статья 7 Венгрия: радость миссионерских приходов и плач покинутых церквей. Часть 1 На аналое в Успенском соборе иконы преп. Моисея Угрина и св. короля Стефана Судьбы христианства на территории Венгрии сложны и противоречивы. Хотя бы потому, что сама территория страны меняла свои очертания, вбирая в себя новые земли, а потом теряя их. В X веке венгерские племена просвещались светом истины Христовой миссионерами из Византии, Санкт Галлена и Чехии. Первый король объединенной Венгрии Иштван из династии Арпадов († 1038) известен в Православии под именем святого Стефана. И хотя Венгрия попала под влияние Римской кафедры, в стране (в отличие от государств Западной Европы) никогда не прекращалось присутствие православной веры – благодаря православным сербам, грекам и румынам (влахам). Более того, в Венгрии, входившей в состав Австрийской империи и Австро-Венгрии, православные составляли хоть и меньшинство, но довольно значительное по численности и весьма влиятельное. Что касается XX века, то в нем история Православия приобретает не только сложный и противоречивый, но и зачастую трагический характер. По сей день многие события прошлого столетия остаются предметом споров и взаимных нареканий. Конечно, определенный отпечаток на церковную жизнь наложили кардинальные политические перемены 1910-х годов, Вторая мировая война, передел территорий, переход Венгрии в сферу советского влияния и установление в стране коммунистического режима. В общем, было всякое. Но если обращать внимание на основные вехи, немного абстрагируясь от разного рода проблем и трудноразрешимых дискуссионных ситуаций, то можно отметить следующее. В 1918 году, после распада Австро-Венгрии, Венгрия стала полностью независимым государством. Большую часть православного населения страны в период между двумя мировыми войнами составляли сербы, юрисдикционно оформленные в Будимскую епархию Сербской Православной Церкви. В состав епархии входили, помимо сербских, шесть приходов греко-венгерского происхождения, имевших определенную автономию. Значительным было румынское присутствие. Кроме того, в Венгрии были открыты русские эмигрантские приходы. Они подчинялись Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ) или Западноевропейскому экзархату Константинопольского Патриархата.

http://pravoslavie.ru/33848.html

Содержание Введение I. Введение в Апокалипсис (1:1–9) II. Видение подобного сыну человеческому (1:10–20) Послание к Ефесской церкви (2:1–7) Послание к Смирнской церкви (2:8–11) Послание Пергамской церкви (2:12–17) Послание Фиатирской церкви (2:18–29) Послание Сардийской церкви (3:1–6) Послание Филадельфийской церкви (3:7–13) Послание Лаодикийской церкви (3:14–22) III. Первый порядок обнаружений божественного мироправления (4–6 гл.) Видение небесного престола (4 гл.) Видение агнца (гл. 5) Видение первых четырех печатей (6:1–8) Души убиенных за слово Божие (6:9–11) Мировой переворот (6:12–17) IV. Второй порядок обнаружений божественного мироправления (7–11 гл.) Наложение печати на избранных (7:1–2) Видение прославленных пред престолом (7:9–17) Казни первых четырех труб (8) Видение саранчи (9:1–11) Видение многомиллионного воинства (9:13–21) Видение ангела с раскрытою книгою (10) Измерение храма и явление двух свидетелей (11:1–14) Видение небожителей и открытого небесного храма (11:15–19) V. Третий порядок обнаружений божественного мироправления Видение жены и дракона (12) Видение двух зверей (антихриста и его лжепророка) (13) Видение девственников (14:1–5) Видение трех ангелов вестников (14:6–13) Видение жатвы и обрезания винограда (14:14–20) VI. Четвертый порядок обнаружений божественного мироправления Видение ангелов о семью последними язвами (15:1–8) Видение семи чаш последних казней (16:1–21) Объяснительное видение блудницы и зверя (17:1–18) Возмездие Вавилону и плач о его погибели (18:1–24) Ликование на небе и на земле (19:1–20) Видение верного и истинного на белом коне (19:11–21) VII. Пятый порядок явления божественного мироправления Заключение дракона в бездну (20:1–3) Тысячелетнее царство (20:4–6) Окончательное осуждение дьявола на вечные мучения (20:7–10) Видение последнего суда (20:11–15) Видение нового Иерусалима (21 и 22:1–5) VIII. Заключение (22:6–21)     Свящ. Николай Орлов в работе «Апокалипсис св. Апостола Иоанна Богослова» (1904) на основании большого количества источников подробно, с использованием историко-филологического метода, корректирующего слав.