Глава 5 1–17. Обличение Израиля за нарушение правды и возвещение наказания. 18–20. День Господень. 21–27. Обличение за лицемерное служение Богу. Ам.5:1 .  Слушайте это слово, в котором я подниму плач о вас, дом Израилев. С гл. V-й начинается новая речь, в которой пророк обличает Израиля за нарушение правды и возвещает суд Божий. Пророк уже видит в духе этот суд наступившим; Израиль уже пал. Поэтому пророк поднимает плач о доме Израилеве. – «Плач», евр. kinah, – плачевная песнь по поводу смерти героя или по поводу погибели города. У евреев, как и у других народов, было в обычае составлять подобные плачевные песни, и в Библии сохранились образцы их: такова элегия Давида на смерть Саула и Ионафана ( 2Цар 1.17–27 ), а также целая книга, известная под именем «Плача Иеремии». Плачевные песни или kinoth составлялись библейскими писателями с соблюдением особого размера, который обыкновенно называется кинаметром (Budde. Das Voikslied Israels im Munde d. Propheten. Zeit. AIt. Wiss. II, 1). Сущность кинаметра состоит в том, что песнь излагается в форме двучленных стихов, причем второй член всегда короче первого как бы в зависимости от наполнившей душу поэта скорби. В плачевной песни пророка Амоса также выдержан кинаметр. – Слова «дом Израилев», составляющие обращение, в тексте LXX приняты в значении подлежащего, сказуемое для которого находится в ст. 2-м ( επεσεν, упал); отсюда в слав. «дом Израилев падеся». Ам.5:2 .  Упала, не встает более дева Израилева! по­вержена на земле своей, и некому поднять ее. Девой Израилевой пророк называет народ Израильский. Олицетворение нации или жителей города под образом девы в древней письменности было обычно; таким олицетворением дается мысль, что город или народ доселе не был побежден или завоеван (Новак). У пророка Амоса олицетворение Израиля под образом девы имеет, по толкованию церковных учителей, и другой еще смысл: «девою народ Израильский называется не потому, что он пребывал в нравственной чистоте, а потому что он некогда, подобно деве, находился в сочетании с Господом. И пророку повелевается поднять над ним плач, потому что он никогда не возвратится в прежнее состояние своего девства» (блаженный Феодорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Аннотация В статье раскрывается учение о непрестанном плаче прп. Симеона Нового Богослова и его ученика прп. Никиты Стифата . Данное учение является одним из ключевых лейтмотивов, истоки которого мы находим у прп. Симеона Благоговейного и, шире, в студийской монашеской традиции. Для прп. Симеона Нового Богослова постоянный плач – высокое состояние подвижника, достигшего через очищение себя правильного созерцания окружающего мира и боговидения. Плач и слёзы – характерная черта не печали, а духовной радости, приобщённости благодатным дарам Святого Духа. Прп. Никита Стифат кратко повторяет основные тезисы прп. Симеона с определённой степенью детализации и в соотнесении с античной традицией, согласно которой плач и слёзы – проявление печали, которая, по новозаветной формулировке, может быть «печалью по Богу» или «печалью мира». Соотнесение учения о плаче и слезах с античной, по-преимуще-ству стоической, традицией характерно для прп. Никиты, учившего также о четырёх главных добродетелях и страстях. Преподобный Симеон недаром был назван Новым Богословом. Если свт. Григорий Богослов учил о Боге как о первом свете, об ангелах – как о вторых светах и о людях – как о третьих 1 , то прп. Симеон провозгласил важность не просто уподобления Богу, а достижения Бога как первого света через боговидение 2 . Согласно его духовному учению, видение или созерцание Бога – важнейшая добродетель, которую можно достичь через очищение себя покаянными слезами или плачем 3 . Видение приобретается в болезни и печали сердца, которая при этом оказывается величайшей радостью, утешением и удовольствием. В святоотеческой традиции до прп. Симеона подчёркивалась необходимость боговидения, но не так ярко, как у него – в полемике с богословской рациональной схоластикой и, можно сказать, со школьным богословием ради утверждения абсолютного императива идеала святости, которой нужно достичь при жизни 4 . Естественно, что при таком отношении добродетель плача (τ πνθος) должна была занять и действительно заняла центральное место в его аскетико-мистическом учении, тогда как восточные 5 и западные 6 авторы этого направления предшествующей эпохи или его современники 7 не рассматривают плач как центральное понятие. О плаче у прп. Симеона Нового Богослова писал, в частности, Н.М. Хунт 8 , особо выделяя пенитенциарный аспект плача. В настоящей статье будет предложен комплексный взгляд с акцентом на плаче как на добродетели. 1. Связь учения о плаче прп. Симеона Нового Богослова с учением прп. Симеона Благоговейного и прп. Феодора Студита

