Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНКИРА [греч. ρδβλθυοτεΑγκυρα; Ангора, совр. Анкара], г. в центральной части Анатолийского плоскогорья, расположенный у слияния рек Чубук и Анкара, совр. Турция. Легендарным основателем А. считается фригийский царь Мидас, но уверенно о существовании города можно говорить лишь с эллинистической эпохи (III в. до Р. Х.). Город, находившийся на перекрестке важных путей сообщения, поочередно входил в состав Лидии, Персидской державы Ахеменидов , гос-ва Селевкидов , Галатии. В 25 г. до Р. Х. присоединен к Римской империи. После 381 г. А. стала центром рим. пров. Галатия I. В 620 г. город был захвачен и разрушен персами; в VII, IX и Х вв. неоднократно подвергался нападениям арабов. После адм. реформ VII-VIII вв. А. входила в состав визант. фемы Опсикий, в X в. стала столицей фемы Вукеллариев. В XI в. город был завоеван сельджуками. С сер. XIV в. А. вошла в состав гос-ва османов. В 1919 г. Анкара стала резиденцией правительства Кемаля Ататюрка, с 1923 г.- столица Турецкой Республики. Большую часть населения составляют турки; в городе проживают также греки и армяне. Церковная история Хотя первые упоминания о появлении христианства в А. относятся ко II в. по Р. Х., христ. община существовала здесь, вероятно, уже в апостольские времена. В Галатии проповедовали апостолы Павел, Петр и Андрей. Во II в. в А. была распространена монтанистская ересь ( Евсевий. Церк. ист. V 16. 4). В IV в. здесь проходили Анкирские Соборы . В А. прославились многие святые, одним из первых был сщмч. Крискент (нач. II в.), при имп. Траяне (98-117) - мученики Прокл и Иларий, при Александре Севере (222-235) - мц. Феодотия и пресвитер Сократ, при Аврелиане (270-275) - мч. Филумен , при Диоклетиане и Максимиане (286-305) - сщмч. Климент и др., а также мч. Платон , сщмч. Евстохий , мч. Гаий , Феодот и 7 дев , при Ликинии (308-324) - пресвитер Юлиан и 42 др., Ипатий Гангрский и воин Евстафий, при Юлиане Отступнике (361-363) - мученики Меласипп , Кассиния и Антонин ; пресвитер Василий, мученики Вусирис и Гемелл .

http://pravenc.ru/text/115538.html

Он оставил дом и ходил по городам, вдохновенно проповедуя Слово Божие язычникам 1 декабря. ПРАВМИР. Церковь чтит память святого мученика Платона Анкирского. Святой мученик Платон, брат святого мученика Антиоха врача (память 16 июля), родился в городе Анкире в Галатии в благочестивой семье. Еще юношей он оставил дом и ходил по городам, вдохновенно проповедуя Слово Божие язычникам, удивляя слушателей убедительностью и красотой своих речей, глубоким знанием эллинской учености. За свою проповедь он был схвачен и приведен в храм Зевса на суд к правителю Агриппину. Судья вначале пытался лестью склонить святого к отречению от Христа. Он уверял юношу, что тот мог бы сравниться по уму с самим великим философом Платоном, если бы поклонялся языческим богам. На это святой Платон ответил, что мудрость философа, хотя и велика, но преходяща и ограниченна, а истинная, вечная и безграничная мудрость заключена в Евангельском учении. Тогда судья обещал в награду за отречение отдать ему в жены красавицу дочь, а в случае отказа угрожал мучением и смертью. Святой Платон ответил, что выбирает смерть временную ради жизни вечной. Терпение правителя иссякло, и он приказал нещадно бить мученика, а затем отправить в темницу. Когда святого Платона вели в заточение, он обратился к народу, собравшемуся возле храма, призывая всех не отступать от христианской веры. Через семь дней мученика Платона вновь привели на суд Агриппина в храм Зевса, где уже были заготовлены орудия пыток: кипящие котлы, раскаленное железо, острые крючья. Судья предложил мученику выбор: принести жертву богам или испытать на себе действие этих орудий. Святой вновь твердо отказался поклониться идолам, и после истязаний его бросили в темницу и держали там без пищи и воды 18 дней. Но видя, что и это не поколебало мученика, ему предложили в обмен на жизнь и свободу лишь произнести “велик бог Аполлон”. “Не хочу согрешить и словом”, – отвечал мученик. По приказу Агриппина святого мученика Платона обезглавили (+ 302 или 306). Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Введенский Владычный монастырь (Серпухов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Серпуховский Владычный Введенский женский монастырь — старейший монастырь города, основан в 1360 митрополитом Московским Алексием как мужской. Первым игуменом был келейник митрополита Алексия, преподобный Варлаам. Полностью перестроен в конце XVI в. на средства царя Бориса Годунова, в XVIII в. пришел в упадок. В 1806 преобразован в женский, в XIX в. один из крупнейших женских монастырей Подмосковья. Содержание История [ править править код ] Введенский Владычный женский монастырь (в церковных кругах принято название Серпуховской Владычний Введенский женский монастырь) основан в 1360 году московским митрополитом святителем Алексием . В 1362 году уже «составлена была каменная церковь» трудами келейника святителя и ставшего первым настоятелем Владычного монастыря преподобного Варлаама , через посредничество которого в 1878 году в обители была явлена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» . По легенде, основанию монастыря предшествовало особое изволение Божией Матери: «Алексие! Подобает тебе монастырь поставити имени Моему, купно же и себе в память… в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим!» Икона прославилась тем, что по молитвам к образу Богородицы происходили (и происходят – теперь, правда, от списка) многочисленные исцеления от недуга пьянства и других страстей. 1598-1609 годах осуществилась полная перестройка монастыря на средства Бориса Годунова в честь бескровной победы на реке Оке. Перестройка охватила все без исключения здания: расширен Введенский собор, построен двухъярусный храм в честь св. вмч. Георгия, монастырь обнесен каменной крепостной стеной с башнями и церковью над Святыми вратами в честь св. мч. Феодота Анкирского (1599 г.). В 1806 монастырь ожидал упразднения. Митрополит Платон , видя необходимость иметь в Серпуховском уезде девичий монастырь, обращается к императору Александру I с просьбой преобразовать монастырь из мужского в девичий. И с 1806 по 1815 годы первой игумениею монастыря стала мать Дионисия, определенная из казначеи Московского Новодевичьего монастыря . С ней прибыли 5 монахинь и 4 послушницы.

