26 декабря 2006 г. от Архангельской епархии: архиепископа Архангельского и Холмогорского Антония (Быстрова; 1858 — 16 июля 1931); от Московской епархии: священника Димитрия (Касаткина; 1884 — 28 октября 1942), послушницу Александру (Каспарову; 1882 — 18 февраля 1942), Никифора (Зайцева; 1884 — 21 1942), Иоанна (Любимова; 1876 — 19 января 1942), Елену (Чернову; 1874 — 17 сентября 1943), Параскеву (Федорову; 1882 — 11 декабря 1938); от Рязанской епархии: послушницу Варвару (Конкину; 1868 — 5 апреля 1938); от Саратовской епархии: епископа Вольского Германа (Косолапова; 1882 — 10 октября 1919) и протоиерея Михаила (Платонова; 186810 октября 1919). 27 марта 2007г. от Московской епархии: протоиерея Иоанна (Хрусталева; 1875 — 10 декабря 1937), священника Сергия (Кочурова; 1892 — 12 декабря 1941), протодиакона Сергия (Станиславлева; 1884 — 16 ноября 1942), диакона Трифона (Родонежского; 1873 — 27 февраля 1938), псаломщика Николая (Некрасова; 1872 — 7 марта 1938), Дмитрия (Волкова; 1871 – 4 марта 1942), Никиту (Сухарева; 1876 — 4 июля 1942); от Оптиной пустыни: монаха Евтихия (Диденко; 1870 — 5 декабря 1937), монаха Авенира (Синицына; 1879 — 5 декабря 1937), монаха Савву (Суслова; 1873 — 5 декабря 1937), монаха Марка (Махрова; 1875 — 5 декабря 1937), Бориса (Козлова; 1886 — 5 декабря 1937). 21 августа 2007г. от Архангельской епархии: Антонину (Брянских; 1891 — 9 января 1938); от Московской епархии: протоиерея Сергия (Кудрявцева; 1881 — 15 декабря 1937), протоиерея Александра (Покровского; 1879 — 27 ноября 1937), послушницы Матроны (Макандиной; 1889 — 14 марта 1938), Гавриила (Фомина; 1882 — 22 апреля 1942); от Оптиной пустыни: иеромонаха Гурия (Самойлова; 1880 — 20 декабря 1937), иеромонаха Игнатия (Даланова; 1885 – 3 сентября 1942), монаха Викентия (Никольского; 1888 — 11 декабря 1937). 12 октября 2007г. от Брянской епархии: священника Григория (Фаддеева; 1895 — 26 декабря 1937); от Московской епархии: протоиерея Василия (Мирожина; 1865 — 20 декабря 1941), протоиерея Александра (Орлова; 1885 — 13 октября 1937), диакона Феодора (Смирнова; 1890 — 5 июля 1938), диакона Гавриила (Архангельского; 1885 — 5 июля 1938);

http://pravmir.ru/doklad-svyatejshego-pa...

2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Архангельской епархии: архиепископа Архангельского и Холмогорского Антония (Быстрова; 1858 — 16 июля 1931); от Московской епархии: священника Димитрия (Касаткина; 1884 — 28 октября 1942), послушницы Александры (Каспаровой; 1882 — 18 февраля 1942), Никифора (Зайцева; 1884 — 21 1942), Иоанна (Любимова; 1876 — 19 января 1942), Елены (Черновой; 1874 — 17 сентября 1943), Параскевы (Федоровой; 1882 — 11 декабря 1938); от Рязанской епархии: послушницы Варвары (Конкиной; 1868 — 5 апреля 1938); от Саратовской епархии: епископа Вольского Германа (Косолапова; 1882 — 10 октября 1919) и протоиерея Михаила (Платонова; 186810 октября 1919). 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия об открытии Николо-Радовицкого мужского монастыря, Николо-Берлюковского мужского монастыря в Московской области и о назначении настоятелей этих монастырей. ПОСТАНОВИЛИ: 1.Доклад принять к сведению. 2. Благословить преобразование прихода храма Рождества Богородицы села Радовицы Егорьевского района Московской области в Николо-Радовицкий мужской монастырь села Радовицы Егорьевского района Московской области. 3. Настоятелем Николо-Радовицкого мужского монастыря назначить иеромонаха Августина (Французова) с возведением в сан игумена. 4. Благословить преобразование прихода Спасской церкви села Авдотьино Ногинского района Московской области в Николо-Берлюковский мужской монастырь села Авдотьино Ногинского района Московской области. 5. Настоятелем Николо-Берлюковского мужского монастыря назначить иеромонаха Евмения (Лагутина) с возведением в сан игумена. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о поездке в г. Венецию (Италия) 21-23 октября 2006 года и о состоявшейся презентации Основ социальной концепции Русской Православной Церкви.

http://mospat.ru/archive/86322-zhurnaly-...

