НОВОПРОСЛАВЛЕННЫЕ СЕРБСКИЕ МУЧЕНИКИ Любой человек, хоть что-то знающий об истории Русской Православной Церкви в ХХ веке слышал о мучениках и исповедниках российских, в великом множестве пострадавших за Веру от безбожников. Для Сербской Церкви ХХ век тоже был и до последнего десятилетия остался веком мученичества и исповедничества. Мы представляем краткие жизнеописания сербских новомучеников, преимущественно пострадавших от хорватских усташей, и канонизированных Сербской Церковью в этом году. ТОРЖЕСТВЕННАЯ КАНОНИЗАЦИЯ СВЯТЫХ СЕРБСКИХ НОВОМУЧЕНИКОВ (Информационная служба Сербской Православной Церкви. 22 мая 2000г.) В воскресенье 22 мая, в Храме-памятнике Святого Саввы на Врачаре в Белграде состоялось главное торжество празднования в Сербии 2000-летия христианства, и была совершена торжественная канонизация святых новомучеников Сербской Православной Церкви, которые пострадали " Правды ради " . Празднование было украшено прибытием из Святой Земли через Болгарию чудотворной иконы Божией Матери Иерусалимской, которая своими святыми руками приняла новопрославленных мучеников, а всех сербов благословила в эти тяжёлые для них времена. В этот день архиерейскую литургию служил Патриарх Сербский Павел в сослужении всех архиереев и многих священников и диаконов Сербской Церкви. После малого входа начался чин провозглашения и канонизации новомучеников. Решение Архиерейского Собора СПЦ зачитал Епископ Западно-американский Иоанн. Потом семинарские хоры начали петь тропари новопрославленным святым, а архиереи и священники выносили иконы новомучеников, которыми патриарх Павел благословлял всех верных. В этот день были прославлены пострадавшие во время второй мировой войны от хорватских усташей священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский, исповедник Досифей (Васич), митрополит Загребский, священномученик Платон (Йованович), епископ Банялучский, священномученик Савва (Трлаич), епископ Горнокарловацкий, священномученик Рафаил (Момчилович), игумен монастыря Шишатовац, священномученик протоиерей Бранко Добросавлевич, священномученик протоиерей Георгий Богич, мученик Вукашин из села Клепци, а также невинноубиенный в 1945г. югославскими коммунистами священномученик Иоанникий (Липовац), митрополит Черногорско-приморский.

http://pravoslavie.ru/put/sv/serbnovo.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Баня-Лукская епархия [серб. enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). В 1900 г. с центром в г. Баня-Лука была создана Баня-Лукско-Бихачская епархия из Дабро-Босанской митрополии. Епархия охватывала сев.-зап. часть Боснии, будучи самой крупной в Боснии и Герцеговине. Находилась в юрисдикции К-польской Патриархии. Первым архиереем образованной епархии стал митр. Евгений (Летица ; 1900-1907), затем кафедру занял митр. Василий (Попович ; 1908-1938). На территории епархии действовали свыше 200 церквей и часовен, мон-ри Гомионица , Моштаница , Липле и др. В 1925 г. Баня-Лукско-Бихачская епархия (перешедшая в юрисдикцию СПЦ) была разделена на Б.-Л. е. и Бихачскую епархию. Б.-Л. е. упоминается в новом уставе СПЦ от 3 сент. 1931 г. (вступил в силу 24 нояб. 1931). С 1939 г. кафедру возглавил сщмч. еп. Платон (Йованович) , замученный националистами-усташами хорват. По данным Церковного календаря Сербской Патриархии за 1941 г., в Б.-Л. е. накануне войны было 167 правосл. храмов, 103 церковные общины, 102 прихода и 2 действующих мон-ря (Гомионица и Моштаница). Численность епархиального духовенства составляла 34 протоиерея, 1 протосинкелл, 71 иерей, 6 иеромонахов. Правосл. паства насчитывала 424075 чел. После оккупации Югославии нем. войсками в 1940 г. Б.-Л. е. оказалась на территории образованного 12 апр. 1941 г. независимого гос-ва Хорватия, в к-ром СПЦ подвергалась жестоким гонениям. За время второй мировой войны в епархии разрушены 64 правосл. храма и 1 мон-рь, 34 приходских дома, уничтожено 94 церковных архива, серьезно повреждены 21 храм и 3 мон-ря. По данным Архиерейского Синода СПЦ на 1945 г., в епархии убито более 100 тыс. правосл. сербов, погибло 14 священников. После окончания второй мировой войны епархиальными епископами были: Василий (Костич ; 1947-1961), во время управления к-рого епархии передали, согласно решениям Архиерейского Собора (1948), неск. районов, входивших в Горнокарловацкую епархию; Андрей (Фрушич ; 1961-1980); Ефрем (Милутинович) . В результате военных действий 1991-1995 гг. в епархии уничтожено 2 правосл. храма, 3 повреждены, сожжено 2 приходских дома. По сведениям на 1997 г. было 7 наместничеств, 98 приходов, 78 священников, 5 мон-рей с 23 насельниками.