http://azbyka.ru/palomnik/Введенский_Вла...

Икона Платон Анкирский, мч. - обсуждение в форуме Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Платон Анкирский, мч. - обсуждение в форуме Notice : Undefined variable: what in on line 65 Эта страничка относится к разделу Платон Анкирский, мч. Обсуждений этой иконы в нашем форуме не найдено. Для создания новой темы зайдите в форум " Обсуждение икон, опубликованных на сайте " и создайте тему, начинающуюся со строки " [icon-2728] " (в квадратных скобках без кавычек). Внимание!!! Строго запрещается соединять темы форума с этим сайтом вышеуказанным образом, если они попадают в одну из следующих категорий: - Сообщения, связанные с куплей, продажей, оценкой икон, либо иные какие сообщения, нацеленные на получение личной выгоды. - Сообщения, явной или скрытой целью которых является реклама сайтов или какого-то товара. - Сообщения, распространяющие сомнительную неправославную/раскольническую информацию об иконе. Подобные темы будут удаляться без предупреждения вместе с учетными записями наглых пользователей. Если Вы не уверены, что Ваше сообщение в форуме полезно не только Вам, лучше не соединяйте его с этим сайтом указанным образом, но просто создайте тему с обычным заголовком (без квадратных скобок и номера иконы). Примеры тем, которые полезно соединить с сайтом: вопросы об истории иконы, спорные и противоречивые факты; исправление ошибок, замеченных в опубликованном на сайте житии и обновление устаревшей информации; обсуждение различий в иконографии, каноничность иконы и особенности написания, различия в написании; иные подобные темы. В основной раздел " Платон Анкирский, мч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/icon-2728-forum