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Введение Часть I. Жизнеописание святителя Тихона и его литературное наследие Глава I. Детство и юность будущего святителя 1. Детские годы 2. Период учебы Глава II. Педагогическая и административная деятельность в духовных школах 1. Начало преподавательской деятельности 2. Пострижение в монашество и назначение на должность инспектора 3. Святитель Тихон – ректор Тверской семинарии. Глава III. Деятельность святителя Тихона на Воронежской кафедре 1. Прибытие на кафедру и знакомство с обстановкой 2. Благоустройство и строительство храмов г. Воронежа 3. Искоренение недостатков среди церковного клира 4. Устроение духовных школ 5. Заботы о духовном состоянии пасомых Глава IV. Святитель Тихон на покое 1. Оставление кафедры и переход в монастырь 2. Повседневные труды 3. Внутренний подвиг и духовные дарования 4. Служение святителя 5. Последние годы жизни и кончина Глава V. Прославление и открытие мощей святителя Тихона 1. Факты, свидетельствующие о благодатной силе святителя Тихона по его кончине 2. Обретение и перенесение мощей святителя 3. Действия Синода в связи с прославлением святителя Тихона 4. Торжественное открытие мощей святителя Тихона в 1861 году Глава VI. Литературное наследие святителя Тихона 1. Издания творений святителя 2. Аннотации произведений святителя Тихона Основные даты жизни и прославления святителя Тихона 1724 Часть II. Учение святителя Тихона о спасении Глава I. Творение мира и человека 1. Творение мира 2. Творение человека Глава II. Грехопадение человека и его следствия 1. Грехопадение человека 2. Следствия грехопадения Глава III. Искупление рода человеческого сыном Божиим 1. Приготовление рода человеческого к искуплению 2. Премудрость и благость Божия в искуплении рода человеческого 3. Земная жизнь Иисуса Христа – искупительный подвиг 4. Значение крестных страданий, смерти, воскресения и вознесения для искупления человека 5. Действие Духа Святого и послание апостолов на проповедь Глава IV. Церковь Христова – место спасения человека 1. Необходимость Церкви Христовой в деле спасения человека 2. Спасительное значение пастыря в Церкви 3. Таинства и их значение 4. Благодать Божия и ее спасительное действие Глава V. Личное участие человека в деле спасения 1. Вера 2. Любовь к Богу и ближнему 3. Милосердие 4. Страх Божий 5. Смирение 6. Молитва 7. Послушание 8. Надежда 9. Покаяние 10. Терпение в скорбях Глава VI. Средства, помогающие на пути ко спасению 1. Очищение совести 2. Пост 3. Чтение Слова Божия и творений Святых Отцов 4. Рассуждение 5. Память смертная и плач о грехах ГЛАВА VII. Препятствия на пути ко спасению 1. Грех, его развитие 2. Страсти Заключение Библиография Отдел 1. Творения святителя Тихона Отдел II. Литература о святителе Тихоне Задонском Отдел III. Энциклопедии, справочники, словари  

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Скачать epub pdf Апрель Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Осию [Ос.7:16–1 0:12]/Пер. П.И. Казанского и А.А. Жданова; под. ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1892. Т. 2. 4. С. 207–238 (1-я пагин.). (Продолжение) —207— ( Ос.7:16 ) Сие ругание их в земли Египетстей, ( Ос.8:1 ) в недре их. Яко земля 612 … яко орел в дому Господни; понеже преступиша завет мой, и на закон мой нечествоваша. Сии слова очень неясны: потому что, как я думаю, еврейский язык представляет большое затруднение для толкователей. Но мы, следуя порядку мыслей, скажем для их понимания, что придёт на ум. Итак, сие ругание, – говорит, – их на земли Египетстей; то есть, поскольку Меня, всегда спасающего, руководящего и делающего их неодолимыми для противников (ибо я укреплял их), они нечестиво опозорили, совершая служение демонам, возлагая упование на землю Египетскую и думая, что тамошней помощи достаточно им для благоденствия: то по сей самой причине предприятие их возвратится в недро их и за своё безрассудство они не получат добрых наград, но как бы в недро получат возмездие. Придёт, говорит, придёт опустошивший их тиран Ассирийский, имеющий неисчислимое множество воинов. Придёт к ним как бы вся земля, и страна, и отечество, так что можно подумать, что вся страна Персов и Мидян всецело переселилась и пришла в Самарию. Это и