Московская См. митрополиты и патриархи всея Руси (992–1700) Московская и Владимирская С 1742 года Кафедра в Москве Иосиф (Волчанский) архиепископ, бывший еп. Мстиславский, Оршанский и Могилевский с 1.09.1742 † 10.06.1745 Платон (Малиновский) архиепископ Сарский и Подонский с 10.06.1745 по 5.04.1748 временно управлял архиепископ с 5.04.1748 по 16.05.1748 архиеп. Московский и Владимирский переименован архиеп. Московский и Севский Московская и Севская С 16 мая 1748 года Платон (Малиновский) архиепископ, бывший архиеп. Московский и Владимирский с 16.05.1748 † 14.06.1754 Иларион (Григорович) архиепископ Крутицкий и Подонский 14.06.1754–22.10.1757 временно управлял Тимофей (Щербацкий) митрополит, бывший митр. Киевский, Галицкий и всея Малыя России с 22.10.1757 по 29.05.1764 переименован митр. Московский и Калужский Московская и Калужская С 29 мая 1764 года Тимофей (Щербацкий) митрополит, бывший митр. Московский и Севский с 29.05.1764 по 3.01.1767 на покое; † 18.04.1767 Амвросий (Зертис-Каменский) архиепископ, бывший архиеп. Крутицкий и Можайский с 18.01.1768 † 16.09.1771 (убит) Самуил (Миславский) епископ Крутицкий и Можайский с 16.09.1771 по 20.01.1775 временно управлял Платон (Левшин) архиепископ, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 21.01.1775 митрополит с 29.06.1787 по 16.10.1799 переименован митр. Московский и Коломенский Московская и Коломенская С 16 октября 1799 года Платон (Левшин) митрополит, бывший митр. Московский и Калужский с 16.10.1799 по 13.06.1811 на покое; † 11.11.1812 Августин (Виноградский) епископ Дмитровский, викарий Московской епархии управлял Московской митрополией, с 13.06.1811 временно управлял Московской епархией с 28.12.1812 архиепископ Дмитровский с 30.08.1814 архиепископ Московский и Коломенский с 19.02.1818 † 3.03.1819 Лаврентий (Бакшевский) епископ Дмитровский, викарий Московской епархии с 3.03.1819 по июнь 1819 временно управлял Серафим (Глаголевский) митрополит, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 15.03.1819 по 19.06.1821 митр. Новгородский и Санкт-Петербургский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Этим требованием должно было ограничиться относительно большинства духовенства, состоявшего из лиц, не знавших школы; от меньшинства ученых священников требовалось, чтоб они говорили проповеди, предики, назначавшиеся, как видно, и для особого рода слушателей, потому что в рапортах нужно было означать, говорена ли была проповедь в установленные дни и кто из знатных прихожан был при слушании проповеди. Требования эти от неученого большинства и ученого меньшинства духовных лиц были выставлены еще при Петре Великом, и после него повторяет их каждый достойный архиерей, каким был Платон Малиновский, жалуясь на их неисполнение. Главною помехою в их исполнении была печальная обстановка духовных лиц, борьба с нуждою, поглощавшая все внимание и заставлявшая забывать его то, чему выучился в школе или у экзаменатора. При Елисавете духовенство было освобождено от полицейских повинностей, от хождения на караулы к рогаткам, на дежурство в съезжие домы, на пожары; но на нем лежали еще разные пошлины и дани, не говоря об издержках при поставлении. При таких тягостях доходы были недостаточны для человека, обязанного рано обзаводиться семейством. Петр Великий принял самые действительные меры для поднятия материального благосостояния белого духовенства, постановив, чтоб количество духовенства не превышало средств прихода для его содержания, и постановив, чтоб духовенство не было обязано покупать себе домы, которые должны покупаться на церковные деньги. Но подобно многим другим постановлениям Петра, и эти постановления потеряли силу после его смерти. Указы, однако, оставались, и потому всякий