Платон (Левшин) , митрополит Московский; сын причетника Георгия Данилова, бывшего впоследствии священником, родился 29-го июня 1737 г. в с. Чарушникове, в 40 верстах от Москвы. Рассказывают, что его отец звонил к утрени, когда ему сказали о рождении у него сына, и так обрадовался, что, к общему недоумению, перестал звонить и побежал домой. По тогдашнему времени, «столь редкое стечение обстоятельств: восход солнца, день праздника великих учителей Церкви и благовест к утрени» сочли предзнаменованием будущего величия новорожденного. Мальчику дали имя Петр. Образование он начал в Коломенской Семинарии, потом отец перевел его, вместе с братом, в Славяно-Греко-Латинскую Академию в Москву, куда и сам перешел викарным священником к церкви святителя Николая «Красные Колокола». По тогдашнему обычаю, Петр Егорович принял в Академии фамилию – Левшинов или Левшин. Вместе с товарищем-братом Левшин жил у старшего брата, пономаря при церкви св. Софии в Москве, что в Средних Набережных Садовниках, и отсюда «ходил босиком в училище, с грошом на обед», причем, по бережливости и бедности, носил в руках свои " новые коты, чтобы не истоптать их, и одевал их только у Академии». С детства он был отмечен любовью к знанию. Самостоятельно, самоучкой изучал географию и историю, которую любил во всю свою жизнь, и греческий язык, которому выучился крайне оригинально: выпросив у одного товарища греческую грамматику, он списал ее, срисовывая греческие буквы с печатного, отчего и впоследствии всегда писал по-гречески – по-печатному. Для упражнения, он посещал греческий монастырь и впоследствии достиг того, что мог не только читать, но и объясняться на греческом языке. Курс учения он прошел, как выдающийся по способностям, быстрее обыкновенного. В 20 лет он уже был назначен учителем пиитического класса и греческого языка в Академии. По академическому обычаю он часто произносил в церкви проповеди и скоро заслужил названия «второго Златоуста» и «московского апостола». «Многие добивались знакомства с ним и почитали за счастье слышать его проповеди»; но не дремала и зависть: стали обвинять его в уклонении от православия и говорить, что его надо изгнать из Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Московская См. митрополиты и патриархи всея Руси (992–1700) Московская и Владимирская С 1742 года Кафедра в Москве Иосиф (Волчанский) архиепископ, бывший еп. Мстиславский, Оршанский и Могилевский с 1.09.1742 † 10.06.1745 Платон (Малиновский) архиепископ Сарский и Подонский с 10.06.1745 по 5.04.1748 временно управлял архиепископ с 5.04.1748 по 16.05.1748 архиеп. Московский и Владимирский переименован архиеп. Московский и Севский Московская и Севская С 16 мая 1748 года Платон (Малиновский) архиепископ, бывший архиеп. Московский и Владимирский с 16.05.1748 † 14.06.1754 Иларион (Григорович) архиепископ Крутицкий и Подонский 14.06.1754–22.10.1757 временно управлял Тимофей (Щербацкий) митрополит, бывший митр. Киевский, Галицкий и всея Малыя России с 22.10.1757 по 29.05.1764 переименован митр. Московский и Калужский Московская и Калужская С 29 мая 1764 года Тимофей (Щербацкий) митрополит, бывший митр. Московский и Севский с 29.05.1764 по 3.01.1767 на покое; † 18.04.1767 Амвросий (Зертис-Каменский) архиепископ, бывший архиеп. Крутицкий и Можайский с 18.01.1768 † 16.09.1771 (убит) Самуил (Миславский) епископ Крутицкий и Можайский с 16.09.1771 по 20.01.1775 временно управлял Платон (Левшин) архиепископ, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 21.01.1775 митрополит с 29.06.1787 по 16.10.1799 переименован митр. Московский и Коломенский Московская и Коломенская С 16 октября 1799 года Платон (Левшин) митрополит, бывший митр. Московский и Калужский с 16.10.1799 по 13.06.1811 на покое; † 11.11.1812 Августин (Виноградский) епископ Дмитровский, викарий Московской епархии управлял Московской митрополией, с 13.06.1811 временно управлял Московской епархией с 28.12.1812 архиепископ Дмитровский с 30.08.1814 архиепископ Московский и Коломенский с 19.02.1818 † 3.03.1819 Лаврентий (Бакшевский) епископ Дмитровский, викарий Московской епархии с 3.03.1819 по июнь 1819 временно управлял