А.А. Мельников Алексей Анатольевич Мельников – старший преподаватель кафедры древних языков Санкт-Петербургской духовной академии (alexei.melnikov@yandex.ru). В статье поднимается вопрос о возможности и необходимости иметь ясные для понимания и удобные для чтения поэтические переводы кондаков прп. Романа Сладкопевца . Затрагивается тема сложного метрического строения кондака и его связи с музыкальной составляющей данного жанра. Высказывается мнение о целесообразности использования в переводах кондаков традиционных для русской поэзии размеров и предлагается перевод кондака на Святую Пасху, выполненный в этом ключе. Преподобный Роман Сладкопевец , будучи одним из наиболее известных и талантливых византийских церковных поэтов, на похвалы которому никогда не скупились ни его современники, ни исследователи нового времени, был отмечен и вниманием отечественных переводчиков. Их прошлые и нынешние труды отчасти компенсируют печальное историческое явление, до сих пор не нашедшее общепринятого объяснения: почти полное исчезновение кондаков прп. Романа (да и кондаков как жанра, вообще) из богослужения Православной церкви. Еще в конце XIX века кондаки прп. Романа начали переводить в России как на русский 1 , так и на церковнославянский язык 2 . В советское время писал об этом выдающемся гимнографе и переводил его в нескольких изданиях С.С.Аверинцев 3 , существуют некоторые переводы и статьи о нём известного литургиста Н.Д.Успенского 4 , архимандрита Платона (Игумнова) 5 . Уже в близое к нам время преподобному Роману и некоторым его пасхальным кондакам посвятил один из разделов книги «Христос – победитель Ада» митрополит Иларион (Алфеев) 6 . В печатных и электронных изданиях выходили и продолжают время от времени появляться новые переводы его кондаков на русский язык 7 . Надо отметить, что почти все существующие переводы кондаков прп. Романа сделаны прозой и часто очень близки к подстрочникам, что является достаточным и, вероятно, даже предпочтительным для целей изучения кондаков. Подобные переводы дают возможность следить за мыслью автора и отмечать поэтические особенности оригинала, но в то же время весьма затрудняют чтение и лишают перевод художественности. А от этого, на мой взгляд, тексты преп. Романа много теряют в выразительности и силе воздействия на читателя. В самом деле, кондак – это не только предмет исследования, но прежде всего – исторически – литературно-музыкальное произведение, предназначавшееся для слушателей (теперь, правда, только для читателей). И мы не вправе лишать читателя возможности обращаться к кондаку именно как к литературному произведению. Хотя вопрос о том, как следует переводить на русский язык кондаки, чтобы отразить их поэтическую природу, совсем не прост и не имеет однозначного решения. Слишком необычной является для нас поэзия, метрически организованная таким образом, как кондак.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

От Господа стопы человека исправляются… Часть I. 28.08.2023 11:29:36 Архимандрит Платон (Игумнов) Николай Бульчук: С любезного согласия архимандрита Платона (Игумнова) я встретился с ним в его келии в Московской духовной академии с тем, чтобы побеседовать с ним на темы, которые, к сожалению, не затрагивают многие современные светские СМИ. Но на то мы и существуем, чтобы в своих беседах как бы простираться немного более вперед и смотреть немного более в перспективу: не только в этой жизни, но и в жизни, которая ожидает некогда каждого из нас. Хочется поговорить и о духовном. Отец Платон, прежде всего, мне хотелось бы, чтобы вы поделились со мной своими воспоминаниями о прошлом: как вы в Лавру преподобного Сергия, под покров обители мудрости духовной – православной Московской духовной академии? Каким был ваш путь – юношеский, детский и, впоследствии, академический? Архимандрит Платон (Игумнов): Как говорил в свое время святитель Иннокентий Московский, наш известный миссионер, апостол Америки и Сибири, дальнего Востока: «От Господа стопы человека исправляются». Конечно, это относится к любому человеку, но вы мне задаете вопрос, как будто я из себя представляю нечто необычное. Я самый обычный преподаватель среди нашей корпорации. Но если конкретно на ваш вопрос отвечать, то - с детства я был воспитан в христианской вере, в православной христианской. В традиционной семье с христианским укладом. Ну, конечно, была советская эпоха, советская действительность. Но с детства я понимал те вопросы в жизни, которые, конечно, по-разному преподносились. Я бы так сказал, что та послевоенная эпоха, в которой я жил, была «мифологической эпохой». То есть, есть миф, есть мифология, есть мифологическое сознание. Конечно, миф, мифологическое сознание – это одна из форм символической деятельности человека. Если мы, например, обратимся к области философии – мы можем, например, назвать имя Эрнста Кассира, немецкого философа, который внес серьезный вклад в разработку вообще такой тематики, такой области философского знания, которая называется «философией символических форм» (то есть, форм символической деятельности человека). Человек – посредник между миром начальным и миром небесным. Он осуществляет свою деятельность вот в этой символической парадигме.

http://radonezh.ru/2023/08/28/ot-gospoda...