благонамеренный архиерей мог восстановить их силу. Так и поступал в описываемое время уже упомянутый прежде московский архиепископ Платон Малиновский: он строго наблюдал за исполнением петровского указа о домах и не позволял определяться на духовные места сверх штата. Но так как в других епархиях этого не наблюдалось, а прежде не наблюдалось и в московской, то оставалось всегда известное количество священников, которые преимущественно стекались в Москву; здесь они становились на Спасском крестце (между Спасскими воротами и Покровским собором) и нанимались отправлять церковную службу. В XIX веке еще рассказывали старики, как попы стояли на крестце с калачом в руках, и когда нанимавший их служить обедню давал мало, то они кричали: «Не торгуйся, сейчас закушу» (т. е. калач, после чего священник уже не мог служить обедню). Архиереи вооружались против этого явления, посылали хватать этих «крестцовых попов», бить их плетьми, но ничто не помогало.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

1 Введение в святоотеческое богословие – Нью-Йорк, 1982 – С 187//Архимандрит Платон Догматическое учение о творении и христианское отношение к природе//ЖМП – 1989, 2 С 65 2 Архимандрит Платон. Указ. соч. – С. 65. 3 Послание к Автолику Кн. 2, 4. 4 Булгаков С. Агнец Божий. – Париж, 1933. С. 147. 5 Архимандрит Петр (ныне епископ Американской Автокефальной Церкви). Замечания о Символе веры. Никео-Цареградский Символ веры//ЖМП. – 1969, 1. – С. 76 6 Митрополит Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 1. СПб., 1983. С. 352. 7 Святитель Василий. Против Евномия//Епископ Сильвестр. Опыт православно-догматического богословия. Т. 3. – С. 34. 8 Свт. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 4 — С. 368. 9 Свт. Григорий Богослов. Слово 34. 10 Святитель Василий Великий Послание к Амфилохию о Святом Духе Гл. 8, 16 11 Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви ?. 1. – С. 6 12 Ломоносов ?. В. Явление Венеры на Феснце, наблюденное в Санкт-Петербургской Императорской Академии наук мая 26 дня 1761 года – СПб., 1761//ЖМП. — 1990, 6, С. 74. 13 Епископ Сильвестр. Опыт православного догматического богословия. Т. 3. – Киев, 1885. – С. 100. 14 Малиновский ? П. Догматическое богословие Т. 2 – Ставрополь-Губернский, 1903 – С. 93. 15 Успенский Л. А. Праздник и иконы Пятидесятницы//ЖМП – 1957, 6 С 52—27 16 Богословские труды Вып. 14 – С 89 17 Богословские труды. Вып. 14. – С. 90; ЖМП. — 1657, 6. – С. 54. 18 Из духовного наследия преподобного Серафима Саровского всея России чудотворца//ЖМП. — 1973, 9. С. 77—78. 19 Архиепископ Иннокентий (Борисов). Собрание сочинений. Т. 10. – 1877. – С. 78. 20 Троицкий С. В., профессор. Христианская философия брака. – Париж. – С. 109—110. 21 Троицкий С. В. Указ. соч. – С. 42. 22 Там же. – С. 43—44. 23 Св. Иоанн Дамаскин Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 2 24 Блж Феодорит На Книгу Бытия. – Вопр. 4.//Митрополит Макарий. Православное догматическое богословие Т. 1. 25 Свт. Григорий Богослов. Слово 39-е на святые светы явлений Господних//Творения. Т. 1. — С 535.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

XX. Издание Камня Веры. – Полемика по поводу этого издания 1. Рибейра и Католическая пропаганда в России. – Феофил Кролик. – Евфимий Колетти. – Платон Малиновский. – Возражение Феофилакта в защиту Камня Веры против Буддея В 1728 году, с разрешения Верховного Тайного Совета, по засвидетельствованию Феофилакта и под его наблюдением, издан Камень Веры. В Лейпцигских учёных актах 1729 г. в мае месяце, помещен был строгий разбор на него с укоризною сочинителю и Феофилакту. В разборе сказано, что эта книга давно уже была написана, но Петр I не дозволял напечатать её, чтобы не обидеть протестантов, о