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Глава 3. Книга Плач Иеремии 19. Наименование и писатель книги Книга Плач Иеремии у Евреев первоначально называлась по первому слову, которым она начинается Есна; а потом стали называть ее рыдания, заимствуя таковое наименование от содержания книги. Очевидно это последнее название составилось не позже 270 г. до Рождества Христова. Ибо в переводе Семидесяти она названа Θρηνοι (рыдания, вопли плачевные); а в Церкви Христовой постоянно именовалась по своему содержанию «Плачем» (в Вульгате Lamentationes; a в Немецких переводах Klagelieder Je-remiae) и считалась творением святого пророка Иеремии, как прибавление к его книге. Таковое мнение Церкви о писателе, основанное на древнем предании, вполне согласно с содержанием Плача и устраняет всякие о нем недоумения. 20. Предмет, время написания, содержание и цель Иосиф Флавий (Antiqut. lib X сар. 5) и некоторые другие полагали, что книга Плач Иеремии есть та плачевная песнь о смерти царя Иосии, которая упоминается во второй книге Паралипоменон: Иеремия оплакал Иосию, и говорили все певцы и певицы в плачевных песнях по Иосии известных даже до сего дня и передали их в употребление Израилю; и вот они вписаны в книгу плачевных песней или – этот плач вошел в обычай у Израильтян и записан в книге рыданий ( 2Пар 35:25 ). Но это предположение не согласуется с содержанием книги. Ибо при смерти Иосии город не был разорен, весь народ не был уведен в плен и святыня не была поругана в такой мере, как это представляется в книге Плача. Притом в этой книге решительно нет упоминания о смерти Иосии. Конечно, Иерусалим и храм предполагаются еще существующими: пути Сиона сетуют, потому что нет идущих на праздник… священники его воздыхают ( Плач 1:4 ). Но это потому, что в первой главе вспоминаются первоначальные переселения народа; притом помянутое изречение должно быть понимаемо в связи с четвертой главой, где между прочим сказано: раскиданы камни святилища по всем перекресткам ( Плач 4:1 ). Есть также и почтительное упоминание о царе: Дыхание жизни нашей, помазанник Господень, или – кем мы дышали, помазанник Всевышнего ( Плач 4:20 ), напоминающее по-видимому Иосию. Но достаточно прочитать следующие непосредственно затем слова: «пойман в ямы их», чтобы увидеть, что здесь речь идет о Седекии, схваченном и заключенном в узы. Что же касается до упомянутой в книге Паралипоменон записи в книгу плачевных песней( 2Пар 35:25 588 ), то, очевидно, здесь разумеется особый сборник скорбных песней в удовлетворение житейских потребностей Иудеев, у кого оплакивание царей, родителей и благодетелей было обязательным для каждого, – и у них образовался даже особый класс плакальщиц ( Мф 9:23 ; 589 Мк 5:38 590 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