Значительное влияние на его духовное становление в годы учебы оказал известный российский проповедник Иннокентий (Иван Алексеевич Борисов, 1800–1857) 14 , который побуждал много заниматься самообразованием и чтением, руководствоваться историческими первоисточниками. 7 (20) сентября 1827 г. Н.И. Городецкий назначен профессором физико-математических наук и греческого языка Орловской духовной семинарии. Кроме того, он преподавал французский язык и исполнял обязанности инспектор семинарии и ее секретаря. За два года служения он безвозмездно описал всю обширную библиотеку семинарии, составил ее каталог. 30 апреля 1829 г. был определен ревизором в Орловское духовное училище 15 . Особую поддержку здесь ему оказал ректор семинарии (впоследствии митрополит Киевский и Галицкий, Высокопреосвященный Арсений, 1795–1876), которую Н.И. Городецкий чувствовал на протяжении всей своей последующей духовной и просветительской деятельности. Через два года 25 сентября (8 октября) 1829 г. он определен бакалавром (доцентом) Петербургской духовной академии по кафедре сначала греческого языка, а затем по богословию 16 . В 27 лет 17 (30) мая 1830 г. Николай Иванович Городецкий принял в Александро-Невской лавре монашеский постриг с именем Платон, о чем ходатайствовал знаменитый вития Иннокентий 17 (Борисов). Знаковым и принципиально важным для молодого, но уже понимающего свое высокое жизненное предназначение, станет наречение Николая Городецкого именем Платон. Его судьба станет неким новым биографическим «списком» свт. Платона Анкирского, беззаветно, честно и бесстрастно служившего православной вере более семи десятилетий. 26 мая (8 июня) 1830 г. – назначен инспектором Петербургской духовной академии. 6 ноября 1831 г. 28-летний иеромонах Платон был возведен в чин архимандрита Александро-Невской лавры. С 1 января 1832 г. является членом С.-Петербургского комитета цензуры. Отметим, что «первым из петербургских академических профессоров он начал излагать студентам уроки нравственного богословия на русском, а не на латинском, как было до него, языке…Профессору Городецкому первому также из русских ученых богословов принадлежит честь начала разработки совершенно неизвестной науки о русском расколе» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

Митрополит Платон (Левшин) Первым действительно выдающимся деятелем, с которым в своей жизни познакомился юный Иларион Смирнов, будущий святитель Иннокентий, был митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) . 1 сентября 1793 г. Иларион поступил в Перервинскую семинарию. История ее появления напрямую связана с владыкой Платоном. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. многие обители были закрыты, а те, что остались, весьма обеднели. Перервинской обители оставили доходы от Иверской часовни, и именно поэтому, как полагают, архиепископ Платон (Левшин) добился в 1775 г. учреждения новой духовной семинарии именно здесь: монастырь имел финансовую возможность ее содержать. Перервинская семинария была одним из любимых детищ митрополита Платона, он регулярно бывал здесь, присутствовал на экзаменах. Возможно, в 1798 г. и произошло событие, определившее многое в дальнейшей судьбе святителя Иннокентия, – его личное знакомство с великим иерархом. Дело в том, что 18 ноября, в день памяти мученика Платона Анкирского, высокопреосвященный Платон праздновал свой день ангела, и, по традиции, ученики и студенты Лаврской, Перервинской, Вифанской семинарий, Славяно-греко-латинской академии подносили ему рукописные книги-альбомы со стихами-посвящениями. Самое раннее участие свт. Иннокентия в перервинских стихотворных сборниках относится к ноябрю 1798 г. 1 Спустя год, в ноябре 1799 г., в семинарском сборнике посвящений митрополиту Платону мы находим уже стихотворение из 18-ти строф под названием «Истинный нектар». На наш взгляд, особенно интересна в нем последняя строфа: Ах! когда младенца тоном Кроткий дух Твой восхищен! И, не движась самым громом, Мною тронут!.. Я блажен 2 Кажется, ее надо трактовать примерно так: «Я был счастлив, когда митрополита Платона, которого не смутил бы и раскат грома, тронула и восхитила моя речь». Какое именно выступление юного ученика Перервинской семинарии так высоко оценил московский владыка, сказать сложно. Но, может быть, именно тогда он впервые заметил его и именно с этого случая стал особо покровительствовать талантливому ученику.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Но при этом нельзя забывать, что в Эстонской республике ещё в середине 1990-х при помощи Константинопольского патриархата была создана раскольническая " Эстонская апостольская православная церковь " , которой власти передали имущество канонической Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Постепенно шаткий компромисс был достигнут, однако и сегодня ЭАПЦ с её 7-тысячной паствой принадлежит около 60 приходов, а канонической Церкви, духовно окормляющей несколько сотен тысяч верующих, в два раза меньше. Хочется надеяться, что молитвами святых земли Эстонской эта прискорбная ситуация разрешится. Мученик Платон Анкирский. Этот святой страдалец начала IV столетия принял страшные пытки и мученический венец за проповедь Слова Божия и верность Христу и Его Церкви в Анкире в Галатии. Это произошло либо в 302 году от Рождества Христова при императоре-язычнике Диоклитиане (Диоклетиане), царствовавшем в Римской империи в 284–305 годах от Рождества Христова, и его соправителе Максимиане. Либо чуть позже, при их преемнике Галерии в 306 году. Мученик Платон Анкирский. Фото: www.pravoslavie.ru Мученик Роман диакон и отрок Варул. Святой Роман совершал диаконское служение в христианском храме Кесарии Палестинской. Во время антицерковных гонений он переселился в Антиохию, где своим примером укреплял христиан в вере, горячо проповедовал Слово Божие и обличал идолопоклонников. Отец Роман был казнён в 303 году от Рождества Христова вместе с отроком-христианином Варулом и его матерью, имя которой Житие не сохранило. Мученики Закхей, диакон Гадаринский, и Алфей, чтец Кесарийский. Эти страдальцы за Христа и Его Церковь погибли в годы диоклетиановских гонений начала IV века от Рождества Христова. Они были казнены за призывы к людям не осквернять себя жертвами, приносимыми языческим идолам. Это произошло в 303 году от Рождества Христова. Священноисповедник Николай Виноградов, пресвитер. Священнослужитель Русской Церкви, протоиерей, немало пострадавший за верность Христу в период советских богоборческих гонений, но избежавший мученического венца и почивший в 1948 году. Прославлен в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/02/svet_b...