которых в ней написано много ложного. Сказавши потом несколько слов о сочинителе книги, поводе к её написанию и о плане или о составе её, рецензент прибавляет, что «сочинитель Камня Веры питает безразсудную ненависть к лютеранам, равно как к кальвинистам, усвоивши ее без сомнений от католиков, с которыми долго в молодых летах обращался. Это видно из предисловия его к читателю, где он говорит, что на Церковь святую возстал новый некий Голиаф – Мартин Лютер, понося верующих в живаго Бога и отрыгая разныя укоризны на невесту Христову – Церковь . Противник этот устремил свой лук на папу и римскую церковь; но стрелы его досягают и до нас. Но и этому новому Голиафу Камень Веры, подобно как древнему камень Давидов, да будет в погибель»... «Приходят к нам в овчиих кожах, а внутри волки хищные, отворяющие под видом благочестия двери всем порокам. Ибо что проистекает из этого нечестиваго учения? Убивай, кради, любодействуй, лжесвидетельствуй, делай что угодно, будь равен самому сатане по злобе, но только веруй во Христа и одна вера спасет тебя. Так учат эти хищные волки»... «Безчисленныя сочинения наших писателей опровергают эти клеветы. Тем не меньше сочинитель (Камня Веры) не стыдится клеветать открыто, лгать нагло и обольщать неразумный народ нелепыми баснями. В самом деле он столько насказал побасенок (narratiunculas) о видениях, об одержимых духами, о чудесах, произшедших от креста, икон, мощей, что в умных людях возбуждает смех, в неразумных удивление.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Очерк жизни Михаила, митрополита С.-Петербургского, Новгородского, Эстляндского и Финляндского Источник Преосвященный Михаил был сын бедного пономаря Московской губернии, Богородского уезда, села Топоркова, по имени Михаила. Он родился в 1761 г. Ноября 8-го дня. Отец его лежал на смертном одре, когда родился Матвей (таково было Мирское имя Михаила). К умирающему отцу, над которым в этот день совершено таинство Елеосвящения, поднесли новорожденного младенца: он благословил его и, целуя, некоторым образом как бы помазал его останками своего помазания. Чрез несколько дней, когда над младенцем в церкви совершали таинство Святого Крещения, отец скончался; и возвратившиеся в дом с новокрещенным Матвеем, отца, его уже не застали в живых. Несчастная мать, убитая горем, была не в состоянш кормить своего младенца грудью. Поручить эту обязанность другой не дозво­ляла ей бедность. Со смертию мужа, она ли­шилась и скудных средств к пропитанию. Поэтому, имея мало надежды поддержать жизнь новорожденного, особливо же предпола­гая, что неминуемо сделается он жертвою заразительной болезни старшаго ея сына, который лежал в то время в оспе, со слезами на глазах, положила его, как беспомощного и безнадежного, на постель к старшему брату. В этом состоянии смерть младенца каза­лась уже неизбежною. Но судьбы Вышнего неисповедимы! Младенец Матвей, в пеленах обреченный на смерть, остался жив! Провидеше, видимо, сохранило его для той цели, к которой он был предназначен свыше. По смерти старшего брата, скончавшегося от оспы, младшему, Матвею, добрыми людьми была оказана немедленная помощь. – Для вскормления его пожертвовали козу. Преосвященный Платон (Малиновский), во внимание к крайне затруднительному поло­жению его матери, оставил за ним причет­ническое место отца его. Таким образом, младенец Матвей, будучи еще в пеленах, сделался уже опорою и своей матери, и ма­тери отца своего. Конечно, ни причетниче­ское место, ни попечения двух сельских вдов, прииимавших в нем особенное участие, не могли обещать Матвею такого воспитателя, которое могло бы подготовить его к какому-либо важному назначению. Но избраннику Божию, Сам Бог открывает пути к тому, чтобы достигнуть своего назначения!