Серафим (Глаголевский) митрополит, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 15.03.1819 по 19.06.1821 митр. Новгородский и Санкт-Петербургский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Первая глава, по объему сравнительно меньшая, служит как бы введением к сочинению. Здесь автор трактует об обстоятельствах, способствовавших выработке взгляда митр. Платона на раскол и на средства борьбы с ним. Таковы домашнее воспитание, где на Платона влияли простосердечие и благородство души отца и матери, школьное образование, в котором правильному взгляду на раскол способствовали воззрения, вынесенные из Киевской академии, и, наконец, философские идеи времени, которые, начавшись у нас при императрице Елизавете, в первые годы царствования Екатерины II достигли своего высшего развития. Основной тезис во взгляде Платона на раскол тот, что „раскол основан на одном невежестве и ревности в вере горячей, но не по разуму“: невежество перенесло признаки непреложности, свойственные христианским догматам, на внешние обрядовые формы, относительно которых закон для церкви – сама церковь ; ревность в вере, сама по себе заслуживающая полной похвалы, при ложности теоретических убежденй, перешла пределы разумности и проявилась в форме предосудительного упорства. Эти два фактора, невежество и ревность по вере, основные при возникновении раскола, являются, по Платону, существенными и в дальнейшем его существовании. В общем, при объяснении главных причин раскола Платон развивал те же основные мысли, что и его предшественники – противораскольнические деятели. Но что касается взгляда Платона на характер борьбы с расколом, то в этом отношении он стоит гораздо выше своих предшественников. Последние, по примеру собора 1667 года, между прочим, признавали необходимость мер строго принудительных, особенно когда оказываются бессильными меры духовные. Платон, наоборот, насильственные меры признавал бесполезными для миссионерских целей и даже вредными. По его мнению, раскол потому и возник при патр. Никоне, что святитель стал распространять новоисправленные книги слишком круто, – с ревностью, свойственною его решительному характеру. Поэтому Платон настойчиво проводит мысль, что „к признанию истины никого принудить силою нельзя“ и за основное начало для взгляда на характер противораскольничьих меропрятий он принимает Божественную Волю, выясненную в Откровении. „Потщимся врачевать раны их тихостию и кротостию духовною“, говорить Платон относительно раскольников.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Л. Анисов IV глава Отец Платон занимал уже наместническую должность в Лавре, когда приехала к нему любимая мать 24 . Радостно и трогательно было свидание почтительного сына с доброй матерью. Он угощал ее всем чем мог, подарил ей сто рублей, шелковую материю на платье. Старушка была в восхищении. – Довольна ли ты, матушка, подарками? – спросил Платон. – Что ты! Как не довольна! Да у меня этого никогда и в жизни не бывало. – Как же, матушка, не благословляла меня идти в монахи? – Ведь я не знала, – простодушно отвечала старушка, –что ты меня будешь дарить такими дорогими подарками. Было такое: когда архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры придворный проповедник Гедеон (Криновский) 25 узнал коротко Петра Левшина и стал убеждать его принять иноческий чин, матушка воспротивилась тому, склоняла сына вступить в супружество, долго не благословляла его на этот подвиг, но наконец по любви своей к нему уступила твердому его желанию и решимости. Здесь же, истины ради, скажем, именно с ее благословения летом 1758 года отправился в Троице-Сергиеву Лавру недавний выпускник и молодой учитель пиитики и греческого языка Славяно-греко-латинской академии Петр Левшин. Отправился, получив от архимандрита Гедеона благосклонное приглашение в учителя риторики в Троицкую семинарию. (Матушка и архимандрит, можно сказать, сыграли решающую роль в его судьбе.) Перед самыми стенами Сергиевой обители, по прибытии своем в Лавру, увидел Левшин шедших ему навстречу монахов в облачении, с хоругвями и крестами, в сопровождении множества народа. То был крестный ход 