значит выражение: яко земля. Придёт же и яко орел в дом Господень, то есть, жестокий и страшный устремится и на самый храм Божий и сделает нападение на царство Иудейское и на Иерусалим, без труда расхищая всё и унося в свою землю. Первою же опустошена была страна Самарянская и в ней всецело Израиль. На последок же взят был —208— и славный город, о котором и пророк Иеремия плакал, говоря: како седе един град умноженный людми?... владяй странами бысть под данию? ( Плач.1:1 ) А что в городе был сожжён и храм, это не подлежит никакому сомнению. Это случится с ними, говорит, потому что они преступили божественный завет и нечествовали против изреченного Богом закона. Всецело пренебрегая изречениями премудрого Моисея, они старались проводить жизнь по своим похотям и каждый из них по своему усмотрению измышлял и образ Богослужения и закон.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А.И. Никольский Минеи Общие 285. Минея Общая , в четвертку, неполная, 239 лл., полууставом разных почерков XV в., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1–18, 27, 33, 34, 39, 51, 53, 66, 84, 96, 101, 105, 107, 155, 238, 239. На 198–239 листах последования царских часов в навечерия Рождества Христова, Богоявления и в великий пяток, последнее без конца. 286. Минея Общая, в четвертку, III лл., полууставом второй половины XV в., в дощатом переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1,2, 21,47, 63 и 82. За службами общими святым следуют службы: Благовещению Пресвятыя Богородицы, Николаю чудотворцу и пророку Илии (91–111). 287. Минея Общая , в четвертку, неполная, 87 лл., полууставом XV в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 52–59, 76–78 и 87. На полях внизу листов 1–9 приписка позднею скорописью: «Сия книга Минея Общая Вологодского уезда от церкви Николая чудотворца что в Оночисте». 288. Минея Общая , в малую четвертку, 84 л., неполная, полууставом первой половины XV в., с разрисованными буквами, без переплета. Листы 1–13 и 43 подклеены с возобновлением текста; порваны с ущербом для текста листы: 45, 59–61, 65. За службами общими святым следуют последования царских часов в навечерия Рождества Христова и Богоявления, последнего только начало (45–84). Минея Общая , в восьмушку, неполная, 162 л., полууставом XV в., без переплета. На полях внизу листов 1–8, 12–19 две приписки скорописью: 1) «Сия книга Минея Общая из Катромского монастыря»; 2) «Дал сию книгу Минию Николе чудотворцу и Всем Святым на Катрому Гарман Иванов по родителех при игумене Илинархи». 290. Минея Общая , в восьмушку, 150 лл., полууставом XV в., в порванном кожаном переплете. 291. Минея Общая , в четвертку, без конца, 220 лл., полууставом XV–XVI в.в., с разрисованными буквами, в порванном кожаном переплете (сохранилась только верхняя доска). Порваны с ущербом для текста и подклеены листы: 32–34, 40, 41, 47–49, 53, 54, 57, 58, 64, 69, 70, 72, 74–78, 88, 104, 108, 111–117,124, 125, 141–190, 215–220. Внизу на полях листов 1–8 приписки скорописью: 1) «Лета 7092 (1584) купил сию книгу Минию Опщую пономарь Козма Михаилов на Николины денги дал на ней полтину»; 2) «Сия книга Минея Общая Вологодского окологородия от церкви Николая чудотворца что на Валухе». За службами общимн святым следуют: службы: 1) трем отрокам: Анании, Азарии и Мисаилу (153–164 об.); 2) в неделю святых праотец (164 об.–175 об); 3) Борису и Глебу (176–185); 4) на Боготелесное погребение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и на плач Пречистой Богородицы – творение Симеона Логофете (185–190); 5) праздником и предпразднеством Господским (191–198); 6) праздником и предпраздньством Богородичным (198–205 об.); 7) последование вечерни в неделю Пятидесятницы, без конца (206–220 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава II Маттафия и его сыновья ( 1Мак.2:1–5 ). Плач и скорбь их об опустошении Иудеи и Иерусалима ( 1Мак.2:6–14 ). Повод к выступлению Маккавеев ( 1Мак.2:15–26 ). Призыв Маттафии к восстанию всех верных закону – за отеческую веру и уход в пустыню ( 1Мак.2:27–38 ). Постановление Маттафии и его сподвижников не применять заповедь о субботнем покое в случаях необходимой защиты при нападениях: увеличение его последователей ( 1Мак.2:39–48 ). Завещание умирающего Маттафии детям, последние распоряжения, благословение и смерть ( 1Мак.2:49–70 ). 