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Ипатиевский Троицкий, на краю города Костромы 263 основан предками царя Бориса Годунова; упом, с 1443 г. В XVII веке ставропигиальный. 16 июля 1744 обращён в кафедру Костромских архиереев, кафедральный. [II, 632.) С 3 июня 1835 первоклассный, под управлением архиереев и наместников. Игумены Феогност при великом князе Василии Василиевиче, 2 янв. 1511. (Акт. Ист., I, 176). Паисий , 25 янв. 1537. Вассиан , 1558–66, после в Новоспасском. Никандр , 1572–74. Порфирий уволен 1582. Варлаам , 1582–84. ( Гурий Ступишин , строит., 1585–98). Архимандриты Иаков перев. из Соловецкого 1597–1606. Феодосий , 19 сент. 1608. Кирилл , 1613–16. Иосиф , 1617–22. Кажется, он после в Чудове был. Пафнутий , 1622–31. Тихон , 1631–40. Иосиф , 1640 и 41. (В 1637–40 послан был в Грузию). Авраамий , 1642–46. Сергий , 1646–49. Гермоген , 1649–53. Тихон , 1653–63. Мисаил , 1663–66. Кирилл , 1666–70. Феодосий , 1670–74. Будто-бы, перев. в Новый Иерусалим. Антоний 24 янв. 1675 перев. из Переяславского Даниилова; по 1683. Пахомий , 1683 и 84. Феодосий , 1684–92. Паисий , 1692–98; † 23 мая 1701, в Москве. Симеон , архим. Свияжского Богородицкого, перев. 12 сент. (sic) 1698–1711, † 22 янв. Тихон , 1711–1720. Гавриил Бужинский произведён 22 янв. 1721, а 24 мар. 1722 перев. в Троице-Сергиеву Лавру. Серапион , 1722–30 (упом. в авг.). Платон Малиновский в 1730 перев. и из Харьковского Преображенского; 12 авг. 1732 арестован, а 13 дек. 1738 лишён сана и послан в Иркутск; с 19 сент. 1742 епископ Сарский. Никодим Сребницкий в июле 1734 перев. из Святогорского, а 18 янв. 1736 перев. в Ново-Спасский. Пимен Савелов в февр. 1736 перев. из Тольгского, а 29 июня 1740 хирот. в епископа Вологодского. Феофилакт в окт. 1740 перев. из Корнилиева Комельского, а 14 сент. 1743 хирот. в епископа Воронежского. Симон Тодорский произведён 12 сент. 1743, а 31 мар. 1745 хирот. в епископа Костромского. При нём мнтрь обращён в архиерейский дом. 2 Богоявленский, в Костроме, основан в половине XV века иноком Никитой. Ныне второклассный. [III, 399.] В 1847 сгорел, монахи переведены в Игрицкий. Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Высокопреосвященный митрополит Михаил Высокопреосвященный митрополит Михаил родился 8 ноября 1762 года. Отец его, пономарь Михаил, служил в селе Топоркове, богородского уезда, московской епархии. В семействе пономаря были тогда жена и сын. Михаил при рождении был назван Матвеем. Отец его, страдавший от оспы, в день рождения Матвея, принимал таинство Елеосвящения. К нему поднесли новорожденного младенца, и он благословил его руками, помазанными елеем. Отец скончался в тот день, когда над Матвеем совершено было таинство Крещения. Мать его, истомленная горестью, не могла сама кормить младенца и не имела средств нанять кормилицу. Поэтому, при участии добрых людей, младенец был вскормлен молоком козы. Чтобы дать осиротелому семейству средства к жизни, московский митрополит Платон (Малиновский) оставил за Матвеем причетническое место отца его. Возрастая среди скромной обстановки сельского церковника, Матвей готовился к должности, которую проходил отец. Дядя его, Матвей, священник села Хомягина, научил его читать псалтирь, петь церковные песни, и когда сирота достиг 14-ти летнего возраста, мать отвела его к митр. Платону (Левшину) и просила определить сына на место, предоставленное ему от рождения. Платон оставил за ним место на прежних правах, не сделал его причетником, а отослал в ученье в Троицкую семинарию. Здесь Матвей, с фамилией Десницкого, учился шесть лет (с 1776 по 1782 год). Семинария, под покровительством Платона, была в цветущем состоянии. Содействуя успеху наук и зная, что ученым занятиям особенно благоприятствует уединенная жизнь монаха, Платон старался развивать в учащихся стремление к монашеству и определяя в семинарию наставников, всегда предпочитал монахов. Во время пребывания здесь Матвея Десницкого, все преподаватели были монахи. Десницкий сам стал стремиться к монашеству и уже с 23-х лет готов был идти в монахи. В Семинарии Десницкий отличался кротостию в обращении с товарищами, ревностью к наукам, даром слова и искусством вести публичные диспуты, употреблявшиеся тогда в духовных училищах.