М.Д. Благовещенский Глава пятая Ст. 1. Помяни, Господи, что бысть нам; призри, и виждь укоризну нашу Пророк начинает V-ю гл. обращением к Иегове, в котором молит Его призреть на укоризну народа, т.е., на страдания, сделавшие народ позором среди язычников. В чем заключаются страдания, об избавлении от которых пророк молит Иегову, – говорится в следующих стихах. Следующие стихи, таким образом, представляют лишь дальнейшее раскрытие мысли, высказанной в молитвенном обращении. Таким образом, он и также являются речью, направленной к Иегове. Вот почему вся V-я гл. справедливо надписывается в Славянской библии словами: «молитва Иеремии пророка». Так надписывается она и у LXX (36. Comp.), а равно в Вульгате, Пешито и в арабском переводе. Отцы и учители Церкви даже считают V-ю гл. произведением, отличным от кн. Плач. относя к составу последней только первые четыре главы. Так, бл. Феодорит в начале своих толкований на кн. Плач, замечает: «четыре плачевных песни составил Иеремия» (Migne P.G. 81 р. 781); а в конце комментария на IV-ю гл. прибавляет: «здесь пророк полагает конец плачевным песням» (Migne. P.G. 81 р. 805). Бл. Иероним в своем Prologue galeatus также выделяет V гл. из общего состава книги и усвояет ей наименование oratio Ieremiae prophetae. Ст. 2. Достояние наше обратися к чуждим, и домы наша ко иноплеменником Переходя к изображению бедствий, пророк прежде всего говорит об утрате народом недвижимой собственности. Достояние наше, т.е., земля, данная во владение Израилю Самим Иеговою. Домы – не только, уцелевшие от пожара здания в самом Иерусалиме, но и вообще жилые и нежилые помещения во всей стране. Ст. 3. Сири быхом, несть отца, матери наша яко вдовы В 3 ст. пророк пользуется образом сирот и вдов, чтобы выразить мысль о полной беззащитности народа, не имевшего возможности бороться против несправедливости победителей (ср. ст. 11). В таком смысле образ сирот употребляется в Св. Писании нередко ( Ис.1:17 ; Пс.93:6 ; Иак.1:27 ). Ст. 4. Воду нашу за сребро пихом, дрова наша за цену куповахом

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

А.А. Мельников Алексей Анатольевич Мельников (Санкт-Петербург) – старший преподаватель кафедры древних языков Санкт-Петербургской Духовной Академии. В докладе рассматривается канон «На плач Богородицы» – одно из наиболее выдающихся, по мнению автора, произведений православной гимнографии. Обосновывается утверждение о неверности традиционной атрибуции канона Симеону Логофету (Метафрасту). Даётся краткое описание известных фактов истории канона. Автор производит сопоставление канона с кондаком св. Романа Сладкопевца «Мария у Креста» и приходит к выводу об отсутствии литературной зависимости канона от кондака вопреки высказанному некогда обратному мнению. Подчёркивается художественное своеобразие и достоинства данного канона как литературного произведения. Содержание 1. История и авторство канона 2. Сопоставление кондака прп. Романа и канона Триоди     Среди богослужебных текстов Страстной седмицы особое место занимает канон повечерия Великой Субботы 1 «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы» 2 . К сожалению, этот текст известен не так широко, как другие песнопения «Пасхи Страстей», поскольку эта служба совершается далеко не во всех храмах. Постная Триодь, с одной стороны, предписывает совершать повечерие в келлиях, с другой – содержит указание о пении катавасии канона обоими хорами: «Последи же ирмос оба лика вкупе». Таким образом, предписания Триоди противоречивы, и это приводит к тому, что повечерие часто воспринимается как некая частная, необязательного служба в отличие от остальных богослужебных последований Страстной седмицы. В результате, уникальное по своим художественным достоинствам произведение, которое можно смело отнести к шедеврам православной гимнографии, оказывается на периферии внимания верующих. Канон повечерия Вел. Субботы является совершенно особенным сочинением, отличающимся от большинства других гимнографических текстов тем, что представляет собой целостное художественное произведение. После исчезновения из православного богослужения кондака как макрогимнографического жанра мы почти не имеем примеров подобных цельных произведений, обладающих связностью сюжета и совершенным единством авторской мысли и чувства 3 . Именно благодаря своей художественной природе этот канон, на мой взгляд, обладает исключительной силой воздействия на читателя и слушателя и относится к вершинам не только гимнографии, но христианской литературы вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Metafra...