Зачем ходить в храм, если Бог в душе? Что общего у притчи о блудном сыне и рассказа о детстве Христа 21 ноября, 2015 Что общего у притчи о блудном сыне и рассказа о детстве Христа Не правда ли, часто приходится слышать этот вопрос? Ответить на него мы попросили архимандрита Платона (Игумнова), профессора Московской духовной академии, магистра богословия. Архимандрит Платон (Игумнов). Фото: mpda.ru Блудный сын Созданный по образу и подобию Божьему, человек изначально является носителем истинного богоподобия, но его высокое царственное достоинство находится после изгнания Адама из рая под знаком морального и физического унижения; человек жалок в своей физической обреченности и в своей моральной подверженности страстям. Каждый потомок ветхого Адама, в силу того, что он не приобщен и не освящен Божественной благодатью, есть по своему состоянию блудный сын. Описанное в Евангелии от Луки обращение блудного сына есть образ обретения человеком истинной религиозности, актуально воплощенной через вступление человека в благодатный союз с Богом. Евангельская притча о блудном сыне содержит глубокий и ясный ответ на предложенный в заглавии вопрос. Блудному сыну, вспомнившему в горестных обстоятельствах своего отца, вовсе не достаточно было иметь отца «в душе», – несчастному молодому человеку, чтобы избежать неминуемой гибели от голода, было необходимо пойти в дом отца своего. Только в доме могла произойти встреча с отцом, только в доме он мог оказаться в восторженных и сердечных отеческих объятиях, и только в доме, являющемся символическим обозначением храма, он мог облечься в новую одежду – символ крещения, получить драгоценный перстень – символ миропомазания и стать участником торжественной праздничной трапезы – символ Божественной евхаристии. Каждый человек, чтобы избежать вечной духовной погибели, чтобы облечься в потерянное прежнее богоподобное достоинство, чтобы в постоянном духовном обновлении украшаться драгоценными добродетелями, чтобы иметь во Христе общение с Отцом в благодати Святого Духа, чтобы быть наследником воскресения и вечной жизни, должен обязательно находиться в спасительной и живоносной ограде Церкви, в доме Бога Живого, то есть должен всегда ходить в храм Божий. Храм в домостроительстве человеческого спасения

http://pravmir.ru/zachem-hodit-v-hram-es...

Священник Алексей Яковлев: Наш факультет создает условия, чтобы курсанты могли встретиться с Богом Источник: «Вестник военного и морского духовенства» Факультет православной культуры как негосударственное учреждение дополнительного образования в Военной академии Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого – явление уникальное для современной системы военного образования. В стенах одного из самых крупных военных учебных заведений страны уже на протяжении 16 лет преподавателям, служащим, слушателям и курсантам предоставляется возможность во внеучебное и личное время знакомиться с историей православной культуры России и духовными основами воинского служения Отечеству. О том, как это происходит, рассказал священник Алексей Яковлев, заместитель декана факультета православной культуры, помощник начальника Военной академии по работе с верующими военнослужащими, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. — Отец Алексей, расскажите, когда факультет православной культуры в Академии Ракетных войск начал свое существование? — В январе 1996 года на заседании Военного совета Ракетных войск стратегического назначения с участием Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была поддержана инициатива приснопамятного генерал-полковника Юрия Ивановича Плотникова, начальника Академии, о создании факультетов православной культуры при военно-учебных заведения РВСН. — Это была инициатива только Академии? — Не только Академии. В декабре 1995 над проектом возрождения системы духовного образования работали протоиерей Дмитрий Смирнов, генерал-майор Николай Максимович Мороз, полковник Константин Григорьевич Сергеев, приснопамятные игумен Иосиф (Шапошников) и протоиерей Федор Соколов. Именно они подготовили возможность появления факультета православной культуры в стенах военной Академии. Они и стали первыми преподавателями на новообразованном факультете православной культуры и привлекли к преподаванию выдающихся московских священнослужителей: игумена Платона (Игумнова), протоиерея Валериана Кречетова, протоиерея Артемия Владимирова и многих других. В первые годы существования факультета в военной Академии занятия посещались чрезвычайно большим количеством людей. Приходили не только курсанты, офицеры и генералы, но и члены их семей, сотрудники.