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Платон, архиепископ Московский и Севский (Малиновский Павел) Образование получил в Киевской духовной академии. С 1722 года – префект Киевской духовной академии. В 1724 году переведен в той же должности в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. С 1726 года – архимандрит Харьковского Покровского монастыря. 15 марта 1727 года по болезни уволен в Киево-Печерскую лавру. В 1729 году назначен ректором новооткрытого Харьковского коллегиума и архимандритом Старо-Харьковского Куряжского Преображенского монастыря. С 21 июля 1730 года – член Святейшего Синода. 14 апреля 1731 года перемещен настоятелем Костромского Ипатьевского монастыря. 12 августа 1732 года арестован и предан суду за обвинение архиепископа Феофана (Прокоповича , † 1736) в ереси и за издание книги митрополита Стефана (Яворского , † 1722) «Камень веры». При допросе в Тайной канцелярии его подвергали пыткам. 27 июля 1734 года уволен из членов Святейшего Синода. 13 декабря 1738 года лишен сана и монашества и под именем Павла Малиновского сослан на вечное пребывание в Сибирь. Местный преосвященный епископ Иркутский Иннокентий (Неронович, † 1746) сделал его учителем своей архиерейской школы. 28 апреля 1740 года по ходатайству епископа Иннокентия ему возвращен сан. 19 сентября 1742 года хиротонисан во епископа Сарского и Подонского. Хиротония происходила в Успенском соборе Московского Кремля в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. С 5 апреля 1744 года – член Святейшего Синода; 16 (17) июля того же года возведен в сан архиепископа, назначен членом Московской Синодальной конторы и управляющим Московской епархией. 5 апреля 1748 года назначен архиепископом Московским, а с 16 мая стал называться архиепископом Московским и Севским. В 1751 году вызывался в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. С 1753 года архиепископ Платон стал первоприсутствующим в Святейшем Синоде. Скончался 14 июня 1754 года. Погребен в Михаило-Архангельской церкви Московского Чудова монастыря. Архиепископ Платон был человек просвещенный и гуманных воззрений, заботливый и внимательный.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о здоровье и медицине Наталья Ярасова 14.09.2023 22.09.2023 ( 2  голоса:  5.0 из  5) Психология в Российской империи — религиозно-философская психология С древних времен психология как наука была частью философии. Именно философы пытались понять и описать то, что собой представляет душа, каково её происхождение, как она функционирует. Что же касается вненаучного знания о душе – это сфера, в первую очередь, религиозного мировоззрения. В нашей стране религиозное понимание души и философское её рассмотрение, с приоритетом христианства, многие годы были в полном ладу друг с другом: русские богословы и философы стремились осмыслить душу в контексте Православия. Еще в XVII веке в Киево-Могилянской академии среди прочих предметов преподавалась философия, в состав которой входили: логика, физика, метафизика, этика и – психология. Психологии уделялось около 100 часов – втрое больше, чем схоластической метафизике. Преподавали психологию в Киеве такие непохожие, несогласные друг с другом личности, как