от Рязанской епархии : послушницы Варвары (Конкиной; 1868 — 5 апреля 1938); от Саратовской епархии : епископа Вольского Германа (Косолапова; 1882 — 10 октября 1919) и протоиерея  Михаила (Платонова; 186810 октября 1919). 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия об открытии Николо-Радовицкого мужского монастыря, Николо-Берлюковского мужского монастыря в Московской области и о назначении настоятелей этих монастырей. ПОСТАНОВИЛИ: 1.Доклад принять к сведению. 2. Благословить преобразование прихода храма Рождества Богородицы села Радовицы Егорьевского района Московской области в Николо-Радовицкий мужской монастырь села Радовицы Егорьевского района Московской области. 3. Настоятелем Николо-Радовицкого мужского монастыря назначить иеромонаха Августина (Французова) с возведением в сан игумена. 4. Благословить преобразование прихода Спасской церкви села Авдотьино Ногинского района Московской области в Николо-Берлюковский мужской монастырь села Авдотьино Ногинского района Московской области. 5. Настоятелем Николо-Берлюковского мужского монастыря назначить иеромонаха Евмения (Лагутина) с возведением в сан игумена.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о поездке в г. Венецию (Италия) 21-23 октября 2006 года и о состоявшейся презентации Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Справка: 21-23 октября 2006 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл находился с визитом в Венеции по приглашению кардинала Анджело Сколы, Патриарха Венецианского. Целью поездки было ознакомление духовенства и верующих данной католической епархии, многие из которых испытывают искренний доброжелательный интерес к возрождению Православия в России, с Основами социальной концепции Русской Православной Церкви, принятыми Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204211...

62 Собор старцев Троице-Сергиевой Лавры. — Прим. сост . 63 Имеется в виду фотография, воспроизведенная на обложке книги (из фондов ГИМ). — Прим. сост . 64 Устроенный в Лавре в память пятидесятилетия архиерейского служения Владыки, в котором спустя несколько дней после сего и положено тело скончавшегося Архипастыря, известно что в храм помещены все иконы, поднесенные ему в день юбилея. — Прим. публ . 65 Опубликовано в журнале «Душеполезное чтение». 1868. Ч. 1. С. 61—62. 66 Деян.21:8—25 67 Опубликовано в журнале «Душеполезное чтение». 1868. Ч. 1. С. 260—291. 68 Опубликовано в журнале «Душеполезное чтение». 1868. Ч. 1. С. 62—64. 69 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 4. С. 85—87. 70 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». (пропуск в тексте — А.Л.) 71 Высоцкого, известного в то время доктора в Москве. 72 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 4. С. 87—88. 73 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. С. 61—62. 74 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. С. 61—63. 75 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 4. С. 88—89. 76 Письма с 12 по 23 опубликованы в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. 77 Из молитвы на сон грядущим св. Иоанна Дамаскина. 78 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1876. XI. С. 148—149. 79 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. С. 74—75. 80 Ирмологий, глас 2, песнь 3 81 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. С. 74—75. 82 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. С. 76—77. 83 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. С. 77—78.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