http://pravoslavie.ru/53148.html

«Факультет восполняет недостаток традиционного образования русского офицера». Об истории факультета православной культуры Академии Ракетных войск стратегического назначения 27 апреля 2012 г. 14:30 Факультет православной культуры как негосударственное учреждение дополнительного образования в Военной академии Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого — явление уникальное для современной системы военного образования. В стенах одного из самых крупных военных учебных заведений страны уже на протяжении 16 лет преподавателям, служащим, слушателям и курсантам предоставляется возможность во внеучебное и личное время знакомиться с историей православной культуры России и духовными основами воинского служения Отечеству. Об истории и современном положении факультета рассказал священник Алексий Яковлев, заместитель декана факультета православной культуры, помощник начальника Военной академии по работе с верующими военнослужащими, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском . — Отец Алексий, расскажите, когда факультет православной культуры в Академии Ракетных войск начал свое существование? — В январе 1996 года на заседании Военного совета Ракетных войск стратегического назначения с участием Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была поддержана инициатива приснопамятного генерал-полковника Юрия Ивановича Плотникова, начальника Академии, о создании факультетов православной культуры при военно-учебных заведения РВСН. — Это была инициатива только Академии? — Не только Академии. В декабре 1995 над проектом возрождения системы духовного образования работали протоиерей Димитрий Смирнов , генерал-майор Николай Максимович Мороз, полковник Константин Григорьевич Сергеев, приснопамятные игумен Иосиф (Шапошников) и протоиерей Феодор Соколов. Именно они подготовили возможность появления факультета православной культуры в стенах военной Академии. Они и стали первыми преподавателями на новообразованном факультете православной культуры и привлекли к преподаванию выдающихся московских священнослужителей: игумена Платона (Игумнова), протоиерея Валериана Кречетова, протоиерея Артемия Владимирова и многих других. В первые годы существования факультета в военной Академии занятия посещались чрезвычайно большим количеством людей. Приходили не только курсанты, офицеры и генералы, но и члены их семей, сотрудники.

http://patriarchia.ru/db/text/2186909.ht...

Архив Пн Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Ватикана 25 ноября 2016 г. 18:45 25 ноября 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с губернатором Государства-града Ватикан кардиналом Джузеппе Бертелло. Во встрече, которая прошла в Патриаршей резиденции в Чистом переулке, также принял участие Апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Челестино Мильоре. Со стороны Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата участвовали секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов) и сотрудник ОВЦС священник Алексий Дикарев. Кардинал Джузеппе Бертелло посетил Москву в связи с открытием 25 ноября в Государственной Третьяковской галерее выставки шедевров из Ватикана. Назвав это событие историческим, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Это даст возможность нашим людям не только увидеть замечательные произведения искусства, но и познакомиться через это искусство с духовностью западных христиан, потому что все представленные произведения связаны с библейскими сюжетами». Предстоятель Русской Православной Церкви попросил гостя передать его благодарность Папе Римскому Франциску . «Я знаю, что это результат высокого уровня отношений, которые сложились между Святым Престолом и Россией. И мы надеемся, что эти добрые отношения будут развиваться, как и отношения между нашими Церквами», — сказал Святейший Владыка. Со своей стороны губернатор Ватикана поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с 70-летием, отмечавшимся несколько дней назад, и отметил импульс, который придала развитию контактов между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Папой Франциском в Гаване в феврале текущего года. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892).

http://patriarchia.ru/db/text/4697863.ht...