архиепископы Феофан Прокопович и Платон Малиновский . В 1723 году Платона Малиновского вызвали для чтения курсов по философии и психологии в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. Психология в этих учебных заведениях была направлена на разбор конкретных вопросов материального бытия и дополняла христианские представления о мироустройстве. Ученые исследовали проблему интеллекта человека и его ощущений, связь мыслей и чувств. Уже тогда наметилось различие между западным и российским подходом к изучению психических процессов: привнесенный из Европы на фоне петровских реформ взгляд на человеческую суть был отчасти светским, дерзким для наших тогдашних реалий, а русский отличался стремлением ни на йоту не отойти от святоотеческого понимания души. В XIX веке и начале XX естественные науки активно развивались. В психологии началось экспериментальное изучение психических процессов и их связи с телесным – со строением и работой мозга, с передачей нервных импульсов, изменением обмена веществ и т. п. В нашей стране физиологами были сделаны величайшие психологические открытия, оказавшие виляние на мировую науку, например учение о высшей нервной деятельности, концепция условных рефлексов, принцип доминанты. Именно наш соотечественник, известный ученый Иван Петрович Павлов, создал новую науку – психофизиологию. Владимир Бехтерев в лаборатории экспериментальной психологии в Казани, помимо прочего, изучал гипноз и самовнушение. Разработкой психологии занимался Иван Михайлович Сеченов.

http://azbyka.ru/zdorovie/psihologija-v-...

Здесь, в академии, через несколько лет, не оставляя классических языков, начнут писать сочинения и состязаться в диспутах и на русском языке. Русская речь станет постепенно очищаться от примеси малороссийских слов, «пестривших и затемнявших слог»; самое строение речи станет принимать русский склад. Трудности были великие, многие из поступающих для обучения прибывали из глухих мест, где в приходах царили бедность, нищета и необразованность. По окончании академии или семинарии им надлежало возвратиться в родные места, где они зачастую оказывались единственными носителями просвещения. Но кто же станет просвещать русский народ, как не они! И потому владыку Платона так заботил уровень образования будущих священнослужителей. В день своего тезоименитства, 18 ноября 1775 года, архиепископ Московский Платон получил указ о назначении директором Духовной академии. В календаре за тот год он с благодарным сердцем описал множество благодеяний Божиих, «излиянных» на него: «пожалован в Московские архиереи»; «оставлена Лавра при мне»; «пожалован наместником в Чудов монастырь»; «семинария Перервинская утверждена»; «на две семинарии – Сав и Калуж – дано содержание»... С благодарным чувством пишет владыка и о поступивших в московские монастыри богатых вкладах, и об увеличении средств на содержание диаконов и церковнослужителей. Исчислив все награды, которыми были обойдены его предшественники на Московской кафедре – Платон (Малиновский), Тимофей (Щербацкий) и Амвросий (Зертис-Каменский), – владыка Платон заключает это исчисление смиренным воззванием: «Что есмь аз, Господи, яко помниши мене» 178 . Столько наград и отличий в один год не могли не возбудить зависти в соперниках и недоброжелателях архиепископа. Враги называли архиепископа Платона гордым. А этот гордец-архиерей читал и пел на клиросе за дьячка и во время малого входа, по случаю отсутствия пономаря, исправлял его должность, то есть выносил свечу перед Евангелием! Вот как это случилось. В монастырской церкви во время богослужения один приезжий монах стоял за клиросом. Владыка велел ему вынести свечу. Тот, кланяясь владыке, сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010