Вернёмся к Александру Кожеву, первым заговорившему о хрии­стианских корнях современной науки. Пересмотрев основные догматы христианства, Кожев пришёл к выводу, что почву для появления “математического реализма” подготовил догмат Боговоплощения 34 . Учение это, с одной стороны, — исключительно христианское, с другой — действительно сыгравшее особую роль в распространении уверенности, что мир познаваем. Кожев исходил из того, что в классической платоно-аристотелевской теологии воплощение божества было возможно в “потусто­роннем” ему “надлунном” мире, но невозможно в дважды “потустороннем” для него “подлунном”, то есть земном мире. Если же, согласно христианскому Откровению, земной мир вещей может вмещать в себя Бога, то значит, вещи этого мира подчиняются тем же законам, что и математические сущности потустороннего “божественного мира” Аристотеля 35 . Кожев, однако, не придал особого значения догмату о Боге Троице, хотя без него откровение о Воплощении Логоса, Второй Ипостаси Святой Троицы, в человеческую природу остаётся просто непонятным. К этому следует добавить, что святоотеческая триадология сама по себе формирует черты мироощущения, необходимые также и для возникновения науки. Имеется в виду структурное соотнесение человека со всем сотворённым Богом миром, которое постулирует триадология. Неповторимая лич­ностная ипостась человека реализуется в общей для всего человечества природе и через неё. Сюда же относятся и такие способности человека, как воля и чувство. При этом сущность человека одноприродна всему видимому миру. Более того, восточные Отцы IV века констатируют единый ипостасно-природный принцип бытия Бога Троицы и человека. Во всяком случае, догмат о Святой Троице бе­зусловно внёс свой существенный вклад в демифологизацию платоно-аристотелевских представлений о мире физическом. Догмат о Троице — это христианское знание о том, что Божест­венное Существо имеет бытиё в трёх Лицах. И этот догмат хорошо объясняет, почему одного лишь монотеизма оказалось недоста­точ­но для признания рациональной познаваемости мира, то есть для появления “математического реализма”. Ветхозаветный монотеизм, знавший Бога Творца и Вседержителя мира, не знал Бога любви и самопожертвования. Поэтому в иудаизме не имелось оснований для уверенности, что Бог ограничил Свою непостижимую волю законами мироздания, доступными для человеческого разума. В отличие от этого христиане знают Три Лица Единого Бога, взаимоотношения между Которыми заключаются в любви. Именно Его любовь гарантирует верность Бога Самому Себе. Ради любви к человеку Бог ограничил Свою свободу не только законами природы, но Воплощением и крестной смертью. Итак, уверенность, что видимый мир устроен Богом по тем же внутренним законам, по каким устроен Им человеческий разум, приносит христианское Откровение о Боге Троице — Боге любви.

http://pravmir.ru/priklyuchenie-nauki-il...

Мощи нек-рых святых (прп. Серафима Саровского и др.) перевезли в Центральный антирелиг. музей, открывшийся в 1929 г. в Страстной иконы Божией Матери жен. мон-ре в Москве, а после сноса обители - в Музей истории религии и атеизма (находился в закрытом Казанском соборе в Ленинграде). Нек-рые св. мощи в годы гонений скрывались верующими и лишь недавно переданы в храмы и мон-ри (напр., глава прп. Саввы Сторожевского). В кон. 80-х - нач. 90-х гг. нек-рые изъятые в музеи мощи рус. святых возвращены РПЦ. Так, в 1991 г. идентифицированы и возвращены Церкви мощи прп. Серафима Саровского и свт. Иоасафа Белгородского. Судьба мн. св. мощей, изъятых из храмов в советскую эпоху, до сих пор неизвестна. Возможно, часть была ликвидирована или захоронена, др. часть до сих пор находится у верующего населения. Арх.: ГЛРФ. Ф. 130. Оп. 3. Д. 208; Оп. 4. Д. 206; Оп. 6. Д. 330; Ф. 1235. Оп. 7. Д. 13; Ф. 5263. Оп. 1. Д. 55. Ист.: «У святых Отцев»//Изв. ВЦИК. 1918. 270. 10 дек. С. 3; Семашко Н. Л. Вопрос о «мощах» с науч.-метод. точки зрения//Революция и Церковь. 1919. 1. С. 16-17; Хроника VIII отдела//Там же. 1919. 1. С. 42; 2. С. 44; 3-5. С. 64; 6-8. С. 110-111; Горев Мих. Вскрытие мощей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского//Там же. 1919. 2. С. 9-28; он же. Троицкая лавра и Сергий Радонежский//Там же. 1919. 3-5. С. 17-28; он же. «Под спудом»//Там же. 1919. 3-5. С. 28-32; он же. На «вскрытии»//Там же. 1919. 6-8. С. 50-58; Красиков П. Религ. хитрость//Там же. 1919. 2. С. 23-25; Протокол вскрытия//Там же. 1919. 6-8. С. 58-60; Донесение троицких монахов Патр. Тихону о вскрытии «мощей»//Там же. 1919. 6-8. С. 60; Циркуляр Наркомюста губисполкомам о ликвидации мощей//Там же. 1919. 6-8. С. 124-125; Семеновский [П. С. ] Данные науки о мумификации трупов//Там же. 1920. 9-12. С. 35-44; Церковники и их агенты перед нар. революционным судом//Там же. 1920. 9-12. С. 45-53; Отчет VIII (ликвидационного) отдела НКЮ VIII-мy Всероссийскому съезду Советов//Там же. 1920. 9-12. С. 72-82; Ликвидация мощей Иоасафа Белгородского//Там же. 1920. 9-12. С. 106.