20 июля в Ильинской церкви в Посаде. Через много лет, став настоятелем Лавры, Платон почитал эту встречу «предварительным судеб Всевышнего предзнаменованием». В самом монастыре молодого учителя пиитики первым встретил келарь Иннокентий. Переселившись в Лавру, Петр испытал крайнюю грусть, даже с неделю беспрестанно плакал, хотя и был принят всеми благосклонно и ласково. «Новость места и неизвестность будущего жребия своего приводили его в таковое уныние. Но, мало-помалу ободряясь, начал привыкать и наконец столь привык, что... не было для него милее и любезнее во всем свете места, кроме Лавры», – напишет биограф митрополита Платона И. М. Снегирев 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Платон, митрополит Московский и Коломенский (Левшин Петр Георгиевич) Родился 29 июня 1737 года в селе Чашникове Московской губернии в семье причетника. Образование начал в Коломенской духовной семинарии, потом перешел в Московскую Славяно-греко-латинскую академию 14 . В 1757 году, по окончании духовной академии, назначен учителем пиитики и греческого языка в ней же. В 1758 году приглашен настоятелем Троице-Сергиевой лавры и в Троицкую духовную семинарию учителем риторики. 14 августа 1758 года пострижен в монашество; 30 августа рукоположен во иеродиакона. 22 июля 1759 года рукоположен во иеромонаха и назначен префектом Троице-Сергиевой духовной семинарии и первым соборным иеромонахом Троице-Сергиевой лавры. С 1761 года – ректор духовной семинарии. С 1762 года (или с 1763-го) – придворный проповедник и законоучитель наследника Павла Петровича. С 1763 года – наместник Троице-Сергиевой лавры. 16 июля 1766 года возведен в сан архимандрита Троице-Сергиевой лавры. Назначен членом Святейшего Синода. 10 октября 1770 года хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского с возведением в сан архиепископа и с оставлением настоятелем, архимандритом Троице-Сергиевой лавры. 21 января 1775 года назначен архиепископом Московским, по-прежнему оставаясь в должности архимандрита Троице-Сергиевой лавры. С 15 ноября 1775 года – ректор Московской Славяно-греко-латинской академии. 29 июня 1787 года возведен в сан митрополита Московского и Калужского. В 1799 году велено именоваться Московским и Коломенским. 13 июня 1811 года в связи с тяжелой болезнью (разбит параличом) уволен от епархиальных дел до выздоровления. Скончался 11 ноября 1812 года в Вифании, где и погребен. Нетленно почивает в созданном им Спасо-Вифанском монастыре, в Преображенском храме. Имеет благодать исцеления детей, которых очень любил при жизни. В своей автобиографии митрополит Платон описывает, что родился он на Петров день, на восходе солнца. Отец его, причетник Егор Данилов, получил известие о рождении сына в тот момент, когда ударил в колокол к заутрене, и, «оставив звон, потек от радости узреть родившегося». Такова была простота нравов, что никто не поставил ему этого в вину, наоборот, люди, узнав причину перерыва звона, радовались с отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

поиск:   разделы   рассылка Надежда Лаврова Митрополит Платон (Левшин): " А денег после меня не ищите " " Получая от власти достаточно средств без своей просьбы, митрополит Платон не гнушался обращаться к ней за деньгами, если речь шла о вверенных его попечению церковных заведениях " Источник:  Нескучный сад 24 ноября исполнилось 200 лет со дня кончины митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина). Как жили иерархи в эпоху, когда Церковь была полностью зависима от царской власти, и чего им это стоило? С точки рения современного человека, непросто оценить отношение митрополита Платона, человека XVIII века, к материальным благам. Действительно, будучи наместником, а затем и настоятелем, священно-архимандритом Троице-Сергиевой лавры в сане митрополита Московского, живя, так сказать, " на всем готовом " , он ни в чем не нуждался. Однако постоянный достаток, по нашим меркам граничивший почти с роскошью, был следствием отнюдь не личного пристрастия этого выдающегося иерарха к власти или ее пышным атрибутам. Положение при блестящем петербургском дворе как законоучителя наследника