В Успенском Далматовском монастыре состоялись торжества по случаю дня памяти преподобного Далмата Исетского 7 августа 2017 г. 18:32 6 августа 2017 года, в день обретения святых мощей (1994) преподобного Далмата Исетского (†1697), в Успенском Далматовском мужском монастыре   Шадринской епархии ( Курганская митрополия ) состоялись праздничные торжества. Богослужение в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», где находятся мощи преподобного Далмата, совершили митрополит Курганский и Белозерский Иосиф , епископ Каменский и Алапаевский Мефодий , епископ Шадринский и Далматовский Владимир в сослужении прибывшего на торжества насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры преподавателя Московской духовной академии архимандрита Платона (Игумнова), духовенства Шадринской и Курганской епархий, братии обители в священном сане. Песнопения исполнил мужской хор монастыря святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме ( Екатеринбургская митрополия ). За Литургией молились настоятельница Введенского монастыря села Верхняя Теча Катайского района Курганской области игумения Михаила (Шульцева) с сестрами обители, а также паломники, прибывшие из Курганской, Челябинской, Свердловской, Тюменской и других областей. Проповедь перед причастием произнес насельник Далматовской обители иеромонах Иосиф (Бровкин). После Литургии вокруг монастыря был совершен крестный ход с ракой со святыми мощами преподобного Далмата Исетского — основателя обители. Во время торжественного шествия состоялось освящение памятника преподобному. По окончании богослужения были возглашены уставные многолетия. Митрополит Иосиф поздравил присутствовавших и обратился к верующим со словом духовного назидания. В свою очередь, главу Курганской митрополии приветствовал епископ Шадринский Владимир, священноархимандрит Далматовского монастыря. Во внимание к усердным трудам на благо Шадринской епархии епископ Владимир наградил жертвователей, скульптора О.Ю. Красношеину и всех потрудившихся над созданием памятника святому епархиальными медалями прп. Далмата Исетского I и II степени и архиерейскими грамотами. По материалам сайта Шадринской епархии Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4977249.ht...

Архив Пн Делегация Русской Православной Церкви прибыла в Армению для участия в мероприятиях, посвященных 100-летию геноцида армянского народа 22 апреля 2015 г. 12:25 21 апреля 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Святейшего Католикоса-Патриарха всех армян Гарегина II в Ереван для участия в мероприятиях, посвященных 100-летию геноцида армянского народа, прибыла делегация Русской Православной Церкви во главе с управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием . В состав делегации также входят председатель финансово-хозяйственного отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Сергий Судаков, секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов) и референт управляющего делами Московской Патриархии П.П. Ермошкин. В ходе поездки, которая  продлится до 24 апреля, делегация Русской Православной Церкви примет участие в форуме «Церковь против геноцида» и в официальной памятной церемонии на Мемориале жертв трагедии армянского народа. Также состоится посещение Эчмиадзина, где Армянская Апостольская Церковь совершит канонизацию своих чад, невинно убиенных в годы преследований. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются. 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/1670393.ht...

Архив Пн Делегация Русской Православной Церкви принимает участие в Православной предассамблее Всемирного совета церквей 10 мая 2022 г. 18:13 10 мая 2022 года в Паралимни (Кипр) началось заседание Православной предассамблеи Всемирного совета церквей. В мероприятии принимает участие делегация Московского Патриархата, которую возглавляет председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион . В делегацию входят: заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков), представитель Русской Православной Церкви при Всемирном совете церквей протоиерей Михаил Гундяев, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), сотрудница ОВЦС М.Б. Нелюбова. В поездке митрополита Илариона также сопровождает секретарь председателя ОВЦС иерей Александр Ершов. Предассамблея продлится в течение недели. В ней участвуют делегации Православных Церквей и Древних Восточных Церквей — членов ВСЦ. В ходе заседания должна быть скоординирована их общая позиция по актуальным вопросам межхристианской повестки в преддверии Ассамблеи ВСЦ, которая состоится с 31 августа по 8 сентября с.г. в Карлсруэ (Германия). Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются. 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5924648.ht...

Архив Пн Исполняющий обязанности Патриаршего экзарха Африки встретился с послом Российской Федерации в ЮАР 13 января 2024 г. 11:50 12 января 2024 года исполняющий обязанности Патриаршего экзарха Африки епископ Зарайский Константин , совершающий пастырский визит в ЮАР, в Претории встретился с Чрезвычайным и Полномочным послом Российской Федерации в Южно-Африканской Республике И.И. Рогачевым. Стороны обсудили вопросы, касающиеся деятельности Патриаршего экзархата Африки в этом государстве, осуществляемой в конструктивном взаимодействии с посольством Российской Федерации. В беседе был затронут широкий спектр тем, касающихся интересов соотечественников, проживающих на юге Африки, и их пастырского окормления. Затем от имени посла России с супругой был дан прием в честь епископа Зарайского Константина. Во встрече также приняли участие входящий в делегацию по благословению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Антония секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Йоханнесбурге протоиерей Даниил Луговой и помощник епископа Константина Владислав Дендюк. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются. 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6094327.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010