http://pravenc.ru/text/155572.html

Д. 22740. Рейнке М. М. Оп. 13. Диссертации студентов (1880–1898 гг.) Д. 737. Рейнке М. М. Диссертация «О мировых сделках как способе окончания дел о торговой несостоятельности». Опубликованные источники Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. Деникин А. И. На страже русской государственности: Избранные статьи, речи, письма/Сост. и предисл. А. С. Кручинин. М.: Русский путь, 2014. Деникин А. И. Очерки русской смуты. Париж, 1921. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917– 1918 годов. М., 2012. Т. 1, 3. Евлогии (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994. Крячко H. H., свящ. Архив Юго-Восточного русского церковного Собора 1919 г. как источник по истории Русской Православной Церкви периода Гражданской войны//Вестник церковной истории. 2012. 1–2 (25–26). С. 158–216. Крячко H. H., свящ. Учреждение Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России в 1919 г.//Вестник церковной истории. 2008. 1 (9). С. 5–55. Постановление Святейшего Патриарха, Священно го Синода и Высшего Церковного Совета Православной Российской Церкви, от 7(20) ноября 1920 года 362//Церковные ведомости. 15 (28) марта 1922 г. 1. Собрание узаконений РСФСР. 1918. 18. Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1994. Вып. 1–4. Шавельский Г. И., протопресв. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота. В 2 т. Нью-Йорк, 1954. Т. 2. Чехранов П., свящ. Две тюремные Пасхи. Из воспоминаний/Публ. Н. Д. Егорова. – URL: http://www.orthedu.ru/ch_hist/hi_rpz/2827dve.htm (дата обращения: 08.05.2017). Периодическая печать Великая Россия. 1919. Вольная Кубань. 1919. Голос. 1930. Донская волна. 1919. Донские епархиальные ведомости. 1877–1878, 1916. Донская летопись. 1924. Донская христианская мысль. 1919. Донские ведомости. 1919. Жизнь. 1919. Наша мысль. 1919.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Красиков Петр Ананьевич (1870–1939) – из семьи учителя. Член РСДРП с 1892 г., с 1903 г. – большевик. Образование незаконченное высшее. В 1917 г. – председатель следственной комиссии по борьбе с контрреволюцией. В 1918 г. – заместитель наркома юстиции, член коллегии Наркомюста, председатель Кассационного трибунала при ВЦИК, член ВЦИК. Участвовал в разработке первых советских гражданских и уголовных кодексов. Руководил отделом культов при Наркомюсте, был председателем комиссии по вопросам культа при ВЦИК. В 1919–1924 гг. редактор журнала «Революция и церковь». С 1924 г. – Прокурор Верховного суда СССР. В 1933–1938 гг. – заместитель Председателя Верховного суда СССР. См.: [Указ (распоряжение) Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о преподавании Закона Божия подрастающему поколению от 3 (16) января 1919 г. ]//Владимирские Епархиальные ведомости. 1919. 1. С. 2; Об обучении детей Закону Божию, а также и взрослых в церквах//Вестник Орловского Епархиального совета. 1919. 2. С. 20. Распоряжение Святейшего Патриарха Тихона 20 от 8 (21) марта 1919 г. по вопросу о сохранении имеющихся религиозно-нравственных церковных библиотек и архивов//Вестник Курского Епархиального совета. 1919. 3. С. 4–5. Указ Московского епархиального Совета благочинным [об устройстве в церквях духовных бесед с детьми прихожан] от 24 сентября 1919 г.//Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). Ф. 2125. Оп. 1. Д. 852. Л. 1–1об. Сочинения учеников на тему «Письмо к товарищу» [Приложения к показаниям свидетеля Е.А. Рожкова, заведующего 4-м Киевским высшим начальным училищем, 23 октября 1919 г.]//ГАРФ. Ф. Р-470. Оп. 2, Д. 203. Л. 206, 209, 214–215, 216–217. Указания эксперта VIII отдела Наркомюста М. Галкина Новоладожскому уездному исполкому Петроградской губернии [в отношении преподавания религиозных вероучений], 24 ноября 1918 г.//ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 2. Д. 691. Л. 6, 13.  Галкин Михаил Владимирович – бывший священник, публицист, автор антирелигиозных брошюр; в описываемое время служил в VIII отделе Наркомата юстиции, фактически редактировал его журнал «Революция и церковь» (главный антирелигиозный орган в 1919–1924 гг., ответственным редактором которого был заведующий VIII отделом П.А.