престола, придворного проповедника, постоянное присутствие в Св. Синоде, обязывало усваивать нравы и правила игры екатерининского времени, диктуемые обстановкой и кругом необходимых знакомств. Одеваться в рубище и проповедовать в нем перед высочайшими особами, как и быть вхожим в покои наследника российского престола, или присутствовать на заседаниях Синода, было просто невозможно. Как невозможно было и отказаться, к примеру, от жалованья и стола, назначаемых " сверху " . По свидетельству " Записок " митрополита Платона, при назначении на должность законоучителя ему, тогда молодому лаврскому иеромонаху, были " покои нехудые отведены, в бывшем деревянном зимнем дворце, что на Мойке. Содержания кроме 1000 р. жалованья, положено на стол 500 р., по штофу водки на неделю; по бутылке рейнвейну на день, меду, полпива, кислых щей, дров и свеч неоскудное число, белье столовое и посуда всякая дворцовая; да истопник и работник, а сверх того карета дворцовая с парой лошадей и конюхом " ). Что же говорить о дальнейшем его содержании, все более и более увеличивающемся по мере продвижения по иерархической лестнице (почувствованная им самим разница, к примеру, нашла отражение в его личных календарных записях за 1775 г., когда уже в сане архиепископа он был всего лишь переведен с одной кафедры на другую с Тверской на столичную Московскую).

http://religare.ru/2_98175.html

Освещение миссионерской деятельности апостола Андрея Первозванного в российской церковно-исторической науке Святой апостол Андрей Первозванный Миссионерские труды святого апостола Андрея Первозванного традиционно привлекали пристальное внимание российских историков. И это вполне понятно. Ведь, по крайней мере, с конца XI века на Руси существует предание о посещении ее святым Андреем, благословившим Киевские горы и предсказавшим будущую славу христианства в Русской земле. Практически все российские ученые, оставившие систематические труды по истории Русской Православной Церкви, в той или иной мере занимались анализом указанного предания. При этом рассмотрение столь узкого и специального вопроса побудило исследователей тщательно изучить весь комплекс сохранившихся источников о миссионерской деятельности святого апостола. Мы попытаемся представить краткий обзор суждений по этому вопросу, высказывавшихся в российской церковной науке. Однако, прежде всего, следует напомнить само летописное сказание, породившее продолжающуюся и по сей день дискуссию. В составе «Повести временных лет» – древнейшего отечественного летописного памятника – сохранилось сказание о посещении Руси святым апостолом Андреем. Согласно этому сказанию святой апостол после проповеди в Синопе пришел в Корсунь (Херсонес), откуда решил идти в Рим. Он поднялся на север по Днепру и остановился на Киевских горах. Святой Андрей благословил место будущей столицы Руси и водрузил здесь крест. Затем он двинулся далее вверх по Днепру и достиг пределов Новгородской земли. В Новгороде он увидел местный обычай парится в бане и сечь при этом друг друга молодыми прутьями. Отсюда апостол Андрей пошел в землю варягов, а из нее в Рим, где и рассказал римлянам о чудных обычаях новгородцев . Первым церковным историком, попытавшимся осмыслить это сказание с научной точки зрения, был Московский митрополит Платон (Левшин). В своей «Краткой российской церковной истории» (1805), изложив летописное сказание, он ставит ряд вопросов, на которые надлежит ответить исследователям. Во-первых, митрополит Платон считал необходимым выяснить, существовал ли в апостольские времена обычай воздвигать кресты. Во-вторых, можно ли согласовать «с важностию и с богодухновенным апостолов просвещением» сообщение о новгородских банях. В-третьих, необходимо выяснить, из каких греческих источников могло быть заимствовано внесенное в русскую летопись предание. При этом сам митрополит Платон отмечал, что нигде в византийских источниках нет упоминания о тех событиях, которые описаны в «Повести временных лет» . Таким образом, владыка Платон, прямо не отвергая сказание о путешествии апостола Андрея в Русскую землю, высказал ряд соображений, ставящих это предание под сомнение.