1. Церковно-славянский текст Минеи. Кондак, глас 5: Предтечево славное усекновение/смотрение бысть некое Божественное,/да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие./Да рыдает убо Иродия,/беззаконное убийство испросивши:/не закон бо Божий, ни живый век возлюби,/но притворный, привременный. Икос : Рождение Иродово всем явися непреподобно,/егда посреди питающихся глава постящагося предложися, якоже снедь:/радости совокупися печаль, и смеху растворися горькое рыдание,/яко главу Крестителеву на блюде нося, пред всеми вниде, якоже рече, отроковица./И клятвы ради рыдание нападе на вся возлежащия тогда с царем:/не бо обвесели онех, ниже Ирода самого./Рече бо: оскорбеша печалию не истинною,/но притворною, привременною. 2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова На усекновение честныя главы св. Предтечи и Крестителя Иоанна 1 . (29-го августа). Кондак, глас 5-й, самогласен. Славное усекновение Предтечи было некоторым домостроительством Божиим, – дабы он (Предтеча) проповедал и сущим во аде пришествие Спасителя. Да плачет Иродия, просившая о беззаконном убийстве; ибо она возлюбила не Божию вечную жизнь, но (жизнь) притворную, привременную. Икосы : 1) ( Τ γενσια) День рождения Ирода пред всеми оказался нечестивым, когда глава постившагося принесена была как снедь в средину пиршествующих. С радостию соединилась печаль, и над смехом одержал верх горький плач: ибо блюдо, имевшее в себе главу Предтечи, внесено было пред всеми, как приказала девица; и между всеобщею радостию (вдруг) напал плач на всех обедавших в то время с царем. Ибо он (Предтеча) не любил ни оных, ни даже самаго Ирода. Ибо сказано, что он (Ирод) опечалился печалию не истинною, но притворною, привременною. 2) ( υκ νμεινε) 2 Ибо не пребыл,-не надолго оставался в печали Ирод; но как уже замысливший лукавое, тотчас совершил 3 . Прелюбодейца не дева искала отсечь плод безплодия; она, прежде отсечения, тотчас же объявила свое намерение девице, вопия к ней: «Поди ко мне, чадо; подумай с твоею матерью; слово тайное хочу открыть тебе. Объявляю тебе желание свое. Я намереваюсь убить сына Захариина. Ибо он нанес мне удар ( πληγν) вечный, непривременный.»

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

1. Церковнославянский текст Триоди Постной Кондак, глас 8: Нас ради Распятаго,/приидите, вси воспоим,/Того бо виде Мария на древе, и глаголаше:/аще и распятие терпиши,/Ты еси Сын и Бог Мой. Икос : Своего Агнца Агница зрящи к заколению влекома,/последоваше Мария простертыми власы со инеми женами, сия вопиющи:/камо идеши, Чадо?/Чесо ради скорое течение совершаеши?/Еда другий брак паки есть в Кане Галилейстей,/и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши ?/Иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе?/Даждь Ми слово, Слове,/не молча мимоиди Мене, Чисту соблюдый Мя:/Ты бо еси Сын и Бог Мой. 2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова В Великую Пятницу (Плач Пресвятыя Богородицы при кресте 1 ). Кондак, глас 8-й Приидите все, воспоем Распятаго за нас; ибо Мария видела Его на древе, и говорила: «Хотя Ты терпишь и крест, но Ты Сын и Бог мой». Икосы: 1) ( Τ ν διον) Агница – Мария, видя Своего Агнца ведомаго на заклание, следовала (за Ним) рыдая, вместе с другими женами так вопия: «Куда Ты идешь Чадо? Для чего Ты совершаешь скорое Свое течение? Не другой ли теперь брак в Кане, не туда ли и Ты теперь спешишь, чтобы для них сделать из воды вино? Не идти ли Мне с тобою. Чадо, – или лучше Я тебя пожду? Дай мне слово, Слове,-не пройди мимо Меня молча, Ты, сохранивший Меня чистою, Сыне и Боже Мой.» 2) ( υκ λπιζον) «Не помышляла Я, Чадо (Мое), увидеть Тебя в таком (поразительно-горестном положении); никогда не верила, чтобы видеть Мне (этих) неистовых беззаконников, неправедно простирающих на Тебя руки (свои). Ибо еще (теперь) дети их восклицают: „Осанна! Благословен! Ибо устланный ваиями путь доселе всем показывает (оказанное) Тебе прославление (даже) от (самых) нечестивцев. И от чего произошло (совершенное другое), гораздо худшее! Увы мне! Я хочу узнать, как мог угаснуть Свет Мой, – как пригвождается ко кресту Сын и Бог Мой». 3) ( ’Υπγεις ) «Идешь Ты, утроба Моя 2 , на неправедное убийство, и никто Тебе не соболезнует. Не сопутствует Петр, говоривший Тебе: «Я не отрекусь от Тебя никогда, хотя бы мне и умереть» (Мф. 26:35). Оставил Тебя Фома вопиявший: «с Тобою мы умрем все» ( Ин. 11:16 ). И где теперь все прочие, домашние и сыны Твои, имеющие судить двенадцать колен Твоих (Израилевых)? Нет никого из всех (сих); за всех же Единый токмо Ты умираешь, Чадо (Мое); вместо тех (упомянутых выше) Ты всех спас, потому что всех облагодетельствовал Ты, Сын и Бог Мой».