http://pravenc.ru/text/77502.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Платон Банялучский, сщмч. - житие Платон (Йованович) (1874-1941), епископ Банялукский, священномученик (Сербская Православная Церковь). Память 22 апреля (Серб.) В миру Йованович Миливой, родился 29 сентября 1874 года в Белграде в семье Илии Йовановича и Йелки Соколович. Учился в гимназиях в городах Вранье и Нише, затем поступил в Белградскую семинарию. В семинарии принял монашеский постриг. По окончании семинарии и рукоположении в иеромонаха и направлен в 1896 году Сербским митрополитом Михаилом (Йовановичем) в Московское Сербское подворье. В Москве иеромонах Платон поступил в духовную академию, которую окончил в 1901 году со степенью кандидата богословия. По возвращению из России поставлен вначале старейшиной монастыря Раковица, а вскоре - доцентом в Белграде. Как профессор о. Платон работал в Алексинце и Ягодине, за что и был отличён достоинством архимандрита. Во время Балканских и Первой мировой войн архимандрит Платон был бригадным священником. Очень краткое время был администратором Охридской епархии, а во время оккупации был в Сербии и с помощью своих связей за границей помогал всем несчастным, особенно сиротам и вдовицам. Затем патриарх Варнава (Росич) поставил его управляющим монастырской типографией в Сремских Карловцах и редактором " Вестника Сербской Патриархии " между 1932 и 1938 годами. Кроме этого в 1934-1936 годах о. Платон был старейшиной монастыря Крушедол. В 1934 году архимандрит Платон был избран епископом Моравическим. Хиротонию 4 октября 1936 года в Сремских Карловцах совершили патриарх Варнава, митрополит Загребский Досифей, епископы Бачский Ириней и Сремский Савва, а также русские архиереи - глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Анастасий и епископ Бостонский Макарий. 22 июня 1938 года епископ Платон был избран на Охридско-Битольскую кафедру, а 8 декабря 1939 года - перемещен в Баня Луку. С началом немецкой оккупации Югославского королевства начались страдания православных сербов в Боснии. 10 апреля 1941 года новые власти " независимого государства Хорватия " указали ему покинить его епархию, так как он был серб родом из Сербии, на что он ответил твердым отказом и готовностью оставаться со ввереной ему паствой. 4 мая 1941 года ему было вновь приказано немедленно удалиться под страхом ареста, после чего епископ обратился к римо-католическому епископу Гаричу убедить ответсвтенного офицера позволить ему остаться хотя бы на несколько дней чтобы собрать вещи. Гарич успокоил епископа Платона, но в ту же ночь, с 4 на 5 мая, хорватские усташи схватили болящего епископа вместе со священником Душаном Суботичем и вывезли из Бани Луки. За городом их убили, а тела бросили в реку Врбанью. Это было делом рук усташа Асима Челича.