http://pravoslavie.ru/2729.html

С первых часов своего рождения царевич Павел был принят на попечение императрицей Елизаветой Петровной (1709–1761 гг.), которая отличалась любовью к Церкви. Свое раннее детство он провел в обществе нянь, первыми утвердившими в нем веру и любовь к храму. Глубоко верующим был и непосредственный воспитатель Павла С. А. Порошин, пробудивший у него и любовь ко всему русскому. Закон Божий преподавал царевичу иеромонах Платон (Левшин , впоследствии – митрополит Московский). Отец Платон, призвав Бога на помощь, начал обучение 30 августа 1763 года, сказав речь, в коей объяснил пользу его учения, увещевал Высокого ученика прилагать «к тому великое внимание и прилежание» (Глинский Б. Б. «Царские дети и их наставники», СПб, 1912 г.). Иеромонах Платон весьма часто посещал своего ученика и сумел на всю жизнь развить в нем высокое чувство религиозности. Ход занятий с великим князем и отношения законоучителя к ученику так обрисованы владыкой Платоном: «Что касается преподавания Закона Божия, – повествует он, – то положено было учение великому князю преподавать три раза в неделю по часу, а по воскресениям и праздникам перед обеднею читать Священное Писание с объяснением, сколько время дозволит» ( Н. Тальберг , «История Русской Церкви», Джорданвилл, 1969 г.). Митрополит Платон писал: «Высокий воспитанник, по счастью, всегда был к набожности расположен и разсуждение ли, разговор ли относительно Бога и Веры были ему всегда приятны. Сие, по примечанию, ему внедрено было с млеком покойною императрицей Елизаветой Петровной, которая горячо любила его и воспитывала приставленными от нея весьма набожными женскими особами» ( Н. Тальберг , «История Русской Церкви», Джорданвилл, 1969 г.). Порошин вспоминал, что в день Успения Божией Матери «одевшись изволил Павел читать с отцом Платоном Св. Писание. Потом разбирали мы книжку, в которой содержалась служба на сегодняшний праздник, и пели оттуда стих «Побеждаются естества уставы, Дева чистая» и прочее. В присутствии цесаревича происходил разговор о том, что морские битвы жесточе, т. к. на разбитом корабле приходится опускаться на дно. В конце беседы десятилетний Павел сказал: «Что ж беды, хоть и на дно ретироваться? Ведь в смерти-то больше страху, нежели вреда, особливо для человека добродетельного, которому на том свете лучше еще будет нежели здесь».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

У митрополита Платона в Вифании были любимые места, где в летнее время он любил проводить время, вдыхая ароматный воздух вифанских лесов. Он любил гулять в роще, против семинарии, и эта роща, насаженная по преданию самим Платоном, до сих пор известна под названием Платоновской рощи. У ворот монастырских стояла каменная скамья, на которой часто сиживал Платон с богадельными старцами и любовался на высокий обрывистый берег Вифанского пруда, отделенный от монастыря глубоким оврагом. С этого берега открывался самый красивый вид на пруд и красоту этого пруда – покрытый густою и непроницаемою растительностью таинственный остров. Когда в 1797 году прислан был указ императора Павла I-ro об открытии в Вифании семинарии, Платон на этом красивом берегу и решил построить здание для семинарии. План семинарского корпуса, по указанию м. Платона составлен был самоучкою архитектором штатным служителем