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОДИЛОН [Лат. Odilo; франц. Odilon] (961/2 - в ночь на 1.01.1049), св. (пам. зап. 1 янв.), 5-й аббат мон-ря Клюни (с 994). Источники Самое раннее Житие О. (BHL, N 6281) составлено вскоре после кончины святого его учеником мон. Йотсальдом (возможно, аббат мон-ря Сент-Уайан-де-Жу (Сен-Клод)). В Житии, посвященном Стефану II, еп. Ле-Пюи (ныне Ле-Пюи-ан-Веле) (1031-1053), племяннику О., пролог представляет собой своеобразную эпитафию святому, в к-рой автор сообщает о кончине О. и перечисляет его добродетели. За прологом следуют «плач» (lugubris lamentatio) о кончине святого и рассказ о его семье. Основная часть Жития разделена на 3 книги; в 1-й описаны жизнь О. до его назначения на должность аббата, его облик и поведение. Агиограф выделяет важнейшие добродетели О.: справедливость (iustitia), мудрость (prudentia), силу духа (fortitudo) и умеренность (temperantia) ( Iotsaldus. Vita Odilonis. I 5-14), т. о. следуя образцу Жития св. Майоля, которое составил в свое время О. Первая книга завершается подробным повествованием о кончине святого и молитвой о его упокоении (Ibid. 16-19). Вторая и 3-я книги посвящены чудесам, совершённым святым при жизни и после смерти. К Житию приложены «плач» (planctus) на смерть О. (BHL, N 6283f), а также стихотворения «К вилле Сувиньи» (Ad uillam Siluiniacam), «Надгробная эпитафия господину Одилону» и поэма в честь святого (см.: Goullet. 1996). Сочинение мон. Йотсальда содержит большое количество цитат, образов и мотивов, заимствованных из Свящ. Писания и сочинений отцов Церкви, гл. обр. блж. Иеронима Стридонского , свт. Амвросия Медиоланского («О церковных служениях») и Сульпиция Севера . Вступление О. в мон-рь уподобляется приходу Авраама на землю обетованную; избрание О. аббатом описывается как мистический брак души с Богом. Йотсальд сравнивает монаха, давшего обеты, с остриженным и очищенным от скверны агнцем, вышедшим из крещальной купели. Образцами для агиографа послужили послания блж. Иеронима, посвященные кончине близких людей ( Hieron. Ep. 38-39, 60), и составленная Пасхазием Радбертом «Эпитафия Арсению» (жизнеописание аббата Валы ) с приложенным к ней стихотворным «плачем». В сочинении Йотсальда содержатся также многочисленные отсылки к Житию св. Майоля, составленному О. (см.: Sackur. 1890; Staub. 1999; Iogna-Prat. 2002. P. 47-48).