http://pravicon.com/info-3222

Календарь сербских святых Январь 3/16 – прп. Ромил Раваницкий 4/17 – свт. Евстафий I, архиепископ Сербский 14/27 – свт. Савва, первый архиепископ Сербский 15/28 – прп. Гавриил Лесновский 18/31 – свт. Максим, архиепископ Влахозапланинский Февраль 3/16 – свт. Иаков, архиепископ Сербский 8/21 – свт. Савва II, архиепископ Сербский 11/24 – нмч. Георгий Кратовский, Софийский 13/26 – прп. Симеон Мироточивый Март 5/18 марта – свт. Николай Жичский (день упокоения) Апрель 20 апреля/3 мая – свт. Николай Жичский (день перенесения мощей) 20 апреля/3 мая – прп. Иоасаф Метеорский 22 апреля/5 мая – сщмч. Платон Йованович, епископ Банялукский 24 апреля/7 мая – прп. Иоанникий Девичский (2/15 декабря) 24 апреля/7 мая – сщмч. Бранко Добросавлевич 29 апреля/12 мая – свт. Василий Острожский, митрополит Захолмский и Герцеговинский Май 6/19 – прпп. Синаиты. Ромил Раваницкий (16/9января), Роман Синаит, Нестор, Мартирий, Сисой, Зосима Туманский, Иов 6/19 – мч. Вукашин из Клепаца 11/24 – свт. Никодим, архиепископ Сербский 16/29 – свмч.Феодор, епископ Вршацкий 20 мая/2 июня – прп. Стефан Пиперский 21 мая/3 июня – прп. Елена Дечанская 22 мая/4 июня – св. Иоанн Владимир, король Зетский 24 мая/7июня – свт. Савва II Бранкович, митрополит Ердельский Июнь 4/17 – свмч. Иоанникий Липовац, митрополит Черногорско-Приморский 5/18 – прп. Петр Коришский 15/28 – вмч. Лазарь, князь Сербский 15/28 – свт. Спиридон, патриарх Сербский 15/28 – свт. Ефрем, патриарх Сербский 22 июня/6 июля – прп. Анастасия, Анна, мать свт. Саввы Июль 4/17 – свщмч. Георгий Богич 4/17 – свщмч. Савва Трлаич, епископ Горнокарловацкий 16/29 – прп. Иоаким Осоговский 26 июля/8 августа – свт. Савва III, архиепископ Сербский 19 июля/1 августа – прп. Ефросиния, Евгения, Милица, княгиня 19 июля/1 августа – св. Стефан Лазаревич, деспот Сербский 30 июля/12 августа – прп. Ангелина (10/23 декабря) Август 16/29 – свт. Евстафий II, архиепископ Сербский 16/29 – прп. Рафаил Банатский, Хиландарец 21августа/3 сентября – свщмч. Рафаил Момчилович, игумен монастыря Шишатовец

http://pravoslavie.ru/40253.html

Членов делегации Сербской Православной Церкви в ходе посещения Троице-Сергиевой лавры сопровождал сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата А.Ю. Хошев. Священномученик Платон, епископ Баня-Лукский (в миру Миливое Йованович), родился 29 сентября 1874 года в Белграде. Учился в гимназиях в городах Вранье и Нише, затем поступил в Белградскую семинарию. В семинарии принял монашеский постриг. По окончании семинарии и рукоположении в иеромонаха направлен в 1896 году Сербским митрополитом Михаилом (Йовановичем) на Московское Сербское подворье. Вскоре иеромонах Платон поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1901 году со степенью кандидата богословия. По возвращении из России поставлен вначале старейшиной монастыря Раковица, вскоре стал доцентом в Белграде. Как профессор отец Платон работал в Алексинце и Ягодине, в то время был возведен в сан архимандрита. Во время Балканских и Первой мировой войн архимандрит Платон был бригадным священником. Некоторое время исполнял послушание администратора Охридской епархии, во время оккупации находился в Сербии и с помощью связей за границей помогал всем несчастным, особенно сиротам и вдовицам. В 1932-1938 годах Патриарх Варнава (Росич) поставил его управляющим монастырской типографией в Сремских Карловцах и редактором «Вестника Сербской Патриархии», в 1934-1936 годах отец Платон был старейшиной монастыря Крушедол. В 1934 году архимандрит Платон был избран епископом Моравичским. Хиротонию 4 октября 1936 года в Сремских Карловцах совершили Патриарх Варнава, митрополит Загребский Досифей, епископ Бачский Ириней и епископ Сремский Савва, а также русские архиереи — Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Анастасий (Грибановский) и епископ Бостонский Макарий. 22 июня 1938 года епископ Платон был избран на Охридско-Битольскую кафедру, а 8 декабря 1939 года переведен в Баня-Луку. С началом немецкой оккупации Югославского королевства начались страдания православных сербов в Боснии. 10 апреля 1941 года новые власти «независимого государства Хорватия» приказали архиерею покинуть его епархию, так как он был серб и родом из Сербии, на что владыка ответил твердым отказом и выразил готовность оставаться со вверенной ему паствой. 4 мая 1941 года ему было вновь приказано немедленно удалиться под страхом ареста, после чего епископ обратился к католическому епископу Гаричу, чтобы тот убедил ответственного офицера позволить ему остаться хотя бы на несколько дней, чтобы собрать вещи. Гарич успокоил епископа Платона, но в ту же ночь, на 5 мая, хорватские усташи схватили болевшего епископа вместе со священником Душаном Суботичем и вывезли из Баня-Луки. За городом их убили, а тела бросили в реку Врбанью. Это было делом рук усташа Асима Челича.

http://radonezh.ru/2023/11/07/moskovskay...