1Мак.2:1 . В те дни восстал Маттафия, сын Иоанна, сына Симеонова, священник из сынов Иоарива из Иерусалима; жил он в Модине. «Маттафия, сын Иоанна, сына Симеонова…» – Этого Симеона Иосиф Флавий ближе обозначает через прибавку του A­ σαμωναου, т. е. сын Асмонея, (Древн. Uyд. XII, 6, 1 ). По имени этого предка своего, дети и внуки Маттафии вообще в иудейской литературе именуются Асмонеями; отсюда и такие выражения: A­ σαμωναων γενε, род Асмонеев (Древн. Uyд. XIV, 16, 4 ); ο A­ σαμωναου παδες, дети Асмонея (Древн. XX, 8, 11) и т. под. – «Священник из сынов Иоарива…», т. е. из священнического класса Иоарива, первого из 24 священнических классов, по числу священнических родословий, на которые Давид разделил их при распределении их служения во храме ( 1Пар.24:7 ). По Флавию (vita, 1), этот класс или родословие – пользовалось преимущественнейшим перед прочими уважением, и происхождение от него считалось высшим благородством в духовной иерархии. Через ιερες Маттафия обозначается как простой священник, но позднейшие иудейские предания помещают его и в число первосвященников, и некоторые толкователи находят это возможным, указывая для сего то время, когда по смерти Онии III ( 2Мак.4:34 ) и после отступничества его брата Иасона в язычество ( 2Мак.4:7 ), а также вследствие бегства Онии IV в Египет, – первосвященство после такой ломки должно было именно перейти к Маттафии. – «Модина» – Μωδεν – город – лежал близ Диосполиса, т. е. Лидды, по дороге из Иерусалима в Иоппию (нынешнюю Яффу), на горе, с которой можно было видеть море ( 1Мак.13:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Олимпиодор Александрийский О жизни диакона Олимпиодора сохранилось очень мало сведений. Есть прямое упоминание о нём в Ватиканском кодексе Барберини, в котором сообщается, что он был рукоположен в сан диакона Александрийским патриархом Иоанном Никиотом, который пребывал на кафедре приблизительно в 505–515/516 гг. Из этого можно сделать вывод, что он родился приблизительно в 470–490 гг., а деятельность его приходится на первую половину VI века. Косвенное указание на это содержится в конце «Комментария на книгу Иова», в котором сам Олимпиодор говорит, что свои толкования на книгу Иова и на книгу пророка Иеремии он пишет по поручению Иоанна и Юлиана, известных личностей в Александрии в VI веке 1 . Кроме того, об Олимпиодоре похвально высказывается св. Анастасий Синаит , характеризуя его как «философа, умудрившего Александрию, как ее диакона» 2 . Творения диакона Олимпиодора представляют немалый интерес, главным образом именно потому, что доносят до нас древнецерковную экзегетическую традицию предшествующих столетий. Сохранились следующие его работы: 1. «Толкование на книгу Иова» 3 . Это самое большое по объему творение диакона Олимпиодора. Оно дошло до нас в двух рукописных традициях, а также в катенах. Книга Иова у Олимпиодора разделена не на 42 главы, как в тексте Септуагинты, а на 33. Это преимущественно буквальный комментарий, в котором аллегория использована лишь изредка. Автор часто ссылается на толкования неизвестных экзегетов, приводя их толкования без обсуждения 4 . 2. «Толкование на книгу Екклесиаста» 5 . 3. «Толкование на книгу пророка Иеремии» 6 . 4. «Толкование на плач Иеремии» 7 . 5. «Толкование на книгу Варуха» 8 . 6. «Толкование на Послание Иеремии» 9 . 7. «Против Севира Антиохийского». Сохранился только один фрагмент из этого произведения в антимонофизитском сборнике, носящем имя прп. Анастасия Синаита 10 . Кроме того, есть и приписываемые Олимпиодору произведения: 1. Гомилия на «Возрадуйтесь в тот день» ( Лк.6:23 ) 11 . 2. «Толкование на Притчи» 12 . Таким образом, главными творениями Олимпиодора являются его толкования на книги Ветхого Завета. Часто Олимпиодора ставят в один ряд с составителями катен. Однако он был не просто собирателем ряда катен, но составителем обширных комментариев. Впечатление, что он является лишь составителем катен, создается от обильного использования мнений более ранних толкователей. Отличительной чертой его комментариев, характерной, в общем, и для всей древней письменности, является отсутствие упоминания источников. При этом помимо авторов-александрийцев он очень часто пользовался творениями представителей антиохийской школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kommen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010