http://pravenc.ru/text/2578205.html

5-я лекция «Покаяние и плач о своих грехах» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ» , проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана священником Валерием Духаниным , кандидатом богословия. Лекция священника Валерия Духанина (продолжительность: 57 мин.) Ответы на вопросы (продолжительность: 52 мин.) Рейтинг: 9.5 Голосов: 800 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии viktor 14 марта 2017, 21:23 Спасибо, о. Валерий! Суперская лекция Татьяна Игумнова 15 декабря 2016, 15:51 Во веки слава Господу нашему! Марина 7 декабря 2016, 21:17 Батюшка, огромное спасибо за лекцию! Много стало понятно, на многое по-другому стала смотреть! Очень благодарна Вам и организаторам курсов! Римма 24 ноября 2016, 16:14 ВСЕ ДУМАЛА,КАК МОЖНО НА ТАКУЮ ТЕМУ ПРОЧИТАТЬ Л Е К Ц И Ю. ОКАЗЫВАЕТСЯ МОЖНО. СПАСИБО, РАЗГОВОР ПОЛУЧИЛСЯ УБЕДИТЕЛЬНЫМ, ЕСТЕСТВЕННЫМ, ДЕЛИКАТНЫМ. ПРОЗВУЧАЛО МНОГО ПОУЧИТЕЛЬНЫХ И НОВЫХ ДЛЯ МЕНЯ МЫСЛЕЙ. ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ОРГАНИЗАТОРАМ ОТ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ. У НАС УЖЕ НЕ ТАК МНОГО В ЗАПАСЕ ЛЕТ, НО МНОГО СВОБОДНЫХ ЧАСОВ. Иоанна_ 15 ноября 2016, 06:21 Дорогие мои, причём здесь " зависимость " и даже " бесовское наваждение " ? Это просто жизнь, а в жизни не всё бывает легко и гладко - для кого-то это новость? Девушке: Если вы человек церковный, то понимаете, что и в страданиях есть смысл, через страдания человек взрослеет и умнеет душой. Вопрос: что делать? 1. Приложить все силы к тому, чтобы не видеться. С глаз долой - из сердца вон; чаще всего так и бывает. 2. Заняться каким-нибудь хорошим делом, которое вас отвлечёт. И, учитывая ваш юный возраст, предполагаю, что всё наладится гораздо скорее, чем вам кажется. Алексей 14 ноября 2016, 16:35 Здравствуйте отец Валерий. Хочу сказать большое спасибо за книгу " Сокровенный мир православия " ! Первый раз прочитал её на одном дыхании, без остановки. Потом перечитывал уже медленно с осмыслением написанного. Затем купил несколько экземпляров книги и сначала дарил, а теперь даю читать желающим. Отзывы у всех очень хорошие! Не знаю вашего адреса, поэтому решил поблагодарить вас здесь. Спаси вас Господи!

http://pravoslavie.ru/98462.html

Глава 8 Гонение на Церковь после убиения Стефана (1–4). Проповедь Филиппа в Самарии (6–8). Симон Волхв (9–13). Петр и Иоанн в Самарии. Грех Симона Волхва (14–25). Крещение Филиппом евнуха царицы Ефиопской (26–40) Деян.8:1 .  Савл же одобрял убие­ние его. В те дни про­изошло великое гоне­ние на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рас­сеялись по раз­ным местам Иудеи и Самарии. «Савл одобрял убиение его», Стефана. В этом сознается впоследствии сам он ( Деян.22:20 ). «В те дни...» – εν εκενη τ ημρα... – слав. «в той день...» Дело, очевидно, происходило так: фанатическая толпа убийц, озверев от крови Первомученика, возвратилась в город и произвела настоящий погром христиан, пока не распространившийся далее Иерусалима. По церковному преданию, жертвами этого погрома легло до 2000 христиан, в числе коих был другой диакон – Никанор. (Чет. Мин. 28 июля). «Все, кроме Апостолов, рассеялись...», – может быть, припомнив слова Господа ( Мф.10:23 ). Апостолы остались, по толкованию Феофилакта, потому, что «где сильнее нападение, там должны находиться и лучшие борцы и быть для других примером мужества и смелости...» Деян.8:2 .  Стефана же по­гребли мужи бла­го­говейные, и сделали великий плач по нем. «Мужи благоговейные...» – может быть, и не христиане, а просто почитатели Стефана из более благоразумных евреев, тайно расположенных к христианству, подобно тому, как Иосиф и Никодим имели некогда такую же смелость совершить погребение распятого Господа. Эти благочестивые почитатели мученика устроили, по еврейскому обычаю, и «великий плач» об умершем ( Быт.50:10 ; Втор.34 и др.). Деян.8:3 .  А Савл терзал церковь , входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу. Действия Савла показывают, что он был орудием Синедриона в преследовании христиан и, очевидно, имел от него соответствующие полномочия, иначе он едва ли отважился бы вторгаться даже в дома обывателей, и темницы едва ли могли быть в его распоряжении. При таких условиях ожесточение гонения еще более ухудшалось в зависимости от личного фанатического ослепления и ожесточения Савла, что всё вместе создало крайне тяжелое положение Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010