Во время Второй мировой войны Югославия оказалась в числе государств, на которые была совершена военная агрессия со стороны стран Оси. Причиной послужили массовые протесты сербского населения, вспыхнувшие 27 марта 1941 г. из-за заключенного правительством союза с Гитлером. Вот как охарактеризовал епископ Афанасий (Евтич) эти события: «Косовское определение отразилось и в переселениях при турецком владычестве, в отстаивании Православия под турками, в отстаивании Православия под турецкой и австрийской властью, в Карагеоргиевом – на первый взгляд, безнадежном – подвиге воскрешения Сербии, в Албанской Голгофе сербов и даже, в известном смысле, 27 марта, когда сербы выбрали: лучше могила, чем рабство».  В Загребе в 1941 г. было провозглашено создание Независимого государства Хорватия (НДХ), de facto власть сосредоточилась в руках усташей и их главы А. Павелича. Уже 10 апреля 1941 г. усташи арестовали Загребского епископа Досифея (Васича), претерпевшего затем тяжкие мучения. В ночь на 6 мая был зверски убит Баня-Лукский епископ Платон (Йованович). Эти расправы стали предвестниками полномасштабного террора по отношению к православным сербам на территории Хорватии. Евреи, цыгане и сербы были понижены в правах. На одежде им надлежало иметь соответствующие нашивки (для сербов «P», т.е. православный). 3 июня были закрыты все православные школы и детские сады. Проводилась активная политика окатоличивания. Для неугодных новому режиму были открыты депортационные и концентрационные лагеря, служившие машиной массовых убийств. Самую печальную известность приобрел Ясеновац. Уничтожались и осквернялись церкви, разорялись монастыри. В 1942 г. усташские власти создали неканоническую Хорватскую православную церковь с целью внести раскол среди православных. Но террор лишь подстегивал население к борьбе против усташей и оккупантов, которая велась с разной степенью интенсивности с 1941 по 1945 г., когда 15 мая была освобождена вся территория страны. Согласно республиканской конституции 1947 г., Хорватия провозглашалась государством «хорватского и сербского народов». Новые власти пытались проводить политику «умолчания». Согласно данным переписи 1948 г., сербское население в республике составляло 543.795 человек. В Хорватии постепенно происходило возрождение церковной жизни, но новые коммунистические власти всячески препятствовали этому, Сербской Православной Церкви был нанесен существенный урон и после войны. 

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/87...

усташами и в 1942 г. увезены в Загреб; нек-рые реликвии были уничтожены, несколько было возвращено в К., но большинство попало в музеи, напр. в Музей СПЦ в Белграде. В К. была богатая б-ка и, возможно, скрипторий, но известно лишь о переписанных здесь 2 помянниках. В б-ке хранились Евангелие свт. Максима (1514), Евангелие в серебряном окладе (1543), Жития святых (1533) и 7 богослужебных печатных книг, подаренных в 1651 г. рус. царем Алексеем Михайловичем,- всего, согласно описи нач. ХХ в., 88 книг, большинство из них сейчас хранится в Музее СПЦ ( С. Опис рукописа манастира Крушедол. Сремски Карловци, 1914; Т. Српско рукописно од 1557. г. до сред. XVII в. Београд, 1999. С. 145-146). После второй мировой войны К. был возобновлен как жен. мон-рь. В 1959-1963 гг. в нем под надзором органов гос. безопасности находился Варнава (Настич) , еп. Хвостанский. В 1969 г. в К. жили игумения, 3 монахини и 4 послушницы, в 1996 г.- 3 монахини и игумения. В нач. XXI в. К. стал муж. мон-рем. В 2009 г. в честь своего 500-летия мон-рь был награжден орденом СПЦ св. Саввы 1-й степени. Из братии К. вышли мн. иерархи СПЦ: патриарх Сербский Самуил(Маширевич ; 1864-1870), еп. Баня-Лукский сщмч. Платон (Йованович (; 1939-1941), еп. Горно-Карловацкий сщмч. Савва (Трлаич ; 1938-1941) и др. После того как в 1706 г. в храме К. перезахоронили прах патриарха Арсения III (Черноевича) , а в 1708 г. похоронили митр. Крушедольского Исаию (Джаковича), он превратился в серб. национальный некрополь. Здесь похоронены патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента) , митрополиты Карловацкие Иоанн (Джорджевич) и Викентий (Попович) , Белградско-Карловацкий Моисей (Петрович) , еп. Горно-Карловацкий Петр (Йованович) , серб. кор. Милан Обренович, а также общественные деятели. Лит.: Л. Старине фрушкогорских манастира. Београд, 1931; Д. Путеви српског барока. Београд, 1971; он же. Крушедол. Нови Сад, 2008; С. Фреске XVI в. у цркви манастира Крушедола. Београд, 2000; Штрасер П. Ктитори и приложници манастира Крушедол. Сремски Карловци; Београд, 2000; В. Манастир Крушедол. Нови Сад, 2007; М. Манастир Крушедол. Београд, 2008. 2 С., Ж. Царска лавра манастир Крушедол у Срему, 1509-2009. Београд, 2009. О. А. Кузеванов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2462077.html