http://bogoslov.ru/article/1249526

События 1917 года и последующих лет коренным образом изменили жизнь епархии. Целенаправленная борьба новых губернских властей с Церковью началась после принятия декрета Совнаркома об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Уже к лету 1918 года было закрыто большинство епархиальных учреждений и хозяйственных предприятий. Церковные и монастырские земли конфисковывались и передавались в государственный фонд. Эта политика первоначально встречала стихийный отпор со стороны широких масс верующих. В период временного падения советского режима на территории края летом 1918 года и в последующие месяцы усилился «красный террор» по отношению к православным пастырям. Деянием Архиерейского Собора 2000 года было определено включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века принявших в это время мученический венец иереев Красноярской епархии: Александра Поливанова (1919), Амоса Иванова (1919), Владимира Фокина (1919), Димитрия Неровецкого (1919), Иоанна Пригоровского (1878-1918), Михаила Вологодского (1920), Михаила Каргополова (1919), Николая Силина (1919), Порфирия Фелонина (1919), Стефана Семенченко (1919), Трофима Кузнецова (1919). После окончательного установления Советской власти в губернии процесс «ликвидации» приходов и религиозных учреждений возобновился с удвоенной силой. Объектом национализации стали, прежде всего, монастыри и домовые храмы. Были закрыты не только сами монастыри, но и все открывавшиеся на их территории сельскохозяйственные артели. Массовый голод в стране послужил поводом для масштабной кампании по изъятию церковных ценностей, прошедшей в храмах епархии весной и летом 1922 года. Православные общины закрывались, имущество церквей разграблялось. Протесты духовенства и прихожан игнорировались. После 1922 года епархия периодически оставалась без постоянного архиерейского управления. Незначительная часть приходов перешла к обновленцам. Не впавшие в обновленческий раскол приходы края по возможности поддерживали связь с епископами соседних сибирских регионов (на непродолжительное время на территории губернии были, помимо Красноярской, созданы также оставшиеся верными Патриарху Минусинская и Ачинская епархии). Рукоположенный в 1925 году во епископа Красноярского иеромонах Амфилохий (Скворцов), будущий новомученик, был уже в следующем году арестован и отправлен в заключение на Соловки. Недолгое время на территории края существовали также две обновленческие и одна григорианская «епархии» и их немногочисленные приходы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2225639...

По свидетельству директора РГАСПИ К.М. Андерсона, все документы ленинского фонда рассекречены и доступны для исследователей, так как государственных тайн в них не содержится. " Указание Ленина от 1 мая 1919 г. " в РГАСПИ отсутствует (как и все остальные " Указания " ). Засекреченной остается только история болезни Ленина. Все документы Ленина в РГАСПИ каталогизированы строго по датам. Среди бумаг Ленина, относящихся к 1 мая 1919 г., нет антирелигиозных - это несколько подписанных им постановлений Малого СНК, и все они касаются мелких хозяйственных вопросов. Отсутствует " Указание Ленина от 1 мая 1919 г. " и в Государственном архиве РФ, где хранятся фонды СНК и ВЦИК. Отрицательный отзыв о наличии этого " документа " дали в своих официальных письмах Центральный архив ФСБ России и Архив президента РФ. Итак, " Указание Ленина от 1 мая 1919 г. " отсутствует во всех профильных по этой тематике государственных и ведомственных архивах России. Равным образом не существовало никакого секретного " решения ВЦИК и СНК " 1917-1919 гг. о необходимости " как можно быстрее покончить с попами и религией " , во исполнение которого " Указание Ленина от 1 мая 1919 г. " будто бы было выпущено. Не существует никаких " инструкций ВЧК-ОГПУ-НКВД " со ссылками на это " указание " , нет никаких документов о его исполнении. Кроме того, содержание мнимого " Указания Ленина от 1 мая 1919 г. " прямо противоречит фактической стороне истории церковно-государственных отношений 1918 - начала 1920-х гг. Документы СНК РСФСР свидетельствуют, что в 1919 и 1920 гг. и в начале 1920-х гг. по распоряжению Наркомата юстиции РСФСР отдельные церкви неоднократно передавались в распоряжение общин верующих, а решения местных властей об их закрытии отменялись. При действии " Указания Ленина от 1 мая 1919 г. " или подобного ему документа это было бы совершенно невозможно. Кроме того, одним из основных механизмов или методов гонений на Церковь и религию в годы Гражданской войны со стороны центральной большевистской власти было сознательное и молчаливое попустительство.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010