Семеном Болдыревым. Этот план имел вид начальной буквы имени учредителя Павла I-ro и имени ее устроителя Платона и был историческим памятником того, что мысль, шедшая с высоты престола от Царственного Ученика, направлялась к достижению той великой государственной задачи, к чему направлена была и деятельность Учителя Государя – Платона «к вящему распространению преподаваемого в семинарии Троицкой лавры учения», организованного духом Платона и давшего благие плоды в жизни. Выполнение этого плана в техническом отношении представляло немало затруднений и мало знакомый с техническим искусством, не всегда трезвый Семен Болдырев оказался ненадежным строителем, и лаврским учрежденным собором из архитекторов низведен был в конюхи. Митрополит Платон освободил его от конюшни, и сам принял на себя обязанности архитектора. Ему в это время было более 60-ти лет, но при строении семинарии он обнаружил удивительную юношескую энергию. Среди толпы рабочих нередко можно было встретить хозяина Вифании – старца митрополита, который своей торопливою походкой обходил начатые работы и своими хозяйственными распоряжениями руководил рабочими.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

2 12 апреля на 22-м году от рождения в Ницце скончался наследник престола цесаревич Николай Александрович. 3 4 апреля 1866 г. было совершено покушение на жизнь императора Александра II. 4 В Собрании мнений и отзывов митрополита Филарета, V.881, прямо: «Сестра Ваша». 5 Дворянка Харьковской губернии Ю.Н. Перова. Приехала в Москву в 1841 г. для лечения тяжелой болезни и скончалась 26 ноября 1853 г. 6 Митрополит Платон (Левшин). — Прим. сост . 7 16 ноября, в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры ее наместником, архимандритом Симеоном, В.М. Дроздов был пострижен в монашество. — Прим. сост . 8 Митрополит Платон (Левшин). — Прим. сост . 9 Митрополит Амвросий (Подобедов) и архиепископ Феофилакт (Русанов). 10 О если бы удалось быть хорошим человеком и менее беспокоиться о том, будет ли мне хорошо ( лат .). 11 В оригинале все имена названы полностью, но при печатании оставлены только начальные буквы. 12 Николай Николаевич Муравьев (1768—1840), генерал-майор, основатель Московского училища колонновожатых. — Прим. сост . 13 Кормчая книга — древнейший сборник церковного права, составленный на основе византийских канонов. — Прим. сост . 14 Митрополит Серафим (Глаголевский). — Прим. сост . 15 Князь П.С. Мещерский — Прим. сост . 16 Епископ Антоний (Рафальский), рукоположен 8 июля 1834 г. — Прим. сост . 17 Августин (Сахаров), епископ Оренбургский, живший на покое в Москве. — Прим. сост . 18 Поликарп (Гайтанников), архим. (†1837). — Прим. сост . 19 Свят. Мелетий (Леонтович), в 1831—1835 гг. архиепископ Иркутский. — Прим. сост . 20 Иннокентий (Александров), епископ Иркутский. — Прим. сост . 21 У А.Н. Муравьева были братья Николай (1794—1866), Михаил (1796—1866) и Сергей (1809—1847). — Прим. сост . 22 Эчмиадзин — монастырь армянской церкви, известный богатым собранием рукописей. — Прим. сост . 23 Имеется в виду Лазарев Христофор Иоакимович (1789—1871), сибирский заводчик, один из основателей и попечитель Лазаревского института восточных языков в Москве. — Прим. сост . 24 Архиепископ Владимирский. — Прим. публ .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010