В 1791-1828 гг. епархией управлял бывш. митр. Белградский Дионисий (Попович) , открывший в Буде семинарию, б-ку, фонд к-рой составили из перевезенных в Сентендре собраний личных книг почивших архиереев, начиная с Патриарха Арсения III, изначально хранившихся в Сремски-Карловци. Еп. Дионисий дополнил ее изданиями своих переводов с лат. и греч. языков. В 1834 г. менее полугода Б. е. управлял один из образованнейших монахов своего времени, настоятель мон-ря Бездин Иустин (Йованович ; † 1834). В 1836-1839 гг. епархию окормлял Пантелеимон (Живкович , с 1839 еп. Темишварский), в 1839-1848 гг.- еп. Платон (Атанацкович , с 1848 еп. Бачский), составивший устав церковноприходских общин, в 1853-1892 гг.- еп. Арсений (Стойкович). В 1874 и 1881 гг. он избирался на кафедру Карловацкой митрополии, но оба раза это избрание не утверждалось императором. 6 тыс. книг из собрания епископа-библиофила после его смерти были переданы в Будимскую б-ку. В 1896 г. еп. Будимским стал свящ. Иеремия (Маджаревич), скоропостижно скончавшийся в том же году. С 13 марта 1898 г. до избрания Патриархом Сербским Б. е. управлял еп. Лукиан (Богданович) . В 1912-1951 гг. еп. Будимский Георгий (Зубкович) успешно противостоял попыткам властей Венгрии упразднить епархию. Во время второй мировой войны сильно пострадали кафедральный собор в Сентендре и епископская резиденция, после войны они были окончательно разрушены по указанию представителей властей. В это время духовная жизнь епархии была парализована, но благодаря во многом усилиям еп. Георгия удалось вдвое увеличить фонд Будимской б-ки. В дальнейшем сюда поступили собрания культурного объединения «Явор» и мон-ря Грабовац, дарения частных лиц (в наст. время ок. 20 тыс. томов). Назначенным на Будимскую кафедру в 1951 г. еп. Хризостому (Войновичу ; с 1952 еп. Браничевский) и в 1960 г. митр. Арсению (Брадваровичу) не удалось получить разрешение правительства Венгрии на въезд в страну. С 1984 г. адм. управление Б. е. осуществлял еп. Моравичский, викарий Сербского Патриарха Даниил (Крстич) , в 1988 г. он был избран еп. Будимским. После его кончины 20 апр. 2002 г. епархией управляет администратор Темишварской епархии еп. Лукиан (Пантелич) .