связывается с именем ап. Павла . В Деяниях св. апостолов упомянуто, что апостол язычников дважды проходил через Г., ок. 48/49 и 52/53 гг. (16. 6; 18. 22-23; 19. 1). Ап. Павел в Послании к Галатам пишет, что был принят ими с почтением во время своей болезни (4. 13-14). Возможно, что под Галатийскими Церквами в НЗ подразумеваются общины Ликаонии и Писидии (юж. части «большой Галатии»). В Послании к Галатам ап. Павел упоминает об ап. Варнаве (2. 1), к-рый был адресатом Павла, поскольку проповедовал именно в Ликаонии и Писидии. Нельзя исключить, что Евсевий Кесарийский (IV в.) связывает распространение христ. вести в Г. и прилегающих к ней Понте, Вифинии и Каппадокии с именем ап. Петра ( Euseb. Hist. eccl. III 1. 4). Однако возможно, что он опирается на 1-е послание Петра, адресованное, в частности, и «братьям, находящимся в Галатии» (1. 1) (о южно- и северогалатийских гипотезах см. ст. Галатам Послание ), здесь также, видимо, имеется в виду юж. Г. (Ликаония, Писидия), поскольку ап. Петр использует названия не исторических областей, а рим. провинций. О развитии общин в Г. в первых веках известно в основном из описаний мученичеств христиан во время гонений. Мученики Прокл и Иларий пострадали в сел. Калипта близ Анкиры при имп. Траяне, св. Иулиан Воин - в Тавии при имп. Антонине Пии, во время гонений III в. пострадали святые Феодота и пресв. Сократ (при Александре Севере), Каллиника и Василисса (при Деции), Филомен (при Аврелиане). Тем не менее до гонения имп. Диоклетиана число мучеников в Г. было невелико. При Диоклетиане в Анкире пострадали свт. Климент Анкирский, мученики Агафангел и Платон, брат мч. Антиоха врача, мученики Евстохий и Гаиан с детьми, мч. Феодот Анкирский и с ним 7 дев, мученики Селевк и Валериан. В гонение имп. Лициния - св. Иулиан с 40 мучениками. В сир. мартирологе и мартирологе Иеронима назван еще ряд мучеников из Г., время страдания к-рых неизвестно. Евсевий Кесарийский упоминает о диспутах с монтанистами, состоявшихся в кон. II в. в Анкире, что подтверждает распространение этой ереси в Г. ( Euseb. Hist. eccl. V 16).

http://pravenc.ru/text/161507.html

Имена первых предстоятелей Анкирской кафедры неизвестны. Феодор, первый епископ, имя к-рого дошло до наст. времени, пострадал, вероятно, во время одного из гонений III в., как и сщмч. Климент, возглавлявший кафедру А. в 285-304 гг.; за ним следуют Маркелл (ок. 314-336); Василий (336-348); Маркелл вторично (348-ок. 350); Василий вторично (ок. 350-360); Афанасий (360-373); епископ-арианин, имя к-рого неизвестно; Аравиан (кон. IV в.); Климент (ок. 400); Леонтий (401-430); Феодот (до 425-446); Евсевий (упом. 451). Анастасий (упом. 458); Феодосий (упом. 490); Дорофей (513); Елпидий (536); Домициан (ок. 540); Дорофей (553); Фронтин (?) (с 562); Павел (кон. VI в.); Платон (упом. 681); Стефан (упом. 692); Василий (упом. 787); Феодул (упом. 861-870); Даниил (или Михаил) (упом. 879); Феофилакт (?) (упом. 892); Гавриил (ок. 907 - ок. 912); Григорий (с 945); Иоанн (упом. 997); Феофил (нач. XI в.); Михаил (упом. 1030-1032); Никита (1038); Михаил (сер. XI в.); Николай (?) (после 1032); Михаил (?); неизвестный (упом. 1067); Никита (до 1072 - после 1084); неизвестный (упом. 1140); Стефан II (упом. 1157); Михаил (1168-1177); Макарий (1178); неизвестный (1226); Христофор (после 1227-1233); Григорий (ок. 1260); Вавила (?) (упом. 1320); неизвестный (упом. 1365); Макарий (1391-1404); Константин (упом. ок. 1450); Макарий (упом. 1460); неизвестный (упом. 1475); Герасим (ок. 1561); Матфей (упом. 1590); Савватий (ок. 1596); Парфений (1602-1631); Арсений (?); Григорий (?); Лаврентий (ок. 1636-1655); Герман (1655-1665); Герасим (упом. 1668); Серафим (с 1670); Вениамин (?) (упом. 1676); Афанасий (до 1679-1709, позднее К-польский Патриарх); Иоаким (упом. 1698); Макарий (ок. 1710); Мелетий (упом. 1713); Неофит (ок. 1720); Иоанникий (упом. 1740); Анфим (упом. 1765); Серафим (1774 - ?); Матфей (упом. 1783); Макарий (?) (упом. 1788); Иоанникий (до 1793-1811); Софроний (1811-1814); Мефодий (1814-1823); Кирилл (1823); Агафангел (1823-1826); Герасим (1834); Софроний (1835); Макарий (упом. 1836); Кирилл (1836); Никифор (упом. 1838); Иерофей (1845); Мелетий (1852); Иоанникий (упом. 1860); Хрисанф (1872-1877); Герасим (упом. 1877); Николай (упом. 1899); Софроний (упом. 1902); Гервасий (1910-1922); Константин (1922).

http://pravenc.ru/text/115538.html

Одной из его важных заслуг в духовно-просветительской деятельности стало строительство и зарождение духовной жизни в Зубцовской Карелии. Стараниями и заботами о. Иоанна, например, в с. Ивановское-Новосильцево был построен в 1808 г. большой храм – Скорбященская церковь – массивное каменное двухэтажное здание с четырьмя престолами: холодный – на верхнем этаже – Божьей Матери Всех скорбящих Радость; и теплыми нижнего 1 этажа: Рождества Святого Иоанна Предтечи, Святого мученика Василия Просветителя Анкирского и Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 6 . Следующим шагом строительной деятельности о. Иоанна Шалюхина стала постройка каменного храма в посаде Погорелое Городище 7 . Здание церкви было закончено в 1819 г., и тогда же протоиереем тверского кафедрального собора Иваном Алексеевичем Синицыным был освящен придел в честь свт. Николая Чудотворца. Главный престол в честь Ильи Пророка в 1821 г. был освящен им же. В 1837 г. было завершено строительство придела святого Иоанна Воина, тогда же он и освящен. Иоанн Андреевич Шалюхин, как показывают источники, был добрым и образованным пастырем, которого любили и уважали не только все погорельские прихожане, но даже многие окрестные жители за его простоту, добросердечие, приветливость, отеческую внимательность к каждому и мягкое расположение 8 . В семье посадского священника Шалюхина родилось 5 сыновей: Николай (будущий митрополит), Иван, Федор, Михаил, Алексей. Николай и Иван учились в Ржевском духовном училище, где они и получили фамилию Городецкие. Иван (1811–1838) – выпускник Тверской духовной семинарии; затем с 1829 г. студент Главного педагогического института (С.-Петербург, основан в 1816 г.); потом профессор физики Ришельевского лицея (первый ВУЗ Одессы, основан в 1817 г.) 9 . Федор (1819-после 1833) учился в С.-Петербургском духовном училище (на 1833 г.). Михаил (1825–1886, выпускник Тверской духовной семинарии) после кончины отца Иоанна Андреевича Шалюхина занял его место священника в Погорельской Ильинской церкви с 1849 года. В 1867 г. определен благочинным уезда. В 1880 г. за усердное служение получил орден св. Анны 3 степени 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010