http://pravenc.ru/text/153573.html

После заамвонной молитвы архиереи и духовенство совершили славление священномученику Платону перед его иконой и частицей честных мощей. В слове после богослужения епископ Моравичский Антоний передал всем присутствовавшим благословение Святейшего Патриарха Порфирия, отметив, что по благословению Предстоятелей Русской и Сербской Православных Церквей сербская делегация в ответ на просьбу Московской духовной академии доставила и передала этой духовной школе частицу мощей ее выпускника — священномученика Платона (Йовановича). «На протяжении веков несколько сот сербов закончили это святое училище в стенах обители преподобного Сергия. Но судьба судила Платону стать мучеником и исповедником за православную веру во время Второй мировой войны, когда хорватские усташи замучили его до смерти», — отметил представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси. Он поблагодарил епископа Кирилла за любовь и поддержку по отношению к студентам-сербам, которую он проявлял, будучи преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, и проявляет ныне в качестве ректора Московских духовных школ: «И сейчас студенты-сербы учатся в этих святых стенах. Дай Бог, чтобы они следовали примерам русских подвижников, всех святых земли Русской, ощутили благодать Божию и благочестие русского народа и в дальнейшем могли свидетельствовать о Христе». Епископ Марчанский Савва выразил радость в связи с тем, что он имел возможность участвовать в общей молитве и прославить в этом академическом храме священномученика Платона, исповедника и мученика Церкви Христовой. «Прославляя мучеников, мы воздаем почитание тем, кто собственной жизнью, своим делом засвидетельствовал свою веру, исполнил Евангелие Христово, — подчеркнул архиерей. — Слово " мученик " в переводе с греческого языка означает " свидетель " . И мы сегодня благодарны, что нам дарована возможность в храме академии, которую святой Платон окончил 122 года назад, помолиться и прославить сего человека, который своей жертвой выполнил евангельский призыв. Когда ему было сказано уйти из города Баня-Луки, покинуть свое словесное стадо, он сказал: " Я не уйду, я законный епископ здесь, и это моя законная паства " . За это он пострадал в 1941 году и впоследствии был прославлен в лике святых. Его мощи покоятся в нашем соборном храме в Баня-Луке, и наш правящий архиерей епископ Баня-Лукский Ефрем с большой радостью отозвался на просьбу ректора Московской духовной академии и с нашей делегацией направил частицу мощей святого Платона на постоянное пребывание в этой духовной школе — на благословение и освящение всем учащим и учащимся, а также всем тем, кто с любовью будет приступать и молиться святому Платону».

http://radonezh.ru/2023/11/07/moskovskay...

После нападения гитлеровской Германии на Югославское королевство в апреле 1941г. митрополит Досифей был схвачен хорватскими усташами и заключен в тюрьму. Там он был зверски избит (причем, в этом участвовали католические монахини) и в бессознательном состоянии перевезён во Введенский монастырь в Белграде, где находился на попечении сестричества этого монастыря. Так и не приходя в сознание, митрополит-мученик умер 13 января 1945г. и был похоронен в этом монастыре. Священномученик Платон (Йованович), епископ Банялучский (Память - 5 мая) Священномученик Платон (Йованович), епископ Банялучский Будущий священномученик Платон (в миру Миливой) родился 29 сентября 1874г. в Белграде в семье Илии Йовановича и Йелки Соколович. Учился в гимназиях в г. Вранье и г.Нише, затем поступил в Белградскую семинарию. В семинарии принял монашеский постриг. По окончании семинарии и рукоположении в иеромонаха, направлен в 1896г. сербским митрополитом Михаилом (Йовановичем) в Сербское подворье в Москве. В Москве иеромонах Платон поступил духовную академию, которую окончил в 1901г. со степенью кандидата богословия. По возвращению из России поставлен вначале старейшиной монастыря Раковица, а вскоре - доцентом в Белграде. Как профессор о. Платон работал в Алексинце и Ягодине, за что и был отличён достоинством архимандрита. Во время Балканской и первой мировой войн архимандрит Платон был бригадным священником. Очень краткое время был администратором Охридской епархии, а во время оккупации был в Сербии и с помощью своих связей за границей помогал всем несчастным, особенно сиротам и вдовицам. Патриарх Варнава (Росич) поставил его управляющим монастырской типографией в Сремских Карловцах и редактором Вестника Сербской патриархии (1932-1938). Кроме этого в 1934 - 1936гг. о. Платон был старейшиной монастыря Крушедол. В 1934г. архимандрит Платон избирается епископом Моравическим. Хиротонию 4 октября 1936г. в Сремских Карловцах совершили патриарх Варнава, митрополит Загребский Досифей, епископы Бачский Ириней и Сремский Савва, а также русские архиереи - глава Русской заграничной церкви митрополит Анастасий и епископ Бостонский Макарий.

http://pravoslavie.ru/39485.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010